ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1. Понятие лидерства и организаторских способностей в психолого-педагогической литературе 10
1.2. Возрастные особенности как фактор развития способностей младших школьников 19
1.3. Психолого-педагогические методы развития
лидерских качеств и организаторских способностей 24
ВЫВОДЫ по главе 1 34
ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ 36
2.1. Организация эмпирического исследования по оценке и диагностике уровня развития лидерских и организаторских качеств 36
2.2. Анализ реализации констатирующего эксперимента 41
2.3. Анализ реализации программы развития 51
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента. .62
ВЫВОДЫ по главе II 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Приложения 87
Актуальность проблемы. Активность,
конкурентоспособность, инициативность и позитивность - наиболее важные качества человека в современном динамичном мире. В настоящее время проблема раннего выявления, воспитания и развития будущих лидеров активно исследуется в педагогике и психологии. Особое внимание в исследованиях уделяется младшему школьному возрасту. Именно в этот период становления личности ребенка происходит расширение диапазона совместных с другими людьми действий, формируются жизненные ценностные ориентиры, определяющие его поведение в тех или иных ситуациях, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность,
целеустремленность, предприимчивость и пр. Личностно-ориентированная парадигма образования делает акцент на развитие личностного потенциала школьника и его способностей к усвоению знаний. Лидерские качества и организаторские способности, оказывающие влияние на эффективность принимаемых решений, все чаще выделяются среди базовых качеств выпускника школы.
Лидерство - это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие её рамки [46].
Каждый человек в современном мире хочет быть успешным во всех сферах жизни. Для достижения этой цели
необходимо наличие лидерских качеств. Условия для воспитания в личности этих качеств должно создавать образование. Развитие у подрастающего поколения лидерских качеств и организаторских способностей приобретает все большую социальную значимость и остается психолого-педагогической проблемой, требующей всестороннего изучения.
У российских ученых интерес к лидерству появился в 20-е годы. Однако термин «лидерство» исследователи не использовали. Вместо него Е.А. Аркин и Д.Б. Эльконин предпочитали оперировать термином «вожачество», ограничивая его применение исключительно сферой детских коллективов. В отечественной литературе анализ понятия лидерства начался совсем недавно. Этот вопрос изучался такими учеными, как О.Б. Долотова, Д.В. Денисова, А.С. Мельничук, В.Ф. Петренко, А.В. Солимчук, Л.В. Лебедева, Л.Г. Почебут.
Для большинства людей эффективность лидерства определяется наличием у субъекта лидерства тех качеств личности, которые позволяют побуждать других к развитию и вызывают доверие особенностями поведения. В представлениях студентов важную роль в вопросе эффективности руководства играет способность субъекта лидерства видеть в своих подчиненных не объекты для манипулирования, а равноправные ему субъекты. Несмотря на актуальность данного вопроса, в научной литературе и методических разработках данная тема раскрыта не в полной мере. Отмечается нехватка уровня просвещения в этом вопросе среди педагогов, студентов, родителей.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 г.) зафиксировано, что школьное образование направлено на формирование у обучающихся навыков самоорганизованности. Организованность - качественная характеристика социальной активности личности, которая позволяет учащимся успешно справляться с возрастающими школьными требованиями.
В психолого-педагогической литературе имеется ряд исследований, раскрывающих различные аспекты проблемы развития организаторских способностей, знаний, умений, навыков. Организаторские способности у младшего школьника формируются в образовательном процессе и во внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию индивидуальных способностей школьника. Различные виды внеучебной работы обогащают личный опыт ребенка, знакомят с разнообразием человеческой деятельности, благодаря чему школьник приобретает практические умения и навыки.
Быстрые решения задач креативной и профессионально-трудовой практики невозможны без стремления к самосовершенствованию, самообразованию и саморазвитию. В эпоху бурных социально-экономических преобразований многие педагоги и исследователи (Е.В. Бондаревская, В.В. Горшкова, С.М. Годник, А.В. Кирьякова, И.А. Колесникова, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, А.П. Тряпицына, Е.Н. Шиянов и др.) приходят к выводу о важности стимулирования личностного роста в образовательном процессе. При таком подходе человек на всех этапах образования и социализации выступает как самоорганизующийся субъект учебной и профессиональной деятельности [17].
С началом обучения в школе происходит коренное изменение социальной ситуации развития ребенка. Становясь «общественным» субъектом, школьник получает оценку за выполнение социально значимых обязанностей, возложенных на него. От того, насколько успешно ребенок справляется с новыми требованиями, зависит характер перестройки всей системы его жизненных отношений [24].
В последующем процесс перехода младшего школьника в старшие классы сопровождается кризисными последствиями, что вызывает у ребенка рефлексию, определяет качественные и количественные изменения его личности, индивидуальности, самосознания и самоопределения. Стоит отметить, что помимо образовательного процесса в повседневности ребенок сталкивается с серьезными дилеммами и трудностями, а это зачастую приводит к гипертрофии целостности жизненной позиции и к «экзистенциальному вакууму». В процессе ребенок утрачивает свою субъектность, начинает ощущать себя инструментом для исполнения чужой воли и «звеном», суверенно функционирующей от него системы. В связи с этим, помимо развития лидерских качеств и организаторских способностей младшего школьника, мы видим важным и психологически необходимым развивать у каждого ребенка из данной возрастной категории субъектную позицию посредством формирования активности, позитивности и инициативности.
Объект исследования - процесс развития лидерских качеств и организаторских способностей младших школьников.
Предмет исследования - организация процесса развития лидерских качеств и организаторских способностей младших школьников психологическими средствами во внеучебной работе.
Цель исследования - изучить психолого-педагогические условия развития лидерских качеств, организаторских способностей и субъектности у младших школьников, теоретически обосновать и эмпирически апробировать методы психолого-педагогической деятельности, направленной на формирование лидерских качеств и организаторских способностей у младших школьников.
Гипотеза исследования: использование психолого-педагогической деятельности в рамках психологических тренингов и КТД во внеурочной деятельности способствует развитию лидерских качества, организаторских способностей, а также развитию субъектности личности у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом решались следующие задачи:
1. Выявить сущность и структуру понятий: «лидерские качества» и «организаторские способности». Определить критерии сформированности данных качеств у младших школьников.
2. Выявить эффективные педагогические и психологические условия формирования и развития организаторских способностей и лидерских качеств в образовательном процессе.
3. Разработать и экспериментально проверить психологические и педагогические методы формирования и развития лидерских качеств у детей младшего возраста.
4. Экспериментально апробировать методику формирования лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.
5. Обобщить полученные в экспериментальном исследовании данные, сделать выводы.
Практическая значимость данной работы состоит в результатах, полученных в ходе констатирующего и формирующего экспериментов, и их потенциальном применении в работе школьных психологов, социальных педагогов, педагогов, учителей, родителей.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач была разработана методика исследования, которая включала в себя следующие методы исследования:
1) организационные: сравнительный;
2) эмпирические: организация формирующего
эксперимента, наблюдение, анализ документации, изучение философской, социологической, психолого-педагогической литературы, нормативно-законодательных документов Российской Федерации;
3) количественный и качественный анализ полученных данных (количественная и качественная оценка итогов констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов и их соотнесение с гипотезой исследования);
4) диагностические методы: методики Р. Жиля (определяет уровень стремления к лидерству), Е.Н. Степанова (диагностика уровня социальной активности учащихся), В.В. Синявского и В.А. Федоришина (определяет уровень развития коммуникативных навыков), «Я - лидер» (фиксирует уровень организаторских способностей), А.И. Липкиной «Три оценки» (фиксирует уровень самооценки) и др.;
5) интерпретационные (выработка гипотезы и обобщение данных).
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе частного образовательного учреждения «Смоленская Православная гимназия» Русской Православной церкви. В исследовании приняли участие ученики 4А и 4Б классов (в общем объёме - 58 учеников).
Апробация результатов диссертации: итоговые результаты исследования были представлены всем участникам секции в рамках ежегодной (68-ой) студенческой научной конференции Смоленского государственного университета.
Публикации: материалы диссертационной работы были опубликованы в сборнике «Молодежь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии» (г. Смоленск, СмолГУ, 2019 г., С. 74-78) [58].
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 85 источников. Объем работы составляет 131 страница.
Особенности проявления лидерских качеств и организаторских качеств у младших школьников предопределили необходимость рассмотрения проблемы их развития. Проведенный анализ показал, что работа по развитию лидерских качеств младших школьников должна быть ориентирована на культивирование коммуникативных и организаторских умений детей, на развитие их инициативности, а также на формирование адекватной самооценки.
Выдвинутая гипотеза была проверена в ходе эмпирического исследования, в котором приняли участие 58 учащихся 4-х классов (экспериментальная выборка - 30 учащихся, контрольная выборка - 28 учащихся).
Исследование особенностей развития лидерских качеств и организаторских способностей в коллективе младших школьников проходило в три этапа:
1 - констатирующий этап: диагностика уровня развития лидерских качеств и организаторских способностей младших школьников;
2 - формирующий этап: разработка и апробация программы развития лидерских качеств и организаторских способностей в коллективе младших школьников (в экспериментальной группе);
3 - контрольный этап: повторная диагностика уровня развития лидерских качеств и организаторских способностей младших школьников, определение эффективности формирующей работы.
Для определения уровня развития лидерских качеств и организаторских способностей младших школьников были использованы следующие методики: Р. Жиля (определяет уровень стремления к лидерству), Е.Н. Степанова (диагностика уровня социальной активности учащихся), методика В.В. Синявского и В.А. Федоришина (определяет уровень развития коммуникативных навыков), «Я - лидер» (фиксирует уровень организаторских способностей), А.И. Липкиной «Три оценки» (фиксирует уровень самооценки).
На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня развития лидерских качеств и организаторских способностей младших школьников. Было выявлено, что в группах младших школьников преобладает низкий уровень их развития.
Результаты диагностики на констатирующем этапе предопределили необходимость формирующей работы. Была разработана и внедрена программа развития лидерских качеств и организаторских способностей в коллективе младших школьников, включающая в себя тренинги и коллективные творческие дела. Всего было проведено 16 тренингов и 5 коллективных творческих дел, направленных на развитие лидерских, коммуникативных и организаторских качеств детей, на культивирование эмпатии, ответственности, инициативности, навыков самоанализа и командного взаимодействия. Основной целью формирующего эксперимента было формирование и развитие активной жизненной позиции детей.
Повторная диагностика лидерских качеств и организаторских способностей учащихся позволила определить эффективность формирующего эксперимента. Результаты диагностики показали существенное различие между уровнями развития лидерских качеств и организаторских способностей младших школьников в экспериментальной и контрольной группах. Уровень развития лидерских качеств и организаторских способностей в экспериментальной группе стал значительно выше по всем трем критериям почти в полтора раза.
Качественные изменения также были зафиксированы методом педагогического наблюдения: количество инертных, неактивных детей снизилось, количество младших школьников со средним уровнем развития существенно увеличилось, количество лидеров выросло. В целом группы стали демонстрировать более высокую эффективность деятельности, повысилась самооценка учащихся, психологический климат в коллективе заметно улучшился.
Дети стали активными участниками проводимых мероприятий, они научились планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. В конце концов, и это самый важный итог формирующего эксперимента, можно сказать, что проведенные мероприятия стали весомым вкладом в субъектогенез учащихся, становление и развитие их активной жизненной позиции. Это демонстрируют и данные педагогического наблюдения, и оценка учителей.
Программа формирующего эксперимента показала свою эффективность и, по мнению автора, требует усовершенствования и дальнейшего внедрения.
Таким образом, в результате исследования:
1. Выявлена сущность и определена структура понятий: «лидерские качества» и «организаторские способности». Определены критерии и показатели сформированности данных качеств у младших школьников.
2. Установлены эффективные педагогические и психологические условия формирования и развития организаторских способностей и лидерских качеств в образовательном процессе.
3. Разработаны и экспериментально проверены психологические и педагогические методы формирования и развития лидерских качеств у детей младшего возраста (тренинги и коллективные творческие дела).
4. Экспериментально апробированы методики диагностики лидерских качеств и организаторских способностей у детей младшего школьного возраста.
Проведенное исследование показало актуальность проблемы формирования и развития лидерских качеств и организаторских способностей. Доказано, что использование грамотной программы психолого-педагогической деятельности способствует развитию лидерских качеств и организаторских способностей, а также субъектности у детей младшего школьного возраста.
Представляется крайне важной необходимость дальнейшего изучения и исследования данной проблемы, а также значимость ее практического применения в образовательном процессе в направлении его гуманизации и субъектоориентированности.
В конечном результате, сформулированную гипотезу можно считать доказанной, а цель исследовательской работы - достигнутой.
1. Агеева Л.А. Современные подходы к формированию готовности младших школьников к социальному сотрудничеству // Международная научно-практическая конференция «Преемственность начального и основного общего образования: содержание, технологии, результаты».
- Пермь, 2016. - C. 7-11.
2. Альманах психологических тестов. - М.: «КСП», 1996.
- 400с.
3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 544 с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой. - М.: Педагогика, 2009. - 268 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект- Пресс, 2008. - 373 с.
6. Андреева М.Н. Моделирование системы педагогического стимулирования самооценки младших школьников: дис. канд. пед. наук. - 2007. - 207 с.
7. Аспанова Г.Р. Лидерская деятельность как область проявления лидерских способностей // Здравоохранение, образование и безопасность. - Челябинск, 2017. - №3. - С.87¬93.
8. Аспанова Г.Р. Особенности лидерства у младших школьников // XVI Сатпаевские чтения: материалы международной научной конференции молодых ученых, магистрантов, студентов и школьников. - Павлодар, 2016. - С. 88-92.
9. Аспанова Г.Р. Особенности развития лидерства
младших школьников // Актуальные проблемы непрерывного образования: материалы международной научно¬
практической конференции, посвященной юбилею профессора Омаровой В.К. - Т.1. - Павлодар, 2016. - С. 145¬149.
10. Аспанова Г.Р. Программа развития лидерства у
младших школьников // Актуальные проблемы непрерывного образования: материалы международной научно¬
практической конференции, посвященной юбилею профессора Омаровой В.К. - Т.2. - Павлодар, 2016. - С.134¬138.
11. Аспанова Г.Р. Роль родителей в развитии лидерства у детей младшего школьного возраста // Инновационные процессы в условиях глобализации мировой экономики: проблемы, тенденции, перспективы: сборник научных трудов международной научно-практической конференции. - Прага, 2016. - С.161-163.
12. Аспанова Г.Р. Среда как фактор развития лидерства младшего школьника // Вестник Академии педагогических наук Казахстана. - Алматы: АПНК, 2016. - №1 (69). - С.28-33.
13. Аспанова Г.Р. Сущность понятия «лидерские способности» // Обучение и воспитание: методики и практика 2016/2017 учебного года. Сборник материалов XXXII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова. - Новосибирск, 2017.
14. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
15. Божович Л.И. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 512 с.
16. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2008. - 464 с.
17. Борытко Н.М., Мацкайлова О.А. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока: монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: изд-во ВГИКПРО, 2002. - 132 с.
18. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
19. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89, 2007. - 144с.
20. Викулова М.А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка: автореф. кандидат пед. наук. - Нижний Новгород, 1997. - 24 с.
21. Волков И.П. Учимся творчеству: опыт работы учителя труда и рисования: 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика, 1988. - 96 с.
22. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 128 с.
23. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб: СОЮЗ, 1997. -224 с.
24. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. - М., 1966. - 541 с.
25. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. - М.: Педагогика, 1982-1984. - Т.2. - 504 с.
26. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 254 с.
27. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Классный руководитель. - 2000. - №3. - С. 6-33.
28. Глазкова Т.В. Педагогическое сопровождение личностного развития учащихся в общеобразовательной школе: автореф. канд. пед. наук. - Иркутск, 2004. - 18с.
29. Гребенникова Е.В. Субъектность личности: теоретические аспекты проблемы // Вестник ТГПУ. - 2013. - №6. - С. 140-142.
30. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР,1996. - 544 с.
31. Давыдов В.В., Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник.- М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
32. Ершов А.А. Лидер авторитет группы // Экспериментальная и прикладная психология. - 1971. - №4. - 11-16 с.
33. Зайцева Е.М. Некоторые особенности лидерства в контактных группах школьников // Психология возрастных коллективов. - Кострома, 1978. - 57-59 с.
34. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга: психологический тренинг как инструментальное действие. - СПб: Речь, М.: Смысл, 2002. - 44 с.
35. Залужный А.С. Детский коллектив и методы его изучения. - М.: тип.им. Е. Соколовой, 1931. - 145 с.
36. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. - Минск: Сэр-Вит, 2003.
37. Зеньковский В. В. Психология детства.
Академия, 1996. - 346 с.
38. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М: Логос, 2001. - 383 с.
39. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб: Речь, 2006. - 208 с.
40. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: Педагогика, 1989. - 206 с.
41. Иванилова С.И. Образовательная среда начальной школы как фактор развития учащихся: автореф. канд.пед.наук. - Москва, 2001. - 23с.
42. Карпова Г.А. Методы педагогической диагностики: учебн. пособие. - Екатеринбург: УГПУ, 2011. - 43 с.
43. Кетс де Врис М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Паблишер, 2011. - 280 с.
44. Кипнис М.Ш. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга. М.: АСТ, 2016. - 637 с.
45. Киричевский Р.Л. О личностных детерминантах ролевой структуры лидерства //Психология возрастных коллективов. - Кострома, 1978. - 92-94 с.
46. Киричук А.В. Структура и динамика взаимоотношений в коллективе // Коллектив, личность ребенка, внутриколлективные отношения. - М.: МГУ, 1970. - 137-149 с.
47. Коломинский Я.Л., Стрелкова О.В. Психологическая культура детства. - Минск: Вышэйшая школа, 2013. - 111 с.
48. Комарова А.В., Слотина Т.В. Современный взгляд на идеи А.С. Макаренко и И.П. Иванова о взаимосвязи личности и коллектива // Российский гуманитарный журнал. - 2014. - Том 3. - №2. - С. 122-130.
49. Крайг Г. Психология развития. СПб: Питер, 2000. - 780 с.
50. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. - М.: Статут, 2007. - 542 с.
51. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 318 с.
52. Кузякин А.П. Что такое лидер и лидерство? // Образование. - 2011. - №4. - С. 89-99.
53. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под редакцией Рузской А.Г. - М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 383 с.
54. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения: книга для учителя: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
55. Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 123с.
56. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. - М.: АПН РСФСР, 1950-1952. - Т. 2. - 237 с.
57. Макарова М.Ю. Развитие лидерских качеств и организаторских способностей в детском общественном объединении. - М.: Просвещение, 1998. - 134 с.
58. Маликов В.М. Использование психологических методов для развития лидерских качеств и организаторских способностей
младших школьников в образовательном процессе // Материалы IV всероссийской научной конференции
«Молодёжь и наука: Актуальные проблемы педагогики и психологии» /
Отв. ред. Л.Н. Селиванова, Н.П. Сенченкова, О.А. Анисимова. Смол. гос. ун-т. - Смоленск: Из-во СмолГУ,2019. №4. C.74-78.
59. Максимова Р. А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности. - Л., 1981. - 24 с.
60. Маркова М.Ю. Развитие лидерских качеств и организаторских способностей в детском общественном объединении. - М.: Просвещение, 2014. - 142 с.
61. Матяш Н.В. Методы активного социально-психологического обучения: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 96 с.
62. Менджерицкая Д.В. Творческая игра как средство нравственного воспитания. - М.: Учпедгиз, 1963. - 192 с.
63. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. - М., 1998. - 512 с.
64. Монахов В.М. Технологические основы конструирования и проектирования учебного процесса. - Волгоград: Перемена, 1995. - 260 с.
65. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
66. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: МПСИ, 2004. - 399 с.
67. Немов Р.С. Социальная психология. - СПб: Питер, 2008. - 208 с.
младшего школьника во внеурочной деятельности // Научные исследования от теории к практике: материалы IX международной науч.-практ. Конференции (Чебоксары, 10 июля 2016 г.) / редкол. О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - №3 (9). -118-121 с.
69. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996. - 240 с.
70. Парыгин Б.Д. Социальная психология территориального самоуправления. - СПб: Унигум, 1993. - 170 с.
71. Петровский А.В. Теория деятельностного опосредствования и проблема лидерства // Вопросы психологии. - 1980. -№ 2. - С.29-42.
72. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.
73. Розов А.И. Стремление к превосходству как одно из основных влечений // Источник: Психологический журнал, 1993. - Том 14. - № 6. - С. 133-141.
74. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
75. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
76. Степанова Г.В. Педагогические мастерские. Поиск. Практика. Творчество. - СПб: Петербургская Новая школа, 2000. - 110с.
77. Стогдилл Р. Справочник по лидерству. Обзор теорий и исследований. - Нью-Йорк, 1974. - 319 с.
78. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 531 с.
79. Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств. - Под ред. д.п.н. С.В. Тетерского. - М.: АРКТИ, 2007. - 96 с.
80. Тургунбаева Б.А., Аспанова Г.Р. Лидерская
деятельность как область проявления лидерских
способностей // Здравоохранение, образование и
безопасность. - Челябинск, 2017. - №3. - С.87-93.
81. Шадриков В.Д. Психология деятельности и
способности человека Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Издательская корпорация «Логос», 2016. - 320 с.
82. Шмаков С.А. Игры шутки - игры минутки. - М.: Новая школа, 1996. - 112 с.
83. Щуркова Н.Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве: практ. пособие. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 165 с.
84. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.
85. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 228 с.