ФОРМИРОВАНИЕ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ 9
ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ
1.1. Доступная среда ВУЗа для обучающихся с ограниченными 9
возможностями здоровья: понятие и сущность
1.2. Нормативно-правовая основа организации доступной среды в 19
ВУЗе
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ 29
ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ
2.1. Формирование доступной среды в ВУЗе: отечественный опыт 29
2.2. Проблемы формирования доступной среды (на примере 44
деятельности ФГАОУ ВО «Белгородский государственный
национальный исследовательский университет»)
2.3. Проект «Формирование доступной среды ВУЗа посредством 55
создания модели Центра сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ 9
ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ
1.1. Доступная среда ВУЗа для обучающихся с ограниченными 9
возможностями здоровья: понятие и сущность
1.2. Нормативно-правовая основа организации доступной среды в 19
ВУЗе
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ 29
ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ
2.1. Формирование доступной среды в ВУЗе: отечественный опыт 29
2.2. Проблемы формирования доступной среды (на примере 44
деятельности ФГАОУ ВО «Белгородский государственный
национальный исследовательский университет»)
2.3. Проект «Формирование доступной среды ВУЗа посредством 55
создания модели Центра сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
Актуальность темы исследования. В Российской Федерации насчитывается более 13 миллионов инвалидов, из них 6 миллионов человек - трудоспособны. Однако только пятнадцать процентов из этих 6 миллионов работают [44]. В современном мире, где возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах, занятых в наукоемких отраслях промышленности, залогом успешного трудоустройства становится высшее образование. Для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) профессиональное образование является еще и действенным механизмом повышения социального статуса, обеспечения экономической независимости и интеграции в общество.
Однако, количество студентов-инвалидов, обучающихся в отечественных ВУЗах в 2016-2017 учебном году, составляет всего 0,38 процента от общего числа студентов, при этом четверть таких студентов, как правило, не заканчиваю обучение [45]. По сравнению с зарубежными странами это достаточно низкий уровень, например, во Франции доля инвалидов среди студентов составляет пять процентов [44]. Это означает, что творческий потенциал людей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране остается нереализованным, а проблема становится социально значимой.
Процесс адаптации к вузовской среде у студентов-инвалидов затруднен в связи с доминированием в структуре их социальной идентичности роли «инвалид». В поведении это может проявляться тенденциями к самоизоляции, манипулированием окружающими за счет дефекта, интенсификацией социальных связей среди людей со схожими нарушениями. Среда ВУЗа, неадаптированная к потребностям инвалидов, усиливает их фиксацию на дефекте и способствует закреплению неконструктивного поведения. Заметим, что для многих молодых людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, поступление в ВУЗ - первый опыт взрослой интеграции и модель взаимодействия с другими людьми, сформировавшаяся у них в ВУЗе, будет транслироваться в профессиональном сообществе. Профессионал, идентифицирующий себя преимущественно как инвалид, не может в полной мере реализовать свой творческий потенциал.
В соответствии с философией независимой жизни вытекает необходимость создания для студентов-инвалидов равных с остальными студентами возможностей для обучения в ВУЗе и участия в его жизни.
Задача учреждения высшего образования - совместить признание индивидуальности студентов и их потребностей с политикой на уровне ВУЗа и программой реальных действий.
Для обучения студентов-инвалидов требуется внедрение в образование современных стандартов архитектурной доступности, формирование образовательных программ и методик на основании различных видов нозологий, оснащение специальной техникой и программным обеспечением, адаптация спортивной и культурной среды. Для формирования доступной среды в ВУЗе требуется системный подход и системные разработки стратегии и тактики.
Равные возможности должны обеспечиваться путем создания специальных условий, компенсирующих ограничения жизнедеятельности инвалида. В законодательстве этот вопрос не урегулирован. Поскольку государственные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств, обязанность создания специальных условий ложится на само учебное заведение
Итак, выявлено противоречие между потенциалом доступной среды ВУЗа и ее реальным действием на студентов-инвалидов. Создание по настоящему доступной среды ВУЗа невозможно без специально осуществляемой деятельности по ее формированию. Таким образом, исследование формирования доступной среды в ВУЗе обладает в настоящее время особой актуальностью, как в научно-теоретическом, так и в социально¬практическом плане.
Степень разработанности проблемы. Хотя, основные подходы к формированию доступной среды и инклюзивному обучению отражены в международной и, частично, отечественной нормативно-правовой документации, система высшего инклюзивного образования инвалидов в России находится в стадии становления. Существующие работы в этой области являются инновационными разработками отдельных, ведущих ВУЗов страны.
Из отечественных исследователей больший вклад в теорию инвалидности сделали специалисты московской, петербургской и саратовской научных школ (Н.В. Васильева, Э.К. Наберушкина, П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова), а также другие авторы (Н.В. Васильева, И.Ю. Ветрова, Е.С. Гетманенко, С.Г. Головко,
А.Е. Думбаев, Н.П. Жигарева, Т.В. Зозуля, Н.Ф. Дементьева,
Ю.С. Моздокова, Т.В. Попова, Л.И. Старовойтова и др.).
Изучению образовательной среды посвящены работы С.В. Алехиной,
С.Н. Глаголева, А.В. Гордеевой, Н.С. Данакина, Л.Е. Данилюк
Т.М. Ковалевой Е.Н. Кутеповой, К.Е. Панасенко, С.В. Шандыбо, С.А. Шапорова, В.А. Швецова и др.
Инклюзивное обучение и инклюзивная среда, в том числе и в системе высшего образования, было предметом исследований таких ученых как М. Михайловская, Н.А. Лукьянова, Н.И. Щукина, Е.В. Фелл,
Э.К. Наберушкина и др.
Практический опыт высшего инклюзивного образования инвалидов представлен в разработках отдельных, ведущих вузов страны (МГТУ им. Н.Э. Баумана, Московского педагогического государственного университета (МПГУ), Московского психолого-педагогического государственного университета (МППГУ), Московского государственного социально¬гуманитарного института (МГСГИ), Челябинского государственного университета (ЧелГу), Новосибирского государственного технического университета (НГТУ), Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (РГПУ), Татарской Академии содействия бизнесу и предпринимательства г. Казань (ТИСБИ) и др.).
Разные аспекты создания в ВУЗах России доступной среды отражены в трудах представителей этих университетов: В.И. Асламазовой, И.Н. Егорова,
В.3. Кантора, Э.И. Леонгард, И.Б. Федорова, Л.П. Храпылиной и др. Так же эту проблему исследовали Н.П. Абаскалова, З.Р. Акбашева, Е.С. Гаврилова, Е.М. Давыдова, Т.Д. Казакова, Э.В. Патраков, Л.В. Токарская, О.В. Гущин, В.Ю. Радченко, С.Г. Терскова, Е.Е. Юркова. Примечательно совпадение взглядов этих авторов относительно того, что университет по отношению к студентам-инвалидам должен решать задачу их социальной реабилитации. С этой целью в среде ВУЗа необходимо создание особого «реабилитационного пространства». Однако, единых, стандартизированных подходов к созданию такого пространства в ВУЗе нет (их нет и на государственном уровне - в нормативно-правовом поле РФ отсутствует статус «студент-инвалид»).
Объектом исследования является доступная среда ВУЗа для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - проблемы и перспективы формирования доступной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ВУЗе.
Цель исследования - выявить проблемы и перспективы формирования доступной среды в ВУЗе и разработать проект, направленный на ее совершенствование.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы формирования доступной среды в ВУЗе.
2. Изучить отечественный опыт формирования доступной среды в ВУЗе.
3. Выявить проблемы формирования доступной среды (на примере деятельности ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет») и разработать проект «Формирование доступной среды ВУЗа посредством создания модели Центра сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Теоретико-методологическая база исследования. С позиций общих представлений об интеграции в настоящем исследовании используются идеи и теории А.Г. Здравомыслова, С.И. Капицы, А.Н. Леоньтьева, А.Г. Литвака,
С.Л. Рубинштейна. Внутригрупповые и межгрупповые отношения рассматриваются в контексте теорий социального исключения, разработанных П. Сорокиным, Д. Мидом, Т.Парсонсом, Р. Мертоном, М. Вебером, Э. Дюркгеймом и др. Социальная составляющая интеграционного поведения анализируется с позиций свободы выбора, имманентно присущего человеку, и отражаемая в теориях социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс, А. Турен, Ю. Хабермас). Теоретическую основу исследования составляют также теории интеграции инвалидов, отражающие эту категорию граждан как составную часть социальной структуры общества, нуждающуюся в специальных приемах социализации.
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составляют: специальная литература, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о правах инвалидов, Федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ, указ президента «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», данные Федеральной службы государственной
статистики Российской Федерации; целевая программа «Доступная среда в НИУ «БелГУ» на 2013 - 2017 гг., паспорта доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, материалы сайта и корпоративных средств массовой информации ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором социального исследования: «Проблемы формирования доступной среды в ВУЗе», проведенного на базе ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»), осуществленного в ходе преддипломной практики (март - апрель 2017 г.). Исследование проводилось посредством анкетирования студентов (n=110), обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (n=6), и экспертного опроса специалистов (n=15).
Методы исследования. Для решения поставленных задач нами был определен комплекс взаимодополняющих методов, обеспечивающих достоверность и научную обоснованность результатов исследования: анализ специальной литературы, нормативно-правовых документов, статистических данных, документов учреждения; контент-анализ материалов сайта НИУ «БелГУ», анкетирование; экспертный опрос; сравнительный анализ; математические методы обработки результатов исследования.
Теоретико-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в следующем: уточнено понятие и раскрыта сущность доступной среды в ВУЗе; проведен анализ проблем формирования доступной среды в ВУЗе. На основе результатов исследования разработаны и внедрены рекомендации. Материалы исследования могут найти применение в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров социальной работы, при изучении таких дисциплин как «Технологии социальной работы», «Социальная реабилитация», «Технологии формирования доступной среды» и других.
Апробация результатов исследования. Результаты работы были обсуждены, одобрены и апробированы на базе ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Однако, количество студентов-инвалидов, обучающихся в отечественных ВУЗах в 2016-2017 учебном году, составляет всего 0,38 процента от общего числа студентов, при этом четверть таких студентов, как правило, не заканчиваю обучение [45]. По сравнению с зарубежными странами это достаточно низкий уровень, например, во Франции доля инвалидов среди студентов составляет пять процентов [44]. Это означает, что творческий потенциал людей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране остается нереализованным, а проблема становится социально значимой.
Процесс адаптации к вузовской среде у студентов-инвалидов затруднен в связи с доминированием в структуре их социальной идентичности роли «инвалид». В поведении это может проявляться тенденциями к самоизоляции, манипулированием окружающими за счет дефекта, интенсификацией социальных связей среди людей со схожими нарушениями. Среда ВУЗа, неадаптированная к потребностям инвалидов, усиливает их фиксацию на дефекте и способствует закреплению неконструктивного поведения. Заметим, что для многих молодых людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, поступление в ВУЗ - первый опыт взрослой интеграции и модель взаимодействия с другими людьми, сформировавшаяся у них в ВУЗе, будет транслироваться в профессиональном сообществе. Профессионал, идентифицирующий себя преимущественно как инвалид, не может в полной мере реализовать свой творческий потенциал.
В соответствии с философией независимой жизни вытекает необходимость создания для студентов-инвалидов равных с остальными студентами возможностей для обучения в ВУЗе и участия в его жизни.
Задача учреждения высшего образования - совместить признание индивидуальности студентов и их потребностей с политикой на уровне ВУЗа и программой реальных действий.
Для обучения студентов-инвалидов требуется внедрение в образование современных стандартов архитектурной доступности, формирование образовательных программ и методик на основании различных видов нозологий, оснащение специальной техникой и программным обеспечением, адаптация спортивной и культурной среды. Для формирования доступной среды в ВУЗе требуется системный подход и системные разработки стратегии и тактики.
Равные возможности должны обеспечиваться путем создания специальных условий, компенсирующих ограничения жизнедеятельности инвалида. В законодательстве этот вопрос не урегулирован. Поскольку государственные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств, обязанность создания специальных условий ложится на само учебное заведение
Итак, выявлено противоречие между потенциалом доступной среды ВУЗа и ее реальным действием на студентов-инвалидов. Создание по настоящему доступной среды ВУЗа невозможно без специально осуществляемой деятельности по ее формированию. Таким образом, исследование формирования доступной среды в ВУЗе обладает в настоящее время особой актуальностью, как в научно-теоретическом, так и в социально¬практическом плане.
Степень разработанности проблемы. Хотя, основные подходы к формированию доступной среды и инклюзивному обучению отражены в международной и, частично, отечественной нормативно-правовой документации, система высшего инклюзивного образования инвалидов в России находится в стадии становления. Существующие работы в этой области являются инновационными разработками отдельных, ведущих ВУЗов страны.
Из отечественных исследователей больший вклад в теорию инвалидности сделали специалисты московской, петербургской и саратовской научных школ (Н.В. Васильева, Э.К. Наберушкина, П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова), а также другие авторы (Н.В. Васильева, И.Ю. Ветрова, Е.С. Гетманенко, С.Г. Головко,
А.Е. Думбаев, Н.П. Жигарева, Т.В. Зозуля, Н.Ф. Дементьева,
Ю.С. Моздокова, Т.В. Попова, Л.И. Старовойтова и др.).
Изучению образовательной среды посвящены работы С.В. Алехиной,
С.Н. Глаголева, А.В. Гордеевой, Н.С. Данакина, Л.Е. Данилюк
Т.М. Ковалевой Е.Н. Кутеповой, К.Е. Панасенко, С.В. Шандыбо, С.А. Шапорова, В.А. Швецова и др.
Инклюзивное обучение и инклюзивная среда, в том числе и в системе высшего образования, было предметом исследований таких ученых как М. Михайловская, Н.А. Лукьянова, Н.И. Щукина, Е.В. Фелл,
Э.К. Наберушкина и др.
Практический опыт высшего инклюзивного образования инвалидов представлен в разработках отдельных, ведущих вузов страны (МГТУ им. Н.Э. Баумана, Московского педагогического государственного университета (МПГУ), Московского психолого-педагогического государственного университета (МППГУ), Московского государственного социально¬гуманитарного института (МГСГИ), Челябинского государственного университета (ЧелГу), Новосибирского государственного технического университета (НГТУ), Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (РГПУ), Татарской Академии содействия бизнесу и предпринимательства г. Казань (ТИСБИ) и др.).
Разные аспекты создания в ВУЗах России доступной среды отражены в трудах представителей этих университетов: В.И. Асламазовой, И.Н. Егорова,
В.3. Кантора, Э.И. Леонгард, И.Б. Федорова, Л.П. Храпылиной и др. Так же эту проблему исследовали Н.П. Абаскалова, З.Р. Акбашева, Е.С. Гаврилова, Е.М. Давыдова, Т.Д. Казакова, Э.В. Патраков, Л.В. Токарская, О.В. Гущин, В.Ю. Радченко, С.Г. Терскова, Е.Е. Юркова. Примечательно совпадение взглядов этих авторов относительно того, что университет по отношению к студентам-инвалидам должен решать задачу их социальной реабилитации. С этой целью в среде ВУЗа необходимо создание особого «реабилитационного пространства». Однако, единых, стандартизированных подходов к созданию такого пространства в ВУЗе нет (их нет и на государственном уровне - в нормативно-правовом поле РФ отсутствует статус «студент-инвалид»).
Объектом исследования является доступная среда ВУЗа для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - проблемы и перспективы формирования доступной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ВУЗе.
Цель исследования - выявить проблемы и перспективы формирования доступной среды в ВУЗе и разработать проект, направленный на ее совершенствование.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы формирования доступной среды в ВУЗе.
2. Изучить отечественный опыт формирования доступной среды в ВУЗе.
3. Выявить проблемы формирования доступной среды (на примере деятельности ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет») и разработать проект «Формирование доступной среды ВУЗа посредством создания модели Центра сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Теоретико-методологическая база исследования. С позиций общих представлений об интеграции в настоящем исследовании используются идеи и теории А.Г. Здравомыслова, С.И. Капицы, А.Н. Леоньтьева, А.Г. Литвака,
С.Л. Рубинштейна. Внутригрупповые и межгрупповые отношения рассматриваются в контексте теорий социального исключения, разработанных П. Сорокиным, Д. Мидом, Т.Парсонсом, Р. Мертоном, М. Вебером, Э. Дюркгеймом и др. Социальная составляющая интеграционного поведения анализируется с позиций свободы выбора, имманентно присущего человеку, и отражаемая в теориях социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс, А. Турен, Ю. Хабермас). Теоретическую основу исследования составляют также теории интеграции инвалидов, отражающие эту категорию граждан как составную часть социальной структуры общества, нуждающуюся в специальных приемах социализации.
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составляют: специальная литература, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о правах инвалидов, Федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ, указ президента «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», данные Федеральной службы государственной
статистики Российской Федерации; целевая программа «Доступная среда в НИУ «БелГУ» на 2013 - 2017 гг., паспорта доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, материалы сайта и корпоративных средств массовой информации ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором социального исследования: «Проблемы формирования доступной среды в ВУЗе», проведенного на базе ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»), осуществленного в ходе преддипломной практики (март - апрель 2017 г.). Исследование проводилось посредством анкетирования студентов (n=110), обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (n=6), и экспертного опроса специалистов (n=15).
Методы исследования. Для решения поставленных задач нами был определен комплекс взаимодополняющих методов, обеспечивающих достоверность и научную обоснованность результатов исследования: анализ специальной литературы, нормативно-правовых документов, статистических данных, документов учреждения; контент-анализ материалов сайта НИУ «БелГУ», анкетирование; экспертный опрос; сравнительный анализ; математические методы обработки результатов исследования.
Теоретико-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в следующем: уточнено понятие и раскрыта сущность доступной среды в ВУЗе; проведен анализ проблем формирования доступной среды в ВУЗе. На основе результатов исследования разработаны и внедрены рекомендации. Материалы исследования могут найти применение в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров социальной работы, при изучении таких дисциплин как «Технологии социальной работы», «Социальная реабилитация», «Технологии формирования доступной среды» и других.
Апробация результатов исследования. Результаты работы были обсуждены, одобрены и апробированы на базе ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Под доступной средой ВУЗа мы понимаем всю систему условий, в которой студенты могут беспрепятственно передвигаться, обучаться, получать необходимую информацию, общаться со сверстниками, участвовать в различных формах общественной жизни, получить качественное профессиональное образование, обеспечивающее востребованность и конкурентоспособность на рынке труда. К основным барьерам, которые необходимо преодолеть для создания доступного и комфортного образования для лиц с ОВЗ относят: архитектурные; организационно-правовые; финансовые; когнитивные; информационные; технические и
технологические; социально-психологические, отсутствие кадровых ресурсов. Одним из главных условий обучения людей с ОВЗ является создание безбарьерной среды в системе инклюзивного образования и соответствующее техническое оснащение. Для этого предназначены специальное оборудование и приспособления, обеспечивающие доступ к аудиториям и свободное перемещение по территории учебного заведения. К ним относятся перила, поручни, пандусы, лестничные подъемники, автоматические открыватели дверей, специализированное оборудование для санитарных комнат и адаптированную под учащихся с ОВЗ специальную мебель для учебных помещений. Для студентов, имеющих ограничения по слуху или зрению предусмотрен ряд технических устройств, облегчающих образовательный процесс.
Законодательством Российской Федерации закреплены равные права студентов с особыми образовательными потребностями, однако механизмы практической реализация предоставленных прав в стране только создаются. В процессе доработки находятся документы, определяющие конкретные требования к нормативной регуляции обучения в ВУЗе студента с инвалидностью или ограничениями здоровья, вопросы организации учебного процесса, адаптации образовательных программ к особым нуждам студента, вопросы технического и кадрового обеспечения инклюзивной практики в ВУЗе. Целесообразно продолжить разработку и последующее нормативное закрепление особого категориального аппарата в сфере социальной интеграции лиц с ОВЗ и создания для них доступной среды.
Специфика ВУЗов оказывает влияние на саму постановку проблемы доступности среды: в гуманитарных ВУЗах и классических университетах количество студентов-инвалидов по статистике значительно больше, нежели в ВУЗах технических, в последних же существуют объективные сложности с адаптацией образовательной среды к нуждам лиц с ОВЗ. Однако можно выделить несколько общих направлений работы по обеспечению доступности профессионального образования для людей с инвалидностью: 1) волонтерская и профессиональная поддержка высшего образования лиц с ОВЗ; 2) работа по обеспечению архитектурной и технической доступности; 3) всестороннее развитие дистанционных методов обучения, обеспечение ВУЗов электронными образовательными ресурсами; 4) социальная поддержка обучающихся с ОВЗ (предоставление санаторно-курортного лечения и отдыха, материальная помощь, психологическая и консультативная помощь). Немаловажное значение имеет практика создания индивидуальных программ обучения с подбором специальных условий организации учебного процесса. Безбарьерная среда расширяется и за счет создания условий для оздоровления и реабилитации студентов с ОВЗ.
Инклюзивное образование в ВУЗе предусматривает особую стратегию в отношении студентов с ОВЗ: 1) на всех этапах обучения осуществляется интеграция в среду университета путем совместных лекционных занятий в общих группах; 2) доступны все уровни высшего образования: бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура; 3) подготовка профессионалов интеллектуального труда, экономически независимых и способных внести свой вклад в развитие страны. Образование в ВУЗе основывается на: 1) специально разработанных методах обучения и образовательных программах; 2) специальных учебниках, пособиях и дидактических материалах; 3) специальных технических средствах обучения индивидуального и коллективного пользования; 4) предоставлении услуг помощника (ассистента), оказывающего необходимую техническую помощь, а также психологическое сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидов;
5) участие в индивидуальных и групповых коррекционных занятиях;
6) обеспечение свободного доступа в здания и организации, осуществляющие образовательную деятельность; 7) социокультурное сопровождение внеучебной деятельности - привлечение к участию в спортивных секциях и творческих коллективах.
С целью выявить проблемы формирования доступной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ВУЗе нами было проведено прикладное социологическое исследование. Исследование показало что основные проблемы: 1) отсутствие системы уточнения и учета особенностей студентов с ОВЗ на уровне ВУЗа, что приводит к несвоевременной идентификации этих особенностей и препятствует началу целенаправленной работы; 2) существующая система обучения в ВУЗе, не в полной мере обеспечивающая индивидуальное развитие студентов с ОВЗ; 3) недостаточный уровень подготовленности ИИС к работе со студентами с ОВЗ; 4) отсутствие системы индивидуального медико-психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ, отсутствие тьюторов, волонтеров; 5) недостаточный уровень обеспеченности материально-техническими и информационными ресурсами ВУЗа; 6) отсутствие единой системы взаимодействия различных ведомств, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры.
Доступность образования для студентов с инвалидностью означает не только исключение архитектурных барьеров. Принципы «разумного приспособления» и «универсального дизайна» должны распространяться на весь образовательный процесс, на все формы и методы обучения, а также на иные аспекты образовательной политики университета. Целью всех стратегий адаптации является не снижение требований и уровня образования, а создание условий для обучения студентов с инвалидностью наравне со всеми. Такие условия будут благотворно влиять на учебный процесс в целом.
Приобщение других студентов к взаимодействию и помощи людям с инвалидностью научит их быть более внимательными и человечными.
На наш взгляд, первым этапом развития инклюзии должно быть осознание необходимости начавшихся изменений всеми участниками образовательного процесса (начиная от вспомогательного технического персонала, преподавателей и студентов, заканчивая администраторами образовательного процесса и ректоратом) для чего мы разработали методические рекомендации. На следующем этапе должна появиться университетская стратегия и программа развития инклюзивного образования, предполагающая партнерство с более компетентными центрами.
Решить проблему формирования доступной среды в ВУЗе мы предлагаем с помощью создания модели Центра сопровождения обучающихся с ОВЗ.
Центр должен непосредственно взаимодействовать с управлением информатизации ВУЗа, что позволит эффективно изучать, разрабатывать и использовать в учебном процессе современные тифло- и сурдо- компьютерные технологии. Это также обеспечит Центру эффективный доступ к техническим и информационным ресурсам ВУЗа, рабочее взаимодействие с НПО в области обучения компьютерным технологиям, высокий уровень технического обслуживания. Учебно-методическая работа Центра будет выполняться в рамках программ управления информатизации.
Центр должен сотрудничать с медицинской и психологической службой ВУЗа, что позволит Центру оказывать поддержку процесса социальной адаптации студентов с ОВЗ.
Центр должен сотрудничать с волонтерскими организациями ВУЗа. Отуденты-волонтеры могут на практике познакомиться с проблемами и возможностями сверстников с ОВЗ и приобрести навыки оказания им действенной помощи. Могут попробовать себя в качестве тьюторов. Для студентов должны проводиться лекции, освещающие особенности студентов с ОВЗ, специфику работы с ними, возможности компьютерных технологий как инструмента социальной и профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ.
Прогнозируемая практическая значимость реализации деятельности Центра: 1) Включение студентов с ОВЗ в условия единой образовательной, коррекционно-развивающей среды ВУЗа; 2) их включение в единый учебный коллектив ВУЗа на равноправной основе, что способствует повышению степени толерантности российского общества; 3) помощь семье, воспитывающей абитуриентов и студентов данной группы: адекватное обучение, сохранение внутрисемейных связей, включение родителей в решение развивающих и коррекционных задач; 4) повышение квалификации ППС, работающих ео студентами с ОВЗ; 5) разработка учебно-методических пособий по проблемам формирования доступной среды для других образовательных учреждений; 6) сохранение здоровья студентов, выбор оптимальной образовательной траектории; 7) увеличение востребованности предлагаемых ВУЗом услуг на рынке образовательных услуг и др.; 8) адекватная образовательная, воспитательная, профориентационная помощь студентам, вне зависимости от имеющихся у них особенностей.
В целом, за счет создания адекватной модели сопровождения произойдет уменьшение количества социально неуспешных людей, а не очень высокая финансовая эффективность деятельности Центра будет однозначно оправдана социальной эффективностью и значимостью для общества: качественное и эффективное включение студентов с ОВЗ в образовательное и, в будущем, профессиональное пространство; социальная защищенность их семей; формирование активной гражданской позиции; формирование основ толерантного отношения к лицам с ОВЗ.
Перспективами деятельности Центра могут стать: 1) включение в процесс сопровождения преподавателей, имеющих инвалидность; 2) включение в процесс сопровождения других образовательных учреждений высшего образования; 3) создание системы сопровождения лиц с ОВЗ на всех ступенях образования; 4) доработка и совершенствование документации Центра. Реализация деятельности предложенного нами Центра возможна практически в каждом образовательном учреждении высшего образования и непременно будет вести к появлению устойчивого воспитательного эффекта в личностно-ориентированном развитии каждого студента с ОВЗ
технологические; социально-психологические, отсутствие кадровых ресурсов. Одним из главных условий обучения людей с ОВЗ является создание безбарьерной среды в системе инклюзивного образования и соответствующее техническое оснащение. Для этого предназначены специальное оборудование и приспособления, обеспечивающие доступ к аудиториям и свободное перемещение по территории учебного заведения. К ним относятся перила, поручни, пандусы, лестничные подъемники, автоматические открыватели дверей, специализированное оборудование для санитарных комнат и адаптированную под учащихся с ОВЗ специальную мебель для учебных помещений. Для студентов, имеющих ограничения по слуху или зрению предусмотрен ряд технических устройств, облегчающих образовательный процесс.
Законодательством Российской Федерации закреплены равные права студентов с особыми образовательными потребностями, однако механизмы практической реализация предоставленных прав в стране только создаются. В процессе доработки находятся документы, определяющие конкретные требования к нормативной регуляции обучения в ВУЗе студента с инвалидностью или ограничениями здоровья, вопросы организации учебного процесса, адаптации образовательных программ к особым нуждам студента, вопросы технического и кадрового обеспечения инклюзивной практики в ВУЗе. Целесообразно продолжить разработку и последующее нормативное закрепление особого категориального аппарата в сфере социальной интеграции лиц с ОВЗ и создания для них доступной среды.
Специфика ВУЗов оказывает влияние на саму постановку проблемы доступности среды: в гуманитарных ВУЗах и классических университетах количество студентов-инвалидов по статистике значительно больше, нежели в ВУЗах технических, в последних же существуют объективные сложности с адаптацией образовательной среды к нуждам лиц с ОВЗ. Однако можно выделить несколько общих направлений работы по обеспечению доступности профессионального образования для людей с инвалидностью: 1) волонтерская и профессиональная поддержка высшего образования лиц с ОВЗ; 2) работа по обеспечению архитектурной и технической доступности; 3) всестороннее развитие дистанционных методов обучения, обеспечение ВУЗов электронными образовательными ресурсами; 4) социальная поддержка обучающихся с ОВЗ (предоставление санаторно-курортного лечения и отдыха, материальная помощь, психологическая и консультативная помощь). Немаловажное значение имеет практика создания индивидуальных программ обучения с подбором специальных условий организации учебного процесса. Безбарьерная среда расширяется и за счет создания условий для оздоровления и реабилитации студентов с ОВЗ.
Инклюзивное образование в ВУЗе предусматривает особую стратегию в отношении студентов с ОВЗ: 1) на всех этапах обучения осуществляется интеграция в среду университета путем совместных лекционных занятий в общих группах; 2) доступны все уровни высшего образования: бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура; 3) подготовка профессионалов интеллектуального труда, экономически независимых и способных внести свой вклад в развитие страны. Образование в ВУЗе основывается на: 1) специально разработанных методах обучения и образовательных программах; 2) специальных учебниках, пособиях и дидактических материалах; 3) специальных технических средствах обучения индивидуального и коллективного пользования; 4) предоставлении услуг помощника (ассистента), оказывающего необходимую техническую помощь, а также психологическое сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидов;
5) участие в индивидуальных и групповых коррекционных занятиях;
6) обеспечение свободного доступа в здания и организации, осуществляющие образовательную деятельность; 7) социокультурное сопровождение внеучебной деятельности - привлечение к участию в спортивных секциях и творческих коллективах.
С целью выявить проблемы формирования доступной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ВУЗе нами было проведено прикладное социологическое исследование. Исследование показало что основные проблемы: 1) отсутствие системы уточнения и учета особенностей студентов с ОВЗ на уровне ВУЗа, что приводит к несвоевременной идентификации этих особенностей и препятствует началу целенаправленной работы; 2) существующая система обучения в ВУЗе, не в полной мере обеспечивающая индивидуальное развитие студентов с ОВЗ; 3) недостаточный уровень подготовленности ИИС к работе со студентами с ОВЗ; 4) отсутствие системы индивидуального медико-психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ, отсутствие тьюторов, волонтеров; 5) недостаточный уровень обеспеченности материально-техническими и информационными ресурсами ВУЗа; 6) отсутствие единой системы взаимодействия различных ведомств, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры.
Доступность образования для студентов с инвалидностью означает не только исключение архитектурных барьеров. Принципы «разумного приспособления» и «универсального дизайна» должны распространяться на весь образовательный процесс, на все формы и методы обучения, а также на иные аспекты образовательной политики университета. Целью всех стратегий адаптации является не снижение требований и уровня образования, а создание условий для обучения студентов с инвалидностью наравне со всеми. Такие условия будут благотворно влиять на учебный процесс в целом.
Приобщение других студентов к взаимодействию и помощи людям с инвалидностью научит их быть более внимательными и человечными.
На наш взгляд, первым этапом развития инклюзии должно быть осознание необходимости начавшихся изменений всеми участниками образовательного процесса (начиная от вспомогательного технического персонала, преподавателей и студентов, заканчивая администраторами образовательного процесса и ректоратом) для чего мы разработали методические рекомендации. На следующем этапе должна появиться университетская стратегия и программа развития инклюзивного образования, предполагающая партнерство с более компетентными центрами.
Решить проблему формирования доступной среды в ВУЗе мы предлагаем с помощью создания модели Центра сопровождения обучающихся с ОВЗ.
Центр должен непосредственно взаимодействовать с управлением информатизации ВУЗа, что позволит эффективно изучать, разрабатывать и использовать в учебном процессе современные тифло- и сурдо- компьютерные технологии. Это также обеспечит Центру эффективный доступ к техническим и информационным ресурсам ВУЗа, рабочее взаимодействие с НПО в области обучения компьютерным технологиям, высокий уровень технического обслуживания. Учебно-методическая работа Центра будет выполняться в рамках программ управления информатизации.
Центр должен сотрудничать с медицинской и психологической службой ВУЗа, что позволит Центру оказывать поддержку процесса социальной адаптации студентов с ОВЗ.
Центр должен сотрудничать с волонтерскими организациями ВУЗа. Отуденты-волонтеры могут на практике познакомиться с проблемами и возможностями сверстников с ОВЗ и приобрести навыки оказания им действенной помощи. Могут попробовать себя в качестве тьюторов. Для студентов должны проводиться лекции, освещающие особенности студентов с ОВЗ, специфику работы с ними, возможности компьютерных технологий как инструмента социальной и профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ.
Прогнозируемая практическая значимость реализации деятельности Центра: 1) Включение студентов с ОВЗ в условия единой образовательной, коррекционно-развивающей среды ВУЗа; 2) их включение в единый учебный коллектив ВУЗа на равноправной основе, что способствует повышению степени толерантности российского общества; 3) помощь семье, воспитывающей абитуриентов и студентов данной группы: адекватное обучение, сохранение внутрисемейных связей, включение родителей в решение развивающих и коррекционных задач; 4) повышение квалификации ППС, работающих ео студентами с ОВЗ; 5) разработка учебно-методических пособий по проблемам формирования доступной среды для других образовательных учреждений; 6) сохранение здоровья студентов, выбор оптимальной образовательной траектории; 7) увеличение востребованности предлагаемых ВУЗом услуг на рынке образовательных услуг и др.; 8) адекватная образовательная, воспитательная, профориентационная помощь студентам, вне зависимости от имеющихся у них особенностей.
В целом, за счет создания адекватной модели сопровождения произойдет уменьшение количества социально неуспешных людей, а не очень высокая финансовая эффективность деятельности Центра будет однозначно оправдана социальной эффективностью и значимостью для общества: качественное и эффективное включение студентов с ОВЗ в образовательное и, в будущем, профессиональное пространство; социальная защищенность их семей; формирование активной гражданской позиции; формирование основ толерантного отношения к лицам с ОВЗ.
Перспективами деятельности Центра могут стать: 1) включение в процесс сопровождения преподавателей, имеющих инвалидность; 2) включение в процесс сопровождения других образовательных учреждений высшего образования; 3) создание системы сопровождения лиц с ОВЗ на всех ступенях образования; 4) доработка и совершенствование документации Центра. Реализация деятельности предложенного нами Центра возможна практически в каждом образовательном учреждении высшего образования и непременно будет вести к появлению устойчивого воспитательного эффекта в личностно-ориентированном развитии каждого студента с ОВЗ
Подобные работы
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ (НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016 - ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ КНР И РФ: СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Цифровое (электронное) политическое участие в России: проблемы и перспективы
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2023 - ЧЕХИЯ КАК ОБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2014 - Управление повышением качества среды моногорода (на примере г. Менделеевска)
Диссертация , муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018 - Деловой туризм в Республике Татарстан
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-СРЕДОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018



