Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВРАЧЕБНОЕ ДЕЛО В РИМСКОМ ОБЩЕСТВЕ В КОНЦЕ I В. ДО Н.Э. - III В. Н.Э.

Работа №65799

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
356
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Здоровый образ жизни в представлениях древних римлян (конец I в. до н.э. - III в. н.э.) 21
1.1. Здоровый человек в представлениях древних римлян в I в. до н.э. - III в.
н. э 21
1.2. Способы поддержания здоровья, известные римлянам 32
Глава 2. Медицинские знания древнеримских врачей в конце I в. до н.э. - III
в. н.э 41
2.1. Болезни, известные римлянам в конце I в. до н.э. - III в. н.э 41
2.2. Методы и средства лечения болезней в римском обществе 50
Глава 3. Статус врача в древнеримском обществе (конец I в. до н.э. - III в. н.э.) 60
3.1. Влияние религии на становление образа идеального врача 60
3.2. Положение врача в древнеримском обществе (конец I в. до н.э. - III в.
н.э.) 68
3.3. Развитие военной медицины и роль врачей в римском обществе в воен¬ное время 79
Заключение 87
Библиографический список 90


Актуальность. В современной исторической науке активно развивает¬ся социальная история. В рамках обозначенного направления, прежде всего, исследуются социальное положение и социальные сдвиги, касающиеся больших групп населения. На сегодняшний день представляется актуальным изучение профессиональных групп в различные исторические периоды. К та¬ковым можно отнести врачей - одну из важнейших социальных групп, ока¬зывающих человеку помощь в избавлении от недугов и сохранении здоровья.
Здоровье можно считать даром природы, но от человека и от общества зависит его сохранение на протяжении всего жизненного цикла. Незнание, а иногда и непонимание значимости здоровья для полноценной человеческой жизни - это не только признак низкой общей культуры, но и социальный ин¬фантилизм.
Проблема здоровья поднималась еще в древности, причем она имела как практический, так и философский характер. Античные философы, раз-мышляя о двух важных противоположных состояниях человеческого орга-низма - здоровье и болезни, пришли к выводу, что здоровье зависит от обра¬за жизни и поведения человека. Теоретически проблема начала оформляться в конце XIX - начале XX века, а сегодня занимает одно из самых значитель¬ных мест в мире. Прежде всего, это связано с ухудшением здоровья людей во всем мире, причинами такой ситуации называют загрязнение окружающей среды, глобальные изменения климата, загрязнение воздуха, питьевой воды, продуктов питания и другое. Разрушительное воздействие на здоровье ока¬зывают растущий алкоголизм и наркомания.
Забота о здоровье является важной частью жизни современного чело-века. Г оворя о здоровом образе жизни сегодня, мы понимаем под этим выра¬жением определенный способ организации жизнедеятельности человека (си¬стему мероприятий) по профилактике болезней и укреплению здоровья . От¬сюда причиной проявившейся болезни называют неправильный образ жизни.
Античность является основой европейской цивилизации. Достижения как древних греков, так и древних римлян впечатляюще поразительны во всех областях науки. Накопленные ими научные знания на сегодняшний день признаются обществом как эталон развития. Римская цивилизация считается эпохой наивысшего расцвета античной культуры. Врачебное дело Древнего Рима заложило фундамент медицинской науки. Обозначим, что зарождение государственной системы здравоохранения происходило во времена прин¬ципата, теории и открытия древнеримских ученых и врачей долгое время ис¬пользовали в медицинской практике.
Отметим, что при исследовании врачей как социальной группы, обра¬зованной по профессиональному признаку, важно обратиться к представле¬ниям древних римлян о таких понятиях, как здоровье и болезнь. Именно об¬щественная мысль поможет выяснить, был ли социальный заказ у врачей в древнеримском обществе.
В качестве источника мы анализируем нарративную традицию. Так как в специальных текстах медицинского характера исследуемая проблема рас¬сматривается с профессиональной стороны, повествовательный текст помо¬гает выявить социокультурные аспекты врачевания и представить своеобраз¬ный срез общественного мнения.
Таким образом, на основе письменной традиции Древнего Рима импер¬ского периода мы попытаемся проследить роль и статус врачей в обществен¬ной жизни, степень доверия населения к ним, а также представления древних римлян о здоровье и болезни.
Степень изученности проблемы. Данное исследовательское поле тре¬бует внимательного рассмотрения, так как из-за отсутствия специальных ис¬торических исследований по особенностям врачевания в древнеримском об¬ществе, а также о статусе древнеримского врача, вокруг него образовалась определенная историографическая лакуна.
Среди отечественных разработок дореволюционного периода примеча¬телен труд А.А. Стрельцова, в котором автор на основе данных эпиграфики изучает положение в Древнем Риме такой общественной группы, как врачи. В работе представлен взгляд римского общества на деятельность и значение врачей и его изменение под влиянием христианства, описывается расшире¬ние привилегий врачей при императорах, освещается их научная деятель¬ность .
Значимыми для заявленной тематики являются монографии, посвя-щенные вопросам истории повседневности и быта античности, где поднима¬ется вопрос о положении врачей в обществе. В данной области ценную ин¬формацию представляют работы М.Е. Сергеенко, где из массы рабов, солдат и ремесленников автор выделяет другие категории простых людей, среди ко¬торых и находятся врачи . М.Е. Сергеенко, рассматривая жизнь врачей, каса¬ется таких вопросов, как методы и средства лечения, профессиональная под¬готовка, положение врача в обществе. С.Л. Утченко обращает внимание на врачей в контексте исследования настроений простых граждан и выдающих¬ся общественных деятелей .
Представляют интерес специальные научные статьи, посвященные определенным аспектам заявленной проблемы, в частности, работа А.А. Дыдрова, где содержится информация о врачах-рабах и их положении в рим¬ском обществе . Рассматривая положение рабов в древнеримском обществе, А.А. Дыдров отмечает неоднозначность статуса тех из них, которые занима¬лись врачебным делом. Исследуя данные надгробных надписей, автор изуча¬ет привилегии рабов-врачей.
В статье Т.Б. Перфиловой важен анализ системы образования врачей в эпоху принципата. Автор подробно описывает, как обучающиеся врачебному делу получали теоретические знания и применяли их на практике . Н.П. Шок сравнивает понятие здоровья в эллинской традиции и в раннем христианстве.
Автор показывает недостаточную изученность проблемы медицины Древне¬го Рима в современной зарубежной литературе, и отсутствие работ в отече¬ственном антиковедении. Опираясь на источники, Н.П. Шок четко разграни¬чивает понятие «здоровье» в представлениях древних римлян до распростра¬нения христианства и в последующий период.
Следует отметить, что обобщенные данные по особенностям врачева-ния содержатся в работах по истории медицины. Так, видный отечественный врач-теоретик Т.С. Сорокина в своих многочисленных трудах, рассматривая историю медицины в целом, уделяет внимание организации врачебного дела в древнеримском обществе, показывая социальный заказ медицины, измене¬ния социального статуса врача, а также появление специализации во врачеб¬ных кругах . С.М. Марчукова, анализируя процесс становления медицинских знаний, восприятия здоровья и благополучия человека, выделяет болезни, существовавшие в древнеримском обществе, уделяет внимание философским основам медицины .
Среди множества работ, связанных с историей медицины, можно встретить труды, посвященные выдающимся деятелям медицины римской империи, которые являются информативными для исследования. В работах С.Я. Чикина, Т.З. Пицхелаури, Б.Д. Петрова характеризуются основные направления в медицинской науке, естественнонаучные взгляды ученых- медиков и их профессиональный опыт . В обозначенном направлении при-мечательны статьи О.В. Синяченко, Б.Д. Балалыкина, где авторы пытаются рассмотреть медицину в историческом контексте, анализируют учения вы-дающихся медиков древнеримского общества . Другие работы посвящены средствам лечения болезней древних римлян, то есть истории фармации. Так, Ю.И. Зеликсон обращает внимание на разнообразие лекарственных средств лечения болезней в Древнем Риме . Однако, работы указанного типа не все¬гда соответствуют требованиям собственно исторического исследования. В целом, следует заметить, что большинство авторов по истории медицины, ка¬саясь изучения врачевания в Древнем Риме, во многом повторяют друг друга.
В зарубежной историографии, прежде всего, следует обратить внима-ние на разработки по истории повседневности и быта польских исследовате¬лей. В монографии Л. Винничук воссоздается общая картина жизни древних римлян: искусство, семейные устои, религиозные обряды, суеверия и другие проявления культуры римлян. Особое место отводится медицине Древнего Рима, автор на основе анализа исторических источников выделяет особенно¬сти врачевания . П. Гиро в своей работе попытался осветить все стороны жизни римлян: представить их поведение на форуме и в домашних условиях, на полях сражений и на пирушках, рассказать живым и доступным языком, чем питались люди той далекой эпохи, какую одежду носили, как трудились и проводили досуг, в каких богов веровали, в каких домах жили, показать их взаимоотношения в общественных делах и быту. Для этого автор выбирает наиболее яркие отрывки из произведений замечательных историков древно¬сти (не все из них переведены на русский язык и доступны): Тита Ливия, По¬либия, Корнелия Тацита, Диона Кассия, Геродиана, Аммиана Марцеллина. П. Гиро, рассуждая о появлении врачей у римлян, также анализирует врачебное дело . Следует отметить, что указанные работы носят научно-популярный характер.
Определенный интерес представляет работа К. Куманецкого. Книга со¬стоит из двух частей: первая часть посвящена Древней Греции, вторая - Древнему Риму. Автор подробно прослеживает все этапы развития приклад¬ного искусства, архитектуры, скульптуры, письменности, религиозных веро¬ваний греков и римлян. В рамках общего анализа культуры Рима характери¬зуется врачевание, как деятельность людей, оставившая после себя культур¬ное наследие .
Л. Фриндлендер, охватывая различные стороны античной жизни, при¬водит с поразительной полнотой весь и литературный, и эпиграфический, и изобразительный материал и на его основе строит четкие и достоверные вы¬воды. Автор, анализируя связь происхождения и общественного положения в Древнем Риме, показывает в числе основных общественных групп положе¬ние врачей в императорском доме .
Исследователи отмечают, что в римской медицине появляется и рас-пространяется специализация. Так, Ф. Коуэл показывает деятельность вра-чей-хирургов, анализируя набор хирургических инструментов . С нестан-дартной стороны, через призму наслаждений, культивировавшихся в рим-ском обществе, представляет повседневную жизнь французский историк - антиковед Жан-Ноэль Робер. Выделяя наслаждения римского общества, ав-тор показывает мнения врачей о степени полезности некоторых удоволь- ствий .
Отметим, что восприятие и понимание состояния здоровья человече-ского организма является важной особенностью врачевания. Х.Кинг обраща¬ет внимание на представления людей античности о здоровье . Используя междисциплинарный подход, автор оценивает вопросы, связанные со здоро¬вьем в греко-римском мире, от предыстории до поздней античности и хри¬стианства. В книге прослеживается использование разнообразных источни¬ков: археологические, архитектурные, письменные и другие. Автор рассмат¬ривает важные вопросы: анализирует понятие «здоровье», способы его со¬хранения и восстановления реками и римлянами.
Д. Портер освещает процесс предоставления и организации услуг в сфере здравоохранения, сравнивая древность с современностью . В этой книге рассматриваются социальные, экономические и политические пробле-мы здравоохранения в исторической перспективе. В ней излагается развитие общественного здравоохранения в Великобритании, континентальной Европе и Соединенных Штатах от древнего мира до современного государства.
Изучение социальных аспектов врачевания будет неполным без пони-мания культурно-исторического контекста эпохи. Наиболее информативны¬ми в этом отношении для нас являются общие работы по истории и культуре античности Ф.Ф. Зелинского, Г.С. Кнабе, А.Ф. Лосева, С.Я. Лурье, А.И. Немировского, М.К. Петрова, Е.А. Штаерман, Я. Фальке .
Таким образом, анализ литературы показывает наличие определенных наработок в заявленном проблемном поле. Однако отсутствует целостный анализ особенностей врачевания в Древнем Риме. С одной стороны, в трудах по истории повседневности дается размытая характеристика положения и статуса врача в древнеримском обществе. Научные статьи специализируются на узких проблемах, в которых отсутствует комплексное представление о проблеме. С другой стороны, труды по истории медицины не всегда соответ¬ствуют требованиям исторической науки, а содержащаяся в них информация по проблеме представляется частично уникальной, о чем свидетельствует ча¬стота повторений.
В зарубежной историографии наблюдается аналогичная ситуация. Од¬ни работы, освещая особенности врачевания в Древнем Риме, носят научно¬популярный характер. В других исследованиях предметом внимания стано¬вятся узкие аспекты проблемы врачевания, например, специализация врачей, положение врачей в императорском доме. Труды по истории здоровья и здравоохранению в целом не дают глубокого анализа заявленной проблема¬тики. Следовательно, выявление особенностей врачебного дела в Древнем Риме и многоаспектный комплексный анализ статуса и роли врача в обще¬стве представляются перспективным направлением исследовательской дея¬тельности и определяют новизну работы.
Объектом данной работы является римское общество в конце I в. до н.э. - III в. н.э.
Предмет исследования: деятельность и положение врача в римском обществе имперского периода.
Цель исследования - выявить особенности представлений древних римлян о здоровье и болезни, специфику статуса и положения врачей в древ¬неримском обществе в конце I в. до н.э. - III в. н.э.
Для достижения поставленной цели были определены следующие за-дачи:
1) изучить представления древних римлян I в. до н.э. - III в. н.э. о здоровом человеке;
2) определить способы поддержания здоровья, известные римля-нам;
3) классифицировать болезни, методы и средства их лечения, из-вестные римлянам в I в. до н.э. - III в. н.э.;
4) проследить влияние религии на становления образа идеального врача в древнеримском обществе;
5) выяснить положение врача в древнеримском обществе (конец I в. до н.э.- III в. н.э.);
6) проанализировать развитие военной медицины и роль врачей в военное время.
Хронологические рамки данного исследования охватывают импер-ский период истории Древнего Рима (конец I в. до н.э. - III в. н.э.). Выбор обозначенных хронологических рамок обусловлен тем, что состояние рим-ского общества в движении от Республики к Империи характеризуется как период переходности, трансформации всех сторон жизни общества. В импер¬ский период в Риме происходят перемены в политической области, которые приводят к преобразованиям во всех сферах общественной жизни, и, в первую очередь, эти изменения коснулись социальной сферы. В эпоху доми- ната наблюдается переходный период от язычества к христианству, как гос¬подствующей религии. Новая переходность характеризуется переворотом в мировоззрении человека. Римская империя - это период в истории древнего мира, который проходит через кризис власти, смену форм правления к уста¬новлению развитого государства и заканчивается его падением.
Географические рамки исследования - Аппенинский полуостров в период Римской империи с прилегающими средиземноморскими территори¬ями. Данные ограничения связаны с тем, что в работе исследуется положение городских врачей, врачей сельской местности и врачей-рабов.
Источниковая база. Для решения заявленной проблемы необходим анализ источников различного характера - данных естественнонаучных ра-бот и нарративной традиции. Привлечение разнохарактерных источников позволяет выявить специфику врачебного дела в Риме имперского периода, а также представить своеобразный срез общественного мнения о положении врача в древнеримском обществе. Следует отметить, что высокой степенью информативности по заявленной проблеме обладают естественнонаучные труды античности, так как позволяют выявить важные особенности врачева¬ния.
Поэма Лукреция Кара «О природе вещей» написана в форме дидакти¬ческого эпоса, который состоит из шести книг. В ней излагается атомистиче¬ская теория построения человечества и отвергается вмешательство богов в мирские дела, а также представлены учения о душе, её материальности и смертности, связи души и тела, о человеке и чувственном восприятии мира, история развития человеческого рода и происхождение языка. Взгляды Лу¬креция определили начало развития теории медицины. Объектом рассмотре¬ния для нас в данном источнике служит особый подход автора к причинам появления болезней, связь души и тела.
Варрон написал трактат «О сельском хозяйстве», который делился на три части: полевое хозяйство, скотоводство и «приусадебное хозяйство», т. е. разведение домашней птицы, дичи, рыбоводство (очень сжато) и пчеловод¬ство. Автор начинает свою работу с установления проблемных вопросов те¬мы. Варрон брал сведения для написания больше из вторых рук, чем из соб¬ственного опыта. Но хоть собственный опыт Варрона невелик, он все же по¬ставил его на первое место. Каждая книга начинается вводной сценкой и ве¬дется в форме диалога. Исследователи отмечают, что стиль написания шеро¬ховатый необработанный, возможно автор очень торопился. Все это создает трудности перевода. Описанные Варроном случаи, связанные со степенью доверия врачам в римском обществе, с занимаемыми врачами должностями представляются важными для исследования обозначенной проблемы
Знаменитый древнеримский врач-философ Авл Корнелий Цельс напи¬сал медицинскую энциклопедию, в которой выделил основные болезни древ¬них римлян. Труд «О медицине» состоит из 8 книг, начинается с вступления, где он подробно излагает взгляды своих предшественников на сущность ме¬дицины и методы лечения болезней. В главах 1-й книги Цельс подчеркивает значение для здоровья размеренного образа жизни, дает гигиенические сове¬ты, не потерявшие значения и по настоящее время. В последующих разделах труда Цельс описывает клинические проявления отдельных болезней и пред¬лагает способы их лечения. Особое внимание он обращает на лихорадочные заболевания как наиболее распространенные в то время. Важное место в его труде занимает классификация болезней и профилактика. Он считал, что ес¬ли не предотвратить болезнь в начале, то очень сложно будет справиться с ней врачу впоследствии, иногда это не возможно. Исследователи, оценивая степень достоверности труда Цельса, расходятся в оценках: одни утвержда¬ют, что Цельс не был врачом и основывался на других работах, свидетель¬ствах населения; другие считают, что Цельс был практикующим врачом, и выводы строил на собственных результатах медицинской деятельности. Цельс в своем труде представил медицинские знания, существовавшие в древнеримском обществе в определенной системе.
Плиний Старший в своем труде «Естественная история» затрагивает различные области научного знания: географию, антропологию, зоологию, ботанику, медицину, геологию и др. Исследователи отмечают, что Плиний несколько легковерен. Так, он без должной критики делал заимствования у писателей, которые позволяли себе населять природу самыми баснословны¬ми существами, как, например, натихорами - существами с человеческой го¬ловой и хвостом скорпиона. У Плиния встречаются недостоверные факты и неправильные суждения. Поэтому в его труде прослеживаются как реально помогающие методы, так и фантастические, которые явно не могут помочь. Вместе с тем, Плиний описывает болезни, встречающиеся в римском обще¬стве, выделяет методы и средства лечения болезней, его работа отражает представления, существовавшие в римском обществе, что является важным для нашего исследования.
Колумелла в труде «О сельском хозяйстве» представил теорию агри-культуры. Теоретические взгляды автора довольно достоверны, так как они основаны на практическом опыте Колумеллы. Подобного характера труд также информативен для нас, так как описывает жизнь обычных сельских обывателей, среди которых находятся и врачи деревни.
Гален - прославленный ученый эпохи Древнего Рима, врач-теоретик, который обладал разносторонней подготовкой. В работе мы используем его труд «О назначении частей человеческого тела», состоящий из 17 книг. Гален придавал очень большое значение изучению анатомии и физиологии живот¬ных на основании собственного опыта, ведь он приводил вскрытие животных с целью сопоставить внутреннее строение с человеческим телом. Гален пред¬ставил глубокие исследования человеческого и животного организма. Его разработки стали стимулом для развития медицинской науки. Автор обраща¬ет внимание на то, что человеческое тела находится в гармонии с душой. Также Гален представил свой опыт по диагностированию болезни, определе¬нию причины заболевания.
Дидактическая поэма «Медицинская книга» Квинта Серена Самоника была создана в начале III в. н.э. По мнению многих исследователей, источни¬ками «Медицинской книги» послужили «Естественная история» Плиния Старшего и труд Цельса «О медицине». Поэма, излагающая всю практиче¬скую медицину, кроме акушерства и хирургии, состоит из вступления и 64 глав. Вступление начинается с традиционного в римской поэзии обращения к божеству, Аполлону-Целителю, отождествляемому в дальнейшем с Эскула¬пом. Изложение ведется по схеме болезни «с головы до пят». Такой принцип был принят в медицинских сочинениях и в более позднее время. «Медицин¬ская книга» интересна, прежде всего, тем, что основной упор в обширном ле¬карственном арсенале делает на многочисленные средства растительного и животного происхождения. Так же, как и в отношении Цельса, в известной мере дискуссионным является вопрос - был или не был врачом Серен Само- ник. Несомненно, это был широко образованный человек, знаток медицины и литературы, одаренный поэт. Возможно, что в молодые годы он слушал лек¬ции кого-либо из учителей медицины, но относить его к какой-либо опреде¬ленной врачебной школе - напрасный труд. Все же некоторые строки его по¬эмы говорят о практическом применении его медицинских познаний. Поэма представляет особый интерес, так как раскрываются свойства лекарственных растений, полезных при профилактике заболеваний.
Продолжателем традиций в разработке вопросов, связанных с сельским хозяйством, с полезными свойствами растений и фармакологии является Гаргилий Марциал - автор сочинения «Лекарства из овощей и плодов». Ис¬следователи высказывают сомнения в вопросах датировки, причем как труда, так и жизни самого автора, а также в вопросах авторства. Так, авторы фран¬цузских и английских энциклопедий отмечают, что труд «Лекарства из ово¬щей и плодов» принадлежит Гаргилию Марциалу. Но немецкие ученые вы¬сказывают предположение, что Гаргилий Марциал и автор обозначенного сочинения два разных человека. Труд состоит из 60 глав, в каждой из кото¬рых идет речь об лечебных свойствах одного плода и овоща (например, капу¬ста, слива, каштан и др.), что и является приоритетным для обозначенной проблемы.
Высокой степенью информативности по социальным аспектам заяв-ленной проблемы обладают исторические и литературные сочинения.
О развитии медицины в военное время пишет Веллей Патеркул. Его труд «Римская история» излагает события от Троянской войны до 30 г. н. э., причём наиболее подробно и в апологетических тонах изложена история времён Августа. Изложение истории Рима не является анналистическим. Представляя в хронологической последовательности важнейшие историче-ские события и римских политических деятелей, автор освещает при этом более поздние факты, иногда возвращаясь к предыдущим. В труде Веллея обнаруживаются и внутренние связи событий. В его труде важна информа-ция о взаимосвязи военного дела с медициной. Сочинения Веллея Патеркула содержат сведения, которых нет в других сохранившихся источниках.
Луций Анней Сенека - древнеримский философ-стоик, поэт и государ-ственный деятель. В последние годы своей жизни писал труд под названием «Нравственные письма к Луцилию», как отмечают исследователи, приблизи¬тельно к 64 году он был окончен. Книга представляет собой итог жизненных размышлений философа. Труд состоит из 124 сохранившихся писем. Нередко в письмах поднимается не одна проблема, а сразу несколько проблем, инте¬ресовавших автора. В них говорится о том, как следует жить, поступать по отношению к людям и др. Представляется важным тем, что Сенека раскры¬вает суть понятия здоровье и показывает отношение к здоровью.
В эпиграммах Марциала мы слышим жалобы талантливого, принуж-денного по социальным условиям своего времени вместе со многими образо¬ванными тружениками из средних общественных слоев обращаться за помо¬щью к влиятельным и богатым лицам и быть на положении их клиента. По этой причине Марциал был вынужден прибегать даже к лести, лишь бы за¬служить покровительство «сильных мира сего». В то же время во многих из его эпиграмм чувствуется гуманное отношение поэта к маленькому унижен¬ному человеку и даже рабу. Марциал написал много эпиграмм и на темы, непосредственно связанные с его литературной деятельностью. Эти эпи¬граммы особенно блестящи. В них мы находим сведения об отношении к врачам, как правило, практикующим в городе.
Валерий Максим известен нам как автор своеобразной моральной, или нравоучительной истории. Собрав в девяти книгах девятьсот шестьдесят семь занимательных историй из «деяний» и «изречений» знаменитых людей прошлого, он стал немыслимо популярен в Риме. Его главный труд - «До¬стопамятные деяния и изречения» вышел около 30 г. н.э. Труд Валерия Мак¬сима состоит, как уже говорилось, из девяти книг, разбитых на главы, каждая из которых представляет собой своеобразную иллюстрацию к какой-либо те¬ме, например, римской религии или моральным качествам человека. Основ¬ная цель написания такого типа произведения объясняет и сам Валерий Мак¬сим в предисловии в первой книге, и состоит в том, что автор собрал изрече¬ния и дела достойных и великих людей, чтобы сохранить их, а также на слу¬чай помощи простому человеку, чтобы не затруднять его поисками. Все из¬речения систематизированы и записаны по темам. Данный труд важен для исследования тем, что позволяет выявить отношение древних римлян к здо-ровью, раскрывает их представление о здоровье.
Для определения роли врачей в римском обществе эпохи империи ва-жен такой источник как «Метаморфозы» Апулея - это роман об освобожде-нии личности от животной природы (животная природа подчеркивалась по¬терей человеческого облика) и торжестве ее в нравственно-религиозном про¬зрении. На этой основе создается изображение целой человеческой жизни в ее основных переломных, кризисных моментах: как человек становится дру¬гим. В труде Апулея представлены различные мнения о деятельности врачей в древнеримском обществе.
Сочинение древнеримского писателя Авла Геллия представляет собой собрание небольших разнородных по тематике очерков. В двадцати книгах своего труда Геллий рассмотрел сотни частных филологических, правовых, философских и прочих никак не систематизированных вопросов, сопоставляя мнения нескольких авторов. «Аттические ночи» особенно ценны тем, что со¬чинения многих писателей, цитируемые Геллием (их по меньшей мере 250), не сохранились до наших дней. Именно в таких разнородных очерках со¬держатся представления древних римлян о болезни и здоровье.
В труде Павсания «Описание Эллады» идет речь о достопримечатель¬ных местах Древней Греции. Записки автора достоверны, так как описание строил на том, что сам видел. Он осуществил поиск следов прошлого в куль¬туре и знакомство с новым миром греческого влияния. Хотя автор и пишет о Греции, для нас представляется важным, что он упоминает целебные источ¬ники, существующие в интересующих нас хронологических и территориаль¬ных рамках. Павсаний пишет, что источники пользовались популярностью и среди древних римлян, которые прибывали к ним с целью исцеления от неду¬гов.
Методология исследования. При разработке обозначенной темы ис-пользованы такие традиционные методы исторической науки, как комплекс¬ный анализ источников, историко-генетический и историко-сравнительный методы.
Метод комплексного анализа исторических источников применяется для объяснения исторических фактов, культуры мышления конкретной циви¬лизации, который основан на использовании источников разных типов и ви¬дов в связи с решением конкретно-исторических задач. Данный метод явля¬ется основным для исследования и находит применение в анализе всех заяв¬ленных аспектов врачебного дела древнего Рима.
Историко-генетический метод нацелен на изучение генезиса, на иссле-дование процесса зарождения и исторического изменения конкретного явле¬ния. В контексте заявленной проблемы данный метод позволяет изучить формирование смыслового поля понятий «здоровье» и «болезнь», что являет¬ся важным для определения специфики исследуемой профессиональной группы - врачей.
Историко-сравнительный метод. Сравнение есть один из базисных принципов научного познания мира. В исторической науке обозначенный метод также находит широкое применение, который основывается на срав-нении явлений в конкретной пространственно-временной среде. Использова¬ние данного метода необходимо для осуществления вариативного сравнения групп врачей внутри социальной структуры древнеримского общества, выде¬ления общего и различного в правах и обязанностях городских, деревенских и врачей-рабов.
Классификация как метод позволяет увидеть специфику явлений, их разнообразие, свойства, связи и зависимости, общее и специфическое. Обо-значенный метод практикуется при выделении групп методов лечения болез¬ней, способов поддержания здоровья.
Общенаучные методы анализа, синтеза, индукции необходимы для си¬стематизации работы с имеющимися материалами.
Таким образом, указанные методы позволяют реконструировать це-лостную картину деятельности врачей в древнеримском обществе.
Положения, выносимые на защиту:
1) мировоззренческие изменения, обусловленные распространением христианства, оказывают влияние на смысловое поле понятий «здоровье» и «болезнь» и на концепцию образа идеального врача;
2) в обозначенный период римляне имели обширные и частично си¬стематизированные знания о болезнях и методах их лечения, врачебные ре¬комендации определялись принадлежностью к соответствующей школе: эм¬пирической или логической;
3) образ врача формировался в соответствии с религиозными пред¬ставлениями и их трансформацией, а также в связи с представлениями фило¬софских школ и социальным заказом;
4) статус врача в римском обществе и степень доверия к нему были неоднозначными и определялись не только социальным происхождением, но и уровнем образованности и профессионализма врача, успешностью его практики;
5) становление регулярной армии в эпоху принципата способство-вало появлению особой организации - военной медицины: госпиталей и иерархии медицинских работников в армии.
Практическая значимость заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в учебном процессе на исторических факультетах университетов, средних учебных заведений при чтении общих и специальных курсов по истории Древнего мира. Полученные данные расши¬ряют и уточняют наши представления о человеке античности, о медицинских знаниях Древнего Рима.
Апробация работы осуществлялась в рамках участия в работе VIII международной научной конференции «Классическая и византийская тради¬ция - 2014», IX международной конференции «Классическая и византийская традиция - 2015», международной научно-практической конференции «Тра¬диционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие - 2015», VIII Международного молодежного научного форума «Белгородский диалог - 2016», а также международной научно-практической конференции «Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие - 2017». Результаты работы представлены в форме публикаций в сборниках материалов обозначенных выше научных конференций .
Структура работы обусловлена ее основной целью и задачами. Ис-следование состоит из введения, 3-х глав (7 параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, анализ нарративной традиции способствовал выявле¬нию социокультурных аспектов врачебного дела и представлению своеоб¬разного среза общественного мнения.
В трактовке понятий здоровья и болезни в изучаемый период наблюда¬ется двойственное мнение. Это связано с мировоззренческими изменениями в обществе. Так в греко-римской традиции под здоровьем понимали гармо¬нию, равновесие всех элементов души и тела, отсутствие недуга, состояние организма, когда все отправления совершаются безболезненно и беспрепят¬ственно. Важные качества здорового человека - рассудительность и умерен¬ность, общественностью высмеивался неправильный образ жизни.
С распространением христианства меняется тип цивилизации, а также понимание здоровья и болезни. Под болезнью стали понимать посланное Бо¬гом наказание за совершенный грех, и только смирением пред лицом бед и страданий человек мог добиться здоровья. Однако, авторы раннехристиан¬ских источников однозначно не советовали специально искать эти страдания, предлагая ряд действий по сохранению здоровья.
Проанализировав источники, можно условно выделить четыре группы способов сохранения здоровья: правильное питание, гигиенические правила, климат и погодные условия, физическая активность. К правильному питанию относится время еды, продукты и напитки, оказывающие позитивное влияние на организм, а также пища, влияющая на человеческий организм негативно. К гигиеническим способам относятся правила по сохранению чистоты тела, полости рта, волос. Римляне призывали не менять климат резко, придержи¬ваться определенных рекомендаций в жаркую и холодную погоду. Для со¬хранения здоровья необходимы занятия спортом, трудом, а также постоянное движение.
На основе источников можно выделить некоторые аспекты врачебно¬го дела в обозначенной период. Для правильного лечения врачи древнерим¬ского общества обращаются к причинам нарушения здорового состояния и возникновения болезней. Уделяют внимание строению человеческого тела, связывая его с некоторыми заболеваниями. В источниках названы такие при¬чины как смена сезонов года, природно-климатические условия, неправиль¬ный образ жизни, заражение болезнью от человека к человеку, тепло и холод, причины, связанные с астрономическими явлениями.
Существует классификация болезней, предложенная Цельсом, однако представленные в источниках заболевания можно условно разделить на шесть групп: болезни органов пищеварения, дыхания, нервной системы, ин¬фекционные болезни, болезни кожи и подкожной клетчатки, травмы и другие последствия влияния внешних причин. Средства лечения зависели от метода. В рамках метода лечения теплом и холодом древние римляне использовали в качестве средств холодные припарки и ванны. При лечении лекарственным методом врачи пользовались смесями, мазями, настойками, сделанных из продуктов растительного и животного происхождения. К хирургическим ме¬тодам лечения прибегали при образовании воспаления участка кожи, при укусах. В римском обществе считали, что в исцелении большую роль играют целебные источники, которые были здесь популярны и зачастую становились частью культа Эскулапа.
Мировоззрение римлян на протяжении изучаемого периода претерпе¬вает изменения, которые влияют и на представления об идеальном враче. В эпоху принципата этот образ связывается с богом врачевания Эскулапом, культ которого имеет корни в греческой мифологической традиции. С рас¬пространением христианства концепция идеального врача видоизменяется. Образ идеального врача сопоставляют с реальными личностями, которые до¬бились высоких успехов в области медицины. В исследуемый период образ¬цом идеального врача был Гален, воззрения которого соотносятся с христи¬анским учением. Сложилось представление о враче-профессионале, образо¬ванном, компетентном в вопросах медицины, стремящемся к совершенству. Для подготовки врачей-профессионалов появляются специальные школ, учреждается оплачиваемая должность - архиатр. Существовали разные под¬ходы к диагностике и лечению заболеваний, сторонники которых основали логические и эмпирические научные школы.
Разный уровень профессиональной подготовленности врачей опреде-лил различную степень доверия к их деятельности. Необразованных врачей высмеивали, а честных, проверенных временем, компетентных лекарей ис¬точники восхваляют и определяют их социальный статус как высокий. По¬ложение врачей деревни и города было различным: в городе врачи основыва¬ли свои школы, занимали высокие должности; в деревне они практиковали и воспринимались как ремесленники. Среди обширного контингента рабов врачи зачастую занимали достойное место и даже располагали возможностя¬ми дополнительного заработка.
В имперский период возникает военная медицина как особая органи¬зация. Появляется новая специальность в среде врачей - хирург. Врачи в ар¬мии распределялись в соответствии с военными подразделениями. Сформи¬ровалась иерархия медицинского персонала армии: врачи; medicus castrensis, инструментарий; младший персонал.


1. Авл Геллий. Аттические ночи. / Пер. Б. Тритенко - Томск: Водолей,1993.
- 208 с.
2. Альбий Тибулл. / Пред. и ред. Петровского Ф.А. - М.: Гос. изд. худ. лит.,
1963. - С. 157—244.
3. Апулей Луций. Апология. Метаморфозы. Флориды. / Пер. Кузмина М.А., Сыркина А.Я. - М.:АН СССР, 1959. - 436 с.
4. Валерий Максим. Достопамятные деяния и изречения. / Пер. и комм. С. Ю. Трохачева. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. - 308 с.
5. Варрон. О сельском хозяйстве. / Пер. Сергеенко М.Е. - М-Л.: АН СССР, 1963. - 220 с.
6. Веллей Патеркул. Римская история. / Пер. Немировский А.И., Дашкова М.А. - Воронеж, 1985. - 212 с.
7. Гаргилий Марциал. Лекарства из овощей и плодов / Пер. Л.А. Хмеля. Труды II Московского медицинского института. Т.125. - М., 1980. - 81 с.
8. Греческая и латинская эпиграмма о медицине и здоровье. / Вступ. ст. Ю.Ф. Шульца и А.Г. Лушникова. Сост. И примеч. Ю.Ф. Шульца. - М.: Мед- гиз, 1960. - 112 с.
9. Клавдий Гален. О назначении частей человеческого тела. / Пер. Кондра-тьева С.П. - М.: Медицина, 1971. - 555 с.
10. Колумелла. О сельском хозяйстве. Кн. I,II,III,XI // Ученые земледельцы древней Италии (Катон, Варрон, Колумелла, Плиний). / Пер. М.Е. Сергеенко.
- М.: Наука, 1970. - С.114-198
11. Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. / Изд. подг. С.А.Ошеров. Отв. ред. М.Л. Гаспаров. - М.: Наука, 1977. - 384 с.
12. Марк Валерий Марциал. Эпиграммы. / Пер. Ф.А.Петровского, вступ.ст. В.С.Дурова. - СПб: Комплект, 1994. - 448с.
13. Медицина в поэзии греков и римлян. / Сост., вступ. статья, примеч. Ю.Ф. Шульца. - М.: Медицина, 1987. - 124 с.
14. Павсаний. Описание Эллады. Т.1 / Пер. Кондратьева С.П. - М.: Искус-ство, 1938. - 364с.
15. Плиний. Естествознание. Об искусстве. / Пер. Г. Тароняна - М.: Ладо- мир,1994. - 924 с.
16. Самоник, Квинт Серен. Медицинская книга. / Вступ. ст., пер. и коммент. Ю.Ф. Шульца. - М.: Медгиз, 1961. -271 с.
17. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. / Пер. Ф.А.Петровского, вступ.ст. Т.В.Васильевой. - М.: Худож. лит., 1983. - 384 с.
18. Цельс Авл Корнелий. О медицине. Пер. под ред. Терновского В.Н. и Шульца Ю.Ф. - М.: Наука, 1959. - 408 с.
Литература:
19. Балалыкин Д.А. Гален и врачи-эрасистраторы: клинические и натурфило¬софские аспекты полемики. / История медицины. - М.: МГМУ им. И.М. Се¬ченова, 2014. - № 3. - С. 119-161.
20. Балалыкин Д.А. Натурфилософия и принципы общей патологии в системе Галена (на примере трактата «Искусство медицины»). / История медицины. - М.: МГМУ им. И.М. Сеченова, 2015. - № 1. - С. 104-149.
21. Балалыкин Д.А. Преемственность взглядов Гиппократа и Галена на при¬роду организма человека. / История медицины. - М.: МГМУ им. И.М. Сече¬нова, 2014. - № 4. - С. 89-184.
22. Балалыкин Д.А. Религиозно-философские системы и их значение для ис¬тории медицины. / История медицины. - М.: МГМУ им. И.М. Сеченова, 2014. - №1. - С. 9-26
23. Бобров О.Е. Медицинские преступления: Правда и ложь. - Петрозаводск: «ИнтелТек», 2003. - 200 с.
24. Бужилова А.П. Homo sapiens: История болезни. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 319 с.
25. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В. К. Ронина. — М.: Высшая школа, 1988 — 496 с.
26. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. - СПб.: Алетейя, 1995. - 469 с.
27. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. - М.: Медицина, 2003. - 450 с.
28. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Цита-дель, 1998. - 11465 с.
29. Децюк А.Р. Плиний Младший о врачебном деле в эпоху Траяна (конец I в. н.э. - начало II в. н.э.) / Научные труды Института непрерывного профес¬сионального образования. М.: Автономная некоммерческая организация науки и дополнительного профессионального образования Институт Непре¬рывного Профессионального Образования, 2014. - № 3. - С. 72-75.
30. Дыдров А.А. О положении римских рабов-врачей в эпоху Империи по данным надгробных надписей. - Челябинск: ЧГПУ, 2007. - 2 с.
31. Заблудовский П.Е. История медицины. - М.: Медицина, 1998. - 352 с.
32. Зеликсон Ю.И. Кондратьева Т.С. Лекарственные средства Древнего Ри-ма// Фармация. - М.: Медицина, 1992.- № 6.- С.87-89.
33. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. - Спб.: Марс, 1995. - 380с.
34. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. - М.: Индрик, 1993. - 528с.
35. Ковалев С.И., Штаерман Е.М. Очерки истории Древнего Рима. - М.: Ми¬нистерства Просвещения РСФСР, 1956. - 300с.
36. Колобов А.В. Римские легионы вне полей сражений. - Пермь: Пермский государственный институт, 1999. - 127с.
37. Коуэл Ф. Древний Рим. Быт, религия, культура/ Пер. с англ. О.Д. Сидоро¬вой. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. - 255с.
38. Кузнецова З.М., Павлова С.В. Теоретические аспекты понятия «здоро-вье». / Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы фи-зической культуры и спорта - Набережные Челны: Камский государственный институт физической культуры, 2007. - №2 - С. 30-37
39. Культура Древнего Рима. / Отв. ред. Голубцова Е.С. - М.: Наука, 1985. - 432 с.
40. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М.: Высшая школа, 1990. - 456 с.
41. Лейбенсон Ю.Т. Ars medica северопонтийских городов в античную эпоху. / Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вер¬надского. - Симферополь: Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, 2014. - №4. - С. 26-40
42. Лосев А.Ф. Античная философия истории. - М.: Наука, 1977. - 208 с.
43. Лурье С.Я. Очерки по истории античной науки. - М.-Л.: Академия наук СССР, 1947. - 403 с.
44. Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории. - М.: Европейский дом, 2003. - 300 с.
45. Махлаюк А.В. Армия Римской империи. Очерки традиций и ментально¬сти. - Нижний Новгород: НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2000. - 236 с.
46. Махлаюк А.В. Солдаты Римской империи. Традиции военной службы и воинская ментальность. - Спб.: Акра, 2006. - 440 с.
47. Мирский М.Б. История медицины и хирургии. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 528 с.
48. Моргунова Е.А. Врачевание в древнем Риме: историография проблемы. // Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие.
- Белгород: ИПЦ «Политерра», 2017 - С. 145-147
49. Моргунова Е.А. Здоровый образ жизни в представлениях древних римлян (I в. до н.э. - IV в. н.э.). // Белгородский диалог - 2016. Проблемы филологии, всеобщей и отечественной истории. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «Бел¬ГУ», 2016 - С. 43-46
50. Моргунова Е.А. Образ идеального врача в древнеримской нарративной традиции (конец I в. до н.э. - V в. н.э.). // Классическая и византийская тра¬диция. 2015. - Белгород: Издательство БелГУ, 2015 - С. 35-38
51. Моргунова Е.А. Положение врача в римском обществе эпохи Принципа¬та. // Классическая и византийская традиция. 2014. - Белгород: Издательство БелГУ, 2014. - С. 54 - 58.
52. Моргунова Е.А. Представления о больных и о болезнях в римском обще¬стве в I в. до н.э. - V в. н.э. // Традиционные культуры народов мира: исто¬рия, интерпретация, восприятие. - Белгород: ИПЦ «Политерра», 2015 - С. 117-119
53. Немировский А.И. Идеология и культура раннего Рима. - Воронеж: ВУ,
1964. - 210 с.
54. Немировский А.И. У истоков исторической мысли. - Воронеж: ВУ, 1979. - 212 с.
55. Перфилова Т.Б. Первая ступень подготовки врачей в Римской империи: «наставления» / Ярославский педагогический вестник. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2003. - №4. - С.15 - 30
56. Петров Б.Д. От Гиппократа до Семашко: преемственность идей. - М.: Медицина, 1990. - 165 с.
57. Петров М.К. Античная культура. - М.: «Российская политическая энцик¬лопедия» (РОССПЭН), 1997. - 352 с.
58. Пицхелаури Т. З. Авл Корнелий Цельс и его медицинская энциклопедия / Советское здравоохранение. - М.: Медицинская литература, 1979. - № 4. - С. 70-72.
59. Пицхелаури Т. З. Клавдий Гален - классик античной медицины / Совет-ское здравоохранение - М.: Медицинская литература, 1980.- № 4. - С. 70-71.
60. Прихода И.В., Рыбальченко А.А. Исторические и национальные аспекты медицинской этики и деонтологии. / Физическое воспитание студентов. - Харьков: Харьковское областное отделение Национального олимпийского комитета Украины, 2009. - № 1. - С. 54-63.
61. Пучкова Е.А. Александрийская школа и догаленовские теории в меди-цине. / Вопросы теории и практики. - М.: МГМУ им. И.М. Сеченова 2013. - № 12-1 (38). - С. 153-156.
62. Рене Менар. Мифы в искусстве в старом и новом. / Пер. Чистяков Г.П. - М.: Современник, 1993. - 276с.
63. Робер Жан-Ноэль. Повседневная жизнь Древнего Рима через призму наслаждений. / Пер. Левина Т.А. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 245 с.
64. Семено А.В., Сучкова Т.Е. Некоторые аспекты становления института юридической ответственности врачей. / Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - Киров: ВятГГУ, 2012. - № 1. - С. 80-87.
65. Сергеенко М.Е. Жизнь древнего Рима. - СПб.: Нева, 2000. — 368 с.
66. Сергеенко М.Е. Простые люди древней Италии. - М.: Наука, 1964. - 163 с.
67. Синяченко О.В. Мифические врачеватели в нумизматическом отображе¬нии / История медицина. - Донецк: Донецкий государственный медицинский университет, 2004.-№3. - С.126 - 129
68. Солопова М.А. Гален. / Античная философия: Энциклопедический сло-варь. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - С.245-251
69. Сорокина Т.С. Гладиаторы Древнего Рима: Социальное положение и ме¬дицинская помощь. / Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и ис¬тории медицины. - М.: Медицина, 2014. - № 1. - С. 53-55.
70. Сорокина Т.С. История медицины. - М.: Медицина, 2004. - 238 с.
71. Сорокина Т.С. Медицина в рабовладельческих государствах Средизем¬номорья. - М.: Медицина, 1979. - 98 с.
72. Старостин Б. А. Плиний Старший и его «Естественная история» (Преди¬словие к IV книге «Естественной истории») / Вопросы истории естествозна¬ния и техники. — М.: Наука, 2007. — № 3. — С. 104—110.
73. Стрельцов А.А. Военно-санитарное дело древних римлян. / Журнал ми¬нистерства Народного Просвещения. - Спб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1887. - №7. - С.49-76
74. Стрельцов А.А. Врачи у древних римлян. Эпиграфические очерки. - М.: Либроком, 2012. - 152 с.
75. Утченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. - М.: Наука, 1969. - 316 с.
76. Фальке Я. Эллада и Рим. Культурная история классической древности. - СПб.: Альфарет, 2008. - 380 с.
77. Фриндлендер Л. Картины из бытовой истории Рима в эпоху от Августа до конца династии Антонинов. / Пер. под ред. Зелинского Ф.Ф. - Спб.: Брок¬гауз-Ефрон, 1914. - 613с.
78. Чикин С.Я. Врачи - философы. - М.: Медицина, 1990. - 384с.
79. Шок Н.П. Понятия здоровья и болезни в эллинской традиции и раннем христианстве. / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - №3, Ч.1. - С. 195-197
80. Штаерман Е.А. Кризис античной культуры. - М.: Наука, 1975. - 182 с.
81. Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. - М.: Наука, 1987. - 324 с.
82. Doctors and diseases in the Roman Empire / Ralph Jackson. - London: British Museum Publications, 1988. - 365 p.
83. Porter D. Health, Civilization and the State A history of public health from an¬cient to modern times. - London: Routledge, 1999. - 367 p.
84. Ferngren G. B. Medicine and Health Care in Early Christianity. - JHU Press, 2009. - 264 p.
85. King H. Health in Antiquity. - London: Routledge, 2005. - 292 p.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ