Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты анализа лояльности потребителя к торговому предприятию 7
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Фирма АкваСервис» 24
Глава 3. Пути совершенствования маркетинговой деятельности по повышению лояльности потребителей на предприятии ООО «Фирма АкваСервис» 40
Заключение 52
Список использованных источников 57
В условиях жесткой конкуренции перед предприятиями возникает сложная задача: как удержать свои позиции на рынке и сохранить эффективность деятельности. Обычно руководство организаций осуществляет ряд мероприятий по увеличению своей рыночной доли, по снижению затрат в целях осуществления ценовой конкуренции и множество других. Но зачастую этого бывает мало, чтобы выжить. Многие специалисты все больше склоняются к выводу, что основным фактором успеха предприятия является верность потребителей, другими словами их лояльность. Именно наличие лояльности, т. е. благоприятного отношения потребителей к данному предприятию, товару и является основой для стабильного объема продаж, что в свою очередь является стратегическим показателем успешности компании.
Лояльность потребителей очень важна для того, чтобы отношения с предприятием стали постоянными, а не кратковременными. Задачей маркетинга отношений является превращение максимальной части удовлетворенных посетителей в повторно обратившихся в компанию, и максимальной части повторных клиентов в лояльных потребителей.
В настоящее время накоплены определенные теоретические исследования и практический опыт использования программ лояльности в розничной торговле. Следует отметить, что остается ряд нерешенных вопросов, связанных с особенностями формирования и развития программ лояльности локальных торговых сетей.
Практика рынка показывает, что многие из используемых на российском рынке программ лояльности не эффективны. Это обусловлено и отсутствием системного подхода к их организации, и копированием программ без учета региональной специфики, и недостаточным использованием накопленных данных о потребителях, а также использованием однотипных инструментов поощрения постоянных потребителей. Из-за их перенасыщенности на рынке, приходится прибегать к нестандартным методам привлечения и более тщательно продумывать каждый ход организации, а также прибегать к тщательному маркетинговому анализу. Потребитель стал грамотным и более разборчивым. Он пойдет в тот магазин, где ему комфортно, он уверен в персонале, достоверности, качестве продуктов и ценах. Именно этих базовых критериев стараются достигать все торговые предприятия.
Однако для того, чтобы поддержать заинтересованность клиента в продукции компании, недостаточно просто заниматься мониторингом потребительского рынка и оценивать его с помощью таких стандартных показателей, как удовлетворение от потребления и изменение интересов. Тема лояльности клиента весьма актуальна, и интерес к ней продолжает расти.
Объектом исследования в работе является торговое предприятие ООО «Фирма АкваСервис», г. Белгород.
Предметом исследования - лояльность потребителей к торговому предприятию ООО «Фирма АкваСервис».
Цель выпускной квалификационной работы - предложить пути совершенствования маркетинговой деятельности ООО «Фирма АкваСервис» по формированию лояльности потребителей к предприятию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы лояльности потребителя к торговому предприятию;
2. Проанализировать организационно-экономическую характеристику ООО «Фирма АкваСервис»;
3. Проанализировать конкурентную среду магазина «АкваСервис»;
4. Проанализировать лояльность потребителей в деятельности ООО «Фирма АкваСервис»;
5. Разработать мероприятия по совершенствованию программы лояльности на предприятии ООО «Фирма АкваСервис» и обосновать эффективность.
При написании выпускной квалификационной работы использовались различные методы исследования:
1. анализ документов;
2. сравнительный анализ конкурентной среды;
3. расчет индекса лояльности по методу Ф. Райчхельда;
4. метод опроса (анкетирование);
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. В первой главе дается общая характеристика анализа лояльности потребителей. В ней рассматривается понятие «потребительская лояльность» и ее особенности, классификация, описываются факторы, влияющие на формирование лояльности покупателей.
Во второй главе дается характеристика деятельности ООО «Фирма АкваСервис», оценка состояния и анализ лояльности потребителя в деятельности предприятия, анализ конкурентной среды магазина «АкваСервис», анализ основных экономических показателей эффективности коммерческой деятельности предприятия ООО «Фирма АкваСервис».
В третьей главе описываются предложения по повышению лояльности потребителей на предприятии ООО «Фирма АкваСервис» и анализ эффективности разработанных рекомендаций.
Для написания работы была использована литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
Целью выпускной квалификационной работы является предложить пути совершенствования маркетинговой деятельности ООО «Фирма АкваСервис» по формированию лояльности потребителей к организации.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Проанализированы теоретические основы лояльности потребителя к торговому предприятию;
2. Проанализирована организационно-экономическая характеристика ООО «Фирма АкваСервис»;
3. Проанализирована конкурентная среда магазина «АкваСервис»;
4. Проанализирована лояльность потребителей в деятельности ООО «Фирма АкваСервис»;
5. Разработаны мероприятия по совершенствованию программы лояльности на предприятии ООО «Фирма АкваСервис» и обоснована эффективность.
Решения задач для достижения целей выпускной квалификационной работы проводились на примере предприятия ООО «Фирма АкваСервис». Организация «Фирма АкваСервис» - общество с ограниченной ответственностью. Общество в своей деятельности руководствуется Уставом и законодательством Российской Федерации .
Компания имеет сеть магазинов сантехники «АкваСервис». Открытие первого магазина «АкваСервис» в городе Белгороде по адресу улица Горького 66 состоялось в 2004 году. С момента начала своей деятельности фирма динамично развивалась, что позволило ей занять прочные позиции на рынке сантехники. К 2014 году было открыто еще 2 магазина по адресу город Белгород, улица Археирейская 4 и п. Дубовое, улица Заводская 1а, где также был открыт оптовый склад.
В 2016 году предприятие было переименовано на ООО «Фирма АкваСервис». На сегодняшний день вид деятельности предприятия это:
- розничная торговля санитарно-техническим оборудованием;
- оптовая торговля водопроводным и отопительным оборудованием;
- оптовая торговля санитарно-техническим оборудованием.
Целью деятельности предприятия ООО «Фирма АкваСервис» является достижение максимальной экономической эффективности и прибыльности, наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в выполняемых предприятием работах и услугах.
Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Фирма АкваСервис» показал, что выручка от продажи в 2015 году увеличилась на 21121 тыс. рублей по сравнению с предыдущим годом, а себестоимость увеличилась на 201,1 тыс. рублей. В 2016 году по сравнению с 2015 годом выручка от продажи продукции уменьшилась на 238436 тыс. рублей или 45,4 %, а себестоимость уменьшилась на 238768 тыс. рублей или
45,3 %, что свидетельствует об уменьшении объема реализации.
Прибыль от продаж в 2015 году увеличилась на 41 тыс. рублей по сравнению с предыдущим годом. Прибыль от продаж в 2016 году увеличилась на 332 тыс. рублей, а чистая прибыль увеличилась на 3053 тыс. рублей. Прибыль предприятия характеризует эффективность его деятельности. В целом деятельность предприятия была намного прибыльней в 2016 году по сравнению с прошлым.
Прибыль на одного работника в 2015 году снизилась на 92,5 % по сравнению с предыдущим годом. Прибыль на одного работника в 2016 году увеличилась на 62,8 % по сравнению с 2015 годом. Рост прибыли на одного работника сопровождается ростом производительности труда, показывает, насколько эффективно и прибыльно предприятие ведет деятельность.
Рентабельность продаж 2016 году увеличилась на 357,1 % по
сравнению с 2015 годом, увеличение рентабельности предприятия говорит об увеличении его прибыльности.
Для того чтобы выявить недостатки и достоинства деятельности предприятия ООО «Фирма АкваСервис», и знать о деятельности организаций, которые занимают аналогичную или схожую нишу, чья работа может повлиять на продажи, был проведен сравнительный анализ конкурентов. Для анализа конкурентной среды, были рассмотрены три магазина сантехники, отопления и водоснабжения, расположенных неподалеку от магазина «АкваСервис»: «Термомир», «АкваМаркет31» и «Водолей».
В результате анализа были определены основные преимущества и недостатки магазина «АкваСервис» по сравнению с конкурентами. Основными достоинствами являются высокое качество товаров, широкий и глубокий ассортимент, высокий уровень обслуживания и наличие сети магазинов. Недостатками являются отсутствие дисконтных карт и недостаточная известность магазина.
В ходе проведения анализа программы лояльности в ООО «Фирма АкваСервис», было проведено анкетирование среди посетителей магазина «АкваСервис». В результате анкетирования 30 респондентов были определены основные факторы при обращении в магазин: качество товара, широкий ассортимент и расположение. Также был определен индекс лояльности потребителя по методу Ф. Райчхельда, с помощью ключевого вопроса, который равен 60 %.
В результате исследования и анкетирования были выявлены недостатки имеющейся программы лояльности магазина «АкваСервис»: отсутствие дисконтных карт, плохо разработанный, не обновленный сайт магазина, недостаточное количество рекламы и другие маркетинговых решений.
В ходе анализа теоретических основ лояльности потребителя к торговому предприятию, было обозначено значение, определение, классификации и факторы, влияющие на формирования лояльности клиентов.
По мнению многих специалистов, основным фактором успешности большинства предприятий - это лояльность потребителей. Лояльность потребителей - это положительное отношение покупателей к определенной компании, продукту, услуге, которое формируется на основании опыта совершения покупок, обращения к фирме или использования продукта, и которое сопровождается эмоциональной привязанностью к компании и нечувствительностью к действиям конкурентов.
Именно благоприятное отношение потребителей к компании, продукту, иначе говоря, лояльность, гарантирует стабильный объем продаж и является стратегическим показателем успешности компании.
В ходе разработки рекомендаций совершенствования маркетинговой деятельности по повышению лояльности потребителей на предприятии ООО «Фирма АкваСервис», были рассмотрены конкурентные преимущества с позиции клиентоориентированного подхода и уровни лояльности, с точки зрения влияния на разные группы потребителей. С помощью них составлены предложения по изменению и совершенствованию уже имеющейся программы лояльности в магазине «АкваСервис».
По результатам рекомендаций по повышению лояльности потребителей к предприятию «Фирма АкваСервис», был предложен ряд мероприятий. Ключевыми моментами проекта являются:
- внедрение дисконтных карт;
- повышение квалификации сотрудников магазина «АкваСервис»;
- применение наружной и рекламы в интернете;
- внедрение рекламного слогана;
- применение аудио оформления в торговом зале;
- обновление и усовершенствование сайта магазина «АкваСервис»;
- приобретение сувенирной продукции организации и смс-рассылка поздравлений покупателей.
Данные мероприятия помогут повысить лояльность потребителей к предприятию ООО «Фирма АкваСервис», привлечь новых покупателей и удержать имеющихся, а также повысить конкурентоспособность организации, создать положительный имидж за счет удовлетворенных клиентов. За счет увеличения количества лояльных потребителей увеличится объем продаж и прибыль организации.
Для анализа эффективности разработанных рекомендаций был определен срок окупаемости проекта равный 1,3 года. Эффективность предложенных мероприятий обусловлена тем, что расходы, которые предприятие понесет в результате скидок по дисконтным картам и на организацию мероприятий, компания сможет компенсировать за короткий срок, за счет увеличения объема продаж в результате увеличившегося спроса.
1. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие. 4-е изд. / Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К, 2016. - 152 с.
2. Васильев И.А. Оценка лояльности покупателей к торговым
предприятиям своевременного формата / И.А. Васильев. О.М. Куликова, С.Д. Суворова // Журнал правовых экономических исследований. -2012 -
№1. -С. 172-176.
3. Тимофеев В.С. Анализ покупательской лояльности при
перепозиционировании торговой компании / В.С. Тимофеев, А.Ю. Колесникова // Маркетинг и маркетинговые исследования. -2012 -№3. -С.
234-240
4. Яшкина П. В. Методики оценки лояльности потребителей.
Использование nps-метода при анализе клиентской лояльности / П.В. Яшкина, Е.Н. Скляр // Маркетинг и маркетинговые исследования. -2012. -
№1. -С. 28-40
5. Братищенко А.С. Формирование лояльности потребителей как
стратегическое направление маркетинга предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5 Режим доступа:
http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53519
6. Шальнова О.А., Зинцова В.М., Ребрикова Н.В. Технологии формирования потребительской лояльности в розничной торговле, 2014. С. 1-58
7. Колобова, Е. П. Анализ методов оценки уровня лояльности потребителей / Е. П. Колобова // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — 2012. — № 3 (75). — С. 93-97.
8. Лужнова Н. В., Тарануха И. А. Покупательская лояльность потребителей розничной торговой сети // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 712-717.
9. Бутчер С., Программы лояльности и клубы постоянных клиентов / Пер. с англ. - М.: "Вильямс", 2012. - 272 с
10. Евразийский международный научно-аналитический журнал. Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3266
11. Величко О.Н. Негативный клиентский опыт: как вернуть утраченную лояльность? //RETAIL & LOYALTY.-2015- №6 (51) С. 72-78.
12. Диянова Светлана Николаевна. Маркетинговые инструменты для
формирования лояльности покупателей// Журнал Российское
предпринимательство, Выпуск № 19 / 2012
13. Свободная энциклопедия Википедия// Статья: Индекс
потребительской лояльности. Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/Индекс потребительской лояльности NPS
14. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие. 4-е изд. / Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К, 2016. - 152 c.
15. Всё об индивидуальном предпринимательстве / Нормативные документы, руководства, статьи, новости. Режим доступа: http://indivip.ru/sovety/sistemy-skidok-i-bonusov.html
16. Ф.Н. Винокуров, Опыт эмпирического исследования потребительской
лояльности к бренду, 2012. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-empiricheskogo-issledovaniya- potrebitelskoy-loyalnosti-k-brendu
17. Васильев, Г.А. Рекламный маркетинг: Учебное пособие / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 276 c.
18. Голова, А.Г. Управление продажами: учеб. для студ. экон. вузов, обуч. по направлению "Экономика" и спец. "Маркетинг", "Реклама" / А.Г. Голова. - М.: Дашков и К, 2013. - 277 с.
19. Ромат, Е.В. Реклама: [учеб. для студ. вузов, изуч. маркетинг, менеджмент, паблик рилейшнз] / Е.В.Ромат. - СПб.: Питер, 2014. - 508 с.
20. Блэк, Сэм Паблик рилейшенз. Что это такое? / Сэм Блэк. - М.: Модино пресс, 2014. - 240 с.
21. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф - СПб.: Питер, 2012. - 329 с.
22. Ноздрева, Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке / Р.Б. Ноздрева, Л.И. Цыгичко - М.: Финансы и статистика, 2012. - 327 с.
23. Голубков, Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры / Е.П. Голубков - М.: Издательско-торговый дом "Русская Редакция", 2012. - 261 с.
24. Барышева, А.В. Лицом к клиенту / А.В. Барышева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. № 3. - С.72-83.
25. Беквин, Г. Продавая незримое: Руководство по современному маркетингу услуг / Г. Беквин. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 220 с.
26. Мазилкина, Е.И. Маркетинговые коммуникации: Учебно¬
практическое пособие / Е.И. Мазилкина. - М.: Дашков и К, 2012. - 256 с.
27. Кеннеди, Дэн. Секретное оружие маркетолога: найдите ваше уникальное преимущество, превратите его в мощное рекламное сообщение и донесите до правильных клиентов / Дэн Кеннеди, пер. с англ. А. Яковенко. - М.: ГИППО, 2012. - 203 с.
28. Официальный сайт магазина «АкваСервис». Режим доступа: http ://www.aqvaservis.ru/mail/company
29. Скляр, Е.Н. Маркетинговые исследования: практикум / Е.Н. Скляр. - М.: Дашков и К, 2015. - 216 с.
30. Кожемяко, А. Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100+направлений повышения эффективности в управлении и сбыте / А. Кожемяко. - М.: МФПУ Синергия, 2015. - 176 c.
31. Мельникова Т.Ф. Конкурентоспособность предприятий на рынке строительных материалов / SCI-ARTICLE, Публикация научных статей, 2017. Режим доступа: http://sci-article.ru/stat.php?i=1494080186
32. Галицкий, Е.Б. Маркетинговые исследования. теория и практика 2-е изд., пер. и доп. учебник для вузов / Е.Б. Галицкий, Е.Г. Галицкая. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 570 с.
33. Быкова, Е.В. Финансовое искусство коммерции / Е.В. Быкова, Е.С. Стоянова - М.: Перспектива, 2012. - 154 с.
34. Дорошев, В. И. Введение в теорию маркетинга / В. И. Дорошев. - М.: ИНФРА, 2012.- 258с.
35. Акулина О.А. Маркетинговые исследования как ключевой аспект управления конкурентоспособностью торгово-розничных сетей / SCI- ARTICLE, Публикация научных статей, 2016. Режим доступа: http://sci- article.ru/stat.php?i=1459601365
36. _Ноздрева, Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке / Р.Б. Ноздрева, Л.И. Цыгичко - М.: Финансы и статистика, 2012. - 327 с.
37. Секерин, В.Д. Сфера услуг. Экономика, менеджмент, маркетинг. Практикум / В.Д. Секерин. - М.: КноРус, 2013. - 424 с.
38. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие. 4-е изд. / Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К, 2016. - 152 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1541849
39. Беквин, Г. Продавая незримое: Руководство по современному маркетингу услуг / Г. Беквин. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 220 c.
40. Бернович П. Маркетинг магазина. Как его организовать? / Центр
инновационного маркетинга, 2017. Режим доступа:
http ://www.noomarketing.net
41. Рожков, И.В. Информационные системы и технологии в маркетинге / И.В. Рожков. - М.: Русайнс, 2014. - 196 с.
42. Музыкант, В.Л. Интегрированные маркетинговые коммуникации: Учебное пособие / В.Л. Музыкант. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 216 с. Режим доступа: http://absopac.rea.ru/OpacUnicode/index.php?url=/notices
43. Журавлев, П. В. Менеджмент персонала / П.В. Журавлев. - М.: Экзамен, 2013. - 448 c.
44. Серкова, Наталья Лояльность персонала к организации / Наталья Серкова. - М., 2012. - 188 с.
45. Березин, И.С. Маркетинговые исследования. Инструкция по применению. 3-е изд., пер. и доп. / И.С. Березин. - Люберцы: Юрайт, 2012. - 383 с.
46. Мазилкина, Е.И. Маркетинговые коммуникации: Учебно¬
практическое пособие / Е.И. Мазилкина. - М.: Дашков и К, 2012. - 256 с.
47. Голова, А.Г. Управление продажами: учеб. для студ. экон. вузов, обуч. по направлению "Экономика" и спец. "Маркетинг", "Реклама" / А.Г. Голова. - М.: Дашков и К, 2013. - 277 с.