ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА РАССКАЗЫВАНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТВОРЧЕСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1.1. Связная речь, ее характеристики и виды 9
1.2. Психолого-педагогические условия формирования навыка творческого рассказывания у младших школьников 13
1.3 Особенности овладения навыком творческого рассказывания младшими школьниками с общим недоразвитием речи 18
Выводы к первой главе 28
2.1. Изучение состояния навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
1.1. Связная речь, ее характеристики и виды 9
1.2. Психолого-педагогические условия формирования навыка творческого рассказывания у младших школьников 13
1.3 Особенности овладения навыком творческого рассказывания младшими школьниками с общим недоразвитием речи 18
Выводы к первой главе 28
2.1. Изучение состояния навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения содержанием школьных программ учащихся младших классов. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить произведения художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.
Вопросы формирования монологической речи детей с нормальным речевым развитием подробно рассматриваются в работах Л.А.Пеньевской; Л.П.Федоренко; Т.А.Ладыженской; М.С.Лаврик и др. Авторы отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивавшихся детей уже в возрасте 2-3 лет. В 6-7 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка. Эту проблема рассматривали такие исследователи, как А.Н.Гвоздев, Т.А.Фомичева, В.К.Лотарев и т.д.
Формирование связной речи у детей при патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс.
В связи с тем, что становление связной речи у детей, имеющих общее недоразвитие речи, осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями, обучение творческому рассказыванию занимает особое место в работе по формированию монологической речи у детей данной категории. В работах Е.В. Аханьковой, В.П. Глухова, Н.В. Жуковой, Н.Н. Ефименковой, Н.В. Нищевой, Е.М. Мастюковой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой и других, представлены исследования и методики обучения творческому рассказыванию детей с нарушениями речи. Авторы подчеркивают необходимость специального обучения связной речи детей с общим речевым недоразвитием, что необходимо для полного преодоления дефекта и успешного школьного обучения особенностям связного творческого рассказывания.
Исследователи отмечают, что связное речевое высказывание у данной категории учащихся отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается лишь внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения. Эти особенности связной речи обусловлены недостаточным развитием психических процессов: неустойчивостью внимания, снижением вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставанием в развитии словесно-логического мышления. Вопросы формирования творческого рассказывания исследовались Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, А.Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения.
Но, несмотря на значительный интерес ученых к проблеме, творческое рассказывание детей данной категории остается недостаточно изученным. Логопедическая работа также демонстрирует значительные трудности детей с общим недоразвитием речи, а также недостаточная разработанность многих аспектов формирования навыка творческого рассказывания у детей данной категории и определяют ее актуальность.
Вышесказанное позволяет считать выбранную тему исследования «Формирования навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи» актуальной.
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по формированию навыка рассказывания с элементами творчества у младших
школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - определить направления и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию навыка
рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - особенности навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - направления и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: направление и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи должны определяться речевыми и когнитивными особенностями развития детей с общим недоразвитием речи и структурно - содержательными особенностями рассказывания с элементами творчества как одного из видов связного высказывания.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему формирования навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить состояние навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи.
педагогической литературы по исследуемой проблеме; эмпирический: анализ продуктов речевой деятельности; количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретико-методологическая база исследования: исследования в области связной речи детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.); исследования в области творческого рассказывания детей с ОНР (В.П.Глухов, Е.В. Аханькова).
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Хохловская средняя общеобразовательная школа» им. В.С. Андонкина, с.Хохлово Белгородского района.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, список использованных источников, приложения.
Вопросы формирования монологической речи детей с нормальным речевым развитием подробно рассматриваются в работах Л.А.Пеньевской; Л.П.Федоренко; Т.А.Ладыженской; М.С.Лаврик и др. Авторы отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивавшихся детей уже в возрасте 2-3 лет. В 6-7 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка. Эту проблема рассматривали такие исследователи, как А.Н.Гвоздев, Т.А.Фомичева, В.К.Лотарев и т.д.
Формирование связной речи у детей при патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс.
В связи с тем, что становление связной речи у детей, имеющих общее недоразвитие речи, осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями, обучение творческому рассказыванию занимает особое место в работе по формированию монологической речи у детей данной категории. В работах Е.В. Аханьковой, В.П. Глухова, Н.В. Жуковой, Н.Н. Ефименковой, Н.В. Нищевой, Е.М. Мастюковой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой и других, представлены исследования и методики обучения творческому рассказыванию детей с нарушениями речи. Авторы подчеркивают необходимость специального обучения связной речи детей с общим речевым недоразвитием, что необходимо для полного преодоления дефекта и успешного школьного обучения особенностям связного творческого рассказывания.
Исследователи отмечают, что связное речевое высказывание у данной категории учащихся отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается лишь внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения. Эти особенности связной речи обусловлены недостаточным развитием психических процессов: неустойчивостью внимания, снижением вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставанием в развитии словесно-логического мышления. Вопросы формирования творческого рассказывания исследовались Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, А.Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения.
Но, несмотря на значительный интерес ученых к проблеме, творческое рассказывание детей данной категории остается недостаточно изученным. Логопедическая работа также демонстрирует значительные трудности детей с общим недоразвитием речи, а также недостаточная разработанность многих аспектов формирования навыка творческого рассказывания у детей данной категории и определяют ее актуальность.
Вышесказанное позволяет считать выбранную тему исследования «Формирования навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи» актуальной.
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по формированию навыка рассказывания с элементами творчества у младших
школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - определить направления и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию навыка
рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - особенности навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - направления и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: направление и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи должны определяться речевыми и когнитивными особенностями развития детей с общим недоразвитием речи и структурно - содержательными особенностями рассказывания с элементами творчества как одного из видов связного высказывания.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему формирования навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить состояние навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи.
педагогической литературы по исследуемой проблеме; эмпирический: анализ продуктов речевой деятельности; количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретико-методологическая база исследования: исследования в области связной речи детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.); исследования в области творческого рассказывания детей с ОНР (В.П.Глухов, Е.В. Аханькова).
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Хохловская средняя общеобразовательная школа» им. В.С. Андонкина, с.Хохлово Белгородского района.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, список использованных источников, приложения.
К числу важнейших задач логопедической работы с младшими школьники, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирования у них связной монологической речи. Это необходимо для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития и для успешности обучения в школе.
Одним из наиболее сложных видов логопедической работы является обучение детей с общим недоразвитие речи творческому рассказыванию. Как показывают исследования, младшие школьники данной категории испытывают большие трудности при составлении рассказов с элементами творчества. Специфика данных затруднений обусловлена как первичным речевым дефектом, так и некоторым отставанием в развитии воображения младших школьников с ОНР. Чем сложнее нарушение, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов в речевой деятельности.
Теоретическое обоснование проблемы формирования навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи включало рассмотрение следующих вопросов: связная речь ее характеристики виды, психолого-педагогические условия формирования навыка творческого рассказывания у младших школьников, особенности овладения навыком творческого рассказывания младшими школьниками с общим недоразвитием речи, анализ методических подходов к формированию навыка творческого рассказывание у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Проведенное исследование, целью которого было изучение состояния навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи, на базе Муниципального образовательного учреждения «Хохловская средняя общеобразовательная школа» им. В.С. Андонкина, с. Хохлово Белгородского района, с 8 младшими школьниками 2 класса, имеющими заключение психолого-медико-педагогической комиссии ОНР, III уровня речевого развития, используя методику обследования связной речи детей, предложенную В.П. Глуховым (составить рассказ на основе личного опыта, закончи рассказ), показало, что для младших школьников с ОНР характерен низкий (75%) и недостаточный уровень (25%) сформированности навыка рассказывания с элементами творчества.
Рассказы с элементами творчества у младших школьников с ОНР отличались бедностью и однообразием используемых средств фразовой речи, т.е. характерны короткие фразы, недостаточное употребление осложненных и сложных предложений. Часто отмечались неправильное оформление связи, ошибки в употреблении глагольных форм, дублирование элементов фразы, также отмечалось нарушение синтаксической связи между фразами, возникали лексические затруднения.
Словесное творчество младших школьников с ОНР имеет свои особенности: дети затрудняются придумать сюжет, структура их рассказов лишена четкости, последовательности, зачастую логичности, в рассказах отсутствуют описание главных героев и т.д. Это может быть устранено при систематической работе логопеда, направленной на обучение каждому отдельному умению сочинению рассказа школьниками.
Методические рекомендации по формированию навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи включали принципы организации логопедической работы, направления логопедической работы, этапы работы и задания, характерные для каждого этапа. На подготовительном этапе мы создавали психологическую и языковую базы для творческого рассказывания (игры, задания, упражнения), основной этап проводился с целью формирования навыка творческого рассказывания.
Таким образом, поставленные задачи исследования решены, цель достигнута.
Одним из наиболее сложных видов логопедической работы является обучение детей с общим недоразвитие речи творческому рассказыванию. Как показывают исследования, младшие школьники данной категории испытывают большие трудности при составлении рассказов с элементами творчества. Специфика данных затруднений обусловлена как первичным речевым дефектом, так и некоторым отставанием в развитии воображения младших школьников с ОНР. Чем сложнее нарушение, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов в речевой деятельности.
Теоретическое обоснование проблемы формирования навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи включало рассмотрение следующих вопросов: связная речь ее характеристики виды, психолого-педагогические условия формирования навыка творческого рассказывания у младших школьников, особенности овладения навыком творческого рассказывания младшими школьниками с общим недоразвитием речи, анализ методических подходов к формированию навыка творческого рассказывание у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Проведенное исследование, целью которого было изучение состояния навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи, на базе Муниципального образовательного учреждения «Хохловская средняя общеобразовательная школа» им. В.С. Андонкина, с. Хохлово Белгородского района, с 8 младшими школьниками 2 класса, имеющими заключение психолого-медико-педагогической комиссии ОНР, III уровня речевого развития, используя методику обследования связной речи детей, предложенную В.П. Глуховым (составить рассказ на основе личного опыта, закончи рассказ), показало, что для младших школьников с ОНР характерен низкий (75%) и недостаточный уровень (25%) сформированности навыка рассказывания с элементами творчества.
Рассказы с элементами творчества у младших школьников с ОНР отличались бедностью и однообразием используемых средств фразовой речи, т.е. характерны короткие фразы, недостаточное употребление осложненных и сложных предложений. Часто отмечались неправильное оформление связи, ошибки в употреблении глагольных форм, дублирование элементов фразы, также отмечалось нарушение синтаксической связи между фразами, возникали лексические затруднения.
Словесное творчество младших школьников с ОНР имеет свои особенности: дети затрудняются придумать сюжет, структура их рассказов лишена четкости, последовательности, зачастую логичности, в рассказах отсутствуют описание главных героев и т.д. Это может быть устранено при систематической работе логопеда, направленной на обучение каждому отдельному умению сочинению рассказа школьниками.
Методические рекомендации по формированию навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи включали принципы организации логопедической работы, направления логопедической работы, этапы работы и задания, характерные для каждого этапа. На подготовительном этапе мы создавали психологическую и языковую базы для творческого рассказывания (игры, задания, упражнения), основной этап проводился с целью формирования навыка творческого рассказывания.
Таким образом, поставленные задачи исследования решены, цель достигнута.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Программно-методическое обеспечение логопедической работы по развитию связной монологической речи у обучающихся 1-2 классов с общим недоразвитием речи в условиях летнего пришкольного лагеря
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование навыков
творческого рассказывания у детей с нарушениями речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по формированию связных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях в детском саду
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021



