ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО РЕСТОРАН «ГОРДОН» 8
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСТОРАНА И СПЕЦИФИКА ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.2 ОСОБЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ РЕСТОРАНА «ГОРДОН» 12
1.3 АНАЛИЗ ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ УСЛУГ 13
1.4 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВИРОВАНИЯ ТРУДА 26
2.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 26
2.2 СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ 34
2.3 МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 52
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА В ЗАО РЕСТОРАН «ГОРДОН» 55
3.1 ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ЗАО РЕСТОРАН «ГОРДОН» 55
3.2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ 67
3.3 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОТИВАЦИИ 71
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 92
Таблицы и рисунки.doc
Доклад.doc
Среди комплекса проблем менеджмента особую роль играет проблема совершенствования управления персоналом предприятия. Задачей этой области менеджмента является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.
Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.15
Проблема мотивации персонала довольно широко рассматривается сегодня в научной и публицистической литературе. Однако попытки приспособить классические теории мотивации к современности во многом не систематизированы, что затрудняет практическое использование технологий и методов мотивации. Сложность практической организации системы мотивации персонала определяется так же слабой изученностью особенностей мотивации работников, занятых в отдельных отраслях экономики и видах производства. Хотя ряд трудов посвященных данной тематике, опубликовано. Определенную помощь в изучении структуры мотивов и стимулов персонала руководителям могут оказать проводимые социально-психологические исследования по особенностям и тенденциям развития мотивационной сферы трудовой деятельности сегодня.
Исследованию проблем мотивации посвящено много публикаций в периодической литературе, выпущено много учебников и монографий.
Проблема мотивации и стимулирования имеет свою историю в нашей стране. Во времена СССР постоянно шли эксперименты в этой области, и опыт передовых коллективов стремились тиражировать по всей стране. Анализировалась западная и американская классика - Маслоу, Герцберг, Аргирис, Мак-Грегор и др. В конце 70-х-начале 80-х гг. прошлого века много внимания уделялось анализу системы человеческих отношений, человеческого фактора, особенно на опыте "Дженерал Моторс", IBM, японских "кружков качества". Во второй половине 80-х - начале 90-х гг. привлекли внимание статьи по анализу концепции ESOP - Employee Stock Ownership Plan. Однако в последние 10-12 лет в теории и практике мотивации и стимулирования труда наблюдалось почти полное затишье. Отечественная социология труда и особенно некогда процветающая промышленная социология почти сошли на нет. 78
За последние 25 лет лишь несколько проблем в теории управления обсуждались так горячо, как вопрос о том, что является стимулом для работников в коммерческих организациях. Мотивация служащих в индустрии гостеприимства является одной из горячих точек, создающих для руководителей постоянные проблемы. До сих пор мотивация к труду и связанное с этим состояние морали в производственных отношениях являются важнейшими факторами успеха любой организации в сфере гостеприимства, в значительной степени зависимой от эффективных межличностных отношений работника и клиента.27
Хотя качество сервиса и является в значительной степени субъективным и оценка его проводится с точки зрения критериев качества в ощущениях обслуживаемого, всем хорошо известно, что неудовлетворенность клиента от обслуживания в ресторане или гостинице зависит от самого обслуживания.
Исследования показывают, что главной причиной того, удостаивает ли своим посещением клиент предприятие обслуживания еще раз или нет, является хорошее или плохое предоставленное ему обслуживание. В первый раз гостя можно привлечь хорошей рекламой, богатым интерьером или разнообразием меню, но во второй раз он приходит благодаря профессиональной работе персонала и высокому качеству обслуживания, полученному ранее. Высокий уровень мотивации для качественной работы является, таким образом, желательным не просто с организационной точки зрения, но ввиду прямого и очевидного воздействия на клиентов и на их восприятие качественного обслуживания. Именно этим и объясняется актуальность выбранной темы данного дипломного исследования. Стабилизацию и поступательное движение развития экономики невозможно представить, если люди в процессе трудовой деятельности не будут получать главного - удовлетворения своих потребностей, какие бы грозные указы и приказы ни издавались ежедневно. Мне могут возразить: а ведь раньше работали. Да, работали, но человек, который работает по принуждению, всегда будет чувствовать себя рабом, до тех пор, пока не ощутит чувства социальной справедливости. Поэтому эта проблема занимает центральное место во всех мотивационных моделях. 50
Поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, руководители смогут эффективно управлять персоналом, повышая производительность предприятия при помощи мотивирования своих сотрудников; а, получив представление о том, что же такое мотивация и каковы наш истинные мотивы, каков собственно механизм мотивации, мы сможем эффективнее распоряжаться собственной жизнью, адекватно воспринимать не только окружающих нас людей, но и всю ситуацию взаимодействия, наслаждаться настоящим, прислушиваясь к своим потребностям и желаниям, строить планы на будущее, опираясь на свои истинные мотивы.27
Целью дипломного проекта является раскрытие сущности мотивации труда на предприятии общественного питания и разработка предложений по созданию системы мотивации труда персонала ЗАО ресторан «Гордон». В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
- провести анализ деятельности исследуемого предприятия, ЗАО ресторан «Гордон»»;
- изучить основные теоретические аспекты мотивации персонала современного предприятия,
- исследовать и выделить факторы существующей системы мотивации труда на предприятии, и предложить мероприятия по совершенствованию мотивации труда персонала,
- рассчитать затраты на реализацию предложенного проекта и показатели его экономической эффективности.
При написании работы были использованы законодательные акты, монографии, научные и учебные издания по менеджменту, социальной психологии и управлению персоналом, материалы периодических изданий, посвященные вопросам мотивации персонала, формирования систем оплаты труда и управления карьерой. В работе были использованы данные социологических исследований, опубликованные в журналах «Управление персоналом», «Служба кадров» и «СОЦИС».
Исходной базой анализа системы мотивации труда на ЗАО ресторан «Гордон» послужила документация предприятия: должностные инструкции, положение о премировании труда работников, приказы и распоряжения руководства, данные управленческого учета. Для анализа экономических показателей деятельности предприятия была использована отчетность ЗАО ресторан «Гордон» за 2003-2005 годы. Эмпирической и теоретической базой исследования социально-психологических аспектов мотивации на предприятии стал анкетный опрос сотрудников в количестве 11 человек ЗАО ресторан «Гордон».
Объектом исследования данной дипломной работы является группа сотрудников ЗАО ресторан «Гордон».
Предмет исследования – социально-психологические и экономические аспекты мотивации сотрудников и исследование оптимума мотивации персонала.
Гипотеза данного исследования – материальное стимулирование сотрудников ресторана является главным мотивом трудовой деятельности.
Экспериментальная работа осуществлялось с помощью метода эмпирического сравнения исследований.
В практической части дипломной работы была использована методика анкетного опроса.
Структура дипломного проекта обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, 3 разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава посвящена обзору деятельности ЗАО ресторан «Гордон», включая общую характеристику предприятия, анализ объема реализации услуг и эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии.
Во второй главе данной работы освещаются теоретические основы мотивирования труда в социально-психологическом аспекте, анализируются основные теории мотивации, методы стимулирования труда персонала.
В третьей главе проведено практическое исследование социальных, психологических и экономических факторов существующей системы мотивации персонала на предприятии, произведена оценка экономической эффективности реализации проекта по совершенствованию мотивации труда работников.
По результатам проведенного в работе исследования можно сделать следующие выводы.
Мотивация в управлении персоналом понимается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом. Процесс мотивации упрощенно может быть разбит на следующие этапы: выявление потребностей, формирование и развитие мотивов, управление ими с целью изменения поведения людей, необходимого для реализации целей, корректировка мотивационного процесса в зависимости от степени достижения результатов.
В современной науке об управлении мотивации отводится ведущая роль. Существует множество различных теорий и моделей мотивации, которые порой противоречат друг другу. Среди них можно выделить Теорию потребностей Абрахама Маслоу, Теорию человеческих отношений Ренсиса Ликерта, Теорию ожиданий Виктора Вруума, Теорию X и Y Дугласа МакГрегора, Теорию двух факторов Фредерика Герцберга и другие. Однако руководителям организаций не стоит искать в этих работах готовых рецептов по мотивированию персонала, но, усвоив для себя их основные положения, необходимо выработать для себя свою программу мотивации персонала . Следует также понять, что на каждом конкретном предприятии должна быть своя специфическая программа, в которой бы учитывались все особенности деятельности компании.
Система мотивации персонала может быть основана на самых разнообразных методах, выбор которых зависит от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. Классификация методов мотивации в зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности может быть осуществлена на организационно распорядительные (организационно-административные), экономические и социально-психологические. Так же методы стимулирования можно сгруппировать в следующие четыре вида: экономические стимулы, управление по целям, обогащение труда, система участия.
Основными тенденциями развития систем мотивации персонала хозяйствующих субъектов в современных условиях являются: ориентация на стратегические подходы, внимание к внутренним мотивам трудовой деятельности, реализация партисипативного подхода к мотивационному процессу, активное развитие экономических и социально-психологических методов стимулирования, разработка и др.
Социологические исследования показывают, что наибольший вес среди форм мотивации имеет оклад и индивидуальная надбавка, а затем уже следуют различные виды премий, на фоне других выделяются медицинское страхование, возможность получения кредитов и материальная помощь. Значимыми так же являются следующие мотивационные формы: хороший моральный климат в коллективе, карьера, хорошие условия труда, оплата путевок, социальные отпуска. Среди наиболее возможных факторов демотивации выделяются: нарушение негласного контракта; неиспользование каких-либо навыков сотрудника, которые он сам ценит; игнорирование идей и инициативы; отсутствие чувства причастности к компании; отсутствие ощущения достижения, не видно результатов, нет личного и профессионального роста; отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства и коллег; отсутствие изменений в статусе сотрудника.
Основные рекомендации по улучшению мотивационного процесса и предотвращению демотивации: предоставление максимума реалистичной информации в процессе отбора, формирование реалистичных ожиданий, управление персоналом по целям, постановка реальных целей, разделение сложных целей на краткосрочные этапы, активное использование дополнительных навыков сотрудников, внимание к идеям и предложениям сотрудников, формирование организационной культуры, развитие у сотрудников чувства принадлежности к организации, поощрение и оценка достижений сотрудников, развитие системы управления карьерой.
Вопрос формирования общих форм стимулирования персонала вплотную соприкасается с понятиями «корпоративной культуры» организации. Для руководителя очень важно «нарисовать» психологический портрет всего коллектива. Это поможет правильно оценить те общие потребности, которые могут быть эффективно удовлетворены организацией. Такой вид мотивации обходиться компании не так дорого, а отдача от него порой бывает очень значительной, так как, помимо удовлетворения потребностей отдельных работников, коллективные формы стимулирования способствуют сплоченности коллектива, формированию «корпоративного сознания», что, несомненно, сказывается на производительности труда.
В данном дипломном проекте была рассмотрена одна из актуальнейших тем мотивации труда работников на предприятии. Объектом исследования выступило предприятие общественного питания, ЗАО ресторан «Гордон».
ЗАО ресторан «Гордон» является закрытым акционерным обществом. Такая организационно-правовая форма предполагает размещение акций только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц.
ЗАО ресторан «Гордон» - это предприятие общественного питания, предоставляющее потребителям широкий ассортимент блюд сложного приготовления, в основном русской национальной кухни, а также вино-водочные, табачные и кондитерские изделия. Высокий уровень обслуживания сочетается с организацией отдыха посетителей.
Основной акцент в системе стимулирования персонала сделан на материальные методы стимулирования. В соответствии с КЗоТ РФ ЗАО ресторан «Гордон» самостоятельно устанавливает вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок и должностных окладов, а также формы материального поощрения. Основные правила оплаты труда и премирования закреплены Положением об оплате труда работников ЗАО ресторан «Гордон», утверждаемым приказом управляющего рестораном. Все вновь принимаемые на работу сотрудники в обязательном порядке должны быть ознакомлены с данным Положением.
ЗАО ресторан «Гордон» ведет политику гарантирования стабильности системы оплаты труда: обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, о введении новых и изменении установленных условий оплаты труда работники извещаются не позднее, чем за 2 месяца. Индивидуальные заработки работников ресторана определяются их личным трудовым вкладом, качеством труда, результатами производственно-хозяйственной деятельности предприятия и максимальным размером не ограничиваются. В качестве базы используется тарифная система оплаты труда.
В результате проведенного исследования были выявлены следующие проблемы мотивации труда на данном предприятии. На ЗАО ресторан «Гордон» используются только методы материального стимулирования труда работающих, и существующая система мотивации персонала на предприятии не учитывает современных требований к квалификации работников.
Для улучшения мотивации труда работников на ЗАО ресторан «Гордон» планируется внедрить систему обучения персонала на курсах повышения квалификации на базе ресторана Nostalgie. Также для достижения эффективной мотивации в ресторане предлагается ряд следующих мероприятий:
- Участие в прибыли.
- Стимулирование свободным временем.
- Премирование.
Из полученных данных видно, что проект окупится уже на шестой месяц. Чистая прибыль ресторана составит 72042 рублей в первый год. Следовательно, предложенный проект является весьма эффективным, он учитывает современные требования к мотивации работников. В результате осуществления данного проекта для работников предприятия также возникает дополнительный стимул в виде возможного продвижения по службе, что является материально-психологическим стимулом.
Внедрение предложенных мероприятий в сочетании с совершенствованием иных методов управления позволит повысить заинтересованность сотрудников в результатах своего труда и эффективность всей системы управления предприятием.
Осуществление программ стимулирования труда всегда требует больших затрат, но эффект, который они могут принести, значительно больше. Ведь именно сотрудники являются главным ресурсом любой компании. Эффективность их работы определяет результат деятельности организации. Достичь наибольшей отдачи можно только в том случае, если выгоду от труда работника имеет и компания, и он сам.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.). – СПС Гарант.
2. Федеральный закон от 02.11.2004 N 127-ФЗ о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
3. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г.). – СПС Гарант.
4. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 988 "О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий" (с изм. и доп. от 27 апреля 2001 г., 14 января 2002 г., 11 февраля 2003 г.). – СПС Гарант.
5. Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания" (с изм. и доп. от 21 мая 2001 г.)
6. Порядок государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий, парфюмерной и косметической продукции, средств и изделий для гигиены полости рта, табачных изделий (утв. приказом Минздрава РФ от 26 марта 2001 г. № 89). – СПС Гарант.
7. Форма N 1-общепит (тур) "Сведения о деятельности организации общественного питания как объекта туристской индустрии за 2002 г." (утв. постановлением Госкомстата РФ от 29 мая 2003 г. N 51)
8. Типовая инструкция по охране труда для бармена ТИ Р М-034-2002 (утв. постановлением Минтруда РФ от 24 мая 2002 г. N 36)
9. Типовая инструкция по охране труда для официанта ТИ Р М-043-2002 (утв. постановлением Минтруда РФ от 24 мая 2002 г. N 36)
10. Постановление Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций"
11. Стандарт отрасли. Общественное питание. Требования к производственному персоналу. ОСТ 28-1-95 (утв. Комитетом РФ по торговле 1 марта 1995 г.).
12. СанПиН 2.3.2.1078-01 Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы – М.: Минздрав России, 2002.
13. Методика учета сырья, товаров и производства в предприятиях массового питания различных форм собственности (утв. Отраслевым центром повышения квалификации работников торговли Комитета РФ по торговле 12 августа 1994 г. N 1-1098/32-2).
14. Общественное питание. Классификация предприятий. Извлечение. ГОСТ Р 50762-95.
15. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации. //Управление персоналом. – 2002. - № 1. – С. 50-52.
16. Андреев В.В. Проблемы мотивации руководителей и специалистов. //Управление персоналом. - 1998. - №10.
17. Андреева Т. Почему уходят лучшие: проблема демотивации персонала. //Управление персоналом. – 2004. - № 4.
18. Андреева Т., Юртайкин Е. Почему опадают яблоки или внутренняя демотивация персонала. //TopManadger. – 2002. - № 22.
19. Анисимов О.С. Методологическая версия категориального аппарата психологии. – Новгород: Литера, 1990.
20. Арестова О.Н. влияние мотивации на структуру целеполагания. //Вестник Московского университета. № 4, 2004.
21. Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления. //Экономист, 2002. № 4. С. 28-31.
22. Белкин В., Белкина Н. Мотивы и стимулы труда. //Социальная защита.- 2004.- № 7. - Прил.: с. 44-47
23. Блинов А. Мотивация персонала корпоративных структур. //Маркетинг.- 2003.- № 1. - С. 88-101.
24. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. – М.: Экономика, 2002. – 368 с.
25. Богданов Ю. Н. , Зорин Ю. В., Шмонин Д. А., Ярыгин В. Т. Мотивация персонала //Методы менеджмента качества.- 2001.- № 11. - С. 14-19.
26. Бревнов А.А. Маркетинг малого предприятия. Практическое пособие. – М.: ВИРА-Р, 1998. 384 с.
27. Бурлаков Г.Р. Мотивационный климат организации. //Управление персоналом. - 2003. - № 2.
28. Бурмистров А., Газенко Н. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее действенными? //Управление персоналом.- 2002.- № 7. - С. 48-49.
29. Вачугов Д.Д. Веснин В.Р. Как руководить людьми //Социально-политический журнал. — 2002. — №4. — С.89-95.
30. Верхоглазенко В. Мост между интересами //Маркетолог.- 1999. - №1
31. Верхоглазенко В. Система мотивации персонала //Консультант директора. - 2002. - №4. - С. 23-34
32. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Триада-ЛТД, 1996. - 384 с.
33. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарики, 2000. – 296 с.
34. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебное пособие. - М.: МГУ, 1995.
35. Володин А., Назарук М. Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда. //Банковские технологии.- 2002.- № 10. - С. 29-31.
36. Гаврилица О. Платить или не платить?: Вот в чем вопрос номер один работы с персоналом. //Служба кадров.- 2002.- № 5. - С. 33-36.
37. Галенко В.П., Страхова О.А., Файбушевич С.И. Управление персоналом и эффективность предприятий. - М.: Финансы и статистика, 2001.
38. Герчикова И.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, Юнити, 1995.
39. Гершафт М. Оплата труда, занятость и социальная защита. //Российский экономический журнал, 2002. - № 3. – с. 26.
40. Губанов С. Система организации и поощрения труда. //Экономист, 2003 -№3.
41. Гутгарц Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия. //Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - №5.
42. Гущина И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда. //Общество и экономика.- 2000.- № 1. - С. 169-174.
43. Добролюбов Е.А. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала. //Банковские технологии.- 2002.- № 3. - С. 41-44.
44. Дряхлов Н., Куприянов Е. Системы мотивации персонала в Западной Европе и США //Проблемы теории и практики управления.- 2002.- № 2. - С. 83-88.
45. Дряхлов Н.И. , Куприянов Е.А. Эффективность деятельности сотрудников и их вознаграждение на Западе //СОЦИС: Социологические исследования.- 2002.- № 12. - С. 87-92.
46. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. – М.: Финансы, учет, аудит. – 1997, 464 с.
47. Замфир К. Удовлетворенность трудом. - М.: Гардарика, 2002, 198 с.
48. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: Учеб. пособие для вузов.- СПб. и др.: Питер, 2000.- 508 с.
49. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - Минск: БГЭУ, 1996.
50. Каверзин Н. Метод кнута и пряника: Всегда ли он оправдывает себя и в каких условиях эффективен? //Служба кадров.- 2002.- № 8. - С. 32-37.
51. Каверин С. Б. Мотивация труда. - М.: Ин-т психологии РАН, 1998.- 224 с.
52. Кардашов В. Мотивация персонала: теория и практика: Об управлении персоналом на примере ОАО "Красцветмет", г. Красноярск //Человек и труд.- 2002.- № 10. - С. 80-83.
53. Кириллов Л. Как заставить сотрудников "гореть" на работе. //Управление персоналом.- 2004.- № 6. - С. 26-31.
54. Клуниченко Н.М. Некоторые социальные и социально-психологические факторы труда и руководства. – Барнаул: АлтГУ, 2002, 150 с.
55. Ковальков Ю.А. Эффективные технологии маркетинга. – М.: ФИНПРЕСС, 2004. 560 с.
56. Комаров Е.И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом .//Управление персоналом.- 2003.- № 1. - С. 38-41.
57. Комаров Е.И. Фирменный патриотизм или преданность в трудовых отношениях. //Управление персоналом.- 2002.- № 5. - С. 63-66.
58. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы. //Человек и труд.- 2004. - №10.
59. Костоглодов Д.Д., Саввиди И.И. Маркетинг предприятия. – М.: Экспертное бюро-М, 2004, 112 с.
60. Ламанов А. Мотивации персонала в бизнесе. //Человек и труд. – 2003, № 2.
61. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. /Деятельность. Сознание. Личность, т. 2, – М.: Педагогика, 1993.
62. Магура М. Человеческий фактор: его роль в преодолении кризиса. //Управление персоналом. – 2003. - № 12.
63. Макушкина А. Мы выбираем, на выбирают, или Размышления о мотивации персонала. //Корпоративный менеджмент. – 2002. - № 1.
64. Мескон М.Х., АльбертМ., Хеоури Ф. Основы менеджмента. /Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 2002.
65. Оучи У.Г. Методы организации производства: японский и американский подходы. - М.: Экономика, 2004.
66. Патрушев В.Д., Бессокирная Т.П. Рабочие на частном предприятии: мотивация, оплата труда и удовлетворенность работой. //Социологические исследования, 2003, №4, с. 121-143.
67. Патрушев В.Д., Калмакан Н.А. Удовлетворенность трудом: социально-экономические аспекты. - М.: Экономика, 2000, 203 с.
68. Пиленцо Л.Р. Управление человеческими ресурсами и эффективность компании //Человек и труд. — 2000. — №2. — С. 101-103.
69. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 362 с.
70. Савина И. От мотивации к партнерству – идеология ХХI века. //Управление персоналом. – 2003. - № 6.
71. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Новое знание, 2004.
72. Старобинский Э.К. Как управлять персоналом. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2003.
73. Тарасова Н.И. От приказа к мотивации: новые принципы управления в США. //Политические исследования, 2004.-№2.
74. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента - М.: Дело, 2002.
75. Управление проектами. /Под ред. В.Д. Шапиро. – СПб: Питер, 2004.
76. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. - М.: Акалис, 2003.
77. Фадеев В.Ю. Малое и среднее предпринимательство в условиях перехода к рынку: проблемы маркетинга. Учебное пособие. – М.: Москва, 2004. – 230 с.
78. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации. - М.: Аспект-пресс, 2004.
79. Фресс П., Пиаже Ж., Экспериментальная психология: оптимум мотивации. - М.: Учпедгиз, 1975.
80. Хакхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М.: Учпедгиз,1986. – Т.I.
81. Хакхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М.: Учпедгиз,1986. – Т.II.
82. Хлюнева М.В., Звезденков А.А., Верхоглазенко В.Н. Пирамида Маслоу плюс или когда бесспорное стало сомнительным. //Корпоративный менеджмент, 2004. - № 2. – с. 40-49.
83. Ховард К., Эриашвили Н.Д. Маркетинг. Принципы и методы. – М.: ЮНИТИ, 2003.
84. Эффективный менеджер: Мотивация вашего коллектива. /Учебное пособие. – М.: The Open University, 2003.