Глава первая. Пейзаж в русской и китайской традициях. Понятие тургеневского пейзажа
1.1. Категория пейзажа в литературоведении…………………………………7
1.2. Тургенев – «совершеннейший из живописцев»……………….…………10
1.3.Понятие «ци» в китайской живописи. Поэтическая символика китайского пейзажа……………………………………………………………………….15
Глава вторая. Изображение природы в творчестве Тургенева и китайских живописцев
2.1. Образ природы в рассказах и повестях Тургенева …………………….27
2.2. Пейзаж как символ вечности в романах русского классика.....……..…37
2.3. Пейзаж Тургенева и традиционная китайская живопись:
опыт сравнительного анализа………………………………………………….48
Одним из лучших пейзажистов в мировой литературе считается русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. Природа средней полосы России в его произведениях представлена в образе необъятной красоты. Подобно живописцу он видит бескрайние просторы полей, густые леса, перелески, изрезанные оврагами, слышит шелест березовых листьев, звонкое многоголосье пернатых обитателей леса, вдыхает аромат цветущих лугов и медовый запах гречихи. Писатель философски размышляет о гармонии в природе, не всегда подвластной человеку, о её разлитости в мире. Такое онтологическое отношение к природе сближает Тургенева с традиционной китайской живописью, для которой важно понятие «ци», наполненное глубоким смысловым содержанием. Из него вырастет и китайский литературный пейзаж. Герои Тургенева очень тонко чувствуют природу, умеют понимать ее вещий язык, и она становится как бы соучастницей их переживаний.
Тургеневский пейзаж приобрел всемирную известность. В произведениях Тургенева закладывается традиция пейзажных зарисовок как самоценных текстов в русской литературе, в то время как в Китае существует богатая и давняя традиция литературного пейзажа, основанного на китайской живописи. Тургенев оказывается в чём-то близок эстетической и этической традициям китайской культуры.
Цель работы – рассмотреть произведения И. С. Тургенева в контексте китайской пейзажной живописи.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть пейзаж в рассказах Тургенева;
- проанализировать характерные особенности поэтики рассказов Тургенева на фоне традиционной китайской живописи;
- представить общие черты русского (европейского) и китайского литературного пейзажа.
Объект работы – русский и китайский пейзаж, их восприятие восточным и европейским сознанием.
Предмет работы – произведения Тургенева, в которых присутствуют образы природы, близкие по восприятию китайской живописи.
Актуальность темы диссертации определяется именно этим кругом поставленных в работе задач. Художники слова очень часто в своих произведениях обращаются к описанию пейзажа. Пейзаж помогает автору рассказать о месте и времени изображаемых событий. Пейзаж – один из содержательных элементов литературного произведения, способный выполнять разные функции в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), с которыми он связан, метода писателя, а также от рода и жанра произведения.
Пейзаж может создавать эмоциональный фон, на котором разворачивается действие. Он может выступать как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека. И в этом смысле природа и человек оказываются нераздельными, воспринимаются как единое целое.
Пейзаж может подчеркивать определенное душевное состояние героя. При помощи пейзажа автор выражают свою точку зрения на события, а также свое отношение к природе, героям произведения. С пейзажными описаниями у автора, прежде всего, неразрывно связаны философские вопросы бытия.
Все эти возможности пейзажа удивительным образом сочетаются в произведениях Ивана Сергеевича Тургенева.
Для китайской культуры одним из ведущих жанров живописи с древних времен остается пейзаж, который вошел в литературу Поднебесной именно с длинных свитков и альбомных листов мастеров «шаньшуя» и «хуаняо». Китайским читателем тургеневский пейзаж воспринимается гораздо легче сквозь призму традиционной живописи Поднебесной – философской, загадочной, тонкой, лиричной. В нашей работе предпринимается попытка выявить схожие особенности на листах китайских живописцев и в пейзажных зарисовках Тургенева, и, тем самым, показать близость европейской и восточной культуры в понимании мира природы.
Новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней впервые рассмотрены пейзажные зарисовки Тургенева в аспекте их восприятия китайским сознанием. Немного работ существует в данном направлении, и касаются они в основном проблем перевода описания природы русским классиком на китайский язык.
Методология исследования. В диссертации были использованы культурно-исторический и сравнительно-исторический методы изучения литературы.
Апробация работы. Отдельные фрагменты магистерской диссертации были представлены в виде выступления с докладом на Международной молодежной научно-практической конференции «Филологическое образование и современный мир» (г. Чита, апрель 2014 г.) и на предзащите.
Практическое значение диссертации. Результаты, полученные в диссертации, создают основу для более глубокого и многостороннего исследования историко-культурологического контекста во взаимодействии, литературы с разными видами искусства сквозь призму восприятия отдельных художественных категорий европейским и восточным сознанием. Работа может быть использована преподавателями и студентами в курсах сравнительно-типологического изучения культур и литератур, на семинарских занятиях по русской и зарубежной литературе.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновываются актуальность и новизна темы, определяются предмет, объект и методы исследования. Первая глава посвящена понятию тургеневского пейзажа и философии «ци» в китайской традиционной живописи. Во второй главе рассматриваются художественные особенности при описании природы Тургеневым и в традиционной китайской живописи, а также предпринимается попытка их сравнительного анализа. В заключении делаются выводы по работе в целом.
Во многих произведениях Тургенева пейзаж играет важную струтурообразующую и смыслообразующую роль. Он не только отражает переживания героев, но и выполняет свою наиболее важную функцию — переводит ситуацию в вечный план, подчеркивая мысли автора о вечности и бесконечности природы, его отношение к вечным проблемам человечества.
Тургеневская концепция природы отчасти содержит элементы восточной философии и понимание пейзажа русского писателя китайским сознанием невозможно без обращения к традиционной китайской живописи, в которой пейзаж также имеет большое значение.
В первой главе работы был рассмотрен пейзаж в русской и китайской традициях, а именно литературоведческая категория пейзажа, поэтическая символика изображения природы в эпических произведениях Тургенева и в традиционной китайской живописи.
Во второй главе были подробно проанализированы те функции, которые выполняет пейзаж в рассказах, повестях и романах русского классика, а также в оригинальной живописи китайцев.
Опыт сравнительного анализа позволил нам выявить несколько особенностей, сближающих описание природы у Тургенева и философию китайской пейзажной живописи:
связь с природой с момента рождения (понятие «ци»);
поэтизированная конкретность;
философская наполненность пейзажа;
вдумчивое созерцание природы (медитативность);
ценность незавершенной формы (изображение части предмета);
разлитость и бесконечность природы в мире;
метафоричность и аллегоричность;
метафизика и мистика;
наблюдательность художника;
импрессионистичность пейзажа.
Связь с природой с момента рождения – философия «ци». Тургенев родился в одном из красивейших мест России – Мценском уезде Орловской губернии, усадьбе Спасское-Лутовиново, живописность которого ни у кого не вызывает сомнений до сих пор. Здесь он научился глубоко любить и чувствовать природу и в этом оказался близок философии китайского пейзажа, согласно которой вместе с первым вздохом родившегося человека в его тело проникает «ци» (氣). Это особое комплексное понятие, подразумевающее сложную связь человека с природой как бесконечной Вселенной.
Поэтизированная конкретность. Тургеневский пейзаж всегда точен и поэтичен, подробен и верен, картины природы в его произведениях отличаются конкретностью, реальностью, зримостью. Китайская пейзажная живопись не менее лирична и поэтична. Ее символика раскрывается в опоэтизированной конкретности и часто содержит иероглифические надписи как тонкий намек на изображаемое.
Философская наполненность пейзажа. В произведениях Тургенева пейзаж не только отражает переживания героев, но и выполняет свою наиболее важную функцию — переводит ситуацию в вечный план, подчеркивая мысли автора о вечности и бесконечности природы, позицию по отношению к вечным проблемам человечества. Китайский традиционный пейзаж также воспринимается как жизнь огромного мира, где каждый стебель, каждая ветка дерева является выразителем великих и вечных законов бытия.
Вдумчивое созерцание природы (медитативность). Состояние изображаемого пейзажа оказывается для созерцающего китайского художника гораздо важнее всего остального. Готовясь к написанию картины он словно медитирует, постигая вечную истину в образах природы.
О Тургеневе можно говорить как о великом созерцателе, который эстетизировал красоту мира природы, сочетающего одновременно простоту и величие, он понимал душу и силу этого мира.
Ценность незавершенной формы (изображение части предмета). В философии китайской живописи принято считать, что если на картине изобразить часть ветки дерева, то сила картины выходит вовне, связывая художника и зрителя с внешним окружающим миром. Так и в одном из писем к Полине Виардо Тургенев рассказывал о том, с каким восторгом он созерцал хрупкую зеленую веточку на фоне голубого далекого неба. Тургенев поражает контраст между тоненькой веточкой, в которой трепетно бьется живая жизнь, и холодной бесконечностью равнодушного к ней неба.
Разлитость и бесконечность природы в мире. Тургенев воспринимал красоту как бессмертное понятие, а к природе, в которой повсюду разлита эта красота, относился как к стихийной силе, живущей самостоятельной жизнью. Для китайского художника природа бесконечна и поэтому непознаваема. Она часть необъятного и просторного мира, где человек как бы растворен в созерцании великого, непостижимого и поглощающего пространства природы.
Метафоричность и аллегоричность. В некоторых произведениях Тургенева (например, в рассказе «Свидание») описание природы перекликается с сюжетом как аллегория. Например, осень традиционно символизирует заключительную фазу, упадок, грусть, тревога. Аллегория, символ и поэтическое образное толкование мира характерны и для китайского пейзажа. Китайская живопись очень метафорична. Например, сочетание бамбука, сосны и дикорастущей сливы мэйхуа (по-китайски: три друга холодной зимы), изображение которых мы беспрерывно встречаем и на китайских картинах и на вазах, означают стойкость и верную дружбу.
Метафизика и мистика. Пейзажные картины в Китае воспринимаются как проводники метафизических сил. Китайцы на лоне природы не просто восхищаются окружающим пейзажем, но и хотят получить частичку силы гор и или энергии воды - водопада, озера или реки.
Тургенев в своих таинственных повестях и «Стихотворениях в прозе» также уходил в метафизический мир, и в поздний период творчества мировоззрению художника стала близка мистика. Так, для «Стихотворений в прозе» весьма характерно чередование бытовых сцен и сверхъестественных элементов. Но ведь и китайский пейзаж всегда фантастичен, несмотря на свою реальность, он как бы обобщает наблюдения над природой в целом.
Наблюдательность художника. Китайский художник с бесконечной тщательностью изучал природу во всех мельчайших её проявлениях. Он прекрасно знает движение и структуру каждой наблюдаемой им вещи Живописец как бы посвящает зрителя в скрытые от него тайны природы. Такие же наблюдения над природой проводил и Тургенев, когда-то мечтавший стать пейзажистом. Об этом свидетельствуют «Записки охотника».
Импрессионистичность пейзажа. Для китайского художника важно передать неуловимо меняющееся состояние природы (это своего рода китайский импрессионизм) и переживание этого состояния человеком. Тургенев в описании природы стремился передать тончайшие нюансы, владея «ювелирным искусством описаний».
Таким образом, мастерство Тургенева-художника ощутимо проступает в том, что он использует картины природы для передачи психологических нюансов в ощущениях персонажей. Пейзаж включен у него и в систему нравственных отношений людей, он символизирует родину, образ России, выражает идею мироздания, идею вечного движения жизни, красоты бытия. Это свидетельствует об оригинальности концепции природы в творчестве Тургенева. Но все-таки, с точки зрения китайского сознания пейзажные зарисовки русского классика воспринимаются гораздо легче, и смысл их становится наиболее понятным при обращении к традиционной китайской живописи, принципы изображения природы которой вошли и в литературу Поднебесной.
Философия и эстетика тургеневского пейзажа оказались очень близки смысловому и духовному наполнению китайской живописи.
1. Тургенев И.С. Избранные произведения. Авторский сборник. – Л., 1982.
2. Алексеев М.П. Тургенев и Марлинский. В кн.: Творческий путь И.С.Тургенева под ред. Бродского. – СПб., 2003.
3. Алисов П.Ф. Сборник литературных и политических статей. – Женева, 2007.
4. Андреев Л.Г. Современная литература Франции. 60-е годы. – М.,2007.
5. Андреева А. «Призраки», как исповедь Тургенева. Вестник Европы. – 2004. - №9.
6. Афанасьев В., Боголепов П. Тропа к Тургеневу. – М., 2003.
7. Бальмонт К. Избранное, стихотворения, переводы, статьи. – М., 1980
8. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 2005.
9. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 2005.
10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 2001.
11. В.П. Боткин и И.С. Тургенев. Неизданная переписка. – М., 2000.
12. Бочаров С. Этические вопросы психологической прозы. Вопросы литературы. – 2005. – №3.
13. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. – СПб., 2005.
14. Величкина И.И. Новый жанр в творчестве И.С. Тургенева. В кн.: Проблемы идейно-эстетического анализа худ. лит-ры в вузовских курсах в свете решений Съезда КПСС. – М., 1982.
15. Ветринский Ч. Муза – Вампир. Творчество Тургенева. – М., 2000.
16. Виноградов И.И. Повести и рассказы Тургенева 60-х годов. И.С.Тургенев. Соч. в 10-ти томах. Т. 7. – М.,2002.
17. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. – М., 2007.
18. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – Л., 2007.
19. Головко В.М. Художественно-философские искания позднего Тургенева. – Свердловск, 2004.
20. Головко В.М. Поэтика русской повести. – Саратов,2002.
21. Головко В.М. Жанровое своеобразие «Странной истории» И.С. Тургенева (к проблеме жанра «студии»). – М., 2003.
22. Добролюбов Н.А. Собр. Соч. в 3-х томах. – М., 2006. – Т.3.
23. Достоевский и Тургенев. – М., 2003. – Т.73.
24. Достоевский Ф.М. Письма. – М.-Л., 2003. – Т.1.
25. Кийко Е.И. Комментарии. И.С.Тургенев. Полн. Собр. Соч. и писем: в 30 томах. – М., 2001. – Т.7.
26. Кийко Е.И. «Призраки». Реминисценции из Шопенгауэра. Тургеневский сборник, вып. 3. – М., 2007.
27. Кожинов В.В. Содержательность литературных форм. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. – М., 2004.
28. Кожинов В.В. Жанр литературный. КЛЭ. – М., 2005. – Т.2.
29. Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. – М., 2004.
30. Краткая литературная энциклопедия. – М., 2004. – Т.1-8.
31. Курляндская Г.Б. «Таинственные повести»И.С.Тургенева : (проблема метода и мировоззрения). Учен. Зап. Курск. Пед. Ин-та. Т.74: Третий межвузовский тургеневский сб. – Орёл, 2001.
32. Лавров П.Л. И.С.Тургенев и развитие русского общества. Литературное наследство. – М., 2007. – Т. 76.
33. Лейдерман Н.Л. К определению категории жанра. Жанр и композиция литературного произведения межвузовский сб. Вып. 3. – Екатеринбург, 2006.
34. Литературное наследство, т.76. И.С. Тургенев. Новые материалы и исследования. – М., 2007.
35. Литературный энциклопедический словарь./ под общей редакцией В.М. Кожевникова/. – М., 2007.
36. Минералов, Ю. И. Иван Сергеевич Тургенев. В сб.: Минералов, Ю. И. История русской литературы XIX века (40—60-е годы). Учебное пособие. М., Высшая школа, 2003.
37. Михайлов А.В. Новелла. – КЛЭ, т.5. – М., 2001.
38. Муратов А.Б. И.С.Тургенев после «Отцов и детей» (60-е годы). – Л., 2002.
39. Муратов А.Б. Тургенев – новеллист. – Л., 2005.
40. Муратов А.Б. Повести и рассказы 60-х годов. И.С. Тургенев. Собр. соч.: в 12-ти томах. – М., 2005. – т.7.
41. Наркевич А.Ю. Автобиография. КЛЭ, т.1. – М., 2003.
42. Нигматуллина Ю.Г. О характере психологического конфликта в повести-воспоминании И.С. Тургенева 60-70-х годов. Учён . Зап. Казанск. Ун-та. – 2003. – т.123. – кн.8.
43. Новикова Е.Г. Проблема малого жанра в эстетике И.С.Тургенева. Проблемы метода и жанра. – Томск, 2001.
44. Никитина Н.С. «Призраки». Неоконченная статья М.М. Ковалевского. Тургеневский сб., вып.2. – М., 2006.
45. Осьмакова Л.Н. «Таинственные» повести и рассказы И.С. Тургенева в контексте естественно-научных открытий второй половины XIX века. Научн. Докл. Высш.шк. Филологич. Науки. – 2004. – №1.
46. Петров С.М. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. – М., 2001.
47. Покусаев Е.И. Примечания. И.С. Тургенев. Собр. Соч. в 30-ти т. Сочинения, т.7. – М., 2001.
48. Полякова Л.И. Повести И.С. Тургенева 70-х годов. – Киев, 2003.
49. Пустовойт П.С. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» и идейная борьба 60-х г. 20в. – М., 1965.
50. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева. – М., 1979