Введение 3
Глава 1. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К
ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 7
1.1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода
в обучении и воспитании 11
1.2. Возрастные особенности школьников 16
1.3. Особенности организации физического воспитания с учетом
индивидуальных качеств личности школьника 22
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Методы исследования 30
2.2. Организация исследования 32
Глава 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ 35
3.1. Методики развития силовых способностей детей среднего школьного
возраста 35
3.2. Влияние применения различных методик на развитие силовых способно-стей детей среднего школьного возраста 38
ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ МЕТОДИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ 43
4.1. Возрастная динамика физического развития мальчиков 11 - 15 лет 43
4.2. Возрастная динамика физической подготовленности мальчиков
11 - 15 лет 44
4.3. Индивидуальные особенности структуры моторики мальчиков
11 - 15 лет 46
4.4. Содержание экспериментальной программы 48
ВЫВОДЫ 53
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Проблема разработки системы воспитания в области школьной физиче-ской культуры в последнее время все больше привлекает внимание специали-стов. Это объясняется объективно сложившейся негативной ситуацией в подго¬товке учащихся общеобразовательной школы по учебному предмету "физиче¬ская культура", а также низким уровнем физического состояния учащихся. В этой связи приобретает решающее значение знание личностных характеристик школьников разного возраста, которые определяют эффективность учебно¬педагогического процесса в области физической культуры.
Разработка образовательной программы по физической культуре, ориен¬тированной на личностные показатели школьников, позволит более полно фор¬мировать знания, умения и навыки в области физической культуры в соответ¬ствии с индивидуальными особенностями личности и, в конечном итоге, суще¬ственно повысить эффективность адаптации ребенка в обществе. Ведь цель уроков физической культуры состоит в достижении персонального прогресса физической подготовленности каждым из учащихся. Поэтому уровень задания должен учитывать реальные возможности школьника, для того чтобы он был достижим. Только при этом условии может возникнуть и сохраняться мотива¬ция к активным занятиям, и могут быть исключены негативные психологиче¬ские последствия заведомо низкой успеваемости. В ситуации, когда разные в физическом выражении результаты могут оцениваться одинаковыми баллами, психологически будут комфортны и те, чьи персональные возможности ниже средних, и те, возможности которых превосходят средние, а достигнутый при активности и трудолюбии прогресс будет вознагражден переходом в более пре¬стижную группу.
Противоречия между необходимостью совершенствования физкультурно¬го образования и отсутствием научно обоснованных подходов в области инди¬видуализации и дифференциации учебного процесса обусловливают актуаль¬ность научной проблемы настоящего исследования, которая заключается в определении того, каким образом должны решаться вопросы оптимизации обра¬зовательного процесса по физической культуре в школе при использовании технологии индивидуализации физкультурного образования.
В основе рабочей гипотезы предполагалось, что использование индиви¬дуального подхода в процессе физической подготовки школьников, позволит повысить уровень их физической подготовленности и работоспособности.
Целью настоящего исследования было выяснить, как реализация индиви¬дуального подхода к физической подготовке школьников влияет на физическую подготовленность школьников.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Обосновать значение и роль индивидуального подхода в физическом воспитании школьников;
3. Раскрыть особенности осуществления индивидуального подхода в про¬цессе физического воспитания школьников;
4. Разработать программу экспериментального исследования по реализа¬ции индивидуального подхода к физической подготовке школьников.
Были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; кон¬трольное тестирование; психолого-педагогическое наблюдение; психолого¬педагогический эксперимент; математико-статистические методы.
Объект исследования - особенности индивидуально-педагогического подхода к личности школьника в процессе физического воспитания.
Предмет исследования - индивидуальные особенности личности школь¬ника в процессе физического воспитания.
Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, тестирование, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, бесе-ды со специалистами, методы математической статистики.
Теоретическую основу исследования составляют труды ведущих уче-ных по:
- теории и методике физической культуры (П.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, Ю.Ф. Курамшин, В.Б. Коренберг, А.А. Горелов, Г.Н. Понома¬рёв);
- теории и методике физического воспитания учащихся (Б.А. Ашмарин, В.И. Ильинич, Т.Ю. Круцевич, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, В.Ю. Волков, Л.М. Волкова, Е.С. Григорович, В.А. Переверзев);
- проблеме использования индивидуального подхода в системе образво- ания (В.К. Бальсевич, В.П. Петленко, Д.Н. Давиденко, А.В. Чаговадзе, М.М. Рыжак, Б.Н. Чумаков, А.Г. Щуров, Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов);
- проблеме повышения физической подготовленности и работоспособ-ности (Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко, Б.Х. Ланда, Р.Е. Мотылянская, Л.А. Ерусалимский, Д.Н. Давиденко, А.И. Пустозёров, А.Г. Гостев, В.Ю. Волков, Л.М. Волкова, Э.Н. Алексеева, В.С. Мельников).
Новизна исследования состоит в том, что в результате применения ин-дивидуальных подходов на занятиях по физической культуре в процессе реали¬зации экспериментальной программы у школьников были определены наиболее эффективные подходы по повышению физической подготовленности. Данное положение позволило повысить физическую работоспособность, снизить уро¬вень заболеваемости и повысить уровень функциональных возможностей орга¬низма школьников. Данные подходы можно рекомендовать для включения в процесс физического воспитания старших школьников.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в дополнении и развитии теории и методики физического воспитания школьников положениями диссертации о комплексном применении индивиду-альных подходов на занятиях по физической культуре.
Разработанные средства, методические подходы и технологические схемы позволят существенно повысить уровень физической подготовленности, рабо¬тоспособности и функциональных возможностей организма. Полученные ре¬зультаты могут быть использованы при разработке программ по физической культуры для общеобразовательных учреждений, а также для средних профес¬сиональных образовательных учреждений.
Достоверность полученных результатов обеспечена надежной методоло¬гической базой исследования, разнообразием и адекватностью использованных методов, значительным количеством экспериментальных групп, репрезентатив¬ностью выборок испытуемых, корректностью статистической обработки данных с привлечением компьютерных программ.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы доложены на заседании кафедры спортивных дисциплин ФГАОУ ВПО «Белго¬родский государственный национальный исследовательский университет».
Структура и объём текста диссертации. Диссертация состоит из введе-ния, четырех глав, выводов, практических рекомендаций и списка литературы. Она изложена на 63 страницах компьютерного текста, содержит 11 таблиц и 7 рисунков. Список литературы охватывает 56 источников.
1. Физическое развитие в подростковом возрасте протекает гетеро динам- но и гетерохронно. Периоды наибольшего увеличения антропометрических ха¬рактеристик выявлены в возрасте от 12 до 13 и от 14 до 15 лет. Для периода 12 - 13 лет характерно значительное увеличение росто-весовых показателей и окружности грудной клетки, а для периода 14 - 15 лет - рост мышечной массы и жизненной емкости легких.
2. В 12 - 13-летнем возрасте у подростков выявлено достоверное увеличе¬ние (р<0,05) показателей общей выносливости, гибкости и силовых показате¬лей. В 13 - 14 лет повышаются (Р<0,05) быстрота, координационные и силовые способности. В 14 - 15-летнем возрасте отмечено повышение (Р<0,05) скорост¬но-силовых и координационных способностей.
3. При использовании методики, учитывающей индивидуальную структу¬ру моторики, развитию ведущих двигательных качеств необходимо уделять от 65 до 80% от общего объема упражнений в занятии. В возрасте 12 - 13 лет ско¬ростно-силовым качествам (если они не ведущие) отводится от 5 до 10% объема нагрузок, выносливости (неведущей) - от 15 до 20%, силовым качествам (неве¬дущим) - от 5 до 10%. В возрасте 13 - 14 лет скоростно-силовым качествам и выносливости (если они неведущие) - по 5 - 10%, силовым способностям (неве¬дущим) - от 15 до 20%.
При равномерно-пропорциональном (комплексном) развитии двигатель¬ных качеств соотношение объемов рекомендуется следующее: по 35 % - на раз¬витие скоростно-силовых качеств и выносливости, 30% - на развитие силы.
4. Наиболее эффективным для повышения уровня физического состояния подростков 12 - 14 лет является тренировочный режим, направленный на со¬вершенствование ведущих сторон моторики. При этом у подростков выявлено наибольшее количество позитивных изменений в физической подготовленно¬сти, работоспособности и отдельных показателях вегетативной регуляции за пе¬риод эксперимента. Это сопровождалось также меньшим приростом показате¬лей острой заболеваемости в условиях эпидемии гриппа. Менее эффективен тренировочный режим, направленный на комплексное развитие двигательных качеств. В наименьшей степени продуктивным с точки зрения оздоровительно¬го эффекта следует считать двигательный режим, направленный на развитие от¬стающих физических качеств.
1. Абсалямов Т. М, Тимакова Т. С. Научное обеспечение физической подготовки школьников: Педагогические и медико-биологические исследова-ния. — М.: Физкультура и спорт, 2003. - 191 с.
2. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспита¬ния. - 240 с.
3. Бирючков Б.И. Методика подготовки выпускной квалификационной работы - М.: 1997. - 112 с.
4. Богданов Г. П. Школьникам — здоровый образ жизни. — М.; Физ¬культура и спорт, 2009. - 67 с.
5. Бу Аббас Юсеф А.А., Каббара М. Психомоторные характеристики подростков 6-10 лет в связи с особенностями двигательной активности // Физи¬ческая культура: воспитание, образование, тренировка: Научно-методический журнал. - 1997. - № 3. - С. 48-50.
6. Бурханов А.И. Физическое развитие младших школьников //Теория и практика физ. культуры, 1990. — № 9. - С. 42.
7. Вавилов Ю.Н. Концептуальные предпосылки перестройки школь-ной системы физического воспитания в СССР // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 10.
8. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение, 1991. - 63 с.
9. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие / М.В. Ма¬тюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Про¬свещение, 1984. - 112 с.
10. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов педагогических институтов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. -
М.: Просвещение, 1990. - 219 с.
11. Волков Л.В. Физическое воспитание учащихся: Учебно¬
методическое пособие. - К.: Рад. шк., 1988. - 184 с.
12. Головина Л.Л., Копылов Ю.А. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: личностный аспект // Физическая культура: вос¬питание, образование, тренировка: Научно-методический журнал. - 1998. - № 2. - С. 17-19.
13. Гуревич Л. П. Физическое воспитание в малокомплектной школе. - М.: Просвещение, 1989. - 71 с.
14. Детская спортивная медицина. Под редакцией Тихвинского С.Б., Хрущева В.С., - М.: Медицина. - 1991. - 22 с.
15. Должиков И. И. Планирование уроков физической культуры 1-11 классов. - М.: МГФСО, 1998. - 15 с.
16. Железняк Ю.Д., Петров П.Н. Основы научно-методической дея-тельности в физической культуре и спорте. М., 2001. - 54 с.
17. Загорский Б.И., Залетаев И.П., Пузырь Ю.П. и др. Физическая куль¬тура. - М.: Высшая школа, 2005. - 37 с.
18. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология физического вос¬питания и спорта: Учеб. пособие. - Л.: Изд-во ЛГПИ, 1979. - 84 с.
19. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для ву-зов. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2000. - 486 с.
20. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: деятель-ность и состояния: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1980. - 199 с.
21. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
22. Качашкин В. М. Физическое воспитание в школе. — М.: Просвеще¬ние, 1993. - 114 с.
23. Комков А.Г., Антипова Е.В. Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема // Теория и практи¬ка физической культуры. - 2003. - № 3. - С. 5-9.
24. Комплексная программа физического воспитания учащихся I—XI классов общеобразовательной школы. — М.: Просвещение, 1987. - 53 с.
25. Константинов Н.А. История педагогики: Учебник / Н.А. Константи¬нов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 1982. -
447 с.
26. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 7. - С. 2-5.
27. Короткова Е.А. Оптимизация учебного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе на основе технологии дифференциро¬ванного физкультурного образования // Физическая культура: воспитание, обра¬зование, тренировка: Научно-методический журнал. - 2001. - № 2. - С. 19-22.
28. Лейтес Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // Вопросы психологии. - 1985. - № 1. - С. 9-17.
29. Литвинов Е.Н., Виленский М.Я., Теркунов Б.И. Программа физиче¬ского воспитания учащихся 1-11 классов, основанного на одном из видов спор¬та. - М.: Просвещение, 1996. - 87 с.
30. Лях В.И., Кофман Л.Б. Комплексная программа физического воспи¬тания учащихся 1-11 классов. - М.: Просвещение, 1996. - 14 с.
31. Лях В.И., Кофман Л.Б., Мейксон Г.Б. Передовой педагогический опыт в физическом воспитании школьников. - М.: Просвещение, 1992. - 50 с.
32. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Методика физического воспитания учащих¬ся 10-11 классов: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 27 с.
33. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей. - М.: Просве-щение, 1993. - 12 с.
34. Матвеев А.П., Непоповалов В.Н. Физическая культура: физическая культура или развитие человека // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 9. - С. 2 - 6.
35. Матвеев А.П. Физическая культура: Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы (1-11 классов). - М.: Мино¬бразование РФ, 1995. - 41 с.
36. Матвеев А.П., Петрова Т.В. Оценка качества подготовки выпу-скников основной (средней) школы. - М.: Дрофа, 2001. - 64 с.
37. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физ-культура и спорт, 1991. - 178 с.
38. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. - М.: Владос, 2000. - 112 с.
39. Морфофункциональные константы детского организма/Составители
В.А. Доскин, Х. Келлер. - М.: Медицина, 1997. - 67 с.
40. Найданов Б.Н. Особенности организации учебных занятий по физи¬ческой культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5-9 классов общеоб¬разовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, трени¬ровка: Научно-методический журнал. - 1996. - № 1. - С. 53-58.
41. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников /Под ред. Л. Е. Любомирского. — М.: Педагогика, 1989. - 47 с.
42. Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.С. Иванова. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 101 с.
43. Оценка уровня физической подготовленности школьников 6-11-х классов / Р.А. Абзалов, О.И. Павлова, О.В. Сальникова и др. // Физическая куль¬тура: воспитание, образование, тренировка: Научно-методический журнал. - 1999. - № 3-4. - С. 50-55.
44. Педагогика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 1998. - 640 с.
45. Педагогическая технология: Учеб. пособие. - Белгород: Изд-во Бел¬ГУ, 1998. - 400 с.
46. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 214 с.
47. Прогонюк Л.Н. Освоение технологий спортизированного физиче-ского воспитания в общеобразовательной школе // Физическая культура: воспи¬тание, образование, тренировка: Научно-методический журнал. - 2000. - № 4. - С. 12-15.
48. Рыбалкина С.В., Фомин В.С., Семиколенных Н.Л. Компенсация де¬фицита двигательной активности у школьников на основе учета их функцио¬нальной подготовленности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Научно-методический журнал. - 1997. - № 3. - С. 9-10.
49. Сальников В.А. Соотношение возрастного и индивидуального в структуре сенситивных и критических периодов развития // Физическая культу¬ра: воспитание, образование, тренировка: Научно-методический журнал. - 1997.
- № 3. - С. 8-12.
50. Серенко А.И. Анализ динамики комплекса показателей физического развития и подготовленности как основа организации, дифференцированной си¬стемы занятий по физической культуре: Сообщение II. Дифференцированная шкала заданий на уроках по физической культуре // Физическая культура: вос¬питание, образование, тренировка: Научно-методический журнал. - 2001. - № 2.
- С. 23-26.
51. Сироткина Б.А. Анализ урока физической культуры в общеоб-разовательной школе: Методическое пособие для студентов-практикантов. - М.: ГЦОЛИФК, 2000. - 47 с.
52. Теория и методика физического воспитания: Учебник для фак-тов физ. воспит. пед. ин-тов/Под ред. Б. А. Ашмарина. — М.; Просвещение, 1990. - 145 с.
53. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе/Под ред. М. Д. Рипы. — М.: Просвещение, 1985. - 88 с.
54. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: ФИС, 1991. - 224 с.
55. Хромин Е.В. Учебно-тренировочная специализация как один из со¬временных теоретико-методологических подходов к совершенствованию физ¬культурного образования школьников // Физическая культура: воспитание, об¬разование, тренировка: Научно-методический журнал. - 2001. - № 3. - С. 21-26.
56. Якимович В.С. Проектирование системы физического воспитания на основе личностно ориентированного образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Научно-методический журнал. - 2002. - № 1. - С. 58-61.