СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НОМИНАЦИЙ- ФИТОНИМОВ СОВРЕМЕННОГО НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МОТИВА И МОТИВАЦИИ В РАБОТАХ ПО ТЕОРИИ НОМИНАЦИИ (В РАМКАХ ОНОМАСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К АНАЛИЗУ СЛОВ) 6
1.1. Трактовка мотивации в эпоху античности и средневековья 9
1.2. Трактовка мотивации и внутренней формы слова в рамках
лингвистических концепций XIX - XX вв 14
1.3. Мотивология (основные положения теории мотивации) 19
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИТОНИМОВ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА НА
ОСНОВЕ МОТИВАЦИОННЫХ ПРИЗНАКОВ 28
2.1. Классификация фитонимов по типу мотивационных признаков.
(«внутренняя» мотивация, внутренняя форма слова) 29
2.2. Полиноминативность на основе многопризнаковости объекта
номинации 38
2.3. Проблемы перевода номинаций тематической группы «фитонимы» с
учётом их лингвокультурной специфики 42
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МОТИВА И МОТИВАЦИИ В РАБОТАХ ПО ТЕОРИИ НОМИНАЦИИ (В РАМКАХ ОНОМАСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К АНАЛИЗУ СЛОВ) 6
1.1. Трактовка мотивации в эпоху античности и средневековья 9
1.2. Трактовка мотивации и внутренней формы слова в рамках
лингвистических концепций XIX - XX вв 14
1.3. Мотивология (основные положения теории мотивации) 19
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИТОНИМОВ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА НА
ОСНОВЕ МОТИВАЦИОННЫХ ПРИЗНАКОВ 28
2.1. Классификация фитонимов по типу мотивационных признаков.
(«внутренняя» мотивация, внутренняя форма слова) 29
2.2. Полиноминативность на основе многопризнаковости объекта
номинации 38
2.3. Проблемы перевода номинаций тематической группы «фитонимы» с
учётом их лингвокультурной специфики 42
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
В истории развития любой науки наблюдается постоянная смена научных парадигм (господствующего в ту или иную эпоху взгляда на объект исследования). Отличительной чертой лингвистики является
преемственность идей: новая парадигма не отрицает достижений
предыдущих, а, напротив, учитывает их и развивает их далее, предлагая новые подходы к исследованию своего объекта [Фурашова 2010: 116].
Одной из таких инноваций является теория мотивации (мотивология), обоснованная коллективом учёных Томского университета под руководством профессора О.И.Блиновой. Опираясь на труды ведущих специалистов в сфере теории номинации (В.В.Виноградова, В.Г.Гака, К.А.Левковской, В.В.Левицкого и нек.др.) [Блинова 2012: 137], О.И.Блинова обосновывает самостоятельный статус теории мотивологии и разрабатывает основные теоретические положения и понятийный аппарат данной науки [Блинова 1971, 2007, 2012].
Данная концепция нашла большое число сторонников, посвятивших свои статьи и диссертационные исследования различным аспектам мотивационного процесса на материале различных тематических групп, применительно к индоевропейским и другим, иноструктурным, языкам. Значительное внимание уделяется соотношению внешней и внутренней структуры языковых (номинативных) единиц, при этом уточняется статус понятия «внутренняя форма слова» (ВФС) в её отношении к мотивационным связям формы и содержания, структуры и семантики лексем-номинаций. В центре внимания оказываются антропоцентрический и когнитивный подходы.
Таким образом, проблема мотивированности / немотивированности языкового знака, дискутируемая с эпохи античности («теория фюсей» и «теория тесей»), вновь поднятая в семасиологии - в частности, в работах В. фон Гумбольдта (именно ему принадлежит термин «мотивация») - и
интенсивно исследуемая в рамках ономасиологического подхода (теория номинации), получает новые импульсы и новые направления исследования этой «вечной» проблемы лингвистики, по-прежнему сохраняя свою актуальность и элемент новизны: исследования в русле теории мотивологии ориентируются на создание мотивационных словарей по определённым тематическим группам и отраслям (фитонимы, орнитонимы, топонимы и т.д.), рассматривая национальную специфику мотивационных отношений применительно как к одному языку, так и в плане сопоставления двух и более языков. Следует отметить, что основные положения теории
мотивологии могут быть использованы при исследовании национальных лингвокультур и процессов перевода - особенно в плане учета
соответствия/несоответствия не только денотативных значений (что чаще всего и учитывается при выявлении приёмов перевода), но и внутренних форм лингвокультурем сопоставляемых языков (в плане выявления приёмов лингвокультурной мотивации и её интерпретации посредством слова переводящего языка).
Объектом настоящего исследования является тематическая группа номинаций-фитонимов немецкого языка, предметом исследования - способы семантической мотивированности соответствующих лексем как единиц словообразовательного процесса (в опоре на терминологический аппарат теории мотивации).
Актуальность исследования обусловливается попыткой апробации новой теории на материале, ранее не исследовавшемся с применением терминологического аппарата и методики исследования мотивологии (теории мотивации).
Цель исследования: выявление семантических и структурных связей мотивирующего и мотивируемого слова как в процессе словотворчества, так и в процессе перевода с одного языка на другой.
Цель определяет и соответствующие задачи исследования:
• ознакомление с историей исследования мотивационных процессов, начиная с периодов античности и средневековья;
• ознакомление с теоретическими основаниями, терминологией (ключевыми понятиями) и методами исследования мотивологии (теории мотивации в концепции О.И. Блиновой).
• сбор эмпирического материала на основании словарей ботанических терминов и словарей «народной» и «профессиональной» номенклатуры;
• выявление основных мотивационных отношений в плане выявления семантических, структурных и смешанных (структурно - семантических) мотиваций лексем тематической группы «Фитонимы».
Методы исследования:
- метод лингвистического наблюдения
- метод конфронтативного анализа
- метод контрастивного анализа
- лингвокультурологический подход.
преемственность идей: новая парадигма не отрицает достижений
предыдущих, а, напротив, учитывает их и развивает их далее, предлагая новые подходы к исследованию своего объекта [Фурашова 2010: 116].
Одной из таких инноваций является теория мотивации (мотивология), обоснованная коллективом учёных Томского университета под руководством профессора О.И.Блиновой. Опираясь на труды ведущих специалистов в сфере теории номинации (В.В.Виноградова, В.Г.Гака, К.А.Левковской, В.В.Левицкого и нек.др.) [Блинова 2012: 137], О.И.Блинова обосновывает самостоятельный статус теории мотивологии и разрабатывает основные теоретические положения и понятийный аппарат данной науки [Блинова 1971, 2007, 2012].
Данная концепция нашла большое число сторонников, посвятивших свои статьи и диссертационные исследования различным аспектам мотивационного процесса на материале различных тематических групп, применительно к индоевропейским и другим, иноструктурным, языкам. Значительное внимание уделяется соотношению внешней и внутренней структуры языковых (номинативных) единиц, при этом уточняется статус понятия «внутренняя форма слова» (ВФС) в её отношении к мотивационным связям формы и содержания, структуры и семантики лексем-номинаций. В центре внимания оказываются антропоцентрический и когнитивный подходы.
Таким образом, проблема мотивированности / немотивированности языкового знака, дискутируемая с эпохи античности («теория фюсей» и «теория тесей»), вновь поднятая в семасиологии - в частности, в работах В. фон Гумбольдта (именно ему принадлежит термин «мотивация») - и
интенсивно исследуемая в рамках ономасиологического подхода (теория номинации), получает новые импульсы и новые направления исследования этой «вечной» проблемы лингвистики, по-прежнему сохраняя свою актуальность и элемент новизны: исследования в русле теории мотивологии ориентируются на создание мотивационных словарей по определённым тематическим группам и отраслям (фитонимы, орнитонимы, топонимы и т.д.), рассматривая национальную специфику мотивационных отношений применительно как к одному языку, так и в плане сопоставления двух и более языков. Следует отметить, что основные положения теории
мотивологии могут быть использованы при исследовании национальных лингвокультур и процессов перевода - особенно в плане учета
соответствия/несоответствия не только денотативных значений (что чаще всего и учитывается при выявлении приёмов перевода), но и внутренних форм лингвокультурем сопоставляемых языков (в плане выявления приёмов лингвокультурной мотивации и её интерпретации посредством слова переводящего языка).
Объектом настоящего исследования является тематическая группа номинаций-фитонимов немецкого языка, предметом исследования - способы семантической мотивированности соответствующих лексем как единиц словообразовательного процесса (в опоре на терминологический аппарат теории мотивации).
Актуальность исследования обусловливается попыткой апробации новой теории на материале, ранее не исследовавшемся с применением терминологического аппарата и методики исследования мотивологии (теории мотивации).
Цель исследования: выявление семантических и структурных связей мотивирующего и мотивируемого слова как в процессе словотворчества, так и в процессе перевода с одного языка на другой.
Цель определяет и соответствующие задачи исследования:
• ознакомление с историей исследования мотивационных процессов, начиная с периодов античности и средневековья;
• ознакомление с теоретическими основаниями, терминологией (ключевыми понятиями) и методами исследования мотивологии (теории мотивации в концепции О.И. Блиновой).
• сбор эмпирического материала на основании словарей ботанических терминов и словарей «народной» и «профессиональной» номенклатуры;
• выявление основных мотивационных отношений в плане выявления семантических, структурных и смешанных (структурно - семантических) мотиваций лексем тематической группы «Фитонимы».
Методы исследования:
- метод лингвистического наблюдения
- метод конфронтативного анализа
- метод контрастивного анализа
- лингвокультурологический подход.
Фитонимы представляют значительную часть языковой системы немецкого языка. Они указывают на целый класс растений, которые обладают определенными характеристиками. Чтобы понять, какие примечательные особенности растения послужили причиной возникновения номинации для тех или иных видов растений, мы рассмотрели вопрос о мотивации и мотивационных признаках.
Вопрос о проблеме мотивированности / немотивированности языкового знака поднимался еще в эпоху античности («теория фюсей» и «теория тесей»). Исследователи античных теорий именования отмечали, что в ряде культурных традиций теория именования была та же как по своему назначению, так и по своим результатам. Однако в период средневековья эта теория в разных ареалах диаметрально противоположна. Место языка в мифологической картине мира определялось не наличием тех или иных повествований о языке, а той ролью, которая приписывается языку в системе мышления, создававшей мифы.
Весьма ценным явился вклад в развитие теории мотивации Вильгельма фон Гумбольдта, рассматривавшего в рамках теории номинации проблему внутренней формы языкового знака. Он говорил о том, что внутренняя форма - это осмысление слова речетворческим актом в конкретный момент его изобретения.
Продолжил и развил идею Гумбольдта А.А. Потебня. В лингвистике на данный момент нет единого мнения на проблему взаимоотношений внутренней формы и этимологии лексических единиц, поскольку некоторые исследователи сводят внутреннюю форму к мотивационному признаку, т.е. к первичному, этимологическому значению слова, другие же склонны разграничивать мотивационный признак как этимологическое значение слова и внутреннюю форму как весь комплекс представлений, оценок и эмоций, который формируется в течение нескольких веков и отражает национальную специфику мировосприятия картины мира тем или иным этносом.
В 70-е гг. XX в. было дано первое систематизированное представление мотивологии как науки об одном из ранее не изучавшихся лексических явлений - явлении мотивации слов в докторской диссертации О.И. Блиновой «Проблемы диалектной лексикологии».
До возникновения мотивологии в различных областях лингвистического знания существовали разрозненно такие научные понятия, как «внутренняя форма слова», «народная этимология», «деэтимологизация», «мотивированный/немотивированный знак и многие другие. Научные понятия, явления, процессы, изучавшиеся в рамках различных лингвистических дисциплин - общего языкознания, этимологии, ономасиологии, семасиологии, синхронного словообразования, стилистики художественной речи, - были осмыслены О.И. Блиновой с позиций мотивологии и приведены в систему.
Объект исследования мотивологии - лексика языка. Предмет исследования - лексико-семантическое явление мотивации слов, сущность которого составляют мотивационные отношения лексических единиц, охватывающие мотивированные и немотивированные слова языка.
Следует отметить, что состав тематической группы фитонимов нередко обнаруживает значительные черты национальной специфичности в сравнении с тематической группой русского языка. Система мотивационных признаков фитонимов отражает отношение социума или его социально¬ролевых групп к тому или иному виду растения, с которым человек встречается в процессе своей предметной деятельности.
Рассмотрев ряд номинаций фитонимов немецкого языка, мы можем заключить, что, по сравнению с русским языком, многие из приведенных примеров обладают особыми мотивационными признаками, отличными от других языков мотивами номинации тех или иных растений, что, в первую очередь, связано с особенностями восприятия картины мира представителей говорящих на немецком языке народов.
В ходе проведения исследования по данной теме были решены следующие задачи:
- ознакомление с историей исследования мотивационных процессов, начиная с периодов античности и средневековья;
- ознакомление с теоретическими основаниями, терминологией (ключевыми понятиями) и методами исследования мотивологии (теории мотивации в концепции О.И. Блиновой).
- сбор эмпирического материала на основании словарей ботанических терминов и словарей «народной» и «профессиональной» номенклатуры;
- выявление основных мотивационных отношений в плане выявления семантических, структурных и смешанных (структурно-семантических) мотиваций лексем тематической группы «Фитонимы».
Данное исследования является весьма актуальным, поскольку затрагивает вопросы ряда лингвистических дисциплин, однозначного ответа на которые исследователи еще не нашли.
Вопрос о проблеме мотивированности / немотивированности языкового знака поднимался еще в эпоху античности («теория фюсей» и «теория тесей»). Исследователи античных теорий именования отмечали, что в ряде культурных традиций теория именования была та же как по своему назначению, так и по своим результатам. Однако в период средневековья эта теория в разных ареалах диаметрально противоположна. Место языка в мифологической картине мира определялось не наличием тех или иных повествований о языке, а той ролью, которая приписывается языку в системе мышления, создававшей мифы.
Весьма ценным явился вклад в развитие теории мотивации Вильгельма фон Гумбольдта, рассматривавшего в рамках теории номинации проблему внутренней формы языкового знака. Он говорил о том, что внутренняя форма - это осмысление слова речетворческим актом в конкретный момент его изобретения.
Продолжил и развил идею Гумбольдта А.А. Потебня. В лингвистике на данный момент нет единого мнения на проблему взаимоотношений внутренней формы и этимологии лексических единиц, поскольку некоторые исследователи сводят внутреннюю форму к мотивационному признаку, т.е. к первичному, этимологическому значению слова, другие же склонны разграничивать мотивационный признак как этимологическое значение слова и внутреннюю форму как весь комплекс представлений, оценок и эмоций, который формируется в течение нескольких веков и отражает национальную специфику мировосприятия картины мира тем или иным этносом.
В 70-е гг. XX в. было дано первое систематизированное представление мотивологии как науки об одном из ранее не изучавшихся лексических явлений - явлении мотивации слов в докторской диссертации О.И. Блиновой «Проблемы диалектной лексикологии».
До возникновения мотивологии в различных областях лингвистического знания существовали разрозненно такие научные понятия, как «внутренняя форма слова», «народная этимология», «деэтимологизация», «мотивированный/немотивированный знак и многие другие. Научные понятия, явления, процессы, изучавшиеся в рамках различных лингвистических дисциплин - общего языкознания, этимологии, ономасиологии, семасиологии, синхронного словообразования, стилистики художественной речи, - были осмыслены О.И. Блиновой с позиций мотивологии и приведены в систему.
Объект исследования мотивологии - лексика языка. Предмет исследования - лексико-семантическое явление мотивации слов, сущность которого составляют мотивационные отношения лексических единиц, охватывающие мотивированные и немотивированные слова языка.
Следует отметить, что состав тематической группы фитонимов нередко обнаруживает значительные черты национальной специфичности в сравнении с тематической группой русского языка. Система мотивационных признаков фитонимов отражает отношение социума или его социально¬ролевых групп к тому или иному виду растения, с которым человек встречается в процессе своей предметной деятельности.
Рассмотрев ряд номинаций фитонимов немецкого языка, мы можем заключить, что, по сравнению с русским языком, многие из приведенных примеров обладают особыми мотивационными признаками, отличными от других языков мотивами номинации тех или иных растений, что, в первую очередь, связано с особенностями восприятия картины мира представителей говорящих на немецком языке народов.
В ходе проведения исследования по данной теме были решены следующие задачи:
- ознакомление с историей исследования мотивационных процессов, начиная с периодов античности и средневековья;
- ознакомление с теоретическими основаниями, терминологией (ключевыми понятиями) и методами исследования мотивологии (теории мотивации в концепции О.И. Блиновой).
- сбор эмпирического материала на основании словарей ботанических терминов и словарей «народной» и «профессиональной» номенклатуры;
- выявление основных мотивационных отношений в плане выявления семантических, структурных и смешанных (структурно-семантических) мотиваций лексем тематической группы «Фитонимы».
Данное исследования является весьма актуальным, поскольку затрагивает вопросы ряда лингвистических дисциплин, однозначного ответа на которые исследователи еще не нашли.
Подобные работы
- Формирование лексических навыков при изучении
русских и немецких пословиц с компонентом-фитонимом
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Структурные особенности образования эпонимов в
английском и русском языках (на примере воспитательного
мероприятия в СОШ)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ОТРАЖЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА ВО ФРАЗЕОЛОГИИ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2013 - ЭРГОНИМЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ И ПЕРИФЕРИЙНЫХ УЛИЦ МАДРИДА
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЭРГОНИМЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ И ПЕРИФЕРИЙНЫХ УЛИЦ МАДРИДА
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РУССКИЕ УСТОЙЧИВЫЕ СРАВНЕНИЯ, ОТРИЦАТЕЛЬНО ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, НА ФОНЕ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА (ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2016 - Русские устойчивые сравнения, характеризующие образ жизни человека: лингвокультурологический аспект
(на фоне китайского языка)
Бакалаврская работа, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАИМЕНОВАНИЙ ОБЪЕКТОВ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ В РУССКОМ И ПОЛЬСКОМ ЯЗЫКАХ (НА МАТЕРИАЛЕ НАЗВАНИЙ ГРИБОВ)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2016 - РУССКИЕ УСТОЙЧИВЫЕ СРАВНЕНИЯ, ОТРИЦАТЕЛЬНО ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, НА ФОНЕ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА (ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016



