ГЛОБАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ СВОБОДЫ СЛОВА В НОВЫХ МЕДИА И ИНТЕРНЕТЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Позиция международных организаций в отношении новых медиа и Интернета 17
1.1 Международно-правовые гарантии 17
1.2. Основные категории исследования 20
1.3. Исторические основы гарантий свободы новых медиа
и Интернета 30
1.4. Базовые принципы и специальные доклады ООН
о новых медиа 33
1.5. ЮНЕСКО о значении Интернета для общества
знаний 77
ГЛАВА II. Европейские организации о регулировании новых медиа и Интернета 88
2.1. Отношение Совета Европы к эволюции
принципов свободы выражения мнения в цифровую эпоху 88
2.2. ОБСЕ и её позиция в области новых медиа и Интернета..128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 151
БИБЛИОГРАФИЯ 158
ГЛАВА I. Позиция международных организаций в отношении новых медиа и Интернета 17
1.1 Международно-правовые гарантии 17
1.2. Основные категории исследования 20
1.3. Исторические основы гарантий свободы новых медиа
и Интернета 30
1.4. Базовые принципы и специальные доклады ООН
о новых медиа 33
1.5. ЮНЕСКО о значении Интернета для общества
знаний 77
ГЛАВА II. Европейские организации о регулировании новых медиа и Интернета 88
2.1. Отношение Совета Европы к эволюции
принципов свободы выражения мнения в цифровую эпоху 88
2.2. ОБСЕ и её позиция в области новых медиа и Интернета..128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 151
БИБЛИОГРАФИЯ 158
Развитие информационных технологий и международной информационно-телекоммуникационной сети Интернет на протяжении последних двух десятилетий вызвало значительные структурные изменения в журналистике. К настоящему моменту в Интернет частично или полностью перешли все ведущие традиционные СМИ развитых государств, возникли и продолжают возникать различные формы новых медиа , появились так называемые «гражданские» журналисты. Как отмечает Е.Л. Вартанова, сегодня именно «пользователи, имея огромный выбор источников медиаконтента, принимают на себя одну из важнейших функций журналиста - формирование информационной повестки дня» . В связи с этим появились новые бизнес-модели, позволяющие СМИ зарабатывать средства в условиях интернет-среды .
Совокупность данных фактов говорит не только о радикальной перемене и эволюции журналистики, но и о масштабной трансформации содержания концепции свободы массовой информации. Очевидно, что в сложившейся ситуации эффективная реализация функций журналистики и уровень свободы массовой информации находятся в прямой зависимости от свободы глобальной сети Интернет и создания благоприятной правовой среды для развития интернет-журналистики.
Гарантии свободного Интернета и демократическая система регулирования новых медиа в соответствии с принципами верховенства права являются, таким образом, необходимым условием и приоритетной задачей на пути к реализации фундаментальных прав человека, таких как право на свободу информации и право на свободу выражения мнения. Дефиниция свободного Интернета, однако, представляет собой комплексное и неочевидное понятие, требующее научного осмысления, также как и определение сущностных характеристик опосредованного правом регулирования новых медиа.
Необходимо учитывать, что свобода Интернета не является безусловной и безграничной. Например, в масштабном исследовании, подготовленном в 2011 году профессором Я. Акденизом (Турция) 1, автор прямо говорит о существующей в мире тенденции, которая ведет к тому, что «регулирование Интернета все больше будет ассоциироваться с пресечением доступа к контенту».
Эта тенденция, непосредственно затрагивающая функционирование СМИ и гарантии их свободного развития, в совокупности с ключевой ролью компьютерной сети Интернет в полноценной реализации социальных функций журналистики и обеспечении свободы массовой информации определили выбор темы настоящего исследования - «Глобальные гарантии свободы слова в новых медиа и Интернете».
Актуальность темы исследования обусловлена несколькими обстоятельствами. Первое обстоятельство можно определить как неуклонно возрастающее значение новых медиа и Интернета, которые все чаще отвечают потребностям общества и выступают в качестве основного источника информации для людей по всему миру, а также служат ключевым вспомогательным средством для традиционной профессиональной журналистики. Из него логически вытекает второе обстоятельство, обусловившее актуальность темы исследования - необходимость определить пределы и гарантии свободы новых медиа и Интернета, имеющие огромное теоретическое и практическое значение. В нашем представлении, обеспечение свободы новых медиа - это длительный качественный процесс, в исходе которого заинтересованы журналисты, исследователи средств массовой информации, национальные законодатели и, в конечном итоге, само общество. Теоретическая актуальность исследования, таким образом, заключается в том, что для разумной ориентации этого процесса исследование международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета, выявление закономерностей и системообразующих принципов этих гарантий имеет существенное значение.
В основе настоящей работы лежат теоретические исследования, посвященные свободе информации и свободе слова, правовому регулированию журналистики, Интернету и новым медиа, а также методам исследования журналистики. В первую очередь автор опирался на труды Я.Н.Засурского, Е.Л.Вартановой, затрагивающие вопросы свободы информации и свободы слова; А.Г.Рихтера, И.А.Панкеева, М.А.Федотова, В.Н.Монахова, В.Б.Наумова, И.М.Рассолова, С.Г.Корконосенко, посвященные правовым аспектам журналистики; И.И. Засурского, М.М.Лукиной, И.Д.Фомичевой, исследующие Интернет и новые медиа; а также на классические работы Е.П.Прохорова, Г.В.Лазутиной, А.А.Тертычного, Л.М.Земляновой, составляющие основу современной отечественной теории журналистики . Научной базой диссертации служат также труды иностранных исследователей журналистики, таких как М.Кастельс, К.Якубович, В.Кляйнвахтер, Д.Нунциато, М.Прайс. П.Круг, Д.МакКуэйл .
В своем исследовании автор исходит из того, что многие исследователи средств массовой информации систематически отмечают структурную специфику регулирования новых медиа и Интернета. К примеру, Я. Акдениз утверждает, что «меры регулирования контента, разработанные для традиционных средств информации, не могут и не должны применяться к Интернету» 1. Целый ряд государств признает это положение, принимая нормативно¬правовые акты специально для онлайн-контента. Однако делают они это «часто не признавая, что свобода выражения мнения и свобода информации в равной степени должны применяться к Интернету. Увеличение количества нормативно-правовых актов, регулирующих онлайн-контент, привело к проблемным ограничениям свободного потока информации и права на свободную передачу и получение информации через Интернет» .
Нет необходимости доказывать, что новые социальные координаты и технологии в любой сфере человеческой деятельности влекут за собой новые вызовы и стремление адекватно на них ответить. У интернет-среды, в которой развивается журналистика, есть существенные особенности, которые влияют на принципы регулирования. Как отмечает А.И.Верховская, Интернет «как каждое новое техническое устройство вызвал к жизни новые задачи и сразу стал использоваться не только для передачи информации, но и для интерактивной, двусторонней коммуникации индивидов и групп между собой и с обществом» . В силу этого, как справедливо заметил Я. Акдениз, «применение текущих законов, регламентов и ограничений к цифровому контенту становится, несомненно, сложным, проблематичным и иногда почти непрактичным» . По его мнению, выход из этого - разработка альтернативных подходов регулирования, приспособленных к специфике Интернета . Аналогичной позиции придерживается А.Г.Рихтер, считая, что «нельзя отрицать и специфики правового регулирования Интернета», что обусловлено, по его мнению, трансграничной природой сети, легкостью миграции информации, сложностью с обеспечением доказательства нарушения права и идентификацией нарушителя, а также значительно выросшим объемом распространяемой информации .
В данном исследовании особое внимание уделяется тому, как становление системы правового регулирования Интернета и новых медиа находит отражение в плоскости наднациональных договоренностей и соглашений, с учетом экспертной и юридической поддержки международных (межгосударственных) организаций и с опорой на традиционные международно-правовые гарантии. В частности, проблемой сохранения свободы Интернета и новых медиа занимаются в таких межгосударственных организациях, как Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Российская Федерация является полноправным членом этих организаций и активно участвует в обсуждении и принятии соответствующих документов.
Нами проводится комплексный сравнительный анализ гарантий свободы новых медиа и Интернета, предоставляемых практикой указанных организаций, с целью выявления общих закономерностей, взаимосвязей и специфики, взятых в контексте становления и эволюции системы международно-правового регулирования новых медиа и Интернета.
Релевантность выводов и положений исследования обусловлены широким кругом рассмотренных нормативно-правовых актов, в силу чего работа представит также системно-структурный анализ практики перечисленных организаций в области обеспечения свободы информации и свободы выражения мнения, обеспечения эффективного функционирования Интернет-журналистики.
Несмотря на актуальность темы, она до сих пор не получила достаточной степени разработанности в научных трудах отечественных исследователей средств массовой информации. Научная новизна настоящего исследования, таким образом, заключается в том, что:
- в научный оборот вводится широкий пласт документов межгосударственных организаций, в которых устанавливаются и аргументируются принципы регулирования новых медиа и содержания Интернета;
- на обширном материале исследован процесс постепенного становления международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета, прослеживаются и формулируются закономерности эволюции этих гарантий;
- анализируются специфика подходов и политики межгосударственных организаций в области разработки гарантий свободы новых медиа и Интернета;
-современные глобальные гарантии рассматриваются в контексте исторических международно-правовых стандартов свободы информации и свободы выражения мнения, проводится их комплексный сравнительный анализ;
- на основе рассмотренных документов выявляется наполнение международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета.
Принципиально новым является также системный сравнительный анализ подхода важнейших межгосударственных организаций, затрагивающих в своей деятельности вопросы Интернета, журналистики, свободы информации и свободы выражения мнения.
Объектом настоящего исследования является обширная база нормативных и рекомендательных документов и официальная методическая литература, в которых формулируется политика межгосударственных организаций в отношении свободы новых медиа и Интернета.
Предметом исследования являются стандарты, в которых отражена позиция указанных организаций в области обеспечения свободы новых медиа и Интернета.
Главной целью исследования является выявление конкретного наполнения международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета, выделение тенденций, логики и закономерностей в политике и деятельности ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы и ОБСЕ по обеспечению свободы интернет-журналистики, свободы информации и свободы выражения мнения онлайн. Оговоримся, что нас интересует содержательный аспект свободы новых медиа и Интернета, а не техническая сторона этой проблемы.
Эта цель достигается посредством комплексного и последовательного анализа нормативных документов, изданных ООН, ЮНЕСКО, Советом Европы и ОБСЕ и посвященных исследуемому вопросу. В ходе анализа воссоздается стратегия межгосударственных организаций в обеспечении свободы Интернета и регулирования новых медиа.
Для реализации названной цели в настоящем исследовании поставлены следующие задачи:
- исследовать процесс становления международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета и проанализировать их наполнение и трансформацию;
- выявить основные тенденции в практике межгосударственных организаций в области разработки гарантий свободы новых медиа и Интернета;
- уточнить специфическую позицию каждой из четырех организаций, занимающихся разработкой международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета, исследовать роль их конкретных подразделений, в чьи обязанности входит наблюдение за состоянием свободы информации и свободы выражения мнения;
- провести сравнительный анализ международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета, сопоставить их между собой и с традиционными гарантиями прав человека, классифицировать и систематизировать их.
Исходя из поставленной цели и обозначенных задач диссертации, а также учитывая междисциплинарный характер работы, в основу методологии положены такие методы познания, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление, дедукция и обобщение. Основной акцент в работе делается на последовательном и сопоставительном анализе сущности международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета, а также на выявлении системных взаимосвязей между позициями межгосударственных организаций в области свободы информации и свободы выражения мнения в Интернете. Также использовался классификационный метод, предполагающий деление по отличительным признакам, и такие методы, как системный подход, формально-юридический и исторический анализ.
Нормативно-правовые акты рассматриваются в хронологическом порядке, что обеспечивает последовательный и масштабный анализ материала. Принимая во внимание, что исследование основывается на сопоставлении, теоретический анализ задач, поставленных в диссертации, обобщается в виде сравнительной таблицы.
Временные рамки настоящего исследования определены периодом 1998 - 2014 гг. в силу того, что именно в 1998 году на международном уровне был впервые поднят вопрос разработки общих стандартов регулирования новой медиасреды .
На протяжении указанного периода государства-участники ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы и ОБСЕ активно занимались разработкой международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета, создавая условия для эффективного развития интернет-журналистики и реализации свободы информации и свободы выражения мнения онлайн. Вместе с тем, гипотеза настоящего диссертационного исследования заключается в том, что современные глобальные гарантии свободы новых медиа и Интернета, несмотря на свою многочисленность и принципиальную новизну объекта, на который они направлены, гармоничны и основываются на традиционных общепринятых стандартах, закрепивших права человека на свободу информации и свободу выражения мнения задолго до возникновения глобальной компьютерной сети Интернет и новых медиа.
В соответствии с рабочей гипотезой предполагается, что в новой информационной среде общепринятые стандарты не устарели и не потеряли своей актуальности, но по-прежнему должны являться фундаментом, на основе которого международные организации определяют концепцию и принципы регулирования новых медиа и Интернета. Сравнительный анализ должен показать, до какой степени рабочая гипотеза может быть подкреплена или опровергнута фактами.
В диссертации анализируются нормативно-правовые акты и справочно-методическая литература, изданная ООН, ЮНЕСКО, Советом Европы и ОБСЕ в период с 1998 по 2014 гг., что составляет эмпирическую базу настоящего исследования. При ее создании автор стремился учитывать документы, существенные и релевантные для реализации задач исследования. Их общее число составило 63 документа.
Проведенное исследование позволяет вынести на защиту следующие положения:
1. Глобальные гарантии свободы выражения мнения (свободы слова), созданные после второй мировой войны, но до развития новой информационной среды, служат основой для регулирования Интернета и новых медиа. В период 1998-2014 гг. применительно к Интернету и новым медиа были сформулированы новые гарантии, которые в то же время развивают и уточняют общепринятые стандарты. В своей совокупности эти гарантии гармоничны, недвусмысленны и должны служить минимальным стандартом свободы новых медиа и Интернета в национальной политике и праве.
2. Документы межгосударственных организаций, которые занимаются разработкой гарантий свободы новых медиа и Интернета, не противоречат друг другу, а развивают и дополняют друг друга. Хотя ведущие международные организации придерживаются общей идеи о необходимости свободы новых медиа и Интернета для осуществления права на свободу информации и права на свободу выражения мнения, каждая из них при этом имеет собственные приоритеты и выделяет определённые аспекты в регулировании Интернета и новых медиа.
3. В разработке международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета наблюдается закономерность, которую можно обозначить как постепенную дифференциацию вопросов и проблем, на решение которых направлена деятельность ведущих межгосударственных организаций. В большинстве случаев последовательный анализ нормативно-правовых актов таких организаций позволяет выделить начальный этап разработки общих гарантий свободы новых медиа и Интернета, и последующий этап, во время которого наблюдалось выделение специфических, узких и конкретных вопросов.
4.Образовавшаяся в последние два десятилетия Интернет-среда обладает огромным потенциалом для осуществления права на свободу информации и права на свободу выражения мнения, однако она же привела к появлению новых угроз этим свободам, что находит отражение в современной практике регулирования новых медиа и Интернета.
Филологический аспект исследования заключается в сравнительном анализе документов, относящихся к эмпирической базе исследования.
Настоящее диссертационное исследование отвечает насущной научной потребности журналистики в анализе условий существования свободного Интернета и предсказуемой системы регулирования содержания новых медиа, а также представляет научно-практический интерес для будущих исследователей средств массовой информации и интернет-журналистики, деятельности межгосударственных организаций, а также прав человека на свободу информации и на свободу выражения мнения. Теоретическая значимость работы заключается в том, что в процессе исследования выявляются наиболее существенные тенденции в разработке международных гарантий свободы новых медиа и Интернета, в то время как практическая ценность результатов исследования состоит в следующем:
- в отечественный научно-практический оборот вводится и анализируется на уровне диссертационного исследования целый ряд документов межгосударственных организаций, имеющих значение для развития отечественной интернет-журналистики;
- создается полная сопоставительная иерархия международно¬правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета, что позволяет использовать собранный систематизированный материал в дальнейших исследованиях;
- отмеченные автором тенденции и выводы исследования могут быть введены в практику обучения студентов вузов. Результаты исследования могут также использоваться при создании учебно¬методических пособий или при разработке соответствующих учебных курсов на факультетах журналистики в высших учебных заведениях, таких как «Правовые основы журналистики», «Правовые основы интернет-журналистики», «Социальные медиа», «Мобильная журналистика».
Структура работы определена предметом и задачами исследования, необходимостью определить содержание основных понятий, а также возможностью сгруппировать межгосударственные организации, чьи гарантии свободы новых медиа и Интернета исследуются, по принципу распространения сферы влияния организации на большинство стран мира (ООН, ЮНЕСКО) либо только на европейский регион (Совет Европы, ОБСЕ).
Совокупность данных фактов говорит не только о радикальной перемене и эволюции журналистики, но и о масштабной трансформации содержания концепции свободы массовой информации. Очевидно, что в сложившейся ситуации эффективная реализация функций журналистики и уровень свободы массовой информации находятся в прямой зависимости от свободы глобальной сети Интернет и создания благоприятной правовой среды для развития интернет-журналистики.
Гарантии свободного Интернета и демократическая система регулирования новых медиа в соответствии с принципами верховенства права являются, таким образом, необходимым условием и приоритетной задачей на пути к реализации фундаментальных прав человека, таких как право на свободу информации и право на свободу выражения мнения. Дефиниция свободного Интернета, однако, представляет собой комплексное и неочевидное понятие, требующее научного осмысления, также как и определение сущностных характеристик опосредованного правом регулирования новых медиа.
Необходимо учитывать, что свобода Интернета не является безусловной и безграничной. Например, в масштабном исследовании, подготовленном в 2011 году профессором Я. Акденизом (Турция) 1, автор прямо говорит о существующей в мире тенденции, которая ведет к тому, что «регулирование Интернета все больше будет ассоциироваться с пресечением доступа к контенту».
Эта тенденция, непосредственно затрагивающая функционирование СМИ и гарантии их свободного развития, в совокупности с ключевой ролью компьютерной сети Интернет в полноценной реализации социальных функций журналистики и обеспечении свободы массовой информации определили выбор темы настоящего исследования - «Глобальные гарантии свободы слова в новых медиа и Интернете».
Актуальность темы исследования обусловлена несколькими обстоятельствами. Первое обстоятельство можно определить как неуклонно возрастающее значение новых медиа и Интернета, которые все чаще отвечают потребностям общества и выступают в качестве основного источника информации для людей по всему миру, а также служат ключевым вспомогательным средством для традиционной профессиональной журналистики. Из него логически вытекает второе обстоятельство, обусловившее актуальность темы исследования - необходимость определить пределы и гарантии свободы новых медиа и Интернета, имеющие огромное теоретическое и практическое значение. В нашем представлении, обеспечение свободы новых медиа - это длительный качественный процесс, в исходе которого заинтересованы журналисты, исследователи средств массовой информации, национальные законодатели и, в конечном итоге, само общество. Теоретическая актуальность исследования, таким образом, заключается в том, что для разумной ориентации этого процесса исследование международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета, выявление закономерностей и системообразующих принципов этих гарантий имеет существенное значение.
В основе настоящей работы лежат теоретические исследования, посвященные свободе информации и свободе слова, правовому регулированию журналистики, Интернету и новым медиа, а также методам исследования журналистики. В первую очередь автор опирался на труды Я.Н.Засурского, Е.Л.Вартановой, затрагивающие вопросы свободы информации и свободы слова; А.Г.Рихтера, И.А.Панкеева, М.А.Федотова, В.Н.Монахова, В.Б.Наумова, И.М.Рассолова, С.Г.Корконосенко, посвященные правовым аспектам журналистики; И.И. Засурского, М.М.Лукиной, И.Д.Фомичевой, исследующие Интернет и новые медиа; а также на классические работы Е.П.Прохорова, Г.В.Лазутиной, А.А.Тертычного, Л.М.Земляновой, составляющие основу современной отечественной теории журналистики . Научной базой диссертации служат также труды иностранных исследователей журналистики, таких как М.Кастельс, К.Якубович, В.Кляйнвахтер, Д.Нунциато, М.Прайс. П.Круг, Д.МакКуэйл .
В своем исследовании автор исходит из того, что многие исследователи средств массовой информации систематически отмечают структурную специфику регулирования новых медиа и Интернета. К примеру, Я. Акдениз утверждает, что «меры регулирования контента, разработанные для традиционных средств информации, не могут и не должны применяться к Интернету» 1. Целый ряд государств признает это положение, принимая нормативно¬правовые акты специально для онлайн-контента. Однако делают они это «часто не признавая, что свобода выражения мнения и свобода информации в равной степени должны применяться к Интернету. Увеличение количества нормативно-правовых актов, регулирующих онлайн-контент, привело к проблемным ограничениям свободного потока информации и права на свободную передачу и получение информации через Интернет» .
Нет необходимости доказывать, что новые социальные координаты и технологии в любой сфере человеческой деятельности влекут за собой новые вызовы и стремление адекватно на них ответить. У интернет-среды, в которой развивается журналистика, есть существенные особенности, которые влияют на принципы регулирования. Как отмечает А.И.Верховская, Интернет «как каждое новое техническое устройство вызвал к жизни новые задачи и сразу стал использоваться не только для передачи информации, но и для интерактивной, двусторонней коммуникации индивидов и групп между собой и с обществом» . В силу этого, как справедливо заметил Я. Акдениз, «применение текущих законов, регламентов и ограничений к цифровому контенту становится, несомненно, сложным, проблематичным и иногда почти непрактичным» . По его мнению, выход из этого - разработка альтернативных подходов регулирования, приспособленных к специфике Интернета . Аналогичной позиции придерживается А.Г.Рихтер, считая, что «нельзя отрицать и специфики правового регулирования Интернета», что обусловлено, по его мнению, трансграничной природой сети, легкостью миграции информации, сложностью с обеспечением доказательства нарушения права и идентификацией нарушителя, а также значительно выросшим объемом распространяемой информации .
В данном исследовании особое внимание уделяется тому, как становление системы правового регулирования Интернета и новых медиа находит отражение в плоскости наднациональных договоренностей и соглашений, с учетом экспертной и юридической поддержки международных (межгосударственных) организаций и с опорой на традиционные международно-правовые гарантии. В частности, проблемой сохранения свободы Интернета и новых медиа занимаются в таких межгосударственных организациях, как Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Российская Федерация является полноправным членом этих организаций и активно участвует в обсуждении и принятии соответствующих документов.
Нами проводится комплексный сравнительный анализ гарантий свободы новых медиа и Интернета, предоставляемых практикой указанных организаций, с целью выявления общих закономерностей, взаимосвязей и специфики, взятых в контексте становления и эволюции системы международно-правового регулирования новых медиа и Интернета.
Релевантность выводов и положений исследования обусловлены широким кругом рассмотренных нормативно-правовых актов, в силу чего работа представит также системно-структурный анализ практики перечисленных организаций в области обеспечения свободы информации и свободы выражения мнения, обеспечения эффективного функционирования Интернет-журналистики.
Несмотря на актуальность темы, она до сих пор не получила достаточной степени разработанности в научных трудах отечественных исследователей средств массовой информации. Научная новизна настоящего исследования, таким образом, заключается в том, что:
- в научный оборот вводится широкий пласт документов межгосударственных организаций, в которых устанавливаются и аргументируются принципы регулирования новых медиа и содержания Интернета;
- на обширном материале исследован процесс постепенного становления международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета, прослеживаются и формулируются закономерности эволюции этих гарантий;
- анализируются специфика подходов и политики межгосударственных организаций в области разработки гарантий свободы новых медиа и Интернета;
-современные глобальные гарантии рассматриваются в контексте исторических международно-правовых стандартов свободы информации и свободы выражения мнения, проводится их комплексный сравнительный анализ;
- на основе рассмотренных документов выявляется наполнение международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета.
Принципиально новым является также системный сравнительный анализ подхода важнейших межгосударственных организаций, затрагивающих в своей деятельности вопросы Интернета, журналистики, свободы информации и свободы выражения мнения.
Объектом настоящего исследования является обширная база нормативных и рекомендательных документов и официальная методическая литература, в которых формулируется политика межгосударственных организаций в отношении свободы новых медиа и Интернета.
Предметом исследования являются стандарты, в которых отражена позиция указанных организаций в области обеспечения свободы новых медиа и Интернета.
Главной целью исследования является выявление конкретного наполнения международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета, выделение тенденций, логики и закономерностей в политике и деятельности ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы и ОБСЕ по обеспечению свободы интернет-журналистики, свободы информации и свободы выражения мнения онлайн. Оговоримся, что нас интересует содержательный аспект свободы новых медиа и Интернета, а не техническая сторона этой проблемы.
Эта цель достигается посредством комплексного и последовательного анализа нормативных документов, изданных ООН, ЮНЕСКО, Советом Европы и ОБСЕ и посвященных исследуемому вопросу. В ходе анализа воссоздается стратегия межгосударственных организаций в обеспечении свободы Интернета и регулирования новых медиа.
Для реализации названной цели в настоящем исследовании поставлены следующие задачи:
- исследовать процесс становления международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета и проанализировать их наполнение и трансформацию;
- выявить основные тенденции в практике межгосударственных организаций в области разработки гарантий свободы новых медиа и Интернета;
- уточнить специфическую позицию каждой из четырех организаций, занимающихся разработкой международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета, исследовать роль их конкретных подразделений, в чьи обязанности входит наблюдение за состоянием свободы информации и свободы выражения мнения;
- провести сравнительный анализ международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета, сопоставить их между собой и с традиционными гарантиями прав человека, классифицировать и систематизировать их.
Исходя из поставленной цели и обозначенных задач диссертации, а также учитывая междисциплинарный характер работы, в основу методологии положены такие методы познания, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление, дедукция и обобщение. Основной акцент в работе делается на последовательном и сопоставительном анализе сущности международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета, а также на выявлении системных взаимосвязей между позициями межгосударственных организаций в области свободы информации и свободы выражения мнения в Интернете. Также использовался классификационный метод, предполагающий деление по отличительным признакам, и такие методы, как системный подход, формально-юридический и исторический анализ.
Нормативно-правовые акты рассматриваются в хронологическом порядке, что обеспечивает последовательный и масштабный анализ материала. Принимая во внимание, что исследование основывается на сопоставлении, теоретический анализ задач, поставленных в диссертации, обобщается в виде сравнительной таблицы.
Временные рамки настоящего исследования определены периодом 1998 - 2014 гг. в силу того, что именно в 1998 году на международном уровне был впервые поднят вопрос разработки общих стандартов регулирования новой медиасреды .
На протяжении указанного периода государства-участники ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы и ОБСЕ активно занимались разработкой международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета, создавая условия для эффективного развития интернет-журналистики и реализации свободы информации и свободы выражения мнения онлайн. Вместе с тем, гипотеза настоящего диссертационного исследования заключается в том, что современные глобальные гарантии свободы новых медиа и Интернета, несмотря на свою многочисленность и принципиальную новизну объекта, на который они направлены, гармоничны и основываются на традиционных общепринятых стандартах, закрепивших права человека на свободу информации и свободу выражения мнения задолго до возникновения глобальной компьютерной сети Интернет и новых медиа.
В соответствии с рабочей гипотезой предполагается, что в новой информационной среде общепринятые стандарты не устарели и не потеряли своей актуальности, но по-прежнему должны являться фундаментом, на основе которого международные организации определяют концепцию и принципы регулирования новых медиа и Интернета. Сравнительный анализ должен показать, до какой степени рабочая гипотеза может быть подкреплена или опровергнута фактами.
В диссертации анализируются нормативно-правовые акты и справочно-методическая литература, изданная ООН, ЮНЕСКО, Советом Европы и ОБСЕ в период с 1998 по 2014 гг., что составляет эмпирическую базу настоящего исследования. При ее создании автор стремился учитывать документы, существенные и релевантные для реализации задач исследования. Их общее число составило 63 документа.
Проведенное исследование позволяет вынести на защиту следующие положения:
1. Глобальные гарантии свободы выражения мнения (свободы слова), созданные после второй мировой войны, но до развития новой информационной среды, служат основой для регулирования Интернета и новых медиа. В период 1998-2014 гг. применительно к Интернету и новым медиа были сформулированы новые гарантии, которые в то же время развивают и уточняют общепринятые стандарты. В своей совокупности эти гарантии гармоничны, недвусмысленны и должны служить минимальным стандартом свободы новых медиа и Интернета в национальной политике и праве.
2. Документы межгосударственных организаций, которые занимаются разработкой гарантий свободы новых медиа и Интернета, не противоречат друг другу, а развивают и дополняют друг друга. Хотя ведущие международные организации придерживаются общей идеи о необходимости свободы новых медиа и Интернета для осуществления права на свободу информации и права на свободу выражения мнения, каждая из них при этом имеет собственные приоритеты и выделяет определённые аспекты в регулировании Интернета и новых медиа.
3. В разработке международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета наблюдается закономерность, которую можно обозначить как постепенную дифференциацию вопросов и проблем, на решение которых направлена деятельность ведущих межгосударственных организаций. В большинстве случаев последовательный анализ нормативно-правовых актов таких организаций позволяет выделить начальный этап разработки общих гарантий свободы новых медиа и Интернета, и последующий этап, во время которого наблюдалось выделение специфических, узких и конкретных вопросов.
4.Образовавшаяся в последние два десятилетия Интернет-среда обладает огромным потенциалом для осуществления права на свободу информации и права на свободу выражения мнения, однако она же привела к появлению новых угроз этим свободам, что находит отражение в современной практике регулирования новых медиа и Интернета.
Филологический аспект исследования заключается в сравнительном анализе документов, относящихся к эмпирической базе исследования.
Настоящее диссертационное исследование отвечает насущной научной потребности журналистики в анализе условий существования свободного Интернета и предсказуемой системы регулирования содержания новых медиа, а также представляет научно-практический интерес для будущих исследователей средств массовой информации и интернет-журналистики, деятельности межгосударственных организаций, а также прав человека на свободу информации и на свободу выражения мнения. Теоретическая значимость работы заключается в том, что в процессе исследования выявляются наиболее существенные тенденции в разработке международных гарантий свободы новых медиа и Интернета, в то время как практическая ценность результатов исследования состоит в следующем:
- в отечественный научно-практический оборот вводится и анализируется на уровне диссертационного исследования целый ряд документов межгосударственных организаций, имеющих значение для развития отечественной интернет-журналистики;
- создается полная сопоставительная иерархия международно¬правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета, что позволяет использовать собранный систематизированный материал в дальнейших исследованиях;
- отмеченные автором тенденции и выводы исследования могут быть введены в практику обучения студентов вузов. Результаты исследования могут также использоваться при создании учебно¬методических пособий или при разработке соответствующих учебных курсов на факультетах журналистики в высших учебных заведениях, таких как «Правовые основы журналистики», «Правовые основы интернет-журналистики», «Социальные медиа», «Мобильная журналистика».
Структура работы определена предметом и задачами исследования, необходимостью определить содержание основных понятий, а также возможностью сгруппировать межгосударственные организации, чьи гарантии свободы новых медиа и Интернета исследуются, по принципу распространения сферы влияния организации на большинство стран мира (ООН, ЮНЕСКО) либо только на европейский регион (Совет Европы, ОБСЕ).
На первый взгляд эволюция информационных технологий повсеместно оказала исключительно положительное влияние на реализацию прав на свободу выражения мнения и на свободу информации. Однако развитие новых медиа и Интернета в то же время повлекло за собой появление новых проблем и угроз этим же самым свободам. Международные организации осознают новые вызовы и предпринимают соответствующие меры для обеспечения свободы и независимости новых медиа и Интернета. Их стандарты и позиция в этой области являлись предметом настоящего исследования.
В работе был проведен комплексный сравнительный контент- анализ нормативных документов перечисленных организаций и исследован процесс их становления; проанализировано их наполнение и трансформация; были выявлены тенденции в практике международных организаций в области разработки гарантий свободы новых медиа и Интернета; исследована роль их структурных подразделений, занимающихся вопросами свободы выражения мнения и свободы информации, и обозначена специфическая позиция каждой из четырех организаций; международно-правовые гарантии были сопоставлены между собой и с традиционными гарантиями прав человека, классифицированы и систематизированы.
Анализ нормативных актов, являющихся эмпирической базой настоящего исследования, показал, что процесс становления международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета на протяжении 1998-2014 гг. подчинен логике традиционных гарантий и находится в стойкой зависимости от таких основополагающих документаов, как Всеобщая Декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о защите прав человека и основных свобод,Заключительный акт ОБСЕ. Рабочую гипотезу настоящего исследования, таким образом, можно считать подтвержденной: современные международно-правовые гарантии свободы новых медиа и Интернета, закрепленные в нормативных актах исследуемых организаций, представляют собой интерпретацию и конкретизацию базовых ценностей, которые были определены на международном уровне задолго до появления новых информационных технологий. Традиционные гарантии установили вектор сегодняшнего понимания свободы выражения мнения и свободы информации, которого международные организации строго придерживаются в в своей политике в отношении свободы новых медиа и Интернета.
К наиболее значимым выводам настоящего исследования относятся также следующие положения.
Международные организации склонны, с одной стороны, признавать за Интернетом огромный потенциал для осуществления таких фундаментальных прав человека, как право на свободу выражения мнения и право на свободу информации. С другой стороны, в этих же документах отчетливо слышны опасения и тревоги, вызванные тем, что свобода информации в Интернете необоснованно часто подвергается ограничениям, а онлайн журналисты и блогеры - преследованиям. Блокировка или фильтрация контента под предлогом защиты государственной безопасности, нравственности и морали, защиты от диффамации и речей ненависти, выслеживание блогеров и гражданских журналистов, наличие посредников с их собственными правилами, наконец, вопросы, связанные с технической инфраструктурой сети - все это заставляет экспертов международных организаций обосновано беспокоиться о свободе информации в век, когда она полностью зависит от свободы Интернета. Отсюда - попытки установить международные гарантии и разработать универсальные принципы, которым бы следовали все государства-члены ООН, Совета Европы, ОБСЕ. Исходя из этого, в процессе работы над диссертацией был сделан вывод об амбивалентном значении Интернета для свободы информации: хотя Интернет способствует реализации права на свободу информации, его собственная свобода в то же время остается крайне уязвимой, что может негативно сказаться и на положении новых медиа, и на состоянии зависимых от Интернета традиционных средств массовой информации.
Единого нормативного акта, закреплявшего бы международные стандарты в области регулирования новых медиа и Интернета, в настоящий момент не существует. гарантии свободы новых медиа и Интернета содержатся в целом ряде документов, которые принимаются исследуемыми организациями практически на ежегодной основе. В то же время, исследование показало, что в политике рассмотренных организаций нет единого направления. Все они в той или иной степени выступают в защиту свободы информации, свободы новых медиа и Интернета, однако каждая из них, в силу сущностных различий в своих мандатах и приоритетах, преследует собственные цели, фокусируясь на том или ином аспекте исследуемого вопроса.
Результаты сравнения международно-правовых гарантий и приоритеты международных организаций в области новых медиа и Интернета отображены в сравнительной таблице (см. Приложение 1). Она позволяет обозначить специфику деятельности каждой из международных организаций, чья практика была проанализирована в настоящем исследовании.
В исследовании были рассмотрены нормативные акты 1998-2014 гг., т.е. те, в которых зафиксированы первые годы становления и развития международно-правовых гарантий. Сравнительный анализ позволил условно выделить два этапа в деятельности ООН, Совета Европы и ОБСЕ: на протяжении первого, или начального этапа, эти организации стремились выработать общие гарантии свободы новых медиа и Интернета, в то время как на втором этапе каждая из них сосредоточилась на более дифференцированных и специализированных задачах, что наглядно продемонстрировано в таблице №1 и составляет специфику деятельности организации.
Говоря о политике ООН, мы видим, что еще в конце 1990-х годов ООН говорила одновременно о гуманитарном потенциале Интернета и о необходимости международных стандартов регулирования. Начиная с 2002 года, эту организацию беспокоит «цифровой разрыв» между государствами, а также уязвимость тайны личной жизни и персональных данных, распространение призывов к ненависти и вражде в глобальных масштабах, онлайн слежка и давление на журналистов и гражданских активистов. Ключевой вопрос политики ООН в области новых медиа и Интернета - это гарантия всеобщего доступа к сети, а также отсутствие чрезмерного регулирования со стороны правительств. Главный принцип ООН в этой области - обеспечение открытости информационного потока в Интернете: свобода информации и выражения мнения должны быть правилом, а какие бы то ни было ограничения этой свободы - исключением, установленным в соответствии с международным правом.
Проведение сравнительного анализа позволило выявить, что отличительной чертой деятельности ЮНЕСКО в области новых медиа и Интернета является её обширная практическая деятельность, как при сотрудничестве с правительствами, так и с неправительственными организациями всех регионов планеты. Главная цель ЮНЕСКО в области информации и коммуникации - построение общества знания. В связи с этим, для ЮНЕСКО важнейший интерес представляет плюрализм медиа и безопасность журналистов и блогеров, а также сокращение существующего цифрового разрыва.
Специфика деятельности Совета Европы заключается в том, что эта организация видит в Интернете глобальное информационное средство, на которое все чаще и чаще полагаются люди в своей повседневной жизни - и которое в то же время является важнейшим инструментом в обеспечении права на свободу выражения мнения и права на свободу информации, а также средой, где эти права тоже должны защищаться. Совет Европы считает существенным, чтобы услуги Интернета были доступными по цене, безопасными и надежными, основанными на соблюдении прав человека и основных свобод, демократии и верховенстве права. Начиная с 2001 года, работа Совета Европы по созданию гарантий свободы новых медиа и Интернета приобретает все более регулярный характер, а ключевые направления этой организации - защита прав человека в новой медиасреде, защита несовершеннолетних, обеспечение свободы и плюрализма новых медиа, повышение медиаграмотности, распространение новых технологий, а также - защита Интернета от цензуры. Параллельно, из анализа документов видно, что с течением времени Совет Европы все больше внимание уделяет таким вопросам, как сохранение персональных данных и техническое обеспечение функционирования Интернета. Безопасность, целостность и универсальность Интернета Совет Европы считает ключевым условием для реализации права на свободу информации и права на свободу выражения мнения.
В свою очередь, ОБСЕ также считает, что свобода информации полностью зависит от свободы Интернета в целом. И это касается не только новых медиа, но и всех СМИ в целом, ведь журналисты сегодня ищут, получают и распространяют информацию в Интернете. ОБСЕ видит в Интернете средство для развития демократии и взаимопонимания между народами, для осуществления права на свободу выражения мнения и проводит сложную и активная работу на местах, устраивая конференции, взаимодействуя с законодателями, медиаисследователями, правительствами, журналистами. ОБСЕ старается разработать механизмы для борьбы с неправомерным блокированием и фильтрацией, предупреждает о вреде расплывчатых и некорректных формулировок национальных законодательств. Особые опасения ОБСЕ вызывает то, что правительства многих стран пытаются установить контроль над Интернетом и интернет- активностью собственных граждан.
Разумеется, перечисленные вопросы взаимосвязаны и взаимозависимы. Наш анализ деятельности ПССМИ ОБСЕ в принципе показал, что в разработке международных гарантий ОБСЕ систематически фокусирует свое внимание на свободе выражения мнения и свободе информации онлайн. Для сравнения, вспомним, что ООН видит в Интернете и новых медиа прежде всего гуманитарный потенциал, и её международные гарантии направлены на развитие этого потенциала (преодоление цифрового разрыва, например). Для ЮНЕСКО новые медиа и Интернет - средство для построения общества знаний. Для Совета Европы - не только средство для реализации прав человека, но и среда, в которой также необходимо гарантировать соблюдение этих прав.
Международные организации и многие исследователи новых медиа осознают крайнюю непрочность и уязвимость свободы новых медиа и Интернета. Свои опасения они высказывают в многочисленных и уже почти ежегодных рекомендациях и декларациях, которые есть не что иное, как ответная реакция на существующие угрозы свободе информации. В свою очередь, национальные законодатели, которые признают принцип верховенства права, должны прислушиваться к рекомендациям международных организаций и их экспертам, если они хотят на деле реализовать права своих граждан на свободу выражения мнения и на свободу информации.
В работе был проведен комплексный сравнительный контент- анализ нормативных документов перечисленных организаций и исследован процесс их становления; проанализировано их наполнение и трансформация; были выявлены тенденции в практике международных организаций в области разработки гарантий свободы новых медиа и Интернета; исследована роль их структурных подразделений, занимающихся вопросами свободы выражения мнения и свободы информации, и обозначена специфическая позиция каждой из четырех организаций; международно-правовые гарантии были сопоставлены между собой и с традиционными гарантиями прав человека, классифицированы и систематизированы.
Анализ нормативных актов, являющихся эмпирической базой настоящего исследования, показал, что процесс становления международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета на протяжении 1998-2014 гг. подчинен логике традиционных гарантий и находится в стойкой зависимости от таких основополагающих документаов, как Всеобщая Декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о защите прав человека и основных свобод,Заключительный акт ОБСЕ. Рабочую гипотезу настоящего исследования, таким образом, можно считать подтвержденной: современные международно-правовые гарантии свободы новых медиа и Интернета, закрепленные в нормативных актах исследуемых организаций, представляют собой интерпретацию и конкретизацию базовых ценностей, которые были определены на международном уровне задолго до появления новых информационных технологий. Традиционные гарантии установили вектор сегодняшнего понимания свободы выражения мнения и свободы информации, которого международные организации строго придерживаются в в своей политике в отношении свободы новых медиа и Интернета.
К наиболее значимым выводам настоящего исследования относятся также следующие положения.
Международные организации склонны, с одной стороны, признавать за Интернетом огромный потенциал для осуществления таких фундаментальных прав человека, как право на свободу выражения мнения и право на свободу информации. С другой стороны, в этих же документах отчетливо слышны опасения и тревоги, вызванные тем, что свобода информации в Интернете необоснованно часто подвергается ограничениям, а онлайн журналисты и блогеры - преследованиям. Блокировка или фильтрация контента под предлогом защиты государственной безопасности, нравственности и морали, защиты от диффамации и речей ненависти, выслеживание блогеров и гражданских журналистов, наличие посредников с их собственными правилами, наконец, вопросы, связанные с технической инфраструктурой сети - все это заставляет экспертов международных организаций обосновано беспокоиться о свободе информации в век, когда она полностью зависит от свободы Интернета. Отсюда - попытки установить международные гарантии и разработать универсальные принципы, которым бы следовали все государства-члены ООН, Совета Европы, ОБСЕ. Исходя из этого, в процессе работы над диссертацией был сделан вывод об амбивалентном значении Интернета для свободы информации: хотя Интернет способствует реализации права на свободу информации, его собственная свобода в то же время остается крайне уязвимой, что может негативно сказаться и на положении новых медиа, и на состоянии зависимых от Интернета традиционных средств массовой информации.
Единого нормативного акта, закреплявшего бы международные стандарты в области регулирования новых медиа и Интернета, в настоящий момент не существует. гарантии свободы новых медиа и Интернета содержатся в целом ряде документов, которые принимаются исследуемыми организациями практически на ежегодной основе. В то же время, исследование показало, что в политике рассмотренных организаций нет единого направления. Все они в той или иной степени выступают в защиту свободы информации, свободы новых медиа и Интернета, однако каждая из них, в силу сущностных различий в своих мандатах и приоритетах, преследует собственные цели, фокусируясь на том или ином аспекте исследуемого вопроса.
Результаты сравнения международно-правовых гарантий и приоритеты международных организаций в области новых медиа и Интернета отображены в сравнительной таблице (см. Приложение 1). Она позволяет обозначить специфику деятельности каждой из международных организаций, чья практика была проанализирована в настоящем исследовании.
В исследовании были рассмотрены нормативные акты 1998-2014 гг., т.е. те, в которых зафиксированы первые годы становления и развития международно-правовых гарантий. Сравнительный анализ позволил условно выделить два этапа в деятельности ООН, Совета Европы и ОБСЕ: на протяжении первого, или начального этапа, эти организации стремились выработать общие гарантии свободы новых медиа и Интернета, в то время как на втором этапе каждая из них сосредоточилась на более дифференцированных и специализированных задачах, что наглядно продемонстрировано в таблице №1 и составляет специфику деятельности организации.
Говоря о политике ООН, мы видим, что еще в конце 1990-х годов ООН говорила одновременно о гуманитарном потенциале Интернета и о необходимости международных стандартов регулирования. Начиная с 2002 года, эту организацию беспокоит «цифровой разрыв» между государствами, а также уязвимость тайны личной жизни и персональных данных, распространение призывов к ненависти и вражде в глобальных масштабах, онлайн слежка и давление на журналистов и гражданских активистов. Ключевой вопрос политики ООН в области новых медиа и Интернета - это гарантия всеобщего доступа к сети, а также отсутствие чрезмерного регулирования со стороны правительств. Главный принцип ООН в этой области - обеспечение открытости информационного потока в Интернете: свобода информации и выражения мнения должны быть правилом, а какие бы то ни было ограничения этой свободы - исключением, установленным в соответствии с международным правом.
Проведение сравнительного анализа позволило выявить, что отличительной чертой деятельности ЮНЕСКО в области новых медиа и Интернета является её обширная практическая деятельность, как при сотрудничестве с правительствами, так и с неправительственными организациями всех регионов планеты. Главная цель ЮНЕСКО в области информации и коммуникации - построение общества знания. В связи с этим, для ЮНЕСКО важнейший интерес представляет плюрализм медиа и безопасность журналистов и блогеров, а также сокращение существующего цифрового разрыва.
Специфика деятельности Совета Европы заключается в том, что эта организация видит в Интернете глобальное информационное средство, на которое все чаще и чаще полагаются люди в своей повседневной жизни - и которое в то же время является важнейшим инструментом в обеспечении права на свободу выражения мнения и права на свободу информации, а также средой, где эти права тоже должны защищаться. Совет Европы считает существенным, чтобы услуги Интернета были доступными по цене, безопасными и надежными, основанными на соблюдении прав человека и основных свобод, демократии и верховенстве права. Начиная с 2001 года, работа Совета Европы по созданию гарантий свободы новых медиа и Интернета приобретает все более регулярный характер, а ключевые направления этой организации - защита прав человека в новой медиасреде, защита несовершеннолетних, обеспечение свободы и плюрализма новых медиа, повышение медиаграмотности, распространение новых технологий, а также - защита Интернета от цензуры. Параллельно, из анализа документов видно, что с течением времени Совет Европы все больше внимание уделяет таким вопросам, как сохранение персональных данных и техническое обеспечение функционирования Интернета. Безопасность, целостность и универсальность Интернета Совет Европы считает ключевым условием для реализации права на свободу информации и права на свободу выражения мнения.
В свою очередь, ОБСЕ также считает, что свобода информации полностью зависит от свободы Интернета в целом. И это касается не только новых медиа, но и всех СМИ в целом, ведь журналисты сегодня ищут, получают и распространяют информацию в Интернете. ОБСЕ видит в Интернете средство для развития демократии и взаимопонимания между народами, для осуществления права на свободу выражения мнения и проводит сложную и активная работу на местах, устраивая конференции, взаимодействуя с законодателями, медиаисследователями, правительствами, журналистами. ОБСЕ старается разработать механизмы для борьбы с неправомерным блокированием и фильтрацией, предупреждает о вреде расплывчатых и некорректных формулировок национальных законодательств. Особые опасения ОБСЕ вызывает то, что правительства многих стран пытаются установить контроль над Интернетом и интернет- активностью собственных граждан.
Разумеется, перечисленные вопросы взаимосвязаны и взаимозависимы. Наш анализ деятельности ПССМИ ОБСЕ в принципе показал, что в разработке международных гарантий ОБСЕ систематически фокусирует свое внимание на свободе выражения мнения и свободе информации онлайн. Для сравнения, вспомним, что ООН видит в Интернете и новых медиа прежде всего гуманитарный потенциал, и её международные гарантии направлены на развитие этого потенциала (преодоление цифрового разрыва, например). Для ЮНЕСКО новые медиа и Интернет - средство для построения общества знаний. Для Совета Европы - не только средство для реализации прав человека, но и среда, в которой также необходимо гарантировать соблюдение этих прав.
Международные организации и многие исследователи новых медиа осознают крайнюю непрочность и уязвимость свободы новых медиа и Интернета. Свои опасения они высказывают в многочисленных и уже почти ежегодных рекомендациях и декларациях, которые есть не что иное, как ответная реакция на существующие угрозы свободе информации. В свою очередь, национальные законодатели, которые признают принцип верховенства права, должны прислушиваться к рекомендациям международных организаций и их экспертам, если они хотят на деле реализовать права своих граждан на свободу выражения мнения и на свободу информации.
Подобные работы
- СТРАНИЦА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ КАК ВИД НОВОГО МЕДИА
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Диссертации (РГБ), международное частное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование оказания Интернет-услуг (12.00.03)
Диссертации (РГБ), гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Правовое регулирование оказания Интернет-услуг
Диссертации (РГБ), гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Блог как средство профессиональной журналистской коммуникации (российский и зарубежный опыт)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Гражданско-правовое регулирование в сети «Интернет» (Тихоокеанский государственный университет)
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - ПРОДВИЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Блогинг как форма профессиональной журналистской коммуникации
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



