ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕЛЕСНО- 10 ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С
ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
1.1. Реабилитация детей с детским церебральным параличом: 10
сущность, принципы и подходы
1.2. Телесно-ориентированная терапия как метод реабилитации детей 34
с детским церебральным параличом
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С 52
ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ МЕТОДАМИ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ
2.1. Методы телесно-ориентированной терапии в реабилитации детей 52
с детским церебральным параличом
2.2. Проблемы реабилитации детей с детским церебральным параличом 61
(на материалах социологического исследования)
2.3. Рекомендации по совершенствованию реабилитации детей с 72
детским церебральным параличом методами
телесно-ориентированной терапии в ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Актуальность проблемы исследования. Стремительные перемены в социально-экономической и политической жизни России, обострение многих общественных проблем заставили ученых и практических работников начать поиск новых, адекватных современной действительности механизмов социальной реабилитации личности. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления являются в современных социокультурных условиях чрезвычайно важными.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это лица в возрасте до 18 лет (не достигшие совершеннолетия), имеющие отклонения от нормы в физическом или психическом развитии вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся полной или частичной утратой способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, осуществлять трудовую деятельность.
Значительная часть детей данной категории имеет диагноз «детский церебральный паралич». Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7% детей.
Термин «церебральный паралич» употребляется для характеристики группы хронических состояний, при которых поражается двигательная и мышечная активность с нарушением координации движений.
ДЦП является самой распространенной причиной детской инвалидности. ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе и проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Ведущими являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторских систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками.
Очевидно, что дети с двигательными нарушениями вследствие ДЦП, имеющие статус инвалида, нуждаются в реабилитации, отсутствие или несвоевременное осуществление которой приводит к серьёзным, а подчас и необратимым, последствиям.
Социальная реабилитация - комплекс мероприятий и процесс, имеющие целью помочь инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальном взаимодействии и коммуникации, необходимый уровень социальной компетентности, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.
Главной задачей реабилитации детей с ДЦП в условиях реабилитационного учреждения является развитие их потенциальных возможностей, коррекция поведения, расширение социального горизонта, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Решение проблемы комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями в современном обществе, на наш взгляд, целесообразно искать в привлечении в работе с такими детьми методов телесно-ориентированной терапии.
Телесно-ориентированная психотерапия - направление
психотерапии, работающее с проблемами и неврозами пациента через процедуры телесного контакта. Телесно-ориентированная психотерапия является одним из основных направлений современной практической психологии, ее называют также «соматической психологией». Это синтетический метод «исцеления души через работу с телом», с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека.
Исследование телесных ощущений и состояний, работа с ними существенно расширяет психотерапевтическое пространство и возможности психолога, облегчает процесс раскрытия переживаний человека. В любой момент жизни тело воплощает особенности личности, характер психологических проблем и конфликтов человека.
Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, ДЦП нуждаются в специальной коррекционной поддержке. Весь детский опыт, приобретаемый в процессе социализации, связан с развитием и совершенствованием произвольных движений. Развивая двигательную сферу ребенка, мы идем по естественному пути, опосредованно влияя на развитие психических свойств и процессов.
Как известно, более 80% информации в процессе общения передается невербальным способом. У ребенка «живой язык» спонтанных движений и жестов гораздо в большей степени отражает характер его коммуникации и появляется задолго до отчетливых речевых навыков. Поэтому включение телесно-ориентированных приемов в коррекционную программу существенно расширяет их возможности.
Способность ребенка контролировать телесные проявления является важным моментом его социализации и тесно связана с формированием основных черт его психики. У ребенка возникает ощущение возможности использовать свое тело как инструмент взаимодействия с окружающим миром. Он учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивает приемы самоконтроля.
Включение телесно-ориентированных приемов в процессе реабилитации детей с ДЦП позволяет осуществлять раннюю диагностику и коррекцию психомоторной функции, эмоционального состояния и различных поведенческих нарушений у ребенка, а значит, и оказывать ему своевременную помощь.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья активно изучают Л.И. Акатов, Т.С. Зубкова, Э.К. Наберушкина, П.Д. Павленок, Н.В. Тимошина, Е.И. Холостова.
Основные направления социализации детей с ограниченными возможностями нашли свое отражение в работах Я.А. Кравченко, К.К. Кузьмина, Г.В. Ляпидиевской, Э.К. Наберушкиной, Н.В. Шапкиной. Вопросам, затрагивающим специфику социальной защиты детей- инвалидов, посвящены работы В.М. Астапова, Н.Ф. Дементьевой, О.И. Лебединского, А.И. Осадчих, О.В. Павленок, Д.А. Туболева,
Э.Ф. Устинова, Е.И. Холостовой, Б.Ю. Шапиро.
Основные направления социальной поддержки детей с ограниченными возможностями нашли свое отражение в работах С.А. Васина, Я.А. Кравченко, К.К. Кузьмина, Г.В. Ляпидиевской, Т.В. Малеевой, Э.К. Наберушкиной, Н.В. Шапкиной.
Вопросы обучения и воспитания детей с диагнозом ДЦП затрагивают в своих работах Н.В. Антонова, Р.Д. Бабенкова , М.А. Беляева, Ю.В. Василькова, М.В. Ипполитова, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, О.О. Петрова, К.А. Семенова, О.В. Тихомирова.
В настоящее время проблема социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и другие специалисты вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.
Вопросы реабилитации инвалидов являются основой их интеграции в общество. Медицинским аспектом реабилитации детей-инвалидов занимаются И.В. Астраханцев, В.М. Богомолова, С.А. Быданов, В.Ю. Чукарев, М.В. Элыптейн. A.M. Зотова, Б.С. Мезенцев, А.В. Федоров изучают проблемы социальной реабилитации.
Важнейшим элементом социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является деятельностный подход. Значение деятельностного подхода раскрыл в своих работах А.Н. Леонтьев. Согласно его концепции, деятельность является основой, средством и решающим условием развития личности.
Различные аспекты педагогических, психологических и социальных проблем реабилитации рассматривались в работах Э.М. Александровской, В.Л. Багрицкого, С.А. Беличевой, Н.Б. Берхина, А.В. Гордеевой,
B. П. Кащенко, В.В. Ковалева, И.А. Коробейникова, А.Н. Леонтьева,
А.Р. Лурия, А.С. Макаренко, А.А. Смирнова и др.
Методологические основы телесно-ориентированной психотерапии в психологии были заложены В. Райхом. Исследования ученых все больше указывают на потенциал использованиям методов телесно¬
ориентированной психотерапии в работе с детьми с детским церебральным параличом (Н.А. Ветлугина, И.А. Грошенков, Т.А. Добровольская,
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, М.В. Киселева, Л.Н. Комиссарова,
А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева,
C. Г. Рыбакова).
Таким образом, актуальность исследования и степень научной разработанности позволили нам сформулировать научный аппарат исследования.
Объект исследования - реабилитация детей с детским церебральным параличом.
Предмет исследования - реабилитация детей с детским церебральным параличом методами телесно-ориентированной терапии.
Цель исследования - раскрыть особенности реабилитации детей с детским церебральным параличом методами телесно-ориентированной терапии и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы изучения телесно-ориентированной терапии в реабилитации детей с детским церебральным параличом;
- выявить специфику реабилитации детей с детским церебральным параличом методами телесно-ориентированной терапии;
- изучить проблемы реабилитации детей с детским церебральным параличом и разработать рекомендации по ее совершенствованию методами телесно-ориентированной терапии.
В дипломной работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической, социологической, методической литературы, анкетирование, экспертный опрос, анализ результатов социологического исследования.
Теоретико-методологическая база исследования. При подготовке и проведении данного исследования мы опирались на теорию единства деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, В.П. Зинченко, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн); основные положения социальной педагогики (С.А. Беличева, М.И. Буянов, Г.М. Иващенко, Г.И. Камаева, М.М. Плоткин, А.В. Мудрик, Н.М. Платонова), современные теории развития личности, ее социализации и индивидуализации (Л.И. Божович, А.П. Марков, А.З. Свердлов, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон, Ж. Пиаже); положения о необходимости дифференцированного и индивидуализированного подхода в системе коррекционной помощи детям с нарушениями развития (Л.С. Выготский, О.А. Денисова, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, Е.А. Стребелева, У.В. Ульенкова и др.).
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования послужили нормативные документы, регулирующие социальную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, труды отечественных и зарубежных ученых в области реабилитации детей с детским церебральным параличом, труды по телесно-ориентированной психотерапии; методические материалы ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
Эмпирическую базу исследования составляют результаты проведенного автором дипломной работы прикладного социологического исследования «Проблемы реабилитации детей с детским церебральным параличом» в ходе преддипломной практики на базе ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
Теоретико-практическая значимость. Анализ теоретических основ изучения реабилитации детей с детским церебральным параличом позволил выявить сущность и принципы реабилитации таких детей; раскрыть специфику реабилитации детей с детским церебральным параличом методами телесно-ориентированной терапии.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации программы реабилитации детей с детским церебральным параличом методами телесно-ориентированной терапии, учитывающей индивидуально-личностные особенности несовершеннолетних;
рекомендациях по совершенствованию реабилитации детей с детским церебральным параличом методами телесно-ориентированной терапии в ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Внедрение в систему деятельности реабилитационного учреждения предложений, разработанных в ходе исследования, позволит повысить уровень реабилитации детей, что послужит основой для их успешной социализации и интеграции в общество.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были обсуждены в ходе прохождения преддипломной практики в ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Изучение психологических трудностей и особенностей детей с ДЦП стало очень актуальной задачей в настоящее время, так как в психолого-педагогической коррекции занимают значительное место в общем комплексе реабилитационных мероприятий. Постоянно идёт поиск новых походов, методов и технологий реабилитации.
ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. ДЦП проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Ведущими являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторских систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками.
Характерными особенностями церебрального паралича являются нарушения двигательной активности, особенно подвергается поражению мышечная сфера - происходит нарушение координации движений. В зависимости от степени и расположения участков поражения мозга, могут иметь место одна или несколько форм мышечной патологии - напряженность мышц или спастика; непроизвольные движения; нарушение походки и степени мобильности. Так же могут встречаться следующие патологические явления - аномальность ощущения и восприятия; снижение зрения, слуха и ухудшение речи; эпилепсия; задержка психического развития. Другие проблемы: трудности при приеме пищи, ослабление контроля
мочеиспускания и работы кишечника, проблемы с дыханием из-за нарушения положения тела, пролежни и трудности с обучением.
Очевидно, что дети с тяжелыми двигательными нарушениями, вследствие ДЦП, имеющие статус инвалида, нуждаются в особой заботе, общество обязано предоставить им условия не только для лечения, но и для
успешной социальной адаптации, полноценного развития, обучения,
получения образования.
Главной задачей реабилитации детей с ДЦП в условиях реабилитационного учреждения является развитие их потенциальных возможностей, коррекция поведения, расширение социального горизонта, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Решение проблемы комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями в современном обществе, на наш взгляд, целесообразно искать в привлечении в работе с такими детьми методов телесно-ориентированной терапии.
Телесно-ориентированная психотерапия - направление
психотерапии, работающее с проблемами и неврозами пациента через процедуры телесного контакта. Телесно-ориентированная психотерапия является одним из основных направлений современной практической психологии, ее называют также «соматической психологией». Это синтетический метод «исцеления души через работу с телом», с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека.
Исследование телесных ощущений и состояний, работа с ними существенно расширяет психотерапевтическое пространство и возможности психолога, облегчает процесс раскрытия переживаний человека. В любой момент жизни тело воплощает особенности личности, характер психологических проблем и конфликтов человека.
Анализ проблем социальной реабилитации детей с детским церебральным параличом в ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» показал, что существует необходимость расширять спектр используемых методов и технологий реабилитации детей с ДЦП.
Телесно-ориентированная терапия детей с ДЦП, на наш взгляд, является тем важным звеном в реабилитации, которое позволяет оптимизировать весь процесс коррекции и развития таких детей и сделать его более успешным и продуктивным.
Работа с детьми с ДЦП имеет ряд особенностей. Часто у этих детей проблемы с речью, и специалист не может получить обратной связи. Но язык тела красноречивее любого другого языка. Если специалист выстраивает работу правильно, идя от потребностей именно этого ребенка, то ребенок сотрудничает с удовольствием: играет в игры с ногами, руками и пр.
При любой работе с телом основой является дифференциация человеком ощущений напряжения и расслабления всего тела, его частей или какой-то группы мышц. Но как объяснить ребенку, что такое напряжение и расслабление, если его тело находится в постоянном напряжении и расслабляется только в период ночного сна, причем он не знает, как это происходит, так как этот процесс им не осознается? Как научить его осознавать то, что происходит в его теле, руке, ноге? Как научить контролировать непроизвольные движения?
Дифференцированный подход в реабилитации методами ТАТ - это, прежде всего, работа с тем потенциалом, который имеет каждый конкретный ребенок, учитывая его особенности и его возможности. Это очень важно - идти от ребенка, его движений, его потребностей. Поэтому работу с телом необходимо начинать с изучения возможностей тела каждого конкретного ребенка.
В качестве рекомендаций мы предложили методику телесно-ориентированной терапии в реабилитации с детьми с детским церебральным параличом.
Ожидаемые результаты применения методики с использованием телесно-ориентированной терапии в реабилитации детей с ДЦП:
- уменьшение проявления гиперактивности у детей с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), что особенно ярко проявляется в формировании целевых движений и улучшении характеристик внимания: устойчивости, распределения, переключения, концентрации, объёма.
- уменьшение аутистических проявлений: появление взгляда глаза в глаза, социальной улыбки, смеха, любопытства; уменьшение самоагрессии, специфических страхов и стереотипов; появление речи, стимуляция новых позитивных способов поведения и устранения поведенческих аномалий;
- улучшение познавательных способностей у детей группы ЗПР;
- развитие активной речи у детей с ЗПР, алалией.