Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Работа №65672

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное право

Объем работы54
Год сдачи2020
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
487
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФОРМА НАРОДОВЛАСТИЯ И ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ 6
1.1. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в
Российской Федерации 6
1.2. Понятие и сущность модели местного самоуправления 12
1.3. Историко-правовая эволюция становления отечественной модели
местного самоуправления 16
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 21
2.1. Местное самоуправления в зарубежных странах: виды и особенности .. 21
2.2. Проблемы и перспективы развития модели местного самоуправления в
Российской Федерации на современном этапе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49


Актуальность темы. Если говорить о реформах, которые проводились и проводятся в России на современном этапе, то одним из ключевых направлений преобразований является вопрос совершенствования организации местного самоуправления. Вопрос теоретических аспектов, касающихся местного самоуправления, а также сложностей и противоречий его нормативно-правовой базы и результативности функционирования в течение долгого времени становится объектом изучения не только ученых- теоретиков, но и практиков, занимающихся данным направлением государственного управления во всём мире.
В России осуществляется активный поиск синтеза форм и способов объединения интересов со стороны государства, а также сообществ на местах. При этом в настоящее время пока не выработан оптимальный механизм, который соответствовал бы объединению интересов различных уровней властных органов, т.е. центрального, регионального и местного уровней, с учетом потребностей населений соответствующих территорий.
Аспекты функционирования местного самоуправления в части взаимодействия с государственной властью не перестают оставаться актуальными в течение десятилетий, а также не прекращают влиять на практику разработки механизмов улучшения работы власти на местах. Теория местного самоуправления включает в себя два подхода, противоречащих друг другу. Первый ориентирован на социальные аспекты, и соответственно со стороны государства отсутствует определяющее воздействие на местные власти кроме случаев, когда затрагиваются вопросы нормативно-правового регулирования.
Этот подход отражен в статье 12 основного закона Российской Федерации - органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти.
Что касается второго подхода, то он ориентирован на государственность, в соответствии, с чем местное самоуправление представляет собой форму правления, а самоуправление продолжает управленческую функцию центральной власти.
Наличие противоречий и отсутствие исчерпывающих пояснений в части регулирования отечественного местного самоуправления, наличие пробелов в правовых документах, а также довольно серьезное количество различных актов регионального и местного уровней катализируют наличие правовой неопределенности по многим вопросам, касающимся
функционированию власти на местах.
При этом такая ситуация приводит к тому, что можно констатировать организационное разнообразию форматов местного самоуправления, что конечно положительно влияет на учет специфики условий и опыта функционирования управленческих структур в различных регионах.
Важен и следующий момент: дифференциация форм местного самоуправления подлежит закреплению общими аспектами экономического и социального характера с точки зрения их нормального функционирования и обеспечения.
Очень часто разнообразие форматов обуславливается не только объективными, но и обстоятельствами субъективного характера, либо определенными политическими обстоятельствами в субъектах местного самоуправления. Таким образом, наличие разнообразия форматов местного самоуправления может стать недостижимой целью, а также неоправданным ориентиром, что и обуславливает актуальность выбранной темы работы
Степень разработанности проблемы. Вопросы моделей местного самоуправления исследуются отечественными и зарубежными учеными довольно давно. Известные труды по данной тематике принадлежат следующим ученым:
Объектом исследования является - модели местного самоуправления зарубежных стран и России.
Предмет исследования - аспекты теоретического характера и практические вопросы функционирования органов местного самоуправления на примере опыта зарубежных государств и Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование отечественного и зарубежного опыта формирования и функционирования моделей местного самоуправления.
В соответствии с целью в выпускной квалификационной работе предполагается решение следующих задач:
- рассмотреть конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации;
- охарактеризовать понятие и сущность модели местного самоуправления;
- исследовать историко-правовую эволюцию становления отечественной модели местного самоуправления;
- проанализировать местное самоуправления в зарубежных странах: его виды и особенности;
- определить проблемы и перспективы развития модели местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе .
Теоретической базой исследования являются научные труды, статьи в периодических изданиях, законодательная база по теме исследования.
Эмпирической базой исследования является обобщение практической деятельности органов власти, как местного, так и межрегионального масштаба, в основу которого было положено изучение и детальный анализ моделей местного самоуправления .
Методами исследования в работе являются исторический, сравнительный, сравнительно-правовой, анализ, синтез, дедукция. Структура работы содержит введение, две основных главы, заключение и список используемых источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Местное самоуправление является одной из форм осуществления власти народом. По мнению А.И. Азизовой: «публичная власть населения административно-территориальной единицы, основанная на его самоорганизации и самодеятельности, обладает большей или меньшей административной самостоятельностью и не входит в систему государственной власти».
Теоретические основы учения о местном самоуправлении были разработаны в первой половине XIX века французским государственным деятелем и историком Алексисом Токвилем, немецкими юристами Рудольфом Гнейстом, Лоренцем Штайном, полем Лабандом и другими.
Ю.Х.Яхина считает, что: «суть местного самоуправления заключается в том, что в рамках демократической системы управления местные проблемы лучше и эффективнее решаются не из центра с помощью его государственных представителей, а на местах самостоятельно через самостоятельную деятельность местного населения и его выборных негосударственных органов». Местное самоуправление предоставляет возможность самостоятельно решать вопросы местного значения на основе закона, управлять муниципальной собственностью, учитывая интересы всех жителей данной территории.
В России местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, которая предусмотрена в границах, определенных Основным Законом Российской Федерации - Конституцией, а также иными правовыми документами федерального и местного значения. Такая форма правления предусматривает возможность самостоятельного решения населением через органы местного самоуправления различных значимых вопросов с учетом потребностей местного населения, а также различных обстоятельств и традиций той или иной территории.
Права населения на осуществление функций местного самоуправления, которые установлены Конституцией, могут подлежать ограничениям соответствующими федеральными законами только в той мере, в какой существует необходимость в таких ограничениях для защиты установленного конституционного строя, а также для обеспечения обороноспособности страны, защиты интересов и здоровья населения.
Модель местного самоуправления - это формат организации местного самоуправления, который реализует наиболее важные параметры различных муниципальных систем и становится типичным для определенных обстоятельств.
Мы можем выделить 2 Ключевые особенности функционирования такой модели, которые выражают противоположные состояния:
- автономия-эта особенность модели местного самоуправления основана на исключении возможности прямого влияния со стороны центрального правительства государства на местное самоуправление;
- наблюдаемость-эта особенность модели местного самоуправления основана на том, что ключевая и определяющая роль во взаимодействии с местными органами власти принадлежит центральному правительству.
Роль органов управления местных образований также формируется за счет того, что у населения происходит постоянное опосредованное или прямое взаимодействие с данными учреждениями и результатами их функционирования, поскольку реализация инициатив данных органов напрямую воздействует на уровень и качество жизни граждан конкретного муниципального образования, в котором данный орган и принимает решения. При этом нельзя игнорировать тот аспект, что общие алгоритмы функционирования данных органов и общие порядки воздействия на жизнь населения всё таки определяются центральной властью.
Эволюция местного самоуправления в России характеризуется тем, что формирование современных отечественных моделей представляет собой сложный и длительный процесс, поскольку во многом определяется особенностями внутреннего устройства страны и ее масштабами, историческим опытом и различными факторами политико -экономического характера, а также неоднородностью менталитета населения в различных территориальных единицах. Реформа местного самоуправления все еще далека от финишной черты, так как необходимо доработать правовые аспекты на местном уровне, а также реализовать уже сложившуюся структуру и модель функционирования органов местного самоуправления на местном уровне.
Для того чтобы успешно завершить построение эффективной модели самоуправления на местном уровне, необходимо использовать все многообразие опыта организации функционирования органов местного самоуправления.
За весь исторический период зарубежные страны накопили достаточно большой опыт построения системы местного самоуправления, а также ее взаимодействия с центральным правительством государств. Этот опыт может быть объединен в несколько стандартных форм-моделей, каждая из которых имеет определенные преимущества и особенности, связанные с построением взаимоотношений с местным населением, а также взаимодействием с органами власти различных уровней, принятием решений и т.д.
Правовой основой современного местного самоуправления в Российской Федерации является:
- Европейская хартия местного самоуправления.
- Конституция Российской Федерации.
- Общепринятые принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.
- Федеральные конституционные законы
- Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации.
- Уставы муниципальных образований.
- Решения, принятые на местных референдумах и собраниях граждан.
- Иные муниципальные правовые акты.
Местное самоуправление во всех странах мира переживало периоды расцвета и упадка. Но самое интересное, что органы самоуправления того времени занимались теми же проблемами, что и сейчас. Все модели местного самоуправления создаются с одной и той же целью - обеспечить достойную жизнь населения и решить местные проблемы.
Таким образом, Н.М. Кытманова считает: «Практика зарубежных муниципальных органов власти постоянно совершенствуется, разрабатываются новые модели, формы и виды организаций местного самоуправления. Изменения в экономике, политике и идеологии современных государств обусловливают необходимость адаптации существующих систем местного самоуправления к новым реалиям».
А.И. Азизова, считает, что: «Знание и обобщение зарубежного и отечественного опыта деятельности органов местного самоуправления объективно способствует выработке рекомендаций по повышению эффективности организации и деятельности органов местного самоуправления в нашей стране».
Рассматривая перспективу развития модели самоуправления на местном уровне на современном этапе, необходимо правильно подойти к вопросу преодоления тех трудностей, которые уже возникли и будут возникать в будущем в процессе реформирования данного аспекта государственного управления.
Последующее движение по совершенствованию национальной модели самоуправления на местном уровне не может обойтись без следующего:
- углубленное изучение теоретических аспектов проблемы;
- с учетом специфики местного самоуправления в регионах.
Очень важно учитывать положительный и отрицательный опыт зарубежных стран в формировании локальных моделей управления, которые в сочетании со спецификой отечественных разработок в различных регионах Федерации могут дать новый эффективный результат на практике.
Этот синтез, безусловно, предполагает внедрение технологий мониторинга для выявления ключевых трудностей на различных этапах реформирования, что очень важно в условиях постоянно меняющихся параметров экономической ситуации, особенно в нынешнем формате трудностей в связи с пандемией коронавируса в 2020 году.
Также стоит отметить, что успешная реализация реформ местного самоуправления вряд ли возможна без формирования достаточной степени гражданской культуры в виде поддержки инициатив граждан, просветительской работы, а также готовности органов власти различных уровней вести диалог с общественностью по наиболее актуальным вопросам. Все это в конечном итоге станет фундаментальной основой для эффективной модели местного самоуправления в России.
В результате усилия по достижению этого результата должны быть сосредоточены на следующих направлениях:
- создание благоприятных и комфортных условий для функционирования муниципальных органов власти;;;
- внедрение механизмов достижения финансовой независимости муниципальных образований;
- активное вовлечение населения в процесс управления на местном уровне, в том числе с помощью информационных технологий электронного правительства.
Местное самоуправление никогда не следует недооценивать, поскольку оно призвано приблизить власть к нуждам народа в различных субъектах РФ, стабилизировать политическую ситуацию в стране, реализовать повседневные потребности отдельных людей, искать компромисс между государственной властью и народом.



1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 — ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 0.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Закон СССР от 9 апреля 1990 года «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», «Ведомости СНД СССР и ВС СССР», 1990, № 16, ст. 267.
3. Закон РСФСР от 6 июля 1991 года № 1550-1 «О местном
самоуправлении в РСФСР» Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 1991 г. , № 29 , ст. 1010.
4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Российская газета, 8 октября 2003 года.
5. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О
стратегическом планировании в Российской Федерации»// Российская газета, 3 июля 2014 года.
6. Постановление Правительства РФ от 17.07.2019 № 915 «Об
утверждении методик расчета эффективности деятельности органов власти» // СПС «Консультант плюс»
7. Указ Президента Российской Федерации 28.04.2008 N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов ».
8. Указ Президента РФ от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Список изменяющих документов (в ред. Указов Президента РФ от 28.12.2012 № 1688, от 02.05.2014 № 294, от 16.01.2015 № 15).
9. Закон Курганской области № 316 от 27.12.2007 «Об
административно-территориальном устройстве Курганской области »
[Электронный ресурс] Режим доступа: Сайт Курганской областной Думы: Нормативная правовая база Курганской области по местному самоуправлению
http ://www.kurganoblduma.ru/important/local_gov/base/kurgan_obl/index.php.
10. Закон Курганской области № 400 от 30.10.2008 «Об организации
и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Курганской области» [Электронный ресурс] Режим доступа: Сайт Курганской областной Думы: Нормативная правовая база Курганской области по местному самоуправлению
http://www.kurganoblduma.ru/important/local_gov/base/kurgan_obl/index.php.
11. Закон Курганской области № 365 от 29.12.2003 «О местном
референдуме в Курганской области» [Электронный ресурс] Режим доступа: Сайт Курганской областной Думы: Нормативная правовая база Курганской области по местному самоуправлению
http://www.kurganoblduma.ru/important/local_gov/base/kurgan_obl/index.php.
12. Закон Курганской области № 251 от 30.05.2007 «О
регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области» [Электронный ресурс] Режим доступа: Сайт Курганской областной Думы: Нормативная правовая база Курганской области по местному самоуправлению
http ://www.kurganoblduma.ru/important/local_gov/base/kurgan_obl/index.php.
13. Закон Курганской области № 288 от 31.03.2003 «О выборах выборных лиц местного самоуправления Курганской области» [Электронный ресурс] Режим доступа: Сайт Курганской областной Думы: Нормативная правовая база Курганской области по местному самоуправлению http://www.kurganoblduma.ru/important/local_gov/base/kurgan_obl/index.php.
14. Закон Курганской области № 76 от 31.10.2014 «Об отдельных
вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области» [Электронный ресурс] Режим доступа: Сайт Курганской областной Думы: Нормативная правовая база Курганской области по местному самоуправлению
http://www.kurganoblduma.ru/important/local_gov/base/kurgan_obl/index.php.
15. Закон Курганской области № 107 от 30.12.2005 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области государственными полномочиями Курганской области по осуществлению отдельных видов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс] Режим доступа: Сайт Курганской областной Думы: Нормативная правовая база Курганской области по местному самоуправлению http://www.kurganoblduma.ru/important/local_gov/base/kurgan_obl/index.php.
16. Устав сельского поселения Каркатеевы (Принят в ред. решением Совета депутатов от 06.11.2019 г. № 63.
17. Европейская хартия местного самоуправления: ETS № 122 от 15.10.1985 г., Страсбург //СЗ РФ. — 1998. — № 36.
Научная и учебная литература:
18. Азизова А. И. Основные модели местного самоуправления [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 3¬6.
19. Актуальные проблемы муниципального права : учебник для студентов образовательных организаций, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», квалификация (степень) «магистр» / [С. Г. Гуркова и др.] ; отв. ред. Г. Н. Чеботарев. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2015. - 303 с.
20. Бабичев, И.В. Местное самоуправление в современной России: становление и развитие. Историко-правовые аспекты: Монография / И.В. Бабичев, Б.В. Смирнов. - М.: Норма, 2016. - 41 с.
21. Бовыкин, В.В. Местное самоуправление в Русском государстве XVI в. / В.В. Бовыкин. - СПб.: Д. Буланин, 2012. - 421 с.
22. Бондарь, Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России / Н.С. Бондарь. - М.: Норма, 2018. - 176 с.
23. Велихов Л. А. Основы городского хозяйства. М.: Наука, 1996. — с. 480, Бондарев С. В. Политико-правовая трансформация институтов местного самоуправления в контексте российских модернизационных процессов: автореф. Дис. ...д-ра юрид. Наук. Ростов н/Д, 2009. — 153 с.
24. Емельянов Н. А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. М.; Тула, 1997. — С. 31.
25. Запольнова, Л. А. Механизмы организационного обеспечения муниципального управления // Учёные записки. — 2019. — № 2. — С. 7-10.
26. Игнатов В. Г. Местное самоуправление / В.Г. Игнатов, В.В. Рудой. - М.: Феникс, 2015. - 480 с.
27. Кабашов С. Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации - М.: Наука, 2017. - 352 с.
28. Кокотов А. Н. Муниципальное право России. М.: Юрист, 2016. С. 56.
29. Кокотов А. Н. Современная модель местного самоуправления в Российской Федерации // Совершенствование местного самоуправления сквозь призму конституционной экономики: колл.монография / под ред. А. Н. Костюкова. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та. 2015. С.290.
30. Леонов, С. Н. Проблемные результаты и перспективы реформы местного самоуправления в России // Пространственная экономика. — 2017.
— № 3. — С. 107-132.
31. Ляхов, В. П. Проблемы и противоречия в развитии местного самоуправления в современной России / В. П. Ляхов // Государственное и муниципальное управление. — 2016. — № 4. — С. 88-93.
32. Местное самоуправление и муниципальное управление / Под ред. А.С. Прудникова, М.С. Трофимова. - М.: Юнити, 2016. - 553 с.
33. Московкина Ю. Ю. Состояние и перспективы развития института местного самоуправления в современной России // Молодой ученый. — 2019.
— №23. — С. 582-583.
34. Панфилов, А.Н. Культура и местное самоуправление.:
Монография / А.Н. Панфилов. - М.: Инфра-М, 2018. - 208 с.
35. Постовой Н. В. Проблемы компетенции в системе местного самоуправления и пути их решения. М.: Юриспруденция, 2014. С. 96.
36. Учебное пособие для вузов. / Под ред. Н. А. Игнатюк. Москва, 2005. - С. 261.
37. Учебник для вузов. / Под ред. Н.А. Соловьева. Москва, 2005. - С. 265.
38. Учебник для вузов. / Под ред. Н.А. Ломоносова. Москва, 2005. - С. 272.
39. Фомин, Э.В. Общий системный подход и социально-экономические системы (от управления к самоорганизации): ЖКХ и местное самоуправление / Э.В. Фомин, Ю.А. Фомина. - М.: Ленанд, 2014. - 168 с.
40. Чеботарев Г. Н. Муниципальное право России: учебник для бакалавриата / отв. ред. Г. Н. Чеботарев. — 3е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРАМ, 2018. — 416 с.
41. Чеботарев Г.Н. Разделение властей в Российской Федерации - важнейший конституционный принцип функционирования правового демократического государства // Вестник Тюменского государственного университета. - 2013. - № 3. С. 16-23
42. Чепиль, В. В. Проблема организации местного самоуправления в Российской Федерации // Вестник Костромского государственного университета. — 2016. — № 7. — С. 245-248.
43. Черкасов, А.И. Местное самоуправление в США: организация и тенденции развития: Монография / А.И. Черкасов. - М.: Норма, 2018. - 479 с.
44. Широков А. Местное самоуправление в новом политическом цикле: проблемы и перспективы развития. М.: Муницип. власть. 2012. № 6. С. 32-39.
45. Шустов В. Г. Основные модели местного самоуправления //
Вестник Адыгейского государственного университета // Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция,
политология, культурология. № 2. 2011. — 287-296 с.
46. Усоян, М. Х. К вопросу о модернизации местного самоуправления: проблемы, тренды, перспективы / М. Х. Усоян. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 146-149.
Электронные ресурсы
1. Администрация сельского поселения Каркатеевы // Сайт Администрации сельского поселения Каркатеевы // URL: https ://www.admkarkateevy.ru/
2. Милосердов А. С. Роль исторических традиций в развитии местного самоуправления в современной России // Правовая инициатива. 2015. № 3. URL: http://49e.ru/ru/2015/3/11
3. Скомкина Т. А. Основные модели местного самоуправления //
Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(37) // URL:
http ://sibac. info/archive/social/1(37).pdf
4. Официальный сайт Российской газеты [Электронный
ресурс].URL: https://rg.ru
5. Официальный сайт газеты Ведомости [Электронный
ресурс] .URL: http://www.vedomosti.ru
6. Яковлев И. В. Местное самоуправление как институт государства
// Интерэкспо Гео-Сибирь. 2010. №. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mestnoe-samoupravlenie-kak-institut-gosudarstva



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ