Введение 3
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства 8
1.1. Сущность и содержание эстетического воспитания личности 8
1.2. Особенности эстетического воспитания младших школьников... 14
1.3. Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству 20 как средство эстетического воспитания младших школьников.
Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников на кружковых занятиях по мягкой игрушке 34
2.1. Диагностика эстетической воспитанности младших
школьников 34
2.2. Содержание работы по эстетическому воспитанию младших
школьников на занятиях кружка мягкой игрушки 42
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложение 65
Современная социокультурная ситуации развития общества и государства, обуславливают поиск новых путей воспитания подрастающего поколения. Несмотря на вызовы времени, требующие глубоко переосмысления ориентиров системы образования, школа была и остается основным звеном в сложной системе воспитания и духовного развития личности, в том числе и эстетического. И тот факт, что в последнее время процессу эстетического воспитания в школе уделялось недостаточно внимания, а также актуализация внеклассной и внеурочной сфер деятельности младших школьников с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), приводит нас к необходимости более внимательного рассмотрения вопросов организации внеурочной деятельности школьников, где эстетическому воспитанию, как и воспитанию личности в целом, отводится первостепенное значение (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009).
Эстетическое воспитание занимает важное место в воспитании детей. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов.
Эстетические категории субъектного плана (эстетическое восприятие, эстетический интерес, эстетические чувства, эстетическая деятельность и т.д.) длительное время не рассматривались как самостоятельные образования в силу своей «расплывчатости», «неуловимости» и часто сводились к художественным категориям. Обращение многих авторов последних исследований к проблеме содержания эстетического отношения и эстетического сознания свидетельствуют о важности этих понятий в эстетике и педагогике.
Эстетическое отношение и эстетическое сознание развиваемое в процессе эстетической деятельности превращаются в личности в качественно-новое образование - эстетическую культуру, формирующуюся в процессе эстетического воспитания. Проблемами эстетического воспитания школьников занимались такие ученые как А.И. Буров, И.П. Ильинская, Г.С. Коротаева, Б.Т. Лихачев, Л.П. Печко, В.А. Разумный, А.В. Репринцев, В.К. Скатерщиков, Е.М. Торшилова и др. Вопросы воспитания школьников, в частности их эстетического развития во внеурочное время разрабатывали такие ученые как Ю.К. Бабанский, Л.В. Байбородова, Б.З. Вульфов,
Н.Ф. Голованова, Л.И. Маленкова, Э.И. Медведь, М.И. Рожков,
Н.Е. Щуркова и др.
Эстетическое воспитание должно осуществляться на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. В процессе эстетического воспитания происходит приобщение человека к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность учащихся к эстетическому восприятию и переживанию, их эстетический вкус и представление об идеале. Поэтому процесс эстетического воспитания школьников необходимо начинать как можно раньше, то есть уже в начальной школе.
Именно школа является важнейшим центром эстетического воспитания, призванным заложить прочные основы высокой эстетической культуры. И уже сегодня она делает очень многое в этом отношении. Причем не только на уроках художественного цикла (технология, изобразительное искусство, музыка), но и в процессе всей учебной и воспитательной работы в урочное, внеурочное и свободное время учащихся. Конечно, на этом пути существуют свои проблемы и объективные сложности. Можно ли, например, достичь желаемого результата в развитии художественной культуры школьника на одном уроке в неделю. Положение усугубляется тем, что в большинстве школ отсутствуют педагоги-специалисты соответствующих художественных профилей.
Основным средством эстетического воспитания выступает искусство и в младшем школьном возрасте - это, в первую очередь, искусство декоративно-прикладное, понятное и доступное ребенку. Оно лежит в основе художественной обработки материалов, художественного конструирования, художественного труда младших школьников в урочное и внеурочное время. Декоративно-прикладное искусство, как и художественная обработка материалов, художественный труд младшего школьника - это творческая деятельность ребенка по изготовлению каких-либо изделий, имеющая огромный развивающий и образовательный потенциал. Учащиеся познают мир через непосредственную практическую деятельность, учатся творить, планировать свою деятельность и исправлять ошибки, создавать что-то новое. На таких занятиях школьники учатся не только создавать эстетически значимые вещи в соответствии с художественными канонами, но и оценивать их с позиций эстетических категорий, выносить эстетическое суждение; развиваются эстетические чувства, эстетическое восприятие, эстетический вкус младших школьников и все компоненты эстетической культуры личности как результата эстетического воспитания младших школьников. Из всего вышесказанного можно предположить, что, приобщая младших школьников к богатейшему опыту человечества, накопленному в декоративно-прикладном искусстве, можно воспитать высоконравственного, эстетически образованного, разносторонне развитого современного человека.
Кружковые занятия по декоративно-прикладному искусству предполагают неформальную обстановку, где ребенок может больше раскрыться, чувствовать себя более комфортно, что особенно важно в эстетическом воспитании, основанном на чувственном познании мира. Содержание кружковых занятий часто носит художественную направленность, ознакамливает школьников с декоративно-прикладным искусством, со свойствами и качеством различных материалов. Большие возможности для этого имеют занятия в кружке мягкой игрушки, где учащиеся получают необходимые эстетические знания, умения и навыки эстетической деятельности, имеют возможности для развития эстетического восприятия, эстетических чувств, вкусов, оценок, суждений.
Все вышесказанное определило проблему нашего исследования: каковы педагогические условия эстетического воспитания младших школьников на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Решение этой проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства.
Гипотеза исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству будет эффективным если:
- будет разработан специальный комплекс кружковых занятий с целью эстетического воспитания младших школьников;
- обучение младших школьников будет осуществляться с учетом развития компонентов эстетической воспитанности;
- младшие школьники будут вовлечены в процесс творческой деятельности по изготовлению эстетически значимых изделий.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую, методическую и практическую литературу по педагогике, психологии, искусствоведению с целью уточнения основных понятий исследования.
2. Разработать систему кружковых занятий по мягкой игрушке, направленных на эстетическое воспитание младших школьников.
3. Апробировать систему экспериментальных кружковых занятий по мягкой игрушке.
4. Осуществить диагностику эстетической воспитанности младших школьников.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование, оценка результатов детской деятельности, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Масловопристанская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» в начальных классах.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, методы и задачи, степень разработанности проблемы исследования, указана база исследования, обозначена структура работы.
В первой главе «Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства» раскрыты сущность и содержание эстетического воспитания личности, особенности этого процесса в младшем школьном возрасте, описаны возможности кружковых занятий по декоративно-прикладному искусству, как средства эстетического воспитания младших школьников.
Во второй главе «Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников на кружковых занятиях по мягкой игрушке» описана диагностика эстетической воспитанности младших школьников, содержание работы по эстетическому воспитанию младших школьников на занятиях кружка мягкой игрушки.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Библиографический список содержит 57 источников.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы.
В целостном педагогическом процессе эстетическое воспитание - одно из необходимых условий духовного становления личности, развития творческих художественных способностей детей.
Изучив возрастные особенности детей, мы пришли к выводу, что младший школьный возраст - благоприятная пора для формирования основных компонентов эстетической воспитанности, таких, как чувства, знания, интересы, потребности, умения. В младшем школьном возрасте сложно сформировать эстетический вкус и идеал, в процессе формирования находятся и остальные компоненты эстетической воспитанности личности. Эстетическое воспитание начинается с эстетического чувства и эстетического восприятия. В основе всего процесса лежит включение ребенка в художественно-практическую деятельность, насыщенную эстетическим содержанием. Через компоненты деятельностного характера формируются компоненты эстетического сознания и, наоборот, развивая врожденное чувство красоты, включаем ребенка в эстетическую деятельность, используя естественную потребность в активной деятельности.
Исследование показало, что наряду с такими учебными дисциплинами и областями знания, как литература, музыка, изобразительное искусство (глубоко и многоаспектно изученных в педагогической науке с позиций их влияния и роли в эстетическом воспитании школьников) декоративно - прикладная, художественно-практическая деятельность также предоставляет ребенку возможность для овладения теоретическими знаниями об искусстве, создает благоприятные условия для формирования практических умений и навыков в ходе создания различных поделок, в том числе и из волокнистых материалов. На занятиях кружка «Мягкая игрушка» раскрываются творческие способности учащихся, формируется интерес к красоте в окружающем мире, закладываются основы для формирования эстетических вкусов, идеалов и т.д.
Таким образом, занятия кружка по мягкой игрушке способствуют эстетическому воспитанию младших школьников, если учитель в полной мере использует их огромный потенциал. Наше исследование дало положительный результат, а гипотеза подтвердилась. Необходимыми педагогическими условиями для повышения эффективности эстетического воспитания на занятиях кружка по мягкой игрушке являются:
- разработанный комплекс специальных кружковых занятий с целью эстетического воспитания младших школьников;
- обучение младших школьников, осуществляемое с учетом развития компонентов эстетической воспитанности;
- вовлечение младших школьников в процесс творческой деятельности на кружковых занятиях по мягкой игрушке.
Исследование может быть продолжено в нескольких направлениях:
- разработка и обоснование системы подготовки учителя к занятиям по мягкой игрушке;
- изучение эффективности различных видов искусства в качестве педагогических средств эстетического воспитания младшего школьника во внеурочное время.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 624 с.
2. Агапова И.А. Мягкая игрушка своими руками / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М.: Рольф, 2001. - 240 с.
3. Арзямова Г.В. Проблема культуры подростка, старшего школьника и ее эстетический аспект / Г.В. Арзямова. // Проблемы эстетического воспитания подростков. - М.: Новая школа, 1994. - с. ЗВ- 44.
4. Афасижев М.Н. Эстетические потребности человека / М.Н. Афасижев. - М.: Знание, 1979. - 64 с.
5. Бегак Б. Воспитание искусством: Для учителей нач. классов / Б. Бегак. - М.: Просвещение, 1981. - 94 с.
6. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать / А.С. Белкин. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
7. Белова Н. Веселая компания / Н. Белова. - М.: «ОЛМА- ПРЕСС», 1998. - 221 с.
8. Блонский П.П. Педология / П.П. Блонский. - М.: ВЛАДОС,
1999. - 288 с.
9. Блонский П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. - М.: Институт практической психологии. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 574 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Изд-во «Просвещение», 1979. - 464 с.
11. Борев Ю. Эстетика / Ю.Б. Борев. Т. 1. - Смоленск: Русич, 1997. - 576 с.
12. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры.
Методологические основы дискуссии в эстетике / А.И. Буров. - М.: Искусство, 1975. - 175 с.
13. Верб М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности / М.А. Верб. - Л.: Знание, 1981. - 36 с.
14. Витковская Н.С. и др. Формирование эстетической культуры у младших школьников / Н.С. Витковская. - К.: Радяньска шк., 1980. - 150 с.
15. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское
творчество / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. - М.:
Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000. - 272 с.
16. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству / И.П. Волков. - М.: Просвещение, 1982. - 242 с.
17. Воспитание детей в школе / Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998. - 208 с.
18. Воспитание младшего школьника / Сост. Л.В. Ковинько. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
19. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
20. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.
Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с.
21. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Ростов-н/Д: Феникс, 1998. - 480 с.
22. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
23. Голованова Н.Ф. Воспитание пространство продленного дня / Н.Ф. Голованова - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. - 160 с.
24. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова - СПб.: Речь, 2004. - 284 с.
25. Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах / А.В. Ефимова. - М.: Просвещение, 1978. - 175 с.
26. Ильинская И.П. Формирование эстетической культуры младших школьников в процессе кружковой деятельности (на материале кружка декоративно-прикладного искусства): учеб. пособие для студентов пед. вузов / И.П. Ильинская; науч. ред. проф. И.Ф. Исаев. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2005.
27. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. / Учебное пособие для психологов и педагогов / А.И. Красило. - М.: Институт практической психологии, 1998. - 136 с.
28. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения / Б.Т. Лихачев. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
29. Лихачев Б.Т. Критерии эстетического отношения школьников к деятельности и искусству / Б.Т. Лихачев. - М.: Советская педагогика, 1983. - № 6. - с. 52-57.
30. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999. - 523 с.
31. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
32. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе / Л.И. Маленкова. - М.: Пед. общество России, 1999. - 300 с.
33. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 126 с.
34. Мульги А.Я. Рукоделие в школе / А.Я. Мульги. - М.: Просвещение, 1971. - 173 с.
35. Неботова З.Л. Игрушки-сувениры / З.Л. Неботова. - М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999. - 90 с.
36. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах
эстетического воспитания / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.
37. Непершина О.В. Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников в полихудожественной деятельности. - дис. ... канд. пед наук / О.В. Непершина; Саратовский гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 2000. - 220 с.
38. Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников / А.Ж. Овчинникова. - М.: Наука, 1997. - 105 с.
39. Педагогическая практика в начальной школе / Г.М. Каджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева и др. - М.: Академия,
2000. - 272 с.
40. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность,
формы, методы / В.А. Разумный. - М.: Мысль, 1969. - 188с.
41. Репринцев А.В. Эстетическое отношение личности к
действительности: сущность, структура, формирование / А.В.
Репринцев. - Курск: Изд-во КГПУ, 2000. - 182 с.
42. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
43. Рукоделие в начальных классах / А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева, И.С. Могилевская и др. - М.: Просвещение, 1984. - 192 с.
44. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев. - М.: Академия, 2014. - 526 с.
45. Соколова Ю.П. Мягкая игрушка / Ю.П. Соколова, Ю.А. Сидорович. - СПб.: Регата, 2000. - 208 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373 // URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--
p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD %D1%82%D1%8B/922. - Дата обращения: 22.04.2018.
47. Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогические общество России, 2000. - 128 с.
48. Экологическое и эстетическое воспитание школьников. / Под ред. Л.П. Печко. - М.: Педагогика, 1984. - 135 с.
49. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Учпедгиз, 1960. - 360 с.
50. Эстетика и современность / Под ред. С.Е. Можнягуна. - М.: Просвещение, 1978. - 192 с.
51. Эстетика: Учебное пособие для вузов / Научный редактор А.А. Радугин. - М.: Центр, 1998. - 240 с.
52. Эстетика и человек / Под ред. В.А. Разумного. - М.: Советская педагогика, 1967. - 234 с.
53. Эстетика: Учебное пособие / Под ред. проф. В.А. Лозового. - Сумы: Издательство «Университетская книга», 1999. - 302 с.
54. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя / Сост. Г.С. Лабковская. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.
55. Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для
воспитателя детского сада / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.:
Просвещение, 1985. -207 с.
56. Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного подхода / Буров А.И., Печко Л.П. Петрова Ю.Н и др.; Под ред. Б. Т. Лихачева. - М.: Педагогика, 1980. - 136 с.
57. Юсов Б.П. Изобразительное искусство / Б.П. Юсов // Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп: Сб. научных трудов. - М.: Педагогика, 1978. - С. 18-29.