ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
|
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1.1. Формирование навыков речевого этикета
как лингвометодическая проблема
1.2. Формулы речевого этикета, используемые
в различных ситуациях речевого общения
1.3. Анализ формул речевого этикета, представленных в учебниках для начальной школы по русскому языку
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2.1. Внеурочная деятельность по русскому языку и ее возможности в формировании навыков речевого этикета младших школьников
2.2. Анализ опыта методистов и учителей по проблеме исследования
2.3. Описание экспериментальной работы
Выводы по II главе
Заключение
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложения
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1.1. Формирование навыков речевого этикета
как лингвометодическая проблема
1.2. Формулы речевого этикета, используемые
в различных ситуациях речевого общения
1.3. Анализ формул речевого этикета, представленных в учебниках для начальной школы по русскому языку
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2.1. Внеурочная деятельность по русскому языку и ее возможности в формировании навыков речевого этикета младших школьников
2.2. Анализ опыта методистов и учителей по проблеме исследования
2.3. Описание экспериментальной работы
Выводы по II главе
Заключение
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложения
Проблемы в социально-экономической и политической жизни современного общества, которые характеризуются конфликтами на почве духовного и нравственного кризиса общества, привели к снижению уровня речевой культуры молодых людей. Отсутствие такта, деликатности, неумение корректно строить своё речевое поведение и правильно вести себя в общественных местах всё чаще вызывают негодование. Учитывая перечисленные отклонения в речевом поведении молодёжи, современная школа придает огромное значение специальному обучению детей культуре межличностного общения. Одной из составляющих культуры общения является речевой этикет, основанный на соблюдении правил хорошего тона, выработанных человечеством, знании норм поведения в речи и умении их применять не только в деловом общении, но и в повседневных контактах с окружающими. Сегодня проблема эффективного взаимодействия людей приводит к поиску новых подходов по совершенствованию речевой деятельности обучающихся. Овладение школьниками всеми видами речевой деятельности в условиях конкретной речевой ситуации как необходимого условия формирования социально активной личности становится основной задачей начальной школы. Согласно ФГОС НОО важнейшей задачей современной системы начального образования является формирование универсальных учебных действий, в контексте чего актуализируется и развитие речевой деятельности младших школьников.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают о процессе развития речи своего ребенка. Сегодня ребенок меньше времени проводит в живом окружении, чем за компьютером. Поэтому наблюдения над речевым опытом учащихся показывают, что речевые навыки у детей необходимо развивать, совершенствовать их речевую культуру, и чем раньше и интенсивнее будет проводиться эта работа, тем эффективнее результат.
Каждое общество вырабатывает определённые принципы общения, которые не только закрепляются в принятых им нормах поведения, формулах речевого этикета, но и воспитываются у людей с большей или меньшей степенью сознательности. Различные аспекты культуры речевого общения широко освещены в трудах психологов и педагогов, лингвистов (А.А. Акишиной, А.А. Введенской, Л.С. Выготского, Б.Н. Головина, Л.К. Граудиной, А.И. Дунева, И.А. Зимней, М.С. Кагана, В.И. Карасика, И.Д. Ладнова, А.А. Леонтьева, В.Н. Никитенко, Н.Н. Обозова, В.В. Панова, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Соколовой, Л.В. Успенского, В.М. Федосовой, Н.И. Формановской, Н.А. Цимболенко, Е.Н. Ширяева и др.)
Н.И. Формановская представила характеристику речевого этикета с социолингвистических и методических позиций, дала определение постулатов вежливости, обозначила речевые формулы, связанные с типовыми ситуациями общения, раскрыла их соответствия в разных языках. Т.А. Ладыженская адресовала непосредственно педагогу свои исследования, раскрывающие возможности практического освоения речевого этикета на уроках русского языка. В.В. Виноградов, Л.П. Крысин, Д.Д. Шахматов, А.М. Шахнарович и другие определили возможность обучения речевому этикету на разных возрастных этапах, выявили пути активизации формул речевого этикета, способствующих развитию сотрудничества детей.
Вместе с тем специальных исследований, посвященных изучению навыков речевого этикета младших школьников, выявлению специфики их формирования не так уж много. Это работы современных ученых: Н.Е. Богуславской, В.Е. Гольдина, Т.А. Ладыженской, Н.А. Крупина, М.И.Лисиной, В.М.Матвеева, Н.А.Петровой.
Несмотря на расширение исследований в области обучения школьников навыкам речевого общения, данное направление недостаточно разработано для начальной школы как теоретически, так и практически. Анализ методической,
педагогической литературы, наблюдение над учебным процессом показали, что работа по культуре речи, обогащению лексикона младших школьников формулами речевого этикета проводится на уроках русского языка в малом объеме, фрагментарно. Это обусловлено содержанием программного материала, а также отсутствием необходимого количества времени для организации такой работы. Решить данную проблему возможно с помощью занятий по внеурочной деятельности. Внеурочные занятия по русскому языку обогащают ребенка знаниями, которые пробуждают его чувства, вызывают у него желание стать лучше, помогают освоить формулы речевого этикета, научиться правильно их применять. Таким образом, организовать целенаправленную работу по формированию навыков речевого этикета в процессе внеурочной деятельности по русскому языку можно с помощью специально разработанной программы.
Значимость и актуальность проблемы формирования навыков речевого этикета младших школьников обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы «Формирование навыков речевого этикета младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку».
Проблема исследования: каковы методические условия эффективного формирования навыков речевого этикета младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку. Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования навыков речевого этикета младших школьников.
Предмет исследования: методические условия формирования навыков речевого этикета младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку.
Гипотеза исследования основана на предположении, что формирование навыков речевого этикета младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку будет эффективным, если соблюдаются следующие методические условия:
1. Занятия по внеурочной деятельности дополняют содержание уроков по русскому языку в аспекте исследуемой проблемы.
2. Пополнение словаря младших школьников формулами речевого этикета осуществляется с учетом дидактического принципа доступности и коммуникативной целесообразности.
3. Используются разнообразные методы и приемы работы.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в исследовании ставятся и решаются следующие задачи:
1. Изучить психологическую, педагогическую и лингвистическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть формулы речевого этикета, используемые в различных ситуациях речевого общения.
3. Определить объем и дать качественную характеристику формулам речевого этикета, представленным в учебниках по русскому языку для начальной школы.
4. Рассмотреть возможности внеурочной деятельности по русскому языку в формировании навыков речевого этикета младших школьников.
5. Сделать анализ опыта методистов и учителей по проблеме исследования.
6. Описать ход экспериментальной работы.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психологической, педагогической, лингвистической литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий этапы); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Экспериментальная база исследования - обучающиеся 3 класса МОУ «Пристенская ООШ» Валуйского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, ее разработанность в современной педагогической науке, определяются объект и предмет исследования, формулируется рабочая гипотеза, ставятся задачи, определяются методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования навыков речевого этикета младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку» раскрывается характеристика понятий «этикет» и «речевой этикет». Рассмотрены функции языка, которые концентрирует в себе речевой этикет. Изучены особенности общения младших школьников. Выявлен комплекс педагогических условий для реализации методики формирования умений речевого этикета. Рассмотрены формулы речевого этикета, используемые в различных ситуациях речевого общения. Дана характеристика формул речевого этикета, представленных в учебниках по русскому языку для начальной школы (УМК «Школа России»).
Во второй главе «Методические основы формирования навыков речевого этикета младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку» рассмотрены возможности внеурочной деятельности по русскому языку, сделан анализ педагогического опыта по проблеме исследования, описана экспериментальная работа.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, изложены выводы и результаты исследования.
Библиографический список содержит 76 наименований источников. Содержание работы изложено на 84 страницах.
Работа содержит таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают о процессе развития речи своего ребенка. Сегодня ребенок меньше времени проводит в живом окружении, чем за компьютером. Поэтому наблюдения над речевым опытом учащихся показывают, что речевые навыки у детей необходимо развивать, совершенствовать их речевую культуру, и чем раньше и интенсивнее будет проводиться эта работа, тем эффективнее результат.
Каждое общество вырабатывает определённые принципы общения, которые не только закрепляются в принятых им нормах поведения, формулах речевого этикета, но и воспитываются у людей с большей или меньшей степенью сознательности. Различные аспекты культуры речевого общения широко освещены в трудах психологов и педагогов, лингвистов (А.А. Акишиной, А.А. Введенской, Л.С. Выготского, Б.Н. Головина, Л.К. Граудиной, А.И. Дунева, И.А. Зимней, М.С. Кагана, В.И. Карасика, И.Д. Ладнова, А.А. Леонтьева, В.Н. Никитенко, Н.Н. Обозова, В.В. Панова, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Соколовой, Л.В. Успенского, В.М. Федосовой, Н.И. Формановской, Н.А. Цимболенко, Е.Н. Ширяева и др.)
Н.И. Формановская представила характеристику речевого этикета с социолингвистических и методических позиций, дала определение постулатов вежливости, обозначила речевые формулы, связанные с типовыми ситуациями общения, раскрыла их соответствия в разных языках. Т.А. Ладыженская адресовала непосредственно педагогу свои исследования, раскрывающие возможности практического освоения речевого этикета на уроках русского языка. В.В. Виноградов, Л.П. Крысин, Д.Д. Шахматов, А.М. Шахнарович и другие определили возможность обучения речевому этикету на разных возрастных этапах, выявили пути активизации формул речевого этикета, способствующих развитию сотрудничества детей.
Вместе с тем специальных исследований, посвященных изучению навыков речевого этикета младших школьников, выявлению специфики их формирования не так уж много. Это работы современных ученых: Н.Е. Богуславской, В.Е. Гольдина, Т.А. Ладыженской, Н.А. Крупина, М.И.Лисиной, В.М.Матвеева, Н.А.Петровой.
Несмотря на расширение исследований в области обучения школьников навыкам речевого общения, данное направление недостаточно разработано для начальной школы как теоретически, так и практически. Анализ методической,
педагогической литературы, наблюдение над учебным процессом показали, что работа по культуре речи, обогащению лексикона младших школьников формулами речевого этикета проводится на уроках русского языка в малом объеме, фрагментарно. Это обусловлено содержанием программного материала, а также отсутствием необходимого количества времени для организации такой работы. Решить данную проблему возможно с помощью занятий по внеурочной деятельности. Внеурочные занятия по русскому языку обогащают ребенка знаниями, которые пробуждают его чувства, вызывают у него желание стать лучше, помогают освоить формулы речевого этикета, научиться правильно их применять. Таким образом, организовать целенаправленную работу по формированию навыков речевого этикета в процессе внеурочной деятельности по русскому языку можно с помощью специально разработанной программы.
Значимость и актуальность проблемы формирования навыков речевого этикета младших школьников обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы «Формирование навыков речевого этикета младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку».
Проблема исследования: каковы методические условия эффективного формирования навыков речевого этикета младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку. Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования навыков речевого этикета младших школьников.
Предмет исследования: методические условия формирования навыков речевого этикета младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку.
Гипотеза исследования основана на предположении, что формирование навыков речевого этикета младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку будет эффективным, если соблюдаются следующие методические условия:
1. Занятия по внеурочной деятельности дополняют содержание уроков по русскому языку в аспекте исследуемой проблемы.
2. Пополнение словаря младших школьников формулами речевого этикета осуществляется с учетом дидактического принципа доступности и коммуникативной целесообразности.
3. Используются разнообразные методы и приемы работы.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в исследовании ставятся и решаются следующие задачи:
1. Изучить психологическую, педагогическую и лингвистическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть формулы речевого этикета, используемые в различных ситуациях речевого общения.
3. Определить объем и дать качественную характеристику формулам речевого этикета, представленным в учебниках по русскому языку для начальной школы.
4. Рассмотреть возможности внеурочной деятельности по русскому языку в формировании навыков речевого этикета младших школьников.
5. Сделать анализ опыта методистов и учителей по проблеме исследования.
6. Описать ход экспериментальной работы.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психологической, педагогической, лингвистической литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий этапы); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Экспериментальная база исследования - обучающиеся 3 класса МОУ «Пристенская ООШ» Валуйского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, ее разработанность в современной педагогической науке, определяются объект и предмет исследования, формулируется рабочая гипотеза, ставятся задачи, определяются методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования навыков речевого этикета младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку» раскрывается характеристика понятий «этикет» и «речевой этикет». Рассмотрены функции языка, которые концентрирует в себе речевой этикет. Изучены особенности общения младших школьников. Выявлен комплекс педагогических условий для реализации методики формирования умений речевого этикета. Рассмотрены формулы речевого этикета, используемые в различных ситуациях речевого общения. Дана характеристика формул речевого этикета, представленных в учебниках по русскому языку для начальной школы (УМК «Школа России»).
Во второй главе «Методические основы формирования навыков речевого этикета младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку» рассмотрены возможности внеурочной деятельности по русскому языку, сделан анализ педагогического опыта по проблеме исследования, описана экспериментальная работа.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, изложены выводы и результаты исследования.
Библиографический список содержит 76 наименований источников. Содержание работы изложено на 84 страницах.
Работа содержит таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы.
Работа над исследованием на тему «Формирование навыков речевого этикета младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку» позволила сделать вывод о том, что одним из направлений речевого развития младших школьников является обучение их правильному литературному языку и культуре общения, повышение культуры речи и усвоение учащимися основных формул речевого этикета.
Существуют различные толкования термина «этикет». Наиболее точным и всеобъемлющим является определение, предложенное Н.И. Формановской: «...под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности». В силу тысячекратного повторения в типичных ситуациях речевой этикет воплотился в стереотипах, в устойчивых выражениях, формулах общения, которые мы не строим заново каждый раз, когда нам надо их употреблять, а используем готовые, отложившиеся в нашем языковом сознании.
Формирование речевого этикета младших школьников рассматривается не только в лингвистической сфере, но и в сфере методики преподавания русского языка в начальной школе. Важнейшей задачей школы становится формирование культуры не только речи, но и общения, становление умений речевого этикета.
Под определением «навыки речевого этикета» понимается способность целесообразно использовать языковые формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения.
Формулы речевого этикета - это типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении.
Н.И. Формановской и А.А. Акишиной - авторами многочисленных работ о современном русском речевом этикете - были выделены такие этикетные ситуации, как «Приветствие», «Обращение», «Представление»,
«Приглашение», «Комплимент», «Поздравление», «Прощание» и так далее. Однако существуют кроме словесных (вербальных) и несловесные (невербальные) средства.
Анализ учебников по русскому языку для начальной школы по программе «Перспективная начальная школа» показал, что формулы речевого этикета представлены ограниченным количеством, задания по речевому этикету носят, как правило, единичный характер. Отсутствует какая-либо система работы по формированию речевого этикета младших школьников, в частности активизации в речи этикетных формул, умении оптимально выбирать необходимые в конкретной ситуации общения, знание невербальных этикетных средств, замещающих или сопровождающих формулы речевого этикета. Основное внимание действующих программ по русскому языку для начальных классов направлено на изучение грамматического материала.
Решить эту задачу можно с помощью правильно организованной внеурочной деятельности. Виды внеурочной деятельности по русскому языку необычно многообразны. Они не исключают друг друга, наоборот, широкое развертывание различных видов внеклассных мероприятий предлагает их гармоничные сочетание. Основным и наиболее распространенным видом групповой работы является кружки.
Анализ опыта методистов и учителей выявил недостаточное внимание к проблеме формирования навыков речевого этикета младших школьников. В изучении формирования навыков речевого этикета младших школьников в начальной школе не прослеживается четкой системы, что плохо сказывается на развитии у младших школьников культуры речи и формированию навыков речевого этикета. В ряде пособий исследуемая проблема, не является напрямую предметом методического интереса их авторов, а выступает в качестве дидактического материала.
Недостаточное внимание к формированию навыков речевого этикета младших школьников отразилось на итогах констатирующего этапа эксперимента, по результатам которого всего у трех школьников выявлен высокий уровень сформированности навыков речевого этикета. Большинство учащихся (65%) набрали количество баллов, соответствующее низкому уровню развития навыков речевого этикета.
В формирующем этапе эксперимента была организована целенаправленная работа по формирования навыков речевого этикета младших школьников. Формой организации внеурочной работы по русскому языку стал предметный кружок под названием «Школа вежливого общения». Занятия велись систематически два раза в неделю в течение всего учебного года. В ходе работы кружка младшие школьники завели словарь для записи этикетных формул, который они могут использовать, разыгрывая различные коммуникативные ситуации. Пополнение словаря младших школьников формулами речевого этикета осуществляется с учетом дидактического принципа доступности и коммуникативной целесообразности. Разнообразные формы и приемы организации внеурочной работы, создали условия для эффективного формирования навыков речевого этикета.
Подведение итогов контрольного этапа педагогического эксперимента показало, что все без исключения младшие школьники улучшили свои результаты. Восемь школьников (40%) продемонстрировали высокий уровень сформированности навыков речевого этикета остальные ученики средний уровень (60%).
Таким образом, мы считаем, что решили поставленные задачи и достигли цели исследования.
Материалы, представленные в работе, могут быть использованы учителями на занятиях по внеурочной деятельности.
Существуют различные толкования термина «этикет». Наиболее точным и всеобъемлющим является определение, предложенное Н.И. Формановской: «...под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности». В силу тысячекратного повторения в типичных ситуациях речевой этикет воплотился в стереотипах, в устойчивых выражениях, формулах общения, которые мы не строим заново каждый раз, когда нам надо их употреблять, а используем готовые, отложившиеся в нашем языковом сознании.
Формирование речевого этикета младших школьников рассматривается не только в лингвистической сфере, но и в сфере методики преподавания русского языка в начальной школе. Важнейшей задачей школы становится формирование культуры не только речи, но и общения, становление умений речевого этикета.
Под определением «навыки речевого этикета» понимается способность целесообразно использовать языковые формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения.
Формулы речевого этикета - это типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении.
Н.И. Формановской и А.А. Акишиной - авторами многочисленных работ о современном русском речевом этикете - были выделены такие этикетные ситуации, как «Приветствие», «Обращение», «Представление»,
«Приглашение», «Комплимент», «Поздравление», «Прощание» и так далее. Однако существуют кроме словесных (вербальных) и несловесные (невербальные) средства.
Анализ учебников по русскому языку для начальной школы по программе «Перспективная начальная школа» показал, что формулы речевого этикета представлены ограниченным количеством, задания по речевому этикету носят, как правило, единичный характер. Отсутствует какая-либо система работы по формированию речевого этикета младших школьников, в частности активизации в речи этикетных формул, умении оптимально выбирать необходимые в конкретной ситуации общения, знание невербальных этикетных средств, замещающих или сопровождающих формулы речевого этикета. Основное внимание действующих программ по русскому языку для начальных классов направлено на изучение грамматического материала.
Решить эту задачу можно с помощью правильно организованной внеурочной деятельности. Виды внеурочной деятельности по русскому языку необычно многообразны. Они не исключают друг друга, наоборот, широкое развертывание различных видов внеклассных мероприятий предлагает их гармоничные сочетание. Основным и наиболее распространенным видом групповой работы является кружки.
Анализ опыта методистов и учителей выявил недостаточное внимание к проблеме формирования навыков речевого этикета младших школьников. В изучении формирования навыков речевого этикета младших школьников в начальной школе не прослеживается четкой системы, что плохо сказывается на развитии у младших школьников культуры речи и формированию навыков речевого этикета. В ряде пособий исследуемая проблема, не является напрямую предметом методического интереса их авторов, а выступает в качестве дидактического материала.
Недостаточное внимание к формированию навыков речевого этикета младших школьников отразилось на итогах констатирующего этапа эксперимента, по результатам которого всего у трех школьников выявлен высокий уровень сформированности навыков речевого этикета. Большинство учащихся (65%) набрали количество баллов, соответствующее низкому уровню развития навыков речевого этикета.
В формирующем этапе эксперимента была организована целенаправленная работа по формирования навыков речевого этикета младших школьников. Формой организации внеурочной работы по русскому языку стал предметный кружок под названием «Школа вежливого общения». Занятия велись систематически два раза в неделю в течение всего учебного года. В ходе работы кружка младшие школьники завели словарь для записи этикетных формул, который они могут использовать, разыгрывая различные коммуникативные ситуации. Пополнение словаря младших школьников формулами речевого этикета осуществляется с учетом дидактического принципа доступности и коммуникативной целесообразности. Разнообразные формы и приемы организации внеурочной работы, создали условия для эффективного формирования навыков речевого этикета.
Подведение итогов контрольного этапа педагогического эксперимента показало, что все без исключения младшие школьники улучшили свои результаты. Восемь школьников (40%) продемонстрировали высокий уровень сформированности навыков речевого этикета остальные ученики средний уровень (60%).
Таким образом, мы считаем, что решили поставленные задачи и достигли цели исследования.
Материалы, представленные в работе, могут быть использованы учителями на занятиях по внеурочной деятельности.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ДИАЛЕКТНОЙ ЛЕКСИКИ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 6-х КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2019 - Формирование основ межкультурного общения у младших школьников в процессе обучения речевому этикету
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021



