ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
|
Введение 3
Глава 1. Научно-методические основы формирования
коммуникативных универсальных учебных действий
младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка 8
1.1. Особенности формирования коммуникативных универсальных
действий младших школьников 8
1.2. Современные требования к организации проектной
деятельности младших школьников 17
1.3. Условия формирования коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка 25
Глава 2. Организация и проведение экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка 35
2.1. Показатели и уровни сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников 35
2.2. Реализация педагогических условий по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка 43
Заключение 51
Библиографический список 53
Приложение 59
Глава 1. Научно-методические основы формирования
коммуникативных универсальных учебных действий
младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка 8
1.1. Особенности формирования коммуникативных универсальных
действий младших школьников 8
1.2. Современные требования к организации проектной
деятельности младших школьников 17
1.3. Условия формирования коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка 25
Глава 2. Организация и проведение экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка 35
2.1. Показатели и уровни сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников 35
2.2. Реализация педагогических условий по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка 43
Заключение 51
Библиографический список 53
Приложение 59
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Процесс общения формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели, средствам общение так же выполняет одну из важнейших функций в психическом развитии индивида.
С помощью коммуникативной деятельности люди обмениваются информацией, устанавливают контакты друг с другом, достигают взаимного понимания, побуждают совершать действия и поступки, воздействуя друг на друга.
В процессе коммуникации устанавливаются определенные личные взаимоотношения, от характера отношений ребенка с окружающими во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.
Можно утверждать, что содержание и способы коммуникативной деятельности обусловливают развитие способности ребенка к познанию мира, регуляции поведения и деятельности, определяют образ «Я» как систему представлений о себе.
В связи с этим особое внимание в образовательном процессе уделяется развитию коммуникативных универсальных учебных действий. Так как главная задача школы в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) - это создание условий, обеспечивающих школьникам умение учиться, саморазвиваться и самосовершенствоваться, что невозможно без хорошо развитых навыков общения.
Таким образом, актуальность данной темы на сегодняшний день очевидна.
Подходы к решению проблем формирования коммуникативных учебных действий отражены в работах Е.М. Алифановой, Е.С. Антоновой, Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, Р.Р. Галиакбировой, П.Я. Гальперина, А.К. Дроздовой, Л.Л. Коломинского, О.Е. Лебедева, А.А. Любинской, Г.К. Селевко, Е.В. Харламповой, Г.А. Цукерман и других ученых.
Развитию коммуникативных учебных действий младших школьников способствует организация работы по созданию проектов. В ходе проектной деятельности развиваются такие качества как целеустремленность, ответственность, самостоятельность, во время работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к окружающим условиям жизни.
Помимо этого, проектная деятельность дает возможность организовать образовательный процесс так, чтобы через постановку проблемы осуществлять мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к выполнению работы.
Возможности организации проектной деятельности рассмотрены в работах: А.М. Гаврилина, Е.Н. Землянской, Н.М. Конышевой, Н.В. Матяш, Е.Н. Постниковой, И.С. Сергеева, В.Д. Симоненко, М.В. Хохловой, И.А. Якимова и других.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО организация проектной деятельности предусматривается при изучении всех предметных дисциплин, в том числе и русского языка. Учебники В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого по русскому языку (УМК «Школа России») содержат рекомендации для проведения такой работы. Однако не всегда учитель, располагая готовыми материалами, уделяет внимание формированию конкретных умений, необходимых для обеспечения общения в рамках предложенной темы проекта.
В связи с установленным фактом мы решили остановить свой выбор на следующей теме выпускной квалификационной работы: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
эффективного формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка.
Объект исследования: формирование коммуникативных
универсальных учебных действий.
Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка будет эффективным, если:
- обеспечивается коммуникативно - деятельностный подход в обучении русскому языку в соответствии с программными требованиями;
- осуществляется формирование конкретных коммуникативно-речевых умений учащихся в ходе совместной работы над проектом;
- активизируется творческое самовыражение и самореализация каждого учащегося в ходе работы над проектом.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и установить степень ее разработанности.
2. Изучить педагогический опыт по проблеме исследования.
3. Организовать экспериментальную работу по предмету исследования в начальных классах.
Методы исследования: изучение теории вопроса, изучение
педагогического опыта, эксперимент, изучение продуктов деятельности учащихся, количественная и качественная обработка результатов исследования, моделирование учебного процесса.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в научно-практической интернет-конференции с международным участием «Развитие личности в образовательном пространстве» (Белгород, НИУ «БелГУ», март 2018 г.).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, степень разработанности проблемы исследования, определен научный аппарат исследования.
В первой главе «Научно-методические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка» рассматриваются характеристика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в психолого-педагогической литературе, особенности организации проектной деятельности младших школьников в учебном процессе и условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации проектной деятельности на уроках русского языка.
Во второй главе «Организация и проведение экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка» представлены результаты диагностики коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся экспериментального класса, описаны эффективные способы организации и проведения работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности.
В заключении содержатся выводы и обобщения дипломной работы, и говорится об эффективности использования проектной деятельности на уроках русского языка в младшем школьном возрасте.
Библиографический список включает 52 источника.
Работа расположена на 58 страницах.
В приложении представлено описание диагностик коммуникативных универсальных учебных действий на констатирующем этапе исследования, материалы формирующего этапа.
С помощью коммуникативной деятельности люди обмениваются информацией, устанавливают контакты друг с другом, достигают взаимного понимания, побуждают совершать действия и поступки, воздействуя друг на друга.
В процессе коммуникации устанавливаются определенные личные взаимоотношения, от характера отношений ребенка с окружающими во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.
Можно утверждать, что содержание и способы коммуникативной деятельности обусловливают развитие способности ребенка к познанию мира, регуляции поведения и деятельности, определяют образ «Я» как систему представлений о себе.
В связи с этим особое внимание в образовательном процессе уделяется развитию коммуникативных универсальных учебных действий. Так как главная задача школы в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) - это создание условий, обеспечивающих школьникам умение учиться, саморазвиваться и самосовершенствоваться, что невозможно без хорошо развитых навыков общения.
Таким образом, актуальность данной темы на сегодняшний день очевидна.
Подходы к решению проблем формирования коммуникативных учебных действий отражены в работах Е.М. Алифановой, Е.С. Антоновой, Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, Р.Р. Галиакбировой, П.Я. Гальперина, А.К. Дроздовой, Л.Л. Коломинского, О.Е. Лебедева, А.А. Любинской, Г.К. Селевко, Е.В. Харламповой, Г.А. Цукерман и других ученых.
Развитию коммуникативных учебных действий младших школьников способствует организация работы по созданию проектов. В ходе проектной деятельности развиваются такие качества как целеустремленность, ответственность, самостоятельность, во время работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к окружающим условиям жизни.
Помимо этого, проектная деятельность дает возможность организовать образовательный процесс так, чтобы через постановку проблемы осуществлять мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к выполнению работы.
Возможности организации проектной деятельности рассмотрены в работах: А.М. Гаврилина, Е.Н. Землянской, Н.М. Конышевой, Н.В. Матяш, Е.Н. Постниковой, И.С. Сергеева, В.Д. Симоненко, М.В. Хохловой, И.А. Якимова и других.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО организация проектной деятельности предусматривается при изучении всех предметных дисциплин, в том числе и русского языка. Учебники В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого по русскому языку (УМК «Школа России») содержат рекомендации для проведения такой работы. Однако не всегда учитель, располагая готовыми материалами, уделяет внимание формированию конкретных умений, необходимых для обеспечения общения в рамках предложенной темы проекта.
В связи с установленным фактом мы решили остановить свой выбор на следующей теме выпускной квалификационной работы: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
эффективного формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка.
Объект исследования: формирование коммуникативных
универсальных учебных действий.
Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка будет эффективным, если:
- обеспечивается коммуникативно - деятельностный подход в обучении русскому языку в соответствии с программными требованиями;
- осуществляется формирование конкретных коммуникативно-речевых умений учащихся в ходе совместной работы над проектом;
- активизируется творческое самовыражение и самореализация каждого учащегося в ходе работы над проектом.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и установить степень ее разработанности.
2. Изучить педагогический опыт по проблеме исследования.
3. Организовать экспериментальную работу по предмету исследования в начальных классах.
Методы исследования: изучение теории вопроса, изучение
педагогического опыта, эксперимент, изучение продуктов деятельности учащихся, количественная и качественная обработка результатов исследования, моделирование учебного процесса.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в научно-практической интернет-конференции с международным участием «Развитие личности в образовательном пространстве» (Белгород, НИУ «БелГУ», март 2018 г.).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, степень разработанности проблемы исследования, определен научный аппарат исследования.
В первой главе «Научно-методические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка» рассматриваются характеристика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в психолого-педагогической литературе, особенности организации проектной деятельности младших школьников в учебном процессе и условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации проектной деятельности на уроках русского языка.
Во второй главе «Организация и проведение экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка» представлены результаты диагностики коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся экспериментального класса, описаны эффективные способы организации и проведения работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности.
В заключении содержатся выводы и обобщения дипломной работы, и говорится об эффективности использования проектной деятельности на уроках русского языка в младшем школьном возрасте.
Библиографический список включает 52 источника.
Работа расположена на 58 страницах.
В приложении представлено описание диагностик коммуникативных универсальных учебных действий на констатирующем этапе исследования, материалы формирующего этапа.
В ходе выпускного квалификационного исследования мы убедились в том, что проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка является актуальной.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы позволило нам уточнить содержание понятий «коммуникативно-деятельностный подход», «проектная деятельность» «коммуникативные универсальные учебные действия», Изучая и анализируя проблему исследования, мы пришли к выводу, что овладение учащимися коммуникативными универсальными учебными действиями в проектной деятельности способствует формированию и развитию умений взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию.
В ходе изучения методической литературы были изучены этапы и формы работы над проектной деятельностью. Обоснована возможность и необходимость применения метода проектов на уроках русского языка в начальной школе.
В экспериментальной части выпускного квалификационного исследования представлено описание диагностической работы на базе 2 «б» класса МБОУ «СОШ №3» города Шебекино Шебекинского района Белгородской области. Эксперимент состоял из двух этапов: констатирующего и формирующего. Констатирующий этап позволил установить исходный уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий экспериментального класса на начало исследования. На основе изучения методической литературы и программных требований мы определили показатели, в соответствии с которыми устанавливался уровень сформированности необходимых умений.
В ходе формирующего этапа эксперимента были подтверждены положения гипотезы и решены поставленные задачи. При разработке и проведении уроков-проектов «И в шутку и всерьез», «Пишем письмо» на уроках русского языка мы убедились в правомерности педагогических условий, представленных в гипотезе исследования.
Мы установили, что организация проектной деятельности на уроках русского языка способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Повышается качество изучения программного материала по русскому языку, так как предлагаемые задания для проекта всегда актуальны, поскольку рассчитаны на младший школьный возраст.
К сожалению, ограниченные сроки выпускной квалификационной работы не позволили нам в полной мере исследовать проблему сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка, поэтому основные направления настоящей работы могут быть рекомендованы как базовые для определения дальнейших путей ее разработки в школьной практике.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы позволило нам уточнить содержание понятий «коммуникативно-деятельностный подход», «проектная деятельность» «коммуникативные универсальные учебные действия», Изучая и анализируя проблему исследования, мы пришли к выводу, что овладение учащимися коммуникативными универсальными учебными действиями в проектной деятельности способствует формированию и развитию умений взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию.
В ходе изучения методической литературы были изучены этапы и формы работы над проектной деятельностью. Обоснована возможность и необходимость применения метода проектов на уроках русского языка в начальной школе.
В экспериментальной части выпускного квалификационного исследования представлено описание диагностической работы на базе 2 «б» класса МБОУ «СОШ №3» города Шебекино Шебекинского района Белгородской области. Эксперимент состоял из двух этапов: констатирующего и формирующего. Констатирующий этап позволил установить исходный уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий экспериментального класса на начало исследования. На основе изучения методической литературы и программных требований мы определили показатели, в соответствии с которыми устанавливался уровень сформированности необходимых умений.
В ходе формирующего этапа эксперимента были подтверждены положения гипотезы и решены поставленные задачи. При разработке и проведении уроков-проектов «И в шутку и всерьез», «Пишем письмо» на уроках русского языка мы убедились в правомерности педагогических условий, представленных в гипотезе исследования.
Мы установили, что организация проектной деятельности на уроках русского языка способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Повышается качество изучения программного материала по русскому языку, так как предлагаемые задания для проекта всегда актуальны, поскольку рассчитаны на младший школьный возраст.
К сожалению, ограниченные сроки выпускной квалификационной работы не позволили нам в полной мере исследовать проблему сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка, поэтому основные направления настоящей работы могут быть рекомендованы как базовые для определения дальнейших путей ее разработки в школьной практике.



