СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОПЕРАЦИОННОГО ОФИСА «ЧЕЛЯБИНСКИЙ» ФИЛИАЛА «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ» АО «АЛЬФА - БАНК»
|
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ 10
1.1 Понятие и сущность потребительского кредитования, его
виды и классификация 10
1.2 Нормативно-правовое регулирование потребительского
кредитования в Российской Федерации 17
1.3 Современное состояние рынка потребительского
кредитования в России 23
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ АО «АЛЬФА - БАНК» 30
2.1 Общая характеристика деятельности АО «Альфа - Банк» 30
2.2 Анализ финансового состояния АО «Альфа - Банк» 37
2.3 Анализ потребительского кредитования в АО «Альфа - Банк» 46
3 СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ АО «АЛЬФА - БАНК» 50
3.1 Мероприятие, направленное на развитие процесса
потребительского кредитования АО «Альфа - Банк» 50
3.2 Обоснование экономической эффективности внедрения нового кредитного продукта Кредит «Свой автомобиль» в АО «Альфа - Банк» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ 10
1.1 Понятие и сущность потребительского кредитования, его
виды и классификация 10
1.2 Нормативно-правовое регулирование потребительского
кредитования в Российской Федерации 17
1.3 Современное состояние рынка потребительского
кредитования в России 23
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ АО «АЛЬФА - БАНК» 30
2.1 Общая характеристика деятельности АО «Альфа - Банк» 30
2.2 Анализ финансового состояния АО «Альфа - Банк» 37
2.3 Анализ потребительского кредитования в АО «Альфа - Банк» 46
3 СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ АО «АЛЬФА - БАНК» 50
3.1 Мероприятие, направленное на развитие процесса
потребительского кредитования АО «Альфа - Банк» 50
3.2 Обоснование экономической эффективности внедрения нового кредитного продукта Кредит «Свой автомобиль» в АО «Альфа - Банк» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
В настоящее время банки являются основным звеном рыночной системы, без которого трудно представить деятельность хозяйствующих субъектов. В полной мере это можно сказать и о России, где за годы перестройки сформировалась двухуровневая банковская система. Низовое звено банковской системы, куда и входят коммерческие банки, состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих кредитно-расчетное обслуживание клиентуры на коммерческих принципах. Банки занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов.
Особенно важно на современном этапе понимание сущности кредитных операций, их роли, влияния на экономику, а также тех препятствий, с которыми сталкиваются банки на пути своего развития. Ускоренное и всестороннее развитие потребительского кредита способствует дальнейшему росту национальной экономики, увеличению платежеспособного спроса россиян на товары и услуги, обеспечению большей финансовой устойчивости и диверсификации кредитной деятельности отечественных коммерческих банков, повышению уровня и улучшению качества жизни, решению проблемы бедности в России. Все это и определило актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка рекомендаций, направленных на совершенствование потребительского кредитования в АО «Альфа - Банк».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретический аспект потребительского кредитования;
- проанализировать состояние финансовой деятельности и управление потребительским кредитованием в АО «Альфа - Банк»;
- разработать рекомендации, направленные на совершенствование потребительского кредитования в АО «Альфа - Банк» и оценить их экономическую эффективность.
Объект исследования - АО «Альфа - Банк».
Предмет исследования - совершенствование потребительского кредитования в АО «Альфа - Банк».
В первой главе рассматривались понятие и сущность потребительского кредита, его классификация, нормативно-правовое регулирование потребительского кредитования в Российской Федерации, а также современное состояние рынка потребительского кредитования в России.
Во второй главе изучена общая характеристика деятельности АО «Альфа - Банк», проведен анализ финансового состояния АО «Альфа - Банк» и проанализировано управление потребительским кредитованием.
Третья глава посвящена разработке мероприятия, направленного на повышение эффективности управления потребительским кредитованием АО «Альфа - Банк», а также оценке экономической эффективности и целесообразности разработанного мероприятия.
В рамках дипломного исследования были использованы общенаучные и специальные методы: метод сбора, обработки и обобщения информации, метод синтеза, анализа и сравнения, а также метод финансово-экономического анализа.
Методологической и теоретической основой данной работы послужили нормативно-правовые акты Центрального банка РФ, труды известных экономистов Демченко С.С., Быстров С.А., Полищук А.И., Куликов А.Г. и Киричук А.А., статьи в периодических изданиях и др.
Практическая значимость исследования состоит в разработке предложений и рекомендаций, использование которых коммерческим банком позволит совершенствовать организацию процесса кредитования населения.
Особенно важно на современном этапе понимание сущности кредитных операций, их роли, влияния на экономику, а также тех препятствий, с которыми сталкиваются банки на пути своего развития. Ускоренное и всестороннее развитие потребительского кредита способствует дальнейшему росту национальной экономики, увеличению платежеспособного спроса россиян на товары и услуги, обеспечению большей финансовой устойчивости и диверсификации кредитной деятельности отечественных коммерческих банков, повышению уровня и улучшению качества жизни, решению проблемы бедности в России. Все это и определило актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка рекомендаций, направленных на совершенствование потребительского кредитования в АО «Альфа - Банк».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретический аспект потребительского кредитования;
- проанализировать состояние финансовой деятельности и управление потребительским кредитованием в АО «Альфа - Банк»;
- разработать рекомендации, направленные на совершенствование потребительского кредитования в АО «Альфа - Банк» и оценить их экономическую эффективность.
Объект исследования - АО «Альфа - Банк».
Предмет исследования - совершенствование потребительского кредитования в АО «Альфа - Банк».
В первой главе рассматривались понятие и сущность потребительского кредита, его классификация, нормативно-правовое регулирование потребительского кредитования в Российской Федерации, а также современное состояние рынка потребительского кредитования в России.
Во второй главе изучена общая характеристика деятельности АО «Альфа - Банк», проведен анализ финансового состояния АО «Альфа - Банк» и проанализировано управление потребительским кредитованием.
Третья глава посвящена разработке мероприятия, направленного на повышение эффективности управления потребительским кредитованием АО «Альфа - Банк», а также оценке экономической эффективности и целесообразности разработанного мероприятия.
В рамках дипломного исследования были использованы общенаучные и специальные методы: метод сбора, обработки и обобщения информации, метод синтеза, анализа и сравнения, а также метод финансово-экономического анализа.
Методологической и теоретической основой данной работы послужили нормативно-правовые акты Центрального банка РФ, труды известных экономистов Демченко С.С., Быстров С.А., Полищук А.И., Куликов А.Г. и Киричук А.А., статьи в периодических изданиях и др.
Практическая значимость исследования состоит в разработке предложений и рекомендаций, использование которых коммерческим банком позволит совершенствовать организацию процесса кредитования населения.
Потребительское кредитование является значительным, а зачастую, и основным источником доходов в реализации банковских продуктов, от успешной реализации которых зависит ликвидность банка и его финансовая устойчивость.
В ходе дипломного исследования нами были рассмотрены понятие и сущность потребительского кредитования, приведена классификация потребительских кредитов по ряду признаков, изучено нормативно-правовое регулирование потребительского кредитования в Российской Федерации, а также рассмотрено состояние рынка потребительского кредитования в России.
Также в работе дана краткая характеристика деятельности АО «Альфа -Банк», специализирующегося на оказании финансовых услуг и кредитовании населения. Альфа - Банк сотрудничает не только с физическими, но и юридическими лицами. На сегодняшний день этот банк входит в пятерку лидеров по финансовому обеспечению населения. Так же, как и другие банковские учреждения, Альфа - Банк предлагает своим клиентам различные кредитные продукты. Основными видами предоставляемых услуг банком являются:
- кредитование населения;
- вклады;
- денежные переводы и платежи;
- операции с наличной иностранной валютой;
- курсы иностранных валют;
- операции с монетами из драгоценных металлов;
- индивидуальные сейфовые ячейки.
Являясь одним из лидеров рынка, АО «Альфа - Банк» предлагает наиболее полный спектр услуг в сфере потребительского кредитования:
- автокредитование;
- ипотечное и жилищное кредитование;
- выпуск кредитных карт;
- предоставление кредитов наличными;
- кредитование предприятий малого и среднего бизнеса.
За 25 лет существования Альфа - Банк занял лидирующие позиции на рынке, зарекомендовал себя как универсальное кредитное учреждение и развил широкую сеть филиалов по стране. Практически в каждом городе РФ можно найти банкоматы «Альфа-Банка». Партнеры кредитной организации (МДМ, МКБ, Балтийский Банк», «Газпромбанк») также обслуживают клиентов на базовых условиях. Сеть продаж банка насчитывает 7 филиалов, 263 дополнительных офисов, 11 операционных касс вне кассового узла, 283 кредитно - кассовых офисов и 130 операционных офисов практически во всех регионах Российской Федерации, а также в ряде республик бывшего СНГ. Банк располагает широкой и оптимально сформированной корреспондентской сетью, а также позволяющей обеспечивать полный спектр услуг клиентам по международным расчетам и связанному кредитованию и совершать прочие межбанковские операции.
Также в дипломной работе проанализирована финансовая деятельность АО «Альфа - Банк», и дана количественная и качественная оценка структуре его кредитного портфеля.
По итогам проведенного анализа нами была выявлена проблема в операционном офисе «Челябинский» филиале «Екатеринбургский» АО «Альфа - Банк» - низкая популярность автокредитования среди физических лиц. В результате мы предложили решить данную проблему посредством внедрения нового кредитного продукта - кредитной программы «Свой автомобиль», которая отличается более выгодными и привлекательными условиями в сравнении с уже имеющейся программой.
Общая сумма затрат, связанных с внедрением нового продукта, составила 517 899 руб. В данную сумму включены расходы на рекламную кампанию, операционные расходы и прочие расходы, связанные с непредвиденными тратами. Прогнозируемые процентные доходы при этом составляют - 894 899,1 руб. Таким образом, возможная прибыль, которую получит банк от внедрения данного продукта, составит 441 324,1 руб., что свидетельствует об экономической эффективности и целесообразности внедрения нового кредитного продукта. Помимо дополнительной прибыли, данное мероприятие позволит банку значительно расширить клиентскую базу, упрочить позиции АО «Альфа - Банк» в общем рейтинге кредитных организаций и будет способствовать появлению новых партнеров в сфере автокредитования.
В ходе дипломного исследования нами были рассмотрены понятие и сущность потребительского кредитования, приведена классификация потребительских кредитов по ряду признаков, изучено нормативно-правовое регулирование потребительского кредитования в Российской Федерации, а также рассмотрено состояние рынка потребительского кредитования в России.
Также в работе дана краткая характеристика деятельности АО «Альфа -Банк», специализирующегося на оказании финансовых услуг и кредитовании населения. Альфа - Банк сотрудничает не только с физическими, но и юридическими лицами. На сегодняшний день этот банк входит в пятерку лидеров по финансовому обеспечению населения. Так же, как и другие банковские учреждения, Альфа - Банк предлагает своим клиентам различные кредитные продукты. Основными видами предоставляемых услуг банком являются:
- кредитование населения;
- вклады;
- денежные переводы и платежи;
- операции с наличной иностранной валютой;
- курсы иностранных валют;
- операции с монетами из драгоценных металлов;
- индивидуальные сейфовые ячейки.
Являясь одним из лидеров рынка, АО «Альфа - Банк» предлагает наиболее полный спектр услуг в сфере потребительского кредитования:
- автокредитование;
- ипотечное и жилищное кредитование;
- выпуск кредитных карт;
- предоставление кредитов наличными;
- кредитование предприятий малого и среднего бизнеса.
За 25 лет существования Альфа - Банк занял лидирующие позиции на рынке, зарекомендовал себя как универсальное кредитное учреждение и развил широкую сеть филиалов по стране. Практически в каждом городе РФ можно найти банкоматы «Альфа-Банка». Партнеры кредитной организации (МДМ, МКБ, Балтийский Банк», «Газпромбанк») также обслуживают клиентов на базовых условиях. Сеть продаж банка насчитывает 7 филиалов, 263 дополнительных офисов, 11 операционных касс вне кассового узла, 283 кредитно - кассовых офисов и 130 операционных офисов практически во всех регионах Российской Федерации, а также в ряде республик бывшего СНГ. Банк располагает широкой и оптимально сформированной корреспондентской сетью, а также позволяющей обеспечивать полный спектр услуг клиентам по международным расчетам и связанному кредитованию и совершать прочие межбанковские операции.
Также в дипломной работе проанализирована финансовая деятельность АО «Альфа - Банк», и дана количественная и качественная оценка структуре его кредитного портфеля.
По итогам проведенного анализа нами была выявлена проблема в операционном офисе «Челябинский» филиале «Екатеринбургский» АО «Альфа - Банк» - низкая популярность автокредитования среди физических лиц. В результате мы предложили решить данную проблему посредством внедрения нового кредитного продукта - кредитной программы «Свой автомобиль», которая отличается более выгодными и привлекательными условиями в сравнении с уже имеющейся программой.
Общая сумма затрат, связанных с внедрением нового продукта, составила 517 899 руб. В данную сумму включены расходы на рекламную кампанию, операционные расходы и прочие расходы, связанные с непредвиденными тратами. Прогнозируемые процентные доходы при этом составляют - 894 899,1 руб. Таким образом, возможная прибыль, которую получит банк от внедрения данного продукта, составит 441 324,1 руб., что свидетельствует об экономической эффективности и целесообразности внедрения нового кредитного продукта. Помимо дополнительной прибыли, данное мероприятие позволит банку значительно расширить клиентскую базу, упрочить позиции АО «Альфа - Банк» в общем рейтинге кредитных организаций и будет способствовать появлению новых партнеров в сфере автокредитования.



