Роль российских СМИ в интерпретации экономических процессов на примере «Панамского архива».
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Медиаэффекты как способы интерпретации 6
§1.1 Событийная интерпретация в контексте теории повестки дня 6
§1.2 Психологический аспект интерпретации на основе теории фрейма 13
ГЛАВА 2. Интерпретация результатов журналистского расследования «Панамского архива» 21
§2.1 Общественная реакция на «офшорный скандал» 21
§2.2 Динамика информационного повода 26
§2.3 Характер представленности события 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 40
ГЛАВА 1. Медиаэффекты как способы интерпретации 6
§1.1 Событийная интерпретация в контексте теории повестки дня 6
§1.2 Психологический аспект интерпретации на основе теории фрейма 13
ГЛАВА 2. Интерпретация результатов журналистского расследования «Панамского архива» 21
§2.1 Общественная реакция на «офшорный скандал» 21
§2.2 Динамика информационного повода 26
§2.3 Характер представленности события 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 40
Актуальность темы исследования: В начале XX века благодаря прогрессу средств массовой коммуникации информация стала значимым стратегическим ресурсом, определяющим уровень развития государства. На почве стремительно растущего информационного пространства возникла возможность внедрения любых политических программ в общественное мнение. Тогда многие западные ученые заинтересовались манипуляцией массовым сознанием и возможностью создания «медиаэффектов» - мощных политических инструментов на базе СМИ.
Участие людей в политической жизни и формирование развитого гражданского общества требует рациональной оценки положения дел в стране. Как признает Ю.П. Беленькая , СМИ являются одним из важнейших средств, формирующих представления граждан о происходящих или произошедших событиях, в том числе и в экономике. Поэтому интерпретация событий в СМИ имеет непосредственное отношение к функционированию всей системы социально-политического взаимодействия.
Реалии нашей страны требуют детальной проработки и адаптации коммуникативных методик, заимствованных на Западе, с учетом особенностей исторического прошлого, менталитета и политической культуры российского общества. Поэтому новостной контент не утрачивают своей актуальности в качестве предмета научных изысканий.
Цель исследования - изучить специфику интерпретации результатов журналистского расследования «Панамского архива» в оппозиционных и проправительственных СМИ на основе публикаций в период с 04.04.2016 по 15.04.2016.
Задачи исследования:
• изучить способы интерпретации событий и теории создания медиаэффектов
• отследить динамику информационного повода на примере публикаций результатов расследования «панамского архива»
• проследить, как в рамках данной темы происходила постановка проблемы в СМИ
• изучить функционирование и принципы информационной политики оппозиционных и проправительственных СМИ в конфликтной среде;
Объект исследования - практика российских средств массовой информации
Предмет исследования - способы интерпретации событий
Методология исследования: сплошной просмотр электронных версий газет, анализ источников, обобщение, классификация, типологизация, количественный и качественный контент-анализ статей.
Основная научная литература:
В качестве теоретической использовались материалы учебного пособия под ред. Г.С. Вычуба и Т.И. Фроловой «Проблематика периодической печати».
Практическое исследование произведено на основе новейшей методологии, представленной в диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Г арбузняк Алины Юрьевны «Интерпретация реалий политической жизни страны в повестке дня общероссийской прессы: технологические аспекты».
Эмпирическая база исследования:
Рассмотрим издания разного типа, претендующие на роль информационного игрока в политическом поле, объединенные вниманием к социально-политической и экономической проблематике. К числу таких
изданий Г.С. Вычуб и Т.И. Фролова относят лидеров общенационального чтения, газету «Аргументы и факты», газеты качественного ряда - «Ведомости», «Коммерсант» и газету с известным брендом - «Новая газета». Позиция действующей власти представлена официальным печатным органом Правительства Российской Федерации «Российская газета».
«РосБизнесКонсалдинг» попал в число источников благодаря удобному интернет-архиву газеты. Таким образом, интерпретация результатов журналистского расследования «Панамагейта» в печатных изданиях была исследована на основе статей из шести российских газет. У каждой из них есть электронные версии, которые существенно отличаются от печатных по количеству материалов. Для корректности сравнения в исследовании использовались интернет-архивы печатных версий газет, изданных в период с 3 по 17 апреля. Хронологические рамки исследования обусловлены выбранной проблематикой.
Структура курсовой работы состоит двух глав, которые разделены на пять параграфов. В первом параграфе теоретической главы рассмотрена событийная интерпретация в контексте теории повестки дня; во втором параграфе приведены основные психологические аспекты интерпретации на основе теории фрейма. Вторая глава содержит практическое исследование и определение роли СМИ в интерпретации экономических процессов на примере «Панамского архива». В первом параграфе отражаются полученные сведения об общественной реакции на событие, во втором исследуется динамика информационного повода, в третьем рассмотрен непосредственно характер представленности события
Участие людей в политической жизни и формирование развитого гражданского общества требует рациональной оценки положения дел в стране. Как признает Ю.П. Беленькая , СМИ являются одним из важнейших средств, формирующих представления граждан о происходящих или произошедших событиях, в том числе и в экономике. Поэтому интерпретация событий в СМИ имеет непосредственное отношение к функционированию всей системы социально-политического взаимодействия.
Реалии нашей страны требуют детальной проработки и адаптации коммуникативных методик, заимствованных на Западе, с учетом особенностей исторического прошлого, менталитета и политической культуры российского общества. Поэтому новостной контент не утрачивают своей актуальности в качестве предмета научных изысканий.
Цель исследования - изучить специфику интерпретации результатов журналистского расследования «Панамского архива» в оппозиционных и проправительственных СМИ на основе публикаций в период с 04.04.2016 по 15.04.2016.
Задачи исследования:
• изучить способы интерпретации событий и теории создания медиаэффектов
• отследить динамику информационного повода на примере публикаций результатов расследования «панамского архива»
• проследить, как в рамках данной темы происходила постановка проблемы в СМИ
• изучить функционирование и принципы информационной политики оппозиционных и проправительственных СМИ в конфликтной среде;
Объект исследования - практика российских средств массовой информации
Предмет исследования - способы интерпретации событий
Методология исследования: сплошной просмотр электронных версий газет, анализ источников, обобщение, классификация, типологизация, количественный и качественный контент-анализ статей.
Основная научная литература:
В качестве теоретической использовались материалы учебного пособия под ред. Г.С. Вычуба и Т.И. Фроловой «Проблематика периодической печати».
Практическое исследование произведено на основе новейшей методологии, представленной в диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Г арбузняк Алины Юрьевны «Интерпретация реалий политической жизни страны в повестке дня общероссийской прессы: технологические аспекты».
Эмпирическая база исследования:
Рассмотрим издания разного типа, претендующие на роль информационного игрока в политическом поле, объединенные вниманием к социально-политической и экономической проблематике. К числу таких
изданий Г.С. Вычуб и Т.И. Фролова относят лидеров общенационального чтения, газету «Аргументы и факты», газеты качественного ряда - «Ведомости», «Коммерсант» и газету с известным брендом - «Новая газета». Позиция действующей власти представлена официальным печатным органом Правительства Российской Федерации «Российская газета».
«РосБизнесКонсалдинг» попал в число источников благодаря удобному интернет-архиву газеты. Таким образом, интерпретация результатов журналистского расследования «Панамагейта» в печатных изданиях была исследована на основе статей из шести российских газет. У каждой из них есть электронные версии, которые существенно отличаются от печатных по количеству материалов. Для корректности сравнения в исследовании использовались интернет-архивы печатных версий газет, изданных в период с 3 по 17 апреля. Хронологические рамки исследования обусловлены выбранной проблематикой.
Структура курсовой работы состоит двух глав, которые разделены на пять параграфов. В первом параграфе теоретической главы рассмотрена событийная интерпретация в контексте теории повестки дня; во втором параграфе приведены основные психологические аспекты интерпретации на основе теории фрейма. Вторая глава содержит практическое исследование и определение роли СМИ в интерпретации экономических процессов на примере «Панамского архива». В первом параграфе отражаются полученные сведения об общественной реакции на событие, во втором исследуется динамика информационного повода, в третьем рассмотрен непосредственно характер представленности события
Подводя итог рассмотрению интерпретации экономических процессов на примере «Панамского архива» в шести российских СМИ, а также особенностей создаваемых ими когнитивных схем, хотелось бы отметить следующее. Несомненно, картина мира индивидов, формируется под влиянием масс-медиа, однако несомненно и то, что индивидуальные картины мира вследствие этого не становятся унифицированными.
Исследование показало, что выбор медиаэффектов в первую очередь определяет позиция издания, если она проявляется в предпочтении, оказываемом им тому или иному идеологическому течению. В социально-политических и деловых изданиях нередко идеологическая направленность выражается в последовательности интерпретаций, что в свою очередь ведет к формированию непротиворечивой картины мира, выстроенной когнитивных схемах. На этой основе политическое поле начинает моделировать медийную картину действительности в соответствии со своими задачами. Это может происходить на всех трех стадиях интерпретации:
1) маркировка общественно-политических проблем как «важные» и «второстепенные»;
2) акцентирование одной стороны проблемы и замалчивание других;
3) транслирование на аудиторию определенных интерпретаций через СМИ-инструменты.
На примере Панамагейта мы видим, как государственные СМИ игнорируют утечку данных об офшорах и зарубежных фирмах 12 должностных лиц России или членов их семей, и рассказывают не о них, а о фирмах Лионеля Месси и Петра Порошенко. Оппозиционные СМИ в своих статьях воздействуют на аффект аудитории, противореча государственным, тем самым нагнетая обстановку в отношениях народа и власти.
Присутствие в печатных и сетевых СМИ полярных мнений и противоречивых трактовок, столкновение позиций имитирует плюральность системы массмедиа. Препятствием для налаживания конструктивной дискуссии между участниками политического процесса является качество интерпретаций, используемых СМИ для презентации позиций разных сторон.
Исследование показало, что выбор медиаэффектов в первую очередь определяет позиция издания, если она проявляется в предпочтении, оказываемом им тому или иному идеологическому течению. В социально-политических и деловых изданиях нередко идеологическая направленность выражается в последовательности интерпретаций, что в свою очередь ведет к формированию непротиворечивой картины мира, выстроенной когнитивных схемах. На этой основе политическое поле начинает моделировать медийную картину действительности в соответствии со своими задачами. Это может происходить на всех трех стадиях интерпретации:
1) маркировка общественно-политических проблем как «важные» и «второстепенные»;
2) акцентирование одной стороны проблемы и замалчивание других;
3) транслирование на аудиторию определенных интерпретаций через СМИ-инструменты.
На примере Панамагейта мы видим, как государственные СМИ игнорируют утечку данных об офшорах и зарубежных фирмах 12 должностных лиц России или членов их семей, и рассказывают не о них, а о фирмах Лионеля Месси и Петра Порошенко. Оппозиционные СМИ в своих статьях воздействуют на аффект аудитории, противореча государственным, тем самым нагнетая обстановку в отношениях народа и власти.
Присутствие в печатных и сетевых СМИ полярных мнений и противоречивых трактовок, столкновение позиций имитирует плюральность системы массмедиа. Препятствием для налаживания конструктивной дискуссии между участниками политического процесса является качество интерпретаций, используемых СМИ для презентации позиций разных сторон.



