Введение 7
1 Теоретические и методологические основы процессного подхода в
управлении организацией 10
1.1 Сравнение отечественного и зарубежного подходов к процессному
управлению организацией 10
1.2 Управление организацией на основе процессного подхода: сущность,
принципы, методология 22
1.3 Проблемы внедрения процессного подхода в российских организациях . 34
Выводы по разделу один 43
2 Использования процессного подхода в управлении организацией
ООО «Конструктор» 44
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика
организации ООО «Конструктор» 44
2.2 Анализ функций управления и оценка эффективности управления
в ООО «Конструктор» 52
2.3 Процессный подход в управлении ООО «Конструктор» 59
2.4 Рекомендации по внедрению процессного подхода в управлении
организацией 75
Выводы по разделу два 84
Заключение 86
Библиографический список 90
Приложение А. Устранение недостатков функционального управления за счёт внедрения процессного подхода 97
Приложение Б. Сравнительные характеристики функционального и процессного подходов в управлении предприятием 98
Приложение В. Сравнительный анализ процессно-ориентированных управленческих концепций 100
Приложение Г. Классификация процессов организации 101
Приложение Д. Сравнительная оценка методов перехода к процессному управлению 102
Приложение Е. Результаты исследования отечественных организаций в сфере управления бизнес-процессами 103
Приложение Ж. Анализ основных проблем отечественных предприятий в использовании процессного подхода в управлении 105
Приложение И. Бухгалтерская отчетность ООО «Конструктор» 107
В условиях динамичности в макроэкономическом пространстве существует острая необходимость в новых действенных инструментах, обеспечивающих повышение эффективности организаций - активных участников этого пространства. Решение данной проблемы далеко не всегда возможно в рамках традиционного подхода к управлению предприятием.
Формирование современного российского менеджмента предполагает необходимость обоснованности процесса эффективного антикризисного управления, учитывающего изменения социально-политического характера и комплекса подходов для нейтрализации влияния кризисных ситуаций. Изменения во внешней среде организаций определяют необходимость формирования процесса управления, обеспечивающего их эффективность.
Одной из альтернатив выступает применение процессно-ориентированного подхода к управлению предприятием. Исследования показывают, что процессный подход в управлении позволяет снижать влияние кризисных ситуаций на развитие организаций.
Необходимость применения процессно-ориентированного управления в последние годы все более явственно осознается бизнес-сообществом России. Процессно-ориентированное управление создает предпосылки более быстрого преобразования производственных систем тех хозяйствующих субъектов, которые существуют в условиях динамичного, активно развивающегося рынка с наличием здоровой конкуренции.
Актуальность темы исследования определила постановку объекта, предмета, цели и задач выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - управление организацией ООО «Конструктор».
Предмет исследования - процессный подход в управлении организацией ООО «Конструктор».
Цель выпускной квалификационной работы - разработка рекомендаций по использованию процессного подхода в управлении организацией (на примере ООО «Конструктор»)
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи выпускной квалификационной работы:
- провести сравнение отечественного и зарубежного подходов к процессному управлению организацией;
- рассмотреть управление организацией на базе процессного подхода: сущность, принципы, методология;
- обозначить проблемы внедрения процессного подхода в российских организациях;
- дать общую организационно-экономическую характеристику организации ООО «Конструктор»;
- провести анализ функций управления и дать оценку эффективности управления в ООО «Конструктор»;
- рассмотреть использование процессного подхода в управлении ООО «Конструктор»;
- предложить рекомендации по внедрению процессного подхода в управлении организацией.
Методология процессно-ориентированного управления представлена в работах таких зарубежных специалистов в этой области, как Б. Андерсена [7], Д. Джестона [19], М. Робсона [57], М. Хаммера [66], Дж. Харрингтона [67] и другие. Среди российских специалистов проблему процессного управления разрабатывают Н. М. Абдикеев [6], А. О. Блинов [9], [10], [11], [12], В. Г. Елиферов [24], В. В. Репин [55] и другие.
Методологическую основу исследования составили принципы и положения микро- и макроэкономики, стратегического менеджмента, теории организации и производственного менеджмента. Информационной базой послужили труды ведущих специалистов в области процессного подхода, реинжиниринга бизнес-процессов и теории организации, а также финансовая отчетность и управленческие отчеты компании ООО «Конструктор».
Для достижения поставленной цели были использованы общелогические методы - анализ, синтез, классификация, типологизация, системный подход и метод теоретического познания - формализация.
Результаты работы нашли свое практическое применение и апробацию на предприятии ООО «Конструктор».
В теоретической части исследования было показано, что управление представляет собой многоаспектное общественное явление. В зависимости от целей исследовательской или практической деятельности оно может быть представлено в виде определенной статичной структурной композиции или процесса. Реализация основных принципов процессного подхода обеспечивает предприятию конкурентные преимущества, прочное положение и долю на рынке.
Учитывая условия настоящего времени, наиболее эффективным в использовании является процессный подход управления предприятием. Он ориентирован на достижение общей цели организации в целом, что способствует сплочению всех структурных элементов и получению положительного результата.
В работе было показано, что отсутствие процессного подхода в управлении приводит к стихийным результатам, на которые невозможно опираться и которые невозможно анализировать, так как их сложно воспроизвести. Именно процессный подход позволяет понять, что конечный продукт деятельности организации является результатом совместной работы всех без исключения ее сотрудников, кроме того, он позволяет устранить разрывы на стыке процессов, восстанавливая связи между ними. Процессный подход не отвергает существующей в компании системы управления, а определяет пути ее улучшения и качественной модификации. Процессный подход позволяет диагностировать проблемы, как всей организации, так и взаимодействия различных ее подразделений, при выполнении общей задачи.
Из проведенного анализа видны очевидные преимущества процессно-ориентированного подхода:
- повышение качества управления за счет проектирования и согласования процессов;
- высокое качество принимаемых решений;
- обеспечение стратегической направленности деятельности;
- снижение нагрузки на руководителей, поскольку ответственность распределяется между владельцами процессов;
- высокая динамичность системы и ее внутренних процессов, обусловленная сильной вертикальной интеграцией ресурсных потоков и всеобщей заинтересованностью в повышении скорости обмена ресурсами, в том числе и информационными;
- возникновение языка описания деятельности, доступного и понятного всем участникам процесса;
- возможность глубокой комплексной автоматизации;
- возможность простой и наглядной графической интерпретации деятельности; выделение зон ответственности и рабочих зон, что облегчает формулирование требований к персоналу, привлеченному к определенным работам, и составление более точного и прицельного штатного расписания организации;
- более простое и надежное определение точек контроля и критических точек в процессе благодаря разбивке его на подпроцессы;
- процессный подход придаёт единую направленность менеджменту и производству, которое, независимо от того, как структурируется организация, имеет, как правило, горизонтальную направленность и носит строго процессный характер;
- за счёт сокращения иерархических уровней организационной структуры процессный подход позволяет упростить обмен информацией между различными подразделениями.
Постоянное улучшение бизнес-процессов является необходимой стратегией деятельности на конкурентном рынке, поскольку:
- степень приверженности потребителя зависит от величины той ценности, которую он приобрел в организации;
- приобретенная ценность является результатом бизнес-процессов;
- длительный успех в условиях конкуренции требует постоянного повышения ценности того, что именно поставляется на рынок;
- для повышения способности создавать ценности организация должна постоянно улучшать свои процессы, создавая ценности.
Изложенные преимущества процессного подхода к управлению, вместе с тем, не способствуют его широкому распространению в современной хозяйственной практике. Связано это, по нашему мнению, с существованием комплекса проблем, которые условно можно объединить в три предметные области: методологические, управленческие, социально-психологические.
В процессе исследования объекта выпускной квалификационной работы - ООО «Конструктор» было выявлено, что производственно-торговое предприятие ООО «Конструктор» занимается изготовлением и поставкой запасных частей на крановую грузоподъемную технику. Предприятие новое и создано только в феврале 2014 года, поэтому производственные возможности еще не полностью сформированы, на сегодняшний день производственные мощности компании состоят из 30 чел. персонала и более 400 ед. вычислительной техники. За исследуемый период 2014 - 2015 годов в следствии того, что предприятие только начинает свою деятельность было обнаружено снижение деловой активности организации, рентабельности бизнеса, снижение эффективности использования как финансовых, материальных, так и трудовых ресурсов, поэтому необходимо изменение системы управления, оптимизация бизнес-процессов, который позволит более эффективно управлять ресурсами организации.
Проведенное исследование внутренней и внешней среды, анализ функций управления, оценка эффективности деятельности ООО «Конструктор» позволило определить наиболее существенные причинно-следственные взаимосвязи между факторами, влияющими на эффективность процесса управления в компании, а также процесса формирования стратегии инновационного развития ООО «Конструктор».
Поэтому в целях повышения эффективности ведения бизнеса нами предлагается использование процессного подхода в управлении ООО «Конструктор».
В работе осуществлен анализ основных бизнес-процессов, произведена оценка степени проблемности бизнес-процессов организации ООО «Конструктор». Итогом проведенного анализа стало выделение нами проблемных бизнес-процессов в организации ООО «Конструктор» и разработка направлений повышения эффективности бизнес-процессов малого производственного предприятия ООО «Конструктор». В работе также построена схема повышения эффективности бизнес-процессов в ООО «Конструктор».
В целях повышения эффективности внедрения процессного подхода в управление организации ООО «Конструктор», влияющего на управление организацией в зависимости от информационных потоков в условиях неопределенности исходных данных предлагается использование возможностей информационной системы SAP R/3. Кроме того для повышения эффективности внедрения процессного подхода сформирован механизм процессного подхода в управлении ООО «Конструктор» в условиях неопределенности в виде логической схемы с описанием этапов. Разработан организационно-технологический и методический инструментарий процессного подхода в ООО «Конструктор» с названием этапа, задач и исполнителей в фирме «Конструктор».
1 ISO 9000:2000 Системы менеджмента качества
2 ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Национальный стандарт Российской
Федерации. Системы менеджмента качества. Требования. - М.: изд-во
Стандартов. - 2008. - 23 с.
3 ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: изд-во Стандартов, 2009. - 30 С.
4 ГОСТ Р ИСО 9000:2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Госстандарт России, 2001.
5 Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации
на долгосрочную перспективу (до 2030 г.) (Концептуальные подходы,
направления, прогнозные оценки и условия реализации) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
6 Абдикеев Н. М., Данько Т. П., Ильдеменов С. В., Киселев А. Д. Реинжиниринг бизнес-процессов. М.: «ЭКСМО», 2007. С. 592.
7 Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Б. Андерсен / Пер. с англ. С. В. Ариничева ; науч. ред. Ю. П. Адлер. - М. : РИА «Стандарты и качество». - 2003. - 272 с
8 Ассен, М. Ключевые модели менеджмента. 60 моделей, которые должен знать каждый менеджер [Текст] / М. Ассен. - М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013. - 319 с.
9 Блинов А.О. Реинжиниринг бизнес-процессов / А.О. Блинов, О.С. Рудакова, В.Я. Захарова. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 343 с.
10 Блинов А.О., Рудакова О.С. Процессный подход в системе менеджмента современных организаций // Экономика и управление: проблемы,решения. 2014. № 1. С. 56-62.
11 Блинов А. О., Угрюмова Н. В. Механизм интеграции методов кардинального и непрерывного совершенствования бизнес-процессов промышленных предприятий // Предпринимательство. 2012. № 3.
12 Блинов, А. О. Управление изменениями [Текст] / А. О. Блинов. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. - 303 с.
13 Ватолина О.В. Процессный подход к построению модели предприятия // Ученые заметки ТОГУ. 2014. Т. 5. № 3. С. 228-231.
14 Воронов Г.А., Грошев А.Р. Процессный подход в управлении организациями в условиях неопределенности // Современные проблемы науки иобразования. 2012. № 3. С. 271.
15 Галимджанов Р.Ш. Процессный подход в управлении предприятием // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 5-1. С. 139-141.
16 Гаврилова О.А., Гнань А.Э.В. Процессный подход как метод антикризисного управления предприятием // Вестник Астраханскогогосударственного технического университета. Серия: Экономика. 2014.№ 2. С. 14-24.
17 Галямина, И. Г. Управление процессами [Текст] / И. Г. Галямина. - СПб. : Питер-Пресс, 2014. - 304 с.
18 Головкова А.С. Управление организацией на основе процессного подхода // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики иправа. 2013. № 4 (48). С. 315-322.
19 Джестон Д., Нелис И. Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов. СПб: Символ-Плюс, 2008. 512 с.
20 Гамидов Т.А. Развитие форм и методов управления малым предприятием в конкурентной среде: автореф. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Махачкала, 2008. - С. 20.
21 Дэвид А. Марка, Клемент Л. Мак Гоуэн. SADT. Методология структурного анализа и проектирования. - М: МетаТехнология, 1993. - 380 с.
22 Елкин С.Е. Процессный подход к проектированию системы управления организационными изменениями // Сибирский торгово¬экономический журнал. 2012. № 16. С. 19-23.
23 Ершова Т.Б. Процессный подход в управлении информационной инфраструктурой предприятия // Социальное и экономическое развитие АТР:опыт, проблемы, перспективы. 2012. № 1. С. 26-35.
24 Елиферов В. Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: регламентация и управление: учебник. М.: ИНФРА-М, 2005. 319 с.
25 Ефимов В. В. Размышление о процессном подходе // Методы менеджмента качества, 2009.
26 Ермолина Л.В. Процессно-ориентированный менеджмент в процессе управления предприятием //Основы экономики, управления и права. - 2013. - № 4 (10). - С.64-66.
27 Ермолина Л.В. Реинжиниринг бизнес-процессов на примере промышленного предприятия // Основы экономики, управления и права. - 2014.
- № 4 (16). - С. 82-87.
28 Ермолина Л.В. Процессный менеджмент как инновационный подход к управлению современными предприятиями // Современные проблемы науки иобразования. 2015. № 1. С. 535.
29 Ильчиков, М. Э. Проблемы инновационного развития экономики России. Теоретические аспекты [Текст] / М. Э. Ильчиков. - М. : КНОРУС, 2014.
- 128 с.
30 Иванова Т.Ю. Теория организации/ Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.
31 Ивлев, В. А. Реорганизация деятельности предприятий: от
структурной к процессной организации / В. А. Ивлев, Т. В. Попова. - М., 2000.
32 Иващенко Т.И. Процессный подход как метод оптимизации работы логистических систем // Ученые заметки ТОГУ. 2014. Т. 5. № 4. С. 15-19.
33 Канивец, А. Н. Экономический анализ системы менеджмента качества промышленного предприятия / А. Н. Канивец, Б. И. Герасимов, Л.В. Пархоменко; под науч. ред. Б. И. Герасимова. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. - 144 с.
34 Куклев С.Е. Теоретические основы процессно-ориентированного управления промышленным предприятием // Вестник Казанскогогосударственного аграрного университета. 2012. Т. 7. № 1 (23). С. 37-40.
35 Кривоносова М.М., Мисинёва И.А. Процессный подход в управлении и некоторые проблемы его внедрения в Российских организациях // Современные проблемы экономического и социального развития. 2013. № 9. С. 31-34.
36 Корнеева Т.А., Степанов А.С. Проблемные аспекты внедрения процессного подхода в управление промышленными предприятиями // ВестникСамарского государственного экономического университета. 2014. № 3 (113). С. 30-35.
37 Квартальный отчет «Особенности рынка BPMS в России - CIO- world.ru» [Электронный ресурс]. URL: computerra.ru>CIO-world>/3830/ (дата обращения: 21.02.2013).
38 Коптелов, А. Аналитическое исследование компании IDS Scheer Россия и страны СНГ по результатам 2009 года [Электронный ресурс] / А. Коптелов, И. Пичугин. - 2009. - URL: http://www.ariscommunity.
39 Кондратьев В. В., Кузнецов М. Н. Показываем бизнес-процессы. М. : Эксмо, 2008.
40 Коломейцева В.А., Видеркер Н.В. Особенности функционального и процессного подхода к управлению организацией // Образование и наука всовременных условиях. 2015. № 3. С. 286-287.
41 Лысенко И.Б., Репин В.В. Результаты исследования. Внедрение процессного подхода в российских компаниях: тенденции и перспективы. М. - 2007. -
42 Митин, А. Н. Механизмы управления [Текст] / А. Н. Митин. - М. : Проспект, 2014. - 320 с.
43 Моисеева, Н. К. Управление операционной средой организации [Текст] / Н. К. Моисеева, А. Н. Стерлигова. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 336 с.
44 Мескон М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Пер.с англ. 3-е изд. М.: Вильямс. - 2012. - 698 с.
45 Нардин Д.С., Соломаха С.И. Процессный подход в управлении предпринимательскими структурами // Актуальные проблемы гуманитарных иестественных наук. 2012. № 10. С. 111-114.
46 Некрасова С.О., Богомолова Е.С. Бизнес-процессный подход как основа повышения конкурентоспособности предприятий сферы услуг // Новыетехнологии. 2012. № 2. С. 185-188.
47 Нем Ж.А. Процессный подход: от понятийного аппарата к реализации на практике // Интернет-журнал Науковедение. - 2012. - № 1 (10). - С. 2.
48 Омельченко А.И. Современные модели управления компанией: процессный подход // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступенипознания. 2014. № 25. С. 203-207.
49 Пархомчук М.А., Чжан-сен А.Ю. Процессный подход к анализу функций управления организацией // Регион: системы, экономика, управление. 2014. № 2 (25). С. 167-171.
50 Попиков А.А. Системно-процессный подход к организации производственных процессов наукоемкого предприятия // Организаторпроизводства. 2013. № 3 (58). С. 13-16.
51 Половинчук Д.Ю. Процессный подход к управлению деятельностью предприятия: преимущества и проблема практического использования // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 1 (49). С. 437-442.
52 Плучевская Э.В.Р., Санду Г.С. Процессный подход и мероприятия по устранению проблем его внедрения на Российских предприятиях // Вестникнауки Сибири. 2012. № 3 (4). С. 198-203.
53 Рачек С.В., Пономарева М.С., Юрин К.С. Бизнес-процесс - как экономическая единица анализа хозяйственной деятельности предприятий // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 9 (57). С. 7.
54 Рачек С.В., Пономарева М.С. Теоретические основы процессного подхода в управлении организацией // Управление экономическими системами:электронный научный журнал. 2012. № 12 (48). С. 103.
55 Репин, В. Процессный подход к управлению: моделирование бизнес- процессов [Текст] / В. Репин, В. Елиферов. - М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер». - 2013. - 544 с.
56 Ременник С.Я., Стровский В.Е. Процессный подход к ведению бизнеса // Известия Уральского государственного горного университета.
2015. № 1 (37). С. 70-75.
57 Робсон, М. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес- процессов / М. Робсон, Ф. Уллах ; пер. с англ. под ред. Н. Д. Эриашвили. - М. : Аудит, ЮНИТИ, 1997. - 224 с.
58 Рудакова О.С. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебное пособие для студентов вузов / О.С. Рудакова. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 343 с.
59 Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник / З. П. Румянцева. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 304 с.
60 Рышков Д.А. Процессный подход в управлении предприятием // Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях в условияхинновационно-ориентированной экономики. 2013. № 1. С. 398-401.
61 Семёнова И.В. Процессный подход к управлению персоналом организации // Современные наукоемкие технологии. 2012. № 9. С. 76-77.
62 Сологуб Е.Ю. Определение оптимального метода реализации проекта по внедрению процессного подхода и совершенствованию процессов // Организатор производства. 2013. № 3 (58). С. 38-42.
63 Смоленцев В. П. Управление системами и процессами. Академия, 2010.
64 Тараскина Ю.В., Азизова Е.А. Организационные предпосылки выбора приоритетных бизнес-процессов развития предприятия // ВестникАстраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2015.№ 1. С. 68-75.
65 Терёхин С.Е. Эволюция процессного подхода к управлению организацией // Системное управление. 2014. № 1 (22). С. 12.
66 Хаммер М. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе / Майкл Хаммер, Джеймс Чампи; пер. с англ. Ю. Е. Корнилович. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2006. - 287 с.
67 Харрингтон Дж. Совершенство управления процессами / Дж. Харрингтон; пер. с англ. А.Л. Раскина; под науч. ред. В.В. Брагина. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2007. - 192 с.
68 Хлыстова О.В. Процессный подход в построении модели стратегического управления предпринимательской структурой //Journal ofEconomic Regulation. 2014. Т. 5. № 1.С. 88-94.
69 Чеснокова Е.В., Исупова О.А. Процессный подход к управлению организацией: проблемы становления и преимущества при внедрении // Социогуманитарный вестник. 2012. № 2 (9). С. 34-39.
70 Шадрин А. Д. Некоторые аспекты практической реализации процессного подхода. М. : РИА «Стандарты и качество», 2009.
71 Шевченко С.А. Процессный подход к управлению как эффективный способ развития хозяйственных организаций // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. № 1. С. 108-111.
72 Шарипов Т.Ф., Кирилюк И.В., Алтаева А.А. Системно-процессный подход к управлению на предприятии // Экономика и управление в XXI веке:тенденции развития. 2012. № 6. С. 134-140.
73 Ясаков А.С. Процессный подход к управлению экономическими системами // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2013. № 2. С. 324-328.