Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №66319

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
622
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Научно-методические основы формирования
коммуникативных универсальных учебных действий
младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка 8
1.1. Особенности формирования коммуникативных универсальных
действий младших школьников 8
1.2. Современные требования к организации проектной
деятельности младших школьников 17
1.3. Условия формирования коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка 25
Глава 2. Организация и проведение экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка 35
2.1. Показатели и уровни сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников 35
2.2. Реализация педагогических условий по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка 43
Заключение 51
Библиографический список 53
Приложение 59


Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Процесс общения формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели, средствам общение так же выполняет одну из важнейших функций в психическом развитии индивида.
С помощью коммуникативной деятельности люди обмениваются информацией, устанавливают контакты друг с другом, достигают взаимного понимания, побуждают совершать действия и поступки, воздействуя друг на друга.
В процессе коммуникации устанавливаются определенные личные взаимоотношения, от характера отношений ребенка с окружающими во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.
Можно утверждать, что содержание и способы коммуникативной деятельности обусловливают развитие способности ребенка к познанию мира, регуляции поведения и деятельности, определяют образ «Я» как систему представлений о себе.
В связи с этим особое внимание в образовательном процессе уделяется развитию коммуникативных универсальных учебных действий. Так как главная задача школы в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) - это создание условий, обеспечивающих школьникам умение учиться, саморазвиваться и самосовершенствоваться, что невозможно без хорошо развитых навыков общения.
Таким образом, актуальность данной темы на сегодняшний день очевидна.
Подходы к решению проблем формирования коммуникативных учебных действий отражены в работах Е.М. Алифановой, Е.С. Антоновой, Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, Р.Р. Галиакбировой, П.Я. Гальперина, А.К. Дроздовой, Л.Л. Коломинского, О.Е. Лебедева, А.А. Любинской, Г.К. Селевко, Е.В. Харламповой, Г.А. Цукерман и других ученых.
Развитию коммуникативных учебных действий младших школьников способствует организация работы по созданию проектов. В ходе проектной деятельности развиваются такие качества как целеустремленность, ответственность, самостоятельность, во время работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к окружающим условиям жизни.
Помимо этого, проектная деятельность дает возможность организовать образовательный процесс так, чтобы через постановку проблемы осуществлять мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к выполнению работы.
Возможности организации проектной деятельности рассмотрены в работах: А.М. Гаврилина, Е.Н. Землянской, Н.М. Конышевой, Н.В. Матяш, Е.Н. Постниковой, И.С. Сергеева, В.Д. Симоненко, М.В. Хохловой, И.А. Якимова и других.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО организация проектной деятельности предусматривается при изучении всех предметных дисциплин, в том числе и русского языка. Учебники В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого по русскому языку (УМК «Школа России») содержат рекомендации для проведения такой работы. Однако не всегда учитель, располагая готовыми материалами, уделяет внимание формированию конкретных умений, необходимых для обеспечения общения в рамках предложенной темы проекта.
В связи с установленным фактом мы решили остановить свой выбор на следующей теме выпускной квалификационной работы: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
эффективного формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка.
Объект исследования: формирование коммуникативных
универсальных учебных действий.
Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка будет эффективным, если:
- обеспечивается коммуникативно - деятельностный подход в обучении русскому языку в соответствии с программными требованиями;
- осуществляется формирование конкретных коммуникативно-речевых умений учащихся в ходе совместной работы над проектом;
- активизируется творческое самовыражение и самореализация каждого учащегося в ходе работы над проектом.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и установить степень ее разработанности.
2. Изучить педагогический опыт по проблеме исследования.
3. Организовать экспериментальную работу по предмету исследования в начальных классах.
Методы исследования: изучение теории вопроса, изучение
педагогического опыта, эксперимент, изучение продуктов деятельности учащихся, количественная и качественная обработка результатов исследования, моделирование учебного процесса.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в научно-практической интернет-конференции с международным участием «Развитие личности в образовательном пространстве» (Белгород, НИУ «БелГУ», март 2018 г.).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, степень разработанности проблемы исследования, определен научный аппарат исследования.
В первой главе «Научно-методические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка» рассматриваются характеристика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в психолого-педагогической литературе, особенности организации проектной деятельности младших школьников в учебном процессе и условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации проектной деятельности на уроках русского языка.
Во второй главе «Организация и проведение экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка» представлены результаты диагностики коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся экспериментального класса, описаны эффективные способы организации и проведения работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности.
В заключении содержатся выводы и обобщения дипломной работы, и говорится об эффективности использования проектной деятельности на уроках русского языка в младшем школьном возрасте.
Библиографический список включает 52 источника.
Работа расположена на 58 страницах.
В приложении представлено описание диагностик коммуникативных универсальных учебных действий на констатирующем этапе исследования, материалы формирующего этапа.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выпускного квалификационного исследования мы убедились в том, что проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка является актуальной.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы позволило нам уточнить содержание понятий «коммуникативно-деятельностный подход», «проектная деятельность» «коммуникативные универсальные учебные действия», Изучая и анализируя проблему исследования, мы пришли к выводу, что овладение учащимися коммуникативными универсальными учебными действиями в проектной деятельности способствует формированию и развитию умений взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию.
В ходе изучения методической литературы были изучены этапы и формы работы над проектной деятельностью. Обоснована возможность и необходимость применения метода проектов на уроках русского языка в начальной школе.
В экспериментальной части выпускного квалификационного исследования представлено описание диагностической работы на базе 2 «б» класса МБОУ «СОШ №3» города Шебекино Шебекинского района Белгородской области. Эксперимент состоял из двух этапов: констатирующего и формирующего. Констатирующий этап позволил установить исходный уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий экспериментального класса на начало исследования. На основе изучения методической литературы и программных требований мы определили показатели, в соответствии с которыми устанавливался уровень сформированности необходимых умений.
В ходе формирующего этапа эксперимента были подтверждены положения гипотезы и решены поставленные задачи. При разработке и проведении уроков-проектов «И в шутку и всерьез», «Пишем письмо» на уроках русского языка мы убедились в правомерности педагогических условий, представленных в гипотезе исследования.
Мы установили, что организация проектной деятельности на уроках русского языка способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Повышается качество изучения программного материала по русскому языку, так как предлагаемые задания для проекта всегда актуальны, поскольку рассчитаны на младший школьный возраст.
К сожалению, ограниченные сроки выпускной квалификационной работы не позволили нам в полной мере исследовать проблему сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка, поэтому основные направления настоящей работы могут быть рекомендованы как базовые для определения дальнейших путей ее разработки в школьной практике.


1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся / И.Н. Агафонова // Управление начальной школой. - 2009. - №2.- С. 4-9.
2. Акишина Т.Е. Грамматика чувств: Пособие по развитию русской речи / Т.Е. Акишина. - М.: Просвещение, 2012. - 216 с.
3. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр / Е.М. Алифанова. - Волгоград, 2011. - 164 с.
4. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие / Е.С. Антонова. - М.: КНОРУС, 2007. - 464 с.
5. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников / О.М. Арефьева // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 74-78.
6. Башашкина В.Ю. Речевое развитие школьников на основе
герменевтического подхода к тексту на уроках русского языка: 5-7 классы общеобразовательной школы: Дис. ... канд. пед. наук 13.00.02 /
В. Ю. Башашкина. - Москва, 2008. - 253 с.
7. Бессонова Е.В. Урок-проект «Рассказ о слове» // Социальная сеть работников образования [Офиц. сайт]. URL: https://nsportal.ru/bessonova-elena/ (дата обращения: 25.11.2017).
8. Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход
в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова. - М.: «Академия», 2002. - 416 с.
9. Быченкова Е.В. Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников // Социальная сеть работников
образования [Офиц. сайт]. URL: https://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/
(дата обращения: 24.12.2017.).
10. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычков. - М.: АРКТИ, 2010. - с. 47.
11. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка/ Л.М. Вахрушева // Русский язык. - 2007. - №14. - С. 35-36.
12. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Б. Воронцова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
13. Гаврилин А.М. Организация работы над проектом / А.М. Гаврилин // Школьная педагогика. - 2007. - № 3. - С.41-47.
14. Галиакбирова Р.Р. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников // Социальная сеть работников образования [Офиц. сайт]. URL: https://nsportal.ru/ metodicheskoe-posobie/ (дата обращения: 13.11.2017.).
15. Дроздова И.Г. Урок-проект «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» // Социальная сеть работников образования [Офиц. сайт]. URL: https://nsportal.ru/drozdova-irina-gennadevna/ (дата обращения: 1.12.2017.).
16. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов / М.В. Дубова. - М.: Баласс, 2010. - 80 с.
17. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. - 2005. - №9. - С. 55-59.
18. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова // Начальная школа. - 2004. - № 2. - С. 37-43.
19. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов,
Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
20. Кальней В.А. Структура и содержание проектной деятельности /
B. А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 4. - С. 21-26.
21. Климова А.Д. Проектная деятельность учащихся как средство управления общеобразовательными учреждениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / А.Д. Климова - Москва, 2009. - 160 с.
22. Коломинский Я.Л. Социально-психологические особенности
совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников / Я.Л. Коломинский, Б.П. Жизневский // Вопросы психологии. - 1989. - № 5. -
C. 38-44.
23. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы / Н.М. Конышева // Начальная школа. - 2006. - №1. - С. 23-28.
24. Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»: пособие для педагогов и родителей / М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. - М.: Баласс, 2005. - 143 с.
25. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.
26. Лазуренко Е.Ю. Коммуникативные особенности поведения. Культура общения и ее формирование. Вып. 7 / Е.Ю. Лазуренко. - Воронеж: ВОИПКРО, 2009. - 195 с.
27. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - №5. - С. 3 - 12.
28. Мартиросян Н.В. Формирование коммуникативных УУД младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках литературного чтения // Социальная сеть работников образования [Офиц. сайт]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/ (дата обращения: 25.01.2018).
29. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 106 с.
30. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности / И.М. Михайлова - М.: ПГПУ, 2005. - 188 с.
31. Никитина И.В. Проектная деятельность как средство организации образовательной среды: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / И.В. Никитина. - Москва, 2008. - 213 с.
32. Новикова Т.Е. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т.Е. Новикова // Народное образование. - 2000. - №7. - С. 151-157.
33. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска / Н.Ю. Пахомова // Учитель, № 1. - 2000. - 112 с.
34. Полат Е.С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е.С. Полат. - М.: Владос, 2000 - 375 с.
35. Поливанова К.И. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
36. Полякова Т. Н. Метод проектов в школе / Т.Н. Полякова. - М.:
Русское слово, 2011. - 108 с.
37. Постникова Е.Н. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника / Е.Н. Постникова // Сельская школа. - 2004. - №2. - С. 37-43.
38. Рыбина О.В. Проектная деятельность учащихся в современной школе / О.В. Рыбина // Образование в современной школе. - 2003. - №9. - С. 20-22.
39. Сабирова Д.Т. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы / Д.Т. Сабирова // Молодой ученый. - 2015. - № 2. - С. 28-30.
40. Сазанова А.В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность» / А.В. Сазанова // Психология, социология и педагогика. - 2012. -
№ 6. - С. 13-18.
41. Светенко Т.В. Учебный проект в школе. Книга для учителей / Т.В. Светенко. - Псков, 2000. - 28 с.
42. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. - 2-е изд. - М.: АРКТИ, 2005. - 80 с.
43. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка / Ю.А. Соколова // Русский язык в школе. - 2008. - №3. - С. 3-10.
44. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А. Ступницкая. - Ярославль: Академия развития, 2008. - 197 с.
45. Фадеева Е.А. Познавательные УУД // Социальная сеть работников образования [Офиц. сайт]. URL: https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe- obobshchenie / (дата обращения: 23.01.2018. ).
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2018. - 31 с.
47. Форсова Е.В. Урок-проект по русскому языку // Социальная сеть работников образования [Офиц. сайт]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/urok-proekt-po-russkomu-yazyku/ (дата обращения: 3.12.2017.).
48. Хижнякова О.Н. Педагогическое проектирование учебной деятельности младших школьников в условиях развивающего обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01 / О.Н. Хижнякова. - Владикавказ, 2009. - 187 с.
49. Хохлова М.В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников / М.В. Хохлова // Педагогика, 2004. - № 5 - С.63-69.
50. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школе. - 2-е изд. / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. - М.: Генезис, 2003. - 128 с.
51. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л.А. Шустова // Вопросы психологии. - 1990. - № 2. - С. 99-108.
52. Якимов И.А. Организация проектной деятельности учащихся гуманитарно-ориентированных классов в области литературы и искусства: Сборник научных трудов / И.А. Якимов. - М.: Компания Спутник+, 2005. - 61 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ