ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ В
КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ ЛАТИНСКОЙ 8
АМЕРИКИ: ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ
§ 1. Идентичность как теоретико-методологическая проблема
анализа неевропейских культур 8
§ 2. Культурная идентичность Латинской Америки: современные 17
тенденции
Глава 2. АНДСКАЯ КУЛЬТУРА И ВОПРОСЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ 23
§ 1. Культура племен Абая-Яла в пространстве Андской культуры 23
§ 2. Личность «руна» Андо-эквадорского сообщества 36
§ з. Межкультурные отношения традиционных народов Эквадора 44
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ ДВУЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭКВАДОРЕ: КУЛЬТУРНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ 56
§ 1. Политико-правовые основы системы образования в
поликультурном пространстве (на примере Эквадора) 56
§ 2. Двуязычное образование в Эквадоре как фактор
межкультурного образования 63
§ з. Вопросы подготовки преподавателей межкультурного двуязычного образования в Эквадоре 68
Глава 4. ПЕДАГОГИКА В ЭКВАДОРСКОЙ СИСТЕМЕ ДВУЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ 73
§ 1. Педагогические процессы и методики в системе двуязычного образования в Эквадоре
Язык предков кечуа (Kchiwa) в процессе двуязычного образования в Эквадоре: проблемы и достижения 73
§ 2. 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 107
Актуальность: На протяжении всей истории люди различных
национальностей, народов, языковых и этнических групп боролись за сохранение своей идентичности, как в случае с Латинской Америкой, в таких странах Анд, как Эквадор, Перу, Боливия, Колумбия и другими завоеванными и колонизированными странами. Сопротивление и борьба народов за сохранение своих корней и традиций приводили к угнетению и этноциду коренных жителей.
Наряду с другими, коренные народы и культурные элементы Анд подверглись значительным изменениям в результате интенсивного заселения этой территории населением других стран.
Это стало причиной географических, социальных и политических изменений, которые, в свою очередь, привели к пересмотру системы и самой сути социальных отношений, способов интерпретации и организации и появлению на наших глазах новой культуры. Отсюда вытекает основная проблема образовательной системы Андских стран, например, Эквадора - создание идентичности, укрепление культурного, социального и этнического самосознания.
Идентичность - это совокупность характеристик и данных, свойственных человеку или группе людей, которые позволяют отличать их друг от друга. Именно благодаря идентичности, наша собственная история и окружающая среда, в которой мы развиваемся, делает нас уникальными.
Когда мы говорим об идентичности, возникает проблема: существует личная и коллективная идентичность. Последняя заставляет многих людей вступать в конфликты и споры, поскольку они отождествляют себя с группой людей, имеющих общие вкусы, потребности, приоритеты, традиции, обычаи, язык и т.д.
Культурное самовыражение это различные проявления творчества и креативности человека или социальных групп. Такие проявления включают в себя, среди прочего, самовыражение посредством слов (литература, рассказы), звука (музыка), изображений (фотографии, кинофильмы или другие аудиовизуальные материалы), действий (танец, театральное выступление) и предметов (скульптуры, картины). Кроме этого, самовыражение проявляется в сохранении традиций, несмотря на сильные социальные перемены, мировоззрения, мифологии, родном языке, одежде каждого города или региона, а также в художественном и литературном искусстве, которые также отличаются многообразием. Все вышеперечисленное формирует культурное наследие, обладающее в каждой стране своими конкретными характеристиками и уникальными особенностями.
В мире, в котором мы живем, постоянно происходит развитие новых телекоммуникационных технологий, обеспечивающих глобальное знание, что является одной из причин распада национально-культурной самобытности. Эта проблема стала предметом многих исследований, в частности исследования идентичности Андских стран Латинской Америки.
Многообразие национальностей в Латинской Америке привело к разнообразию взглядов на различные темы и понятия латиноамериканской культуры и самобытности. Отсюда возникает новая идея, в которой культура Латинской Америки становится частью исследований в различных областях: культурологии, антропологии, этнографии, социологии. Эти дисциплины дают нам представление о культуре человечества, в которой культура и самобытность - отправная точка в понимании и исследовании социальных процессов.
Тема культурной идентичности в современном обществе является очень широкой и сложной. Национальности и коренные народы определяют свою идентичность исходя из собственной истории, последствий колонизации и культурных элементов. В этом смысле идентичность тесно связана с историей развития и формирования личности человека как части общества, поскольку социализация, ценности, знания и языки культурно обогащают все население страны. Память находит отражение в принятых социальных нормах, которые являются некой формой переосмысления ценностей, убеждений и бытовых привычек, обеспечивающих культурное выживание народов.
Исследовательская проблема заключается в выявлении и анализе процесса укрепления культурной самобытности Андского Эквадора через педагогические системы двуязычного образования.
Степень разработанности темы.
Среди многочисленных исследований по проблемам укрепления культурной самобытности через использование системы образования можно выделить следующие направления:
• Теоретические исследования по общим вопросам укрепления культурной идентичности представлены в трудах таких авторов, как: М.М. Бахтин, Ayala Mora. Enrique; Estermann. Josef; Guerrero. Patricio; Rojas Carlos; Betancourt. Raul; Barra. Alicia; Perena. Lucian; Sobre Villa. David.
• Pаботы, в которых внимание сосредоточивается на исторической самобытности Латинской Америки, принадлежат таким авторам, как: Estermann. Jose; Grimson. Alejandro; Arias Patricio; Gundel, Frank; Moya, Ruth, y Moya, Alba; Reascos.Nelson; Munoz. Alberto.
• Конкретные исследования различных аспектов системы двуязычного образования представлены работами следующих авторов: Monta luisa. Luis; Leiva. Clara; Freire. Pablo; Bauman. Zygmunt; Claros. Luis; Ayala Mora. Enrique; Frank. Salomon; Lucas. Martin; Garcia. Alvaro; Fernandez, Gerardo.
Объект исследования -современные процессы социокультурной идентичности в Латинской Америке.
Предмет исследования - социокультурные идентичности Андского Эквадора в контексте педагогической системы двуязычного образования.
Цель исследования - выявить тенденции развития культурной самобытности Андского Эквадора с учетом действующей государственной системы двуязычного образования.
Задачи исследования:
- изучить современные тенденции развития культурной идентичности Латинской Америки;
- выявить специфику культур Андского региона Латинской Америки;
- охарактеризовать межкультурные отношения традиционных народов Эквадора;
- исследовать на примере Эквадора политико-правовые основы системы образования в поликультурном пространстве Латинской Америки;
- проанализировать специфику методологических стратегий подготовки преподавателей для системы двуязычного образования в Эквадоре;
- определить значение и перспективы языка кечуа в процессе двуязычного образования в Эквадоре.
Теоретико-методологической основой исследования темы явились философские и общенаучные методы, которые опираются на принципы формальной логики, диалектики, сравнительного анализа. Также был использован историко-культурный подход, позволивший ретроспективно проанализировать тему культурной идентичности Латинской Америки и Эквадора и показать исторические корни современных проблем. Лингвокультурологический метод оказался необходимым в исследовании темы, где чрезвычайно важное место занимает язык, аспектам и функциям которого посвящены несколько параграфов работы. Для целостного, обобщенного формирования исследования был необходим системный метод.
Основные положения магистерской работы прошли апробацию в публикациях и выступлениях на научных форумах. На конференции «Культура. Политика. Понимание» в 2017 г. был сделан доклад «Механизмы культуроообразования в Латинской Америке и языковая специфика андского субрегиона» с последующей публикацией в сборнике материалов конференции (г. Белгород, 21-22 апреля 2017г.)
В ходе научно-педагогической практики (29.01.2018-10.02.2018) на базе НИУ «БелГУ» была подготовлена и прочитана лекция на тему: «Культурная самобытность в Латинской Америке».
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать материалы и результаты проведенного исследования в образовательно-педагогическом процессе средней и высшей школы стран Латинской Америки, прежде всего, в Эквадоре, особенно применяющих двуязычную систему образования. Характеристики и выводы представленного исследования могут быть использованы в проектно-аналитической деятельности, а именно при создании социокультурных и культурно¬политических проектов развития и укрепления культурной самобытности с применением стратегий двуязычного образования в Эквадоре. Материалы работы будут важны для проведения дальнейших научных исследований по данной теме и связанным с ней проблемам.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из Введения, четырех глав, Заключения, Списка литературы, состоящего из 91 источников, Приложений 1 и 2.
Подробный анализ этой темы позволил объяснить значение концептов культуры и культурной идентичности на примере Латинской Америки, в частности, Эквадора; рассмотреть различные подходы к этим концептам с точки зрения общественных наук, истории и философии. Поиск собственной идентичности занимает важное место в сознании многих людей со времен колонизации до наших дней в условиях влияния глобализации, модернизации и технологий. Все это провоцирует потерю традиционных ценностей и «кризис идентичности» многих коренных народов, поскольку поиск идентичности - процесс не только индивидуальный, но и коллективный.
В первой главе говорится, что концепцию идентичности следует понимать, как открытый, динамичный, подверженный социальным изменениям и доминирующим силам процесс. Писатель Раймонд Уильямс признает, что существуют идентичности, до сих пор зависящие от этих доминирующих сил, а потому коммуникация опознает эти процессы и примеряет роль субъектов как социальных участников.
Культурная идентичность - это сложное объединение социальных, экономических и политических отношений. Она является результатом исторических процессов и не считается явлением статичным; она меняется и трансформируется вследствие деятельности социальных субъектов, которые ее образуют. Идентичность - явление не унитарное и дуалистическое в отношении понятий «Я» и «Они». Она предоставляет инструменты к пониманию друг друга.
Идентичность проявляется через традиции, историю, общие корни, образ жизни, мотивы, убеждения, ценности, обычаи, взгляды и особенности. Необходимо понимать, что каждый человек или группа людей имеют свои собственные отличительные черты, психологические элементы. Историческая память укрепляет элементы личности. Идентичность, которая объединяет людей, преобразует и обогащает их.
Также существуют различные типы идентичности, например, процесс, влияющий на повседневную жизнь, что предполагает знание и разделение повседневного опыта и социальных обязательств.
В Латинской Америке, например, культурные идентичности и связанные с ними образы действий и мышления являются определенными на сегодняшний день -это новая геокультура объединений и национальностей Латинской Америки. Лурдес Ариспе Шлоссер, говоря о “Культуре движения”, объясняет: "Сегодня мы видим, что существуют культуры, которые в настоящее время находятся на пороге войны, эксплуатации, укрепления и уничтожения. И то, что требуют люди - это свобода решать свою собственную судьбу и свобода выбора идентичности и ее форм”.
Народы и культурные идентичности Латинской Америки и, кроме того, понимание исторической борьбы проливают свет на нынешнее движение коренных народов Латинской Америки и их направление в 21 веке на строительство мультиэтнического и многонационального государства в эпоху глобализации.
Во второй главе описывается культура и личность, взаимосвязь этих явлений и их важность в определении собственной идентичности. Идентичность стран Анд, например, Эквадора, можно определить через историю андской культуры коренных народов, от истории Абая Яла до истории коренных народов, вынужденных бороться за свою идентичность во времена колонизации.
Коренные народы Эквадора боролись за развитие и укрепление своей самобытности, своих традиций, культуры, языка, социальной, политической и экономической идентичности. Межкультурное взаимодействие в Эквадоре представляет собой социальный процесс, предполагающий контакт между различными культурами, осознание принадлежности каждой отдельной социальной группы к определенной культуре, обладающей, по крайней мере, собственным географическим положением, развивающейся в определённой исторической и социальной среде, что предполагает переоценку ценностей культурных идентичностей и их характерных черт, -языка, символов, ритуалов и других элементов.
Космовидение Анд апеллирует к чувствительности, к исконным знаниям, двойственности (отдельные пары), принципам взаимности. В нем, по сути, преобладает образ жизни, мировоззрение и философия, которые обращаются к чувствам андского руны (представителя коренных народов). Он вызывает в памяти как ритуал неразрывную связь между человеком и Вселенной в космическом и магическом порядке. Андский руна - это тот Странник, который открывает новый способ чувствовать и думать в соответствии с собственным Космовидением, чей двигатель - это чувствительность и ностальгия в природе и в его образе жизни. Западные установки по отношению к миру Анд могут подтвердить ментальные структуры колониального мира, так как в мире Анд имело место столкновение с цивилизацией. Затем после исторического процесса смешения культур идет пропаганда этой конфронтации, она действует в рамках культуры Анд. Этот исторический процесс теперь привязан к глобализации, представляющей собой попытку создания одной гибридной культуры, говорится о смешении культур теперь уже в качестве граждан мира общей культуры, культуры человечества. Преимущество личности руна в знании и управлении двумя различными кодами, которые позволяют освоить различные культурные, политические и социальные пространства.
В третьей главе объясняется культурная самобытность в системе Двуязычного Образования. Образовательный уровень Эквадора, официальное распоряжение о МДО/EIB (Межкультурного Двуязычного Образования) сыграли большую роль в организации коренных народов. Им посредством борьбы и мобилизации удалось реализовать свои интересы в 1988 году. Это достижение повлияло как на часть изменений, произошедших в современном обществе, так и на появление новых альтернативных систем воспитания, образа жизни и управления. Модель Межкультурного Двуязычного Образования собирает инновационные подходы для укрепления культурной самобытности, избавления от предрассудков, расширения пространства диалога, обмена различными знаниями разных народов.
Говоря о свойствах, способностях и/или возможностях в определении приоритетов в формировании профессионального межкультурного двуязычного образования, в учреждениях должна существовать профессиональная этика, владение родным языком кечуа и работа в команде. В системе образования к педагогическим процессам и методологическим стратегиям, которые должны быть приоритетными в использовании, относятся: квалификация учителя (педагогика, дидактика, управление группой), языковые навыки и аспекты взаимодействия культур и уважения различий.
В деятельности преподавателя в системе двуязычного образования должно учитываться знакомство каждого ученика с культурой родного языка для того, чтобы поддерживать хорошую связь между студентом и преподавателем. В педагогике должен быть принят план учебных программ и учебных материалов по языку и культуре для студентов; преподавание родного языка кечуа должно быть организовано правильно на основе действующих методологическиx стратегий, чтобы студенты могли учиться на практике и в атмосфере творчества. Необходимо также укрепить чувство собственного достоинства и культурной самобытности. В процессе обучения предметам в рамках системы образования указываются следующие приоритеты: оценка обучения, коммуникационные стратегии, методики и исследования, преподавание математики и применение новых технологий.
В приоритет ставятся такие предметы, как, например информатика, развитие мышления, педагогика, родной язык, математика и грамотное управление в условиях разнообразия.
Образование в рамках системы межкультурного двуязычного образования призвано укрепить культурную самобытность, традиции, ценности, космовидение Анд, родной язык, культуру, андское мышление среди других, чтобы выжить в условиях неудержимой глобализации. Для этого создаются практикумы, учебные и педагогические практики, культурные мероприятия, направленные на укрепление культурной самобытности в Эквадоре.
1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990. - 543 с.
2. AGUILO, Antoni. Globalizacion neoliberal y teologia neoconservadora: la tecnologia neoliberal/ A. AGUILO: Revista semanal de la filosofia practica N 24 2010.
3. AYALA MORA, Enrique, Interculturalidad: camino para el Ecuador,/ E.
AYALA MORA: Quito, Confederation National de Organizaciones
Campesinas, Indigenas y Negras, FENOCIN, 2011.
4. AYALA MORA, Enrique: Historia de la Revolution Liberal Ecuatoriana. / E.
AYALA MORA: Quito, Corporation Editora National - Tehis, 1994. 236 -
241.p
5. BARBERO J. M. La globalizacion en clave cultural: una mirada latinoamericana./ J.BARBERO : Editorial latinoamericana 2000
6. BARBERO. Martin. La cultura en las telecomunicaciones. / M. BARBERO; Editoriales latinas, 2003, 205p
7. BARRE, Marie. Chantal. Ideologia indigena y movimientos del siglo xxi./M.CH.BARRE-M: Literatura 1983.
8. BARSKY, Oswaldo. La reforma agraria ecuatoriana. / O. BARSKY Quito, Corporation Editora National Flacso, 1984
9. BATALLA, Guillermo. Pensar nuestra cultura/ G. BATALLA: Editorial Alianza ciencia y tecnologia y revolution 1999.
10. BAUMAN, Zygmunt, Los retos de la education en la modernidad liquida./ Z. BAUMAN: Editorial Goediza, 2015-450 p
11. BENITEZ, Alicia. Un libro publicado equivocadamente bajo el titulo “Culturas ecuatorianas”, aunque ignora a la mayoria mestiza del Ecuador, da una vision general sobre las culturas indigenas del Ecuador. / A.BENITEZ:Culturas ecuatorianas, ayer y hoy. Quito, Abya Yala, 1993.
12. BETANCOURT, Raul. Interculturalidad y Religion, para una lectura intercultural de la crisis actual del cristianismo/ R. BETANCOURT, Abya Yala -2016.C 177.
13. BOCCARA, Guillaume Colonizacion, resistencia y mestizaje en las Americas (siglos XVI al XX),/ G. BOCCARA Quito, Ediciones Abya-Yala e Instituto Frances de Estudios Andinos, 2002, pp. 27-46
14. BORCHART, Cristina Cronica indiana del Ecuador antiguo. / C.
BORCHART: Quito, Abya Yala, 1997
15. CANCLINI, N. Culturas hibridas: estrategias para entrar en la modernidad./ N. CANCLINI: Mexico D.F.: Grijalbo 2004, . 46 p.
16. CASTELLSI, Manuel. La eras de la informacion, sociedad en el poder de la identidad. / M.CASTELLSI: Mexico, siglo xxi editoriales, 2003-271p
17. CLAROS, Luis. La interculturalidad como lucha contra hegemonica; Fundamentos no relativistas para una critica de la superculturalidad/
L. CLAROS- 2009
18. CORONIL, Fernando. Towarsds a critique of globalcentrism; Speculations on Capitalism logic/ F. CORONIL: Public Culture N 12.-2000.
19. Diccionario Oxford en linea pag web
20. DIETZ, M. Multiculturalismo, educacion intercultural y derechos indigenas en las Americas. /M. DIETZ: ABYA YALA. 2008
21. Discurso: EDUCACION Y CONFLICTO EN ESCUELAS
INTERGULTURALES. Departamento de Teoria e Historia de la Educacion con el apoyo del Grupo de Investigacion de Teoria de la Educacion y Educacion Social Facultad de Ciencias de la Educacion Universidad de Malaga.
22. El Ministerio Coordinador Nacional de Patrimonio Cultural (2008) pag. 114
23. Encuesta realizada en el 2015 sobre educacion intercultural bilingue del Ecuador
24. Entrevista, En el sector de Llano grande al senor Luis Guaman, ano 2017
25. ESPINOZA, Emilio, Sociedades de cultura, sociedades de ciencia, / E. Espinoza: Libreria desastre, 2014-250p
26. ESTERMANN, Josef. Filosofia andina. Estudio intercultural de la sabiduria autoctona andina./ J. ESTERMANN: Quito: Abya-Yala,. 359
27. FRANK Salomon, Crisis y transformation de la sociedad aborigen invadida. / S FRANK: En Nueva Historia del Ecuador. Vol. 3. p. 95.
28. FRANK, Salomon. Crisis y transformation de la sociedad aborigen invadida./ S.FRANK.- En Nueva Historia del Ecuador. Vol. 3. p. 95.
29. FREIRE, Pablo. Educacion Intercultural en la Escuela de Hoy: reformas y desafios para su implementation./ P. FREIRE: Educacion en el Ecuador modelo educativo planes y propuestas para el buen vivir.
30. FRIEDMAN, Jonathan. Modernities, Class, and the Contradictions of Globalization: The Anthropology of Global Systems / J. FRIEDMAN: prime student, 2014.- 520 p
31. FRIEDMAN, Jonathan. Modernities, Class, and the Contradictions of Globalization: The Anthropology of Global Systems / J. FRIEDMAN: prime student, 1994.- 520 p
32. FRIEDMAN, Jonathan. Modernities, Class, and the Contradictions of Globalization: The Anthropology of Global Systems / J. FRIEDMAN: prime student, 2009.- 450 p
33. GARCIA, Jose Maria. Estilos de aprendizaje y estrategias de aprendizaje./
J.L.GARCIA-J: volumen 2, 2006, 81p
34. GARCIA, Nestor Canclini. Latinoamericos buscando lugar en este siglo./N.C.GARCIA-N: Literatura, 1993-259 p.
35. GARCIA, Nestor Canclini. Si las politicas culturales se ocuparan de la globalization. /N.C.GARCIA-N: El financiero 27 de enero, 2000-22 p.
36. GIDDENS, Anthony. Las nueva reglas del metodos sociologico / A. GIDDENS: libro de la constitution social de la realidad, 1995-240p
37. GISSI, Jorge. Identidad, caracter social y cultura latinoamerica/ J. GISSI: Literatura, 1982-158-159 p.
38. GRIMSON, Alejandro. Limites de la cultura critica de la teoria de la identidad./ A.GRIMSOM: editorial andes, 2011
39. GRIMSON, Alejandro. Los limites de la cultura./ A. GRIMSON: Buenos Aires: Siglo Veintiuno Editores 2011- 191 p
40. GRIMSON, Alejandro. Los limites de la cultura./ A. GRIMSON: Buenos Aires: Siglo Veintiuno Editores 2011- 150
41. GUERRERO, Arias Patricio.Guia Etnografica: sistematizacion de datos sobre la diversidad y la diferencia de las culturas./ P. GUERRERO: Ediciones Abya Yala. 2002.
42. GUERRERO, Arias Patricio.Guia Etnografica: sistematizacion de datos sobre la diversidad y la diferencia de las culturas./ P. GUERRERO: Ediciones Abya Yala. 1993- 52p
43. GUERRERO, Arias Patricio.Guia Etnografica: sistematizacion de datos sobre la diversidad y la diferencia de las culturas./ P. GUERRERO: Ediciones Abya Yala. 1993-250p
44. GUERRERO, Arias Patricio.Guia Etnografica: sistematizacion de datos sobre la diversidad y la diferencia de las culturas./ P. GUERRERO: Ediciones Abya Yala. 1993.
45. GUERRERO, Arias Patricio.Guia Etnografica: sistematizacion de datos sobre la diversidad y la diferencia de las culturas./ P. GUERRERO: Ediciones Abya Yala. 2010. 239 p.
46. GUERRERO, Arias Patricio.Guia Etnografica: sistematizacion de datos sobre la diversidad y la diferencia de las culturas./ P. GUERRERO: Ediciones Abya Yala. 2010. 350 p.
47. GUERRERO, Bernardo. Religion y cancion de protesta en America Latina./ B.GUERRERO: Un ensayo de interpretation. Ciencias Sociales (4): 55-64, 1994.
48. GUERRERO, Pedro. El saber del mundo de los condores: identidad e insurgencia de la cultura andina./ P. GUERRERO: Quito, ABYA YALA2010, pag. 400 .
49. GUERRERO, Pedro.La Cultura: estrategias conceptuales, para entender la identidad, la diversidad, la alteridad, la diferencia./P. GUEERERO: Quito:ABYA YALA, 2016
50. GUERRERO,Pedro. Corazonar: una antropologia comprometida con la vida: miradas otras desde Abya Yala para la decolonization del poder, del saber y del ser./P. GUERRERO: 1993, 2010 Quito: ABYA YALA. 320 p.
51. GUNDEL, Frank. Capitalismo y subdesarrollo en America Latina Siglo XXI /F.GUNDEL- Buenos Aires, 2014 - 250 p
52. GUNDEL, Frank. Capitalismo y subdesarrollo en America Latina Siglo XXI /F. GUNDEL: Buenos Aires, 2013 C 250.
53. HURTADO, Jaqueline. Metodologia de la investigation /J.HURTADO: Obras ,2012.
54.IBARRA, Alicia Los indigenas y el Estado en el Ecuador. / A. IBARRA: Quito, Abya Yala, 1987. 117 p
55. La Confederation de Nacionalidades Indigenas del Ecuador (CONAIE 1998 p.12)
56. La Confederation de Nacionalidades Indigenas del Ecuador Panikkar (2006) pag. 154.
57. La Constitution del Ecuador 2008 articulos de la pagina 2
58. La Constitution del Ecuador (2008) pag. 32-33
59. La Constitution del Ecuador (2008) pg. 23
60. La Constitution del Ecuador 2008 p 16
61. La Constitution del Ecuador 2008 p 32
62. La Constitucion del Ecuador 2008 p5
63. La Constitucion del Ecuador articulo 54 pag. 14
64. La UNESCO 2008 en su capitulo II Derechos del Buen Vivir establecido en Ecuador Articulo 21
65. LEIVA. Clara Discurso: LA FORMACION EN EDUCACION
INTERCULTURAL DEL PROFESORADO. 2010 Convivencia y Educacion Intercultural: analisis y propuestas.
66. LEWIS, Oscar. The Culture of Poverty by Oscar Lewis. / O. LEWIS-O: volumen 2, 1966
67. Ley Organica de Educacion Intercultural (LOEI) en el Art.1 pag. 30
68. Lopez, L. Hacia una comunicacion intercultural. 2014 [en linea].
69. Ministerio Coordinador de Patrimonio Natural y Cultural, 2008 p.115
70. Ministerio Coordinador de Patrimonio Natural y Cultural, 2008, p. 115
71. Ministerio de Educacion del Ecuador Estudios Sociales (2011)
72. Ministerio de Educacion del Ecuador, 2016 pag. 5
73. MONTALUISA, Luis. Modulo de Modelos y experiencias de Educacion Intercultural Bilingue en el Ecuador./ L.MONTALUISA.Quito 2015
74. MORENO, Segundo. Sublevaciones indigenas en la Audiencia de Quito. / S. MORENO: Quito, PUCE, ano 1978.
75. MOYA, Ruth, y MOYA, Alba. Derivas de la interculturalidad. Procesos y desafios en America Latina, Quito, Centro Andino para la Formacion de Lideres Sociales. / A.MOYA.(CAFOLIS)-Fundacion Andina de Desarrollo y Estudios Sociales (FUNADES).- 2004
76. PEREZ, Magallon. La Nacionalidad /M. PEREZ: Litoral, 2002-279p
77. PEREZ, Andres. La Cultura y los derechos Humanos como soportes politicos y educativos de la Interculturalidad./ A. PEREZ 1999
78. PICHARDO, Gabriela. La dinamica mundial del siglo XXI, revolucion. / G. PICHARDO: Editorial Cenzontle, Mexico , 2006- 245 p
79. Plan Nacional del Buen Vivir pag. 24
80. REASCOS, Nelson. La cultura, las culturas y la identidad. /N. REASCOS: Encuentro del Taller de Formation Politica para Jovenes lideres indigenas del Canton Pelileo (2015,Pelileo,Ecuador).
81. REASCOS, Nelson. La cultura, las culturas y la identidad. /N. REASCOS: Editorial Andina -2014
82. REASCOS, Nelson. La cultura, las culturas y la identidad. /N. REASCOS: Editorial Andina -2015
83. Republica del Ecuador, Constitution Politica de la Republica del Ecuador. Art.
84. Gaceta Constitucional, junio, 1998. pp 25-27. Ministerio de Education de la Republica del Ecuador reglamento de la Ley Organica de Education Intercultural (2012)
84. RIZO. Mauricio. Cultura y comunicacion intercultural./ M. RIZO; Editorial Cultural 2006,
85. ROJAS, Carlos. Pensamiento andino. / C.ROJAS: revista,2014
86.SAID, Edward. Orientalismo/ E. SAID- E: Literatura Madrid, 1990- 83 p.
87. Tesis Doctoral Departamento de Teoria e Historia de la Education con el apoyo del Grupo de Investigation de Teoria de la Education y Education Social Facultad de Ciencias de la Education Universidad de Malaga , Aguado. (2003 ) pag. 63. Education y Conflictos en escuelas interculturales.
88. Tesis inedita de maestria.Universidad Andina Simon Bolivar - Ecuador, Quito, Ecuador Ballet Folklorico en Ecuador- Reinvention de tradiciones 1963-1993. Programa Educat
89. UNESCO, (1982) p 38
90. WALSH, Catherine La interculturalidad en el Ecuador. Vision, principio y
estrategia indigena para un nuevo pais. Revista Identidades./ C. WALSH: Quito, IADAP, 20, 1999. pp 133-141.(Interculturalidad) Politicas y
significados conflictivos. Nueva Sociedad, Caracas, 165, enero-febrero 2000. pp 133-141.
91. YANEZ. Luis. La Educacion Indigena en el Ecuador./L. YANEZ: Quito Abya
Yala 2002 Vol. 5