Использование процессного подхода в управлении финансовой устойчивостью организации
|
Введение 7
1 Теоретические и методологические основы процессного подхода в
управлении организацией 10
1.1 Сравнение отечественного и зарубежного подходов к процессному
управлению организацией 10
1.2 Управление организацией на основе процессного подхода: сущность,
принципы, методология 22
1.3 Проблемы внедрения процессного подхода в российских организациях . 34
Выводы по разделу один 43
2 Использования процессного подхода в управлении организацией
ООО «Конструктор» 44
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика
организации ООО «Конструктор» 44
2.2 Анализ функций управления и оценка эффективности управления
в ООО «Конструктор» 52
2.3 Процессный подход в управлении ООО «Конструктор» 59
2.4 Рекомендации по внедрению процессного подхода в управлении
организацией 75
Выводы по разделу два 84
Заключение 86
Библиографический список 90
Приложение А. Устранение недостатков функционального управления за счёт внедрения процессного подхода 97
Приложение Б. Сравнительные характеристики функционального и процессного подходов в управлении предприятием 98
Приложение В. Сравнительный анализ процессно-ориентированных управленческих концепций 100
Приложение Г. Классификация процессов организации 101
Приложение Д. Сравнительная оценка методов перехода к процессному управлению 102
Приложение Е. Результаты исследования отечественных организаций в сфере управления бизнес-процессами 103
Приложение Ж. Анализ основных проблем отечественных предприятий в использовании процессного подхода в управлении 105
Приложение И. Бухгалтерская отчетность ООО «Конструктор» 107
1 Теоретические и методологические основы процессного подхода в
управлении организацией 10
1.1 Сравнение отечественного и зарубежного подходов к процессному
управлению организацией 10
1.2 Управление организацией на основе процессного подхода: сущность,
принципы, методология 22
1.3 Проблемы внедрения процессного подхода в российских организациях . 34
Выводы по разделу один 43
2 Использования процессного подхода в управлении организацией
ООО «Конструктор» 44
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика
организации ООО «Конструктор» 44
2.2 Анализ функций управления и оценка эффективности управления
в ООО «Конструктор» 52
2.3 Процессный подход в управлении ООО «Конструктор» 59
2.4 Рекомендации по внедрению процессного подхода в управлении
организацией 75
Выводы по разделу два 84
Заключение 86
Библиографический список 90
Приложение А. Устранение недостатков функционального управления за счёт внедрения процессного подхода 97
Приложение Б. Сравнительные характеристики функционального и процессного подходов в управлении предприятием 98
Приложение В. Сравнительный анализ процессно-ориентированных управленческих концепций 100
Приложение Г. Классификация процессов организации 101
Приложение Д. Сравнительная оценка методов перехода к процессному управлению 102
Приложение Е. Результаты исследования отечественных организаций в сфере управления бизнес-процессами 103
Приложение Ж. Анализ основных проблем отечественных предприятий в использовании процессного подхода в управлении 105
Приложение И. Бухгалтерская отчетность ООО «Конструктор» 107
В условиях динамичности в макроэкономическом пространстве существует острая необходимость в новых действенных инструментах, обеспечивающих повышение эффективности организаций - активных участников этого пространства. Решение данной проблемы далеко не всегда возможно в рамках традиционного подхода к управлению предприятием.
Формирование современного российского менеджмента предполагает необходимость обоснованности процесса эффективного антикризисного управления, учитывающего изменения социально-политического характера и комплекса подходов для нейтрализации влияния кризисных ситуаций. Изменения во внешней среде организаций определяют необходимость формирования процесса управления, обеспечивающего их эффективность.
Одной из альтернатив выступает применение процессно-ориентированного подхода к управлению предприятием. Исследования показывают, что процессный подход в управлении позволяет снижать влияние кризисных ситуаций на развитие организаций.
Необходимость применения процессно-ориентированного управления в последние годы все более явственно осознается бизнес-сообществом России. Процессно-ориентированное управление создает предпосылки более быстрого преобразования производственных систем тех хозяйствующих субъектов, которые существуют в условиях динамичного, активно развивающегося рынка с наличием здоровой конкуренции.
Актуальность темы исследования определила постановку объекта, предмета, цели и задач выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - управление организацией ООО «Конструктор».
Предмет исследования - процессный подход в управлении организацией ООО «Конструктор».
Цель выпускной квалификационной работы - разработка рекомендаций по использованию процессного подхода в управлении организацией (на примере ООО «Конструктор»)
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи выпускной квалификационной работы:
- провести сравнение отечественного и зарубежного подходов к процессному управлению организацией;
- рассмотреть управление организацией на базе процессного подхода: сущность, принципы, методология;
- обозначить проблемы внедрения процессного подхода в российских организациях;
- дать общую организационно-экономическую характеристику организации ООО «Конструктор»;
- провести анализ функций управления и дать оценку эффективности управления в ООО «Конструктор»;
- рассмотреть использование процессного подхода в управлении ООО «Конструктор»;
- предложить рекомендации по внедрению процессного подхода в управлении организацией.
Методология процессно-ориентированного управления представлена в работах таких зарубежных специалистов в этой области, как Б. Андерсена [7], Д. Джестона [19], М. Робсона [57], М. Хаммера [66], Дж. Харрингтона [67] и другие. Среди российских специалистов проблему процессного управления разрабатывают Н. М. Абдикеев [6], А. О. Блинов [9], [10], [11], [12], В. Г. Елиферов [24], В. В. Репин [55] и другие.
Методологическую основу исследования составили принципы и положения микро- и макроэкономики, стратегического менеджмента, теории организации и производственного менеджмента. Информационной базой послужили труды ведущих специалистов в области процессного подхода, реинжиниринга бизнес-процессов и теории организации, а также финансовая отчетность и управленческие отчеты компании ООО «Конструктор».
Для достижения поставленной цели были использованы общелогические методы - анализ, синтез, классификация, типологизация, системный подход и метод теоретического познания - формализация.
Результаты работы нашли свое практическое применение и апробацию на предприятии ООО «Конструктор».
Формирование современного российского менеджмента предполагает необходимость обоснованности процесса эффективного антикризисного управления, учитывающего изменения социально-политического характера и комплекса подходов для нейтрализации влияния кризисных ситуаций. Изменения во внешней среде организаций определяют необходимость формирования процесса управления, обеспечивающего их эффективность.
Одной из альтернатив выступает применение процессно-ориентированного подхода к управлению предприятием. Исследования показывают, что процессный подход в управлении позволяет снижать влияние кризисных ситуаций на развитие организаций.
Необходимость применения процессно-ориентированного управления в последние годы все более явственно осознается бизнес-сообществом России. Процессно-ориентированное управление создает предпосылки более быстрого преобразования производственных систем тех хозяйствующих субъектов, которые существуют в условиях динамичного, активно развивающегося рынка с наличием здоровой конкуренции.
Актуальность темы исследования определила постановку объекта, предмета, цели и задач выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - управление организацией ООО «Конструктор».
Предмет исследования - процессный подход в управлении организацией ООО «Конструктор».
Цель выпускной квалификационной работы - разработка рекомендаций по использованию процессного подхода в управлении организацией (на примере ООО «Конструктор»)
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи выпускной квалификационной работы:
- провести сравнение отечественного и зарубежного подходов к процессному управлению организацией;
- рассмотреть управление организацией на базе процессного подхода: сущность, принципы, методология;
- обозначить проблемы внедрения процессного подхода в российских организациях;
- дать общую организационно-экономическую характеристику организации ООО «Конструктор»;
- провести анализ функций управления и дать оценку эффективности управления в ООО «Конструктор»;
- рассмотреть использование процессного подхода в управлении ООО «Конструктор»;
- предложить рекомендации по внедрению процессного подхода в управлении организацией.
Методология процессно-ориентированного управления представлена в работах таких зарубежных специалистов в этой области, как Б. Андерсена [7], Д. Джестона [19], М. Робсона [57], М. Хаммера [66], Дж. Харрингтона [67] и другие. Среди российских специалистов проблему процессного управления разрабатывают Н. М. Абдикеев [6], А. О. Блинов [9], [10], [11], [12], В. Г. Елиферов [24], В. В. Репин [55] и другие.
Методологическую основу исследования составили принципы и положения микро- и макроэкономики, стратегического менеджмента, теории организации и производственного менеджмента. Информационной базой послужили труды ведущих специалистов в области процессного подхода, реинжиниринга бизнес-процессов и теории организации, а также финансовая отчетность и управленческие отчеты компании ООО «Конструктор».
Для достижения поставленной цели были использованы общелогические методы - анализ, синтез, классификация, типологизация, системный подход и метод теоретического познания - формализация.
Результаты работы нашли свое практическое применение и апробацию на предприятии ООО «Конструктор».
В теоретической части исследования было показано, что управление представляет собой многоаспектное общественное явление. В зависимости от целей исследовательской или практической деятельности оно может быть представлено в виде определенной статичной структурной композиции или процесса. Реализация основных принципов процессного подхода обеспечивает предприятию конкурентные преимущества, прочное положение и долю на рынке.
Учитывая условия настоящего времени, наиболее эффективным в использовании является процессный подход управления предприятием. Он ориентирован на достижение общей цели организации в целом, что способствует сплочению всех структурных элементов и получению положительного результата.
В работе было показано, что отсутствие процессного подхода в управлении приводит к стихийным результатам, на которые невозможно опираться и которые невозможно анализировать, так как их сложно воспроизвести. Именно процессный подход позволяет понять, что конечный продукт деятельности организации является результатом совместной работы всех без исключения ее сотрудников, кроме того, он позволяет устранить разрывы на стыке процессов, восстанавливая связи между ними. Процессный подход не отвергает существующей в компании системы управления, а определяет пути ее улучшения и качественной модификации. Процессный подход позволяет диагностировать проблемы, как всей организации, так и взаимодействия различных ее подразделений, при выполнении общей задачи.
Из проведенного анализа видны очевидные преимущества процессно-ориентированного подхода:
- повышение качества управления за счет проектирования и согласования процессов;
- высокое качество принимаемых решений;
- обеспечение стратегической направленности деятельности;
- снижение нагрузки на руководителей, поскольку ответственность распределяется между владельцами процессов;
- высокая динамичность системы и ее внутренних процессов, обусловленная сильной вертикальной интеграцией ресурсных потоков и всеобщей заинтересованностью в повышении скорости обмена ресурсами, в том числе и информационными;
- возникновение языка описания деятельности, доступного и понятного всем участникам процесса;
- возможность глубокой комплексной автоматизации;
- возможность простой и наглядной графической интерпретации деятельности; выделение зон ответственности и рабочих зон, что облегчает формулирование требований к персоналу, привлеченному к определенным работам, и составление более точного и прицельного штатного расписания организации;
- более простое и надежное определение точек контроля и критических точек в процессе благодаря разбивке его на подпроцессы;
- процессный подход придаёт единую направленность менеджменту и производству, которое, независимо от того, как структурируется организация, имеет, как правило, горизонтальную направленность и носит строго процессный характер;
- за счёт сокращения иерархических уровней организационной структуры процессный подход позволяет упростить обмен информацией между различными подразделениями.
Постоянное улучшение бизнес-процессов является необходимой стратегией деятельности на конкурентном рынке, поскольку:
- степень приверженности потребителя зависит от величины той ценности, которую он приобрел в организации;
- приобретенная ценность является результатом бизнес-процессов;
- длительный успех в условиях конкуренции требует постоянного повышения ценности того, что именно поставляется на рынок;
- для повышения способности создавать ценности организация должна постоянно улучшать свои процессы, создавая ценности.
Изложенные преимущества процессного подхода к управлению, вместе с тем, не способствуют его широкому распространению в современной хозяйственной практике. Связано это, по нашему мнению, с существованием комплекса проблем, которые условно можно объединить в три предметные области: методологические, управленческие, социально-психологические.
В процессе исследования объекта выпускной квалификационной работы - ООО «Конструктор» было выявлено, что производственно-торговое предприятие ООО «Конструктор» занимается изготовлением и поставкой запасных частей на крановую грузоподъемную технику. Предприятие новое и создано только в феврале 2014 года, поэтому производственные возможности еще не полностью сформированы, на сегодняшний день производственные мощности компании состоят из 30 чел. персонала и более 400 ед. вычислительной техники. За исследуемый период 2014 - 2015 годов в следствии того, что предприятие только начинает свою деятельность было обнаружено снижение деловой активности организации, рентабельности бизнеса, снижение эффективности использования как финансовых, материальных, так и трудовых ресурсов, поэтому необходимо изменение системы управления, оптимизация бизнес-процессов, который позволит более эффективно управлять ресурсами организации.
Проведенное исследование внутренней и внешней среды, анализ функций управления, оценка эффективности деятельности ООО «Конструктор» позволило определить наиболее существенные причинно-следственные взаимосвязи между факторами, влияющими на эффективность процесса управления в компании, а также процесса формирования стратегии инновационного развития ООО «Конструктор».
Поэтому в целях повышения эффективности ведения бизнеса нами предлагается использование процессного подхода в управлении ООО «Конструктор».
В работе осуществлен анализ основных бизнес-процессов, произведена оценка степени проблемности бизнес-процессов организации ООО «Конструктор». Итогом проведенного анализа стало выделение нами проблемных бизнес-процессов в организации ООО «Конструктор» и разработка направлений повышения эффективности бизнес-процессов малого производственного предприятия ООО «Конструктор». В работе также построена схема повышения эффективности бизнес-процессов в ООО «Конструктор».
В целях повышения эффективности внедрения процессного подхода в управление организации ООО «Конструктор», влияющего на управление организацией в зависимости от информационных потоков в условиях неопределенности исходных данных предлагается использование возможностей информационной системы SAP R/3. Кроме того для повышения эффективности внедрения процессного подхода сформирован механизм процессного подхода в управлении ООО «Конструктор» в условиях неопределенности в виде логической схемы с описанием этапов. Разработан организационно-технологический и методический инструментарий процессного подхода в ООО «Конструктор» с названием этапа, задач и исполнителей в фирме «Конструктор».
Учитывая условия настоящего времени, наиболее эффективным в использовании является процессный подход управления предприятием. Он ориентирован на достижение общей цели организации в целом, что способствует сплочению всех структурных элементов и получению положительного результата.
В работе было показано, что отсутствие процессного подхода в управлении приводит к стихийным результатам, на которые невозможно опираться и которые невозможно анализировать, так как их сложно воспроизвести. Именно процессный подход позволяет понять, что конечный продукт деятельности организации является результатом совместной работы всех без исключения ее сотрудников, кроме того, он позволяет устранить разрывы на стыке процессов, восстанавливая связи между ними. Процессный подход не отвергает существующей в компании системы управления, а определяет пути ее улучшения и качественной модификации. Процессный подход позволяет диагностировать проблемы, как всей организации, так и взаимодействия различных ее подразделений, при выполнении общей задачи.
Из проведенного анализа видны очевидные преимущества процессно-ориентированного подхода:
- повышение качества управления за счет проектирования и согласования процессов;
- высокое качество принимаемых решений;
- обеспечение стратегической направленности деятельности;
- снижение нагрузки на руководителей, поскольку ответственность распределяется между владельцами процессов;
- высокая динамичность системы и ее внутренних процессов, обусловленная сильной вертикальной интеграцией ресурсных потоков и всеобщей заинтересованностью в повышении скорости обмена ресурсами, в том числе и информационными;
- возникновение языка описания деятельности, доступного и понятного всем участникам процесса;
- возможность глубокой комплексной автоматизации;
- возможность простой и наглядной графической интерпретации деятельности; выделение зон ответственности и рабочих зон, что облегчает формулирование требований к персоналу, привлеченному к определенным работам, и составление более точного и прицельного штатного расписания организации;
- более простое и надежное определение точек контроля и критических точек в процессе благодаря разбивке его на подпроцессы;
- процессный подход придаёт единую направленность менеджменту и производству, которое, независимо от того, как структурируется организация, имеет, как правило, горизонтальную направленность и носит строго процессный характер;
- за счёт сокращения иерархических уровней организационной структуры процессный подход позволяет упростить обмен информацией между различными подразделениями.
Постоянное улучшение бизнес-процессов является необходимой стратегией деятельности на конкурентном рынке, поскольку:
- степень приверженности потребителя зависит от величины той ценности, которую он приобрел в организации;
- приобретенная ценность является результатом бизнес-процессов;
- длительный успех в условиях конкуренции требует постоянного повышения ценности того, что именно поставляется на рынок;
- для повышения способности создавать ценности организация должна постоянно улучшать свои процессы, создавая ценности.
Изложенные преимущества процессного подхода к управлению, вместе с тем, не способствуют его широкому распространению в современной хозяйственной практике. Связано это, по нашему мнению, с существованием комплекса проблем, которые условно можно объединить в три предметные области: методологические, управленческие, социально-психологические.
В процессе исследования объекта выпускной квалификационной работы - ООО «Конструктор» было выявлено, что производственно-торговое предприятие ООО «Конструктор» занимается изготовлением и поставкой запасных частей на крановую грузоподъемную технику. Предприятие новое и создано только в феврале 2014 года, поэтому производственные возможности еще не полностью сформированы, на сегодняшний день производственные мощности компании состоят из 30 чел. персонала и более 400 ед. вычислительной техники. За исследуемый период 2014 - 2015 годов в следствии того, что предприятие только начинает свою деятельность было обнаружено снижение деловой активности организации, рентабельности бизнеса, снижение эффективности использования как финансовых, материальных, так и трудовых ресурсов, поэтому необходимо изменение системы управления, оптимизация бизнес-процессов, который позволит более эффективно управлять ресурсами организации.
Проведенное исследование внутренней и внешней среды, анализ функций управления, оценка эффективности деятельности ООО «Конструктор» позволило определить наиболее существенные причинно-следственные взаимосвязи между факторами, влияющими на эффективность процесса управления в компании, а также процесса формирования стратегии инновационного развития ООО «Конструктор».
Поэтому в целях повышения эффективности ведения бизнеса нами предлагается использование процессного подхода в управлении ООО «Конструктор».
В работе осуществлен анализ основных бизнес-процессов, произведена оценка степени проблемности бизнес-процессов организации ООО «Конструктор». Итогом проведенного анализа стало выделение нами проблемных бизнес-процессов в организации ООО «Конструктор» и разработка направлений повышения эффективности бизнес-процессов малого производственного предприятия ООО «Конструктор». В работе также построена схема повышения эффективности бизнес-процессов в ООО «Конструктор».
В целях повышения эффективности внедрения процессного подхода в управление организации ООО «Конструктор», влияющего на управление организацией в зависимости от информационных потоков в условиях неопределенности исходных данных предлагается использование возможностей информационной системы SAP R/3. Кроме того для повышения эффективности внедрения процессного подхода сформирован механизм процессного подхода в управлении ООО «Конструктор» в условиях неопределенности в виде логической схемы с описанием этапов. Разработан организационно-технологический и методический инструментарий процессного подхода в ООО «Конструктор» с названием этапа, задач и исполнителей в фирме «Конструктор».
Подобные работы
- Управление финансовой устойчивостью организации (Алтайский Государственный Аграрный Университет)
Курсовые работы, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ КОМПАНИИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Применение процессного подхода при формировании строительного кластера Республики Татарстан
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ. КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2023 - Управление финансовыми рисками предприятия
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Управление платежеспособностью и финансовой устойчивостью
предприятия
Дипломные работы, ВКР, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Управление финансовыми рисками организации
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2021 - Процессный подход к управлению железнодорожными перевозками в рамках развития регионального транспорта (на примере АО «ВолгаУралТранс»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2020 - Анализ факторов, влияющих на финансовую устойчивость предприятий (на примере предприятий железнодорожной отрасли)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023



