ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЫРУЧКОЙ НА
ПРЕДПРИЯТИИ 10
1.1 Выручка предприятия как основа стратегического управления на
промышленном предприятии 10
1.2 Методика анализа внешних и внутренних факторов при
формировании выручки предприятия 17
1.3 Методика управления выручкой от реализации. Пути роста объема
продаж 25
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ВЫРУЧКОЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ
В ООО «ЗЭМЗ» 34
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика
предприятия 34
2.2 Анализ и оценка выручки от реализации по объему и структуре 41
2.3 Анализ и оценка факторов, влияющих на формирование выручки от
реализации 49
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ ВЫРУЧКОЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ В ООО «ЗЭМЗ» 60
3.1 Рекомендации по повышению эффективности управления выручкой от
реализации 60
3.2 Оценка влияния разработанных рекомендаций на финансовые
результаты деятельности предприятия 77
4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 81
4.1 Краткое описание рассматриваемого объекта 81
4.2 Анализ опасных и вредных производственных факторов 81
4.3 Выбор нормативных значений факторов рабочей среды и трудового
процесса 84
4.4 Охрана труда 88
4.5 Производственная санитария 91
4.6 Эргономика и производственная эстетика 92
4.7 Противопожарная и взрывобезопасность 94
4.8 Экологическая безопасность 95
4.9 Гражданская оборона 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 104
ПРИЛОЖЕНИЯ
Процесс материального производства завершается доведением готовой продукции до потребителя путем реализации изготовленной продукции (выполненных работ, услуг). В условиях товарно-денежных отношений этот процесс сопровождается оплатой реализованной продукции, а также оплатой оказанных услуг. В основе определения сущности такого важного для финансов предприятия понятия, как реализация продукции лежит совокупность процессов смены форм собственности и смены субъектов собственности, что является экономической сущностью понятия реализация.
В условиях функционирования рыночной экономики стремление увеличить объем продаж ставит перед предприятиями множество проблем, центральной из которых является формирование эффективного механизма маркетинговой и сбытовой стратегии с учетом требований рынка, обеспечивающей оправдание ожиданий потребителей как в части объема и качества производимой продукции, так и удобных условий и сроков поставки готовой продукции.
Основным результатом работы компании является максимизация прибыли и рентабельности. Именно прибыль характеризует экономическую эффективность деятельности предприятия и определяет стоимость бизнеса компании. В процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг создается новая стоимость, которая определяется суммой выручки от реализации Управление прибылью предприятия предполагает управление факторами прибыли, основным из которых является выручка от реализации продукции - важнейшая составляющая финансового результата предприятия, именно величина выручки по отношению к себестоимости отражает способность предприятия получать прибыль. При этом выручка от реализации является основным источником финансирования текущих расходов предприятия, ее динамика определяет конкурентоспособность предприятия на рынке, так как снижение конкурентоспособности является основным фактором снижения спроса на продукцию предприятия, а следовательно и фактором снижения выручки.
Поэтому вопросы, связанные с формированием, планированием и управлением выручкой от реализации продукции являются одинаково актуальными для предприятий не зависимо от их формы собственности и сферы деятельности.
Таким образом, выбранная тема исследования является чрезвычайно актуальной, т.к. выручка от реализации продукции является финансовой базой, обеспечивающей решение трех важнейших задач: самоокупаемости текущей хозяйственной деятельности предприятия, выполнения финансовых обязательств предприятия и самофинансирования его развития. Проблема формирования выручки требует разработки рационального механизма ее аккумулирования и использования, что определило приоритетность вопросов управления выручкой от реализации продукции.
Объектом выпускной квалификационной работы является предприятие ООО «Златоустовский электрометаллургический завод» (ООО «ЗЭМЗ»),
Предметом - механизм управления выручкой от реализации продукции в ООО «ЗЭМЗ».
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности управления выручкой от реализации продукции в ООО «ЗЭМЗ».
Исходя из поставленной цели работы, ее основными задачами являются:
1) Исследовать теоретические основы управления выручкой от реализации продукции.
2) Провести анализ и дать оценку эффективности управления выручкой от реализации продукции на предприятии ООО «ЗЭМЗ».
3) Разработать рекомендации по повышению эффективности управления выручкой от реализации продукции в ООО «ЗЭМЗ», оценить их экономическую эффективность.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являлись законодательные и нормативные акты, регламентирующие порядок формирования выручки от реализации продукции на российских предприятиях, научные статьи и учебная литература отечественных авторов в области экономики и финансов предприятий. Порядок формирования выручки от реализации продукции установлен Налоговым кодексом Российской Федерации, Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 «Доходы организации». Исследование сущности, значения и факторов, влияющих на выручку от реализации продукции, проводилось такими исследователями как Слепов В.А., Барышникова Н.С., Кириченко Т.В., Незнамайкин В.В., Екимова К.В., Лапуста М.Г. и другими. Изложению теоретических основ управления выручкой от реализации продукции, прогнозированию, финансовому планированию и величины денежных потоков посвящены труды отечественных ученых, в том числе: Бланка И.А., Володина А.А., Ефимовой С.А., Ковалева В.В., Колчиной И.В., Лукиной Р.П. и многих других.
Методической базой исследования являлась методология анализа, достаточно широко освещенная в учебной и научной литературе. Финансово-экономический анализ деятельности предприятия в процессе исследования проводился на основании трудов Бахрушиной В.В., Гиляровской Л.Т., Дружинина А.И., Киреевой В.В., Лысенко Д.В., Пласковой Н.С., Савицкой Г.В. и других. Резервы увеличения объемов реализации продукции раскрываются в работах Осмоловского Н.Р., Петросяна А.Д., Санникова А.А., Соловьева Б.А., Шкрадуна В.Д. и других авторов.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являлась финансовая (бухгалтерская) отчетность ООО «ЗЭМЗ» за период 2013-2015 гг., а также материалы, публикуемые на официальном сайте компании.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования ориентированы на использование в деятельности металлургических предприятий по управлению формированием выручки от реализации продукции.
Выпускная квалификационная работа на тему «Управление выручкой от реализации продукции предприятия» проводилась с целью разработки рекомендаций по повышению эффективности управления выручкой от реализации продукции в ООО «Златоустовский электрометаллургический завод».
В настоящее время завод производит около 1000 марок стали и сплавов, его продукция применяется при производстве автомобилей, в различных отраслях машиностроения, строительстве, в химической промышленности, атомной энергетике. В 2015 г. предприятие впервые за ряд последних лет смогло поучить прибыль - расширение портфеля заказов и реализация антикризисной программы снижения затрат дали свои результаты. Предприятие продолжает набор персонала, заработная плата выплачивается в срок, деловая активность предприятия повышается, идет работа по формированию имущественного комплекса. В то же время, несмотря на положительную динамику финансовых результатов и достаточно высокие показатели ликвидности (платежеспособности), предприятие находится в кризисном финансовом состоянии и полностью зависит от заемных источников средств.
Анализ объема и структуры выручки от реализации продукции предприятия за 2013-2015 гг. дал следующие результаты:
1) На протяжении последних трех лет предприятие увеличивало объемы выручки от реализации продукции (на 27,17% в 2013 г. и на 34,44% в 2015 г.), однако выйти на докризисный (предбанкротный) уровень продаж пока не удается. Выход на докризисный уровень объемов реализации продукции возможен за счет ввода в эксплуатацию 2018 г. нового литейно-прокатного комплекса (в соответствии с инвестиционной программой развития предприятия).
2) Предприятие поставляет свою продукцию как на внутренний рынок, так и на внешний. Соотношение продаж складывается следующим образом: 80% приходится внутренний рынок и 20% на экспорт.
3) Изменение спроса на продукцию предприятия со стороны производителей вносит свои коррективы в структуру выручки от реализации в разрезе основных покупателей и видов металлопродукции. Из крупнейших потребителей можно выделить Первоуральский новотрубный завод, НИК «Уралвагонзавод», Челябинские трубопрокатный и кузнечнопрессовый заводы - на долю этих покупателей в 2015 г. приходилось более 75% всех поставок. Прирост объемов выручки от реализации в течение 2013-2015 гг. обеспечивался практически всеми группами профильного и марочного сортамента металлопродукции. Изменение в структуре профильного металлопроката вызвано повышением спроса со стороны трубопрокатных производств, а изменение структуры металлопродукции, сгруппированной по группам марочного сортамента, связано с повышением спроса со стороны таких отраслей специального машиностроения как автомобильное, авиационное, энергетическое, химическое, нефтехимическое машиностроение, водный транспорт, атомные электростанции.
4) План по выручке от реализации продукции предприятие перевыполняло (на 3,36% в 2013 г., на 1,94% в 2014 г., на 0,50% в 2015 г.). Однако в 2013 и 2014 годах фактические затраты (себестоимость, коммерческие и управленческие расходы) оказались существенно выше запланированных, что привело к невыполнению плана по прибыли и получению убытка от продаж. В 2015 году благодаря эффективному управлению выручкой от реализации и затратами предприятие получило прибыль от продаж в сумме 43634 тыс. руб., что выше плана на 14,25%.
Исследование факторов на выручку от реализации продукции предприятия дало следующие результаты:
1) Рассмотрение таких факторов как остатки нереализованной продукции и фактический объем продаж показало, что на протяжении всего периода на складах предприятия увеличиваются остатки готовой продукции, что ведет к недополучению выручки от продаж (на 81410 тыс. руб. в 2014 г. и на 165063 тысяч рублей в 2015 г.). Проблемы здесь могут быть скрыты в недостаточно эффективной сбытовой политике предприятия.
2) Факторный анализ выручки от реализации продукции в разрезе таких факторов как прибыль от продаж и затраты по функциям управления показал, что дополнительные инвестиции в производство, управление и сбыт продукции способствовали увеличению выручки от продаж. Наибольший прирост выручки произошел в результате увеличения себестоимости продаж, т.е. инвестиций в производство (89,78% в структуре факторов в 2015 г.).
3) Рассматривая влияние цены на продукцию и объемов продаж установлено, что основным фактором увеличения выручки от реализации продукции явилось увеличение физического объема продаж (количественный фактор), что в структуре факторов в 2015 г. составило 65,01%. Изменения конъюнктуры на рынках металлопродукции способствовали росту цен - влияние ценового фактора в структура факторов увеличения выручки в 2015 г. составило 34,99%.
4) Оценка влияния на выручку от реализации факторов, связанных с наличием и использованием производственных ресурсов, показала, что она увеличивается под воздействием как интенсивных, так и экстенсивных факторов использования ресурсов. В использовании трудовых ресурсов, основных и оборотных средств преобладают интенсивные факторы, т.е. повышение эффективности использования труда, средств и предметов труда.
Главными факторами конкурентоспособности металлургического предприятия являются: цена и качество металлопродукции, выполнение спецификации клиентов и графиков поставки, технологическая оснащенность, местоположение относительно ключевых потребителей и поставщиков и более удобные транспортные маршруты. Поэтому рекомендации по повышению эффективности управления выручкой от реализации продукции ООО «ЗЭМЗ» должны носить как маркетинговый, так и производственный характер.
Для повышения эффективности управления выручкой от реализации продукции в ООО «ЗЭМЗ» рекомендовано:
1) Формирование гибкой ценовой политики с целью активизации сбытовой деятельности. Для этих целей разработана система скидок в зависимости от стоимости заказа, обоснована выгода предприятия от ее использования, описан механизм ее расчета и действия. Внедрение предлагаемой системы скидок позволит сбалансировать спрос, предложение и производственную программу, обеспечит увеличение притока денежных средств в виде выручки от реализации продукции на 175 млн. 836 тыс. руб. или на 2,48% и повышение рентабельности продаж более чем на 1%.
2) Увеличение портфеля заказов, выход на новые рынки сбыта, привлечение региональных дилеров. В настоящее время завод постепенно восстанавливается после банкротства, увеличивая объемы производства продукции, восстанавливая старые хозяйственные связи и нарабатывая новые. Предприятие нашло свою нишу на рынке спецсталей, при этом особый интерес у руководства предприятия вызывают такие регионы как Алтайский край, Самарская область, Республика Башкортостан, где расположены потенциальные потребители спецсталей (ОАО «Волжский автомобильный завод», «Юргинский машиностроительный завод», «Барнаултрансмаш», «Дизель-инструмент», ООО «ТЗК ГАЗ», «Самарский подшипниковый завод», Белебеевский завод «Автонормаль» и др.). Поэтому с целью увеличения объемов реализации рекомендовано формирование дилерской сети в целевых регионах. При экономическом обосновании рекомендации предложен алгоритм развертывания региональной дилерской сети, алгоритм оценки потенциального дилера, рассчитан эффект от внедрения рекомендации. Расчеты показали, что выход на новые регионы сбыта через дилеров может принести увеличение выручки от реализации продукции на 518 млн. 880 тыс. руб. или на 7,32%.
Разработанные рекомендации по повышению эффективности управления выручкой от реализации продукции в ООО «ЗЭМЗ» носят преимущественно маркетинговый характер. В то же время известно, что эффективность данных рекомендаций может быть ограничена производственными возможностями предприятия. Поэтому следующая рекомендация касается производства продукции и повышения ее конкурентоспособности. В соответствии с Планом технического перевооружения ООО «ЗЭМЗ» планируется установка прокатного стана 350/500 производительностью 100 тыс. тонн в год на производственных площадях прокатного цеха №3 завода. В рамках инвестиционного проектирования специалистами финансового отдела предприятия рассчитаны необходимые капитальные и текущие затраты, определена потребность в источниках финансирования проекта. В данной работе обоснована эффективность инвестиций и рассчитаны финансовые результаты, планируемые к получению в результате реализации инвестиционного проекта с жизненным циклом 18 лет. Источниками финансирования капитальных затрат в сумме 2 млрд. 112 млн. 733 тыс. руб. планируются заемные средства в виде долгосрочного банковского кредита и собственные средства (чистая прибыль). Соотношение источников финансирования 70:30 соответственно. Освоение инвестиций предполагается начать в 2017 г. и с января 2018 г. начать выпуск продукции на полную мощность. Расчеты финансовых результатов по проекту показали, что он является прибыльным: чистая прибыль уже в первом году выпуска продукции (2018 г.) прогнозируется в сумме 282 млн. 036 тыс. руб. Промежуточные расчеты эффективности инвестиционного проекта за период 2017-2022 гг. показали, что чистый приведенный доход составит 632 млн. 006 тысяч рублей, рентабельность инвестиций превышает единицу (1,045), срок окупаемости инвестиций 5 лет.
Оценка влияния разработанных рекомендаций на финансовые результаты деятельности ООО «ЗЭМЗ» позволила сделать вполне оптимистичный прогноз в отношении развития предприятия. Предприятие имеет резервы увеличения выручки от реализации продукции, которая в течение последующих трех лет (2016-2018 гг.) может увеличиться более чем в 2 раза при грамотном управлении ей, а также за счет выпуска продукции на инвестиционном оборудовании (прокатном стане). Эффективность производства также возрастает, пока не такими быстрыми темпами, как выручка от реализации (увеличение рентабельности продаж прогнозируется с 0,62% в 2015 г. до 2,68% к 2018 г.). Поэтому задача предприятия на современном этапе заключается в решении двуединой задачи - увеличении выручки от продаж и снижении производственных затрат.