ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность прибыли и рентабельности предприятия.. 11
1.2 Факторы, влияющие на формирование прибыли и
рентабельность предприятия 24
1.3 Методика анализа прибыли и рентабельности предприятия ... 36
2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО «ШУМИХИНСКИЙ ПРЯНИК»
2.1 Анализ формирования прибыли 54
2.2 Факторный анализ прибыли и оценка запаса финансовой
прочности 63
2.3 Анализ рентабельности ООО «Шумихинский пряник» 70
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ И
РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО «ШУМИХИНСКИЙ ПРЯНИК»
3.1 Направления повышения прибыли и рентабельности 81
3.2 Описание и оценка эффективности мер по повышению
прибыли и рентабельности 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 103
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А - Бухгалтерский баланс ООО «Шумихинский пряник» за 2012, 2013, 2014 гг.
Приложение Б - Отчет о прибылях и убытках ООО«Шумихинский пряник» за 2012, 2013, 2014 гг.
Актуальность темы. Прибыль, известнейшая с давних времен категория, приобрела ключевое значение в современных экономических условиях. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятий.
Прибыль - наиболее простая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики. Она является стержнем и главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом деятельности хозяйствующих субъектов. Величина прибыли является основным целевым ориентиром и мерой эффективности деятельности предприятия, служит базой обеспечения его производственного развития и удовлетворения материальных интересов собственников и наемных работников. Являясь ключевым показателем развития предприятия, прибыль обуславливает необходимость непрерывного и эффективного управления ею.
Однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов. Одним из основных показателей, характеризующих экономическую эффективность деятельности хозяйствующего субъекта, является рентабельность. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств, по отношению к вновь приобретенным ресурсам (прибыли). Поэтому одной из актуальных задач современного предприятия является анализ прибыли и рентабельности, который позволяет определить основные пути стабильного роста эффективности его деятельности, рациональность использования ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также выявить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли и порядок ее распределения.
Объектом исследования является ООО «Шумихинский пряник».
Предметом дипломного проектирования выступает анализ прибыли и рентабельности предприятия.
Цель дипломного проектирования заключается в разработке рекомендаций по повышению прибыли и рентабельности фирмы.
Для достижения поставленной цели в дипломном проекте решаются следующие основные задачи:
- рассмотреть понятие и сущность прибыли и рентабельности предприятия;
- проанализировать факторы, влияющие на формирование прибыли и рентабельности предприятия;
- выбрать методику анализа прибыли и рентабельности предприятия;
- провести анализ формирования прибыли ООО «Шумихинский пряник»;
- провести факторный анализ прибыли и оценить запас финансовой прочности;
- дать оценку рентабельности;
- разработать рекомендации по повышению прибыли и рентабельности для ООО «Шумихинский пряник»;
- дать оценку эффективности предложенных мероприятий по повышению прибыли и рентабельности.
В теоретической части дипломного проекта рассматриваются понятие и сущность прибыли и рентабельности предприятия, анализируются факторы, влияющие на формирование прибыли и рентабельности, выбирается методика анализа прибыли и рентабельности предприятия.
В практической части дипломного проекта проводится анализ формирования прибыли и факторный анализ прибыли ООО «Шумихинский пряник»; оценивается запас финансовой прочности; дается оценка рентабельности; предлагаются основные направления по повышению прибыли и рентабельности предприятия; проводится оценка экономической эффективности предложенных мероприятий.
Новизна и значимость выбранной темы заключаются в том, что в условиях рыночных отношений от предприятия требуется повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно - технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательской инициативы и т. д. Важная роль в реализации этих задач отводится анализу прибыли и рентабельности предприятия. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль их выполнения, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в области теории операционного анализа. Нормативно-правовая и статистическая основа исследования - федеральные законы РФ, приказы Министерства финансов РФ, аналитические обзоры по проблеме исследования, материалы, опубликованные в научных и периодических источниках.
Информационной базой для написания дипломного проекта послужили данные финансовой, бухгалтерской отчетности ООО «Шумихинский пряник», прочие документы открытого доступа за три предшествующих года.
Результаты дипломного проекта, в частности разработанные рекомендации по повышению прибыли и рентабельности, могут быть использованы в деятельности ООО «Шумихинский пряник».
В ходе анализа теоретической части были рассмотрены теоретические и методологические основы анализа прибыли и рентабельности, проанализированы понятия, сущность виды и классификация прибыли и рентабельности, выявлены факторы, влияющие на формирование прибыли и рентабельности, рассмотрена методика анализа прибыли и рентабельности предприятия.
С учетом рассмотренных основных характеристик прибыли и рентабельности понятие прибыли в наиболее обобщенном виде может быть сформулировано следующим образом: прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности. В свою очередь рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода.
Рассматривая сущность прибыли и рентабельности в свете современной экономической парадигмы, следует в первую очередь отметить такие их характеристики.
1. Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности. Эта внешностная, наиболее простая форма выражения прибыли является вместе с тем недостаточной для ее полной характеристики, так как в ряде случаев активная деятельность в какой- либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли (например, деятельность политическая, благотворительная и т.п.);
2. В рыночной экономике прибыль в условиях неопределенности не выступает гарантированным доходом на вложенный капитал. Она является результатом грамотного осуществления этого бизнеса. Но в процессе ведения бизнеса предприниматель вследствие своих неудачных действий или объективных причин внешнего характера может не только лишиться ожидаемой прибыли, но и полностью или частично потерять вложенный капитал. Поэтому прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления предпринимательской деятельности. Как будет показано далее уровень прибыли и уровень предпринимательского риска находятся между собой в прямо пропорциональной зависимости;
3. Прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая "очищена" от понесенных затрат на осуществление этой деятельности. Иными словами, в количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности;
4. Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей — вложенного капитала, полученного дохода, понесенных затрат и т.п., а также с действующим порядком налогового ее регулирования.
5. Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли;
6. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска.
В практической части отчета проведен анализ формирования прибыли ООО «Шумихинский пряник», выполнен факторный анализ прибыли, дана оценка запаса финансовой прочности, проведен анализ рентабельности. Анализ выявил следующие основные тенденции.
Анализ прибыли показал, что наблюдается устойчивый рост прибыли. Это положительный момент, он показывает, что предприятие динамично развивается, увеличивает объем производства и реализации.
Факторный анализ прибыли говорит о том, что анализируемая организация располагает достаточными резервами увеличения прибыли от продаж прежде всего за счет снижения производственной себестоимости, а также за счет возрастания удельного веса в объеме реализации более рентабельных товаров.
Динамика стоимостного объема реализации продукции, обеспечивающего безубыточный объем производства показывает положительную тенденцию.
Анализ относительной величины запаса финансовой прочности показал, что значение данного показателя в 2013 году резко снизилось, что негативно повлияло на деятельность организации. В 2013 году увеличился риск банкротства. Стабилизация показателя в 2014 году происходит благодаря улучшению общей экономической конъюнктуры. Это позволило ООО «Шумихинский пряник» повысить отпускные цены на свою продукцию, увеличив тем самым маржинальную прибыль и увеличив показатель относительной величины предела безопасности.
Анализируя показатели рентабельности ООО «Шумихинский пряник» за 2012-2014 гг. отметим, что на конец анализируемого периода наблюдается снижение рентабельности продаж, рентабельности продукции, рентабельности собственного капитала. Значение показателя рентабельности собственного капитала на протяжении всего рассматриваемого периода имело отрицательную динамику. Рентабельность активов наоборот повышалась, то есть прибыль получаемая организацией на каждый рубль вложенный в ее активы увеличивалась.
Факторный анализ рентабельности собственного капитала показал, что резервами роста рентабельности может являться изменение рентабельности продаж. Кроме того, мы выяснили, что снижении привлеченных средств (коэффициент финансовой зависимости) также в определенной степени ведет к понижению уровня рентабельности собственного капитала.
Факторный анализ рентабельности активов свидетельствует о том, что положительное влияние на изменение рентабельности активов оказало увеличение уровня рентабельности продаж и изменение коэффициента оборачиваемости оборотных активов. Это влияние перекрывало негативный эффект от понижения коэффициента текущей ликвидности и сокращения доли краткосрочных обязательств в активах.
Однако в системе управления прибылью и рентабельностью предприятия имеются следующие нерешенные проблемы:
Во-первых, особое внимание следует обратить на рентабельность собственного капитала, так как это свидетельствует о том, что происходит снижение прибыли, полученной на вложенный собственный капитал.
Во-вторых необходимо найти пути повышения таких показателей как рентабельность продукции и рентабельность продаж, так как снижение рентабельности продукции свидетельствует о снижении спроса на продукцию или низкую эффективность производства на заводе. А снижение рентабельности продаж свидетельствует о снижении конкурентоспособности продукции на рынке и о сокращении спроса на продукцию.
В результате анализа прибыли и рентабельности ООО «Шумихинский пряник» было выявлено, что основным источником увеличения рентабельности и прибыли является увеличение объема реализации продукции при одновременном снижении ее себестоимости.
В результате внедрения предложенного мероприятия - снижение себестоимости товаров за счет закупки нового оборудования для производства хлебных и кондитерских изделий - прибыль анализируемого предприятия увеличивается почти в 1,5 раза, и как, следствие, повышается уровень рентабельности.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146 - ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117 - ФЗ.
2. Анализ финансовой отчётности: учебное пособие: в двух частях: ч. 1 /сост. Е.В. Броило; Сыкт. лесн. ин - т. - Сыктывкар: СЛИ, 2012. - 204 с.
3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / А.Д. Шеремет - 7 - е изд., испр. - Минск.: Новое знание, 2002. - 704 с. - (Экономическое образование) 635 с.
4. Аркина, Н.А Финансовый менеджмент: учебник / Н.А. Аркина, В.Г. Аркин. - М.: Юнити-Дана, 2004. -416 с.
5. Баканов Н.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2006.
6. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика, 2005.-384 с.
7. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент. М.: ИНФРА-М., 2005, с.240;
8. Баюров, И.В. Какая стратегия нужна компании для лидерства на своем рынке? / И.В. Баюров // Стратегический менеджмент. - 2008. - №3. - С. 23-33.
9. Бизнес-словарь:www.businessvoc.ru;
10. Бланк И. А. Финансовый менеджмент. - К.: Ника-Центр, 2002.
11. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово - хозяйственной
деятельности предприятия: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА - М, 2007. - 215 с. -
(Высшее образование).
12. Гридчина М.В. Финансовый менеджмент: Курс лекций. — 3 - е изд., стереотип. — Киев: МАУП, 2004. — 160 с.: ил. — Библиогр.: с. 155-156.
13. Давыдова Л.В. Малое предпринимательство в реформируемой экономике: роль и значение. / Л.В. Давыдова, Л.А. Будовская // Финансы и кредит. 2007, - № 13. - с. 48 - 53.
14. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: практикум / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - 3-е изд.,перераб-М.:ИКЦ «Дело и сервис», 2010. - 144 с.
15. Епифанов В.А., Паньковский А.А. Финансовый менеджмент: понятие, направления и практика реализации. - М. - 2006 г.
16. Жулега И.А. Методология анализа финансового состояния предприятия: монография / И.А. Жулега; ГУАП. — СПб., 2006. — 235 с.: ил.)
17. Игнатов А.В. Анализ финансового состояния предприятия. / Финансовый менеджмент, №4, 2006.
18. Карасева И. Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие по специализации «Менеджмент орг.» / И.М. Карасева, М.А. Ревякина: под ред. Ю.П. Анискина - Москва: Омега - Л, 2006 - 335 с.
19. Качалина Л. Н. Конкурентоспособный менеджмент/ Л. Н. Качалина. — М.: Эксмо, 2006. — 459 с.
20. Круглов М. И. Стратегическое управление компанией: Учебник. - М.: Русская деловая литература, 2006. - 280 с.
21. Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Фннансы и статистика, 2006. 768 с.: ил.
22. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учебное пособие / Пер. с франц. под. ред. проф. Я.В. Соколова, — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006.
23. Колчина Н.В. Финансы предприятий. - М.: Финансы, 2005.
24. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. М.: ИКЦ «ФИС». 2006. - с. 224;
25. Криничанский К.В. Математика финансового менеджмента. - М.: Дело и Сервис, 2006.
26. Крутякова Ю. «Экономическая безопасность» //Риск - 2003 - №2
27. Лабзунов П. Организация управления затратами в условиях рыночной экономики России.// Экономист. - 2006. - №9.- С.36-39.
28. Любушин Н.П. Анализ финансового состояния организации: учебное пособие / Н.П. Любушин - М.: Эксмо, 2009. -256 с.
29. Лукасевич, И.Я. Финансовая система мотивации менеджеров/ И. Я. Лукасевич, А. Израйлит// Финансы. - 2005. -№11. -С.63-65.
30. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Финансовый анализ: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательский дом ФБК-ПРЕСС, 2007. - 224с.
31. Панова Г.С Финансовый менеджмент. Учебник. - М.: Инфра-М, 2008.-304с.
32. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.
33. Павлова Л.Н. Финансы предприятий. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008.-639 с.
34. Практикум по финансовому менеджменту: Учебно-деловые
ситуации, задачи и решения. /Под ред. Стояновой Е.С. - М.: Перспектива, 2005.¬160 с.
35. Ронова Г.Н. Анализ финансовой отчетности. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003. - 156 с.
36. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия. - Минск: Новое знание, 2009.-688 с.
37. Савчук В.П. Управление прибылью и бюджетирование. - М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 -432 с.
38. Самсонов Н.Ф. Финансовый менеджмент. Учебник для ВУЗов. - Москва. - ЮНИТИ. - 2006.
39. Селезнева Н.Н. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 479с.
40. Семенов Н.К. Финансовый менеджмент. Теория и практика. Учебник издание 5, М.: Перспектива, 2006, с.656;
Solomon E., Pringle J. J. An Introduction to Financial Management (2nd edition, Goodyear Publishing Company Inc., Santa Monica, California, 2006
42. Теплова Т.В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями: учебник. М.: ГУВШЭ, 2005 г.
43. Финансовый менеджмент. Под редакцией Е.И. Шохина. - Москва: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007 г.
44. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. - М. - Юнити-Дана. - 2007.
45. Финансовый менеджмент: Учебник/ Под ред. проф. Г.Б.Поляка. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.-518 с.
46. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/ Под ред. Е.С.Стояновой. - М.: Перспектива, 2006.-405 с.
47. Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В. - Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по подготовке финансового планирования. - 2-е изд.,перераб. И доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 464 с.
48. Чернов В.А. Финансовая политика организации. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005.
49. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций: практическое пособие / А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев. - 2_е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА_М, 2010. - 208 с. - ISBN 978_5_16_003068_5.
50. Шерышева Л.Н. Стратегические цели организации — нужно и можно измерять /"Управленческий учет и финансы", №3, 2007 г. Рубрика: Анализстратегии компаний