Введение 3
Глава I. Трансграничные трубопроводы как объект международных
правоотношений 9
1.1. Международно-правовое значение термина «трансграничный
трубопровод» 9
1.2. Юридически «единые» и юридически «соединенные»
трубопроводы 12
Глава II. Общая характеристика международного права, применимого к регулированию отношений, возникающих в связи с прокладкой трансграничных трубопроводов 17
2.1. Нормы универсальных международных договоров о транзите 17
2.2. Применимые нормы международного природоохранного права 26
Глава III. Международно-правовые аспекты строительства, прокладки и эксплуатации газопровода «Северный поток» 32
3.1. Общие сведения о трансграничном проекте 32
3.2. Исходные международно-правовые вопросы функционирования
проекта «Северный поток» 35
3.3. Международно-правовая характеристика исполнения национальных процедур получения разрешений на прокладку трубопровода «Северного
потока» 45
Заключение 55
Список используемой литературы 58
Актуальность темы исследования. Трубопроводы, проложенные по сухопутной территории двух или более государств, а также по морскому дну (даже в пределах территориального моря одного государства) еще в 1958 г. были отнесены к объектам международного права . В 1995 г. отмечено, что термин «трубопровод» относится «прежде всего, к тем трубопроводам, посредством которых осуществляется транспортировка углеводородов (и нефти, и газа), но не ограничен таким .
Несмотря на развитие международных перевозок энергоносителей морскими судами, включая развитие морских перевозок сжиженного газа, трансграничные трубопроводы в настоящее время считаются наиболее надежным и экологически оптимальным способом международной транспортировки больших объемов газа; имеет практическое значение и международная транспортировка нефти по трубопроводам.
С установлением в международном праве института 200-мильных исключительных экономических зон, уточнением объема прав прибережного и иных государств в районах континентального шельфа, с отражением этих нововведений в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., обозначается и двусторонняя практика согласования заинтересованными государствами правового режима конкретных трансграничных трубопроводов, особенно, в связи с эксплуатацией трансграничных месторождений нефти и газа на континентальном шельфе . Параллельно с этим развиваются проекты строительства и эксплуатации трансграничных трубопроводов, предназначенных для транспортировки углеводородов с территории одного государства на территории других, прежде всего, из России в Западную Европу: «Голубой поток»; «Южный поток»; «Северный поток»; нефтепровод «Бургас- Александрия» .
В Северной Америке нефтепровод «Редуотер-порт Кредит» имеет протяженность порядка 5 тыс. км; длина нефтепровода «Эдмонтон-Монреаль» составляет более 3 тыс. км. «Транссредиземноморский газопровод» («Transmed» или «Enrico Mattei газопровод»), по которому газ транспортируется из Алжира, через Тунис, по дну Средиземного моря, в Италию, имеет протяженность более
2,4 тыс. км .
Специально следует отметить особенности трансграничных трубопроводов в Арктике, по которым может осуществляться транспортировка добываемых в Арктике полезных ископаемых, в т. ч. проложенных во льдах.
Прокладываться трубопроводы здесь могут по районам дна Северного Ледовитого океана, находящимся под суверенитетом (дно внутренних морских вод и территориального моря) или юрисдикцией (континентальный шельф) только пяти государств, побережья которых выходят к этому океану: Дании, Норвегии, России, США, Канады . Независимо от того, когда будет завершена делимитация континентального шельфа между этими государствами в высокоширотной Арктике, управление трубопроводами в этом районе требует применения норм как национального права соответствующих приаректических государств, так и международного права, прежде всего, норм о трансграничных месторождениях и трубопроводах. В 2010 г. Российская Федерация и Королевство Норвегии подписали Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, в котором определена модель управления их трансграничными запасами нефти и газа.
В 1997 г. Арктическим Советом разработаны и приняты Правила морской нефтегазовой деятельности в Арктике.
В 1989 г. Международной морской организацией (далее - ИМО) приняты Правила и стандарты по удалению морских установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.
Хотя, как отмечено, режим «трубопроводных перевозок» является «в международно-правовой науке мало исследованной проблемой», исходный применимый понятийный аппарат уже обозначен. С учетом фактических, в том числе технических параметров трубопроводы, пересекающие
межгосударственную границу, подразделяют на: а) юридически единые - когда соответствующие государства согласованно определяют единый международно¬правовой режим трубопровода на всем его протяжении; б) юридически соединенные - когда каждое государство национальным законодательством определяет режим «своего» участка трубопровода, и эти участки - с разными законодательными режимами - согласованно «соединяются» соответствующими государствами.
Присоединяясь к такой классификации, можно обозначить, как пример первого, трубопровод, предусмотренный Рамочным соглашением между Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Правительством Норвегии по вопросам прокладки, использования и юрисдикции в отношении взаимосвязанных подводных трубопроводов, 1998 г. Примером другой правовой модели управления трансграничным трубопроводом в работе названо Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российскую Федерации в Китайскую Народную Республику по «восточному» маршруту, 2014 г.
Нормативно-правовая база исследования. В дипломной работе проанализированы, в рамках темы, применимые универсальные договорные источники, прежде всего, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.; Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г.; Международная конвенция по предупреждению загрязнения с судов 1973 г. (с Протоколом 1978 г.); Международная конвенция ИМО по ответственности и компенсации в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г.; Соглашение о создании Всемирной торговой организации 1994 г. Исследован, в ракурсе темы, Договор к Энергетической хартии 1994 г., а также документы Третьего энергетического пакета Европейского союза 2009 г. (далее - ЕС).
Особый исследовательский акцент сделан на двусторонние соглашения применимые, к регулированию отношений, возникающих в связи с сооружением и эксплуатацией трансграничных трубопроводов. Учтено и применимое национальное законодательство некоторых государств.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, включая диалектический и логический, а также специальные, прежде всего, сравнительно-правовой и историко-правовой методы.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в выявлении современного международно- правового режима трансграничных трубопроводов. При этом, для придания нашей работы конкретности выбрано, в качестве завершающего предмета исследования, право, применимое к масштабному трансграничному газопроводу - «Северному потоку».
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- юридически определить понятие «трансграничный трубопровод» в
контексте современного состояния применимых норм международного права;
- предложить классификацию правовых режимов трансграничных трубопроводов, с учетом различия в правовом положении тех территорий, по которым конкретный трубопровод проложен;
- предложить толкование положений о подводных трубопроводах, предусмотренных в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.;
- охарактеризовать применимые положения двусторонних договоров государств;
- теоретически оценить статус «Северного потока» по международному праву и праву Европейского союза;
- определить базовые составляющие современного правового режима трансграничных трубопроводов.
Объектом исследования являются международно-правовые отношения, складывающиеся в связи с прокладкой и поддержанием в исправности трансграничных трубопроводов, в т. ч. тех, которые имеют свое начало на территории одного государства, проходят по государственной территории (суше или по дну внутренних морских вод, территориального моря) другого государства, а также в случаях прокладки таких трубопроводов по континентальному шельфу или по дну открытого моря.
Предмет исследования - международно-правовые нормы, регулирующие отношения между государствами, возникающие в связи с
проектированием, сооружением, прокладкой, эксплуатацией
трансграничных трубопроводов, включая устранение их неисправностей.
Теоретическую основу исследования составили труды по общему международному праву (Абашидзе А. Х., Барсегова Ю. Г., Бекяшева К. А., Богатырева А. Г., Вылегжанина А. Н., Капустина А. Я., Клименко Б. М., Кожевникова Ф. И., Колосова Ю. М., Кузнецова В. И., Левина Д. Б., Малеева Ю. Н., Мовчана А. П., Тункина Г. И., Шумилова В. М. Существенное значение при написании дипломной работы имели работы по международному экономическому и морскому праву: Д. К. Лабина, И. В. Буника, И. П. Дудыкиной, А. Л. Колодкина, С. В. Молодцова. В информационном плане использованы материалы периодической печати и публикации в Интернете.
Научна новизна исследования состоит в том, что проведен анализ комплекса договорно-правовых норм, применимых к проектированию, строительству и эксплуатации трансграничных трубопроводов, в том числе за пределами государственной территории, в современном контексте.
Практическая значимость исследования.
Положения и выводы, содержащиеся в выпускной квалификационной работе, могут найти применение при реализации действующих международных договоров о трансграничных трубопроводах; при согласовании новых таких договоров; в научно-исследовательской работе по данной теме; при изучении в вузах международно-правовых проблем прокладки и эксплуатации трансграничных трубопроводов; они могут быть особенно полезны при чтении специальных курсов на уровне «магистратура» (по международному экономическому праву; по международному морскому праву).
Структура работы определяется ее объектом, предметом, целью и задачами. Работа состоит из введения, четырех глав, в которых последовательно раскрывается сущность исследуемых проблем, а также заключения и списка использованной литературы.
Результаты проведенного в настоящей работе исследования международно¬правового режима трансграничных трбопроводов позволяют сделать следующие выводы.
Несмотря на развитие международных перевозок энергоносителей морскими судами, в т. ч. развитие морских перевозок сжиженного газа, трансграничные трубопроводы считаются наиболее надежным и экологически оптимальным в настоящее время способом международной транспортировки больших объемов газа. Имеет растущее практическое значение и международная транспортировка нефти по трубопроводам. При этом проектирование, строительство и эксплуатация трансграничных трубопроводов требуют больших инвестицией и, что особенно важно в юридическом плане, согласования до говоренностей между соответствующими государствами.
Дефиниция и сам термин «трубопровод» относятся, прежде всего, к тем трубоп рово дам, посредством которых осуществляется международная
транспортировка углеводородов (и нефти, и газа), т. е. между разными государствами; но этот термин не ограничен таким его использованием. Далее, термин «трансграничный трубопровод» с юридической точки зрения означает не только саму трубу, проложенную по морскому дну или по земной поверхности, по которой производится транспортировка нефти, газа или иного товара; с учетом национально-законо дате льных дефиниции надо отметить, что это понятие еще включает в себя любой механизм, оборудование или иной объект инфраструктуры, который связан с таким трубопроводом, причем вне зависимости от того, этот объект или труба являются основным компонентом трансграничного проекта.
При разработке трансграничного трубопроводного проекта
целесообразно критически учитывать подготовленные Секретариатом Энергетической Хартии Типовые соглашения для трансграничных трубопроводов ( в 2004 г.; в 2008 г.), в т. ч. определение в этом документе двух типов соглашений: 1) Межправительственных соглашений, и 2) Соглашений с правительством принимающей страны (между правительством и инвестором); тем более, что допустимо избирательное использование положений этих Типовых соглашений, как показала практика переговоров в 2004 г. между Казахстаном и Азербайджаном о транскаспийской транспортной системе Актау-Баку. Хотя такие соглашения ориентируют природоохранное право соотве тствующего государства на учет стандартов Всемирного банка, а не норм применимых международных
природоохранных конвенцией, не следует считать перспективными такие ориентировки в контексте международного права; несмотря на достаточно высокий профессиональный технический уровень проработки Типовых соглашений, рекомендуется при согласовании договорно-правовой основы конкретного трубопроводного трансграничного проекта приоритетно обеспечивать ее соответствие нормам международных природоохранных до говоров.
В научной литературе предложено обозначение нового термина: трубопроводы «шельфовые месторождения-берег». Как представляется, введение такого термина в научный оборот не целесообразно. Не потому, что данного термина нет ни в Конвенции о континентальном шельфе 1958 г., ни в Конвенции 1982 г. (доктринальные взгляды нередко опережают договорные нормы). А потому, что предложенное новое обозначение трубопровода привнесло бы дополнительные вопросы и неясности в применимый конвенционный понятийный аппарат: что означает трубопровод «шельфовое месторождение-берег»? Что трубопровод проложен от месторождения, находящемся на континентальном шельфе государства А до побережья государства А? Но это не - трансграничный трубопровод. Или же до побережья государства Б? Во втором случае - это трансграничный трубопровод, но режим первого и второго трубопроводов - совершенно различны.
Реализация проекта «Северный поток» показывает, что главное значение в качестве применимых договорных источников международного права имели: Конвенция ООН по морскому праву, 1982 г.; Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, 1991 г.; Конвенция о защите морской среды района Балтийского, 1992 г. (новая версия Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря, 1974 г).
С учетом изложенного выше, в нашей работе предложена описательная дефиниция трансграничного трубопровода:
1) он имеет свое начало на территории одного государства,
проходит по государственной территории (суше или по морской - по дну внутренних морских вод, территориального моря) и/или по
континентальному шельфу др угого или других государств, а также, в некоторых случаях, по дну открытого моря;
2) посредством такого трубопровода транспортируется нефть, газ, иной энергоноситель или иное вещество от государства-отправителя (возможно, через территорию одного или более государств) к государству- получателю, причем последнее не обязательно является конечным потребителем;
3) управление трансграничными трубопроводами - и на этапе их сооружения, и при их эксплуатации - основывается на применимых нормах и международного, и национального права;
4) в рамках международного права, применимого к
трансграничным трубопроводам, может быть отмечено исходное различие - между морскими и наземными трубопроводами.
1. Нормативные правовые акты
1.1. Международные правовые акты:
1. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994) // Собрание законодательства РФ, 01.12.1997, № 48, ст. 5493.
2. Венская Конвенция о праве международных договоров (Заключена в Вене 23.05.1969) // Ведомости ВС СССР, 10.09.1986, № 37, ст. 772.
3. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) [рус., англ.] (Вместе с «Перечнями территорий», «Датами установления максимальных преференциальных разниц...», «Выраженными в процентах долями участия стран во всем объеме внешней торговли...», «Пояснительными замечаниями и дополнительными положениями») (Заключено 30.10.1947) // Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. № 37 (приложение, ч. VI). С. 2916 - 2991.
4. Договор к Энергетической хартии (Подписан в г. Лиссабоне
17.12.1994). Документ опубликован не был. Информационный банк «Международное право». Режим доступа:
http ://www. consultant. ru/cons/CGI/online.cg.
5. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС/GATS) [рус., англ.] (Вместе с Приложениями «Об изъятиях из обязательств по статье II», «О перемещении физических лиц, поставляющих услуги в соответствии с Соглашением», «По авиатранспортным услугам», «По финансовым услугам», «О переговорах по услугам морского транспорта», «По телекоммуникациям») (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. № 37 (приложение, ч. VI). С. 2785 - 2817.
6. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Вместе с «Перечнем видов деятельности», «Содержанием документации об оценке воздействия на окружающую среду», «Общими критериями, помогающими в определении экологического значения видов деятельности...», «Процедурой запроса», «Послепроектным анализом», «Элементами... сотрудничества», «Арбитражем») (Заключена в г. Эспо 25.02.1991) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2.- М.: БЕК, 1996.
7. Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря, 1992 г. (Хельсинкская конвенция) [рус., англ.] (Заключена в г. Хельсинки 09.04.1992) (с изм. и доп., вступившими в силу 15.11.2008). Информационный банк «Международное право». Режим доступ а: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=3628#0.
8. Конвенция между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15.02.1994 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества» (вместе с обменом нотами от 15.02.1994 «Между чрезвычайным и полномочным послом Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в Российской Федерации и заместителем министра иностранных дел Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ, 05.07.1999, № 27, ст. 3188.
9. Распоряжение Правительства РФ от 09.05.2010 № 673-р «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Респуб лики о сотрудничестве в сфер е строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке «Аккую» в Турецкой Республике // Собрание законодательства РФ, 17.05.2010, № 20, ст. 2492.
10. Соглашение о поставках российского природного газа в Турцию через акваторию Черного моря, 1997 г. // Бюллетень международных договоров, 1998 г., № 10.
11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (Заключено в г. Москве 13.10.2014) (ред. от 08.05.2015) (вместе с Протоколом (Подписан в г. Москве 13.10.2014)) // Собрание законодательства РФ, 23.05.2016, № 21, ст. 2867.
12. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в создании энергетического объекта на природном газе, 1997 г. // Бюллетень международных договоров, 1998 г., № 6.
1.2. Нормативные правовые акты федерального уровня:
13. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
3. Научная и учебная литература:
14. Аббаслы Г. А. Международно-правовые формы трансграничной эксплуатации минеральных ресурсов мо рского дна. // Московский журнал международного права. 2005. № 1.С. 24-27.
15. Алиев Э. А., Эфендиев О. Ф. Международное транспортное право и его инструменты. Баку. 2016. 575 с.
16. Афоничкин Н. В. К вопросу о роли международного права в свете Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. // Российский ежегодник международного права, 2007. С. 24-26.
17. Бадалова А. Станет ли Транскаспийский газопровод местью Москвы Анкаре? // Trend news agency. 2015. С. 34-37.
18. Барсегов Ю. Г. Каспий в международном праве и мировой политике. М. 1998, Саваськов П. В. К вопросу о правовом статусе Каспийского моря // Южный флаг СНГ. Центральная Азия - Каспий - Кавказ: энергетика и политика / под ред. А. В. Мальгина, М. М. Наринского. - М. 2005. 380 с.
19. Барсегов Ю. Г. Мировой океан: право, политика, дипломатия. - М. 1983. 180 с.
20. Бирюков М. М. Европейский Союз, Евроконституция и
международное право. - М. 2006. 211 с.
21. Богатырев А. Г. Правовое регулирование инвестиционных отношений (вопросы теории и практики). - М. 2012. 118 с.
22. Боровский, Ю. В. Современные проблемы мировой энергетики. - М.: Навона, 2011. - 232 c.
23. Буник И. В. Международно-правовые особенности эксплуатации трубопроводов в Арктике // Московский журнал международного права. Специальный выпуск. Май 2006. С. 45-47.
24. Вальде Т., Конопляник А. Договор к Энергетической хартии и его роль в мировой энергетике // Нефть, Газ и Право. 2009. № 2. С. 75-77.
25. Василенко В. А. Высоцкий А. Ф., Рыбальчик Д. Э.
Международное морское право. - Киев. 1988. 200 с.
26. Виноградов С. В. Международно-правовой режим защиты и со хранения морской среды // Курс международного права В 7 т. Т. 5. - М. 1992. 200 с.
27. Виноградов С. Международно-правовой режим трансграничных
трубопроводов: Энергетика и право: трубопроводный транспорт //
Московский журнал международного права. Специальный выпуск. Май 2006. Энергетика и право: трубопроводный транспорт. С. 79-81.
28. Вылегжанин А. Н. Правовая модель управления
трансграничными морскими минеральными ресурсами в западной части Арктической зоны Российской Федерации //Арктика: экология и экономика. 2011. № 2. С. 58.
29. Гаврилин Д. А. Теоретические проблемы имплементации Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. в правовой системе Российской Федерации // Московский журнал международного права. 2001. № 4. С. 36.
30. Голицын В. В., Каркищенко Е. И., Кривчикова Э. С. Право международных организаций // Международное право. Том 1. / под ред. А. Н.Вылегжанина. -М. 2015. 211 с.
31. Гу дев П. А. Конвенция ООН по морскому праву: проблемы трансформации режима. - М., 2014. 130 с.
32. Гу дков И. В. Догово р к Энергетической хартии в контексте отношений Россия - ЕС: инвестиции, торговля, транзит // Энергетика и право / под ред. П. Г. Лахно. - М. 2008. 108 с.
33. Гудков И. В., Лахно П. Г. Правовое регулирование международных энергетических отношений: состояние и перспективы развития // Предпринимательское право. 2011. № 2. С. 44-47.
34. Давлетбаев М. Р. Строительство газопровода «Северный поток»: правовые аспекты // Энерге тическое право. 2006. № 1. С. 24-27.
35. Дудыкина И.П. Земля как объект международных договоров о правах государства на иностранной территории. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2008 г.
36. Ежова Т. Г. Международно-правовая зашита Балтийского моря от загрязнения. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук / Т.Г. Ежова. - Москва,
2014. - 56 с.
37. Захарова Р. Ф. Правовой режим подводных трубопроводов // Вопросы международного морского и воздушного права - М., 1979. С. 47.
38. Зикиряходжаев Л. Д. Режим трансграничных месторождений: применимость международно-правовых положений о транзите // Московский журнал международного права. 2006. № 1. С. 71.
39. Ковалев А. А. Современное международное морское право и практика его применения. - Монография. М.: Научная книга, 2003. 416 с.
40. Конопляник А. Уменьшить риски и неопределенности Третьего энергопакета ЕС // «Нефтегазовая Вертикаль» 2012. № 7. С. 54.
41. Конопл яник А. Единое пространство: единые правила // Ведомости. 2004. № 1189.
42. Кравченко, С. Актуальные вопросы международного права окружающей среды. Учебник для ВУЗов / С. Кравченко, А. Андрусевич, Дж. Бонайн - М.: 2002г.
43. Крылов, А.Б. Энергоносители Каспия и российско-турецкие отношения // Геополитика Каспийского региона. - М. 2005.
44. Кукушкина А. В. Инвестиции в энергетику и охрана окружающей среды (международно-правовые аспекты) // Московский журнал международного права. 2011. № 2. С. 75-77.
45. Кукушкина А. В., Малеев Ю. Н. Международно-правовые основы охраны окружающей среды // Международное право. МГИМО МИД России / Под ред. А. Н. Вылегжанина. М., 2015.
46. Кузьмин Э. Л., Каграманов А. К. Глобальная энергетическая безопасность и трубопроводный транспорт: политико-правовой аспект. - М.
2009.
47. Кутафин Д. О. Правовые аспекты реализации проекта Транссахарского трубопровода// Евразийский юридический журнал. 2014. № 11. С. 86.
48. Лабин Д. К. Шумилов В. М. Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации // Международное экономическое право. Учебное пособие. - М. 2012. 211 с.
49. Макаров А. Д. Международное транспортное право.
Теоретические аспекты. - СПб. 1995. 300 с.
50. Малеев Ю. Н. Международно-правовые основы окружающей среды. Международное право. Учебник под ред. А. Н Вылегжанина. - М.
2015. 400 с.
51. Малеев Ю. Н. Развитие мировой экономики и ухудшение окружающей среды: возможно ли сосуществование? // Право и управление XXI век. 2014. № 4 (33). С. 32-35.
52. Мельничук И. П. Международные договоры об экономических правах государства на иностранной территории // Международное экономическое право. Учебное пособие. - М. МГИМО МИД России. 2012.
53. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные
проблемы / Боброва Ю.В., Гуцуляк В.Н., Колодкин А.Л. - М.: Статут, 2007.
54. Мовчан А. П. Мировой океан и международное право: правовой режим морских прибрежных пространств / Отв. ред. А. П. Мовчан, А. Янков. - М. 1987. 411 с.
55. Молодцова Е. С., Дудыкина И. П. Зарубежные исследования права Зарубежные исследования права, применимого к отграничению (delineation) и разграничению (delimitation) арктического шельфа // Московский журнал международного права. 2015. № 3. С. 75-78.
56. Москва У. Статус газопровода «Северный поток» в контексте права Европейского союза // Московский журнал международного права. 2015. № 1. С. 64.
57. Нечипорук Д. М. Пограничные земли, общие воды: история трансграничного сотрудничества России, Балтийских стран и ЕС по оздоровлению экосистемы Балтийского моря. - СПб. 2014.
58. Николаев А. В. Правовой режим подводных трубопроводов (некоторые аспекты международного и российского права: Энергетика и право: трубопроводный транспорт // Московский журнал международного права. Специальный выпуск. Май 2006. Энергетика и право: трубопроводный транспорт. С. 84.
59. Овлащенко А. В. Международное морское право и формирование морской политики Европейского союза: проблемы взаимодействия // Российский ежегодник международного права. 2007. С. 48-53.
60. Перчик А. И. Трубопроводное право: научное направление, учебная дисциплина, подотрасль транспортного права // Транспортное право.
2005. № 3. С. 39-41.
61. Проб лемы международной энергетической безопасности, роль и место России в их решении / Косолапов Т. В. - Москва : Лаборатория Книги,
2010. - 104 с. : цв. ил., табл.
62. Пушкарева Э. Ф. Международно-правовое сотрудничество в об ласти морского пространственного планирования // Московский журнал международного права 2014. № 2. С. 42.
63. Саваськов П. В. Международное морское право //
Международное право. Учебник. / Под ред. А. Н Вылегжанина. - М. 2015.
64. Садиков О. Н. Международные трубопроводы и их правовой статус // Ученые записки ВНИИСЗ. - М. 1966. Вып. 8.
65. Сальминен Э. О., Борозина А. А., Икаев Ю. К, Икаева Т. П. Международное транспортное и таможенное право России. Учебное пособие. - СПб. 2007.
66. Селиверстов С. С. Вопросы обеспечения надежности поставок
энергоносителей в сфере трубопроводного транспорта ЕС // Московский журнал международного права. Специальный выпуск. Май 2006. Энергетика и право: трубопроводный транспорт.
67. Сперанская, Л. В. Международно-правовая ответственность государств за загрязнение Мирового океана: некоторые теоретические аспекты / Отв. ред. А. П. Мовчан. - М. 1984.
68. Сорокин В. П. Регуляторные вопросы энергетической стратегии и политики Евросоюза до 2020 г. - М.: ИД Энергия, 2011.
69. Стивенс П. К вопросу о международных трубопроводах: установление транзитных пошлин и управление последствиями // Московский журнал международного права. Специальный выпуск. Май 2006. Энергетика и право: трубопроводный транспорт.
70. Супрунюк Е. В., Швецова И. С. Правовые аспекты прокладки подводных кабелей и магистральных трубопроводов // Арбитражные споры.
2006. № 2 (34). С. 72.
71. Туркин С.А. Ситуация вокруг строительства частных трубопроводов в России: правовой и политический аспекты // Московский журнал международного права. Специальный выпуск. Май 2006. С. 38.
72. Фоменко О. В., Боровская О.В. Правовое регулирование транзита
энергоресурсов в ракурсе современной энергетической ситуации // //
Современное право. 2005. № 7. С. 49.
73. Халимов Э. М. Право пользования частными трубопроводами в России // Нефт, Газ и Право. 2006. № 3. С. 17-21.
74. Шевченко Л. И. Договорные отношения в сфере энергетики. - М.: МГИМО-Университет, 2015.
75. Шевченко Л. И. Проблемы совершенствования нормативно-правового и договорного регулирования отношений по транспортировке газа в системе магистральных газопроводов // Газовая промышленность - Экономика и право в газовой промышленности. 2014. № 704. С. 84.
76. Шепенко Р. А Правовые основы принципа свободы транзита // Административное и муниципальное право. 2009. № 10. С. 86.
77. Шилова Н. Л. Международно-правовое регулирование
сотрудничества государств в области энергетики на основе Договора Энергетической хартии: участие и перспективы Российской Федерации. Автореф. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2015. 57 с.
78. Энтин М. Л. Трубопроводный транспорт: политика и право // Московский журнал международного права. Специальный выпуск. Май 2006. Энергетика и право: трубопроводный транспорт. С. 96.
79. Язев В. А. Актуальные вопросы законодательного регулирования трубопроводного транспорта России // Московский журнал международного права. Специальный выпуск. Май 2006. С. 76-79.
80. Яковлев, В.Ф. Новое в договорном праве // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1994. № 7.
81. Яанков А. Мировой океан и международное право. Защита сохранения морской среды. / Отв. ред. А. П. Мовчан, А. Янков. - М. 1988.
82. Европейское международное право: Учебник / Ю. М. Колосов, Э.С. Кривчикова, Д. В. Иванов и др. / Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э.С. Кривчикова, П. В. Саваськов. - М. 2005.
83. Международное морское право / Отв. ред. С. А. Гуреев - М. 2003.
84. Международные нефтегазопроводы: право, геополитика,
экономика: материалы международной конференции / МГИМО(У) МИД России / Отв. ред. М. Л. Энтин. - М. 2006.
85. Международно-правовые основы недропользования: учеб.
пособие для вузов / Отв. ред. А. Н. Вылегжанин. - М. 2007.
86. Правовой режим минеральных ресурсов: словарь / Под
ред. А.А. Арбатова, В. Ж. Аренса, А. Н. Вылегжанина. - М. 2002.
87. Словарь международного морского права. Отв. ред. Ю. Г. Барсегов. - М. 1985.
Электронные ресурсы:
88. http://www.unece.org - Официалный интернет-сайт Организации Объединенных Наций (дата обращения 18.12.2016 г.)
89. http://www.un.org - Официалный сайт Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (дата обращения 28.12.2016 г.)
90. http://www.unesco.org/ - Официалный сайт Хельсинской комиссии (дата обращения 18.12.2016 г.)
91. http://www.helcom.ru/ Официалный сайт ЮНЕСКО (дата обращения 08.01.2017 г.)
92. http://www.nord-stream.com/ru/ - Официальный сайт компании «Nord Stream AG» (дата обращения 24.11.2016 г.)
93. Отчет об экологическом воздействии в трансграничном контексте
по проекту «Nord Stream». Февраль 2009. URL:
http://rus.postimees.ee/83488/nord-stream-predstavit-jekologicheskij-otchet-v- nachale-marta.