Введение 3
Глава I Каким быть учебнику?
1.1. Дискуссия в советское и наше время о требованиях к учебнику истории 4
1.2. Общие требования к школьному учебнику истории 6
Глава II Анализ конкретного учебника истории
2.1. Учебник как источник знаний 10
2.2. Учебник как средство обучения 11
Заключение 13
Библиография 14
Последнее десятилетие в стране проводится модернизация системы образования. Коллективы авторов выпускают новые и новые школьные учебники и учебно-методические комплексы. Учитель сам может выбрать по какому учебнику он будет преподавать детям историю. И есть из чего выбирать.
В этих условиях тема моего исследования достаточно актуальна и злободневна. Учителю необходимо ясно себе представлять требования к школьному учебнику истории. Необходимо также уметь провести анализ конкретного учебного пособия и сделать выводы о его пригодности или не пригодности для изучения конкретного исторического периода учащимися определённого возраста.
В 80-90 г.г. XX в. на страницах специальных изданий (например ПИШ) велась оживлённая дискуссия о требованиях к школьному учебнику. Чаще всего обсуждались конкретные учебники “нового поколения”, вышедшие тогда в свет, и печатались отзывы педагогов практиков, пользовавшихся ими. В статьях подробно разбирались все “плюсы” и “минусы” каждого учебного пособия.
Цель данной работы – изучить требования к школьному учебнику истории как источнику знаний и средству обучения.
Задачи работы следующие:
1) ознакомится с литературой по заданной теме;
2) сделать свои выводы;
3) провести анализ школьного учебника из комплекта “Школа 2100” издательства “Баласс” – Д.Д.Данилов и др. Всемирная история Нового времени. Конец XV века – XVIII век (зарубежные страны). Учебник для 7-го класса основной школы. – “Баласс”, М.: 2004.- 304 с.: ил.;
4) использовать эту работу в своей будущей практической деятельности.
После ознакомления с доступной литературой по теме, современные требования к школьному учебнику истории обобщены и прокомментированы мной в параграфе 1.2.. Если сравнить их с требованиями к советским учебникам, сразу видно, что принципиальных различий нет. Современным авторам учебников проще делать свою работу потому, что они не скованы идеологическими, политическими и формационными установками и штампами, которые присутствуют в требованиях 80-х годов XX века (4).
Проведенный анализ учебника Всемирной истории Нового времени показал, что данный учебник является очень качественным источником знаний и средством обучения. Авторы и издательство хорошо поработали и выпустили учебник великолепного качества по вполне доступной цене (в 2005 году – 94 рубля). Таким образом, можно смело рекомендовать эту учебную книгу учителям, “принять на вооружение”.