Введение 3
1. Теоретические основы изучения психологических особенностей,
детей часто болеющих респираторными заболеваниями 7
1.1. Сущность понятия «часто болеющий ребенок» 7
1.2. Характеристика факторов, влияющих на здоровье детей младшего
дошкольного возраста 14
1.3. Специфика социально-психологического развития
ребенка младшего дошкольного возраста 20
1.4. Психологические особенности детей младшего
дошкольного возраста 27
Выводы по I главе 39
2. Исследование психологических особенностей,
детей часто болеющих респираторными заболеваниями 41
2.1. Организация и методы исследования 45
2.2. Результаты исследования психического состояния, тревожности,
ситуативной агрессивности и самооценки детей часто болеющих респираторными заболеваниями 45
2.3. Результаты статистического анализа данных и их
интерпретация 54
Выводы по II главе Заключение 65
Список использованных источников и литературы 68
В настоящее время все большее значение приобретает изучение психологических особенностей часто болеющих детей это связано с высоким уровнем их заболеваемости (в чем сходятся исследователи проблемы А.А.Баранов, В.Ю. Альбицкий, Т.М. Коценко, А.Г. Румянцев, В.Н. Касаткин и мн. др.) По сведениям Федеральной службы государственной статистики РФ заболеваемость болезней органов дыхания у детей в возрасте от 0 -14 лет в 2016 году увеличилась на 3,8% 1.
Дети дошкольного возраста, которые болеют респираторными заболеваниями более четырех раз в год, составляют самую большую группу детей, нуждающихся в медицинской и психологической поддержке.
Данная проблема в основном рассматривается в медицинском контексте с точки зрения медико-физиологических аспектов. Результаты многих исследователей, показывают, что медицинского подхода к этой проблеме недостаточно, так как необходимо принимать во внимание психологический аспект и рассматривать соматический статус часто болеющего ребенка, как результат взаимодействия биологических, социальных и психологических факторов. По мнению многих специалистов, любое соматическое заболевание приводит к формированию особой социальной ситуации развития ребенка, которая у часто болеющих детей будет формироваться на фоне ограничения двигательной, познавательной и социальной активности ребенка, повышать уровень тревожности. Как известно, тревожность в младшем дошкольном возрасте может являться как причиной частых заболеваний, так и их следствием из-за измененной социальной ситуации развития .
В психологической литературе приводятся данные, указывающие на отличия болеющих детей от их здоровых сверстников по ряду индивидуально¬психологических характеристик. Так, часто болеющим детям свойственны выраженная тревожность, боязливость, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, зависимость от мнения окружающих (прежде всего от мнения матери . Повышенная тревожность оказывает негативное влияние на поведение и деятельность ребенка, препятствуя его гармоничному развитию.
Несмотря на предпринимаемые со стороны медицины меры по укреплению и сохранению здоровья болеющих детей, проблемы, связанные с психологическим развитием и социализацией их личности остаются достаточно острыми.
Степень изученности. Исследование особенностей личности и познавательной деятельности детей и подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями реализовано в работах (Николаева В.В., 1987; Арина Г.А., 1995; Ковалевский В.А., 1997; Ковалевский В.А., Урываев В.А., 2006). Факторы и условия, детерминирующие процесс речевого развития детей дошкольного возраста рассмотрены в работе (Груздева О.В., 2004). Проблема специфики самосознания и самооценки часто болеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста представлена в исследованиях (Мосина Н.А., 2007, Чекрякова С.В., 2008). Особенности родительского отношения к часто болеющим детям дошкольного возраста выявлены в работе (Котова Е.В., 2004, Доманецкая Л.В., 2009).
Анализ литературы по проблеме показал, что остаются недостаточно изученными психологического особенности детей, часто болеющих респираторными заболеваниями.
Объект исследования: психологические особенности детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности детей часто болеющих
респираторными заболеваниями.
Цель исследования: изучить психологические особенности детей, часто болеющих респираторными заболеваниями.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «часто болеющий ребенок».
2. Рассмотреть характеристику факторов, влияющих на здоровье детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить специфику психологического развития ребенка младшего дошкольного возраста.
4. Раскрыть психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (тревожность, агрессивность, самооценка).
5. Изучить психическое состояние детей, болеющих респираторными заболеваниями.
6. Исследовать особенности тревожности, агрессивности и самооценки детей, часто болеющих респираторными заболеваниями.
7. Выявить особенности тревожности, агрессивности и самооценки в
зависимости от психического состояния детей, часто болеющих
респираторными заболеваниями.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что психологические особенности (тревожность, ситуативная агрессивность, уровень самооценки) детей младшего дошкольного возраста, часто болеющих респираторными заболеваниями, взаимосвязаны с их психическим состоянием (позитивным или негативным):
- дети младшего дошкольного возраста, болеющие респираторными заболеваниями, с позитивным психическим состоянием менее тревожны и агрессивны, имеют завышенную самооценку;
- дети младшего дошкольного возраста, болеющие респираторными заболеваниями, с негативным психическим состоянием более тревожны и агрессивны, имеют заниженную самооценку.
Методологическую основу исследования составляют:
1. Онтогенетические теории развития личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев);
2. Теоретические положения психосоматического подхода в медицине (В.В. Николаева, Д.Н. Исаев, М.В. Струковская, Ю.А.).
В качестве основного метода математико-статистической обработки данных был выбран корреляционный анализ по критерию r - Спирмена, а также выявление различий в уровне исследуемого признака по критерию U-Манна- Уитни.
Методики исследования:
1. Методика Велиевой С.В. «Паровозик» для диагностики психического состояния ребенка;
2. Опросник Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко для диагностики тревожности ребенка;
3. Методика «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Аменв адаптации В.М. Астапова для диагностики тревожности ребенка;
4. Опросник Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко для диагностики ситуативной агрессии ребенка;
5. Методика «Лесенка» Щур В.Г. для диагностики самооценки ребенка.
Научная новизна работы. В исследовании уточнены и расширены знания о психологических особенностях детей младшего дошкольного возраста, болеющих респираторными заболеваниями, и взаимосвязи с их психическим состоянием.
Теоретическая значимость. В работе уточнены и систематизированы данные об особенностях тревожности, агрессивности и самооценки детей, болеющих респираторными заболеваниями, в зависимости от их психического состояния.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования имеют практико-ориентированную направленность и могут быть использованы в практической деятельности психологов и воспитателей ДОУ.
Эмпирическая база исследования. ГБУЗ РБ Детская поликлиника №5 города Уфа. Дети младшего дошкольного возраста, в количестве 71 человек, в возрасте от 3 до 4 лет. Для определения психологических особенностей детей, болеющих респираторными заболеваниями, были исследованы 71 ребенок в младшем дошкольном возрасте от 3 до 4 лет, а также опрошены их родители. Все исследуемые дети с родителями обращались в ГБУЗ РБ №5 города Уфа в период с сентября по ноябрь 2019 г. Мы сделали акцент на исследовании детей именно младшего дошкольного возраста, т.к. именно с этим возрастом связано начало посещения дошкольного образовательного учреждения, в этом возрасте дети, как правило, чаще начинают болеть респираторными заболеваниями, происходит адаптация детей к ДОУ.
Настоящее исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (октябрь 2017г. - август 2019г.) осуществлялся
теоретический анализ и систематизация данных по исследуемой проблеме.
На втором этапе (сентябрь - ноябрь 2019г.) проводился сбор и первичная обработка данных исследования.
Апробация полученных результатов исследования: теоретические положения исследования были изложены в статье журнала «Вопросы науки и образования».
Структура работы: магистерская диссертация состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, списка литературы, который насчитывает 50 источников, 2 приложения, 9 таблиц, 12 рисунков.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что частые ОРЗ у детей младшего дошкольного возраста, следующие одно за другим, оказывают негативное воздействие на его физическое и психомоторное развитие. Психолого-педагогические данные свидетельствуют о низких показателях развития памяти. У таких детей часто встречаются психологические комплексы, прежде всего - комплекс неполноценности, ощущение неуверенности в себе. Невозможность из-за частых болезней жить полноценной для своего возраста жизнью может привести к социальной дезадаптации (ребенок может избегать сверстников, быть замкнутым, грубым, раздражительным) .
Что существуют отличия часто болеющих детей от их здоровых сверстников по ряду индивидуально-психологических характеристик. Так, им свойственны выраженная тревожность, боязливость, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, зависимость от мнения окружающих (прежде всего от мнения матери), что статус часто болеющего ребенка мальчиком переживается более болезненно, чем девочкой, и это негативно отражается на его межличностных отношениях, оценке себя, собственных возможностей, что и провоцирует развитие высокой тревожности.
На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что дети наиболее уязвимая и незащищенная часть нашего общества, которая легко и быстро подвергается влиянию всевозможных факторов окружающей среды. Преобладающее большинство вышеперечисленных факторов воспринимаются в качестве факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. Доминирующее значение в формировании нарушений в состоянии здоровья детей и подростков имеют 3 группы факторов:
1) факторы, характеризующие генотип популяции («генетический груз»);
2) образ жизни;
3) состояние окружающей среды.
На детский организм социальные и средовые факторы воздействуют не самостоятельно или изолированно, а происходит сложный структурный синтез с биологическими, в том числе наследственными, факторами. Данный факт и объясняет прямую зависимость заболеваемости детей и подростков как от среды, в которой они находятся, так и от генотипа и биологических закономерностей роста и развития.
К социально-психическим факторам, влияющим на психологическое здоровье детей, относятся любые нарушения в сфере детско-родительских отношений, дисгармония семейных отношений или противоречия семейного воспитания.
Таким образом, для полноценного психологического развития ребенка самыми действенными профилактическими средствами являются гармоничные отношения в семье, стабильность семейного воспитания, понимание родителями внутреннего мира своих детей, их проблем и переживаний, умение видеть и анализировать любую ситуацию с позиции своего ребенка.
Нами изучены психологические особенности: психическое состояние, тревожность, ситуативная агрессивность и самооценки детей младшего дошкольного возраста, болеющих респираторными заболеваниями. Проведено исследование младшего дошкольного возраста в связи с тем, что в этом возрасте происходит адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению наряду с увеличением количества обращений в медицинские учреждения в связи с респираторными заболеваниями ребенка.
По результатам изучения психического состояния выявлено две группы младших дошкольников, часто болеющих респираторными заболеваниями, - дети с позитивным психическим состоянием и дети с негативным психическим состоянием разной степени выраженности. Каждая группа детей характеризуется специфическим проявлением психологических особенностей: тревожности, ситуативной агрессивности и уровня самооценки.
Дети младшего дошкольного возраста, часто болеющие респираторными заболеваниями, с позитивным психическим состоянием (ППС) достоверно менее тревожны и агрессивны, имеют завышенную самооценку. По результатам качественного анализа данных выявлено, что среди таких детей больше всего младших дошкольников с низкой тревожностью; со средним уровнем ситуативной агрессивности и почти нет детей с низким уровнем ситуативной агрессивности; больше всего детей с завышенной самооценкой.
Дети младшего дошкольного возраста, часто болеющие респираторными заболеваниями, с негативным психическим состоянием (НПС) достоверно более тревожны и агрессивны, имеют заниженную самооценку. По результатам качественного анализа данных выявлено, что таких детей больше всего младших дошкольников со средним и высоким уровнем тревожности, с высоким уровнем ситуативной агрессивности и с заниженной самооценкой.
Выявлена достоверная взаимосвязь психологических особенностей у детей младшего дошкольного возраста, часто болеющих респираторными заболеваниями. Так, у детей, болеющих респираторными заболеваниями, с положительным психическим состоянием (ППС) чем хуже психическое состояние, тем выше уровень тревожности, индекс тревожности. Дети с негативным психическим состоянием при заниженной самооценке чаще проявляют ситуативную агрессию.
У детей, часто болеющих респираторными заболеваниями, с негативным психическим состоянием (НПС) чем хуже психическое состояние, тем также выше уровень тревожности и индекс тревожности. Чем ниже самооценка у таких детей, тем более выражено негативное психическое состояние, тревожность и индекс тревожности. Дети с негативным психическим состоянием чаще проявляют ситуативную агрессию.
Для всех детей, часто болеющих респираторными заболеваниями, независимо от того психическое состояние положительное или отрицательное, характерна взаимосвязь между тревожностью, индексом тревожности и психическим состоянием. Чем менее благополучно психическое состояние, тем выше уровень тревожности у детей с респираторными заболеваниями.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена: психологические особенности младших дошкольников с респираторными заболеваниями - тревожность, ситуативная агрессивность, уровень самооценки взаимосвязаны с позитивным или негативным психическим состоянием детей.
1. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. М., 1979. - 241 с.
1. Альбицкий, В.Ю.Часто болеющие дети Издательство: Нижегородская медицинская ассоциация (НГМА), 2003 - 180 с.
2. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья: учебное пособие. СПб.: БПА, 1998. 148 с.
3. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концеп туальные основыпсихологии здоровья— СПб.: Речь, 2006. - 384 с.
4. Астапов, В. М., Тревожность у детей / В. М. Астапов. - Москва :PerSe, 2008. - 159 с.; ISBN 978-5-9292-0169-1
5. Балева Л. С., Вавилова В. Л., Доскин В. А. Современные проблемы к лечению и реабилитации часто болеющих детей (медицинская технология). Москва. 2006. - 46 с.
6. Велиева С.В. Акмеологические особенности психических состояний детей дошкольного возраста. Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун¬т, 2015. 186 с.
7. Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б. С. Волков. М.: Пед. общ-во России, 2002. - 128 с.
8. Волкова О.Н. Особенности развития личности часто болеющего ребенка. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 30.06.2010).
9. Войнов В.Б., Сысоева А.Ф., Варвулева И.Ю. Психоневрологическая оценка состояния детей в динамике 1-3 классов // Физиология развития человека. Материалы международной конференции. - М., 2000.-140 с.
10. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. - Соб.соч., Т.5. - М.: Педагогика, 1983., стр. 210.
11. Горячева Т.Г., Кофанова Е.Б. Отношение к болезни и психологические особенности детей, часто болеющих респираторными заболеваниями [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 1. C. 45-60. doi: 10.17759/psyclin.2016050104
12. Гребенюк А.А. Актуальные проблемы возрастной психологии. - Симферополь, 2010 . - 453 с.
13. Гуляева К.Ю. Агрессивность в подростковом возрасте и ее коррекция. Омский научный вестник - 2007. - No3 -55. - С. 107 -110 с.
14. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. - М.: 1979. - 287 с.
15. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. - М., 1998., стр. 127.
16. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. - М.: Гном и Д, 2001. - 144 с., стр. 72.
17. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. - 76 с., стр. 27, 38.
18. Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. -/Авт.- сост. Е. Е. Данилова/ - М.: Издательский центр “Академия”, 1998. - 160 с.
19. Елисеев Ю.Ю. «Общая гигиена: Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2006, 220 с.
20. Дубровина И.В. «Психическое здоровье детей и подростков». -М.: Академия, 2000. - 256 с.
21. Ефимкина Р. П. Психология развития. - Новосибирск, 2004.
22. Журавлев А.Л., Воловикова М.И., Галкина Т.В. Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества / отв. ред.; Ин-т психологии РАН. - М.,2014. -378с.
23. Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию. - М., 2004.
24. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург: Деловая книга,1995., стр. 84.
25. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность.- СПб; Питер 2005. с 187.
26. Интернет ресурс - https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie- nauki/library/2015/04/28/psihologicheskie-osobennosti-dlitelno-boleyushchih
27. Интернет ресурс
https://studbooks.net/2053931/pedagogika/psihologicheskie_problemy_somati cheski_bolnyh_detey#83
28. Колесов Д. В. Современный подросток. Взросление и пол. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. -198 с.
29. Кряжева Н. Л., Развитие эмоционального мира детей. Попу-лярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. 208 с.,
30. Интернет источник: Ковалевский В.А., Груздева О.В. Соматически больной ребенок дошкольного возраста: специфика социально-психологического развития. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2009. N 1. URL: http :// medpsy.ru .
31. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М., 1998. - 624 с.
32. Мамаева М. А. Часто болеющие дети: программа
обследования, лечения и оздоровления. Санкт-Петербург. Издательский Дом СТЕЛЛА. 2014. - 60 с.
33. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 304 с.
34. Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов.-М., 1985.- 272 с.
35. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология
развития, детства, 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
36. Мышление и речь : сборник / Лев Выготский ; [предисл., сост.: Е. Красная]. - Москва : АСТ : Хранитель, 2008. - 668, [1] с.; 21 см. - Немов Р.С. Общие основы психологии - М., 2003.- 680 с.
37. Обухова Л.Ф. Детская психология - М., 1998. -231 с.
38. Омолоева Т.С. Часто и длительно болеющие дети - группа диспансерного наблюдения на педиатрическом участке. Учебное пособие. Иркутск. ГОБУ ВПО ИГМУ. 2012. - 27 с.
39. Прихожан А.М., Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст - Питер, 2009. - 192 c.
40. Савенкова М. С., Савенков М. П., Абрамова Н. А. Опыт лечения часто болеющих детей в условиях поликлиники // Практика педиатра. 2011.10. - с. 53-58.
41. Силаев А. А., Лебедева Е. И. Психологические трудности у детей младшего школьного возраста на фоне проблем со здоровьем // Педагогика и психология: Теория и практика. 2016.3. - с. 52-54.
42. Сизова И.В. Взаимосвязь самооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста -М., 2015. - No 11. - С. 236 - 2
43. Специализированный журнал для врачей и фармацевтов «Вестник Ферон» №3, 2017год.
44. Статистический сборник «Здравоохранение в России - 2017» находится в свободном доступе на официальном Интернет-портале Росстата- URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/zdrav17.pdf).
45. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. - Ростов - на-Дону, Феникс, 2005. - 407 с.
46. Рогалева Н.М. статья «Возрастные особенности детей
дошкольного возраста» - URL:
https://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2016/12/05/vozrastnye-osobennosti- doshkolnikov.
47. Романцов М. Г., Мельникова И. Ю. Особенности личностного и психического развития часто болеющих детей // Педагогика и психология: Теория и практика. 2016.2. - с. 68-71.
48. Харит С. М., Фридман И. В. Клинические рекомендации оказания медицинской помощи детям с клинической ситуацией «Вакцинопрофилактика часто и длительно болеющих детей» // ФГБУ НИИДИ ФМБА России. 2016. - 31 с.
49. Савенкова М. С., Афанасьева А. А., Абрамова Н. А. Иммунотерапия: лечение и профилактика вирусных инфекций у часто и длительно болеющих детей // 2012.3. - с. 20-27.
50. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб.пособие для студ. высш.учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 368 с.
51. Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников.- М. : Педагогика, 2003. - 345 с.