ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСК
|
ВВЕДЕНИЕ 9
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА 12
1.1 Малое предпринимательство: понятие и особенности развития в
современных условиях 12
1.2 Программно-целевой метод государственной поддержки малого
предпринимательства: понятие и особенности его применения 24
1.3 Сравнительная характеристика отечественного и зарубежного опыта
государственной поддержки малого предпринимательства на основе программно-целевого метода 33
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В Г.ЧЕЛЯБИНСКЕ, ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ 42
2.1 Состояние и тенденции развития малого предпринимательства в
Челябинской области и в городе Челябинске 42
2.2 Деятельность Администрации города Челябинска в рамках реализации
программ поддержки и развития малого предпринимательства в городе Челябинске 61
2.3 Выявление проблем в функционировании малого предпринимательства в
г. Челябинске 67
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ Г.ЧЕЛЯБИНСКА 83
3.1 Разработка рекомендаций по развитию малого предпринимательства в городе Челябинске 83
3.3 Оценка эффективности предложенных рекомендаций 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 135
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Показатели и индикаторы, используемые для оценки программ развития и поддержки малого предпринимательства в регионах 144
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Ранжирование регионов по уровню поддержки и развития предпринимательства 148
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА 12
1.1 Малое предпринимательство: понятие и особенности развития в
современных условиях 12
1.2 Программно-целевой метод государственной поддержки малого
предпринимательства: понятие и особенности его применения 24
1.3 Сравнительная характеристика отечественного и зарубежного опыта
государственной поддержки малого предпринимательства на основе программно-целевого метода 33
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В Г.ЧЕЛЯБИНСКЕ, ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ 42
2.1 Состояние и тенденции развития малого предпринимательства в
Челябинской области и в городе Челябинске 42
2.2 Деятельность Администрации города Челябинска в рамках реализации
программ поддержки и развития малого предпринимательства в городе Челябинске 61
2.3 Выявление проблем в функционировании малого предпринимательства в
г. Челябинске 67
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ Г.ЧЕЛЯБИНСКА 83
3.1 Разработка рекомендаций по развитию малого предпринимательства в городе Челябинске 83
3.3 Оценка эффективности предложенных рекомендаций 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 135
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Показатели и индикаторы, используемые для оценки программ развития и поддержки малого предпринимательства в регионах 144
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Ранжирование регионов по уровню поддержки и развития предпринимательства 148
Актуальность темы. Развитие малого предпринимательства является основным условием для формирования конкурентной рыночной среды, при этом малое предпринимательство не полностью выполняет функции, присущие ему в развитых рыночных системах, поэтому в выпускной квалификационной работе будет рассмотрена практика и перспективы реализации программно-целевого метода поддержки малого предпринимательства в Челябинске.
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что малому бизнесу, не смотря на множество декларируемых заявлений о помощи со стороны государства, фактически государственная поддержка практически не оказывается. Недооценка значения малого предпринимательства, пренебрежение его экономическими и социальными возможностями могут иметь негативные последствия, усугубляемые кризисом российской экономики в целом.
Исследование проблем и перспектив развития малого предпринимательства - очень важная и актуальная задача. В России, к сожалению, проблем, касающихся этой сферы экономики не мало, а ведь субъекты малого предпринимательства отвечают за создание дополнительных рабочих мест, развитие конкуренции, а, следовательно, улучшение качества товаров и услуг, рост и развитие национальной экономики. Рынок не может быть целиком обеспечен только крупными предприятиями: существуют такие отрасли, которые совершенно для них непривлекательны.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить практику и определить перспективы реализации программно-целевого метода поддержки малого предпринимательства в Челябинске.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и раскрыть особенности развития малого предпринимательства в современных условиях;
- изучить понятие и особенности программно-целевого метода государственной поддержки малого предпринимательства;
- рассмотреть отечественный и зарубежный опыт государственной поддержки малого предпринимательства на основе программно-целевого метода;
- провести анализ программ поддержки малого предпринимательства в г. Челябинске;
- изучить состояние и тенденции развития малого предпринимательства в Челябинской области и в городе Челябинске;
- выявить проблемы в функционировании малого предпринимательства в г. Челябинске;
- разработать направления совершенствования региональных программ развития и поддержки малого предпринимательства на примере г. Челябинска;
- провести оценку эффективности предложенных рекомендаций и возможность внедрения их в практику деятельности Администрации города Челябинска.
Объект исследования в выпускной квалификационной работе - малое предпринимательство в Челябинской области.
Предмет исследования в выпускной квалификационной работе - меры поддержки малого предпринимательства.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка и приложений.
В первом разделе выпускной квалификационной работы рассматривается понятие и особенности развития малого предпринимательства в современных условиях, представлен программно-целевой метод государственной поддержки малого предпринимательства, особенности его применения, проанализирован отечественный и зарубежный опыт государственной поддержки малого предпринимательства на основе программно-целевого метода.
Во втором разделе работы рассмотрена деятельность Администрации города Челябинска в рамках реализации поддержки и развития малого предпринимательства в городе Челябинске, анализируется состояние и тенденции развития малого предпринимательства в Челябинской области и в городе Челябинске, выявляются проблемы в функционировании малого предпринимательства в г. Челябинске.
В третьем разделе работы указаны перспективы и направления развития малого предпринимательства в городе Челябинске, рассмотрена муниципальная программа поддержки малого предпринимательства в городе Челябинске, проведена оценка эффективности предложенных рекомендаций и возможность внедрения их в практику деятельности Администрации города Челябинска.
Методологической основой исследования явились теоретические положения по данной проблеме. При разработке теоретических вопросов использовались законодательные акты. В работе использованы труды российских и зарубежных по применению программно-целевого метода поддержки малого предпринимательства, а также труды ведущих специалистов по исследуемой проблеме. Важность и актуальность проблемы подчеркивается в работах многих авторов, занимающихся вопросами разработки и реализации государственной и муниципальной политики в сфере малого предпринимательства: Егоршин А.П., Губанов С., Ибадова Л.Т., Максимов В., Мамедова Н.А., Пастухова А.И., Русаков М.С., Рушайло П., Славин А.П., Станиславчик Е. и другие.
Вышеперечисленные источники были использованы для написания настоящей работы, а также легли в основу для проведения различных исследований по мере ее выполнения, и послужили как основным, так и дополнительным материалом для формирования выводов и рекомендаций по результатам исследований.
В выпускной квалификационной работе применены следующие методы: анализ библиографических источников, графический, сравнительный, методы анализа и оценки эффективности.
Теоретическая значимость работы определяется подробным изучением сущности и основных определений малого предпринимательства, которые были даны различными авторами, и выбором наиболее полного и точного определения для дальнейшего анализа. Практическая значимость работы в том, что проведенный анализ перспектив реализации программно-целевого метода поддержки малого предпринимательства и разработанные рекомендации могут быть использованы в практической деятельности Администрации г. Челябинска с целью повышения эффективности ее функционирования.
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что малому бизнесу, не смотря на множество декларируемых заявлений о помощи со стороны государства, фактически государственная поддержка практически не оказывается. Недооценка значения малого предпринимательства, пренебрежение его экономическими и социальными возможностями могут иметь негативные последствия, усугубляемые кризисом российской экономики в целом.
Исследование проблем и перспектив развития малого предпринимательства - очень важная и актуальная задача. В России, к сожалению, проблем, касающихся этой сферы экономики не мало, а ведь субъекты малого предпринимательства отвечают за создание дополнительных рабочих мест, развитие конкуренции, а, следовательно, улучшение качества товаров и услуг, рост и развитие национальной экономики. Рынок не может быть целиком обеспечен только крупными предприятиями: существуют такие отрасли, которые совершенно для них непривлекательны.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить практику и определить перспективы реализации программно-целевого метода поддержки малого предпринимательства в Челябинске.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и раскрыть особенности развития малого предпринимательства в современных условиях;
- изучить понятие и особенности программно-целевого метода государственной поддержки малого предпринимательства;
- рассмотреть отечественный и зарубежный опыт государственной поддержки малого предпринимательства на основе программно-целевого метода;
- провести анализ программ поддержки малого предпринимательства в г. Челябинске;
- изучить состояние и тенденции развития малого предпринимательства в Челябинской области и в городе Челябинске;
- выявить проблемы в функционировании малого предпринимательства в г. Челябинске;
- разработать направления совершенствования региональных программ развития и поддержки малого предпринимательства на примере г. Челябинска;
- провести оценку эффективности предложенных рекомендаций и возможность внедрения их в практику деятельности Администрации города Челябинска.
Объект исследования в выпускной квалификационной работе - малое предпринимательство в Челябинской области.
Предмет исследования в выпускной квалификационной работе - меры поддержки малого предпринимательства.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка и приложений.
В первом разделе выпускной квалификационной работы рассматривается понятие и особенности развития малого предпринимательства в современных условиях, представлен программно-целевой метод государственной поддержки малого предпринимательства, особенности его применения, проанализирован отечественный и зарубежный опыт государственной поддержки малого предпринимательства на основе программно-целевого метода.
Во втором разделе работы рассмотрена деятельность Администрации города Челябинска в рамках реализации поддержки и развития малого предпринимательства в городе Челябинске, анализируется состояние и тенденции развития малого предпринимательства в Челябинской области и в городе Челябинске, выявляются проблемы в функционировании малого предпринимательства в г. Челябинске.
В третьем разделе работы указаны перспективы и направления развития малого предпринимательства в городе Челябинске, рассмотрена муниципальная программа поддержки малого предпринимательства в городе Челябинске, проведена оценка эффективности предложенных рекомендаций и возможность внедрения их в практику деятельности Администрации города Челябинска.
Методологической основой исследования явились теоретические положения по данной проблеме. При разработке теоретических вопросов использовались законодательные акты. В работе использованы труды российских и зарубежных по применению программно-целевого метода поддержки малого предпринимательства, а также труды ведущих специалистов по исследуемой проблеме. Важность и актуальность проблемы подчеркивается в работах многих авторов, занимающихся вопросами разработки и реализации государственной и муниципальной политики в сфере малого предпринимательства: Егоршин А.П., Губанов С., Ибадова Л.Т., Максимов В., Мамедова Н.А., Пастухова А.И., Русаков М.С., Рушайло П., Славин А.П., Станиславчик Е. и другие.
Вышеперечисленные источники были использованы для написания настоящей работы, а также легли в основу для проведения различных исследований по мере ее выполнения, и послужили как основным, так и дополнительным материалом для формирования выводов и рекомендаций по результатам исследований.
В выпускной квалификационной работе применены следующие методы: анализ библиографических источников, графический, сравнительный, методы анализа и оценки эффективности.
Теоретическая значимость работы определяется подробным изучением сущности и основных определений малого предпринимательства, которые были даны различными авторами, и выбором наиболее полного и точного определения для дальнейшего анализа. Практическая значимость работы в том, что проведенный анализ перспектив реализации программно-целевого метода поддержки малого предпринимательства и разработанные рекомендации могут быть использованы в практической деятельности Администрации г. Челябинска с целью повышения эффективности ее функционирования.
В настоящее время малый бизнес можно охарактеризовать как стабильно развивающуюся систему общенационального масштаба, имеющую значительный вес в социальной и экономической сфере развития страны. Исследование функций и роли малого бизнеса в жизни современного общества показало, что малый бизнес обеспечивает развитие конкуренции, быстрое насыщение рынка товарами и услугами в широком ассортименте, реализацию инноваций, в значительной степени определяет темпы экономического развития, формирует структуру ВВП. При этом обеспечивается значительная часть налоговых поступлений, вовлекаются в общественное производство разрозненные ресурсы, ускоряются темпы развития специализированного производства и производства, ориентированного на местный и региональный рынки, сглаживаются различия в экономическом развитии отдельных территорий, совершенствуются связи между секторами экономики.
Анализ особенностей развития малого предпринимательства в современных условиях позволил выявить ряд негативных моментов:
- слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства;
- неотработанность организационно-правовых основ регулирования предпринимательства на региональном уровне;
- высокие налоги, инфляция, разрыв хозяйственных связей, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей, бюрократия, коррупция, отсутствие развитой инфраструктуры (в т. ч. сбытовой и информационной), кадровые проблемы;
- невысокий уровень экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики и хозяйственной культуры;
- резкое повышение цен на все факторы производства, низкий уровень покупательной способности населения;
- негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство только с куплей-продажей.
С целью повышения эффективности реализации программ в области поддержки малого предпринимательства в России следует применить следующие меры:
- следует упростить процедуру регистрации, уменьшить время, которое требуется для узаконивания бизнеса;
- необходимо сделать доступными кредиты малому бизнесу, уменьшить процентные ставки, мотивировать предпринимателей открывать свой бизнес выгодными условиями получения начального капитала;
- нужно поощрять предпринимателей низкими налогами на малый бизнес, освобождать от налогов начинающие предприятия на период их становления, способствовать развитию;
- необходимо следить за тем, чтобы размер арендной платы оставался в определенных рамках, усовершенствовать процедуру сдачи в аренду помещения, чтобы у арендатора и нанимателя не возникали конфликтные ситуации;
- сформировать единую законодательную базу для малого бизнеса, на которую можно было бы полагаться предпринимателям, сделать малый бизнес защищенным со стороны государства, строго следить за исполнением законодательства;
- проявить заинтересованность в отношении формирования квалифицированных кадров, создавать выгодные условия для профессионалов в России, чтобы люди оставались работать на родине, а не уезжали за границу.
Основные элементы поддержки малого бизнеса, применяемые в большинстве развитых стран следующие:
- прямые дотации через бюджет;
- налоговые льготы;
- при размещении государственных заказов на крупных предприятиях оговаривается определенный процент субподрядов для малого бизнеса;
- государство выступает гарантом при получении банковских кредитов малым бизнесом;
- специализированные государственные программы помощи всем желающим начать собственное дело;
- законодательный контроль над процессами концентрации капитала с тем, чтобы предотвратить необоснованное поглощение малых предприятий;
- участие государства во всех объединениях, кредитующих и финансирующих малый бизнес;
- государственная информационная помощь малому бизнесу;
- государственное финансирование подготовки и переподготовки кадров.
Современная государственная программа по поддержке малого (среднего) бизнеса в Челябинской области позволяет достичь следующих результатов:
- помощь в открытии новых предприятий приводит к созданию новых рабочих мест в сфере торговле и в сфере бытовых услуг населению;
- развитие малого бизнеса ведёт к росту числа заключаемых договоров подряда (работник может получить помимо основного дохода, дополнительный доход за счет подработки по договору подряда);
- закупка товаров (услуг) для государственных нужд Челябинской области у представителей малого бизнеса ведёт к повышению доходности малых предприятий за счёт дополнительной реализации товаров и услуг для государства.
Положительными моментами деятельности отдела развития предпринимательства Администрации города Челябинска в 2015 году можно отметить следующие события:
- в городе Челябинске реализуется программа содействия развитию малого предпринимательства, в рамках которой предусмотрены мероприятия по финансовой, имущественной и информационно-консультационной поддержке предпринимателей;
- в 2 раза был увеличен максимальный размер субсидий по приобретению оборудования в кредит, лизинг и за собственные средства;
- профинансировано 3 молодежных предпринимательских проекта и 2 проекта по развитию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста;
- впервые были предоставлены субсидии на компенсацию затрат по повышению квалификации сотрудников, развитию предпринимательской грамотности и компетенций с целью получения дополнительных знаний, умений и навыков, в связи с повышением требований к квалификации кадров и необходимостью освоения ими современных методов решения профессиональных задач;
- компенсировано обучение 103 руководителей и сотрудников по двум направлениям: общие вопросы ведения предпринимательской деятельности и обучение дополнительным специальностям;
- повысилась информационная открытость, облегчен доступ предпринимателей и инвесторов к информации;
- создан Совет по улучшению инвестиционного климата в городе Челябинске;
- сокращены сроки выдачи разрешительной документации на строительство, реконструкцию и ввод линейных объектов с 10 дней до 5 рабочих дней;
- сокращены финансовые и временные издержки инвесторов на государственную регистрацию договоров аренды муниципального имущества, муниципалитет г. Челябинска взял на себя обязанность регистрации данных договоров;
- ведется работа по информационной поддержке и популяризации предпринимательской деятельности, для предпринимателей регулярно проводятся бесплатные семинары, «круглые столы», «мастер-классы», «мозговые штурмы»;
- в качестве ведущих семинаров приглашаются практики различных отраслей бизнеса.
Основными проблемами функционирования малого предпринимательства в г. Челябинске на федеральном уровне являются следующие:
- постоянные изменения законодательства и его несовершенство;
- несовершенство видов и системы сдачи налоговой отчётности;
- дефицит рабочих кадров и технических специалистов ;
- длительность сроков подключения объектов к сетям;
- рост сборов, увеличение количества и размеров штрафов;
- проблемы в области дорожной и таможенной политики;
- проблемы со страховыми компаниями;
- проблемы доступного кредитования.
Основными проблемами функционирования малого предпринимательства в г. Челябинске на региональном уровне являются следующие:
- проблема развития экотуризма в районе озера Тургояк;
- сокращение размера и количества субсидий для субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках программы поддержки;
- увеличение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Основными проблемами функционирования малого предпринимательства в г. Челябинске на муниципальном уровне являются следующие:
- необходимость дополнительных издержек на оформление субъектами малого предпринимательства земельных и имущественных отношений с Администрацией города Челябинска при смене власти;
- повышение стоимости арендной платы земельных участков, находящихся в муниципальной собственности;
- проблемы малого предпринимательства по доступу к закупкам у крупного бизнеса.
Для решения выявленных проблем представляется целесообразным реализация следующих мероприятий. Направления решения проблем малого предпринимательства в г. Челябинске на федеральном уровне:
- следует упростить схему возврата НДС для организаций, осуществляющих ВЭД;
- следует ужесточить законодательство, в части оплаты услуг подрядных организаций со стороны Заказчика при строительстве крупных объектов.
- создать единую базу отчётной информации в органах государственной статистики;
- необходимо разработать одинаковые формы налоговой отчетности для всех организаций одной отрасли, чтобы исключить искажения в работе и обязать сдавать отчёт не реже, чем один раз в год;
- повысить уровень заработной платы рабочих кадров и персонала технических специальностей, а также разработать наиболее эффективную систему стимулирования работников к труду;
- привлекать молодых специалистов в части рабочих кадров и персонала технических специальностей;
- повышение квалификации рабочих кадров для работы на сложном и высокотехнологичном оборудовании;
- повышение производительности труда и обеспечение полной загрузки оборудования;
- скорректировать нормы действующего законодательства относительно сроков подключения объектов к сетям;
- улучшить технические возможности предприятий ЖКХ за счёт модернизации ресурсной базы;
- для предприятий малого бизнеса следует предоставить право сдача отчётности один раз в год вместо четырёх;
- снизить размеры штрафов за ненадлежащее представление отчётности до 50 тыс. руб. вместо 150 тыс. руб.;
- организовать сборы с населения и предпринимателей за проезд по федеральным трассам и обеспечить повышение качества дорог федерального назначения;
- снизить ставки за взимание платы за проезд по федеральным трассам с автотранспорта более 12 тонн;
- согласовать нормы действующего законодательства и со внутренними приказами, которыми руководствуются таможенные органы;
- упростить и повысить прозрачность процедуры выплат со страховых компаний;
- осуществить перенос страховыми компаниями центров выплат в доступные места;
- ограничить перечень возможных дополнительно запрашиваемых документов;
- пресекать законодательно навязывание дополнительных услуг как обязательных условий осуществления обязательного страхования;
- обеспечить эффективное регулирование страховой деятельности на законодательном уровне;
- обеспечить на законодательном уровне обязать банки снизить процентные ставки по кредитам овердрафт для создания возможности пополнения оборотных средств;
- стимулировать коммерческие банки на законодательном уровне для выдачи более дешёвых кредитов, которыми можно было воспользоваться малому бизнесу.
Направления решения проблем малого предпринимательства в г. Челябинске на региональном уровне:
- разработать нормативный документ на региональном уровне, который бы позволял развивать инфраструктуру и экотуризм в районе озера Тургояк;
- рассмотреть возможность выделения субсидий для субъектов малого предпринимательства в рамках программы поддержки в 2016 году на уровне 2015 года;
- рассмотрение возможности оплаты налога на имущество по меньшей ставке, чем применяется сейчас, либо начисление налога осуществлять не на всю кадастровую стоимость объектов недвижимости, а на 50-80 % от неё.
Далее были выявлены основные направления решений проблем малого предпринимательства в г. Челябинске на муниципальном уровне. Среди них следует выделить следующие:
- ведение реестра объектов муниципальной собственности (недвижимости, земельных участков), согласно которому у субъектов малого предпринимательства и Администрации г. Челябинска заключены договоры;
- разработка механизма эффективного контроля за выполнением установленной квоты по размещению заказа у субъектов малого предпринимательства;
- разработка системы статистического учета доли малого предпринимательства в государственном и муниципальном заказе;
- обеспечение облегчения процесса официального подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства;
- разработка механизма снижения или постепенного повышения арендной платы земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, создание льготного периода;
- увеличение объёма использования государственного заказа для поддержки малого предпринимательства;
- повышение доступности информации о государственных и муниципальных закупках;
- повышение уровня осведомленности и уровня доверия предпринимателей к государственному и муниципальному заказу.
Проведенное исследование свидетельствует о том, что малый бизнес может выполнять свою социально-экономическую роль в полном объеме только при условии эффективной всесторонней поддержки этого сектора экономики, в особенности при применении программно-целевого метода поддержки малого бизнеса. Предложенная в работе система показателей оценки эффективности поддержки малого бизнеса позволяет определить, насколько затраты на разработку и реализацию системы поддержки обеспечивают благоприятные условия воспроизводства и необходимый уровень жизнеспособности малого бизнеса. Эффективность системы программно-целевого метода поддержки малого бизнеса в г. Челябинске составляет 137% (свыше 100%), следовательно, предложенные мероприятия следует принять к реализации.
Проведенный экономический анализ эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию форм поддержки малого бизнеса в г. Челябинске показал целесообразность их реализации.
Анализ особенностей развития малого предпринимательства в современных условиях позволил выявить ряд негативных моментов:
- слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства;
- неотработанность организационно-правовых основ регулирования предпринимательства на региональном уровне;
- высокие налоги, инфляция, разрыв хозяйственных связей, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей, бюрократия, коррупция, отсутствие развитой инфраструктуры (в т. ч. сбытовой и информационной), кадровые проблемы;
- невысокий уровень экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики и хозяйственной культуры;
- резкое повышение цен на все факторы производства, низкий уровень покупательной способности населения;
- негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство только с куплей-продажей.
С целью повышения эффективности реализации программ в области поддержки малого предпринимательства в России следует применить следующие меры:
- следует упростить процедуру регистрации, уменьшить время, которое требуется для узаконивания бизнеса;
- необходимо сделать доступными кредиты малому бизнесу, уменьшить процентные ставки, мотивировать предпринимателей открывать свой бизнес выгодными условиями получения начального капитала;
- нужно поощрять предпринимателей низкими налогами на малый бизнес, освобождать от налогов начинающие предприятия на период их становления, способствовать развитию;
- необходимо следить за тем, чтобы размер арендной платы оставался в определенных рамках, усовершенствовать процедуру сдачи в аренду помещения, чтобы у арендатора и нанимателя не возникали конфликтные ситуации;
- сформировать единую законодательную базу для малого бизнеса, на которую можно было бы полагаться предпринимателям, сделать малый бизнес защищенным со стороны государства, строго следить за исполнением законодательства;
- проявить заинтересованность в отношении формирования квалифицированных кадров, создавать выгодные условия для профессионалов в России, чтобы люди оставались работать на родине, а не уезжали за границу.
Основные элементы поддержки малого бизнеса, применяемые в большинстве развитых стран следующие:
- прямые дотации через бюджет;
- налоговые льготы;
- при размещении государственных заказов на крупных предприятиях оговаривается определенный процент субподрядов для малого бизнеса;
- государство выступает гарантом при получении банковских кредитов малым бизнесом;
- специализированные государственные программы помощи всем желающим начать собственное дело;
- законодательный контроль над процессами концентрации капитала с тем, чтобы предотвратить необоснованное поглощение малых предприятий;
- участие государства во всех объединениях, кредитующих и финансирующих малый бизнес;
- государственная информационная помощь малому бизнесу;
- государственное финансирование подготовки и переподготовки кадров.
Современная государственная программа по поддержке малого (среднего) бизнеса в Челябинской области позволяет достичь следующих результатов:
- помощь в открытии новых предприятий приводит к созданию новых рабочих мест в сфере торговле и в сфере бытовых услуг населению;
- развитие малого бизнеса ведёт к росту числа заключаемых договоров подряда (работник может получить помимо основного дохода, дополнительный доход за счет подработки по договору подряда);
- закупка товаров (услуг) для государственных нужд Челябинской области у представителей малого бизнеса ведёт к повышению доходности малых предприятий за счёт дополнительной реализации товаров и услуг для государства.
Положительными моментами деятельности отдела развития предпринимательства Администрации города Челябинска в 2015 году можно отметить следующие события:
- в городе Челябинске реализуется программа содействия развитию малого предпринимательства, в рамках которой предусмотрены мероприятия по финансовой, имущественной и информационно-консультационной поддержке предпринимателей;
- в 2 раза был увеличен максимальный размер субсидий по приобретению оборудования в кредит, лизинг и за собственные средства;
- профинансировано 3 молодежных предпринимательских проекта и 2 проекта по развитию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста;
- впервые были предоставлены субсидии на компенсацию затрат по повышению квалификации сотрудников, развитию предпринимательской грамотности и компетенций с целью получения дополнительных знаний, умений и навыков, в связи с повышением требований к квалификации кадров и необходимостью освоения ими современных методов решения профессиональных задач;
- компенсировано обучение 103 руководителей и сотрудников по двум направлениям: общие вопросы ведения предпринимательской деятельности и обучение дополнительным специальностям;
- повысилась информационная открытость, облегчен доступ предпринимателей и инвесторов к информации;
- создан Совет по улучшению инвестиционного климата в городе Челябинске;
- сокращены сроки выдачи разрешительной документации на строительство, реконструкцию и ввод линейных объектов с 10 дней до 5 рабочих дней;
- сокращены финансовые и временные издержки инвесторов на государственную регистрацию договоров аренды муниципального имущества, муниципалитет г. Челябинска взял на себя обязанность регистрации данных договоров;
- ведется работа по информационной поддержке и популяризации предпринимательской деятельности, для предпринимателей регулярно проводятся бесплатные семинары, «круглые столы», «мастер-классы», «мозговые штурмы»;
- в качестве ведущих семинаров приглашаются практики различных отраслей бизнеса.
Основными проблемами функционирования малого предпринимательства в г. Челябинске на федеральном уровне являются следующие:
- постоянные изменения законодательства и его несовершенство;
- несовершенство видов и системы сдачи налоговой отчётности;
- дефицит рабочих кадров и технических специалистов ;
- длительность сроков подключения объектов к сетям;
- рост сборов, увеличение количества и размеров штрафов;
- проблемы в области дорожной и таможенной политики;
- проблемы со страховыми компаниями;
- проблемы доступного кредитования.
Основными проблемами функционирования малого предпринимательства в г. Челябинске на региональном уровне являются следующие:
- проблема развития экотуризма в районе озера Тургояк;
- сокращение размера и количества субсидий для субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках программы поддержки;
- увеличение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Основными проблемами функционирования малого предпринимательства в г. Челябинске на муниципальном уровне являются следующие:
- необходимость дополнительных издержек на оформление субъектами малого предпринимательства земельных и имущественных отношений с Администрацией города Челябинска при смене власти;
- повышение стоимости арендной платы земельных участков, находящихся в муниципальной собственности;
- проблемы малого предпринимательства по доступу к закупкам у крупного бизнеса.
Для решения выявленных проблем представляется целесообразным реализация следующих мероприятий. Направления решения проблем малого предпринимательства в г. Челябинске на федеральном уровне:
- следует упростить схему возврата НДС для организаций, осуществляющих ВЭД;
- следует ужесточить законодательство, в части оплаты услуг подрядных организаций со стороны Заказчика при строительстве крупных объектов.
- создать единую базу отчётной информации в органах государственной статистики;
- необходимо разработать одинаковые формы налоговой отчетности для всех организаций одной отрасли, чтобы исключить искажения в работе и обязать сдавать отчёт не реже, чем один раз в год;
- повысить уровень заработной платы рабочих кадров и персонала технических специальностей, а также разработать наиболее эффективную систему стимулирования работников к труду;
- привлекать молодых специалистов в части рабочих кадров и персонала технических специальностей;
- повышение квалификации рабочих кадров для работы на сложном и высокотехнологичном оборудовании;
- повышение производительности труда и обеспечение полной загрузки оборудования;
- скорректировать нормы действующего законодательства относительно сроков подключения объектов к сетям;
- улучшить технические возможности предприятий ЖКХ за счёт модернизации ресурсной базы;
- для предприятий малого бизнеса следует предоставить право сдача отчётности один раз в год вместо четырёх;
- снизить размеры штрафов за ненадлежащее представление отчётности до 50 тыс. руб. вместо 150 тыс. руб.;
- организовать сборы с населения и предпринимателей за проезд по федеральным трассам и обеспечить повышение качества дорог федерального назначения;
- снизить ставки за взимание платы за проезд по федеральным трассам с автотранспорта более 12 тонн;
- согласовать нормы действующего законодательства и со внутренними приказами, которыми руководствуются таможенные органы;
- упростить и повысить прозрачность процедуры выплат со страховых компаний;
- осуществить перенос страховыми компаниями центров выплат в доступные места;
- ограничить перечень возможных дополнительно запрашиваемых документов;
- пресекать законодательно навязывание дополнительных услуг как обязательных условий осуществления обязательного страхования;
- обеспечить эффективное регулирование страховой деятельности на законодательном уровне;
- обеспечить на законодательном уровне обязать банки снизить процентные ставки по кредитам овердрафт для создания возможности пополнения оборотных средств;
- стимулировать коммерческие банки на законодательном уровне для выдачи более дешёвых кредитов, которыми можно было воспользоваться малому бизнесу.
Направления решения проблем малого предпринимательства в г. Челябинске на региональном уровне:
- разработать нормативный документ на региональном уровне, который бы позволял развивать инфраструктуру и экотуризм в районе озера Тургояк;
- рассмотреть возможность выделения субсидий для субъектов малого предпринимательства в рамках программы поддержки в 2016 году на уровне 2015 года;
- рассмотрение возможности оплаты налога на имущество по меньшей ставке, чем применяется сейчас, либо начисление налога осуществлять не на всю кадастровую стоимость объектов недвижимости, а на 50-80 % от неё.
Далее были выявлены основные направления решений проблем малого предпринимательства в г. Челябинске на муниципальном уровне. Среди них следует выделить следующие:
- ведение реестра объектов муниципальной собственности (недвижимости, земельных участков), согласно которому у субъектов малого предпринимательства и Администрации г. Челябинска заключены договоры;
- разработка механизма эффективного контроля за выполнением установленной квоты по размещению заказа у субъектов малого предпринимательства;
- разработка системы статистического учета доли малого предпринимательства в государственном и муниципальном заказе;
- обеспечение облегчения процесса официального подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства;
- разработка механизма снижения или постепенного повышения арендной платы земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, создание льготного периода;
- увеличение объёма использования государственного заказа для поддержки малого предпринимательства;
- повышение доступности информации о государственных и муниципальных закупках;
- повышение уровня осведомленности и уровня доверия предпринимателей к государственному и муниципальному заказу.
Проведенное исследование свидетельствует о том, что малый бизнес может выполнять свою социально-экономическую роль в полном объеме только при условии эффективной всесторонней поддержки этого сектора экономики, в особенности при применении программно-целевого метода поддержки малого бизнеса. Предложенная в работе система показателей оценки эффективности поддержки малого бизнеса позволяет определить, насколько затраты на разработку и реализацию системы поддержки обеспечивают благоприятные условия воспроизводства и необходимый уровень жизнеспособности малого бизнеса. Эффективность системы программно-целевого метода поддержки малого бизнеса в г. Челябинске составляет 137% (свыше 100%), следовательно, предложенные мероприятия следует принять к реализации.
Проведенный экономический анализ эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию форм поддержки малого бизнеса в г. Челябинске показал целесообразность их реализации.
Подобные работы
- Программно-целевой метод управления монофункциональным городом (на примере Озерского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Программно-целевой метод управления монофункциональным городом (на примере Озерского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Реализация государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства в муниципальном образовании города Набережные Челны
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Региональные особенности развития малого предпринимательства на примере Белгородской области
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Программно-целевой подход в управлении экономическим развитием региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Программно-целевой подход в управлении экономическим развитием региона
(на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Программно-целевой подход в управлении экономическим развитием региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Оценка потенциала развития малого бизнеса в муниципальном образовании
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МОНОГОРОДОВ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



