РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1. Понятие лидерства и организаторских способностей в психолого-педагогической литературе 10
1.2. Возрастные особенности как фактор развития способностей младших школьников 19
1.3. Психолого-педагогические методы развития
лидерских качеств и организаторских способностей 24
ВЫВОДЫ по главе 1 34
ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ 36
2.1. Организация эмпирического исследования по оценке и диагностике уровня развития лидерских и организаторских качеств 36
2.2. Анализ реализации констатирующего эксперимента 41
2.3. Анализ реализации программы развития 51
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента. .62
ВЫВОДЫ по главе II 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Приложения 87
ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1. Понятие лидерства и организаторских способностей в психолого-педагогической литературе 10
1.2. Возрастные особенности как фактор развития способностей младших школьников 19
1.3. Психолого-педагогические методы развития
лидерских качеств и организаторских способностей 24
ВЫВОДЫ по главе 1 34
ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ 36
2.1. Организация эмпирического исследования по оценке и диагностике уровня развития лидерских и организаторских качеств 36
2.2. Анализ реализации констатирующего эксперимента 41
2.3. Анализ реализации программы развития 51
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента. .62
ВЫВОДЫ по главе II 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Приложения 87
Актуальность проблемы. Активность,
конкурентоспособность, инициативность и позитивность - наиболее важные качества человека в современном динамичном мире. В настоящее время проблема раннего выявления, воспитания и развития будущих лидеров активно исследуется в педагогике и психологии. Особое внимание в исследованиях уделяется младшему школьному возрасту. Именно в этот период становления личности ребенка происходит расширение диапазона совместных с другими людьми действий, формируются жизненные ценностные ориентиры, определяющие его поведение в тех или иных ситуациях, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность,
целеустремленность, предприимчивость и пр. Личностно-ориентированная парадигма образования делает акцент на развитие личностного потенциала школьника и его способностей к усвоению знаний. Лидерские качества и организаторские способности, оказывающие влияние на эффективность принимаемых решений, все чаще выделяются среди базовых качеств выпускника школы.
Лидерство - это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие её рамки [46].
Каждый человек в современном мире хочет быть успешным во всех сферах жизни. Для достижения этой цели
необходимо наличие лидерских качеств. Условия для воспитания в личности этих качеств должно создавать образование. Развитие у подрастающего поколения лидерских качеств и организаторских способностей приобретает все большую социальную значимость и остается психолого-педагогической проблемой, требующей всестороннего изучения.
У российских ученых интерес к лидерству появился в 20-е годы. Однако термин «лидерство» исследователи не использовали. Вместо него Е.А. Аркин и Д.Б. Эльконин предпочитали оперировать термином «вожачество», ограничивая его применение исключительно сферой детских коллективов. В отечественной литературе анализ понятия лидерства начался совсем недавно. Этот вопрос изучался такими учеными, как О.Б. Долотова, Д.В. Денисова, А.С. Мельничук, В.Ф. Петренко, А.В. Солимчук, Л.В. Лебедева, Л.Г. Почебут.
Для большинства людей эффективность лидерства определяется наличием у субъекта лидерства тех качеств личности, которые позволяют побуждать других к развитию и вызывают доверие особенностями поведения. В представлениях студентов важную роль в вопросе эффективности руководства играет способность субъекта лидерства видеть в своих подчиненных не объекты для манипулирования, а равноправные ему субъекты. Несмотря на актуальность данного вопроса, в научной литературе и методических разработках данная тема раскрыта не в полной мере. Отмечается нехватка уровня просвещения в этом вопросе среди педагогов, студентов, родителей.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 г.) зафиксировано, что школьное образование направлено на формирование у обучающихся навыков самоорганизованности. Организованность - качественная характеристика социальной активности личности, которая позволяет учащимся успешно справляться с возрастающими школьными требованиями.
В психолого-педагогической литературе имеется ряд исследований, раскрывающих различные аспекты проблемы развития организаторских способностей, знаний, умений, навыков. Организаторские способности у младшего школьника формируются в образовательном процессе и во внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию индивидуальных способностей школьника. Различные виды внеучебной работы обогащают личный опыт ребенка, знакомят с разнообразием человеческой деятельности, благодаря чему школьник приобретает практические умения и навыки.
Быстрые решения задач креативной и профессионально-трудовой практики невозможны без стремления к самосовершенствованию, самообразованию и саморазвитию. В эпоху бурных социально-экономических преобразований многие педагоги и исследователи (Е.В. Бондаревская, В.В. Горшкова, С.М. Годник, А.В. Кирьякова, И.А. Колесникова, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, А.П. Тряпицына, Е.Н. Шиянов и др.) приходят к выводу о важности стимулирования личностного роста в образовательном процессе. При таком подходе человек на всех этапах образования и социализации выступает как самоорганизующийся субъект учебной и профессиональной деятельности [17].
С началом обучения в школе происходит коренное изменение социальной ситуации развития ребенка. Становясь «общественным» субъектом, школьник получает оценку за выполнение социально значимых обязанностей, возложенных на него. От того, насколько успешно ребенок справляется с новыми требованиями, зависит характер перестройки всей системы его жизненных отношений [24].
В последующем процесс перехода младшего школьника в старшие классы сопровождается кризисными последствиями, что вызывает у ребенка рефлексию, определяет качественные и количественные изменения его личности, индивидуальности, самосознания и самоопределения. Стоит отметить, что помимо образовательного процесса в повседневности ребенок сталкивается с серьезными дилеммами и трудностями, а это зачастую приводит к гипертрофии целостности жизненной позиции и к «экзистенциальному вакууму». В процессе ребенок утрачивает свою субъектность, начинает ощущать себя инструментом для исполнения чужой воли и «звеном», суверенно функционирующей от него системы. В связи с этим, помимо развития лидерских качеств и организаторских способностей младшего школьника, мы видим важным и психологически необходимым развивать у каждого ребенка из данной возрастной категории субъектную позицию посредством формирования активности, позитивности и инициативности.
Объект исследования - процесс развития лидерских качеств и организаторских способностей младших школьников.
Предмет исследования - организация процесса развития лидерских качеств и организаторских способностей младших школьников психологическими средствами во внеучебной работе.
Цель исследования - изучить психолого-педагогические условия развития лидерских качеств, организаторских способностей и субъектности у младших школьников, теоретически обосновать и эмпирически апробировать методы психолого-педагогической деятельности, направленной на формирование лидерских качеств и организаторских способностей у младших школьников.
Гипотеза исследования: использование психолого-педагогической деятельности в рамках психологических тренингов и КТД во внеурочной деятельности способствует развитию лидерских качества, организаторских способностей, а также развитию субъектности личности у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом решались следующие задачи:
1. Выявить сущность и структуру понятий: «лидерские качества» и «организаторские способности». Определить критерии сформированности данных качеств у младших школьников.
2. Выявить эффективные педагогические и психологические условия формирования и развития организаторских способностей и лидерских качеств в образовательном процессе.
3. Разработать и экспериментально проверить психологические и педагогические методы формирования и развития лидерских качеств у детей младшего возраста.
4. Экспериментально апробировать методику формирования лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.
5. Обобщить полученные в экспериментальном исследовании данные, сделать выводы.
Практическая значимость данной работы состоит в результатах, полученных в ходе констатирующего и формирующего экспериментов, и их потенциальном применении в работе школьных психологов, социальных педагогов, педагогов, учителей, родителей.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач была разработана методика исследования, которая включала в себя следующие методы исследования:
1) организационные: сравнительный;
2) эмпирические: организация формирующего
эксперимента, наблюдение, анализ документации, изучение философской, социологической, психолого-педагогической литературы, нормативно-законодательных документов Российской Федерации;
3) количественный и качественный анализ полученных данных (количественная и качественная оценка итогов констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов и их соотнесение с гипотезой исследования);
4) диагностические методы: методики Р. Жиля (определяет уровень стремления к лидерству), Е.Н. Степанова (диагностика уровня социальной активности учащихся), В.В. Синявского и В.А. Федоришина (определяет уровень развития коммуникативных навыков), «Я - лидер» (фиксирует уровень организаторских способностей), А.И. Липкиной «Три оценки» (фиксирует уровень самооценки) и др.;
5) интерпретационные (выработка гипотезы и обобщение данных).
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе частного образовательного учреждения «Смоленская Православная гимназия» Русской Православной церкви. В исследовании приняли участие ученики 4А и 4Б классов (в общем объёме - 58 учеников).
Апробация результатов диссертации: итоговые результаты исследования были представлены всем участникам секции в рамках ежегодной (68-ой) студенческой научной конференции Смоленского государственного университета.
Публикации: материалы диссертационной работы были опубликованы в сборнике «Молодежь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии» (г. Смоленск, СмолГУ, 2019 г., С. 74-78) [58].
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 85 источников. Объем работы составляет 131 страница.
конкурентоспособность, инициативность и позитивность - наиболее важные качества человека в современном динамичном мире. В настоящее время проблема раннего выявления, воспитания и развития будущих лидеров активно исследуется в педагогике и психологии. Особое внимание в исследованиях уделяется младшему школьному возрасту. Именно в этот период становления личности ребенка происходит расширение диапазона совместных с другими людьми действий, формируются жизненные ценностные ориентиры, определяющие его поведение в тех или иных ситуациях, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность,
целеустремленность, предприимчивость и пр. Личностно-ориентированная парадигма образования делает акцент на развитие личностного потенциала школьника и его способностей к усвоению знаний. Лидерские качества и организаторские способности, оказывающие влияние на эффективность принимаемых решений, все чаще выделяются среди базовых качеств выпускника школы.
Лидерство - это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие её рамки [46].
Каждый человек в современном мире хочет быть успешным во всех сферах жизни. Для достижения этой цели
необходимо наличие лидерских качеств. Условия для воспитания в личности этих качеств должно создавать образование. Развитие у подрастающего поколения лидерских качеств и организаторских способностей приобретает все большую социальную значимость и остается психолого-педагогической проблемой, требующей всестороннего изучения.
У российских ученых интерес к лидерству появился в 20-е годы. Однако термин «лидерство» исследователи не использовали. Вместо него Е.А. Аркин и Д.Б. Эльконин предпочитали оперировать термином «вожачество», ограничивая его применение исключительно сферой детских коллективов. В отечественной литературе анализ понятия лидерства начался совсем недавно. Этот вопрос изучался такими учеными, как О.Б. Долотова, Д.В. Денисова, А.С. Мельничук, В.Ф. Петренко, А.В. Солимчук, Л.В. Лебедева, Л.Г. Почебут.
Для большинства людей эффективность лидерства определяется наличием у субъекта лидерства тех качеств личности, которые позволяют побуждать других к развитию и вызывают доверие особенностями поведения. В представлениях студентов важную роль в вопросе эффективности руководства играет способность субъекта лидерства видеть в своих подчиненных не объекты для манипулирования, а равноправные ему субъекты. Несмотря на актуальность данного вопроса, в научной литературе и методических разработках данная тема раскрыта не в полной мере. Отмечается нехватка уровня просвещения в этом вопросе среди педагогов, студентов, родителей.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 г.) зафиксировано, что школьное образование направлено на формирование у обучающихся навыков самоорганизованности. Организованность - качественная характеристика социальной активности личности, которая позволяет учащимся успешно справляться с возрастающими школьными требованиями.
В психолого-педагогической литературе имеется ряд исследований, раскрывающих различные аспекты проблемы развития организаторских способностей, знаний, умений, навыков. Организаторские способности у младшего школьника формируются в образовательном процессе и во внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию индивидуальных способностей школьника. Различные виды внеучебной работы обогащают личный опыт ребенка, знакомят с разнообразием человеческой деятельности, благодаря чему школьник приобретает практические умения и навыки.
Быстрые решения задач креативной и профессионально-трудовой практики невозможны без стремления к самосовершенствованию, самообразованию и саморазвитию. В эпоху бурных социально-экономических преобразований многие педагоги и исследователи (Е.В. Бондаревская, В.В. Горшкова, С.М. Годник, А.В. Кирьякова, И.А. Колесникова, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, А.П. Тряпицына, Е.Н. Шиянов и др.) приходят к выводу о важности стимулирования личностного роста в образовательном процессе. При таком подходе человек на всех этапах образования и социализации выступает как самоорганизующийся субъект учебной и профессиональной деятельности [17].
С началом обучения в школе происходит коренное изменение социальной ситуации развития ребенка. Становясь «общественным» субъектом, школьник получает оценку за выполнение социально значимых обязанностей, возложенных на него. От того, насколько успешно ребенок справляется с новыми требованиями, зависит характер перестройки всей системы его жизненных отношений [24].
В последующем процесс перехода младшего школьника в старшие классы сопровождается кризисными последствиями, что вызывает у ребенка рефлексию, определяет качественные и количественные изменения его личности, индивидуальности, самосознания и самоопределения. Стоит отметить, что помимо образовательного процесса в повседневности ребенок сталкивается с серьезными дилеммами и трудностями, а это зачастую приводит к гипертрофии целостности жизненной позиции и к «экзистенциальному вакууму». В процессе ребенок утрачивает свою субъектность, начинает ощущать себя инструментом для исполнения чужой воли и «звеном», суверенно функционирующей от него системы. В связи с этим, помимо развития лидерских качеств и организаторских способностей младшего школьника, мы видим важным и психологически необходимым развивать у каждого ребенка из данной возрастной категории субъектную позицию посредством формирования активности, позитивности и инициативности.
Объект исследования - процесс развития лидерских качеств и организаторских способностей младших школьников.
Предмет исследования - организация процесса развития лидерских качеств и организаторских способностей младших школьников психологическими средствами во внеучебной работе.
Цель исследования - изучить психолого-педагогические условия развития лидерских качеств, организаторских способностей и субъектности у младших школьников, теоретически обосновать и эмпирически апробировать методы психолого-педагогической деятельности, направленной на формирование лидерских качеств и организаторских способностей у младших школьников.
Гипотеза исследования: использование психолого-педагогической деятельности в рамках психологических тренингов и КТД во внеурочной деятельности способствует развитию лидерских качества, организаторских способностей, а также развитию субъектности личности у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом решались следующие задачи:
1. Выявить сущность и структуру понятий: «лидерские качества» и «организаторские способности». Определить критерии сформированности данных качеств у младших школьников.
2. Выявить эффективные педагогические и психологические условия формирования и развития организаторских способностей и лидерских качеств в образовательном процессе.
3. Разработать и экспериментально проверить психологические и педагогические методы формирования и развития лидерских качеств у детей младшего возраста.
4. Экспериментально апробировать методику формирования лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.
5. Обобщить полученные в экспериментальном исследовании данные, сделать выводы.
Практическая значимость данной работы состоит в результатах, полученных в ходе констатирующего и формирующего экспериментов, и их потенциальном применении в работе школьных психологов, социальных педагогов, педагогов, учителей, родителей.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач была разработана методика исследования, которая включала в себя следующие методы исследования:
1) организационные: сравнительный;
2) эмпирические: организация формирующего
эксперимента, наблюдение, анализ документации, изучение философской, социологической, психолого-педагогической литературы, нормативно-законодательных документов Российской Федерации;
3) количественный и качественный анализ полученных данных (количественная и качественная оценка итогов констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов и их соотнесение с гипотезой исследования);
4) диагностические методы: методики Р. Жиля (определяет уровень стремления к лидерству), Е.Н. Степанова (диагностика уровня социальной активности учащихся), В.В. Синявского и В.А. Федоришина (определяет уровень развития коммуникативных навыков), «Я - лидер» (фиксирует уровень организаторских способностей), А.И. Липкиной «Три оценки» (фиксирует уровень самооценки) и др.;
5) интерпретационные (выработка гипотезы и обобщение данных).
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе частного образовательного учреждения «Смоленская Православная гимназия» Русской Православной церкви. В исследовании приняли участие ученики 4А и 4Б классов (в общем объёме - 58 учеников).
Апробация результатов диссертации: итоговые результаты исследования были представлены всем участникам секции в рамках ежегодной (68-ой) студенческой научной конференции Смоленского государственного университета.
Публикации: материалы диссертационной работы были опубликованы в сборнике «Молодежь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии» (г. Смоленск, СмолГУ, 2019 г., С. 74-78) [58].
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 85 источников. Объем работы составляет 131 страница.
Особенности проявления лидерских качеств и организаторских качеств у младших школьников предопределили необходимость рассмотрения проблемы их развития. Проведенный анализ показал, что работа по развитию лидерских качеств младших школьников должна быть ориентирована на культивирование коммуникативных и организаторских умений детей, на развитие их инициативности, а также на формирование адекватной самооценки.
Выдвинутая гипотеза была проверена в ходе эмпирического исследования, в котором приняли участие 58 учащихся 4-х классов (экспериментальная выборка - 30 учащихся, контрольная выборка - 28 учащихся).
Исследование особенностей развития лидерских качеств и организаторских способностей в коллективе младших школьников проходило в три этапа:
1 - констатирующий этап: диагностика уровня развития лидерских качеств и организаторских способностей младших школьников;
2 - формирующий этап: разработка и апробация программы развития лидерских качеств и организаторских способностей в коллективе младших школьников (в экспериментальной группе);
3 - контрольный этап: повторная диагностика уровня развития лидерских качеств и организаторских способностей младших школьников, определение эффективности формирующей работы.
Для определения уровня развития лидерских качеств и организаторских способностей младших школьников были использованы следующие методики: Р. Жиля (определяет уровень стремления к лидерству), Е.Н. Степанова (диагностика уровня социальной активности учащихся), методика В.В. Синявского и В.А. Федоришина (определяет уровень развития коммуникативных навыков), «Я - лидер» (фиксирует уровень организаторских способностей), А.И. Липкиной «Три оценки» (фиксирует уровень самооценки).
На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня развития лидерских качеств и организаторских способностей младших школьников. Было выявлено, что в группах младших школьников преобладает низкий уровень их развития.
Результаты диагностики на констатирующем этапе предопределили необходимость формирующей работы. Была разработана и внедрена программа развития лидерских качеств и организаторских способностей в коллективе младших школьников, включающая в себя тренинги и коллективные творческие дела. Всего было проведено 16 тренингов и 5 коллективных творческих дел, направленных на развитие лидерских, коммуникативных и организаторских качеств детей, на культивирование эмпатии, ответственности, инициативности, навыков самоанализа и командного взаимодействия. Основной целью формирующего эксперимента было формирование и развитие активной жизненной позиции детей.
Повторная диагностика лидерских качеств и организаторских способностей учащихся позволила определить эффективность формирующего эксперимента. Результаты диагностики показали существенное различие между уровнями развития лидерских качеств и организаторских способностей младших школьников в экспериментальной и контрольной группах. Уровень развития лидерских качеств и организаторских способностей в экспериментальной группе стал значительно выше по всем трем критериям почти в полтора раза.
Качественные изменения также были зафиксированы методом педагогического наблюдения: количество инертных, неактивных детей снизилось, количество младших школьников со средним уровнем развития существенно увеличилось, количество лидеров выросло. В целом группы стали демонстрировать более высокую эффективность деятельности, повысилась самооценка учащихся, психологический климат в коллективе заметно улучшился.
Дети стали активными участниками проводимых мероприятий, они научились планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. В конце концов, и это самый важный итог формирующего эксперимента, можно сказать, что проведенные мероприятия стали весомым вкладом в субъектогенез учащихся, становление и развитие их активной жизненной позиции. Это демонстрируют и данные педагогического наблюдения, и оценка учителей.
Программа формирующего эксперимента показала свою эффективность и, по мнению автора, требует усовершенствования и дальнейшего внедрения.
Таким образом, в результате исследования:
1. Выявлена сущность и определена структура понятий: «лидерские качества» и «организаторские способности». Определены критерии и показатели сформированности данных качеств у младших школьников.
2. Установлены эффективные педагогические и психологические условия формирования и развития организаторских способностей и лидерских качеств в образовательном процессе.
3. Разработаны и экспериментально проверены психологические и педагогические методы формирования и развития лидерских качеств у детей младшего возраста (тренинги и коллективные творческие дела).
4. Экспериментально апробированы методики диагностики лидерских качеств и организаторских способностей у детей младшего школьного возраста.
Проведенное исследование показало актуальность проблемы формирования и развития лидерских качеств и организаторских способностей. Доказано, что использование грамотной программы психолого-педагогической деятельности способствует развитию лидерских качеств и организаторских способностей, а также субъектности у детей младшего школьного возраста.
Представляется крайне важной необходимость дальнейшего изучения и исследования данной проблемы, а также значимость ее практического применения в образовательном процессе в направлении его гуманизации и субъектоориентированности.
В конечном результате, сформулированную гипотезу можно считать доказанной, а цель исследовательской работы - достигнутой.
Выдвинутая гипотеза была проверена в ходе эмпирического исследования, в котором приняли участие 58 учащихся 4-х классов (экспериментальная выборка - 30 учащихся, контрольная выборка - 28 учащихся).
Исследование особенностей развития лидерских качеств и организаторских способностей в коллективе младших школьников проходило в три этапа:
1 - констатирующий этап: диагностика уровня развития лидерских качеств и организаторских способностей младших школьников;
2 - формирующий этап: разработка и апробация программы развития лидерских качеств и организаторских способностей в коллективе младших школьников (в экспериментальной группе);
3 - контрольный этап: повторная диагностика уровня развития лидерских качеств и организаторских способностей младших школьников, определение эффективности формирующей работы.
Для определения уровня развития лидерских качеств и организаторских способностей младших школьников были использованы следующие методики: Р. Жиля (определяет уровень стремления к лидерству), Е.Н. Степанова (диагностика уровня социальной активности учащихся), методика В.В. Синявского и В.А. Федоришина (определяет уровень развития коммуникативных навыков), «Я - лидер» (фиксирует уровень организаторских способностей), А.И. Липкиной «Три оценки» (фиксирует уровень самооценки).
На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня развития лидерских качеств и организаторских способностей младших школьников. Было выявлено, что в группах младших школьников преобладает низкий уровень их развития.
Результаты диагностики на констатирующем этапе предопределили необходимость формирующей работы. Была разработана и внедрена программа развития лидерских качеств и организаторских способностей в коллективе младших школьников, включающая в себя тренинги и коллективные творческие дела. Всего было проведено 16 тренингов и 5 коллективных творческих дел, направленных на развитие лидерских, коммуникативных и организаторских качеств детей, на культивирование эмпатии, ответственности, инициативности, навыков самоанализа и командного взаимодействия. Основной целью формирующего эксперимента было формирование и развитие активной жизненной позиции детей.
Повторная диагностика лидерских качеств и организаторских способностей учащихся позволила определить эффективность формирующего эксперимента. Результаты диагностики показали существенное различие между уровнями развития лидерских качеств и организаторских способностей младших школьников в экспериментальной и контрольной группах. Уровень развития лидерских качеств и организаторских способностей в экспериментальной группе стал значительно выше по всем трем критериям почти в полтора раза.
Качественные изменения также были зафиксированы методом педагогического наблюдения: количество инертных, неактивных детей снизилось, количество младших школьников со средним уровнем развития существенно увеличилось, количество лидеров выросло. В целом группы стали демонстрировать более высокую эффективность деятельности, повысилась самооценка учащихся, психологический климат в коллективе заметно улучшился.
Дети стали активными участниками проводимых мероприятий, они научились планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. В конце концов, и это самый важный итог формирующего эксперимента, можно сказать, что проведенные мероприятия стали весомым вкладом в субъектогенез учащихся, становление и развитие их активной жизненной позиции. Это демонстрируют и данные педагогического наблюдения, и оценка учителей.
Программа формирующего эксперимента показала свою эффективность и, по мнению автора, требует усовершенствования и дальнейшего внедрения.
Таким образом, в результате исследования:
1. Выявлена сущность и определена структура понятий: «лидерские качества» и «организаторские способности». Определены критерии и показатели сформированности данных качеств у младших школьников.
2. Установлены эффективные педагогические и психологические условия формирования и развития организаторских способностей и лидерских качеств в образовательном процессе.
3. Разработаны и экспериментально проверены психологические и педагогические методы формирования и развития лидерских качеств у детей младшего возраста (тренинги и коллективные творческие дела).
4. Экспериментально апробированы методики диагностики лидерских качеств и организаторских способностей у детей младшего школьного возраста.
Проведенное исследование показало актуальность проблемы формирования и развития лидерских качеств и организаторских способностей. Доказано, что использование грамотной программы психолого-педагогической деятельности способствует развитию лидерских качеств и организаторских способностей, а также субъектности у детей младшего школьного возраста.
Представляется крайне важной необходимость дальнейшего изучения и исследования данной проблемы, а также значимость ее практического применения в образовательном процессе в направлении его гуманизации и субъектоориентированности.
В конечном результате, сформулированную гипотезу можно считать доказанной, а цель исследовательской работы - достигнутой.
Подобные работы
- ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОББЕДИНЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ - ПСИХОЛОГОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ CПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Развитие коммуникативных характеристик и лидерских качеств дошкольников через театрализованные сказки
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТВОРЧЕСКОЙ СТУДИИ «ЮНЫЙ ЛИДЕР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



