АННОТАЦИЯ 1
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Образ оптимального психического состояния на соревнованиях и успешность в спортивной деятельности (обзор литературы) 10
1.1 Феномен образа психического состояния 10
1.1.1 Понятие образа психического состояния в общей
психологии 10
1.1.2 Образ соревновательного психического состояния спортсмена 15
1.1.3 Компоненты образа психического состояния 20
1.2 Успешность в спорте 23
1.2.1 Подходы к оценке успешности спортсменов 23
1.2.2 Критерии сформированности образа оптимального психического
состояния и успешность спортсменов 25
Резюме к главе 1 31
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 34
2.1. Гипотеза, цель и задачи исследования 34
2.2. Описание выборки спортсменов 34
2.3. Эмпирические методы сбора данных 37
2.3.1 Полуструктурированное интервью 37
2.3.2 Самоописания спортсменов 39
2.3.3 Стандартизированные психодиагностические методики 40
2.4. Этапы исследования 44
2.5. Методы обработки данных 48
2.5.1 Контент-анализ самоописаний и расшифровок интервью 48
2.5.2 Математико-статистические методы обработки данных 50
ГЛАВА 3. Результаты исследования образа оптимального психического состояния на соревнованиях у успешных и неуспешных спортсменов 53
3.1 Результаты анализа полуструктурированного интервью 53
3.1.1 Общие особенности образов оптимального соревновательного
психического состояния спортсменов 53
3.1.2 Особенности образов оптимального соревновательного психического
состояния спортсменов в группах успешных и неуспешных спортсменов 57
3.2 Результаты контент-анализа самоописаний образов оптимального
соревновательного состояния спортсменами 67
3.3 Результаты исследования взаимосвязей выраженности компонентов образа
оптимального соревновательного психического состояния спортсменов и успешности спортсменов 75
3.4 Обсуждение результатов исследования образа оптимального психического состояния на соревнованиях у успешных и неуспешных спортсменов 78
ВЫВОДЫ 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ А 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 98
ПРИЛОЖЕНИЕ В 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 105
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 106
ПРИЛОЖЕНИЕ К 107
ПРИЛОЖЕНИЕ Л
Проблема оптимизации соревновательного психического состояния является центральной в психологическом сопровождении спортсменов. Для ее успешного решения необходимо знать: а) к какому соревновательному состоянию необходимо стремиться (то есть оптимальное психическое состояния на соревнованиях - ОПС); б) какие методы коррекции психического состояния являются наиболее эффективными для достижения ОПС. Большинство современных исследований в данной области фокусируются на второй задаче (Cumming J., et al., 2007; Jones M. V., et al., 2002; Mellalieu S. D., et al., 2009; Pates J. et al., 2003). Нам представляется, что изучение оптимального психического состояния является первостепенной задачей, поскольку именно чёткие представления о том, какое состояние является наиболее подходящим, позволяют спортсменам целенаправленно применять методы его оптимизации.
Одной из тенденций, сохраняющейся по сей день, является акцент на изучении физиологического аспекта ОПС с использованием аппаратурных методов (De Kock F. G., 2014; Prapavessis H. et al., 1992; Tanis C. J., 2008). На наш взгляд, при таком подходе из исследовательского поля исчезает важнейший аспект - то, как отражается ОПС в сознании субъекта. К тому же, чаще всего психолог-практик, а главное сам спортсмен, имеет дело именно с образом оптимального психического состояния.
Не смотря на то, что большинство исследователей ( В. Ф. Сопов, 2004; Е.П. Ильин, 2008; А. Е. Ловягина, 2008) в области спортивной психологии отмечают, что ОПС существенно отличаются у разных спортсменов, до сих пор нет статистически подкрепленной классификации ОПС. Здесь можно отметить лишь классификацию А.В.Алексеева(2003): по способам вхождения он выделял эмоциональное, мыслительное и физическое ОПС. Однако автор не приводит результатов эмпирических исследований, на которые данная классификация опирается, ссылаясь на собственный опыт работы со спортсменами.
Обходя описательную задачу, ряд авторов изучали связь ОПС и успешности спортсменов (Jones M. V., 2000; Hatfield B. D., Kerick S. E., 2007; Kais K., Raudsepp L., 2005; Robazza C., Bortoli L, 2007). Этим исследованиям присущи следующие особенности. Во-первых, в них получены данные исключительно об эмоциональном компоненте образа ОПС, хотя теоретическая модель IZOF (Individual zone of functioning), на которой они базируются в поздней модификации включает в себе и мысли, поведение, а также субъективные представления о физиологическом компоненте. Во-вторых, как правило, в таких работах представлены результаты изучения образа ОПС на маленькой выборке, так называемые case-study (Cohen A. B., et al., 2006; Edmonds W. A. et al., 2006; Woodcock C. et al.,2012). В case - study научной группы под руководством Y. Hanin (Robazza, Pellizzari, and Hanin, 2004) была впервые разработана технология вмешательства IZOF. В результате были получены предварительные данные на небольшой выборке (8 спортсменов) о том, что формирование образа ОПС повышают успешность спортсменов.
Таким образом, нам представляется важным составление обоснованной классификации образов ОПС. Кроме того, приведенные выше данные дают основания полагать, что выделенные типы могут быть связаны с успешностью спортсменов.
Новизна данной работы состоит в том, что впервые была получена классификация образов ОПС спортсменов.
Теоретическая значимость работы: данное исследование направлено на решение описательной задачи по отношению к феномену образа ОПС спортсменов на соревнованиях.
Практическая значимость: полученные знания об образах ОПС позволят практическим психологам более обосновано подбирать методы профилактики и коррекции негативных соревновательных психических состояний и, таким образом, повысить эффективность психологической помощи спортсмену
Методологическими основаниями данного исследования является феноменологический подход, IZOF - модель биопсихосоциального состояния (Y. Hanin), концепция оптимального боевого состояния А. В. Алексеева, концепции психического состояния А.О. Прохорова и Л.Г. Дикой.
Цель исследования: изучить параметры образа ОПС у успешных и неуспешных спортсменов
Задачи:
1. Провести обзор литературы и составить список категорий для анализа описаний образов ОПС.
2. Диагностировать образ ОПС спортсменов.
3. Разработать классификацию образов ОПС.
4. Изучить взаимосвязи типов образов ОПС с показателями успешности спортсменов.
Объект: оптимальное психическое состояние на соревнованиях
Предмет: образ оптимального психического состояния на соревнованиях у спортсменов
Гипотезы:
Образ ОПС успешных спортсменов более сформирован по сравнению с неуспешными спортсменами, в частности:
-в описании образа ОПС успешных спортсменов переживания преобладают над внешними факторами;
-в образе ОПС успешных спортсменов эмоциональные и когнитивные компоненты выражены больше, чем физиологические;
- в образе ОПС успешных спортсменов присутствует больше способов саморегуляции.
В завершении данной работы хочется отметить, что настоящее исследование относится к направлению, руководствующемуся феноменологическим подходом к изучению психического состояния (Hanin Y.L., Стамбулова Н,Б, 2002; Прохоров А.О, 2014; Артищева Л.В., 2014; Алексеев А.В., 1978) то есть мы изучали соревновательное психическое состояние спортсменами, основываясь на том, как оно отражается в сознании субъекта спортивной деятельности, на его образе. Кроме того, мы руководствовались теоретическим предположением об индивидуальном своеобразии оптимального психического состояния (Г. Д. Горбунов, 1986; А. Е. Ловягина, 2008; В. Ф. Сопов, 2004).
В качестве основной мы поставили перед собой описательную задачу - составить классификацию образов оптимального соревновательного психического состояния. Кроме того, на втором, корреляционном этапе исследования мы планировали получить взаимосвязь успешности и характеристик образа оптимального соревновательного состоянию. И данные цели были нами достигнуты - в результате мы получили статистически обоснованную классификацию образов оптимального соревновательного психического состояния, состоящую из пяти типов. Мы получили взаимосвязи с успешностью спортсменов таких характеристик, как количество репрезентируемых способов саморегуляции, доля субъективных переживаний в самоописании, выраженность когнитивного компонента образа оптимального состояния, а также противоречивость, апофатичность, метафоричность.
Направления для будущих исследований по данной тематике последовательно отмечались по ходу изложения. Резюмируя, стоит заметить, что первым направлением является верификации на новой выборке спортсменов полученной классификации образов их соревновательных состояний. Данное направление определяется тем, что классификация была составлена с помощью метода кластерного анализа, который дает такое решение, надежность которого желательно верифицировать на новой выборке. Вторым направлением здесь является экспериментальное исследование, направленное на выявление влияния когнитивного компонента образа соревновательного психического состояния с контролем таких личностных переменных, как мотивация, рефлексивность. В качестве третьего направления я обозначу исследование этапов онтогенеза образа соревновательного психического состояния, которые бы проверило предположение, действительно ли последний начинает свое развитие с эмоционального компонента и заканчивает когнитивным. Кроме того, интересным направлением является исследование релевантности методов саморегуляции и выделенных типов образа соревновательного психического состояния. Наконец, традиционно высокий интерес представляет и межкультуральный аспект. А именно, насколько применима данная классификация образов состояния к спортсменам других национальностей? Какие типы образов соревновательного состояния является успешным для спортсменов иных культур? Ответы на все вышеперечисленные вопросы позволят, с одной стороны, расширить данные психологической науки об особенностях функционирования сознания, с другой стороны, дать полезные рекомендации психологам-практикам и тренерам, что в конечном счете повысит успешность спортсменов.
1. Алексеев А. В. Преодолей себя! М.: Фис., 2003. 280 с.
2. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука, Смысл. 1999. 313 с.
3. Артищева Л. В. Временные особенности образа психического состояния испытуемых с широким и узким диапазоном эквивалентности //Образование и саморазвитие. 2014. №. 1. С. 39.
4. Березина Т. Н. Психические образы высших порядков в структуре образной сферы //Психология и психотехника. 2012. №. 1. С. 13-25.
5. Бессонова Н. М. Формирование воображением образов желаемых состояний в ситуациях неопределенности //Сибирский педагогический журнал. Новосибирск: изд-во НГПУ 2007. С.302-309.
6. Волков Д. Н. Самооценка и тренерская оценка способностей успешных и неуспешных спортсменов: Автореф. дис. к-та псих. наук. СПб., 2009.
7. Веккер Л. М. Психические процессы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. Т. 1.
8. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М.: ФиС, 1986. 182 с.
9. Дикая Л. Г., Семикин В. В. Регулирующая роль образа функционального состояния в экстремальных условиях деятельности //Психологический журнал. 1991. Т. 12. №. 1.С. 55-65.
10. Дикая Л. Г. Системно-деятельностная концепция саморегуляции психофизиологического состояния человека // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 1999. С. 80-106.
11. Дикая Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2003. 318 с.
12.Завалова Н. Н., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986. 172 с.
13. Ильин Е.П. Психология спорта . СПб: Питер, 2008 . 352 с.
14. Куликов Л. В. Психогигиена личности. СПб.: Питер, 2004. 464 с.
15. Ланге Н.Н. Психологические исследования. Одесса: Новорос. Университет,1893.
16. Леонтьев А. Н. Чувственный образ и модель в свете ленинской теории отражения // Вопросы психологии. 1970. № 2. С. 34-45.
17. Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии //Лейбниц Г.-В. Соч.1983. №. 4. С. 274.
18. Ловягина А.Е. Индивидуализация управления психическим состоянием спортсмена / Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 12/ под ред. Л.А. Коростылёвой. СПб., 2008.
19. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. 392 с.
20. Неловко С. Ю. Влияние темперамента спортсменов-шахматистов на результативность спортивной деятельности/СЮ Неловко, ДС Щедрин, СВ Щедрин/Электронный справочник «Информио»[Электронный ресурс].ПКЕ: http://www. informio. ru/publications/id692/Vlijanie-temperamenta-sportsmenov- shahmatistov-na-rezultativnost-sportivnoi-dejatelnosti (дата обращения 17.11. 2014).
21. Никифорова О.И. К вопросу о воображении // Вопросы психологии. 1972. № 2. С.67-76.
22. Полева Н. В. Формирование готовности борцов к соревнованиям в границах избранной весовой категории// Теория и практика физической культуры. 2010. № 8.С. 79-83.
23. Прохоров А. О. Практикум по психологии состояний. СПб.: Речь.,2004. 121 с.
24. Прохоров А. О. Образ психического состояния //Редакционная коллегия. 2011. С. 384.
25. Прохоров А. О., Фахрутдинова Л. Р Рефлексивный и бытийный слои психического состояния // Ученые записки Казанского государственного университета. 2009. Т. 151. №. 5-1. С. 227-239.
26. Психология состояний. Хрестоматия под ред. А.О. Прохорова . СПб: Речь, 2004. 608 с.
27. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. М.: ФиС,1969. 82 с.
28. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 328 с.
29. Сентябрев Н.Н.Актуальные проблемы управления функциональным состоянием в спорте. // Теория и практика физической культуры. 2010. № 8. С. 47-50.
30. С о по в В . Ф . Психические состояния спортивной деятельности как функциональные образования и их классификация.//Вестник спортивнойнауки. М.2004. Вып. 2 С. 47 - 52.
31. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка М.: Аделант,
2013. 600 с.
32. Abernethy B., Wood J. M. Do generalized visual training programmes for sport really work? An experimental investigation //Journal of sports sciences. 2001. №. 19(3). P 203-222.
33. Bertollo M., Bortoli L., Gramaccioni G., Hanin Y., Comani S., & Robazza C. Behavioural and psychophysiological correlates of athletic performance: A test of the multi-action plan model. //Applied psychophysiology and biofeedback. 2013. № 38(2), P 91-99.
34. Bortoli L., Bertollo M., Hanin Y., Robazza, C. Striving for excellence: A multi¬action plan intervention model for shooters. //Psychology of Sport and Exercise. 2013. № 13(5), P 693-701.
35. Cohen A. B., Tenenbaum G., English R. W. Emotions and Golf Performance An IZOF-Based Applied Sport Psychology Case Study. Behavior modification.// Applied Sport Psychology. 2006. №30 (3). P 259-280.
36. Combs G., Freedman J. Symbol, story, and ceremony: Using metaphor in individual and family therapy. WW Norton & Co, 1990.
37. Cumming J., Olphin T., Law M. Self-reported psychological states and physiological responses to different types of motivational general imagery.// Journal of Sport and Exercise Psychology. 2007. №29, P 629-644.
38. De Kock F. G. The neuropsychological measure (EEG) of flow under conditions of peak performance (Doctoral dissertation, UNIVERSITY OF SOUTH AFRICA).
2014.
39. Edmonds W. A., Mann D. T., Tenenbaum G., Janelle C. M. Anlaysis of affect-related performance zones: An idiographic method using physiological and introspective data. //Sport Psychologist. 2006. № 20(1), P.40-45.
40. Frijda N. H. The emotions: Studies in emotion and social interaction. Edition de la. 1986.
41. Golby J., Sheard M. Mental toughness and hardiness at different levels of rugby league //Personality and individual differences. 2004. №37 (5). P 933-942.
42. Hanin Y. L. Interpersonal and intragroup anxiety in sports //Anxiety in sports: An international perspective. 1989. P 19-28.
43. Hanin Y. L Emotions in sport. Human Kinetics, 2000.
44. Hanin Y., Syrja P Predicted, actual, and recalled affect in Olympic-level soccer players: Idiographic assessments on individualized scales //Journal of Sport and Exercise Psychology.1996. № 18. P 325-335.
45. Hanin Y. L., Stambulova N. B. Metaphoric description of performance states: An application of the IZOF model //Sport Psychologist. 2002. № 16 (4). Р. 396-415.
46. Hatfield B. D., Kerick S. E. The psychology of superior sport performance. //Handbook of sport psychology. 3rd ed. Hoboken (NJ): Wiley, 2007. P. 84-109.
47. Jones M. V., Mace R. D., Bray S. R., MacRae A. W., Stockbridge C. The impact of motivational imagery on the emotional state and self-efficacy levels of novice climbers. //Journal of Sport Behaviour. 2002. № 25(1), P 57-73.
48. Jones M. V., Mace R. D., WilliamsS. Relationship between emotional state and performance during international field hockey matches. Perceptual and Motor Skills. 2000. № 90(2) Р. 691-701.
49. Kais K., Raudsepp L. Intensity and direction of competitive state anxiety, self-confidence and athletic performance. //Kinesiology. 2005. № 37(1). P 13-20.
50. Mahoney M. J., Avener M. Psychology of the elite athlete: An exploratory study //Cognitive therapy and research. 1977. №. 1 (2). P.135-141.
51. Marlow C.,Stephen J. Bull,Brenhan Heath,Christoper J. Shambrook The use of a single case design to investigate the effect of a pre-performance routine on the water polo penalty shot. //Journal of Science and Medicine in Sport. 1998. № 1 (3). P.143-155.
52. Mellalieu S. D., Hanton S., Thomas O. The effects of a motivational general-arousal imagery intervention upon preperformance symptoms in male rugby union players. //Psychology of Sport and Exercise. 2009. №10(1). P 175-185.
53.Olausson D. Emotion and concentration regulation training in Swedish female handball players: A short-term IZOF-based intervention. 2014.
54. Pates J., Karageorghis C. I., Fryer R., Maynard I. Effects of asynchronous music on flow states and shooting performance among netball players. //Psychology of Sport and Exercise. 2003. №4(4). P 415-427.
55. Prapavessis H., Grove J. R., McNair P J., Cable, N. T. Self-regulation training, state anxiety, and sport performance: A psychophysiological case study. //Sport psychologist. 1992. Р. 213-229.
56. Robazza C., Bortoli, L., Nocini, F., Moser, G., Arslan, C. Normative and idiosyncratic measures of positive and negative affect in sport //Psychology of Sport and Exercise. 2000. №. 1(2). Р.103-116.
57. Robazza C., Bortoli L., Hanin Y. Precompetition emotions, bodily symptoms, and task-specific qualities as predictors of performance in high-level karate athletes //Journal of Applied Sport Psychology. 2004. №. 16 (2). P. 151-165.
58. Robazza C., Bortoli L. Perceived impact of anger and anxiety on sporting performance in rugby players. //Psychology of Sport and Exercise. 2007. №8(6). P. 875-896.
59. Robazza C., Pellizzari M., Hanin Y. Emotion self-regulation and athletic performance: An application of the IZOF model.// Psychology of Sport and Exercise. 2004. № 5(4). P. 379-404.
60. Robert M. Y., John D. The relation of strength of stimulus to rapidity of habit-formation //Journal of comparative neurology and psychology. 1908. № 18. P. 459-482.
61. Ruiz M. C., Hanin Y. L. Interactive effects of emotions on performance: an exploratory study in elite skeet shooters. //Revista de psicologia del deporte. 2014. №23(2). P. 275-284.
62. Tanis C. J. The effects of heart rhythm variability biofeedback with emotional regulation on the athletic performance of women collegiate volleyball players. //ProQuest. 2008.
63. Woodcock C., Cumming J., Duda J. L., Sharp L. A. Working within an Individual Zone of Optimal Functioning (IZOF) framework: Consultant practiceband athlete reflections on refining emotion regulation skills. //Psychology of Sport and Exercise. 2012. № 13(3), Р.291-302.
64. Wollman N. Research on imagery and motor performance: Three methodological suggestions //Journal of Sport Psychology. 1986. №. 8 (2). Р. 135-138.