Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ГОЛОСОВЫХ НАРУШЕНИЙ У ЛИЦ РЕЧЕВЫХ ПРОФЕССИЙ

Работа №66316

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
315
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПРОФИЛАКТИКА ГОЛОСОВЫХ НАРУШЕНИЙ У ЛИЦ РЕЧЕВЫХ
ПРОФЕССИЙ 7
1.1. Понятие голоса 7
1.2. Нарушение голосовой функции у лиц речевых профессий... 13
1.3. Анализ эффективных методов по профилактике голосовых
нарушений у лиц речевых профессий 21
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ГОЛОСОВЫХ НАРУШЕНИЙ У ЛИЦ РЕЧЕВЫХ
ПРОФЕССИЙ 25
2.1. Организация обследования состояния голосовой функции
у лиц речевых профессий 25
2.2. Методические рекомендации по профилактики голосовых
нарушений у лиц речевых профессий 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ

Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к процессу модернизации и совершенствования системы профессионального образования.
В рамках современного контекста развития профессионального образования в России важнейшей является проблема качества преподавания. Качество преподавания определяется целым спектром факторов, влияющих на результативность обучения. Одним из условий, влияющих на качество преподавания, независимо от специализации преподавателя является уровень сформированности профессионально-коммуникативных навыков.
Преподаватель является носителем знаний и культуры общества, и поэтому владение речевыми средствами воздействия, в том числе и качеством голосовой функции, - важнейшее профессиональное качество, необходимое педагогу.
Живое слово учителя, культура устной речи остается важнейшим элементом учебного процесса. Психологи утверждают, что эффективность коммуникации учителя и учащегося в 55% зависит от визуальных представлений обучаемых, связанных с внешним видом, выразительностью поз, мимики, жестов педагога, в 38% - обеспечивается качеством голоса,
модулированностью, использованием пауз, четкостью и акцентностью речи и лишь в 7% определяется семантикой слов, которые произносит преподаватель. В этой связи становится понятным, насколько важно для педагога умение пользоваться коммуникативными паралингвистическими средствами. Наименее изученными в отечественной литературе остаются вопросы, связанные с требованиями к профессиональному голосу педагогов.
Голос представляет собой один из структурных компонентов экспрессивной речи, обеспечивающий ее разборчивость, выразительность и эмоциональность, играет важную роль в социальной жизни общества, выполняя коммуникативную и информативную функцию, а для многих людей, в том числе педагогов, является «орудием производства», инструментом, обеспечивающим профессиональную деятельность.
Полноценная деятельность преподавателей средней школы во многом зависит от работоспособности их голосового аппарата, умения правильно и эффективно владеть им в профессиональных целях. Голос педагогов должен быть устойчивым к большим нагрузкам, достаточно динамичным по высоте и интенсивности, обладать благозвучным тембром (В.А. Аннушкин, Ж.В. Ганеев, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов (1; 10; 15). Владение этими качествами
позволяет повысить эффективность процесса обучения, так как, с одной стороны, обеспечивается лучшее усвоение учебного материала учащимися, а, с другой стороны, динамичность голоса способствует его меньшей утомляемости.
Проблема нарушений голоса у лиц речевых профессий в последнее время приобретает все большее социальное значение, так как, по данным отечественных и зарубежных авторов, отмечается увеличение заболеваемости голосового аппарата у педагогов с 30-40% в 30-е годы до 55- 60% в последнее десятилетие. (Д. Вильсон, С.С. Герасимова, Л.Б. Дмитриев, В.Г. Ермолаев,
В.Б. Панкова, К.Г. Поварницина, М.И. Фомичев, и др ).
Современная дидактика, логопедия, фонопедагогика не располагают достаточными научно-обоснованными данными об условиях, обеспечивающих формирование и развитие природных качеств голоса педагога. Вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы «Профилактика голосовых нарушений у лиц речевых профессий».
Проблема исследования - совершенствование коррекционно-педагогической работы по профилактике голосовых функции у лиц речевых профессий.
Объект исследования - процесс развитие голосовой функции у лиц речевых профессий.
Предмет исследования - методические рекомендации по профилактики голосовых нарушений у лиц речевых профессий.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по
5 профилактики голосовых нарушений у лиц речевых профессий.
В ходе работы были поставлены задачи исследования:
1. На основе анализа специальной литературы обосновать проблему.
2. Организовать обследования состояния голосовой функции у лиц речевых профессий.
3. Разработать методические рекомендации по профилактики голосовых нарушений у лиц речевых профессий.
Гипотеза исследования - профилактика голосовых нарушений у лиц речевых профессий будет эффективной если:
- использовать разнообразные дыхательные и вокальные упражнения;
- выполнять гигиенические требования по охране голоса.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по
исследуемой проблеме;
Эмпирические: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий этап: наблюдение, анкетирование);
Количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретико-методологической основой работы послужили:
современные научные представления П.К. Анохина, В.И. Бельтюкова, А.А. Леонтьева о закономерностях формирования и развития функциональных систем, к которым относится и речевая; идеи Л.С .Выготского, А.Р. Лурия о способности организма к адаптации и компенсации в условиях выраженного органического поражения; теория речевой деятельности, разрабатываемая А.А. Леонтьевым, А.Н. Леонтьевым, И.А. Зимней, Т. Слама-Казаку, позволяющая проанализировать рече-языковые процессы, определить формы когнитивного поведения человека, способствующие эффективному управлению голосо¬речевыми действиями. Исследования В.А. Аннушкина, Ж.В. Ганеева, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, выделивших необходимые характеристики голоса педагогов.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Гимназия 2» г. Белгорода.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Голос - уникальное явление не только физиологическое или акустическое, но и социальное. Полноценную информацию можно передавать, обладая здоровым, красивым голосом, который служит и средством общения, и орудием производства для людей огромного числа профессий - педагогов, актеров, политических деятелей и др.
Теоретическое обоснование проблемы состояния голосовой функции у преподавателей средней школы позволило нам выяснить, что голос в нормальных условиях его развития - это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Для учителей школ голос является не только средством коммуникации, но орудием профессиональной деятельности. Способность владеть своим голосом для этих специалистов не менее существенна, чем их высокий профессиональный уровень.
Экспериментальное исследование, проходившее на базе МБОУ гимназии 2 г. Белгорода, позволило выявить состояние голосовой функции у преподавателей средней школы. В исследовании приняли участие педагоги различных специальностей: учитель музыки, учитель иностранного языка, учитель русского языка, учитель физической культуры, имеющих различный стаж работы: одна группа - от 3 до 7 лет, другая - от 20 до 30 лет. Количество испытуемых составило 7 человек.
Опираясь на исследования Т.В. Гудковой, А.И. Крюкова, О.С. Орловой нами была определена программа исследования. Для обследования состояния голосовой функции у преподавателей средней школы было использовано анкетирование и наблюдение.
Результаты анкетирования педагогов показали такие: учителя считают, что голос является необходимым и важным компонентом педагогической деятельности. Важными качествами голоса педагога являются громкость, силы, выразительность, выносливость. У молодых педагогов чаще возникают проблемы с голосом, по сравнению с педагогами, имеющий большой стаж работы. Оценивая состояние голоса можно отметить, что молодые педагоги оценили его в 7 баллов из 10 возможных и педагоги с большим опытом работы - 9-10 баллов.
Наблюдение состояния голосовой функции у педагогов средней школы показало, что имеются некоторые различия у педагогов с разным стажем работы. Для голоса педагогов с большим стажем чаще всего характерными чертами являются подвижность, полётность, благозвучие, высокая выносливость, оптимальный темп, нет недостатков в тембре, громкость средняя или высокая. У педагогов с меньшим стажем работы отмечены некоторые нарушения тембра, частичная подвижность и полётность, также низкая выносливость, средняя громкость и наличие благозвучия.
Основными причинами нарушения голоса можно отметить интенсивную неравномерную голосовую нагрузку, частые стрессовые ситуации, неумелое владение голосом и недостаточную технику речи. Также отмечаются особенности голоса у педагогов в зависимости от стажа, пола, подготовленности (учитель музыки, русского языка).
Таким образом, теоретическое значение полученных результатов состоит в уточнении сложившихся представлений о голосовой функции и нарушениях голоса у педагогов средней школы. Практическая ценность заключается в том, что проведенное изучение позволило определить группы риска среди преподавателей средней школы с учетом факторов, влияющих на состояние голосовой функции, обосновать необходимость развития природных качеств голоса педагогов.
После анализа специальной литературы по проблеме исследования и исходя из полученных данных на констатирующем этапе, мы разработали методические рекомендации, которые представлены в виде курса просветительских лекций по охране голоса для лиц голосовых профессий.
В процессе данных лекций мы рекомендуем познакомить педагогов с анатомо-физиологическими механизмами голосообразования, с особенностями основных профессиональных поражений голосовой функции и овладением основ гигиенических правил предупреждающие голосовые расстройства. Кроме того в предложенной нами системе курса лекций должны сочетаться практическая и лекционная формы работы, с учетом общедидактических принципов.


1. Аннушкин, В.И. История риторики [Текст]. - М.,1998. - 123 с.
2. Балакирева, А.С. Логопедия. Ринолалия [Текст]. - М.: Изд-во В. Секачёв, 2011. - 265 с.
3. Василенко, Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты [Текст]. - М.:
Энергоиздат, 2002. - 480 с.
4. Григорьев, Г.Н. Речевой слух и речевой голос. [Электронный ресурс]. URL: http://libr.msu.mogilev.by:8888/opac/index.php?url=/auteurs/view/id:60947/sourc e:default
5. Гудкова, Т.В. Гигиеническая оценка педагогической деятельности [Текст] // Новые задачи современной медицины: материалы II междунар. науч. конф.
- СПб.: Реноме, 2013. - С. 67-69.
6. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. Кн. для логопеда.-2-е изд., перераб [Текст]. - М.: Просвещение, 1996. - 143 с.
7. Князьков, А.А. Техника речи и постановка голоса: Метод. разраб. [Текст] / А.А. Князьков. - М.: Прометей, 1990. - 123 с.
8. Кузнецов, И. Н. Риторика: Учебное пособие. - 5-еизд., перераб. и доп [Текст]. - М.: «Дашков и Ко». - 2010. - 560 с.
9. Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии [Текст]. - М.: Академия, 2007.
- 365с.
10. Лаврова, Е.В. Нарушения голоса [Текст]. - М.: Академия, 2008. - 356 с.
11. Ладыженская, Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения: Учебное пособие для студентов. - 2-е изд. перераб [Текст]. - М., 2001. - 136с.
12. Лебедев, И.А. Психическая патология у лиц, страдающих функциональными голосовыми расстройствами [Текст]: автореф. дис. канд. мед. наук / И.А. Лебедев. М., 1993. - 19 с.
13. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст]/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 680 с.
14. Линклэйтер, К. Освобождение голоса [Текст]. - М., 2008. - 113 с.
15. Лушева, Л.М. Интерпретация и идентификация эмоциональных состояний по голос (на примере педагогов): автореферат кан. пед. наук [Текст]. - Новосибирск, 2010. - 25 с.
16. Львов, М. Р. Основы теории речи: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст]. - М., 2000. - 142 с.
17. Морозов, В.П. Резонансная техника пения и речи. Методики мастеров. Сольное, хоровое пение, сценическая речь [Текст]. - М., 2013. - 231 с.
18. Михайличенко, А.М. Риторика: учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев и шк. гуманит. профиля [Текст]/ Н.А. Михайличенко 95 с. ил. 22 см М. Новая шк. 1994
19. Непп, М., Холл, Дж. Невербальное общение. - М., 2004. - 132 с.
20. Орлова, О.С. Нарушение голоса [Текст]. - М.: Астрель, 2008. - 354 с.
21. Орлова, О.С. Система логопедической работы по коррекции и предупреждению нарушений голоса у педагогов: диссертация ... доктора педагогических наук [Текст]. - М., 1998. - 250 с.
22. Орлова, О.С. и др. Распространенность, причины и особенности нарушений голоса у педагогов / О.С. Орлова, Ю.С. Василенко, А.Ф. Захарова, Л. О. Самохвалова, П.А. Козлова [Текст]// Вестник оториноларингологии. - 2000.
- № 5. - С. 18-21.
23. Орлова, О.С., Андронова, В.Л. Состояние голосовой функции по данным ее самооценки педагогами общеобразовательных школ [Текст]// XVII конгресс Союза Европейских фониатров. - М., 1991. - С. 100-101.
24. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи [Текст]. - М.: Знание, 1978. - 128 с.
25. Пальчун В.Т., Крюков А.И. Оториноларингология: Руководство для врачей [Текст]. - М., 2001. - 236 с.
26. Панкова, В.Б. Профессиональные заболевания голосового аппарата Текст. /
В.Б. Панкова [Текст]// Профессиональные заболевания: руководство. - М.: Медицина, 1996. - С. 311-315.
27. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 448 с.
28. Плешков, И.В. Клинико-акустические характеристики голоса у лиц голосо¬речевых профессий: автореф. докт. мед. наук [Текст]/ И.В. Плешков. - М., 2000. - 39 с.
29. Правдина, О.В. Голос и его нарушения (1973) [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/597116/
30. Тагирова Ф.Г. Заболевания голосового аппарата у певцов и людей голосовых профессий и проблемы их реабилитации [Текст] // XVII конгресс Союза Европейских фониатров: тез. докл. - М., 1991. - С. 110-111.
31. Телеляева Л.М. Голосовая патология при некоторых нервно-психических заболеваниях // А. Б. Дмитриева, Л. М. Телеляева, С. Л. Таптапова [Текст]// Фониатрия и фонопедия. - М., 1990. - С. 21-23.
32. Тринос, В.А. Дисфонии и их лечение у лиц голосовой профессии Текст.:
автореф. дис. докт. мед. наук (1980) [Электронный ресурс]. URL:
http://library.odmu.edu.ua/catalog/47460
33. Фомичев, М.И. Основы фониатрии: Для врачей-ларингологов и вокальных
педагогов [Электронный ресурс]. URL: http://search.rsl.
ru/ru/record/01006044744
34. Выготский, Л.С., Леонтьев, A.A, Лурия, А.П. [Электронный ресурс]. URL: http: //psychoj ournal .ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ