Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Рассказы И. С. Тургенева в контексте китайской пейзажной живописи

Работа №6575

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы62 стр.
Год сдачи2014
Стоимость9700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
894
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение………………………………………………………………………….3

Глава первая. Пейзаж в русской и китайской традициях. Понятие тургеневского пейзажа
1.1. Категория пейзажа в литературоведении…………………………………7
1.2. Тургенев – «совершеннейший из живописцев»……………….…………10
1.3.Понятие «ци» в китайской живописи. Поэтическая символика китайского пейзажа……………………………………………………………………….15

Глава вторая. Изображение природы в творчестве Тургенева и китайских живописцев
2.1. Образ природы в рассказах и повестях Тургенева …………………….27
2.2. Пейзаж как символ вечности в романах русского классика.....……..…37
2.3. Пейзаж Тургенева и традиционная китайская живопись:
опыт сравнительного анализа………………………………………………….48

Заключение……………………………………………………………………..55

Библиография………………………………..………………………………..60




Одним из лучших пейзажистов в мировой литературе считается русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. Природа средней полосы России в его произведениях представлена в образе необъятной красоты. Подобно живописцу он видит бескрайние просторы полей, густые леса, перелески, изрезанные оврагами, слышит шелест березовых листьев, звонкое многоголосье пернатых обитателей леса, вдыхает аромат цветущих лугов и медовый запах гречихи. Писатель философски размышляет о гармонии в природе, не всегда подвластной человеку, о её разлитости в мире. Такое онтологическое отношение к природе сближает Тургенева с традиционной китайской живописью, для которой важно понятие «ци», наполненное глубоким смысловым содержанием. Из него вырастет и китайский литературный пейзаж. Герои Тургенева очень тонко чувствуют природу, умеют понимать ее вещий язык, и она становится как бы соучастницей их переживаний.
Тургеневский пейзаж приобрел всемирную известность. В произведениях Тургенева закладывается традиция пейзажных зарисовок как самоценных текстов в русской литературе, в то время как в Китае существует богатая и давняя традиция литературного пейзажа, основанного на китайской живописи. Тургенев оказывается в чём-то близок эстетической и этической традициям китайской культуры.
Цель работы – рассмотреть произведения И. С. Тургенева в контексте китайской пейзажной живописи.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть пейзаж в рассказах Тургенева;
- проанализировать характерные особенности поэтики рассказов Тургенева на фоне традиционной китайской живописи;
- представить общие черты русского (европейского) и китайского литературного пейзажа.

Объект работы – русский и китайский пейзаж, их восприятие восточным и европейским сознанием.
Предмет работы – произведения Тургенева, в которых присутствуют образы природы, близкие по восприятию китайской живописи.
Актуальность темы диссертации определяется именно этим кругом поставленных в работе задач. Художники слова очень часто в своих произведениях обращаются к описанию пейзажа. Пейзаж помогает автору рассказать о месте и времени изображаемых событий. Пейзаж – один из содержательных элементов литературного произведения, способный выполнять разные функции в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), с которыми он связан, метода писателя, а также от рода и жанра произведения.
Пейзаж может создавать эмоциональный фон, на котором разворачивается действие. Он может выступать как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека. И в этом смысле природа и человек оказываются нераздельными, воспринимаются как единое целое.
Пейзаж может подчеркивать определенное душевное состояние героя. При помощи пейзажа автор выражают свою точку зрения на события, а также свое отношение к природе, героям произведения. С пейзажными описаниями у автора, прежде всего, неразрывно связаны философские вопросы бытия.
Все эти возможности пейзажа удивительным образом сочетаются в произведениях Ивана Сергеевича Тургенева.
Для китайской культуры одним из ведущих жанров живописи с древних времен остается пейзаж, который вошел в литературу Поднебесной именно с длинных свитков и альбомных листов мастеров «шаньшуя» и «хуаняо». Китайским читателем тургеневский пейзаж воспринимается гораздо легче сквозь призму традиционной живописи Поднебесной – философской, загадочной, тонкой, лиричной. В нашей работе предпринимается попытка выявить схожие особенности на листах китайских живописцев и в пейзажных зарисовках Тургенева, и, тем самым, показать близость европейской и восточной культуры в понимании мира природы.
Новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней впервые рассмотрены пейзажные зарисовки Тургенева в аспекте их восприятия китайским сознанием. Немного работ существует в данном направлении, и касаются они в основном проблем перевода описания природы русским классиком на китайский язык.
Методология исследования. В диссертации были использованы культурно-исторический и сравнительно-исторический методы изучения литературы.
Апробация работы. Отдельные фрагменты магистерской диссертации были представлены в виде выступления с докладом на Международной молодежной научно-практической конференции «Филологическое образование и современный мир» (г. Чита, апрель 2014 г.) и на предзащите.
Практическое значение диссертации. Результаты, полученные в диссертации, создают основу для более глубокого и многостороннего исследования историко-культурологического контекста во взаимодействии, литературы с разными видами искусства сквозь призму восприятия отдельных художественных категорий европейским и восточным сознанием. Работа может быть использована преподавателями и студентами в курсах сравнительно-типологического изучения культур и литератур, на семинарских занятиях по русской и зарубежной литературе.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновываются актуальность и новизна темы, определяются предмет, объект и методы исследования. Первая глава посвящена понятию тургеневского пейзажа и философии «ци» в китайской традиционной живописи. Во второй главе рассматриваются художественные особенности при описании природы Тургеневым и в традиционной китайской живописи, а также предпринимается попытка их сравнительного анализа. В заключении делаются выводы по работе в целом.








Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Во многих произведениях Тургенева пейзаж играет важную струтурообразующую и смыслообразующую роль. Он не только отражает переживания героев, но и выполняет свою наиболее важную функцию — переводит ситуацию в вечный план, подчеркивая мысли автора о вечности и бесконечности природы, его отношение к вечным проблемам человечества.
Тургеневская концепция природы отчасти содержит элементы восточной философии и понимание пейзажа русского писателя китайским сознанием невозможно без обращения к традиционной китайской живописи, в которой пейзаж также имеет большое значение.
В первой главе работы был рассмотрен пейзаж в русской и китайской традициях, а именно литературоведческая категория пейзажа, поэтическая символика изображения природы в эпических произведениях Тургенева и в традиционной китайской живописи.
Во второй главе были подробно проанализированы те функции, которые выполняет пейзаж в рассказах, повестях и романах русского классика, а также в оригинальной живописи китайцев.
Опыт сравнительного анализа позволил нам выявить несколько особенностей, сближающих описание природы у Тургенева и философию китайской пейзажной живописи:
 связь с природой с момента рождения (понятие «ци»);
 поэтизированная конкретность;
 философская наполненность пейзажа;
 вдумчивое созерцание природы (медитативность);
 ценность незавершенной формы (изображение части предмета);
 разлитость и бесконечность природы в мире;
 метафоричность и аллегоричность;
 метафизика и мистика;
 наблюдательность художника;
 импрессионистичность пейзажа.
Связь с природой с момента рождения – философия «ци». Тургенев родился в одном из красивейших мест России – Мценском уезде Орловской губернии, усадьбе Спасское-Лутовиново, живописность которого ни у кого не вызывает сомнений до сих пор. Здесь он научился глубоко любить и чувствовать природу и в этом оказался близок философии китайского пейзажа, согласно которой вместе с первым вздохом родившегося человека в его тело проникает «ци» (氣). Это особое комплексное понятие, подразумевающее сложную связь человека с природой как бесконечной Вселенной.
Поэтизированная конкретность. Тургеневский пейзаж всегда точен и поэтичен, подробен и верен, картины природы в его произведениях отличаются конкретностью, реальностью, зримостью. Китайская пейзажная живопись не менее лирична и поэтична. Ее символика раскрывается в опоэтизированной конкретности и часто содержит иероглифические надписи как тонкий намек на изображаемое.
Философская наполненность пейзажа. В произведениях Тургенева пейзаж не только отражает переживания героев, но и выполняет свою наиболее важную функцию — переводит ситуацию в вечный план, подчеркивая мысли автора о вечности и бесконечности природы, позицию по отношению к вечным проблемам человечества. Китайский традиционный пейзаж также воспринимается как жизнь огромного мира, где каждый стебель, каждая ветка дерева является выразителем великих и вечных законов бытия.
Вдумчивое созерцание природы (медитативность). Состояние изображаемого пейзажа оказывается для созерцающего китайского художника гораздо важнее всего остального. Готовясь к написанию картины он словно медитирует, постигая вечную истину в образах природы.
О Тургеневе можно говорить как о великом созерцателе, который эстетизировал красоту мира природы, сочетающего одновременно простоту и величие, он понимал душу и силу этого мира.
Ценность незавершенной формы (изображение части предмета). В философии китайской живописи принято считать, что если на картине изобразить часть ветки дерева, то сила картины выходит вовне, связывая художника и зрителя с внешним окружающим миром. Так и в одном из писем к Полине Виардо Тургенев рассказывал о том, с каким восторгом он созерцал хрупкую зеленую веточку на фоне голубого далекого неба. Тургенев поражает контраст между тоненькой веточкой, в которой трепетно бьется живая жизнь, и холодной бесконечностью равнодушного к ней неба.
Разлитость и бесконечность природы в мире. Тургенев воспринимал красоту как бессмертное понятие, а к природе, в которой повсюду разлита эта красота, относился как к стихийной силе, живущей самостоятельной жизнью. Для китайского художника природа бесконечна и поэтому непознаваема. Она часть необъятного и просторного мира, где человек как бы растворен в созерцании великого, непостижимого и поглощающего пространства природы.
Метафоричность и аллегоричность. В некоторых произведениях Тургенева (например, в рассказе «Свидание») описание природы перекликается с сюжетом как аллегория. Например, осень традиционно символизирует заключительную фазу, упадок, грусть, тревога. Аллегория, символ и поэтическое образное толкование мира характерны и для китайского пейзажа. Китайская живопись очень метафорична. Например, сочетание бамбука, сосны и дикорастущей сливы мэйхуа (по-китайски: три друга холодной зимы), изображение которых мы беспрерывно встречаем и на китайских картинах и на вазах, означают стойкость и верную дружбу.
Метафизика и мистика. Пейзажные картины в Китае воспринимаются как проводники метафизических сил. Китайцы на лоне природы не просто восхищаются окружающим пейзажем, но и хотят получить частичку силы гор и или энергии воды - водопада, озера или реки.
Тургенев в своих таинственных повестях и «Стихотворениях в прозе» также уходил в метафизический мир, и в поздний период творчества мировоззрению художника стала близка мистика. Так, для «Стихотворений в прозе» весьма характерно чередование бытовых сцен и сверхъестественных элементов. Но ведь и китайский пейзаж всегда фантастичен, несмотря на свою реальность, он как бы обобщает наблюдения над природой в целом.
Наблюдательность художника. Китайский художник с бесконечной тщательностью изучал природу во всех мельчайших её проявлениях. Он прекрасно знает движение и структуру каждой наблюдаемой им вещи Живописец как бы посвящает зрителя в скрытые от него тайны природы. Такие же наблюдения над природой проводил и Тургенев, когда-то мечтавший стать пейзажистом. Об этом свидетельствуют «Записки охотника».
Импрессионистичность пейзажа. Для китайского художника важно передать неуловимо меняющееся состояние природы (это своего рода китайский импрессионизм) и переживание этого состояния человеком. Тургенев в описании природы стремился передать тончайшие нюансы, владея «ювелирным искусством описаний».
Таким образом, мастерство Тургенева-художника ощутимо проступает в том, что он использует картины природы для передачи психологических нюансов в ощущениях персонажей. Пейзаж включен у него и в систему нравственных отношений людей, он символизирует родину, образ России, выражает идею мироздания, идею вечного движения жизни, красоты бытия. Это свидетельствует об оригинальности концепции природы в творчестве Тургенева. Но все-таки, с точки зрения китайского сознания пейзажные зарисовки русского классика воспринимаются гораздо легче, и смысл их становится наиболее понятным при обращении к традиционной китайской живописи, принципы изображения природы которой вошли и в литературу Поднебесной.
Философия и эстетика тургеневского пейзажа оказались очень близки смысловому и духовному наполнению китайской живописи.




1. Тургенев И.С. Избранные произведения. Авторский сборник. – Л., 1982.
2. Алексеев М.П. Тургенев и Марлинский. В кн.: Творческий путь И.С.Тургенева под ред. Бродского. – СПб., 2003.
3. Алисов П.Ф. Сборник литературных и политических статей. – Женева, 2007.
4. Андреев Л.Г. Современная литература Франции. 60-е годы. – М.,2007.
5. Андреева А. «Призраки», как исповедь Тургенева. Вестник Европы. – 2004. - №9.
6. Афанасьев В., Боголепов П. Тропа к Тургеневу. – М., 2003.
7. Бальмонт К. Избранное, стихотворения, переводы, статьи. – М., 1980
8. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 2005.
9. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 2005.
10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 2001.
11. В.П. Боткин и И.С. Тургенев. Неизданная переписка. – М., 2000.
12. Бочаров С. Этические вопросы психологической прозы. Вопросы литературы. – 2005. – №3.
13. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. – СПб., 2005.
14. Величкина И.И. Новый жанр в творчестве И.С. Тургенева. В кн.: Проблемы идейно-эстетического анализа худ. лит-ры в вузовских курсах в свете решений Съезда КПСС. – М., 1982.
15. Ветринский Ч. Муза – Вампир. Творчество Тургенева. – М., 2000.
16. Виноградов И.И. Повести и рассказы Тургенева 60-х годов. И.С.Тургенев. Соч. в 10-ти томах. Т. 7. – М.,2002.
17. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. – М., 2007.
18. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – Л., 2007.
19. Головко В.М. Художественно-философские искания позднего Тургенева. – Свердловск, 2004.
20. Головко В.М. Поэтика русской повести. – Саратов,2002.
21. Головко В.М. Жанровое своеобразие «Странной истории» И.С. Тургенева (к проблеме жанра «студии»). – М., 2003.
22. Добролюбов Н.А. Собр. Соч. в 3-х томах. – М., 2006. – Т.3.
23. Достоевский и Тургенев. – М., 2003. – Т.73.
24. Достоевский Ф.М. Письма. – М.-Л., 2003. – Т.1.
25. Кийко Е.И. Комментарии. И.С.Тургенев. Полн. Собр. Соч. и писем: в 30 томах. – М., 2001. – Т.7.
26. Кийко Е.И. «Призраки». Реминисценции из Шопенгауэра. Тургеневский сборник, вып. 3. – М., 2007.
27. Кожинов В.В. Содержательность литературных форм. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. – М., 2004.
28. Кожинов В.В. Жанр литературный. КЛЭ. – М., 2005. – Т.2.
29. Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. – М., 2004.
30. Краткая литературная энциклопедия. – М., 2004. – Т.1-8.
31. Курляндская Г.Б. «Таинственные повести»И.С.Тургенева : (проблема метода и мировоззрения). Учен. Зап. Курск. Пед. Ин-та. Т.74: Третий межвузовский тургеневский сб. – Орёл, 2001.
32. Лавров П.Л. И.С.Тургенев и развитие русского общества. Литературное наследство. – М., 2007. – Т. 76.
33. Лейдерман Н.Л. К определению категории жанра. Жанр и композиция литературного произведения межвузовский сб. Вып. 3. – Екатеринбург, 2006.
34. Литературное наследство, т.76. И.С. Тургенев. Новые материалы и исследования. – М., 2007.
35. Литературный энциклопедический словарь./ под общей редакцией В.М. Кожевникова/. – М., 2007.
36. Минералов, Ю. И. Иван Сергеевич Тургенев. В сб.: Минералов, Ю. И. История русской литературы XIX века (40—60-е годы). Учебное пособие. М., Высшая школа, 2003.
37. Михайлов А.В. Новелла. – КЛЭ, т.5. – М., 2001.
38. Муратов А.Б. И.С.Тургенев после «Отцов и детей» (60-е годы). – Л., 2002.
39. Муратов А.Б. Тургенев – новеллист. – Л., 2005.
40. Муратов А.Б. Повести и рассказы 60-х годов. И.С. Тургенев. Собр. соч.: в 12-ти томах. – М., 2005. – т.7.
41. Наркевич А.Ю. Автобиография. КЛЭ, т.1. – М., 2003.
42. Нигматуллина Ю.Г. О характере психологического конфликта в повести-воспоминании И.С. Тургенева 60-70-х годов. Учён . Зап. Казанск. Ун-та. – 2003. – т.123. – кн.8.
43. Новикова Е.Г. Проблема малого жанра в эстетике И.С.Тургенева. Проблемы метода и жанра. – Томск, 2001.
44. Никитина Н.С. «Призраки». Неоконченная статья М.М. Ковалевского. Тургеневский сб., вып.2. – М., 2006.
45. Осьмакова Л.Н. «Таинственные» повести и рассказы И.С. Тургенева в контексте естественно-научных открытий второй половины XIX века. Научн. Докл. Высш.шк. Филологич. Науки. – 2004. – №1.
46. Петров С.М. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. – М., 2001.
47. Покусаев Е.И. Примечания. И.С. Тургенев. Собр. Соч. в 30-ти т. Сочинения, т.7. – М., 2001.
48. Полякова Л.И. Повести И.С. Тургенева 70-х годов. – Киев, 2003.
49. Пустовойт П.С. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» и идейная борьба 60-х г. 20в. – М., 1965.
50. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева. – М., 1979


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ