Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


БОГОСЛОВСКИЕ ОСНОВЫ ИКОНОПИСНОГО ИСКУССТВА И ИКОНОГРАФИИ

Работа №66262

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы78
Год сдачи2016
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
392
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
I. ИКОНА В ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ 13
ЕЕ История иконописи и ее богословские основания 13
Е2. Язык и смысл иконописи 26
II. ТИПОЛОГИЯ ИКОН И ТЕХНИКА
ИКОНОПИСНОГО КАНОНА 36
2 Л. Особенность иконописного канона в христианской святоотеческой традиции 36
2.2. Характерные признаки иконописного канона в Древней Руси 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72


Актуальность исследования. За более чем две тысячи лет существования, христианство подарило миру множество величайших произведений искусства. Открыв человечеству возможность познания Творца через самопознание и познание мира, христианство дало толчок к развитию не только творчества как такового, но и целого пласта религиозной философии и религиозного мировоззрения. Православная икона - одно из высочайших общепризнанных достижений не только изобразительного искусства, но и человеческого духа в целом. Она нечто большее, чем просто святой образ или иллюстрация Священного Писания, она является органической частью духовной жизни человека и богослужения. Церковь много веков выражала в иконе не только определённый аспект православной веры, но и все православное вероучение в целом.
В современных условиях жизни можно наблюдать пропаганду культурных ценностей, совершенно неприемлемых не только христианству, но вообще человеческой морали и нравственности. Сейчас, как никогда ранее, перед обществом стоит важная задача - сохранить в первозданной чистоте те ценности, которые складывались в народном сознании много веков, удержать человечество от безудержного нравственного падения и деградации. Очевидно, что без обращения к национальным православным традициям, к Русской Православной Церкви, невозможно противостоять негативным влияниям современности. Икона - священный образ, наиважнейшая часть и источник церковного Предания, наравне с устным и письменным Преданием. Выражая идеал человеческой мудрости и святости, она являет нам реальный пример преображения плотского человека в духовную личность.
Икона воспитывает человека, приводит его к благодатному общению с Богом. Это восхождение совершается не силою ума или воображения, а праведной жизнью во Христе. Церковное искусство не украшает и не дополняет богослужение, а является вероисповедным свидетельством о Боге, обличением Невидимого. Осознание самого лучшего и наиболее ценного в христианской, и особенно, в православной традиции совершенно необходимо для создания плодотворной атмосферы, в которой станет возможным возрождение старых и возникновение новых путей в современном религиозном искусстве. Икона как духовный феномен все сильнее привлекает к себе внимание, причем не только в православном и католическом мире, но и в протестантском. В последнее время все большее число христиан оценивают икону как общехристианское духовное наследие. Именно древняя икона воспринимается как актуальное откровение, необходимое современному человеку.
Иконография разных веков имеет свои принципиальные особенности содержания иконописного образа. Для выявления этих характерных особенностей, необходим подробный разбор и изучение богословских аспектов иконописи. Все ныне существующие работы по данной тематике недостаточно отражают уровень соответствия святоотеческому учению Церкви. При этом очень важно, что в изучении икон, становится необычайно важным опыт людей, сочетающих профессиональное искусствоведческое образование с духовной жизнью в лоне Церкви. Очевидно, что разъяснение со стороны специалистов по иконографии, комментарии в отношении разных видов и форм иконописного искусства разных веков, необходимы практически каждому интересующемуся человеку. Именно эти факторы и обусловили актуальность нашего исследования.
Степень разработанности проблемы. Традиционная культура России на протяжении достаточно длительного периода времени была предметом изучения не только историков, искусствоведов, культурологов, философов, но и религиозных мыслителей и богословов. И одним из аспектов изучения традиционной русской культуры является икона.
К середине 16 века в русской литературе сложился целый пласт работ, в которых есть попытки осмыслить икону. Россия приняла в обиход из Византии вместе с иконой выработанное столетиями богословское наследие иконопочитания. Одной из первых греческих церковных книг, переведенных на славянский язык, стали «Три защитительных слова против порицающих святые иконы и изображения» прей. Иоанна Дамаскина (8 век). Апологию иконы продолжили русские богословы: прей.Иосиф Волоцкий «Послание иконописцу», прей. Максим Грек «Сказание об иконописцах, каковыми подобает быти», старцы Евфимий Чудовский «Вопросы и ответы по русской иконописи» и Артемий Троицкий «Слова об иконопочитании» и т.д.
В конце 19 века изучение иконописания восходит на академический уровень. Появляются фундаментальные работы университетских профессоров Н.П. Кондакова «Иконография Богоматери» и «Иконография Христа», Н.В. Покровского «Очерки памятников христианского искусства», исследования Д.А. Ровинского, Г.Д. Филимонова, А.П. Кирпичникова, Е. Барсова, В. Арсеньева и т.д. Особенно хотелось бы отметить труд Софии Снессоревой «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных икон, чтимых православной церковью на основании Священного Писания и Церковных Преданий» («Норд» г. Ярославль, 2007), где автор дала изображения и описания многих чтимых икон Богоматери.
«Три очерка о русской иконе» князя Е. Трубецкого, вышедшие в 1916-18 гг., становятся религиозно-философским открытием иконы для русской интеллигенции, новым осмыслением традиционного религиозного искусства. В 20-30 гг. пишут работы П.А. Флоренский «Иконостас» и «Обратная перспектива», С.Н. Булгаков «Икона и иконопочитание», М. Трабукин «Философия иконы», Л.А. Успенский начинает свой 20-летний труд «Богословие иконы Православной Церкви».
В советское время выходит ряд трудов, призванных закрыть брешь в коммунистической эстетике, но и эти работы, хотя и ограниченные рамками «идеологической тематики», все же продолжали научное осмысление православного иконописания. Это в первую очередь работы М. Алпатова, В.Н. Лазарева и его учеников, Г.И. Вздорнова, Н.К. Голейзовского, В.А. Плугина и т.д.
Сегодня икона как знак не может быть понята без апелляции к классическим философским исследователям, посвященным разработке методологии истории культуры, проблематики культурно-исторических типов. В этом плане, помимо классических работ Г.Гегеля, Т.Гоббса, Н. Данилевского, Н. Макиавелли, Ф. Ницше, А. Тойнби, Г. Шпета, О. Шпенглера, К. Юнга и др., следует назвать работы современных авторов: Ю.П. Андреева, А.К. Байбурина, Б.В. Бромлея, Г. Гачева, Л.Н. Гумилёва, М.Г. Левина, В.Д. Плахова, С.А. Токарева, А.Г. Спиркина, Н.Н. Чебоксарова, В.П. Римского и др.
Принципиально важной для данного исследования является проблематика рефлексии отечественной философско-религиозной традиции предмета и задач философии. Помимо произведений Н. Бердяева, В.Зеньковского, И. Ильина, А. Лосева, Н. Лосского, В. Соловьева, посвященных истории русской философии, мы отмечаем работы Л.Р. Авдеевой, В.Н. Акулинина, Н. Алексеева, К.Н. Власенко, П.П. Гайденко, М.Н. Громова, В.В. Кравченко, В.Б. Куликова, В.Н. Лазарева, Г.Ф. Слюсаревой, Г.Л. Тульчинского Л. Шапошникова и др.
Анализ интегрированности иконы в жизнь русского народа невозможно осуществить без учета тех изысканий, которые сделаны современной отечественной культурологией и социальной философией и представлены следующими именами: Д.С. Лихачев, А.И. Арнольдов, В.С. Библер, В.Н. Воскобойников, Г.Д. Драч, А.Н. Ерыгин, Ю.А. Жданов, И.С. Злобин, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, Ю.К. Краснов, Э.С. Маркарян, А.Н. Маркова, Т.П. Матяш, В.М. Межуев, А.В. Потемкин, В.С. Степин, В.П. Яковлев и др.
И, конечно, важнейшее значение для исследования иконотворчества имеет философская, богословская и научная литература, посвященная проблематике православного вероучения: Софии, соборности, исихазма. Идея Софии-Премудрости Божией проходит сквозной темой через всю отечественную культуру, историю, философию. В философии ее разрабатывали В. Соловьев, С. Булгаков, П Флоренский, В.Н. Лосский, Г. Флоровский, Н.А. Бердяев, С.С. Аверинцев. Хотя С.С. Хоружий считает, что тема Премудрости Божией ни как не представлена в русской жизни до времени своего появления в русской софиологии. По его мнению, наличие софийных храмов отнюдь не выливалось в наличие «темы Софии».
Понятие соборность как одна из характеристик православной Церкви разработано достаточно подробно в трудах А.С. Хомякова, С.Н. Булгакова, А. Шмемана, И. Мейендорфа, а также в работах Л.П. Карсавина, А. Кураева, Н.А. Струве, П.А. Флоренского, С.С. Хоружего, Е.С. Троицкого. Систематическая разработка принципа соборности была начата в святоотеческих творениях и связывалась с проблемой постижения тайны Святой Троицы. Понимание Троицы как идеальной соборности представлено в работах В.Н. Лосского, С.Н. Булгакова, Е.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского, А. Шлемана, С.Л. Епифановича, И. Мейендорфа, С.С. Аверинцева, Е.С. Троицкого, Г.М. Прохорова и др.
Освещением соборных установок в отечественной духовной традиции стало утверждение на Руси наследия исихастов. Изучению исихазма как явления, оказавшего значительное влияние на русскую духовность и русскую культуру, посвящены работы О.И. Мейендорфа, Г.М.Прохорова, В.Н. Лазарева, Д.С. Лихачева, В.Н. Лосского, Е.С. Троицкого. При написании дипломной работы мы так же опирались на труды митрополита Иллариона, прей. Иоанна Дамаскина, св. Григория Паламы, свящ. Александра Меня и других богословов и религиозных мыслителей. Разные стороны этой крупной проблемы способствуют раскрытию своеобразия русско-православной культуры, традиции которой исходили из идеи вселенского соборного человека, осуществляемой как духовное единение людей, принадлежащих к Церкви.
Проблема взаимоотношений христианства и культуры, проблема православной культуры ставилась в трудах В. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова, М. Гершензона, Вяч. Иванова, И.А. Ильина, В.Н Лосского, о. И Флоренского, о. С. Булгакова, С.Д. Лебедева, В.Н. Катасонова и т.д. Работы таких авторов как С.С. Аверинцев, В.В. Бычков, А. Я. Гуревич, А.П. Каждан, Ю.А. Кимелев, И.П. Медведев, С. С. Хоружий способствуют формированию целостного видения православной культуры.
Вопросы взаимоотношений иконописи и русской культуры затронуты в диссертационных исследованиях Н.Г. Келеберда, Н.В.Володиной, Л.К. Зязевой, Н.С. Шишовой, О.А. Жуковой и т.д. Необходимо отметить диссертационные исследования И. С. Колесовой «Соборность русского православного искусства» (Дис. ... канд. филос. наук Екатеринбург - 2002), А.Н. Чернышевой «Философия исихазма и формирование архетипов древнерусского религиозного искусства». (Дис. ... канд. филос. наук Москва, 1998), К.В. Цеханской «Иконопочитание в русской традиционной культуре» (Дис. ... д-ра ист. наук., Москва, 2004 ) и др. Но в отличие от диссертационного исследования К.В. Цеханской в данной диссертации этнографический материал о традициях иконопочитания интерпретируется с позиций философии религии и философии культуры.
Все эти и другие работы создают фундаментальную научную базу для дальнейших исследований, делают возможной работу по изучению бытования икон в русской жизни. Следует, однако, заметить, что при всем имеющемся богатстве материала, вопрос о богословских основаниях иконописного искусства и иконографии исследован недостаточно.
Объект дипломной работы иконописное искусство и иконография.
Предмет дипломной работы богословские основы иконописного искусства и иконографии.
Цель работы - в соответствии со святоотеческим учением православной Церкви, выразить богословские основы иконописного искусства и иконографии.
Задачи дипломной работы
- рассмотреть историю появления иконы в христианской традиции и ее богословские основания;
- проанализировать язык и смысл иконописи;
- исследовать особенность иконописного канона;
- рассмотреть особенность иконописного канона в Древней Руси;
Новизна дипломной работы состоит в авторском рассмотрении и анализе богословских оснований иконописного искусства и иконографии в её историческом развитии. А также в систематизации имеющегося материала, по принципу выбора конкретного аспекта - богословских оснований.
Методология исследования базировалась на использовании общенаучных и специальных исторических подходов и методов исследования.
- историко-описательный и компаративистский подходы, послужившие выявлению универсальных философских понятий для познания предмета данного исследования;
культурологическая методология, дающая
интерпретировать символический характер различных сюжетов и образов иконы, раскрыть особенности существования их в жизни человека в конкретных историко-культурных условиях, а так же проследить динамику русских религиозно - нравственных, духовных ценностей и традиций;
- искусствоведческие методы, раскрывающие эстетические ценности иконы как культурного феномена.
В процессе исследования использовались общенаучные методы, специально-исторические и методы смежных наук, в частности, статистический, экстраполяции основных дефиниций, синхронный, персонификации и другие.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Собранный в дипломной работе материал может быть использован при создании методических и учебных пособий по иконографии, истории отечественного искусства, культурологи, теологии, религиоведению, истории византийской культуры, при определении тематики новых научных исследований; в качестве библиографии для студентов и молодых начинающих ученых.
Апробация исследования данная тема не раз поднималась на научных конференциях и семинарах где и была представлена в виде докладов. Основные положения данного исследования нашли отражение в следующих статьях:
Парасоцкая А. И. Икона и её значение в русской православной церкви // Евангелие в контексте современной культуры. Материалы II Международной науч,- практич. конф, посвященной 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. / Под ред. М. С. Жирова, Т. И. Липич, С. М. Дергалева. - Белгород, 2014 г. - С. 229-231.
Парасоцкая А. И. Обратная перспектива иконы и открытия связанные с ней. // Евангелие в контексте современной культуры. // Материалы III науч. - практич. конференции, посвященной 1000 - летию представления святого равноапостольного князя Владимира. Под ред. Т. И. Липич, С.М. Дергалев, М.С. Жиров. - Белгород ООО « ЭПИЦЕНТР» ,
2015. - С. 364.
Парасоцкая А. И. Иконописное искусство и созидание духовности. // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики. // Материалы VII Международной научно-практической конференции Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики. Под ред. О. А. Волковой, Е. И. Мозговой. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. - С. 417.
Парасоцкая А. И. Иконопись слободы Борисовка история и современность. // Актуальные проблемы историко-краеведческих исследований. // Межрегиональная научно-практическая конференция. - Волгоград: Изд-во ВГСПУ, 2015г.
Парасоцкая А. И. Милосердие как важнейшая христианская добродетель и ее роль в созидании православного образа жизни. // Материалы II Международной научно-практической конференции Гуманитарное знание и духовная безопасность. Под ред. М.М. Бетильмерзаева, В.Ю. Гадаев. - Махачкала: АЛЕФ (ИИ Овчинников М.А.), 2015. - С. 424.
Парасоцкая А. И. Сестринское милосердие в России. //Социальное служение Русской Православной Церкви: проблемы , практики, перспективы. Материалы Международной науч. - практич. конференции. Под ред. Платов Ю. П. - СПБ: СПбГИПСР, 2015. - С. 475.
Парасоцкая А. И. Сестринское милосердие история и современность // Человек на войне. Материалы Международной науч. - практич. конференции. Под ред. Носова В. А. - Санкт- Петербург: по заказу СПБ ГБУ ДМ «ФОРПОСТ», 2015. - С. 225.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, которые в свою очередь делятся на 2 параграфа, заключения, библиографии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В итоге данного дипломного исследования необходимо сделать некоторые заключительные выводы. В первую очередь следует отметить, что в прошлые века человек был полностью связан с верой в Бога, она как связующая жизненная нить передавалась из поколения в поколения. Православие было не просто традицией или чем-то из истории прошлого, а реальностью и жизненной необходимостью. Так было от периода крещения Руси и вплоть до начала двадцатого века, пока катастрофические последствия революции не разрушили фундамент национальных многовековых традиций до основания. Итог такого рода преобразований народной жизни весьма плачевен - потеря жизненных ориентиров и ценностных парадигм, духовно-нравственный кризис и утрата подлинных общечеловеческих ценностей. Считая себя свободным от предрассудков веры, современный человек отказывается от авторитета истории прошлого своего народа, подвергая тем самым себя и свое поколение постепенному духовному выгоранию.
Однако очевидно, что человек не в силах жить в изоляции, полагаясь лишь на самого себя и свои силы. Такого рода поведение зачастую приводит к отчаянию и унынию. Ведь человек - образ и подобие Божие. Бог - есть Основа и Источник нашего бытия. Когда Бог становится реальностью, а не абстракцией, вера преобразуется в подлинное откровение, в соединение твари и Творца. А если возможно Откровение, возможен и Его Образ.
Господь наш Иисус Христос, по великой любви к нам людям, сошел на землю и стал Человеком. Приняв смерть через казнь на Кресте, Он открыл для нас истинные законы духовной жизни, ведущие ко спасению. Спаситель явился миру видимым, осязаемым образом, тем самым дав нам возможность быть причастными к дарованной Богом благодати.
Совершенствование, обновление человека, его души строго христоцентрично. Нам дан единственный истинный Образ и образец для подражания - Иисус Христос, Сын Божий, Воплощенное Слово, Которое уже много веков взирает на нас через святые образы - иконы, открытые христианам через труд иконописца.
В процессе исследования исторических корней иконописи нами было определено, что изображения присутствовали в жизни Церкви с самого начала основания христианских общин. Факт существования образов, символов и рисунков был вполне органичным продолжением религиозной жизни и не вызывал богословских дискуссий.
В ходе написания первой главы нами было определено, что иконы, как и вся христианская жизнь, и Традиция глубоко христоцентричны. Иконоборческие споры в истории Церкви не были вопросом обрядовым, они начались как продолжение споров христологических. И потому седьмой вселенский Собор поставил точку в спорах об истинах христианства. Догмат об иконе - это вероопределение христианской Церкви, утверждающее не просто наличие иконы в храме, а возможность познания Бога. Иконоборческие противостояния возникли из среды споров о Личности Бога. И потому седьмой вселенский Собор поставил точку в спорах об истинах христианства. Отсюда понятно, почему такое значение придает образу Церковь. Значение таково, что из ряда многочисленных побед над ересями, только победа над иконоборчеством полностью восстанавливает иконопочитание, которое провозглашено Торжеством Православия. Церковь празднует этот день первым воскресением Великого поста. Иконописный канон, определенный на пято-шестом и седьмом Вселенских Соборах - не жесткий закон, и не внешнее предписание или правило, а внутренне необходимая норма духовной жизни.
Примечательно, что иконоборческая ересь разделила по времени два совершенно разных периода в церковной истории. Периоды эти характеризовались формулировкой разных аспектов догмата о Боговоплощении. Догмат об иконе - неотъемлемая часть христо логического учения Церкви. Икона - свидетельство факта Боговоплощения.
Далее отметим, что более чем двухтысячелетняя история иконописного искусства в христианстве, явила миру множество великолепных священных образов - не просто произведений живописи, а силы духа, явленной в красках. Особое развитие икона получила на Руси, после принятия христианства. Долгое время Древняя Русь существенно отставала в формировании своего стиля живописи. И лишь к XIV веку, в эпоху Сергия Радонежского, в момент расцвета исихасткого движения, на Руси появляются несравненные иконописные образы от кисти величайших мастеров Феофана Грека и Андрея Рублева.
Иконопись на Руси являла собой не просто одну из сторон религиозного искусства и жизни, она явила собой подлинный образец высоты духа и святости. Язык иконы в средние века достигает своей наивысшей уникальности и выразительности. Вобрав в себя строгость канона и византийские образцы, иконописное искусство на русской земле открыло совершенно новый, свободный и вместе с тем неповторимый строго каноничный стиль.
В итоге работы следует сказать, что современное возрождение иконы, внимание к искусствоведческим и богословским ее исследованиям - насущная потребность времени. Уместно привести здесь слова П. Флоренского, который писал: «Церковь, всегда живая и творческая, вовсе не ищет защиты старых форм как таковых, не противопоставляет их новым как таковым. Церковное понимание искусства было, и есть, и будет одно: реализм. Это значит, что Церковь, столп и утверждение истины, требует только одного - истины». При этом обновление иконы не должно стать обновлением либо изменением ее канонического основания. Нельзя допустить потерю смыслообразующего фактора существования иконы в православной Церкви. Также недопустимо искаженное понимание смысла. Икона во все времена - это образ, обращающий наше сознание к Первообразу. Тем самым современная икона являет собой ту же самую истину, что и несколько веков назад. Предание Церкви это не просто традиция, Предание есть живая деятельная церковная жизнь, связующая нить, проходящая через всю историю христианства. Икона - наиважнейшая часть Священного Предания, направленная на то, чтобы явить возможности и пути христианского совершенствования, а также определить границы Богопознания. Тем самым, главной особенностью богословия иконы по учению святых отцов учителей православной Церкви, является осмысление человеческого жизненного пути, его духовной жизни, приводящей к конечной цели - к обожению через уподобление Господу Иисусу Христу.



1. Алфеев И. иеромонах. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. [Текст] / И. Алфеев. - М.: Братство святителя Тихона, 1996. - 112 с.
2. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. [Текст] / М. Алпатов. -М.: Искусство, 1978. -332 с.
3. Булгаков С. протоирей. Икона и иконопочитание. [Текст] / С. Булгаков. - М.: Крутитское Патриаршее Подворье, 1996. - 169 с.
4. Болотов В. Лекции по истории древней церкви. Т. II,IV [Текст] / В. Болотов. - Минск: Белорусский Экзархат, 2008. - 768 с.
5. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. [Текст] - Киев.: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра,1995. - 1536 с.
6. Бычков В. Духовно-эстетические основы русской иконы [Текст] / В. Бычков. - М.: Ладомир, 1995. - 364 с.
7. Беседа 19-я: На святых сорок мучеников Василий великий
[Электронный ресурс] / Беседа 19. -
http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev/.
8. Восточнохристианский храм. Литургия и искусство [Текст] / изд. под ред. Д. Буланина. - СПб., 1994. - 328 с.
9. Васильев А. История византийской империи. В 2 т., Т. I [Текст] / пер. с англ. А.Г. Грушевой. - Спб.: Алетейя, 2000. - 986 с.
10. Григорий (Круг) инок. Мысли об иконе. [Текст] / Г. Круг. - М.: Лествица, 1997. - 159 с.
11. Головань Н. А. Эволюция религиозной традиции в свете формирования древнерусской народности.: дис... канд. ист. наук: 07.00.02 [Текст] / Головань Наталья Алексеевна. - М., 2007. - 115 с.
12. Грабарь А. Очерки византийского искусства [Текст] / А. Грабарь. -М.: Московская духовная Академия, 2001. - 116 с.
13. Грабарь И. Андрей Рублев. Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918— 1925 гг. [Текст] / И. Грабарь. - М., 1926.-77 с.
14. Денисов Л. История Нерукотворного образа Спасителя [Текст] /Л Денисов. - Спб., 2000. - 200 с.
15. Деяния Вселенских Соборов. В 7 т., Т IV, VII [Текст] / В русском пер. при Казанской Духовной Академии. - Казань: Центральная Типография, 1906. -2141 с.
16. Дунаев М. М. Своеобразие Русской религиозной живописи. Очерки по русской культуре XII - XX вв. [Текст] / М. Дунаев. - М.: Филология, 1997. -221 с.
17. Евсевий Памфил. Церковная история [Текст] / Евсевий Памфил. - М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1993. - 448 с.
18. Зинон, архимандрит. Беседы иконописца [Текст] / архимандрит Зинон. - Новгород: Библиополис, 1993. - 114 с.
19. Иоанн Дамаскин, прей., Точное изложение православной веры [Текст] / Дамаскин Иоанн. - М.: Сретенский монастырь, 2003. - 164 с.
20. Иоанн Дамаскин прей., Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения [Текст] /Дамаскин Иоанн. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. - 180 с.
21. Иосиф Волоцкий, преподобный. Послание иконописцу [Текст] / Иосиф Волоцкий. - М.: Изобразительное искусство, 1994. - 336 с.
22. Иулиания монахиня (М.Н. Соколова). Труд иконописца. [Текст] / монахиня Иулиания. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.-240 с.
23. Иконостас. Происхождение - развитие - символика. [Текст] / под ред. И. Кочеткова. -М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 751 с.
24. Иоанн Златоуст. Четыре огласительные гомилии (серия Пападопуло-Керамевса) [Текст] / пер. И. В. Пролыгиной. - М., 2006. - 287 с.
25. Карташев А. Вселенские соборы [Текст] / А. Карташев. - М.: Харвест, 2008. - 410 с.
26. Киров Д. Введение в христианскую антропологию [Текст] / Д. Киров. - М.: София, 1996. - 280 с.
27. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери [Текст] / Н. П. Кондаков. - СПб.: АН, 1914. - 414 с.
28. Кураев А. диакон. Традиция. Догмат. Обряд. [Текст] / А. Кураев. - М.: София, 1996. - 416 с.
29. Кураев А. диакон. Человек перед иконой (Размышления о христианской антропологии и культуре) [Текст] / А. Кураев. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992,- 150 с.
30. Красавин Л. Святые отцы и учителя Церкви. [Текст] / Л. Красавин. - М.: Московский университет, 1990. - 176 с.
31. Лазарев В. Н. История византийской живописи. В 2 т., Т I [Текст] / В. Лазарев. - М.: Искусство, 1986. - 946 с.
32. Лазарев В. Н. Новгородская иконопись [Текст] / В. Лазарев. - М.: Искусство, 1976. - 203 с.
33. Лазарев В. Н. Московская школа иконописи [Текст] / В. Лазарев. - М.: Искусство, 1971. - 236 с.
34. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века [Текст] / В. Лазарев. - М.: Искусство, 2000. - 152 с.
35. Ласков Д. Православно-догматическое богословие [Текст] / Д. Ласков. - М., София, 1927. - 162 с.
36. Лихачева В. Искусство в Византии. [Текст] / В. Лихачев. - СПб.: Искусство, 1986. - 316 с.
37. Лосский В. Н. Богословие образа. Богословские труды. [Текст] / В. Лосский - М.: Московская Патриархия, 1975. - 300 с.
38. Лосский В.Н., Успенский Л. А. Смысл иконы. [Текст] / В. Н. Лосский, Л. А. Успенский. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет: Эксмо, 2014. - 336 с.
39. Любимов Л. Искусство Древней Руси [Текст] / Л. Любимов - М.: Просвещение, 1981. - 336 с.
40. Майендорф И. протоиерей. Византийское богословие [Текст] / И. Майендорф. -М.: София, 1995. - 336 с.
41. Майндорф И. протоиерей. Введение в святоотеческое
богословие. [Текст] / И. Майендорф. - Минск: Лучи Софии, 2001. - 384 с.
42. Озолин Н. протоирей. Православная иконография
Пятидесятниц. Об истоках и эволюции византийского извода. [Текст] / Н. Озолин. - М.: Споручницы Грешных, 2001. - 208 с.
43. Острогорский Г. Соединение вопроса о св. иконах с христологической догматикой в сочинениях православных апологетов раннего периода иконоборчества [Текст] / Г. Острогорский. - Прага, 1927. -48 с.
44. Острогорский Г. Гносеологические основы византийского спора об иконах [Текст] / Г. Острогорский. - Прага, 1928. - 51 с.
45. О житии, убиении и чудесах блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба [Электронный ресурс] / О житии, убиении и чудесах http://smolyane.narod.ru/saint/kniaz/borisogleb/boris_gleb_life.htm..
46. Православная икона. Канон и стиль. К богословскому рассмотрению образа [Текст] / под ред. А. Стрижев. - М.: Поломик, 1998. -496 с.
47. Петев И. Константинополский патриарх Герман - защитник иконопочитания. Вера и жизнь [Текст] / И. Петев. - Велико Търново, 1994. - 168 с.
48. Последование в неделю православия [Электронный ресурс] / Последование. - http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon876.htm.
49. Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства [Текст] / Н. В. Покровский. - М.: Лига Плюс, 2000. - 416 с.
50. Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями, Правило 82 [Электронный ресурс] / Правило Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями. - http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i- vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/233.
51. Рафаил (Карелин) архимандрит. О языке Православной иконы [Текст] / Рафаил (Карелин). - СПб.: Сатисъ, 1997. - 256 с.
52. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в
древнерусской живописи [Текст] / Б. Рушенбах. -М.: Наука, 1975. - 184 с.
53. Ровиский Д. А. Обозрение иконопочитания в России до конца XVII века [Текст] / Д. Ровинский. - Спб.: Издание А. С. Суворина, 1903. -
192 с.
54. Салтыков А., протоиерей. Библейские основы иконопочитания [Текст] / А. Салтыков. - М., 1996. - 58 с.
55. Сергий, архиепископ Владимирский. Православное учение о почитании святых икон [Текст] / Сергий. - Спб.: Веб-Центр "Омега",1899. 68 с.
56. Соменок Г. Халкидонский орос (IV Вселенский събор) в свете решений VII Вселенского собора. Труды Киевской духовной Академии [Текст] / Г. Соменок. - Киев, 1999. - 87 с.
57. Смирнова Э. С. Отражение литературных произведений о Борисе и Глебе древнерусской станковой живописи [Текст] / Э. Смирнова. -М., 1958.-327 с.
58. Стоянов Хр. Из истории иконоборчества (717-741) [Текст] / X. Стоянов. -М., 1980. - 80 с.
59. Тенекеджиев Л. Учение св. Иоанн Дамаскина о почитании икон [Текст] / Л. Тенекеджиев. - М.: Духовна культура, 1988. - 189 с.
60. Трубецкой Е. И. Три очерка о русской иконе [Текст] / Е. Трубецкой. -М., 1991. - 112 с.
61. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках [Текст] / Е. Трубецкой.- М., 1916,- 44 с.
62. Стародубцев О. В. Церковное искусство [Текст] / О. Стародубцев. -М.: Сретенский монастырь, 2007. - 728 с.
63. Успенский Б. Семиотика искусства. [Текст] / Б. Успенский. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - 360 с.
64. Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви. [Текст] / Л. Успенский. - М.: Изд-во братства во имя святого князя Александра Невского, 1989. - 656 с.
65. Успенский К. Очерки по истории Византии. Часть I, [Текст] / К. Успенский. - М.: Издательское общество при историко-философском факультете московских высших женских курсов, 1917. - 313 с.
66. Успенский К.Н. Очерки по истории иконоборческого движения в Византийской империи в VIII - IX вв. Феофан и его Хронография К.Н. Успенский // Византийский Временник. - 1950. — № 3. — С. 393-438.
67. Учение двенадцати апостолов. [Текст] / пер. К. Попов. - Киев: Киевская Духовая Академия, 1884. - 340 с.
68 Феодор Студит., преподобный. Третье опровержение иконоборцев. [Текст] / Феодор Студит. - Спб.: Санкт-Петербург, 1907. - 417 с.
69. Флоренский И., священник. Иконостас [Текст] / И. Флоренский. - София, 1994. - 224 с.
70. Флоренский И., священник. Моленные иконы преподобного Сергия. Избранные труды по искусству [Текст] / И. Флоренский. - М.: Русская книга, 1993. - 678 с.
71. Флоровский Г., протоиерей. Ориген, Евсевий и иконоборческий спор. Догмат и история [Текст] / П. Флоренский. - М.: Свято-Владимирское Братство Москвы, 1998. - 351 с.
72. Флоровский Г., протоиерей. Приснодева Богородица. Догмат и история [Текст] / П. Флоренский. - М.: Свято-Владимирское Братство Москвы, 1998. - 376 с.
73. Чифлянов Б., протоиерей. Иконоборческие споры [Текст] / Б. Чифлянов,- М., 1988. - 345 с.
74. Языкова И. К. Богословие иконы [Текст] / И. Языкова,- М.: Общедоступный Православный Университет, 1995. - 139 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ