Реализация программы развития эмпатических способностей подростков
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи экстраверсии и эмпатии 4
1.1. Понятие эмпатии в психологии 4
1.2. Понятие экстраверсии-интроверсии в психологии 4
1.3. Взаимосвязь эмпатии и экстраверсии 4
Выводы по первой главе 4
2.1. Описание исследования 4
2.2. Программа формирования эмпатических способностей у подростков 4
2.3. Эмпирические результаты 4
Заключение 4
Список литературы 4
Приложения 68
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи экстраверсии и эмпатии 4
1.1. Понятие эмпатии в психологии 4
1.2. Понятие экстраверсии-интроверсии в психологии 4
1.3. Взаимосвязь эмпатии и экстраверсии 4
Выводы по первой главе 4
2.1. Описание исследования 4
2.2. Программа формирования эмпатических способностей у подростков 4
2.3. Эмпирические результаты 4
Заключение 4
Список литературы 4
Приложения 68
Актуальность исследования. В подростковом периоде особенно велика потребность в дружеских отношениях, которые предполагают стремление к полному пониманию и принятию другого, определяя интимно-личностный характер общения со сверстниками, а позднее и со значимыми взрослыми. При этом эмпатия в большинстве исследований рассматривается как условие, необходимое для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия.6 Широкий интерес к изучению проблемы эмпатии, и в частности эмпатии подростков, неугасающий в течение многих десятилетий продиктован огромной важностью этого механизма в развитии личности и нравственных чувств человека, общении.
Развитие эмпатии особенно важно в период подростничества, когда интенсивно развиваются нравственные ценности, жизненные перспективы, новые взгляды на жизнь и на отношения между людьми. Противоречие в том, что подростковый возраст является сензитивным для формирования эмпатии, однако, для подростков характерна и эмоциональная неустойчивость, что осложняет результативность данного процесса. Актуальность исследования социально-психологические явления в обществе вызывают рост кризисных процессов в подростковой среде, обусловливают проявление деструктивных форм личностного развития и искаженного ценностного отношения к себе и к окружающему миру. Подросток находится как бы в промежуточном, пограничном положении между различными социальными и возрастными группами, что накладывает определенный отпечаток на психику подростка и может выражаться в повышенной тревожности, неконтактности в общении, агрессивности, эгоцентричности, а также проявляться в реакциях эмансипации, компенсации, группирования со сверстниками и т.д. При этом ванную роль играют личностные особенности подростков, в частности, экстраверсия-интроверсия.
В разное время к вопросу об особенностях эмпатии обращались зарубежные ученые (А. Валлон, Л. Мерфи, М. Хоффман, П. Массен, Н. Айзенберг) и отечественные специалисты (Т.П. Гаврилова, В.ВЗеньковский, Г.Ф. Михальченко, Л.А. Сивицкая, В.П. Кузьмина, И.М. Юсупов, М.В.Осорина); особенности подросткового и юношеского этапов онтогенеза были подробно описаны в исследованиях Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Д.И. Фельдштейна и др.
Проблема взаимосвязи экстраверсии и эмпатии подробно рассмотрена в трудах К.Г. Юнга.
В связи с этим противоречием возникает, проблема исследования: каким образом можно формировать эмпатию, опираясь на личностные особенности?
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и практически реализовать программу развития эмпатических способностей подростков.
Объект исследования: эмпатия и экстраверсия.
Предмет исследования: формирование эмпатических способностей подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие эмпатии.
2. Охарактеризовать понятие экстраверсии.
3. Рассмотреть связь эмпатии и экстраверсии.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей формирования эмпатии у подростков, взаимосвязь с экстраверсией.
Гипотеза исследования: формирование эмпатических способностейбудет успешным, если опираться на личностные особенности подростков.
Теоретико-методологической основой исследования являются исследования эмпатии Т.П. Гавриловой, В.В Зеньковского, Г.Ф. Михальченко, Л.А. Сивицкой, В.П. Кузьминой, И.М. Юсупова, и др.); особенностей формирования межличностных отношений в подростковом возрасте Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Д.И. Фельдштейна, концепция личности К. Юнга и др.
Методы исследования:
теоретические: теоретический анализ проблемы и предмета исследования, обобщение, моделирование;
эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование (методики:Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко; методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова; диагностика эмпатии по Меграбяну, личностный опросник Айзенка), эксперимент;
методы количественного и качественного анализа полученных результатов: методы компьютерной обработки данных;
методы математической статистики: критерий Манна-Уитни, критерий Спирмена.
База исследования: МБОУСОШ п. «Ключ жизни». Выборка: 40 учащихся средних и старших классов.
Основные этапы исследования:
На первом этапе, проблемно-аналитическом (сентябрь 2015 г.) – осуществлялись анализ теоретико-эмпирической базы исследования, составление библиографии, сбор, изучение и анализ источников, накопление эмпирического материала, выявление исходных теоретико-методологических основ, постановка проблемы исследования, разработка понятийного аппарата, формулирование проблемы, цели, объекта и предмета исследования, рабочей гипотезы, определение основных направлений исследования.
На втором этапе – экспериментально-формирующем (октябрь-декабрь) поэтапно проводился эксперимент, включавший контрольный, формирующий и констатирующий эксперименты.
На третьем этапе – обобщающе-аналитическом (январь 2016 г.) –осуществлялись: систематизация материалов эксперимента, их итоговая математическая и статистическая обработка, интерпретация, уточнение выводов опытно-экспериментальной работы.
Практическая значимостьисследования состоит в том, что разработанная программа может использоваться для формирования эмпатии у подростков. Материалы исследования могут использоваться психологами общеобразовательных учреждений.
Достоверность и обоснованность результатовисследования обеспечивается исходными методологическими позициями, многофакторным анализом современных достижений психолого-педагогической науки; валидностью использования комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели, задачам, логике; преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на разных этапах исследования, репрезентативностью выборки участников эксперимента, убедительностью и доказательностью полученных данных, их статистической значимостью, сочетанием качественного и количественного анализа экспериментальной работы.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 46 источников, приложений.
Развитие эмпатии особенно важно в период подростничества, когда интенсивно развиваются нравственные ценности, жизненные перспективы, новые взгляды на жизнь и на отношения между людьми. Противоречие в том, что подростковый возраст является сензитивным для формирования эмпатии, однако, для подростков характерна и эмоциональная неустойчивость, что осложняет результативность данного процесса. Актуальность исследования социально-психологические явления в обществе вызывают рост кризисных процессов в подростковой среде, обусловливают проявление деструктивных форм личностного развития и искаженного ценностного отношения к себе и к окружающему миру. Подросток находится как бы в промежуточном, пограничном положении между различными социальными и возрастными группами, что накладывает определенный отпечаток на психику подростка и может выражаться в повышенной тревожности, неконтактности в общении, агрессивности, эгоцентричности, а также проявляться в реакциях эмансипации, компенсации, группирования со сверстниками и т.д. При этом ванную роль играют личностные особенности подростков, в частности, экстраверсия-интроверсия.
В разное время к вопросу об особенностях эмпатии обращались зарубежные ученые (А. Валлон, Л. Мерфи, М. Хоффман, П. Массен, Н. Айзенберг) и отечественные специалисты (Т.П. Гаврилова, В.ВЗеньковский, Г.Ф. Михальченко, Л.А. Сивицкая, В.П. Кузьмина, И.М. Юсупов, М.В.Осорина); особенности подросткового и юношеского этапов онтогенеза были подробно описаны в исследованиях Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Д.И. Фельдштейна и др.
Проблема взаимосвязи экстраверсии и эмпатии подробно рассмотрена в трудах К.Г. Юнга.
В связи с этим противоречием возникает, проблема исследования: каким образом можно формировать эмпатию, опираясь на личностные особенности?
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и практически реализовать программу развития эмпатических способностей подростков.
Объект исследования: эмпатия и экстраверсия.
Предмет исследования: формирование эмпатических способностей подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие эмпатии.
2. Охарактеризовать понятие экстраверсии.
3. Рассмотреть связь эмпатии и экстраверсии.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей формирования эмпатии у подростков, взаимосвязь с экстраверсией.
Гипотеза исследования: формирование эмпатических способностейбудет успешным, если опираться на личностные особенности подростков.
Теоретико-методологической основой исследования являются исследования эмпатии Т.П. Гавриловой, В.В Зеньковского, Г.Ф. Михальченко, Л.А. Сивицкой, В.П. Кузьминой, И.М. Юсупова, и др.); особенностей формирования межличностных отношений в подростковом возрасте Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Д.И. Фельдштейна, концепция личности К. Юнга и др.
Методы исследования:
теоретические: теоретический анализ проблемы и предмета исследования, обобщение, моделирование;
эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование (методики:Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко; методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова; диагностика эмпатии по Меграбяну, личностный опросник Айзенка), эксперимент;
методы количественного и качественного анализа полученных результатов: методы компьютерной обработки данных;
методы математической статистики: критерий Манна-Уитни, критерий Спирмена.
База исследования: МБОУСОШ п. «Ключ жизни». Выборка: 40 учащихся средних и старших классов.
Основные этапы исследования:
На первом этапе, проблемно-аналитическом (сентябрь 2015 г.) – осуществлялись анализ теоретико-эмпирической базы исследования, составление библиографии, сбор, изучение и анализ источников, накопление эмпирического материала, выявление исходных теоретико-методологических основ, постановка проблемы исследования, разработка понятийного аппарата, формулирование проблемы, цели, объекта и предмета исследования, рабочей гипотезы, определение основных направлений исследования.
На втором этапе – экспериментально-формирующем (октябрь-декабрь) поэтапно проводился эксперимент, включавший контрольный, формирующий и констатирующий эксперименты.
На третьем этапе – обобщающе-аналитическом (январь 2016 г.) –осуществлялись: систематизация материалов эксперимента, их итоговая математическая и статистическая обработка, интерпретация, уточнение выводов опытно-экспериментальной работы.
Практическая значимостьисследования состоит в том, что разработанная программа может использоваться для формирования эмпатии у подростков. Материалы исследования могут использоваться психологами общеобразовательных учреждений.
Достоверность и обоснованность результатовисследования обеспечивается исходными методологическими позициями, многофакторным анализом современных достижений психолого-педагогической науки; валидностью использования комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели, задачам, логике; преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на разных этапах исследования, репрезентативностью выборки участников эксперимента, убедительностью и доказательностью полученных данных, их статистической значимостью, сочетанием качественного и количественного анализа экспериментальной работы.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 46 источников, приложений.
Психологическое осмысление феномена эмпатии неотделимо от философского аспекта, в частности, от мировоззренческого и этического элементов. Основой эмпатии как свойства личности является экзистенциальная, базисная потребность человека в общности и приобщенности и заложенный на глубинном уровне психики человека процесс «мистического соучастия» (А. Адлер, К. Г. Юнг, Л. Леви-Брюль).
Эмпатия имманентна человеку как способность трансцензуса, способность восхождения к духовной общности высшего порядка (К. Г. Юнг, А. Маслоу) и есть условие самоактуализации целостной личности (А. Маслоу, К. Роджерс). Основные конструкты поведения на основе эмпатии есть отождествление, сопереживание, сочувствие, содействие, синкретически объединяющие сущностные психофизические силы индивида.
Эмпатия в таком понимании родственна синергии. Личность, обладающая эмпатией, характеризуется следующими свойствами:
– альтруистическое поведение, толерантность, доброжелательность;
– восприимчивость к жизни другого человека, интерес к другому как таковому;
– приятие и утверждение жизни, адаптивность, бескорыстное событие;
– способность к диалогическому, субъект-субъектному отношению – общению – познанию;
– проникновение в единую связь вещей (проницательность);
– способность к «вершинным переживаниям»;
– способность синтезировать различные уровни духовной реальности;
– преобладание правополушарного, синкретически-образного мышления;
– гибкость и креативность мышления и поведения;
– восприимчивость к мимике и экспрессии другого лица, умение «считывать» невербальную информацию.
Экстраверсия-интроверсия трактуются как черты личности, которые определяют ее направленность «внутрь» или «вовне», степень открытости-закрытости внешнему миру, эмоциональность, общительность и т.д. Это одна из базовых характеристик личности. В концепции К. Юнга эмпатическая способность связана с экстраверсией.
Для испытуемых подростков в целом характерен недостаточный уровень развития эмпатических способностей. Нами был разработан и проведен блок занятий по развитию эмпатических способностей.
Эмоциональный канал у подростков на констатирующем этапе развит достоверно ниже, чем на контрольном этапе; эмпатические установки также развиты достоверно ниже, а также достоверно ниже развиты проникающая способность, идентификация и общие показатели эмпатии.
У подростков до проведения занятий было хуже развито сопереживание и сочувствие, интуитивное восприятие партнера по общению, они стараются избегать лишних контактов и абстрагироваться от чужих проблем, более закрыты и недоверчивы, чем подростки, воспитывающиеся в семье.
Уровень эмпатии по результатам всех методик у подростков констатирующем достоверно ниже, чем на контрольном.
На констатирующем этапе достоверно ниже показатели тенденции к эмпатии и тенденции к присоединению. Это означает, что у подростков до проведения занятий хуже развиты способность к сопереживанию, впечатлительность и способность к проявлению тепла, дружелюбия, поддержки, оказания помощи.
Проведенные коррекционно-развивающие занятия способствовали развитию эмпатических способностей у подростков. Выявлены положительные значимые корреляции практически по всем показателям, чем выше уровень экстраверсии, тем выше показатели эмоционального канала, интуитивного, проникающей способности, идентификации, общий уровень эмпатии, тенденция к эмпатии, тенденция к присоединению. В целом, для группы характерен средний уровень экстравертированности.
Эмпатия имманентна человеку как способность трансцензуса, способность восхождения к духовной общности высшего порядка (К. Г. Юнг, А. Маслоу) и есть условие самоактуализации целостной личности (А. Маслоу, К. Роджерс). Основные конструкты поведения на основе эмпатии есть отождествление, сопереживание, сочувствие, содействие, синкретически объединяющие сущностные психофизические силы индивида.
Эмпатия в таком понимании родственна синергии. Личность, обладающая эмпатией, характеризуется следующими свойствами:
– альтруистическое поведение, толерантность, доброжелательность;
– восприимчивость к жизни другого человека, интерес к другому как таковому;
– приятие и утверждение жизни, адаптивность, бескорыстное событие;
– способность к диалогическому, субъект-субъектному отношению – общению – познанию;
– проникновение в единую связь вещей (проницательность);
– способность к «вершинным переживаниям»;
– способность синтезировать различные уровни духовной реальности;
– преобладание правополушарного, синкретически-образного мышления;
– гибкость и креативность мышления и поведения;
– восприимчивость к мимике и экспрессии другого лица, умение «считывать» невербальную информацию.
Экстраверсия-интроверсия трактуются как черты личности, которые определяют ее направленность «внутрь» или «вовне», степень открытости-закрытости внешнему миру, эмоциональность, общительность и т.д. Это одна из базовых характеристик личности. В концепции К. Юнга эмпатическая способность связана с экстраверсией.
Для испытуемых подростков в целом характерен недостаточный уровень развития эмпатических способностей. Нами был разработан и проведен блок занятий по развитию эмпатических способностей.
Эмоциональный канал у подростков на констатирующем этапе развит достоверно ниже, чем на контрольном этапе; эмпатические установки также развиты достоверно ниже, а также достоверно ниже развиты проникающая способность, идентификация и общие показатели эмпатии.
У подростков до проведения занятий было хуже развито сопереживание и сочувствие, интуитивное восприятие партнера по общению, они стараются избегать лишних контактов и абстрагироваться от чужих проблем, более закрыты и недоверчивы, чем подростки, воспитывающиеся в семье.
Уровень эмпатии по результатам всех методик у подростков констатирующем достоверно ниже, чем на контрольном.
На констатирующем этапе достоверно ниже показатели тенденции к эмпатии и тенденции к присоединению. Это означает, что у подростков до проведения занятий хуже развиты способность к сопереживанию, впечатлительность и способность к проявлению тепла, дружелюбия, поддержки, оказания помощи.
Проведенные коррекционно-развивающие занятия способствовали развитию эмпатических способностей у подростков. Выявлены положительные значимые корреляции практически по всем показателям, чем выше уровень экстраверсии, тем выше показатели эмоционального канала, интуитивного, проникающей способности, идентификации, общий уровень эмпатии, тенденция к эмпатии, тенденция к присоединению. В целом, для группы характерен средний уровень экстравертированности.
Подобные работы
- Диагностика и развитие эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие коммуникативных умений младших подростков средствами русского музыкального фольклора на факультативных занятиях по музыке в СОШ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - Психологическая программа развития коммуникативных навыков
сотрудников торговых организаций
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
СТУДЕНТОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5690 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ
МУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая программа сопровождения подростков с трудностями в
обучении
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Программа психологической коррекции личностной сферы у трудных подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЗАТО г. ЗЕЛЕНОГОРСК
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития интеллектуально одаренных детей в условиях дополнительного общего образования
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004



