ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Общая характеристика быстроты как физического качества
человека 5
1.2. Особенности проявления быстроты в соревновательной
деятельности футболистов 11
1.3. Средства и методы развития быстроты у юных футболистов на
этапе начальной специализации 15
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 30
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ 31
3.1. Реализация комплекса средств и методов развития быстроты у
футболистов 12-13 лет в экспериментальной работе 31
3.2. Результаты экспериментальной работы 37
ВЫВОДЫ 40
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Определяющей особенностью современной соревновательной деятельности футболистов является высокая её интенсивность, связанная с увеличившейся компактностью командных действий, быстрыми перемещениями игроков без мяча и с мячом, это предъявляет повышенные требования к скоростным способностям футболистов. Поэтому одним из наиболее значимых физических качеств для современного футбола является быстрота, которая в значительной мере влияет на качество игровой деятельности.
Дальнейшее развитие футбола в стране, рост мастерства российских футболистов невозможны без улучшения работы с детьми непосредственно в ДЮСШ.
И, несмотря, на то, что исследованию различных сторон технической (Н.Н. Мулгачев, Ю.А. Добросмыслов, 2004; Г.В. Монаков, 2005; А.А. Кузнецов, 2007;О.Б. Лапшин, 2010), физической (А.В. Антипов, 2002; С.В. Дыгин, 2003; В.Н. Селуянов, 2006; М.А. Годик, 2009; П.П. Колупанов, 2010;В.И. Перевозник, 2011) подготовки юных футболистов посвящено достаточно много работ, проблема развития быстроты остается одной из первостепенных в подготовке футбольного резерва. В этой связи её решение на этапе начальной специализации можно считать весьма актуальной.
Объект исследования -тренировочный процесс футболистов 12-13 лет в ДЮСШ.
Предмет исследования - средства и методы развития быстроты у футболистов на этапе начальной специализации в ДЮСШ.
Цель исследования -теоретически и экспериментально обосновать комплекс средств и методов эффективного развития быстроты у футболистов на этапе начальной специализации в ДЮСШ.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы развития быстроты в учебно-тренировочном процессе футболистов.
2. Разработать комплекс средств и методов развития быстроты у футболистов 12-13 лет.
3. Экспериментально проверить эффективность комплекса в экспериментальной работе.
Гипотеза исследования. В основу гипотезы исследования положено предположение о том, что включение в тренировочный процесс футболистов группы начальной специализации разработанного нами комплекса средств и методов позволит повысить у них уровень развития скоростных способностей, и окажет положительное влияние на эффективность их игровой деятельности.
Элементы научной новизны.Получены новые научные данные об использовании средств и методов развития быстроты у футболистов 12-13 лет в ДЮСШ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс средств и методов развития быстроты у футболистов этапа начальной специализации может быть использован в ДЮСШ для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогическое тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математической статистики.
1. Анализ специальной научно-методической литературы показал, что значение быстроты в современном футболе существенно возросло. Быстрота как физическое качество выступает одной из главных составляющих в физической и технико-тактической подготовленности футболистов. Для совершенствования у футболистов различных проявлений быстроты предлагается широкий круг средств и методов. В тоже время остается недостаточно изученной проблема развития быстроты у юных футболистов этапа начальной специализации в ДЮСШ.
2. Основу развития скоростных способностей футболистов на этапе начальной специализации может составлять комплекс средств и методов, который включает четыре группы упражнений: старты и игровые упражнения на быстроту двигательной реакции с реагированием на звуковой или зрительный сигнал; упражнения на развитие скоростно-силовых способностей; упражнения на быстроту дистанционных перемещений от 10 до 30 м; упражнения, направленные на развитие у футболистов быстроты мышления и три ведущих метода: повторный, переменный и игровой.
3. По результатам педагогического эксперимента установлено, что разработанный нами комплекс средств и методов развития быстроты позволил существенно улучшить у юных футболистов экспериментальной группы показатели в бега на 15 м (6,8%) и 30 м (5,2%,), в беге на 30 м с ведением мяча (5,8%), а также в игровой деятельности: количество передач возросло на 27,2%, количество перехватов-опережений - на 45,3%.
1. Абдулкадыров А.А. Соотношение физической и технической подготовки юных футболистов 11-14 лет на этапе начальной спортивной специализации [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1992. - 22 с.
2. Антипов А.В. Формирование специальных скоростно-силовых
способностей 12-14-летних футболистов в период полового
созревания [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - 126 с.
3. Антипов А.В., Губа В.П., Тюленьков С.Ю. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско-юношеском футболе[Текст]. - М.: Советский спорт, 2008. - 152 с.
4. Беккер С.И. Структура специальной подготовленности и развитие физических качеств квалифицированных футболистов // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. науч. тр. под ред. Ермакова С.С. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2004. - №6. - С. 17-23.
5. Бобкова Е.Н. Дифференцированная методика воспитания скоростных способностей у мальчиков 7-15 лет с учетом гармоничности их физического развития [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Смоленск, 2006. - 22 с.
6. Булыкин Д.О. Техника стартовых действий в футболе и легкоатлетическом спринте[Текст]: автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 2007. - 22 с.
7. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов[Текст]. - М.:
Человек, 2009. - 272 с.
8. Голденко Г.А. Индивидуальные программы технико-тактической
подготовки футболистов высокой квалификации с учетом особенностей соревновательной деятельности [Текст]: автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 2003. - 21 с.
9. Груколенко А.Д. Развитие скоростно-силовых способностей у футболистов 12-13лет[Текст]: методическая разработка. - Белгород: Строитель, 2012. - 25 с.
10. Дыгин С.В. Физическая подготовка юных футболистов на этапе начальной специализации [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2003. - 22 с.
11.Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств) [Текст]/ под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.
12.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания [Текст]. - М.: Советский спорт, 2009. - 128 с.
13. Карпенко В.И. Методика совершенствования быстроты у футболистов на подготовительном периоде с учетом функциональной готовности организма[Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 1997. - 24 с.
14. Качани Л., Горский Л. Тренировка футболистов [Текст]. - Братислава, 2004. - С. 22-23.
15. Кириллов А.А. Воспитание скорости бега у юных футболистов [Текст]// Футбол: Ежегодник. - М., 1984. - С. 43-45.
16. Колупанов П.П. Методика интегральной подготовки юных
футболистов 13-14 лет на специально-подготовительном этапе [Текст]: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Малаховка, 2010. - 22 с.
17. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств [Текст]// Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 7. - С. 2-5.
18. Коробков А.В. О взаимосвязи быстроты, силы и выносливости [Текст]// Теория и практика физической культуры. - 1994. - №5. - С. 15-17.
19. Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. 2 этап (11¬12 лет)[Текст]. - М.: Олимпия; Человек, 2007. - 204 с.
20. Кук М.101 упражнение для юных футболистов. Возраст 12-16 лет[Текст]. - М.: АСТ/«Астрель», 2003. - 128 с.
21. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов [Текст]: методическое пособие. - М.: Человек, 2010. - 176 с.
22. Люкшинов Н.М. Искусство подготовки высококлассных
футболистов [Текст]: научно-методическое пособие. - 2-е изд. - М.: Советский спорт, ТВТ Дивизион, 2006. - 432 с.
23. Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития [Текст]. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
24. Марченко В.А. Развитие двигательных качеств футболистов [Текст]: метод.рекомендации. - Харьков: ХГИФК, 1991. - 29 с.
25. Монаков Г.В. Подготовка футболистов. Теория и практика[Текст]. - М.: Советский спорт, 2005. - 288 с.
26. Мулгачев Н.Н., Добросмыслов Ю.А. Физическая и техническая подготовка футболистов [Текст]: учеб.пособие. - Чебоксары, 2004. - 48 с.
27.Обухова Н.Б. Стандартная тренировочная программа для развития скоростно-силовых качеств у детей 12-15 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - С. 18-19.
28. Перевозник В.И. Влияние специальных средств на скоростные способности юных футболистов 12-13 лет [Текст]// Слобожанский научно-спортивный вестник. - 2011. - № 4. - С. 78-81.
29. Полишкис М.С., Выжгин В.А. Футбол: учебник [Текст]. - М.: Физкультура, образование и наука, 1999. - 254 с.
30. Сарсания К.С. Отбор и физическая подготовка юных футболистов [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 144 с.
31. Селуянов В.Н. Физическая подготовка футболистов[Текст]: учеб.- метод. пособие. - 2-е изд. - М.: ТВТ «Дивизион», 2006. - 192 с.
32. Сергиенко Л.П. Новый взгляд на структуру двигательных способностей [Текст]// Слобожанский научно-спортивный вестник. - 2011. - №2. - С. 101-113.
33. Сиренко Д.В. Методика развития скоростных способностей у юных футболистов с учетом игрового амплуа[Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград: ВГАФК, 2008. - 21 с.
34. Скоморохов Е.В. Комплексный контроль и методы совершенствования
специальной подготовленности высококвалифицированных
футболистов [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Малаховка, 2000. - 25 с.
35. Солопов И.Н., Герасименко А.П. Физиология футбола[Текст]: учебное пособие. - Волгоград, 1998. - 96 с.
36. Суслов Ф.П. Теория и методика спорта[Текст]: учеб.пособие для училищ олимпийского резерва. - М., 1997. - 416 с.
37. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник для студентов вузов / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2006. - 464 с.
38. Футбол: типовая учебно-тренировочная программа спортивной
подготовки для детско-юношеских спортивных школ,
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва[Текст]. - М.: Советский спорт, 2011. - 160 с.
39. Футбол: учебник для институтов физической культуры [Текст]/ под ред. М.С. Полишкиса, В.А. Выжгина. - М.: Физкультура, образование и наука, 1999. - 254 с.
40. Черепанов П., Мухамадиев М. Силовая подготовка
футболистов[Текст]. Скорость атакующих действий в футболе: методические разработки. - М.: Профиздат, 2012. - 88 с.
41. Шальнов В.А. Общая и специальная физическая подготовка
футболистов в учебно-тренировочном процессе [Текст]. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 22 с.
42. Яковлев В.Г. Воспитание физических качеств у детей школьного
возраста [Текст] // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 9. - С. 41-43.