ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ 6
1.1. Теоретические основы функционирования социально-культурной сферы 6
1.2. Основные программы развития организаций социально-культурной сферы 17
1.3. Организационно-экономические аспекты развития организации
социально-культурной сферы 23
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ОРГАНИЗАЦИИ МКУК «ИВНЯНСКИЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ» 33
2.1. Организационно-экономическая характеристика учреждения 33
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности учреждения 44
2.3. Разработка программы развития МКУК «Ивнянский историко-краеведческий музей» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
Список использованной литературы 73
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Социально-культурная сфера - это совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населения. Это та сфера услуг, которая производит нематериальные блага, предоставляя социально-культурные услуги, рассчитанные на формирование и удовлетворение духовных интересов, запросов и потребностей. Основной целью социально-культурной сферы является обогащение духовной жизни людей и создание условий для социально-культурной деятельности. Одной из областей деятельности социально-культурной сферы является отрасль культуры - идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями жизни общества и выражается в его быте, идеологии, образовании, воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы (кино, театр, музей, библиотека, выставки, концертные залы, клубы и т.д.). Конечным результатом культурной деятельности являются те изменения, которые она вызывает в общественном и индивидуальном сознании, и выражается в распространении социальных ценностей и идеалов, формировании личности, повышения качества жизни и др.
Деятельность социально-культурной сферы регламентирована в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» 09.10.1992 №3612-1. На поддержку и развитие социально-культурной сферы государством разработана «Федеральная целевая программа «Культура России» (2012-2018 годы). (3, 10-12) Основываясь на данные документы постановлением Правительства Белгородской области от 24 декабря 2012 года №563 утверждена «Стратегия развития сферы культуры Белгородской области на 2013 - 2017 годы». Постановлением Совета депутатов Ивнянского района от 26 декабря 2006 года №4 утверждена и реализуется «Стратегия социально-экономического развития МО «Ивнянский район» Белгородской области на период до 2025 года». (13, 3-5, 6-8)
Актуальность данной дипломной работы связана с тем, что в настоящее время в сложившихся экономических условиях социально-культурная сфера постоянно расширяет границы своей деятельности. Это связано с улучшением качества жизни и увеличением интереса населения к услугам, предоставляемым данной сферой обслуживания. Учреждения культуры предлагают своим посетителям все более интересные и масштабные мероприятия, реализуют инновационные виды деятельности, используют новые информационные технологии, привлекают к своей деятельности спонсоров и инвесторов.
Объектом исследования данной дипломной работы является деятельность музеев. Современный музей - это не только научно-просветительное учреждение, сочетающее в себе отбор, реставрацию, хранение и экспозицию историко-культурных ценностей. Сегодня музей - это сложная, многоуровневая система, решающая ряд социально значимых задач, среди которых все более заметные позиции занимает художественная организация досуга, интеграция познавательной, развлекательной и художественной творческой функции. Музеи выходят за пределы своей деятельности, расширяют зоны обслуживания, используют инновационные методы в привлечении посетителей, принимают участие в конкурсах и грантах, сотрудничают с агентством по развитию туризма. Федеральным, государственным музеям, которые находятся в крупных городах с населением свыше 100 тыс. человек, с музейными фондами свыше 100 тыс. экспонатов привлечь посетителей и расширить зону деятельности легче. Но помимо крупных музеев в стране ведут свою деятельность тысячи небольших краеведческих музеев, которые находятся в небольших поселках и селах с населением до 50 тыс. человек и чей фонд составляет от 5 до 10 тыс. предметов.
Предметом исследования данной дипломной работы является муниципальное казённое учреждение культуры «Ивнянский историко-краеведческий музей» (далее МКУК «ИИКМ»), который ведет свою деятельность в поселке Ивня Белгородской области. Целью исследования является изучение и анализ деятельности МКУК «ИИКМ» по основным направлениям за период 2014-2016 годов и выявление основных проблем. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
-изучить нормативную документацию и правила внутреннего распорядка;
-изучить научную концепцию музея и тематико-экспозиционный план;
-проанализировать основные виды деятельности музея за период с 2014 по 2016 гг.
-исследовать цели и задачи проектной деятельности, проводимой в организации;
-разработать эффективный метод повышения доходов от уставной деятельности учреждения.
Методы исследования: анализ нормативной документации и внутримузейных инструкций, анализ отчетной документации за период 2014 - 2016г. Методологической основой исследования в дипломной работе явились учебные пособия отечественных авторов, нормативно-правовые акты, научные статьи в периодических изданиях.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе дается характеристика социально-культурной сферы, рассматриваются основные программы развития и организационно-экономические аспекты. Вторая глава носит практический характер, в ней рассматриваются основные виды деятельности организации, выявлены проблемы и представлены способы их решения. Оценивается прибыль от создания музейно-этнографической улицы «Ивовый край».
В настоящее время в сложившихся экономических условиях социально-культурная сфера постоянно расширяет границы своей деятельности. Являясь сферой услуг, которая производит нематериальные ценности, она рассчитана на формирование и удовлетворение духовных потребностей, запросов и интересов. Это связано с улучшением качества жизни и увеличением интереса населения к услугам, предоставляемыми данной сферой обслуживания. Музеи, как часть социально-культурной сферы, привлекают посетителей, используя инновационные методы, ведут сотрудничество с другими организациями, расширяя зону обслуживания. Существенной проблемой в деятельности музеев, на наш взгляд, является низкий уровень дохода от уставной деятельности. В самом исследовании рассмотрена деятельность муниципального казенного учреждения культуры «Ивнянский историко-краеведческий музей». Следуя поставленным целям и задачам для решения проблемы, нами были выполнены следующие задачи:
В ходе работы по ознакомлению с правилами внутреннего распорядка и нормативной документацией МКУК «ИИКМ» были изучены Устав МКУК «ИИКМ», инструкция по учету и хранению музейных ценностей, муниципальная программа Ивнянского района «Развитие культуры и искусства Ивнянского района на 2015 - 2020гг», стратегия социально-экономического развития МО «Ивнянский район Белгородской области на период до 2015 года», федеральный закон о музейном фонде Российской федерации и музеях РФ.
Изучение научной концепции и тематико-экспозиционного плана музея позволило получить знания по концепции создания музея. Итогом работы по изучению аналитической отчетной документацией МКУК «ИИКМ» за период 2014-2016 гг. стало выявление основных видов деятельности и проведен их полный анализ.
Изучение финансово-хозяйственной деятельности музея позволило выявить, что одной из причин низкого дохода учреждения от уставной деятельности является небольшое количество проводимых музеем пешеходных экскурсий. Были изучены и затем применены на практике основные цели и задачи проектной деятельности музея.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель достигнута - выявлены проблемы в деятельности организации. На основании вышеизложенного было предложено реализовать проект «Создание музейно-этнографической улицы «Ивовый рай», основной задачей которого является увеличение количества пешеходных экскурсий для туристических групп и как следствие, увеличение дохода музея.
1. Конституция Р. Ф. от 12 декабря // ст.7
2. О Правительстве Российской Федерации: (федер. закон: принят 17.12.1997).офиц. текст, ст.16-17.
3. Закон Р. Ф. от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы
законодательства Российской Федерации о культуре» //Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1992. - №. 46.
4. Закон Ф. О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации //принят Государственной Думой. Президент Российской Федерации Б. Ельцин//Москва, Кремль. - 1996. - №. 54-ФЗ
5. Постановление П. Р. Ф. от 3 марта 2012 г. № 186" О федеральной целевой программе" Культура России (2012-2018 годы)[Электронный ресурс] //Режим доступа: http: fcpkultura. ru/new. php. - 2012.
6. Распоряжение П. Р. Ф. от 17.11. 2008 № 1662-р (ред. от 08.08. 2009)«О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»(вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») //Собрание законодательства РФ. - 2008. - №. 47. - С. 24.
7. Постановление П. Р. Ф. от 24 октября 2011 г. № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» //Российская газета. - 2011. - Т. 2.
8. Постановление П. Р. Ф. от 12.02. 1998г. N 179 (ред. от 08.05. 2002г)«Об утверждении Положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации»..[Электронный ресурс]. Консультант Плюс: справ.-правовая система //Версия. Проф.-Электрон. дан. - 2015.
9. Постановление П. Р. Ф. от 3 марта 2012 г. № 186" О федеральной целевой программе" Культура России (2012-2018 годы)[Электронный ресурс] //Режим доступа: http: fcpkultura. ru/new. php.
10. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. От 20.07.2012)
11. Постановление П. Р. Ф. от 02.08. 2011 № 644 (ред. от 11.06. 2016)«О федеральной целевой программе" Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)"» //СПС Консультант Плюс. - 2011.
12. Постановление Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года №526-пп "Об утверждении государственной программы Белгородской области "Развитие культуры и искусства Белгородской области на 2014-2020 годы" (электронный ресурс).Режим доступа: https://belregion.ru/documents/
13. Стратегия развития сферы культуры Белгородской области на 2013 - 2017 годы.( утв. 24 декабря 2012 № 563 пп), 3-5 с., 6-8 с.
14. Развитие внутреннего и въездного туризма в Белгородской области на 2013-2017 годы: долгосрочная целевая программа: утв. постановлением Правительства области от 14 января 2013 года № 5-пп
15. Социально-экономическое развитие МО «Ивнянский район» Белгородской области на период до 2025 года»: (стратегия: утв. Постановлением Совета депутатов Ивнянского района 26 декабря 2006 г .№ 4) // 2.2.4. Культура, 19-20 с.
16. Развитие культуры и искусства Ивнянского района на 2015- 2020 годы: (Муниципальная программа Ивнянского района: утв. постановлением администрации муниципального района «Ивнянский район» 8 октября 2014 г). 2014 -11-12 с.
17. Развитие культуры и искусства Ивнянского района на 2015¬2020 годы// Отчет о реализации муниципальной программы Ивнянского района Белгородской области за 2015 год. (Электронный ресурс). Режим доступа: http: //ivnyakultura.ru/program/
18. Об утверждении инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР: приказ от 17 июля 1985 года № 290 . 1-2 с., 4-5 с., 10-11 с., 25-27 с.
19. Устав муниципального казенного учреждения культуры «Ивнянский историко-краеведческий музей» (МКУК «ИИКМ»): пост.администрации муниципального района «Ивнянский район» 22 августа 2012 года № 332.
20. О реализации мероприятий программы «Развитие культуры и искусства Ивнянского района на 2015 - 2020 годы: информация 2015 г.
21. Внутримузейная инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в Ивнянском историко-краеведческом музее: утв. 2 ноября 2011 г.
22. Научная концепция экспозиции Ивнянского историко-краеведческого музея «Ивнянский край в потоке времени»: Ивня, 2014 год
23. Отчет о работе муниципального казенного учреждения культуры «Ивнянский историко-краеведческий музей за 2014 год».инф.:2 с., 5 с., 8-10 с., 13 с., 14 с.
24. Отчет о работе муниципального казенного учреждения культуры «Ивнянский историко-краеведческий музей за 2015 год».инф.:2 с., 5 с., 8-10 с., 13 с., 14 с.
25. Отчет о работе муниципального казенного учреждения культуры «Ивнянский историко-краеведческий музей за 2016 год», 3с., 5 с., 7-9 с., 11¬12 с., 13 с., 14 с.
26. Об утверждении правил внутреннего трудового распорядка муниципального казенного учреждения культуры «Ивнянский историко-краеведческий музей»: приказ от 6 марта 2017 года, №10.
27. Богомазова И. В. Формирование и развитие сферы туризма в регионе в современных условиях: на примере Белгородской области. - 2013.
28. Штанько Е.С. Концепция развития туризма в Белгородской области:«Научные ведомости», серия «Философия. Социология. Право»,//.№10 (231) 2016, выпуск 36.
29. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность //М.: МГУКИ. - 2004. - Т. 539. раздел 1, гл.1,4, раздел 2, гл.1.
30. Крутик А.Б.: Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. - М.: Академия, 2010
31. Борисоглебская Л. Н., Польшина А. А., Богомазова И. В. Индустрия туризмаперспективная составляющая социально-экономического развития Белгородской области //Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. - 2008. - Т. 7. - №. 5 (45).
32. Богомазова И. В. Формирование и развитие сферы туризма в регионе в современных условиях: на примере Белгородской области. - 2013.
33. Богомазова И. В. Оценка привлекательности объектов сельского туризма региона на основе метода анализа иерархии //Современные проблемы сервиса и туризма. - 2011. - №. 2.
34. Комарова М. Е. Туристские кластеры как основа развития регионального туризма (на примере Белгородской области) //Сервис в России и за рубежом. - 2016. - Т. 10. - №. 4 (65).
35. Сапанжа О. С. Классификация музеев и морфология музейности: структура и динамика //Вопросы музеологии. - 2012. - №. 1..
36. Научная концепция экспозиции Ивнянского историко-краеведческого музея «Ивнянский край в потоке времени»: Ивня, 2014 год.
37. Об утверждении правил внутреннего трудового распорядка муниципального казенного учреждения культуры «Ивнянский историко-краеведческий музей»: приказ от 6 марта 2017 года, №10.
38. Бусыгин А. Е. Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года. См //Сайт Коллегии Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mkrf. ru/upload/mkrf/mkdocs2013/20_02_2013_1. pdf.
39. Предоставление музейных услуг. Постановление предоставления
муниципальной услуги №240 от 23 мая 2013 .(Электронный ресурс). Режим доступа:http: //ivnyakultura.ru/munuslugi/meseyuslugi/
40. Программы культурного развития, их роль и
сущность.(электронный ресурс) // «Студенческая библиотека онлайн», Studbooks.net;
41. Об итогах социально-экономического развития Ивнянского района за 2016 год.: информ.: (электронный ресурс). Режим доступа: http://admivnya.ru/ser/
42. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Ивнянского района на 2017-2019 годы: информ.: (эелектронный ресурс): режим доступа: http://admivnya.ru/ser/
43. Федеральная служба государственной статистики информ: (электронный ресурс). Режим доступа:http://www.gks.ru
44. Федеральная служба государственной статистики. Россия в цифрах на 2016 год: информ: (электронный ресурс): режим доступа: http: //www.gks .ru/bgd/regl/b 16_11 /Main.htm
45. Главные новости России. Информ: (электронный ресурс): режим
доступа: http://mosaica.ru/ru/federal/news/2017/05/17/v-2016-godu-
poseshchaemost-muzeev-v-rossii-vyrosla-na-41