УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ МАЙСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «БЕЛГОРОДСКИЙ РАЙОН»
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЙСКОМ СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «БЕЛГОРОДСКИЙ
РАЙОН» БЕЛГРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 27
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЙСКОМ СЕЛЬСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «БЕЛГОРОДСКИЙ РАЙОН» БЕЛГРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Значительная часть населения Российской Федерации проживает в сельском социуме, где складываются особые условия, определяющие специфику его социального развития. В первую очередь это близость к природе, непосредственное включение детей и молодежи в сельскую жизнь и быт, социальная открытость и преобладание традиционных механизмов социализации, и, одновременно - ограниченность социальных контактов, удаленность от современной культуры и производства, низкий уровень культурного и материального обеспечения населения.
Как справедливо отмечает А.С. Фролова, для современных сельских поселений характерно относительно небольшое количество жителей; малая степень разнообразия видов трудовой деятельности; плохо развитое общественное обслуживание; ограниченное количество социально-культурных учреждений, любительских объединений по интересам, спортивных стадионов, секций, библиотек, кинотеатров, других возможностей для проведения досуга и социализации личности. Кроме того, последние годы характеризуются снижением участия органов власти в процессах организации досуга населения, потере ими контроля за качеством и уровнем предлагаемой потребителю культурной продукции, что актуализирует необходимость активизировать эту деятельность на местном уровне .
В современной структуре сельского сообщества социальным институтом, осуществляющим управление сферой досуга, является местное самоуправление, при этом отраслевые учреждения культуры в сельских поселениях остаются единственными источниками, обеспечивающими удовлетворение культурно-досуговых запросов территориального сообщества. Кроме того, учреждения досуга на территории муниципальных образований выступают как центры информации, общения и проявления различных социальных инициатив населения. А, следовательно, Дома культуры и клубы могут стать площадками социальной активности населения, конструктивной самоорганизации жителей. Кроме того, необходимо обеспечить поддержку жизнеспособных форм народной традиционной культуры с учетом их функционального назначения, местного своеобразия и естественных условий существования.
Целесообразность решения данных задач входит в противоречие с тем, что на сегодняшний день культурно-досуговые учреждения сельских поселений остро нуждаются в обновлении ключевых идей дальнейшего развития, серьезной корректировке основных стратегических направлений организации, в привлечении новых кадров и использовании новых методов и форм работы, что еще раз подчеркивает значимость и актуальность выбранной темы исследования.
Степень изученности темы исследования. Изучением различных аспектов досуга и культурно-досуговой деятельности занимались такие исследователи как: А.С. Батнасунов, Г.Р. Габидуллина, Т.И. Зайцева,М.С. Либерова, Е.В. Панфилова, Д.В Шамсутдинова , определившие основные направления исследований в сфере досуга, анализа свободного времени, мотивации к участию в досуговой деятельности. Различные аспекты организации досуга, в том числе в специфике сельских поселений и муниципальных образований других типов (районов, городских округов и т.д.) исследовали А.Р. Зайнутдинова, Н.С. Скрипникова .
Систему управления и организации досуга в муниципальных образованиях изучили в своих трудах М.Б. Жирова, А.С. Фролова и другие ученые. В их работах изучены некоторые методы и подходы формирования государственной культурной политики в аспекте основных направлений организационно-технологического характера на уровне федеральных, региональных и местных органов самоуправления в решении проблем развития культурно-досуговой сферы, культуры в целом.
Анализ барьеров и проблем в сфере управления досугом в сельских поселениях представлен в работах Т.И. Жуковой, Е.В. Литвиновой,Н.В. Чепурных и др.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью поддержки форм традиционной культуры на селе и недостаточной разработанностью механизма управления развитием культурно-досуговой деятельности в сельских поселениях Белгородской области.
Объектом выпускной квалификационной работы является управление социально-экономическим развитием муниципального образования, а
Предметом выпускной квалификационной работы является механизм управления развитием культурно-досуговой деятельности в Майском сельском поселении муниципального района «Белгородский район» Белгородской области.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию методов управления развитием культурно-досуговой деятельности Майского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области.
Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:
1) изучить теоретические основы управления развитием культурно- досуговой деятельности в сельских поселениях;
2) проанализировать практику управления развитием культурно-досуговой деятельности в Майском сельском поселении муниципального района «Белгородский район»;
3) предложить направления совершенствования управления развитием культурно-досуговой деятельности Майского сельского поселения муниципального района «Белгородский район».
Теоретико-методологической базой исследования выступают основополагающие понятия и принципы системного подхода, а также сравнительного анализа, разработанные и сформулированные в трудах И.В. Блауберга, Э.Г. Година, Е.П. Голубкова, И.В. Прангишвили .Так, большое значение для раскрытия темы имеет системный подход, который позволяет рассматривать систему управления культурно-досуговой деятельностью как сложную, целостную, изменяющуюся под влиянием внешних факторов.
Кроме того, для решения задач исследования были применены институциональный и деятельностный подходы. В рамках институционального подхода система управления социально-экономическим развитием сельских поселений понимается как взаимодействие институтов различного уровня. Исследование организационно-правовых основ управления развитием культурно-досуговой деятельности сельских поселений осуществлено с учетом специфики деятельности органов, обеспечивающих функционирование и организацию культурных мероприятий.
Кроме того, при написании работы были использованы такие теоретические и эмпирические методы как: сравнительный метод,
структурно-функциональный анализ, методы анализа и синтеза. Для диагностики процесса развития культурно-досуговой сферы в Майском сельском поселении нами был использован метод анкетного опроса.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составляют:
1) нормативно-правовые акты Российской Федерации ;
2) нормативные правовые документы, информационно-аналитические и отчетные материалы администрации Майского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» ;
3) итоги анкетного опроса населения и муниципальных служащих администрации Майского сельского поселения «Диагностика эффективности организации досуга населения в Майском сельском поселении муниципального района «Белгородского района» (см. Приложение 1).
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что разработанные в ходе исследования предложения и рекомендации могут быть использованы органами местного самоуправления в процессе управления развитием культурно-досуговой сферы.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три раздела, заключение, список источников и литературы и приложения.
В современном российском обществе в целом созрело представление о культурной политике и культурно-досуговом развитии как приоритетном направлении социальной политики, в значительной степени определяющем параметры устойчивого развития регионов. Необходимости изучения, совершенствования практик управления развитием культурно-досуговой сферой диктуется не только масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта сфера жизнедеятельности социума за последние годы, но и новыми вызовами интеллектуальному и культурному уровню общества, связанными с растущей угрозой гуманитарного кризиса.
В настоящее время, в качестве одного из важнейших направлений социокультурного развития страны в целом и регионов в частности, выступает задача качественного роста сферы услуг для обеспечения культурных и досуговых запросов граждан на основе активизации культурного потенциала территорий. Без решения этих задач, без инвестиций в человека, в качественное обновление личности появляется угроза снижения интеллектуального и культурного уровня общества, девальвации общепризнанных ценностей, рост агрессии и нетерпимости - разрыва социальных связей.
Культурно-досуговая деятельность представляет собой часть
свободного времени индивида, затрачиваемую им на удовлетворение социальных потребностей, в том числе физических и духовных. При этом,управление развитием культурно-досуговой деятельности-
целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью содержания, форм, средств и методов досуга, и от выбора этих форм зависит развитие местного сообщества и общества в целом.
Процесс управлении развитием культурно-досуговой сферой носит сложный и многогранный характер: во-первых, в его реализацию должны включатся все уровни власти и различные субъекты общественно-политической жизни; во-вторых, учитывая масштабы и многонациональность нашей страны, в реализации культурной политики необходимо учитывать особенности культурных традиций различных регионов. Особую значимость, процесс управления развитием культурно-досуговой сферой приобретает на уровне местного самоуправления.
Местное самоуправление наиболее приближенный к населению, (как территориально, так и ценностно) уровень публичной власти в сфере культурно-массовой работы перед местными органами власти стоит цель - сохранение культурных традиций муниципального образования, наработка новых традиционных форм, развитие и удовлетворение потребностей в культурно-досуговом и художественном творчестве.
Анализируя практику управления развитием культурно-досуговой сферой в Белгородской области, а в частности в Майском сельском поселении, отметим, что Белгородская область является одним из самых преуспевающих регионов России в сфере развития культурно-досуговой деятельности, в регионе реализуется ряд целевых программ в сфере развития и поддержки культурной сферой, произведен ремонт и материально¬техническое оснащение значительной части учреждений культуры и досуга.
С целью более детального анализа процесса развития культурно- досуговой сферы на муниципальном уровне, в частности в Майском сельском поселении, нами был проведен опрос «Диагностика эффективности организации досуга населения в Майском сельском поселении Белгородского района». В ходе анализа результатов был выделен ряд наиболее важных, на наш взгляд, проблем в сфере организации досуга населения, к числу которых относятся: слабое соответствие предоставляемых услуг запросам населения; недостаточная обратная связь между властью и населением в сфере культурно-досуговой деятельности; низкая кадровая и материально¬техническая обеспеченность; слабое применение инновационных методов в сфере управления культурно-досуговой деятельностью.
Заметим, что система управления культурно-досуговой деятельностью в Майском сельском поселении не ограничивается наличием только перечисленных нами проблем, однако на наш взгляд, данные проблемы являются наиболее важными и требуют системного и стратегического подхода к их решению.
Решение данных проблем возможно посредством реализации программы действий основанной на принципах дифференциации, интеграции, координации, регионализации, включающей в свою структуру, цель, задачи, условия, обеспечивающие эффективность реализации модели, содержательный, технологический и результативный блоки.
В данном случае, в целях совершенствования механизма управления развитием культурно-досуговой деятельностью в Майском сельском поселении Белгородской области нами предлагается специальный проект, направленный на консолидацию и активное взаимодействие всех субъектов и объектов культурно-досуговой деятельности муниципального образования, а также развитие инновационных подходов к развитию культурно-досуговой сферы сельского поселения с учетом особенностей территории, местных традиций и запросов населения - «Развитие культуры и сферы досуга в Майском сельском поселении».
К основным мероприятиям заявленного проекта относятся мероприятия направленные на развитие различных сторон процесса управления развитием культурно-досуговой деятельностью в Майском сельском поселении Белгородской области. К основным мероприятиям проекта относятся, во-первых, учреждение Общественного совета, который будет являться коллегиальным и постоянно действующим органом по вопросам организации культурно-досуговой деятельности в Майском сельском поселении, а также решению вопросов, направленных на сохранение и развития местных традиций и культурного наследия, развития историко-познавательного туризма и туристической инфраструктуры. Состав Совета необходимо сформировать из представителей органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, СМИ, а также граждан, заинтересованных в решении задач, поставленных перед Советом. В состав Совета обязательно должны входить: председатель, ответственный секретарь, члены Совета.
Во-вторых, с целью привлечения молодежи, повышению интереса к сфере культуры и досуга, а также интерактивной поддержки реализуемых мероприятий в Майском сельском поселении возможна разработка приложения для смартфонов и планшетов по типу популярного в настоящее время сообщества «КудаСо-Майский».Так как технически разработка приложения дело достаточно затратное, для экономии средств местного бюджета, возможно проведение открытого конкурса на разработку данного приложения, в частности среди студентов ВУЗов, с наличием символического призового фонда.
В-третьих, необходима реализация лофт-проектов, которые позволят решетить часть проблем в сфере материально-технического обеспечения сферы культуры, а также решения задачи расширения форм культурно-досуговой деятельности. Под лофтом в данном случае понимается - переоборудование бывших промышленных (или любых других не жилых помещений) под альтернативные арт-пространства или мастерские. В рамках нашего проекта предлагается создание лофт-площадки «Мельница» в поселке Майский. К задачам лофта относятся: проведение открытых мастер- классов, семинаров, тренингов от представителей различных арт-профессий и направлений; проведение ярмарок и фестивалей в сфере hand-made; объединение студенческих сообществ различных направлений; проведение выставок различных арт-направлений (фото, художественные, резьба и т.д).
В рамках задачи увеличения степени вовлечённости различных социальных групп в деятельность культурно-досуговых учреждений предлагается проведение ряда мероприятий, целевыми группами которых будут являться различные возрастные группы: мероприятие «Подвижные рассветы» на базе парка «Русский лес»;мероприятие «Выходные за единым столом»направлен на знакомство с культурными традициями народов; мероприятие «Коворкинг для мам» направленное на поддержку женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком.
В качестве основных практических рекомендаций органамместного самоуправления Майского сельского поселения и учреждениям культуры предлагается:
администрации Майского сельского поселения:
- создать рабочую группу по формированию Общественного совета по вопросам организации культурно-досуговой деятельности в Майском сельском поселении;
- провести конкурс проектов по разработке приложения «куда Go- Майский» для смартфонов и мобильных устройств;
- провести мониторинг нежилых помещений находящихся в муниципальной собственности с целью предоставления их под лофт- проекты.
Центру развития туризма и ремесел:
- сформировать рабочую группу по организации проведения мероприятия «Выходные за единым столом» и обеспечить контроль за проведением мероприятия.
Дворцу культуры Майского сельского поселения:
- обеспечить организацию проведения мероприятий «Кворкинг для мам» и «Встречай рассветы»;
- провести опрос участников мероприятия.
На наш взгляд, реализация данных мероприятий и контроль за их исполнением позволит решить множество современных проблем возникающих в сфере управления развитием культурно-досуговой сферой муниципальных образований, а также преодолеть ряд барьеров информационного, организационного и социального характера.
1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации
[Электронный ресурс] : федер. закон от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 02 июня 2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (ред. от 08 ноября 2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 02 июня 2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09 октября 1992 г. №3612-1) (ред. от 28.11.2015) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. О концепции федеральной целевой программы «Культура России (2012- 2018 годы)» [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 209-р. // Справочно-правовая система «Консультан Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Белгородской области [Электронный ресурс] : Закон Белгородской области от 13 ноября 2003 г. № 97 (ред. от 29 февраля 2016) // Справочно¬правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
7. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Государственная охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Белгородской области на 2012 -2016 годы» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской области от 27 июня 2011 г. № 240-пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
8. Об утверждении Стратегии развития сферы культуры Белгородской области на 2013-2017 годы [Текст] : Постановление Правительства Белгородской области от 24 декабря 2012 г. № 563-пп (ред. от 7 апреля 2014) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
9. Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие культуры и искусства Белгородской области на 2014 - 2020 годы» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 г. № 526-пп (ред. от 21 июля 2014) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
10. Об областной целевой программе «Развитие сельской культуры в
Белгородской области на 2009-2014 годы» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской области от 15 сентября 2008 г. № 216-пп // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Разд.
«Законодательство». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
11. Об опыте работы Белгородской области по совершенствованию деятельности учреждений культуры села» [Электронный ресурс] : Решение коллегии Министерства культуры РФ, Комитета Государственной Думы по культуре, Правительства Белгородской области от 26 ноября 2008 г. № 5/21А/1 : URL: http: //www.uprava.mv.ru/deytelnost/opitbel gorod.htm.
12. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации [Текст] / Г. А. Аванесова. - М. : Аспект Пресс, 2006. - 240 с.
13. Акимова, Л.А. Социология досуга [Текст] / Л.А. Акимова. - М. : МГУКИ, 2010. - 123 с.
14. Андреева, С.В. Феномен досуга: история и современность [Текст] / С. В. Андреева // Вестник Томского государственного университета. - 2011.
- № 3. - С. 42-45.
15. Артемов, Е.Т. Культурный регионализм в России: исторические корни и современность [Текст] / Е.Т. Артемов // Институциональные аспекты регионализма в общеевропейском контексте. - 2010. - С. 15-20.
16. Арямова, Т.Н. Занятия россиян в свободное время [Текст] / Т.Н. Арямова // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - № 1
- 2014. (19). - С. 64-68.
17. Ахинов, Г.А. Региональные аспекты реализации социальной политики [Текст] / Г.А. Ахинов. - М. : ТЕИС, 2011. - 148 с.
18. Белов, В.Г. Досуговая деятельность как проявление социальной активности [Текст] / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2010. -№ 2. - С. 26-32.
19. Богоудинова, Р.З. Профессиональная подготовка специалистов социокультурной сферы: прогнозирование, проектирование, практическая реализация [Текст] / Р.З. Богоудинова, Е.Д. Румянцев, Р.Р. Юсупов. - Казань: Медицина, 2010. - 250 с.
20. Букин, В.П. Структура досуга молодежи российской провинции: социологический анализ [Текст] / В.П. Букин, Т.А. Андреева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2010. -№ 1. - С. 99-108.
21. Букин, В.П. Проблемы социализации молодежи российской провинции [Текст] / В.П. Букин. - М. : Экслибрис-Пресс, 2009. - 327 с.
22. Ветрова, Н.К. Управление социокультурными процессами в регионе [Текст] / Н.К. Ветрова. - Екатеринбург : Вектор, 2009. - 78 с.
23. Власов, В.А. Культурная политика муниципального образования [Текст] / В.А. Власов. - М. : Артес, 2010. - 156 с.
24. Гольцов, Г.Г. Основы хозяйствования и финансирования учреждений культуры [Текст] / Г.Г. Гольцов. - Орел : НПЦ, 1998. - 146 с.
25. Горушкина, С.Н. Управление культурными процессами. Муниципальная сеть учреждений культуры в условиях модернизации [Текст] / С.Н. Горушкина // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2011. - № 3. - С. 7-13.
26. Гутман, Г.В. Стратегия развития муниципалитета [Текст] / Г.В Гутман, А. Е. Илларионов, В. А. Кретинин. - М. : ЮРКНИГА, 2003. - 256 с.
27. Егнатьев, Е.Л. Проблемы функционирования сферы культуры в муниципальных образованиях. Основные трудности в условиях реформирования [Текст] / Е.Л. Егнатьев // Учреждения культуры. - 2010. - № 1. - С. 12-15.
28. Жирова, М.Б. Современные методы управления культурно- досуговой сферой: региональный опыт [Текст] / М.Б. Жирова // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2012. - № 2 (102). - С. 44-57.
29. Жукова, Т.И. Социокультурные проблемы в муниципальном управлении [Текст] / Т.И. Жукова, Б.В. Сазонов. - М. : ЛКИ, 2010. - 192 с.
30. Зайцева, Т.И. Инновационный подход к осмыслению теоретических проблем культурно-досуговой деятельности [Текст] / Т.И. Зайцева // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2011.- № 6. - С. 23-31.
31. Зайнутдинова, А.Р. Теоретическое обоснование проблемы формирования досуговых интересов современной молодежи [Текст] / А.Р. Зайнутдинова // Вестник Казанского государственного университета культуры искусств. - 2010. - № 4. - С. 109-115.
32. Зборовский, Г.Е. Досуг: действительность и иллюзия [Текст] / Г.Е. Зборовский, Г.П.Орлов. - Свердловск : Средне-Уральское книжноеизд- во, 1970. - 187 с.
33. Костина, А.В. Культурная политика современной России: Соотношение этнического и национального [Текст] / А.В. Костина. - М. : ЛКИ, 2009. - 240 с.
34. Лебедев, В.Н. Государственно-частное партнерство как важнейший элемент механизма восстановления и сохранения культурно-исторического наследия России [Текст] / В.Н. Лебедев, А.Ж. Якушев // Этап: экономическая теория, анализ, практика. - 2010. - № 4. - С. 138-151.
35. Литвинова, Е.В. Актуальные проблемы сферы развития досуговых услуг в России [Текст] / Е.В. Литвинова // Современные проблемы сервиса. - 2010. - №4. - С. 25-32.
36. Лукьянова, А.А. Инструменты управления социальными
инвестициями в регионе [Текст] / А.А. Лукьянова, Н.И. Смородинова, Е.Ю. Алексеева // Вестник СибГАУ. - 2011. - № 4 (37). - С. 248-251.
37. Максютин, Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность [Текст] / Н.Ф. Максютин. - Казань: Медицина, 2011. -137 с.
38. Менщикова, И.Ю. Социальная работа и волонтерство: ценностно¬практический аспект взаимодействия в среде высшей школы [Текст] / И.Ю. Менщикова // Научные исследования в образовании. - 2008. - № 1. - С. 42-43.
39. Моль, А. Социодинамика культуры [Текст] / Пер. с фр. А. Моль. - М. : ЛКИ, 2011. - 416 с.
40. Муравьева, Ж.В. Социально-культурные условия организации семейного досуга средствами рекреативно-оздоровительных технологий [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Ж. В. Муравьева. - Тамбов : [б.и.], 2010. - 232 с.
41. Одинокова, В.Ю. Роль музеев в социоэкономическом региональном развитии [Текст] / В.Ю. Одинокова // Социальные трансформации. - 2013. - № 23. - С. 123-130.
42. Панфилова, Е.В. Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты исследования [Текст] / Е.В. Панфилова // Молодой ученый. - 2012. - № 8. - С. 34-39.
43. Семенков, В.Е. О методологических подходах к пониманию культурной политики в современной России [Текст] / В.Е. Семенков // Российская социология: история и современные проблемы: / под общ.ред. Н.Г. Скворцова, В. Д. Виноградова, Н.А. Головина. - СПб. : Телинфо-СПб, 2014. - 486 с.
44. Скрипникова, Н.С. Прикладные инструменты в реализации информационно-коммуникативных технологий обратной связи власти и населения [Текст] / Н.С. Скрипникова // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - № 4. - С. 56-62.
45. Туев, В.В. Социокультурная деятельность: понятие и дефиниция [Текст] / В.В. Туев. - Челябинск : Кронус, 2005. - 256 с.
46. Фатнева, Е.А. Социально-экономическая значимость туристско- рекреационного потенциала в развитии Белгородской области [Текст] / Е.А. Фатнева // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2014. - № 1 (49). - С. 267-271.
47. Федоров, Р.Ю. Регион как социокультурное пространство: освоение, коммуникации, ценности [Текст] / Р. Ю. Федоров // Северный регион: наука, образование, культура. - 2011. - № 2 (16). - С. 133-139.
48. Фролова, А.С. Оптимизация досуга сельского населения на основе интеграции деятельности муниципальных учреждений культуры и досуга [Текст] / А.С. Фролова // Мир науки, культуры и образования. - 2013.
- № 6 (43). - С. 76-83.
49. Чепурных, Н.В. Региональное развитие. Сельская местность [Текст] / Н. В. Чепурных, А. Л. Новоселов, А. В. Мерзлов. - М. : Наука, 2011.
- 384 с.
50. Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная и культурно-досуговая деятельность как самостоятельная область общественной практики [Текст] // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 3- 1. - С. 112-123.
51. Социологи назвали любимый досуг россиян [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //rg.ru/2015/01/14/kino- site.html.
52. Чем россияне заняты в свободное время? Сколько свободного времени у россиян и как они его проводят? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fom.ru/Rabota- i- dom/10880).