Введение
ГЛАВА 1. Феномены стыда и вины в психологии
1.1. Стыд и вина в философии и психологии
1.2. Понимание стыда в психологической литературе
1.3. Понимание вины в отечественной и зарубежной психологии
1.4. Стыд и вина в семье
Выводы
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования понимания вины и стыда представителями разных поколений одной семьи
2.1. Цели и задачи исследования
2.2. Выборка исследования
2.3. Методы и методики исследования
2.4. Процедура и этапы исследования
2.5. Математико-статистические методы.
ГЛАВА 3. Результаты исследования понимания и переживания стыда и вины представителями трех поколений внутри одной семьи
3.1. Анализ сходства в понимании и переживании стыда и вины между представителями разных поколений внутри одной семьи
3.2 Анализ различий в понимании и переживании стыда и вины между представителями разных поколений
3.3. Анализ психологических особенностей представителей разных поколений
3.4. Анализ взаимосвязи переживания вины и стыда между представителями разных поколений одной семьи.
3.5. Анализ предикторов вины-черты по Д. Тангней у представителей младшего поколения (данные регрессионного анализа)
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения
Стыд и вина имеют большое значение в жизни людей. Они являются препятствием на пути к проявлению морально недопустимого и неприемлемого поведения. Переживание этих эмоций закрепляет у человека пони-мание о том, какие поступки считаются социально-неодобряемыми в обществе. В различных культурах и в разные периоды истории человечества стыд и вина являлись универсальными регуляторами социального поведения, и благодаря им осуществлялась социализация личности, происходило усвоение норм, правил, установок, которое необходимо для успешного функционирования в обществе [16]. Способность к переживанию вины и стыда и ее формирование обусловлены включенностью субъекта в социальное взаимодействие. В исследованиях, посвященных изучению данных феноменов, авторами делается акцент на их социально-культурную обусловленность, связь с социальным становлением личности, с историческими и культурными явлениями, на их социально-психологическую природу. Таким образом, стыд и вина являются частью социальной жизни человека [14].
Но изменения в обществе, обусловленные развитием культуры, технологий, влекут за собой изменения и тех самых установок, правил поведения, которые могут противоречить нормам прошлого времени. Родители воспитывают своих детей согласно своим представлениям и своему жизненному опыту, и благодаря им, а также другим взрослым, дети знакомятся с переживанием стыда и вины, усваивая для себя информацию о неодобряемом поведении. Возникают вопросы, согласно каким нормам, родительской семьи или общества в целом, люди понимают, что такое вина и стыд, и в каких ситуациях люди переживают эти эмоции. Меняется ли представление о стыде и вине у общества, в том смысле, что понимание данных эмоций различается у людей, принадлежащих к разным поколениям. Или наоборот представление о стыде и вине у людей схоже с представлениями их родителей, поскольку именно в родительской семье происходит важнейший этап социализации и усвоение основных норм и правил общества. Для российского общества эти вопросы особенно актуальны, в связи с тем, что за последние 30 лет в жизни общества, общественного уклада и идеологии произошли существенные изменения.
В данной работе мы предпринимаем попытку исследования понимания феноменов стыда и вины представителями разных поколений с целью выявления сходства и различий в описании, переживании данных эмоций людьми разных возрастов и между членами одной семьи.
Актуальность работы объясняется тем, что в большей степени изучением стыда и вины занимаются зарубежные авторы. В нашей стране изучению этих эмоций посвящается мало исследований. Очень важно развитие данного направления и проведение исследований на российских выборках для дальнейшего уточнения уже имеющихся данных касательно феноменов стыда и вины (Боголюбова О.Н., 2015) [5]. Также, необходимо подчеркивать значимость эмоций стыда и вины и их «положительную роль в развитии личности», поскольку чаще они рассматриваются как деструктивный аспект, хотя выполняют важную регулятивную (адаптационную) функцию поведения [4].
Задачами исследования являлись:
1. Проанализировать теоретические аспекты рассмотрения феноменов стыда и вины в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2. Разработать интервью для исследования понимания и описания респондентами понятий стыда и вины у представителей разных поколений внутри одной семьи.
3. Выявить понимание и описание респондентами понятий стыда и вины, уровень склонности к переживанию стыда и вины.
4. Проанализировать взаимосвязи уровня склонности к переживанию стыда и вины с уровнем семейной сплоченности и семейной адаптации.
5. Выявить и описать схожесть и различия в понимании, описании, переживании представителями разных поколений внутри одной семьи.
Рабочими понятиями выступают:
• Стыд - «сильное смущение от сознания совершения предосудительного поступка или попадания в унизительную ситуацию, в результате чего человек чувствует себя опозоренным, обесчещенным» (Ильин, 2008) [12].
• Вина - «переживание недовольства собой, которое связано с обнаружением рассогласования между принятыми моральными нормами и собственным поведением» (Ильин, 2008) [12].
Основное отличие вины от стыда - «переживание вины связано с негативной оценкой своего конкретного поступка или поведения; переживание стыда связано с негативной оценкой себя самого и своей личности в целом» (Tangney J.P., 2003) [48].
Объектами исследования выступают феномены стыда и вины.
Предмет исследования - взаимосвязь понимания, описаний, переживаний стыда и вины у представителей разных поколений внутри одной семьи.
Были выдвинуты следующие гипотезы:
1) Представители разных поколений внутри одной семьи схоже понимают, описывают, переживают стыд и вину.
2) Чем выше уровень семейной сплоченности у представителей разных поколений внутри одной семьи, тем более схожи их понимание, описание, переживание стыда и вины.
Выборку исследования составили 90 человек в возрасте от 17 до 94 лет, которые представляют собой 30 семей. Каждая семья включает три человека, которые являются представителями трех разных поколений.
Исследование проводилось в период с 01.09.2016 года по 19.04.2017 года в Санкт-Петербурге.
Структура работы:
Магистерская диссертация включает в себя введение, теоретический обзор (глава 1), описание дизайна исследования и применяемых методов и методик (глава 2), описание результатов исследования (глава 3), выводы и заключение. Общий объем работы составляет Х страниц без учета приложений.
Данное исследование было посвящено выявлению сходств и различий в понимании, описании, переживании стыда и вины у представителей разных поколений внутри одной семьи. Гипотеза о наличии сходства между членами одной семьи частично подтвердилась. Были обнаружены положительные взаимосвязи по параметрам вины между представителями среднего и младшего поколения внутри одной семьи. Однако также было обнаружено большое количество различий в понимании и описании стыда и вины между членами одной семьи. Были обнаружены обратные взаимосвязи по параметрам стыда между представителями разных поколений внутри одной семьи. По результатам исследования можно наблюдать, что взаимосвязи существуют в основном между представителями старшего и среднего поколения или между представителями среднего и младшего поколения. Не обнаружены взаимосвязи по всем трем поколениям внутри одной семьи, что свидетельствует только о частичной вертикальной межпоколенческой трансмиссии в понимании и переживании стыда и вины внутри семьи.
Исходя из этого, можно сделать предположение, что в период жизни представителей среднего поколения произошли некие изменения в понимании и переживании стыда и вины, которые могут быть связаны с резкой сменой ценностей. Когда представителям среднего поколения было в среднем около 23 лет, произошел распад СССР, что привело к значительным изменениям как и самой страны, так и к изменениям идеологии, установок и норм общества. До распада СССР они жили, согласно тем нормам и правилам, которые им прививали родители, а после данного события им пришлось адаптироваться к новым условиям жизни и прививать уже другие нормы своим детям. Возможно, если провести такое исследование в другой период времени, где на протяжении жизни представителей всех поколений не будет таких кардинальных изменений в общественном укладе, могут быть совершенно другие результаты с обнаружением большего числа сходств в понимании стыда и вины.
В связи с частичным подтверждением гипотезы был проведен анализ на выявление возрастных различий в понимании, описании и переживании стыда и вины, результаты которого могут внести свой вклад в дифференциальную психологию.
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996.
2. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004.
3. Белик И.А. Чувство вины в связи с особенностями развития личности: Автореферат дисс. ... канд. Наук. СПб., 2006
4. Белик И.А. Чувство вины в связи с особенностями развития личности: Дисс. Канд. Наук. СПб., 2006 г.
5. Боголюбова О.Н. Переживание стыда: качественный анализ нарративов. Вестник СПбГУ Сер. 12., 2015 г., 1.
6. Бреслав Г. М. Композиционная теория эмоций: к пониманию моральных эмоций и любви. М.: Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. No 4. С. 81-102.
7. Бреслав Г. М. Психология эмоций. - М. : б.н., 2007.
8. Вайсс Д. Как работает психотерапия. М., 1998.
9. Васильева О.С., Короткова Е.В. Комплексный подход к понятию «вина» // Прикладная психология. 2000. №3 С. 22-38.
10. Горнаева С. В. Вина и стыд в контексте психологической регуляции социального поведения личности. Балашов : Мир науки, культуры, образования, 2012.
11. Изард К. Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
12. Ильин Е.П. Психология совести: вина, стыд, раскаяние. - СПб.: Питер, 2016.
13. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 783 с.: ил.
14. Короткова Е. В. Социально-психологический анализ вины и стыда как системы отношений личности к себе и другому. Ростов-на-Дону : Ростовский государственный университет, 2002 г.
15. Матюшин Г. Г. Стыд и совесть как форма моральной самооценки. Москва : б.н., 1998.
16. Муздыбаев К. Переживание вины и стыда. СПб : СПб, филиал Института социологии РАН, 1995. стр. 39.
17. Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. . - М., : б.н., 2004.
18. Пауэлл Д. Почему я страшусь любви // Символ, 1989.Т. 22. С. 7-21.
19. Психоанализ депрессий // Сборник статей под редакцией проф. М.
М. Решетникова. - СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2005. - 164 с.
20. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999.
21. Столин В.В. Самосознание личности. - М., : б.н., 1983.
22. Тихомирова Т.Н. Когнитивные основы индивидуальных различий в академической успешности: структурно-функциональная модель: диссертация ... доктора Психологических наук., Москва, 2016.- 463 с.
23. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Речь, 2006, 352 с.
24. Ausubel D.P. Relationships between shame and guilt in the socializing process // Psychological Review, 1955, v. 62, p. 378-390.
25. Cook D. R. Empirical studies of shame and guilt: The Internalized Shame Scale. In D. L. Na-thanson (Ed.), Knowing feeling: Affect, script and psychotherapy. New York: Norton, 1996 (pp. 132-165).
26. Duval S., Wicklund R.A. A theory of objective self-awaraness. - New York, Academic Press, 1972.
27. Erikson E H. Childhood and society. - N.Y: Norton, 1950
28. Ferguson T. J., Stegge, H., & Damhuis, I. (1991). Children understanding of guilt and shame. Child Development, 62, 827-839.
29. Fossum M.A., Mason M. J. Facting Shame: Families in recovery. N. Y.: Norton, 1986. 192 p.
30. Freud S. Inhibitions, symptoms and anxiety // J. Strackey (ed.). The standard edition of the complete psychological works of Sigmund Freud. London, Hogarth Press, 1959, v. 20, p. 77-175.
31. Hoffman M.L. Development of prosocial motivation: empathy and guilt. In Eisenbery N. (Ed.) The development of prosocial behavior. N. Y.: Aca¬demic press, 1982. P 281-313.
32. Jenkins R.L. Guilt feelings - their function and dysfunction // M.L. Reymert (ed.) Feeling and emotons. The Moosehart symposium . N.-Y., Hafner Publishing Company, 1967, p.353-361.
33. Jones W.H., Schratter A.K., Kugler K. The Guilt Inventory // Psycholog¬ical Reports, 2000. V.87. - P 1039-1042.
34. Khanna D. A critique of existential guilt. Psychoterapy: Theory, research and practice, 1969, 6(3), 209-211.
35. Klein M. On the theory of anxiety and guilt. International Journal Psy-choanalysis. 1978. Vol. 29. P 114-123.
36. Kugler, K., Jones, W. H. On conceptualizing and assessing guilt.//Jour- nal of Personality and Social Psychology. 1992. V.62, N.2. P 318-327.
37. Lewis H., Shame and guilt in neurosis. - N.Y.: International Universities Press, 1971.
38. Lewis H., Sullivan M. W., Stanger C., Weiss M. Self-development and self-conscious emotions // Child Development, 1989, 60, p.146-156.
39. Luwis M. Shame: The exposed self. N.-Y., Free Press, 1992.
40. Mandler G. Mind and emotions. N.-Y., John Wiley, 1975.
41. May R. The origins and significance of the existential movement in psy-chology. In: R. May, E. Angel, H. F. Ellenberger (Eds.). Existense: A new dimension in psychiatry and psychology. - New York, Basic Books, 1958, 3-36.
42. Miller S. The shame experience. Hillsdale: The Analitic press, 1985. 189 p.
43. Modigliani A., Embarrassment, facework and eye contact. Testing a the-ory of ambarras-sement //J. of Personality and Social Psychology. - 1971. - V. 17 (1). - p. 15-24.
44. Phares E. J. Locus of control in personality. Morristown, N.-Y., General Learning Press, 1976.
45. Retzinger S. M. Violent emotions: Shame and rage in marital quarrels. Newbury Park, CA: Sage. 1991.
46.Scheff Th. J., Retzinger S. M. Emotions and violence. Lexington: Lex-ington Books, 1991.
47.Silver M., Conte R., Migel M., Paggi I. Humiliation: feeling, social con-trol and the costruction of identity// Journal for the theory of social be-havior. 1986. Vol. 16, p. 269-283.
48. Tangney J. P., Dearing R. L. Shame and Guilt. New York: Guilford Press, 2003. 272 p.
49. Tangney J. P., Wagner, P., Fletcher, C., & Gramzow, R. (1992). Shamed into anger? The relation of shame and guilt to anger and self-reported ag¬gression. Journal of Personality and Social Psychology, 62, 669-675.
50. Tomkins S. S. Affect as the primary motivational system. - Arnold M. В., 1970.
51. Unger J. M. On the development of guilt reactivity in children // Doctor¬al paper, Cornell University, 1962.
52. Zentner B., Zenter M., Zinkan L. G. Pseudo-guiltADefense transaction and resistance // J. Anal. Soc. Work, 1993. №4.