МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ
|
Введение 3
Глава I. Трансграничные трубопроводы как объект международных
правоотношений 9
1.1. Международно-правовое значение термина «трансграничный
трубопровод» 9
1.2. Юридически «единые» и юридически «соединенные»
трубопроводы 12
Глава II. Общая характеристика международного права, применимого к регулированию отношений, возникающих в связи с прокладкой трансграничных трубопроводов 17
2.1. Нормы универсальных международных договоров о транзите 17
2.2. Применимые нормы международного природоохранного права 26
Глава III. Международно-правовые аспекты строительства, прокладки и эксплуатации газопровода «Северный поток» 32
3.1. Общие сведения о трансграничном проекте 32
3.2. Исходные международно-правовые вопросы функционирования
проекта «Северный поток» 35
3.3. Международно-правовая характеристика исполнения национальных процедур получения разрешений на прокладку трубопровода «Северного
потока» 45
Заключение 55
Список используемой литературы 58
Глава I. Трансграничные трубопроводы как объект международных
правоотношений 9
1.1. Международно-правовое значение термина «трансграничный
трубопровод» 9
1.2. Юридически «единые» и юридически «соединенные»
трубопроводы 12
Глава II. Общая характеристика международного права, применимого к регулированию отношений, возникающих в связи с прокладкой трансграничных трубопроводов 17
2.1. Нормы универсальных международных договоров о транзите 17
2.2. Применимые нормы международного природоохранного права 26
Глава III. Международно-правовые аспекты строительства, прокладки и эксплуатации газопровода «Северный поток» 32
3.1. Общие сведения о трансграничном проекте 32
3.2. Исходные международно-правовые вопросы функционирования
проекта «Северный поток» 35
3.3. Международно-правовая характеристика исполнения национальных процедур получения разрешений на прокладку трубопровода «Северного
потока» 45
Заключение 55
Список используемой литературы 58
Актуальность темы исследования. Трубопроводы, проложенные по сухопутной территории двух или более государств, а также по морскому дну (даже в пределах территориального моря одного государства) еще в 1958 г. были отнесены к объектам международного права . В 1995 г. отмечено, что термин «трубопровод» относится «прежде всего, к тем трубопроводам, посредством которых осуществляется транспортировка углеводородов (и нефти, и газа), но не ограничен таким .
Несмотря на развитие международных перевозок энергоносителей морскими судами, включая развитие морских перевозок сжиженного газа, трансграничные трубопроводы в настоящее время считаются наиболее надежным и экологически оптимальным способом международной транспортировки больших объемов газа; имеет практическое значение и международная транспортировка нефти по трубопроводам.
С установлением в международном праве института 200-мильных исключительных экономических зон, уточнением объема прав прибережного и иных государств в районах континентального шельфа, с отражением этих нововведений в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., обозначается и двусторонняя практика согласования заинтересованными государствами правового режима конкретных трансграничных трубопроводов, особенно, в связи с эксплуатацией трансграничных месторождений нефти и газа на континентальном шельфе . Параллельно с этим развиваются проекты строительства и эксплуатации трансграничных трубопроводов, предназначенных для транспортировки углеводородов с территории одного государства на территории других, прежде всего, из России в Западную Европу: «Голубой поток»; «Южный поток»; «Северный поток»; нефтепровод «Бургас- Александрия» .
В Северной Америке нефтепровод «Редуотер-порт Кредит» имеет протяженность порядка 5 тыс. км; длина нефтепровода «Эдмонтон-Монреаль» составляет более 3 тыс. км. «Транссредиземноморский газопровод» («Transmed» или «Enrico Mattei газопровод»), по которому газ транспортируется из Алжира, через Тунис, по дну Средиземного моря, в Италию, имеет протяженность более
2,4 тыс. км .
Специально следует отметить особенности трансграничных трубопроводов в Арктике, по которым может осуществляться транспортировка добываемых в Арктике полезных ископаемых, в т. ч. проложенных во льдах.
Прокладываться трубопроводы здесь могут по районам дна Северного Ледовитого океана, находящимся под суверенитетом (дно внутренних морских вод и территориального моря) или юрисдикцией (континентальный шельф) только пяти государств, побережья которых выходят к этому океану: Дании, Норвегии, России, США, Канады . Независимо от того, когда будет завершена делимитация континентального шельфа между этими государствами в высокоширотной Арктике, управление трубопроводами в этом районе требует применения норм как национального права соответствующих приаректических государств, так и международного права, прежде всего, норм о трансграничных месторождениях и трубопроводах. В 2010 г. Российская Федерация и Королевство Норвегии подписали Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, в котором определена модель управления их трансграничными запасами нефти и газа.
В 1997 г. Арктическим Советом разработаны и приняты Правила морской нефтегазовой деятельности в Арктике.
В 1989 г. Международной морской организацией (далее - ИМО) приняты Правила и стандарты по удалению морских установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.
Хотя, как отмечено, режим «трубопроводных перевозок» является «в международно-правовой науке мало исследованной проблемой», исходный применимый понятийный аппарат уже обозначен. С учетом фактических, в том числе технических параметров трубопроводы, пересекающие
межгосударственную границу, подразделяют на: а) юридически единые - когда соответствующие государства согласованно определяют единый международно¬правовой режим трубопровода на всем его протяжении; б) юридически соединенные - когда каждое государство национальным законодательством определяет режим «своего» участка трубопровода, и эти участки - с разными законодательными режимами - согласованно «соединяются» соответствующими государствами.
Присоединяясь к такой классификации, можно обозначить, как пример первого, трубопровод, предусмотренный Рамочным соглашением между Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Правительством Норвегии по вопросам прокладки, использования и юрисдикции в отношении взаимосвязанных подводных трубопроводов, 1998 г. Примером другой правовой модели управления трансграничным трубопроводом в работе названо Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российскую Федерации в Китайскую Народную Республику по «восточному» маршруту, 2014 г.
Нормативно-правовая база исследования. В дипломной работе проанализированы, в рамках темы, применимые универсальные договорные источники, прежде всего, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.; Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г.; Международная конвенция по предупреждению загрязнения с судов 1973 г. (с Протоколом 1978 г.); Международная конвенция ИМО по ответственности и компенсации в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г.; Соглашение о создании Всемирной торговой организации 1994 г. Исследован, в ракурсе темы, Договор к Энергетической хартии 1994 г., а также документы Третьего энергетического пакета Европейского союза 2009 г. (далее - ЕС).
Особый исследовательский акцент сделан на двусторонние соглашения применимые, к регулированию отношений, возникающих в связи с сооружением и эксплуатацией трансграничных трубопроводов. Учтено и применимое национальное законодательство некоторых государств.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, включая диалектический и логический, а также специальные, прежде всего, сравнительно-правовой и историко-правовой методы.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в выявлении современного международно- правового режима трансграничных трубопроводов. При этом, для придания нашей работы конкретности выбрано, в качестве завершающего предмета исследования, право, применимое к масштабному трансграничному газопроводу - «Северному потоку».
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- юридически определить понятие «трансграничный трубопровод» в
контексте современного состояния применимых норм международного права;
- предложить классификацию правовых режимов трансграничных трубопроводов, с учетом различия в правовом положении тех территорий, по которым конкретный трубопровод проложен;
- предложить толкование положений о подводных трубопроводах, предусмотренных в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.;
- охарактеризовать применимые положения двусторонних договоров государств;
- теоретически оценить статус «Северного потока» по международному праву и праву Европейского союза;
- определить базовые составляющие современного правового режима трансграничных трубопроводов.
Объектом исследования являются международно-правовые отношения, складывающиеся в связи с прокладкой и поддержанием в исправности трансграничных трубопроводов, в т. ч. тех, которые имеют свое начало на территории одного государства, проходят по государственной территории (суше или по дну внутренних морских вод, территориального моря) другого государства, а также в случаях прокладки таких трубопроводов по континентальному шельфу или по дну открытого моря.
Предмет исследования - международно-правовые нормы, регулирующие отношения между государствами, возникающие в связи с
проектированием, сооружением, прокладкой, эксплуатацией
трансграничных трубопроводов, включая устранение их неисправностей.
Теоретическую основу исследования составили труды по общему международному праву (Абашидзе А. Х., Барсегова Ю. Г., Бекяшева К. А., Богатырева А. Г., Вылегжанина А. Н., Капустина А. Я., Клименко Б. М., Кожевникова Ф. И., Колосова Ю. М., Кузнецова В. И., Левина Д. Б., Малеева Ю. Н., Мовчана А. П., Тункина Г. И., Шумилова В. М. Существенное значение при написании дипломной работы имели работы по международному экономическому и морскому праву: Д. К. Лабина, И. В. Буника, И. П. Дудыкиной, А. Л. Колодкина, С. В. Молодцова. В информационном плане использованы материалы периодической печати и публикации в Интернете.
Научна новизна исследования состоит в том, что проведен анализ комплекса договорно-правовых норм, применимых к проектированию, строительству и эксплуатации трансграничных трубопроводов, в том числе за пределами государственной территории, в современном контексте.
Практическая значимость исследования.
Положения и выводы, содержащиеся в выпускной квалификационной работе, могут найти применение при реализации действующих международных договоров о трансграничных трубопроводах; при согласовании новых таких договоров; в научно-исследовательской работе по данной теме; при изучении в вузах международно-правовых проблем прокладки и эксплуатации трансграничных трубопроводов; они могут быть особенно полезны при чтении специальных курсов на уровне «магистратура» (по международному экономическому праву; по международному морскому праву).
Структура работы определяется ее объектом, предметом, целью и задачами. Работа состоит из введения, четырех глав, в которых последовательно раскрывается сущность исследуемых проблем, а также заключения и списка использованной литературы.
Несмотря на развитие международных перевозок энергоносителей морскими судами, включая развитие морских перевозок сжиженного газа, трансграничные трубопроводы в настоящее время считаются наиболее надежным и экологически оптимальным способом международной транспортировки больших объемов газа; имеет практическое значение и международная транспортировка нефти по трубопроводам.
С установлением в международном праве института 200-мильных исключительных экономических зон, уточнением объема прав прибережного и иных государств в районах континентального шельфа, с отражением этих нововведений в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., обозначается и двусторонняя практика согласования заинтересованными государствами правового режима конкретных трансграничных трубопроводов, особенно, в связи с эксплуатацией трансграничных месторождений нефти и газа на континентальном шельфе . Параллельно с этим развиваются проекты строительства и эксплуатации трансграничных трубопроводов, предназначенных для транспортировки углеводородов с территории одного государства на территории других, прежде всего, из России в Западную Европу: «Голубой поток»; «Южный поток»; «Северный поток»; нефтепровод «Бургас- Александрия» .
В Северной Америке нефтепровод «Редуотер-порт Кредит» имеет протяженность порядка 5 тыс. км; длина нефтепровода «Эдмонтон-Монреаль» составляет более 3 тыс. км. «Транссредиземноморский газопровод» («Transmed» или «Enrico Mattei газопровод»), по которому газ транспортируется из Алжира, через Тунис, по дну Средиземного моря, в Италию, имеет протяженность более
2,4 тыс. км .
Специально следует отметить особенности трансграничных трубопроводов в Арктике, по которым может осуществляться транспортировка добываемых в Арктике полезных ископаемых, в т. ч. проложенных во льдах.
Прокладываться трубопроводы здесь могут по районам дна Северного Ледовитого океана, находящимся под суверенитетом (дно внутренних морских вод и территориального моря) или юрисдикцией (континентальный шельф) только пяти государств, побережья которых выходят к этому океану: Дании, Норвегии, России, США, Канады . Независимо от того, когда будет завершена делимитация континентального шельфа между этими государствами в высокоширотной Арктике, управление трубопроводами в этом районе требует применения норм как национального права соответствующих приаректических государств, так и международного права, прежде всего, норм о трансграничных месторождениях и трубопроводах. В 2010 г. Российская Федерация и Королевство Норвегии подписали Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, в котором определена модель управления их трансграничными запасами нефти и газа.
В 1997 г. Арктическим Советом разработаны и приняты Правила морской нефтегазовой деятельности в Арктике.
В 1989 г. Международной морской организацией (далее - ИМО) приняты Правила и стандарты по удалению морских установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.
Хотя, как отмечено, режим «трубопроводных перевозок» является «в международно-правовой науке мало исследованной проблемой», исходный применимый понятийный аппарат уже обозначен. С учетом фактических, в том числе технических параметров трубопроводы, пересекающие
межгосударственную границу, подразделяют на: а) юридически единые - когда соответствующие государства согласованно определяют единый международно¬правовой режим трубопровода на всем его протяжении; б) юридически соединенные - когда каждое государство национальным законодательством определяет режим «своего» участка трубопровода, и эти участки - с разными законодательными режимами - согласованно «соединяются» соответствующими государствами.
Присоединяясь к такой классификации, можно обозначить, как пример первого, трубопровод, предусмотренный Рамочным соглашением между Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Правительством Норвегии по вопросам прокладки, использования и юрисдикции в отношении взаимосвязанных подводных трубопроводов, 1998 г. Примером другой правовой модели управления трансграничным трубопроводом в работе названо Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российскую Федерации в Китайскую Народную Республику по «восточному» маршруту, 2014 г.
Нормативно-правовая база исследования. В дипломной работе проанализированы, в рамках темы, применимые универсальные договорные источники, прежде всего, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.; Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г.; Международная конвенция по предупреждению загрязнения с судов 1973 г. (с Протоколом 1978 г.); Международная конвенция ИМО по ответственности и компенсации в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г.; Соглашение о создании Всемирной торговой организации 1994 г. Исследован, в ракурсе темы, Договор к Энергетической хартии 1994 г., а также документы Третьего энергетического пакета Европейского союза 2009 г. (далее - ЕС).
Особый исследовательский акцент сделан на двусторонние соглашения применимые, к регулированию отношений, возникающих в связи с сооружением и эксплуатацией трансграничных трубопроводов. Учтено и применимое национальное законодательство некоторых государств.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, включая диалектический и логический, а также специальные, прежде всего, сравнительно-правовой и историко-правовой методы.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в выявлении современного международно- правового режима трансграничных трубопроводов. При этом, для придания нашей работы конкретности выбрано, в качестве завершающего предмета исследования, право, применимое к масштабному трансграничному газопроводу - «Северному потоку».
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- юридически определить понятие «трансграничный трубопровод» в
контексте современного состояния применимых норм международного права;
- предложить классификацию правовых режимов трансграничных трубопроводов, с учетом различия в правовом положении тех территорий, по которым конкретный трубопровод проложен;
- предложить толкование положений о подводных трубопроводах, предусмотренных в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.;
- охарактеризовать применимые положения двусторонних договоров государств;
- теоретически оценить статус «Северного потока» по международному праву и праву Европейского союза;
- определить базовые составляющие современного правового режима трансграничных трубопроводов.
Объектом исследования являются международно-правовые отношения, складывающиеся в связи с прокладкой и поддержанием в исправности трансграничных трубопроводов, в т. ч. тех, которые имеют свое начало на территории одного государства, проходят по государственной территории (суше или по дну внутренних морских вод, территориального моря) другого государства, а также в случаях прокладки таких трубопроводов по континентальному шельфу или по дну открытого моря.
Предмет исследования - международно-правовые нормы, регулирующие отношения между государствами, возникающие в связи с
проектированием, сооружением, прокладкой, эксплуатацией
трансграничных трубопроводов, включая устранение их неисправностей.
Теоретическую основу исследования составили труды по общему международному праву (Абашидзе А. Х., Барсегова Ю. Г., Бекяшева К. А., Богатырева А. Г., Вылегжанина А. Н., Капустина А. Я., Клименко Б. М., Кожевникова Ф. И., Колосова Ю. М., Кузнецова В. И., Левина Д. Б., Малеева Ю. Н., Мовчана А. П., Тункина Г. И., Шумилова В. М. Существенное значение при написании дипломной работы имели работы по международному экономическому и морскому праву: Д. К. Лабина, И. В. Буника, И. П. Дудыкиной, А. Л. Колодкина, С. В. Молодцова. В информационном плане использованы материалы периодической печати и публикации в Интернете.
Научна новизна исследования состоит в том, что проведен анализ комплекса договорно-правовых норм, применимых к проектированию, строительству и эксплуатации трансграничных трубопроводов, в том числе за пределами государственной территории, в современном контексте.
Практическая значимость исследования.
Положения и выводы, содержащиеся в выпускной квалификационной работе, могут найти применение при реализации действующих международных договоров о трансграничных трубопроводах; при согласовании новых таких договоров; в научно-исследовательской работе по данной теме; при изучении в вузах международно-правовых проблем прокладки и эксплуатации трансграничных трубопроводов; они могут быть особенно полезны при чтении специальных курсов на уровне «магистратура» (по международному экономическому праву; по международному морскому праву).
Структура работы определяется ее объектом, предметом, целью и задачами. Работа состоит из введения, четырех глав, в которых последовательно раскрывается сущность исследуемых проблем, а также заключения и списка использованной литературы.
Результаты проведенного в настоящей работе исследования международно¬правового режима трансграничных трбопроводов позволяют сделать следующие выводы.
Несмотря на развитие международных перевозок энергоносителей морскими судами, в т. ч. развитие морских перевозок сжиженного газа, трансграничные трубопроводы считаются наиболее надежным и экологически оптимальным в настоящее время способом международной транспортировки больших объемов газа. Имеет растущее практическое значение и международная транспортировка нефти по трубопроводам. При этом проектирование, строительство и эксплуатация трансграничных трубопроводов требуют больших инвестицией и, что особенно важно в юридическом плане, согласования до говоренностей между соответствующими государствами.
Дефиниция и сам термин «трубопровод» относятся, прежде всего, к тем трубоп рово дам, посредством которых осуществляется международная
транспортировка углеводородов (и нефти, и газа), т. е. между разными государствами; но этот термин не ограничен таким его использованием. Далее, термин «трансграничный трубопровод» с юридической точки зрения означает не только саму трубу, проложенную по морскому дну или по земной поверхности, по которой производится транспортировка нефти, газа или иного товара; с учетом национально-законо дате льных дефиниции надо отметить, что это понятие еще включает в себя любой механизм, оборудование или иной объект инфраструктуры, который связан с таким трубопроводом, причем вне зависимости от того, этот объект или труба являются основным компонентом трансграничного проекта.
При разработке трансграничного трубопроводного проекта
целесообразно критически учитывать подготовленные Секретариатом Энергетической Хартии Типовые соглашения для трансграничных трубопроводов ( в 2004 г.; в 2008 г.), в т. ч. определение в этом документе двух типов соглашений: 1) Межправительственных соглашений, и 2) Соглашений с правительством принимающей страны (между правительством и инвестором); тем более, что допустимо избирательное использование положений этих Типовых соглашений, как показала практика переговоров в 2004 г. между Казахстаном и Азербайджаном о транскаспийской транспортной системе Актау-Баку. Хотя такие соглашения ориентируют природоохранное право соотве тствующего государства на учет стандартов Всемирного банка, а не норм применимых международных
природоохранных конвенцией, не следует считать перспективными такие ориентировки в контексте международного права; несмотря на достаточно высокий профессиональный технический уровень проработки Типовых соглашений, рекомендуется при согласовании договорно-правовой основы конкретного трубопроводного трансграничного проекта приоритетно обеспечивать ее соответствие нормам международных природоохранных до говоров.
В научной литературе предложено обозначение нового термина: трубопроводы «шельфовые месторождения-берег». Как представляется, введение такого термина в научный оборот не целесообразно. Не потому, что данного термина нет ни в Конвенции о континентальном шельфе 1958 г., ни в Конвенции 1982 г. (доктринальные взгляды нередко опережают договорные нормы). А потому, что предложенное новое обозначение трубопровода привнесло бы дополнительные вопросы и неясности в применимый конвенционный понятийный аппарат: что означает трубопровод «шельфовое месторождение-берег»? Что трубопровод проложен от месторождения, находящемся на континентальном шельфе государства А до побережья государства А? Но это не - трансграничный трубопровод. Или же до побережья государства Б? Во втором случае - это трансграничный трубопровод, но режим первого и второго трубопроводов - совершенно различны.
Реализация проекта «Северный поток» показывает, что главное значение в качестве применимых договорных источников международного права имели: Конвенция ООН по морскому праву, 1982 г.; Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, 1991 г.; Конвенция о защите морской среды района Балтийского, 1992 г. (новая версия Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря, 1974 г).
С учетом изложенного выше, в нашей работе предложена описательная дефиниция трансграничного трубопровода:
1) он имеет свое начало на территории одного государства,
проходит по государственной территории (суше или по морской - по дну внутренних морских вод, территориального моря) и/или по
континентальному шельфу др угого или других государств, а также, в некоторых случаях, по дну открытого моря;
2) посредством такого трубопровода транспортируется нефть, газ, иной энергоноситель или иное вещество от государства-отправителя (возможно, через территорию одного или более государств) к государству- получателю, причем последнее не обязательно является конечным потребителем;
3) управление трансграничными трубопроводами - и на этапе их сооружения, и при их эксплуатации - основывается на применимых нормах и международного, и национального права;
4) в рамках международного права, применимого к
трансграничным трубопроводам, может быть отмечено исходное различие - между морскими и наземными трубопроводами.
Несмотря на развитие международных перевозок энергоносителей морскими судами, в т. ч. развитие морских перевозок сжиженного газа, трансграничные трубопроводы считаются наиболее надежным и экологически оптимальным в настоящее время способом международной транспортировки больших объемов газа. Имеет растущее практическое значение и международная транспортировка нефти по трубопроводам. При этом проектирование, строительство и эксплуатация трансграничных трубопроводов требуют больших инвестицией и, что особенно важно в юридическом плане, согласования до говоренностей между соответствующими государствами.
Дефиниция и сам термин «трубопровод» относятся, прежде всего, к тем трубоп рово дам, посредством которых осуществляется международная
транспортировка углеводородов (и нефти, и газа), т. е. между разными государствами; но этот термин не ограничен таким его использованием. Далее, термин «трансграничный трубопровод» с юридической точки зрения означает не только саму трубу, проложенную по морскому дну или по земной поверхности, по которой производится транспортировка нефти, газа или иного товара; с учетом национально-законо дате льных дефиниции надо отметить, что это понятие еще включает в себя любой механизм, оборудование или иной объект инфраструктуры, который связан с таким трубопроводом, причем вне зависимости от того, этот объект или труба являются основным компонентом трансграничного проекта.
При разработке трансграничного трубопроводного проекта
целесообразно критически учитывать подготовленные Секретариатом Энергетической Хартии Типовые соглашения для трансграничных трубопроводов ( в 2004 г.; в 2008 г.), в т. ч. определение в этом документе двух типов соглашений: 1) Межправительственных соглашений, и 2) Соглашений с правительством принимающей страны (между правительством и инвестором); тем более, что допустимо избирательное использование положений этих Типовых соглашений, как показала практика переговоров в 2004 г. между Казахстаном и Азербайджаном о транскаспийской транспортной системе Актау-Баку. Хотя такие соглашения ориентируют природоохранное право соотве тствующего государства на учет стандартов Всемирного банка, а не норм применимых международных
природоохранных конвенцией, не следует считать перспективными такие ориентировки в контексте международного права; несмотря на достаточно высокий профессиональный технический уровень проработки Типовых соглашений, рекомендуется при согласовании договорно-правовой основы конкретного трубопроводного трансграничного проекта приоритетно обеспечивать ее соответствие нормам международных природоохранных до говоров.
В научной литературе предложено обозначение нового термина: трубопроводы «шельфовые месторождения-берег». Как представляется, введение такого термина в научный оборот не целесообразно. Не потому, что данного термина нет ни в Конвенции о континентальном шельфе 1958 г., ни в Конвенции 1982 г. (доктринальные взгляды нередко опережают договорные нормы). А потому, что предложенное новое обозначение трубопровода привнесло бы дополнительные вопросы и неясности в применимый конвенционный понятийный аппарат: что означает трубопровод «шельфовое месторождение-берег»? Что трубопровод проложен от месторождения, находящемся на континентальном шельфе государства А до побережья государства А? Но это не - трансграничный трубопровод. Или же до побережья государства Б? Во втором случае - это трансграничный трубопровод, но режим первого и второго трубопроводов - совершенно различны.
Реализация проекта «Северный поток» показывает, что главное значение в качестве применимых договорных источников международного права имели: Конвенция ООН по морскому праву, 1982 г.; Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, 1991 г.; Конвенция о защите морской среды района Балтийского, 1992 г. (новая версия Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря, 1974 г).
С учетом изложенного выше, в нашей работе предложена описательная дефиниция трансграничного трубопровода:
1) он имеет свое начало на территории одного государства,
проходит по государственной территории (суше или по морской - по дну внутренних морских вод, территориального моря) и/или по
континентальному шельфу др угого или других государств, а также, в некоторых случаях, по дну открытого моря;
2) посредством такого трубопровода транспортируется нефть, газ, иной энергоноситель или иное вещество от государства-отправителя (возможно, через территорию одного или более государств) к государству- получателю, причем последнее не обязательно является конечным потребителем;
3) управление трансграничными трубопроводами - и на этапе их сооружения, и при их эксплуатации - основывается на применимых нормах и международного, и национального права;
4) в рамках международного права, применимого к
трансграничным трубопроводам, может быть отмечено исходное различие - между морскими и наземными трубопроводами.
Подобные работы
- Международно-правовые аспекты строительства, прокладки и эксплуатации морских трансграничных трубопроводов
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2021 - НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЛИМИТАЦИИ КАСПИЙСКОГО МОРЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2023 - Международно-правовое регулирование поставки природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - Обеспечение устойчивого трансграничного водопользования между Российской Федерацией и Республикой Казахстан
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - Правовое регулирование экспортных поставок газа
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Оценка влияния строительства газопровода на окружающую среду
Дипломные работы, ВКР, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Обеспечение экономической безопасности транспортировки нефти, как фактор национальной безопасности страны
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Обеспеченность мирового хозяйства топливно-энергетическими ресурсами
Курсовые работы, мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2019



