Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА РАССКАЗЫВАНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТВОРЧЕСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №65654

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы45
Год сдачи2016
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
392
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1.1. Связная речь, ее характеристики и виды 9
1.2. Психолого-педагогические условия формирования навыка творческого рассказывания у младших школьников 13
1.3 Особенности овладения навыком творческого рассказывания младшими школьниками с общим недоразвитием речи 18
Выводы к первой главе 28
2.1. Изучение состояния навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43


Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения содержанием школьных программ учащихся младших классов. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить произведения художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.
Вопросы формирования монологической речи детей с нормальным речевым развитием подробно рассматриваются в работах Л.А.Пеньевской; Л.П.Федоренко; Т.А.Ладыженской; М.С.Лаврик и др. Авторы отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивавшихся детей уже в возрасте 2-3 лет. В 6-7 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка. Эту проблема рассматривали такие исследователи, как А.Н.Гвоздев, Т.А.Фомичева, В.К.Лотарев и т.д.
Формирование связной речи у детей при патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс.
В связи с тем, что становление связной речи у детей, имеющих общее недоразвитие речи, осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями, обучение творческому рассказыванию занимает особое место в работе по формированию монологической речи у детей данной категории. В работах Е.В. Аханьковой, В.П. Глухова, Н.В. Жуковой, Н.Н. Ефименковой, Н.В. Нищевой, Е.М. Мастюковой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой и других, представлены исследования и методики обучения творческому рассказыванию детей с нарушениями речи. Авторы подчеркивают необходимость специального обучения связной речи детей с общим речевым недоразвитием, что необходимо для полного преодоления дефекта и успешного школьного обучения особенностям связного творческого рассказывания.
Исследователи отмечают, что связное речевое высказывание у данной категории учащихся отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается лишь внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения. Эти особенности связной речи обусловлены недостаточным развитием психических процессов: неустойчивостью внимания, снижением вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставанием в развитии словесно-логического мышления. Вопросы формирования творческого рассказывания исследовались Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, А.Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения.
Но, несмотря на значительный интерес ученых к проблеме, творческое рассказывание детей данной категории остается недостаточно изученным. Логопедическая работа также демонстрирует значительные трудности детей с общим недоразвитием речи, а также недостаточная разработанность многих аспектов формирования навыка творческого рассказывания у детей данной категории и определяют ее актуальность.
Вышесказанное позволяет считать выбранную тему исследования «Формирования навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи» актуальной.
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по формированию навыка рассказывания с элементами творчества у младших
школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - определить направления и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию навыка
рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - особенности навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - направления и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: направление и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи должны определяться речевыми и когнитивными особенностями развития детей с общим недоразвитием речи и структурно - содержательными особенностями рассказывания с элементами творчества как одного из видов связного высказывания.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему формирования навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить состояние навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи.

педагогической литературы по исследуемой проблеме; эмпирический: анализ продуктов речевой деятельности; количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретико-методологическая база исследования: исследования в области связной речи детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.); исследования в области творческого рассказывания детей с ОНР (В.П.Глухов, Е.В. Аханькова).
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Хохловская средняя общеобразовательная школа» им. В.С. Андонкина, с.Хохлово Белгородского района.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, список использованных источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


К числу важнейших задач логопедической работы с младшими школьники, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирования у них связной монологической речи. Это необходимо для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития и для успешности обучения в школе.
Одним из наиболее сложных видов логопедической работы является обучение детей с общим недоразвитие речи творческому рассказыванию. Как показывают исследования, младшие школьники данной категории испытывают большие трудности при составлении рассказов с элементами творчества. Специфика данных затруднений обусловлена как первичным речевым дефектом, так и некоторым отставанием в развитии воображения младших школьников с ОНР. Чем сложнее нарушение, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов в речевой деятельности.
Теоретическое обоснование проблемы формирования навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи включало рассмотрение следующих вопросов: связная речь ее характеристики виды, психолого-педагогические условия формирования навыка творческого рассказывания у младших школьников, особенности овладения навыком творческого рассказывания младшими школьниками с общим недоразвитием речи, анализ методических подходов к формированию навыка творческого рассказывание у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Проведенное исследование, целью которого было изучение состояния навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи, на базе Муниципального образовательного учреждения «Хохловская средняя общеобразовательная школа» им. В.С. Андонкина, с. Хохлово Белгородского района, с 8 младшими школьниками 2 класса, имеющими заключение психолого-медико-педагогической комиссии ОНР, III уровня речевого развития, используя методику обследования связной речи детей, предложенную В.П. Глуховым (составить рассказ на основе личного опыта, закончи рассказ), показало, что для младших школьников с ОНР характерен низкий (75%) и недостаточный уровень (25%) сформированности навыка рассказывания с элементами творчества.
Рассказы с элементами творчества у младших школьников с ОНР отличались бедностью и однообразием используемых средств фразовой речи, т.е. характерны короткие фразы, недостаточное употребление осложненных и сложных предложений. Часто отмечались неправильное оформление связи, ошибки в употреблении глагольных форм, дублирование элементов фразы, также отмечалось нарушение синтаксической связи между фразами, возникали лексические затруднения.
Словесное творчество младших школьников с ОНР имеет свои особенности: дети затрудняются придумать сюжет, структура их рассказов лишена четкости, последовательности, зачастую логичности, в рассказах отсутствуют описание главных героев и т.д. Это может быть устранено при систематической работе логопеда, направленной на обучение каждому отдельному умению сочинению рассказа школьниками.
Методические рекомендации по формированию навыка рассказывания с элементами творчества у младших школьников с общим недоразвитием речи включали принципы организации логопедической работы, направления логопедической работы, этапы работы и задания, характерные для каждого этапа. На подготовительном этапе мы создавали психологическую и языковую базы для творческого рассказывания (игры, задания, упражнения), основной этап проводился с целью формирования навыка творческого рассказывания.
Таким образом, поставленные задачи исследования решены, цель достигнута.



1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Аханькова, Е.В. Использование приемов творческого рассказывания в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Аханькова. - М., 2004. -10 с.
3. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]. - М., 2006. - 167 с.
4. Воробьева, В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи // Дефектология. - 2010. - № 24. - С. 17-21
5. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие [Текст] / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М., 2011. - 255 с.
7. Глотова, И.В. Обучение творческому рассказыванию детей с общим недоразвитием речи [Текст] //Коррекционная педагогика. - 2011. - № 2-3. - С. 52-55
8. Глухов, В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст].— М., 1987. - 225 с.
9. Глухов, В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу // Дефектология. - 2009. - № 1. - С. 8-11.
10. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
11. Комарова, К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст]. - М.,1982. - 111 с.
12. Корицкая, Е.Г. Формирование развернутой описательно¬
повествовательной речи у детей с III уровнем общего речевого развития [Текст].- М., 2012. - 125 с.
13. Леушина ,А.М. Особенности связной речи детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://shkolnie.ru/literatura/89598/index.html?page=2
14. Ладыженская, Т.А. Характеристика связной речи детей [Текст]. - М., 1980. - 210 с.
15. Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии [Текст]. - М., 1978. - 198 с.
16. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Феникс, 2004 - 224 с
17. Леушина, A.M. О роли и значении пересказа в развитии речи дошкольника [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1936. -№ 3. - С. 12-15.
18. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 211 с.
19. Новоторцева, Н.В. Развитие речи дошкольников и коррекция ее недостатков в детском саду [Текст] / Н.В. Новоторцева. - Ярославль: ООО «Академия развития», 2012. - 256 с.
20. Новоторцева, Н.В. Специальная методика развития речи неговорящих детей: учебно-методическое пособие [Текст] / Н.В. Новоторцева. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 79 с.
21. Обухова, Т.И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха [Текст] Учеб. метод. пособие. — Мн.: БГПУ, 2005. - С.37-39
22. Парамонова, Л.Г., Развитие связной речи для детей [Текст]. - М.:
Детство-Пресс, 2011. - 184 с.
23. Правдина, О.В. Логопедия [Текст] / О.В. Правдина.- М.: Просвещение, 1973. - 272 с.
24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]. - М., 1989. - 325 с.
25. Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]. - М., 2009. - 223 с.
26. Слита, И.Б. Навыки планирования монологических высказываний [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie- svjaznoi-rechi-reb-nka-v-igre.html
27. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи [Текст]. - М., 2004. -165 с.
28. Текучев , А.В. Методика русского языка в средней школе [Текст]. - М., 1986. - 114 с.
29. Ткаченко, Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Владос, 2006. - 47с.
30. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст]. - М., 1991. - 146 с.
31. Шибицкая, А.Е. Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок [Текст] / А.Е. Шибицкая. - М.: Педагогика, 2000. - С. 134-139.
32. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст]. - М., 1958.
33. Якубинский, Л.П. О диалогической речи [Текст]. - М., 1976. - 195 с.
34. Монолог и диалог [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //bookap .info/clasik/rubinshteyn/gl93. shtm
35. Понятие связной речи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://otveti-examen.ru/pedagogika/19-metodika-razvitiya-detskoj -rechiotvety-k- ekzamenu. html ?start=3 6
36. Творческие рассказы [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //helpiks. org/2-23040.html
37. Что такое связная речь? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.su/_ld/303/30315



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ