Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Работа №66173

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
581
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ 9
ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ
1.1. Доступная среда ВУЗа для обучающихся с ограниченными 9
возможностями здоровья: понятие и сущность
1.2. Нормативно-правовая основа организации доступной среды в 19
ВУЗе
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ 29
ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ
2.1. Формирование доступной среды в ВУЗе: отечественный опыт 29
2.2. Проблемы формирования доступной среды (на примере 44
деятельности ФГАОУ ВО «Белгородский государственный
национальный исследовательский университет»)
2.3. Проект «Формирование доступной среды ВУЗа посредством 55
создания модели Центра сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 88


Актуальность темы исследования. В Российской Федерации насчитывается более 13 миллионов инвалидов, из них 6 миллионов человек - трудоспособны. Однако только пятнадцать процентов из этих 6 миллионов работают [44]. В современном мире, где возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах, занятых в наукоемких отраслях промышленности, залогом успешного трудоустройства становится высшее образование. Для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) профессиональное образование является еще и действенным механизмом повышения социального статуса, обеспечения экономической независимости и интеграции в общество.
Однако, количество студентов-инвалидов, обучающихся в отечественных ВУЗах в 2016-2017 учебном году, составляет всего 0,38 процента от общего числа студентов, при этом четверть таких студентов, как правило, не заканчиваю обучение [45]. По сравнению с зарубежными странами это достаточно низкий уровень, например, во Франции доля инвалидов среди студентов составляет пять процентов [44]. Это означает, что творческий потенциал людей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране остается нереализованным, а проблема становится социально значимой.
Процесс адаптации к вузовской среде у студентов-инвалидов затруднен в связи с доминированием в структуре их социальной идентичности роли «инвалид». В поведении это может проявляться тенденциями к самоизоляции, манипулированием окружающими за счет дефекта, интенсификацией социальных связей среди людей со схожими нарушениями. Среда ВУЗа, неадаптированная к потребностям инвалидов, усиливает их фиксацию на дефекте и способствует закреплению неконструктивного поведения. Заметим, что для многих молодых людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, поступление в ВУЗ - первый опыт взрослой интеграции и модель взаимодействия с другими людьми, сформировавшаяся у них в ВУЗе, будет транслироваться в профессиональном сообществе. Профессионал, идентифицирующий себя преимущественно как инвалид, не может в полной мере реализовать свой творческий потенциал.
В соответствии с философией независимой жизни вытекает необходимость создания для студентов-инвалидов равных с остальными студентами возможностей для обучения в ВУЗе и участия в его жизни.
Задача учреждения высшего образования - совместить признание индивидуальности студентов и их потребностей с политикой на уровне ВУЗа и программой реальных действий.
Для обучения студентов-инвалидов требуется внедрение в образование современных стандартов архитектурной доступности, формирование образовательных программ и методик на основании различных видов нозологий, оснащение специальной техникой и программным обеспечением, адаптация спортивной и культурной среды. Для формирования доступной среды в ВУЗе требуется системный подход и системные разработки стратегии и тактики.
Равные возможности должны обеспечиваться путем создания специальных условий, компенсирующих ограничения жизнедеятельности инвалида. В законодательстве этот вопрос не урегулирован. Поскольку государственные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств, обязанность создания специальных условий ложится на само учебное заведение
Итак, выявлено противоречие между потенциалом доступной среды ВУЗа и ее реальным действием на студентов-инвалидов. Создание по настоящему доступной среды ВУЗа невозможно без специально осуществляемой деятельности по ее формированию. Таким образом, исследование формирования доступной среды в ВУЗе обладает в настоящее время особой актуальностью, как в научно-теоретическом, так и в социально¬практическом плане.
Степень разработанности проблемы. Хотя, основные подходы к формированию доступной среды и инклюзивному обучению отражены в международной и, частично, отечественной нормативно-правовой документации, система высшего инклюзивного образования инвалидов в России находится в стадии становления. Существующие работы в этой области являются инновационными разработками отдельных, ведущих ВУЗов страны.
Из отечественных исследователей больший вклад в теорию инвалидности сделали специалисты московской, петербургской и саратовской научных школ (Н.В. Васильева, Э.К. Наберушкина, П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова), а также другие авторы (Н.В. Васильева, И.Ю. Ветрова, Е.С. Гетманенко, С.Г. Головко,
А.Е. Думбаев, Н.П. Жигарева, Т.В. Зозуля, Н.Ф. Дементьева,
Ю.С. Моздокова, Т.В. Попова, Л.И. Старовойтова и др.).
Изучению образовательной среды посвящены работы С.В. Алехиной,
С.Н. Глаголева, А.В. Гордеевой, Н.С. Данакина, Л.Е. Данилюк
Т.М. Ковалевой Е.Н. Кутеповой, К.Е. Панасенко, С.В. Шандыбо, С.А. Шапорова, В.А. Швецова и др.
Инклюзивное обучение и инклюзивная среда, в том числе и в системе высшего образования, было предметом исследований таких ученых как М. Михайловская, Н.А. Лукьянова, Н.И. Щукина, Е.В. Фелл,
Э.К. Наберушкина и др.
Практический опыт высшего инклюзивного образования инвалидов представлен в разработках отдельных, ведущих вузов страны (МГТУ им. Н.Э. Баумана, Московского педагогического государственного университета (МПГУ), Московского психолого-педагогического государственного университета (МППГУ), Московского государственного социально¬гуманитарного института (МГСГИ), Челябинского государственного университета (ЧелГу), Новосибирского государственного технического университета (НГТУ), Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (РГПУ), Татарской Академии содействия бизнесу и предпринимательства г. Казань (ТИСБИ) и др.).
Разные аспекты создания в ВУЗах России доступной среды отражены в трудах представителей этих университетов: В.И. Асламазовой, И.Н. Егорова,
В.3. Кантора, Э.И. Леонгард, И.Б. Федорова, Л.П. Храпылиной и др. Так же эту проблему исследовали Н.П. Абаскалова, З.Р. Акбашева, Е.С. Гаврилова, Е.М. Давыдова, Т.Д. Казакова, Э.В. Патраков, Л.В. Токарская, О.В. Гущин, В.Ю. Радченко, С.Г. Терскова, Е.Е. Юркова. Примечательно совпадение взглядов этих авторов относительно того, что университет по отношению к студентам-инвалидам должен решать задачу их социальной реабилитации. С этой целью в среде ВУЗа необходимо создание особого «реабилитационного пространства». Однако, единых, стандартизированных подходов к созданию такого пространства в ВУЗе нет (их нет и на государственном уровне - в нормативно-правовом поле РФ отсутствует статус «студент-инвалид»).
Объектом исследования является доступная среда ВУЗа для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - проблемы и перспективы формирования доступной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ВУЗе.
Цель исследования - выявить проблемы и перспективы формирования доступной среды в ВУЗе и разработать проект, направленный на ее совершенствование.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы формирования доступной среды в ВУЗе.
2. Изучить отечественный опыт формирования доступной среды в ВУЗе.
3. Выявить проблемы формирования доступной среды (на примере деятельности ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет») и разработать проект «Формирование доступной среды ВУЗа посредством создания модели Центра сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Теоретико-методологическая база исследования. С позиций общих представлений об интеграции в настоящем исследовании используются идеи и теории А.Г. Здравомыслова, С.И. Капицы, А.Н. Леоньтьева, А.Г. Литвака,
С.Л. Рубинштейна. Внутригрупповые и межгрупповые отношения рассматриваются в контексте теорий социального исключения, разработанных П. Сорокиным, Д. Мидом, Т.Парсонсом, Р. Мертоном, М. Вебером, Э. Дюркгеймом и др. Социальная составляющая интеграционного поведения анализируется с позиций свободы выбора, имманентно присущего человеку, и отражаемая в теориях социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс, А. Турен, Ю. Хабермас). Теоретическую основу исследования составляют также теории интеграции инвалидов, отражающие эту категорию граждан как составную часть социальной структуры общества, нуждающуюся в специальных приемах социализации.
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составляют: специальная литература, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о правах инвалидов, Федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ, указ президента «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», данные Федеральной службы государственной
статистики Российской Федерации; целевая программа «Доступная среда в НИУ «БелГУ» на 2013 - 2017 гг., паспорта доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, материалы сайта и корпоративных средств массовой информации ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором социального исследования: «Проблемы формирования доступной среды в ВУЗе», проведенного на базе ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»), осуществленного в ходе преддипломной практики (март - апрель 2017 г.). Исследование проводилось посредством анкетирования студентов (n=110), обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (n=6), и экспертного опроса специалистов (n=15).
Методы исследования. Для решения поставленных задач нами был определен комплекс взаимодополняющих методов, обеспечивающих достоверность и научную обоснованность результатов исследования: анализ специальной литературы, нормативно-правовых документов, статистических данных, документов учреждения; контент-анализ материалов сайта НИУ «БелГУ», анкетирование; экспертный опрос; сравнительный анализ; математические методы обработки результатов исследования.
Теоретико-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в следующем: уточнено понятие и раскрыта сущность доступной среды в ВУЗе; проведен анализ проблем формирования доступной среды в ВУЗе. На основе результатов исследования разработаны и внедрены рекомендации. Материалы исследования могут найти применение в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров социальной работы, при изучении таких дисциплин как «Технологии социальной работы», «Социальная реабилитация», «Технологии формирования доступной среды» и других.
Апробация результатов исследования. Результаты работы были обсуждены, одобрены и апробированы на базе ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Под доступной средой ВУЗа мы понимаем всю систему условий, в которой студенты могут беспрепятственно передвигаться, обучаться, получать необходимую информацию, общаться со сверстниками, участвовать в различных формах общественной жизни, получить качественное профессиональное образование, обеспечивающее востребованность и конкурентоспособность на рынке труда. К основным барьерам, которые необходимо преодолеть для создания доступного и комфортного образования для лиц с ОВЗ относят: архитектурные; организационно-правовые; финансовые; когнитивные; информационные; технические и
технологические; социально-психологические, отсутствие кадровых ресурсов. Одним из главных условий обучения людей с ОВЗ является создание безбарьерной среды в системе инклюзивного образования и соответствующее техническое оснащение. Для этого предназначены специальное оборудование и приспособления, обеспечивающие доступ к аудиториям и свободное перемещение по территории учебного заведения. К ним относятся перила, поручни, пандусы, лестничные подъемники, автоматические открыватели дверей, специализированное оборудование для санитарных комнат и адаптированную под учащихся с ОВЗ специальную мебель для учебных помещений. Для студентов, имеющих ограничения по слуху или зрению предусмотрен ряд технических устройств, облегчающих образовательный процесс.
Законодательством Российской Федерации закреплены равные права студентов с особыми образовательными потребностями, однако механизмы практической реализация предоставленных прав в стране только создаются. В процессе доработки находятся документы, определяющие конкретные требования к нормативной регуляции обучения в ВУЗе студента с инвалидностью или ограничениями здоровья, вопросы организации учебного процесса, адаптации образовательных программ к особым нуждам студента, вопросы технического и кадрового обеспечения инклюзивной практики в ВУЗе. Целесообразно продолжить разработку и последующее нормативное закрепление особого категориального аппарата в сфере социальной интеграции лиц с ОВЗ и создания для них доступной среды.
Специфика ВУЗов оказывает влияние на саму постановку проблемы доступности среды: в гуманитарных ВУЗах и классических университетах количество студентов-инвалидов по статистике значительно больше, нежели в ВУЗах технических, в последних же существуют объективные сложности с адаптацией образовательной среды к нуждам лиц с ОВЗ. Однако можно выделить несколько общих направлений работы по обеспечению доступности профессионального образования для людей с инвалидностью: 1) волонтерская и профессиональная поддержка высшего образования лиц с ОВЗ; 2) работа по обеспечению архитектурной и технической доступности; 3) всестороннее развитие дистанционных методов обучения, обеспечение ВУЗов электронными образовательными ресурсами; 4) социальная поддержка обучающихся с ОВЗ (предоставление санаторно-курортного лечения и отдыха, материальная помощь, психологическая и консультативная помощь). Немаловажное значение имеет практика создания индивидуальных программ обучения с подбором специальных условий организации учебного процесса. Безбарьерная среда расширяется и за счет создания условий для оздоровления и реабилитации студентов с ОВЗ.
Инклюзивное образование в ВУЗе предусматривает особую стратегию в отношении студентов с ОВЗ: 1) на всех этапах обучения осуществляется интеграция в среду университета путем совместных лекционных занятий в общих группах; 2) доступны все уровни высшего образования: бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура; 3) подготовка профессионалов интеллектуального труда, экономически независимых и способных внести свой вклад в развитие страны. Образование в ВУЗе основывается на: 1) специально разработанных методах обучения и образовательных программах; 2) специальных учебниках, пособиях и дидактических материалах; 3) специальных технических средствах обучения индивидуального и коллективного пользования; 4) предоставлении услуг помощника (ассистента), оказывающего необходимую техническую помощь, а также психологическое сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидов;
5) участие в индивидуальных и групповых коррекционных занятиях;
6) обеспечение свободного доступа в здания и организации, осуществляющие образовательную деятельность; 7) социокультурное сопровождение внеучебной деятельности - привлечение к участию в спортивных секциях и творческих коллективах.
С целью выявить проблемы формирования доступной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ВУЗе нами было проведено прикладное социологическое исследование. Исследование показало что основные проблемы: 1) отсутствие системы уточнения и учета особенностей студентов с ОВЗ на уровне ВУЗа, что приводит к несвоевременной идентификации этих особенностей и препятствует началу целенаправленной работы; 2) существующая система обучения в ВУЗе, не в полной мере обеспечивающая индивидуальное развитие студентов с ОВЗ; 3) недостаточный уровень подготовленности ИИС к работе со студентами с ОВЗ; 4) отсутствие системы индивидуального медико-психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ, отсутствие тьюторов, волонтеров; 5) недостаточный уровень обеспеченности материально-техническими и информационными ресурсами ВУЗа; 6) отсутствие единой системы взаимодействия различных ведомств, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры.
Доступность образования для студентов с инвалидностью означает не только исключение архитектурных барьеров. Принципы «разумного приспособления» и «универсального дизайна» должны распространяться на весь образовательный процесс, на все формы и методы обучения, а также на иные аспекты образовательной политики университета. Целью всех стратегий адаптации является не снижение требований и уровня образования, а создание условий для обучения студентов с инвалидностью наравне со всеми. Такие условия будут благотворно влиять на учебный процесс в целом.
Приобщение других студентов к взаимодействию и помощи людям с инвалидностью научит их быть более внимательными и человечными.
На наш взгляд, первым этапом развития инклюзии должно быть осознание необходимости начавшихся изменений всеми участниками образовательного процесса (начиная от вспомогательного технического персонала, преподавателей и студентов, заканчивая администраторами образовательного процесса и ректоратом) для чего мы разработали методические рекомендации. На следующем этапе должна появиться университетская стратегия и программа развития инклюзивного образования, предполагающая партнерство с более компетентными центрами.
Решить проблему формирования доступной среды в ВУЗе мы предлагаем с помощью создания модели Центра сопровождения обучающихся с ОВЗ.
Центр должен непосредственно взаимодействовать с управлением информатизации ВУЗа, что позволит эффективно изучать, разрабатывать и использовать в учебном процессе современные тифло- и сурдо- компьютерные технологии. Это также обеспечит Центру эффективный доступ к техническим и информационным ресурсам ВУЗа, рабочее взаимодействие с НПО в области обучения компьютерным технологиям, высокий уровень технического обслуживания. Учебно-методическая работа Центра будет выполняться в рамках программ управления информатизации.
Центр должен сотрудничать с медицинской и психологической службой ВУЗа, что позволит Центру оказывать поддержку процесса социальной адаптации студентов с ОВЗ.
Центр должен сотрудничать с волонтерскими организациями ВУЗа. Отуденты-волонтеры могут на практике познакомиться с проблемами и возможностями сверстников с ОВЗ и приобрести навыки оказания им действенной помощи. Могут попробовать себя в качестве тьюторов. Для студентов должны проводиться лекции, освещающие особенности студентов с ОВЗ, специфику работы с ними, возможности компьютерных технологий как инструмента социальной и профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ.
Прогнозируемая практическая значимость реализации деятельности Центра: 1) Включение студентов с ОВЗ в условия единой образовательной, коррекционно-развивающей среды ВУЗа; 2) их включение в единый учебный коллектив ВУЗа на равноправной основе, что способствует повышению степени толерантности российского общества; 3) помощь семье, воспитывающей абитуриентов и студентов данной группы: адекватное обучение, сохранение внутрисемейных связей, включение родителей в решение развивающих и коррекционных задач; 4) повышение квалификации ППС, работающих ео студентами с ОВЗ; 5) разработка учебно-методических пособий по проблемам формирования доступной среды для других образовательных учреждений; 6) сохранение здоровья студентов, выбор оптимальной образовательной траектории; 7) увеличение востребованности предлагаемых ВУЗом услуг на рынке образовательных услуг и др.; 8) адекватная образовательная, воспитательная, профориентационная помощь студентам, вне зависимости от имеющихся у них особенностей.
В целом, за счет создания адекватной модели сопровождения произойдет уменьшение количества социально неуспешных людей, а не очень высокая финансовая эффективность деятельности Центра будет однозначно оправдана социальной эффективностью и значимостью для общества: качественное и эффективное включение студентов с ОВЗ в образовательное и, в будущем, профессиональное пространство; социальная защищенность их семей; формирование активной гражданской позиции; формирование основ толерантного отношения к лицам с ОВЗ.
Перспективами деятельности Центра могут стать: 1) включение в процесс сопровождения преподавателей, имеющих инвалидность; 2) включение в процесс сопровождения других образовательных учреждений высшего образования; 3) создание системы сопровождения лиц с ОВЗ на всех ступенях образования; 4) доработка и совершенствование документации Центра. Реализация деятельности предложенного нами Центра возможна практически в каждом образовательном учреждении высшего образования и непременно будет вести к появлению устойчивого воспитательного эффекта в личностно-ориентированном развитии каждого студента с ОВЗ



1. Декларации о правах инвалидов [Электронный ресурс]: [принята
Генеральной Ассамблеей ООН 09.12.1975]. - Режим доступа:
http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml.
2. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]: [принята
резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006]. - Режим
доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml.
3. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]: [принята
резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989]. - Режим
доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml.
4. Об экономических, социальных и культурных правах [Электронный ресурс]: [международный пакт: принят 19.12.1966] - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=5429.
5. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической
деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями [Электронный ресурс]: [международная декларация: принята 10.06.1994]. -
Режим доступа: https: //perspektiva-inva.ru/protec-rights/law/international/vw-504/
6. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для
инвалидов [Электронный ресурс]: [приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_12211/
7. О государственной программе Российской Федерации
«Доступная среда» на 2011 - 2015 годы [Электронный ресурс]:
[Постановление Правительства РФ от 17.03. 2011 № 175]. - Режим доступа: https://rg.ru/2011/03/28/dostupnaya-sreda-site-dok.html
8. О государственной программе Российской Федерации
«Доступная среда» на 2011 - 2020 годы [Электронный ресурс]:
[Постановление Правительства РФ от 01.12. 2015 № 1297]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420319730
9. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -
2017 годы » [Электронный ресурс]: [Указ президента РФ]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc LAW_142277/
10. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации
[Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой от 24.11.1995 № 181-ФЗ по сост. на 19.12.2016]. - Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=156792.
11. Об образовании [Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой от 10.07.1992 № 3266-I, утратил силу]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/
12. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]:
[федер. закон: принят Гос. Думой от 29.12.2012 № 273-ФЗ по сост. на 01.05.2017]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-
dok.html.
13. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» [Электронный ресурс]: [Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295]. - Режим доступа: http://base.garant.rU/70643472/#block_1000
14. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений
[Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой 23 декабря 2009 года № 384-ФЗ]. - Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=148719&fld =134&from=95720-8&rnd=211977.6274445579365459&.
15. Методические рекомендации по организации образовательного
процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса [утв. Минобрнауки России 08.04.2014 № АК-44/05вн] [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.nstu.ru/info/information/dostupsreda/#Oborud
16. Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе
оснащенности образовательного процесса [утв. Минобрнауки России 26.12.2013 № 06-2412вн] [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http:ZZwww.nstu.ru/static_files/44422/fileZT rebovania_06-2412.pdf
17. Социальная поддержка граждан в Белгородской области на 2014
- 2020 годы» [гос. программа: утверждена
постановлением Правительства Белгородской области
от 16 декабря 2013 года № 523-пп] - Режим доступа:
http://docs.cntd.ruZdocument/469027808.
18. Социальный кодекс Белгородской области [Электронный ресурс]:
[обл. закон: принят Белгородской областной Думой 9 декабря 2004 г.] - Режим доступа: http:ZZbase.consultant.ruZregbaseZcgiZonline.cgi?req=doc;
base=RLAW404;n=36477.
19. Абаскалова, Н.П. Теория и практика формирования ЗОЖ учащихся и студентов в системе «Школа-ВУЗ» [Текст]: автореф. дис. доктора пед. наук / Н.П. Абаскалова. - Барнаул, 2000. - 48 с.
20. Акбашева, З.Р. Организация доступной среды в вузе посредством
визуальной навигационной системы [Электронный ресурс] / З.Р. Акбашева, Е.М. Давыдова, Т.Д. Казакова, В.Ю. Радченко // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 3. - Режим доступа:
http:ZZweb.snauka.ruZissuesZ2017Z03Z79149
21. Антипьева, Н.В. Социальная защита инвалидов в РФ. Правовое регулирование [Текст]: учеб. пособие / Н.В.Антипьева. - М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2002. - 224 с.
22. Барабошина, И.А. Технологии социокультурной реабилитации
[Электронный ресурс] / И.А. Барабошина. - 2006. - Режим доступа:
http://www.allbest.ru/o-2c0b65635b3ac68a4d43a89421316c27.html.
23. Баранов, Э.Ф. Россия в цифрах, 2013: Краткий статистический сборник [Текст] / Э.Ф. Баранов. - М.: Росстат, 2013. - 573 с.
24. Безбарьерная среда в вузах СЗФО [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: https://www.ukhtagrad.ru/obrazovanie/24352-bezbarernaya- sreda-v-vuzax-szfo.html
25. Беседа с директором Центра многообразия и инклюзии университета Сент-Галлен (Швейцария) [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: https:ZZwww.hse.ru/inclusive/news.Z195250452.html
26. Васильева, Н.В. Социологические концепции исследования инвалидности [Текст] / Н.В. Васильева // Социологический сборник: Вып.7. - М.: Социум, 2010. - С. 23-24.
27. Васильева, Н.В. Социальная реабилитация инвалидов [Текст] / Н.В. Васильева - М.: Лань, 2005. - 264 с.
28. Ветрова, И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов [Текст] / И.Ю. Ветрова. - М.: Дело, 2000. - 256 с.
29. Высшее образование инвалидов по зрению: проблемы и перспективы [Текст]: сб. докладов и информ. материалов межвед. круглого стола (30 ноября 2011 г.) [Текст] / сост. С.И. Пермякова. - Красноярск: КСБ, 2012. - 99 с.
30. Гетманенко, Е.С. Адаптация людей с ограниченными возможностями как задача современного государства [Текст] / Е.С. Гетманенко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). - 2008. - № 4. - С. 75-84.
31. Головко, С.Г. Реабилитация инвалидов как направление региональной социальной политики [Текст]: дисс... на соискание степени канд. социолог. наук: 23.00.02 / С.Г. Головко. - Кемерово, 2009. - 157 с.
32. Гордеева, А.В. Реабилитационная педагогика [Текст]: учеб. пособие / А.В. Гордеева. - М.: Академический проект, 2005. - 320 с.
33. Данакин, Н.С. Управление социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н.С. Данакин, С.Н. Глаголев, Л.Е. Данилюк. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2011. - 276 с.
34. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа в учреждениях социально- реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы [Текст]: учеб. пособие / Н.Ф. Дементьева, Л.И. Старовойтова. - М.: Академия, 2010 . - 270 с.
35. Думбаев, А.Е. Инвалид, общество и право [Текст] / А.Е. Думбаев, Т.В. Попова. - Алматы: Верена, 2006. - 180 с.
36. Жигарева, Н.П. Комплексная реабилитация инвалидов в
учреждениях социальной защиты: Учебно-практическое пособие
[Электронный ресурс] / Н.П. Жигарева. - М.: Дашков и К°, 2012. - 208 с. - Режим доступа: http: //www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394013539.html.
37. Зозуля, Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки и спец. «Социальная работа» / Т.В. Зозуля и др.; Рец.: А.И. Соловьев, Н.Ю. Гаубрих. - М.: Академия, 2005. - 304 с.
38. Ибатов, А.Д. Основы реабилитологии: учебное пособие для студентов медицинских вузов [Текст] / А.Д. Ибатов, С.В. Пушкина. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 160 с.
39. Ковалева, Т.М. К вопросу о тьюторском сопровождении как образовательной технологии [Текст] / Т.М. Ковалева // Основные тенденции развития современного образования: Материалы международной научно¬практической конференции. - М.: ИТОиП РАО, 2002. - С. 31-36.
40. Ковалева, Т.М. Профессия «тьютор» [Текст] / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова. - М.: «СФК-офис», 2012. - 246 с.
41. Комплексная реабилитация инвалидов [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш учеб. заведений / Под ред. Т.В. Зозули. - М.: Академия, 2005. -
304 с.
42. Лаврова, Д.И. Технология социальной реабилитации инвалидов: методические рекомендации [Текст] / Д.И. Лаврова, О.С. Андреева, Д.П. Рязанов. - М.: ЦИЭТИН, 2000. - 58 с.
43. Лисовский, В.А. Комплексная профилактика в реабилитации больных и инвалидов [Текст] / В.А. Лисовский. - М.: Советский спорт, 2001. - 320 с.
44. Лукьянова, Н.А. Инклюзия в корпоративной культуре вуза: подходы к пониманию и направления изменения [Текст] / Н.А. Лукьянова, Н.И. Щукина, Е.В. Фелл // Вестник науки Сибири. - 2016. - № 1 (20). - С. 101-110.
45. Михайловская, М. Инвалиды смогут по квоте поступать в несколько вузов [Электронный ресурс] / М. Михайловская // Парламентская газета. - 2017. - Режим доступа: https://www.pnp.ru/social/2017/02/28/invalidy- smogut-po-kvote-postupat-v-neskolko-vuzov.html
46. Моздокова, Ю.С. О концепции социально-культурной реабилитации инвалидов [Электронный ресурс] / Ю.С. Моздокова, А.В. Лебедев. - 2012. - http://www.centemadegda.ru/reabilitaciya/.
47. Мошняга, В.Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями [Текст] / В.Т. Мошняга; под. ред. Е.И. Холостовой. - М.: Инфра-М, 2008. - 256 с.
48. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учеб. пособие / под ред. С.В. Алехиной, Е.Н. Кутеповой. - М.: МП ИГУ, 2013. - 116 с.
49. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст] : учеб.пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. - М.: Инфра-М, 2010. - 272 с.
50. Панасенко, К.Е. Основы специальной педагогики и психологии
[Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / К.Е. Панасенко. - Белгород, 2012. - Режим доступа:
http: //pegas .bsu.edu.ru/course/view.php?id=253
51. Патраков, Э.В. Доступная образовательная среда как фактор социальной ответственности вуза [Текст]: монография / Э.В. Патраков, Л.В. Токарская, О.В. Гущин. - Екатеринбург: УрФУ, 2015. - 184 с.
52. Психология инвалидности [Текст]: Метод. указания / Сост. Н.А. Соловьева; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль, 2004. 47 с.
53. Профессиональная подготовка лиц с ограниченными
возможностями здоровья [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа:
www.tisbi.ru/assets/Uploads-2/broshura-invalid.docx
54. Реабилитация детей и подростков при различных заболеваниях:
Руководство [Электронный ресурс] / под общ. ред. Т.Г. Авдеевой. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/books/06-COS-2384.html.
55. Рекомендации для преподавателей Высшей школы экономики по работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [Электронный ресурс]. - Москва: НИУ ВШЭ, - 2016. - Режим доступа: https://www.hse.ru/inclusive/recommendations
56. Романов, П.В. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России [Текст] / П.В. Романов, Е.Р. Ярская- Смирнова. - Саратов: Научная книга, 2006. - 260 с.
57. Российский статистический ежегодник [Текст] / статистический сборник. - М.: Росстат, 2016. - 717 с.
58. Сазонова, Е.С. Социальная реклама как инструмент формирования здоровьесберегающего пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е.С. Сазонова // Литературно-педагогические Лихановские чтения: сборник материалов. - Белгород, 2012. - С. 91-99.
59. Сорвина, А.С. Социальная работа: теория и практика [Текст]: учеб. пособие /А.С. Сорвина, Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 234 с.
60. Социальная защита инвалидов: правовой аспект [Текст] / под ред. Н.П. Рожковой. - Белгород: БИЦ БГУНБ, 2012. - 64 с.
61. Терскова, С.Г. Механизм формирования доступной среды для инвалидов [Текст] / С.Г. Терскова // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - № 7 (47). - С. 21-28.
62. Терскова, С.Г. Результаты реализации Федеральной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг.: социологический анализ [Текст] / С.Г. Терскова, Е.С. Гаврилова, Е.Е. Юркова // Гуманитарные научные исследования. 2016 - № 2 (54). - С. 30-37.
63. Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами [Текст]: учеб. пособие / Е.И. Холостова. - М.: Дашков и К, 2014. - 239 с.
64. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация [Текст]: учеб. пособие / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. - М.: Дашков и К, 2003. - 340 с.
65. Храпылина, Л.П. Реабилитация инвалидов [Текст] / Л.П. Храпылина. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 129с.
66. Целок, Д.В. Программа «Инклюжен»: новая модель
социализации инвалидов в учебных заведениях США [Текст] / Д.В. Целок // Дефектология. - 2006. - № 5. - С. 106-111.
67. Шабанова, О.А. Медико-социальные аспекты инвалидности и реабилитации больных сколиозом [Текст] : дис. ... канд. мед. наук: 14.02.06 / О.А. Шабанова. - М., 2011. - 167 с.
68. Шандыбо, С. В. Формирование профессиональной позиции принятия ребенка у будущего педагога в вузе [Текст]: дис. ... канд. педагогических наук / С.В. Шандыбо. - Красноярск, 2014. - 239 с.
69. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 384 с.
70. Шапорова, С.А. Проблема интегрированного обучения в зарубежном опыте [Текст] / С.А. Шапорова // Дефектология. - 2007. - № 6. - С. 97-109.
71. Швецова, В.А. Педагогика и психология лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / В.А. Швецова. - Белгород: НИУ БелГУ, 2013. - Режим доступа: http: //pegas .bsu.edu.ru/course/view.php?id=7008
72. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная работа с инвалидами [Текст]: учеб. пособие / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина. - СПб.: Питер, 2004. - 198 с.
73. Портал информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wil.ru
74. Портал Учебно-методического центра высшего
профессионального образования студентов с инвалидностью и ОВЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://umcvpo.ru
75. Сайт НИУ «БелГУ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://bsu.edu.ru
76. Сайт Московского государственного института культуры: Доступная среда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //mgik. org/sveden/dostupnaya- sreda/
77. Сайт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»: инициативный образовательный проект «Инклюзивная высшая школа: создание комфортной образовательной среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www.hse.ru/inclusive
78. Сайт Новосибирского государственного технического университета: Доступная среда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: F:+++ доступная среда +++НГТУ. Доступная среда.ЫШ



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ