Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация программы развития эмпатических способностей подростков

Работа №6587

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы74стр.
Год сдачи2012
Стоимость9700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
833
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи экстраверсии и эмпатии 4
1.1. Понятие эмпатии в психологии 4
1.2. Понятие экстраверсии-интроверсии в психологии 4
1.3. Взаимосвязь эмпатии и экстраверсии 4
Выводы по первой главе 4
2.1. Описание исследования 4
2.2. Программа формирования эмпатических способностей у подростков 4
2.3. Эмпирические результаты 4
Заключение 4
Список литературы 4
Приложения 68



Актуальность исследования. В подростковом периоде особенно велика потребность в дружеских отношениях, которые предполагают стремление к полному пониманию и принятию другого, определяя интимно-личностный характер общения со сверстниками, а позднее и со значимыми взрослыми. При этом эмпатия в большинстве исследований рассматривается как условие, необходимое для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия.6 Широкий интерес к изучению проблемы эмпатии, и в частности эмпатии подростков, неугасающий в течение многих десятилетий продиктован огромной важностью этого механизма в развитии личности и нравственных чувств человека, общении.
Развитие эмпатии особенно важно в период подростничества, когда интенсивно развиваются нравственные ценности, жизненные перспективы, новые взгляды на жизнь и на отношения между людьми. Противоречие в том, что подростковый возраст является сензитивным для формирования эмпатии, однако, для подростков характерна и эмоциональная неустойчивость, что осложняет результативность данного процесса. Актуальность исследования социально-психологические явления в обществе вызывают рост кризисных процессов в подростковой среде, обусловливают проявление деструктивных форм личностного развития и искаженного ценностного отношения к себе и к окружающему миру. Подросток находится как бы в промежуточном, пограничном положении между различными социальными и возрастными группами, что накладывает определенный отпечаток на психику подростка и может выражаться в повышенной тревожности, неконтактности в общении, агрессивности, эгоцентричности, а также проявляться в реакциях эмансипации, компенсации, группирования со сверстниками и т.д. При этом ванную роль играют личностные особенности подростков, в частности, экстраверсия-интроверсия.
В разное время к вопросу об особенностях эмпатии обращались зарубежные ученые (А. Валлон, Л. Мерфи, М. Хоффман, П. Массен, Н. Айзенберг) и отечественные специалисты (Т.П. Гаврилова, В.ВЗеньковский, Г.Ф. Михальченко, Л.А. Сивицкая, В.П. Кузьмина, И.М. Юсупов, М.В.Осорина); особенности подросткового и юношеского этапов онтогенеза были подробно описаны в исследованиях Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Д.И. Фельдштейна и др.
Проблема взаимосвязи экстраверсии и эмпатии подробно рассмотрена в трудах К.Г. Юнга.
В связи с этим противоречием возникает, проблема исследования: каким образом можно формировать эмпатию, опираясь на личностные особенности?
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и практически реализовать программу развития эмпатических способностей подростков.
Объект исследования: эмпатия и экстраверсия.
Предмет исследования: формирование эмпатических способностей подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие эмпатии.
2. Охарактеризовать понятие экстраверсии.
3. Рассмотреть связь эмпатии и экстраверсии.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей формирования эмпатии у подростков, взаимосвязь с экстраверсией.
Гипотеза исследования: формирование эмпатических способностейбудет успешным, если опираться на личностные особенности подростков.
Теоретико-методологической основой исследования являются исследования эмпатии Т.П. Гавриловой, В.В Зеньковского, Г.Ф. Михальченко, Л.А. Сивицкой, В.П. Кузьминой, И.М. Юсупова, и др.); особенностей формирования межличностных отношений в подростковом возрасте Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Д.И. Фельдштейна, концепция личности К. Юнга и др.
Методы исследования:
 теоретические: теоретический анализ проблемы и предмета исследования, обобщение, моделирование;
 эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование (методики:Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко; методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова; диагностика эмпатии по Меграбяну, личностный опросник Айзенка), эксперимент;
 методы количественного и качественного анализа полученных результатов: методы компьютерной обработки данных;
 методы математической статистики: критерий Манна-Уитни, критерий Спирмена.
База исследования: МБОУСОШ п. «Ключ жизни». Выборка: 40 учащихся средних и старших классов.
Основные этапы исследования:
На первом этапе, проблемно-аналитическом (сентябрь 2015 г.) – осуществлялись анализ теоретико-эмпирической базы исследования, составление библиографии, сбор, изучение и анализ источников, накопление эмпирического материала, выявление исходных теоретико-методологических основ, постановка проблемы исследования, разработка понятийного аппарата, формулирование проблемы, цели, объекта и предмета исследования, рабочей гипотезы, определение основных направлений исследования.
На втором этапе – экспериментально-формирующем (октябрь-декабрь) поэтапно проводился эксперимент, включавший контрольный, формирующий и констатирующий эксперименты.
На третьем этапе – обобщающе-аналитическом (январь 2016 г.) –осуществлялись: систематизация материалов эксперимента, их итоговая математическая и статистическая обработка, интерпретация, уточнение выводов опытно-экспериментальной работы.
Практическая значимостьисследования состоит в том, что разработанная программа может использоваться для формирования эмпатии у подростков. Материалы исследования могут использоваться психологами общеобразовательных учреждений.
Достоверность и обоснованность результатовисследования обеспечивается исходными методологическими позициями, многофакторным анализом современных достижений психолого-педагогической науки; валидностью использования комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели, задачам, логике; преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на разных этапах исследования, репрезентативностью выборки участников эксперимента, убедительностью и доказательностью полученных данных, их статистической значимостью, сочетанием качественного и количественного анализа экспериментальной работы.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 46 источников, приложений.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Психологическое осмысление феномена эмпатии неотделимо от философского аспекта, в частности, от мировоззренческого и этического элементов. Основой эмпатии как свойства личности является экзистенциальная, базисная потребность человека в общности и приобщенности и заложенный на глубинном уровне психики человека процесс «мистического соучастия» (А. Адлер, К. Г. Юнг, Л. Леви-Брюль).
Эмпатия имманентна человеку как способность трансцензуса, способность восхождения к духовной общности высшего порядка (К. Г. Юнг, А. Маслоу) и есть условие самоактуализации целостной личности (А. Маслоу, К. Роджерс). Основные конструкты поведения на основе эмпатии есть отождествление, сопереживание, сочувствие, содействие, синкретически объединяющие сущностные психофизические силы индивида.
Эмпатия в таком понимании родственна синергии. Личность, обладающая эмпатией, характеризуется следующими свойствами:
– альтруистическое поведение, толерантность, доброжелательность;
– восприимчивость к жизни другого человека, интерес к другому как таковому;
– приятие и утверждение жизни, адаптивность, бескорыстное событие;
– способность к диалогическому, субъект-субъектному отношению – общению – познанию;
– проникновение в единую связь вещей (проницательность);
– способность к «вершинным переживаниям»;
– способность синтезировать различные уровни духовной реальности;
– преобладание правополушарного, синкретически-образного мышления;
– гибкость и креативность мышления и поведения;
– восприимчивость к мимике и экспрессии другого лица, умение «считывать» невербальную информацию.
Экстраверсия-интроверсия трактуются как черты личности, которые определяют ее направленность «внутрь» или «вовне», степень открытости-закрытости внешнему миру, эмоциональность, общительность и т.д. Это одна из базовых характеристик личности. В концепции К. Юнга эмпатическая способность связана с экстраверсией.
Для испытуемых подростков в целом характерен недостаточный уровень развития эмпатических способностей. Нами был разработан и проведен блок занятий по развитию эмпатических способностей.
Эмоциональный канал у подростков на констатирующем этапе развит достоверно ниже, чем на контрольном этапе; эмпатические установки также развиты достоверно ниже, а также достоверно ниже развиты проникающая способность, идентификация и общие показатели эмпатии.
У подростков до проведения занятий было хуже развито сопереживание и сочувствие, интуитивное восприятие партнера по общению, они стараются избегать лишних контактов и абстрагироваться от чужих проблем, более закрыты и недоверчивы, чем подростки, воспитывающиеся в семье.
Уровень эмпатии по результатам всех методик у подростков констатирующем достоверно ниже, чем на контрольном.
На констатирующем этапе достоверно ниже показатели тенденции к эмпатии и тенденции к присоединению. Это означает, что у подростков до проведения занятий хуже развиты способность к сопереживанию, впечатлительность и способность к проявлению тепла, дружелюбия, поддержки, оказания помощи.
Проведенные коррекционно-развивающие занятия способствовали развитию эмпатических способностей у подростков. Выявлены положительные значимые корреляции практически по всем показателям, чем выше уровень экстраверсии, тем выше показатели эмоционального канала, интуитивного, проникающей способности, идентификации, общий уровень эмпатии, тенденция к эмпатии, тенденция к присоединению. В целом, для группы характерен средний уровень экстравертированности.




1. АгавелянP.O. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности: Автореф. дис. … канд. наук. М., 1995.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995. – 296 с. 3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1980. – Т.1. – С.13-178.
3. Айзенк Г. Ю. Структура личности. — СПб: Ювента. —М.: КСП+, 1999.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 384 с.
5. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А. Г. Басова. - 2012. - №8. - С. 254-256.
6. Бобкова М. Г. Формирование профессиональной установки на эмпатийный способ взаимодействия: Дисс. канд. психол. наук/БобковаМ.Г. - Тобольск, 2005, 216с.
7. Бодалев А. А., Каштанова Т. Р. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии// Групповая психотерапия при неврозах и психозах.- Л., 1975. -Т. XXXVI. - С. 11-19.
8. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев.—М: МГУ, 1982. —199 с.
9. Бойко В.В. Энергия эмоций / В.В. Бойко. - СПб: Питер, 2004. -474 с
10. Василькова А. П. Взаимосвязи эмпатии с личностными свойствами будущих специалистов-медиков // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1999. - С. 180-181.
11. Василькова А.П. Диагностика эмпатии в системе профотбора специалистов медиков // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1997.-С. 177-178.
12. Василькова А. П. Зависимость динамики восприятия больного от уровня эмпатии студентов медицинского вуза // Ананьевские чтения-2000: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 2000. - С. 174-175.
13. Василькова А. П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов-медиков: дис. . канд. психол. наук / А. П. Василькова. - СПб., 1998.- 166 с.
14. ВачковВ.И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 2005.
15. Веденеева Л. В. Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса: дис. канд. пед. наук / Л. В. Веденеева. - Волгоград, 2001. - 219 с.
16. ВилюнасВ.К. Психология эмоций / В.К. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2004.—496 с
17. Гаврилова Т. П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. - М., 1981.
18. Гаврилова Т. П. Об отношении мальчиков и девочек младшего и среднего школьного возраста к различным объектам эмпатии // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. - Краснодар, 1977. - С. 138-145.
19. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. ...канд. наук. - М., 1977.
20. Гаврилова Т. П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Краснодар, 1975.
21. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1975. - № 2. – С. 147-158.
22. Гиппенрейтер Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. - 1993. - № 4. - С. 61-67.
23. Ершов А. А. О факторах, влияющих на эмпатию // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - М., 1979.
24. Иган Дж. Базиснаяэмпатия как коммуникативный навык // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – № 1. – Режим доступа: Электронный ресурс: http://www.psyjournal.ru
25. Ильин Е. П. Экстраверсия, нейротизм и сила нервной системы // Психофизиологические вопросы изучения личности спортсмена. - Л., 1976. - С. 175.
26. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009.
27. Кан-КаликВ.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 197с.
28. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему, или Ассертивность в жизнь. СПб.: Питер, 1995. 186с.
29. Карягина, Т. Д. Проблема формирования эмпатии / Т. Д. Карягина // Консультативная психология и психотерапия. – 2010. – № 1. – С. 38–54 (0,8 п.л.).
30. Кипурова С. Н. Развитие эмпатии будущего учителя в процессе изучения педагогических дисциплин: дис. . канд. пед. наук / С. Н. Кипурова; - Тула, 2006. — 196 с.
31. Кривцова С.В., МухаматулинаЕ.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Генезис, 1997. 192с.
32. Мироненко И.А., Современные теории в психологии личности. СПб, 2003. С. 118-121.
33. Михальченко Г. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию: автореф. дис. канд. психол. наук / Г. Ф. Михальченко. - М., 1989.-22 с.
34. Общая психология. Словарь / под.ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. – сост. Л.А. Карпенко ; под общ.ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 251 с.
35. Орлов А. Б. К. Роджерс и современный гуманизм / А. Б. Орлов // Вестник Моск. гос. ун-та. Сер. 14, Психология. 1990. — № 2. — С. 55-58.
36. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. – Минск :Бестпринт, 2006. – 76 с
37. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. — М: Прогресс, 1994.-478 с.
38. Роджерс К. Эмпатия // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. – М. :ЧеРо, 2002. – С. 428–430.
39. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия / К. Роджерс. - М.: Рефл-бук, 1997.-316 с.
40. Сопиков А. Л. Механизм эмпатии / А. Л. Сопиков // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. — Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 1977. С. 89-95.
41. Тютяева О. В. Психологические особенности эмпатии у детей среднего и старшего школьного возраста: дис. канд. психол. наук / О. В. Тютяева. - Ярославль, 2002.-216 с.
42. Ференци Ш. Теория и практика психоанализа / Ш. Ференци, О. Ранк. - М.: Унив. книга: ПЕР СЭ, 2000. - 320 с.
43. Щербакова Н. А. Эмпатические способности студентов-психологов: учеб.пособие / Н. А. Щербакова. - Воронеж: МОДЭК, 2006. -240 с.
44. Этчегоен Г. Эмпатия // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. № 1. С. 14−22.
45. Юнг К. Г. Психологические типы / Под ред. В. Зеленского. Пер. с нем. С. Лорие. — СПб: Азбука, 2001.
46. Юсупов И.М. Психология эмпатии: (теоретические и прикладные аспекты): автореф. дис. . д-ра психол. наук / И. М. Юсупов; С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 1995. - 24 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ