ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и методы управления развитием муниципального
предприятия 9
1.2 Опыт управления развитием муниципальных предприятий
водопроводно-канализационного хозяйства в России и за рубежом 18
1.3 Методика анализа и оценки состояния предприятия водопроводно-канализационного хозяйства 29
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА МУП «ГОРВОДОКАНАЛ-КОПЕЙСК» 37
2.1 Анализ стратегии и организационной структуры управления МУП
«Горводоканал-Копейск» 37
2.2 Анализ показателей хозяйственной деятельности МУП
«Горводоканал-Копейск» 50
2.3 Анализ рентабельности деятельности предприятия 55
2.4 Проблемы функционирования МУП «Горводоканал-Копейск» 58
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА (НА ПРИМЕРЕ МУП «ГОРВОДОКАНАЛ-КОПЕЙСК») 67
3.1 Рекомендации по совершенствованию управления МУП
«Горводоканал-Копейск» 67
3.2 Оценка эффективности мероприятия 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 83
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломного проекта обусловлена тем, что в настоящее время реформа жилищно-коммунального хозяйствам в целом и состояние водопроводно-канализационного хозяйства в частности определяют необходимость изучения проблемы повышения эффективности управления водопроводно-канализационным хозяйством муниципальных образований. Предприятия водопроводно-канализационного хозяйства, являясь естественными локальными монополиями и обеспечивая своей продукцией и услугами практически всех субъектов обслуживаемой территории, оказывают значительное влияние на его экономику. В совокупности с другими предприятиями жилищно - коммунального хозяйства они определяют перспективы развития территории, а в случае неэффективного функционирования приводят к деградации территории, снижению уровня жизни населения.
Такие изменения, как привлечение в отрасль частного бизнеса, переход на самофинансирование предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, расширение процессов приватизации приводят к трансформации отрасли, но, пока, не улучшили тяжелое финансовое и техническое состояние водоканалов.
Преобразования в коммунальном хозяйстве, такие как внедрение возмещения населением 100% затрат на предоставление жилищно - коммунальных услуг, изменение формы собственности с муниципальной на частную зачастую не приводят к улучшению финансового и технического состояния муниципальных водоканалов.
Сокращение бюджетных источников финансирования, а также невозможность поддерживать водопроводно-канализационное хозяйство в работоспособном состоянии исключительно за счет повышения тарифов, вызывают необходимость разработки новых подходов к финансированию отрасли. При этом на государственном уровне отсутствуют четко сформулированные и законодательно оформленные механизмы привлечения внебюджетного финансирования, при
применении которых соблюдался бы баланс между потребностью отрасли в инвестиционных ресурсах и нагрузкой на потребителей, которые, в конечном счете, оплачивают все проводимые мероприятия.
То обстоятельство, что в мировой практике сфера водопроводно-канализационного хозяйства крупных городов является одной из самых привлекательных с точки зрения надежности и доходности капиталовложений, только подтверждает правильность выбранной темы дипломного проекта. Совершенствование управления предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства, мобилизация его экономического потенциала должны стать одним из инструментов, который позволит преодолеть сложившуюся кризисную ситуацию.
Проблемы муниципального менеджмента, повышения эффективности управления коммунальными предприятиями и привлечения частного бизнеса в отрасль отражены в трудах таких авторов, как: Воронин А.Г. , Выдрин И.В., Зотов В.Б. , Иванов В.В., Коробова А.Н. , Сиваев С.Б. , Симонов Ю.Ф.
Объект исследования - предприятие водопроводно-канализационного хозяйства МУП «Г орводоканал-Копейск» г. Копейска Челябинской области.
Предмет исследования - методы и технологии управления МУП «Г орводоканал-Копейск» г. Копейска Челябинской области.
Цель дипломного проекта заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию управления предприятиями водопроводно¬канализационного хозяйства на примере МУП «Горводоканал-Копейск».
Указанная цель определила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть понятие и методы управления развитием муниципального предприятия;
- изучить опыт управления развитием муниципальных предприятий водопроводно-канализационного хозяйства в России и за рубежом;
- представить методику анализа и оценки состояния предприятия
водопроводно-канализационного хозяйства;
- провести анализ деятельности МУП «Горводоканал-Копейск» г. Копейск Челябинской области;
- предложить рекомендации по управлению развитием МУП
«Горводоканал-Копейск» г. Копейска Челябинской области.
Методологическую и теоретическую основу дипломного проекта составили труды отечественных и зарубежных авторов в области экономики, антикризисного управления, управления коммунальным хозяйством города. Информационную базу дипломного проекта составили статистические источники объекта исследования, данные, приводимые в научной литературе, результаты расчетов, выполненных самостоятельно.
Практическая значимость дипломного проекта обусловлена важностью предложенных рекомендаций по совершенствованию управления водопроводно¬канализационным хозяйством в рамках повышения инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства г. Копейска Челябинской области.
Методы управления муниципальными предприятиями - это способы и приемы управленческой деятельности, они помогают направить работу предприятия на достижение целей. К числу недавно появившихся управленческих технологий можно отнести даунсайзинг, реинжиниринг бизнес-процессов, всеобщее управление качеством, бенчмаркинг, аутсорсинг и многие другие. Основными методами управления развитием муниципального предприятия являются: проектный метод управления, метод реинжиринга, метод аутсорсинга.
Основные управленческие схемы работы водопроводно-канализационного хозяйства включают: преимущество государственной или муниципальной
собственности на объекты водопроводно-канализационного хозяйства, смешанные права на объекты водопроводно-канализационного хозяйства, частная собственность на инфраструктуру водопроводно-канализационного хозяйства. Мировые тенденции управления в сфере водопроводно-канализационного хозяйства в целом можно охарактеризовать, как стремление власти передать функции владения, распоряжения, эксплуатации частному бизнесу и при этом сохранить право собственности на объекты коммунальной инфраструктуры. Передача функций бизнесу осуществляется с помощью моделей государственно¬частного партнерства, потенциальные преимущества которого состоят в следующем: применение современных инженерных решений и методик эффективного управления за счет привлечения частных инвестиций; повышение качества предоставления услуг; минимизация бюджетных затрат на модернизацию и эксплуатацию основных фондов; эффективное использование капитала и получение дополнительных доходов. В Российской Федерации в настоящее время привлечение частного капитала в коммунальную сферу является приоритетной задачей, в связи с чем необходимо использовать не только модель государственно-частного партнерства, но и другие модели.
Прежде чем разработать направления повышения эффективности деятельности предприятия необходимо проведение анализа эффективности деятельности предприятия. Алгоритм анализа эффективности деятельности предприятия включает: изучение общей характеристики предприятия, анализ стратегии и организационной структуры, анализ показателей результативности и эффективности деятельности предприятия.
Стратегическая цель развития предприятия - повышение качества предоставления коммунальных услуг (водоснабжение и водоотведение) на основе экономического роста, базирующегося на инновационных технологиях и создания условий для привлечения внебюджетных инвестиций для модернизации и развития.
Указанная цель реализуются путем решения следующих задач: институциональные преобразования, финансово-экономические, технические и организационные.
Организационная структура управления МУП «Горводоканал-Копейск» является линейно-функциональной. Линейно-функциональная структура обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные — консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов.
В основном организационная структура управления МУП «Горводоканал- Копейск» соответствует потребностям предприятия. Но перегружен состав управленческого персонала: нет необходимости в отделе кадров. Для придания гибкости и экономичности организационной структуре возможно частичное вынесение за пределы ряда задач по работе с кадрами - кадровый аутсорсинг.
Анализ показателей хозяйственной деятельности МУП «Горводоканал- Копейск» выявил за последние 3 года повышение следующих показателей: выручка, себестоимость продаж, коммерческие управленческие, прочие расходы, прочие доходы. Опережение темпов роста расходов над темпами роста доходов привело к снижению прибыли МУП «Горводоканал-Копейск». у МУП «Горводоканал-Копейск» наблюдается снижение большинства показателей эффективности использования персонала: текучесть, сумма прибыли на одного работника, сумма прибыли на 1 руб. заработной платы.
Таким образом, происходит снижение показателей рентабельности МУП «Горводоканал-Копейск» в 2014-2015 гг., что показывает снижение эффективности деятельности предприятия.
Проведенный анализ состояния МУП «Горводоканал-Копейск» выявил следующие проблемы: рост задолженности населения за услуги, увеличение
износа систем водоотведения и водоснабжения, протяженности сетей, нуждающихся в замене, повышение аварийности систем водоотведения и водоснабжения, повышение уровня потерь в сетях водоснабжения, снижение прибыли и рентабельности деятельности, рост управленческих расходов, расходов на энергию, ремонт, нехватка финансов на модернизацию сетей.
Рекомендации по совершенствованию управления МУП «Горводоканал- Копейск» будут включать передачу кадровых работ на аутсорсинг, привлечение частного бизнеса для реализации инвестиционной программы «Развитие и модернизация систем водоснабжения и водоотведения», реализацию мер по повышению уровня собираемости платежей за коммунальные услуги с конечных потребителей (информационная работа, привлечение юристов, мониторинг задолженности).
За счет аутсорсингы снизятся затраты на управление персоналом, за счет модернизации инженерной инфраструктуры и расширения зоны обслуживания повысятся доходы и прибыль предприятия, в связи с ремонтом инженерной инфраструктуры произойдет повышение надежности работы систем водоснабжения и водоотведения; увеличится пропускная способность сетей водоснабжения и водоотведения; повысится качество оказываемых услуг по водоснабжению и водоотведению; увеличится мощность канализационных насосных станций; обеспечится доступность услуг по водоснабжению и водоотведению для новых потребителей, снизится аварийность систем водоотведения и водоснабжения.
Эффект от аутсорсинга - это снижение управленческих расходов на отдел кадров составит 331,2 тыс.руб. За счет аутсорсингы снизятся затраты на управление персоналом. Эффект модернизации инженерной инфраструктуры и расширение зоны обслуживания составит 546 тыс.руб. За счет модернизации инженерной инфраструктуры и расширения зоны обслуживания провысятся доходы и прибыль предприятия, в связи с ремонтом инженерной инфраструктуры произойдет повышение надежности работы систем водоснабжения и
водоотведения; увеличится пропускная способность сетей водоснабжения и водоотведения; повысится качество оказываемых услуг по водоснабжению и водоотведению; увеличится мощность канализационных насосных станций; обеспечится доступность услуг по водоснабжению и водоотведению для новых потребителей, снизится аварийность систем водоотведения и водоснабжения.
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 21.
2. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие/ А.М.Бабич. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 340 с.
3. Барабашев, Г.В. Местное самоуправление: учебное пособие/
Г.В. Барабашев - М.: Юнити - Дана, 2014. - 450 с.
4. Бондарь, Н.С. Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении: учебное пособие / под ред. Н.С. Бондарь, М.А.Чернышев. - Ростов-на-Дону: Закон и право, 2013.- 490 с.
5. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / И.А.Василенко. - М.: Гардарики, 2014. - 210 с.
6. Васильев, А.А. Словарь понятий и терминов муниципального управления: учебное пособие / А.А.Васильев. - Н.Новгород: Сфера, 2013. - 330 с.
7. Воронин, А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством: учебное пособие / А.Г.Воронин. - М.: МОФ, 2014. - 245 с.
8. Выдрин, И.В. Муниципальное право России: учебное пособие /
И.В. Выдрин. - Екатеринбург: Право, 2014. - 262 с.
9. Гаврилов, А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие / А.И. Гаврилов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 189 с.
10. Гладышев, А.Г. Правовые основы местного самоуправления: учебное пособие / А.Г.Гладышев. - М.: Центр, 2013. - 411 с.
11. Гутник, В.П. Кризис социального государства: Учебное пособие / В.П. Гутник // Финансы. - 2014. - №3. - С.22-28.
12. Дементьев, В.В. Проблема экономической власти и социальное рыночное хозяйство / В.В. Дементьев // Вопросы экономики. - 2014. - №2. - С.11-
12.
13. Ельмеева, В. Я. Проблемы и перспективы развития муниципальной собственности и местного самоуправления в России / В.Я. Ельмеева // Городское управление. - 2015. - № 8. - С.32-38.
14. Зайков, Д.Е. Новости муниципальной экономики / Д.Е. Зайков // Ведомости. - 2015. - №4. - С.7-11.
15. Замотаев, А.А. Основные понятия и термины местного самоуправления/ А.А. Замотаев // Городское управление. - 2015. - № 5. - С.17-22.
16. Зотов, В.Б. Муниципальное управление: учебное пособие /
В.Б.Зотов. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 312 с.
17. Иванов, В.В. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие /
B. В. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 312 с.
18. Каманина, Р. Долги в ЖКХ достигли 360 миллиардов рублей / Р. Каманина // Финансовый контроль. - 2014. - №6. - С.11-12.
19. Кнорринг, В.И. Основы государственного и муниципального управления: Учебное пособие / В.И. Кнорринг. - М.: Экзамен, 2014. - 254 с.
20. Колесников, И.В. Особенности построения системы управления ЖКХ в малых муниципальных образованиях / И.В. Колесников // ЖКХ. - 2015. - №10. -
C. 6-10.
21. Краснов, М.А. Введение в муниципальное право: учебное пособие / М.А. Краснов. - М.: Тандем, 2014.-511 с.
22. Кутафин, О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: учебное пособие / О.Е.Кутафин. - М.: Центр, 2014. - 351 с.
23. Ларионов, А.В. Субъекты муниципальной собственности/ А.В.Ларионов // Местное право. - 2015. - № 3. - С.12-13.
24. Люлин, Е. С. Реформы местного самоуправления/ Е.С.Люлин // Городское управление. - 2015. - № 4. - С.13-14.
25. Маршалова А.С. Экономическая и социальная сущность реформы системы управления жилищно-коммунальным хозяйством / А. С. Маршалова //
Регион: экономика и социология. - 2015. - №9. - С.21-24.
26. Миронов, С. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: поиск эффективных решений / С. Миронов // Проблемы теории и практики управления.- 2015.- №9. - С.27-28.
27. Муниципальное право: учебник / под ред. Коваленко А.И. - М.: Инфра- М, 2014. - 330 с.
28. Муниципальный менеджмент: учебное пособие / под ред. Иванов
B. В., Коробова А.Н. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 267 с.
29. Осипов, А.Е. Осуществление права муниципальной собственности: проблемы выбора форм/ А.Е.Осипов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 3. - С.33-38.
30. Острина, И.А. Социально-экономические проблемы управления муниципальной собственностью/ И.А. Острина // Вопросы экономики.- 2015. - № 12. - С.6-7.
31. Писарев, А.Н. Муниципальное право Российской Федерации: учебное пособие/ А.Н.Писарев. - М. Правоведение, 2014.-350 с.
32. Половинкин, П.Д. Управление государственной собственностью в условиях трансформации экономики: проблемы теории и практики/ Н.В. Половинкин // Вопросы экономики. - 2014. - № 4. - С.6-9.
33. Пястолов, С.М. Перспективы эффективной социальной политики в российских регионах: Учебное пособие / С.М. Пястолов. - М.: ГУ ВШЭ, 2013. - 244 с.
34. Сандалова, Н.В. Определение целей приватизации и реструктуризации предприятий ЖКХ / Н.В. Сандалова // ЖКХ. - 2015. - №11. -
C. 4-8.
35. Семско, Г.В. Муниципальная собственность и сфера общественных услуг: учебное пособие / Г.В. Семско. - М.: Центр, 2014. - 280 с.
36. Сиваев, С.Б. Практика реформы ЖКХ: Учебное пособие / С.Б. Сиваев.
- М.: Институт экономики города, 2012. - 513 с.
37. Симонов, Ю.Ф. Экономика жилищно - коммунального хозяйства: Учебное пособие / Ю.Ф. Симонов. - М.: МарТ, 2013. - 427 с.
38. Смирнов, Э.А. Управленческие решения: Учебное пособие / Э.А. Смирнов. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 528 с.
39. Уткин, Э.А. Государственное и муниципальное управление: учебник / Э.А.Уткин. - М.: ЭКМОС, 2013. - 410 с.
40. Фадеев, В. А. Муниципальное право России: учебное пособие/ В.А.Фадеев. - М.: Юрист, 2014. - 300 с.
41. Фомин, Д.А. Коммунальная антиутопия (Жилищно-коммунальное хозяйство) / Д. А. Фомин, Г. И. Ханин // ЭКО. - 2015. - №11. - С.4-8.
42. Широков А. Н. Основы местного самоуправления в Российской Феде¬рации (введение в муниципальное управление): Учебное пособие / А.Н. Широков. - М.: Редакционно-издательский центр «Муниципальная власть», 2014. - 556 с.
43. Шугрина, Е.С. Муниципальное право: учебное пособие /
Е.С.Шугрина. - Новосибирск, 2014. - 240 с.
44. Экономика общественного сектора: Учебное пособие / под ред. П.И. Бенранова - М.: Финансы и статистика, 2013. - 498 с.
45. Официальный сайт МУП «Горводоканал-Копейск»: http://gvk74.ru.