Введение 3
Глава 1. Равновесие и его значение в подготовке спортсменок в художественной гимнастике 6
1.1. Художественная гимнастика как вид спорта: цели, задачи и
особенности 6
1.2. Равновесие: определение понятия и основы его проявления 9
1.3. Характеристика возрастных особенностей детей 6-7 лет 13
1.4. Значение способности к сохранению равновесия в
художественной гимнастике 15
1.5. Характеристика основ методики развития способности
сохранять равновесие 23
Заключение по первой главе 24
Глава 2. Методы и организация исследования 26
2.1. Методы исследования 26
2.2. Организация исследования 27
Глава 3. Экспериментальная методика развития способности к сохранению равновесия у юных гимнасток и обоснование ее эффективности 29
3.1. Исследование показателей способности к сохранению
статического равновесия у юных гимнасток разного возраста 29
3.2. Характеристика методики развития способности к сохранению
равновесия у гимнасток экспериментальной группы 30
3.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 36
Выводы 40
Практические рекомендации 41
Список литературы 42
Актуальность. Равновесие является одной из координационных способностей человека [3, 21]. В Федеральном стандарте по художественной гимнастике указывается, что вестибулярная устойчивость и координационные способности оказывают значительное влияние на результативность в данном виде спорта [33].
В художественной гимнастике большая часть упражнений выполняется с вращениями в различных направлениях. При этом, гимнастка при перемещении в пространстве должна удерживать позу во время вращений и сохранять равновесие во время приземления. Кроме того, для гимнастки важно уметь поддерживать равновесие в статике и в динамике при выполнении различных движений.
Учеными доказано, что способность поддерживать равновесие зависит от реализации биомеханических особенностей построения движений и функционирования ряда анализаторов: зрительного, тактильного,
двигательного и вестибулярного.
Многие авторы отмечают, что сохранение равновесия обеспечивает вестибулярный аппарат. В связи с этим в тренировочном процессе воздействия должны быть направлены на улучшение функции вестибулярного анализатора, что позволит развивать способности поддерживать статическое и динамическое равновесие [7, 21, 23]. Эти упражнения помогают увеличить помехоустойчивость функции вестибулярного аппарата, что несомненно скажется на поддержании равновесия тела в условиях прямолинейного движения и противодействовать потере равновесия во время и после вращательных движений [25].
Все сказанное выше свидетельствует об актуальности данного исследования.
Проблема исследования заключается в необходимости разработки методики, специально направленной на развитие способности сохранять равновесие в самом начале этапа начальной подготовки юных гимнасток.
Цель исследования - разработать методику развития способности к сохранению статического и динамического равновесия у юных гимнасток 6-7 лет .
Объект исследования - процесс координационной подготовки юных спортсменок в СШОР по художественной гимнастике.
Предмет исследования - методика совершенствования равновесия у юных гимнасток 6-7 лет.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что методика направленного развития способности к сохранению равновесия у юных гимнасток 6-7 лет первого года обучения в СШОР, сопряженная с формированием техники движений будет эффективной.
Задачи исследования:
1. Исследовать показатели статического равновесия у юных гимнасток разного возраста.
2. Разработать экспериментальную методику совершенствования статического и динамического равновесия у юных гимнасток 6-7 лет.
3. Проверить в условиях педагогического эксперимента эффективность разработанной методики.
Методы исследования:
- анализ и обобщение литературных источников,
- тестирование,
- педагогическое наблюдение,
- педагогический эксперимент,
- методы математической статистики.
Новизна исследования состоит в разработке методики
совершенствования статического и динамического равновесия у юных гимнасток 6-7 лет, сопряженная с формированием техники движений.
Практическое значение. Разработанная методика совершенствования статического и динамического равновесия у юных гимнасток группы начальной подготовки первого года обучения может быть рекомендована тренерам спортивных школ для практического применения.
м
1. Анализ и обобщение литературных источников позволил выявить, что для гимнасток 6-7 лет методика развития способности к динамическому и статическому равновесию разработана недостаточно. В результате педагогических наблюдений установлено, что целенаправленной тренировке функций вестибулярного анализатора в должной мере внимания не уделяется.
2. В результате тестирования статического равновесия гимнасток от 5-6 до 12 лет выявлено, что с повышением возраста показатели вестибулярной устойчивости увеличиваются, в частности, равномерно с 5 - 6 до 9 - 10 лет , а наибольший прирост наблюдается к 11 - 12 годам, который составил 77 секунд. Причем, с 7 лет имеют большой разброс индивидуальные показатели гимнасток.
3. Экспериментальная методика развития у гимнасток 6-7 лет способности к удержанию динамического и статического равновесия в определенной последовательности включала выполнение учебных заданий сопряженных с решением задач по формированию техники.
4. В условиях педагогического эксперимента доказано, что в
применении методики на развитие способности к удержанию статического и динамического равновесий после 2-х месяцев наблюдается тенденция к улучшению показателей, однако между исходными и промежуточными результатами достоверных различий нет (Р>0,05).
По истечении 4 месяцев целенаправленной тренировки вестибулярной устойчивости результаты тестирования у гимнасток 6-7 лет улучшились по сравнению с промежуточными фактически в 2 раза. В обоих тестах статистически достоверны (Р<0,05) различия между исходными и итоговыми результатами, а это доказывает эффективность экспериментальной методики.
1. Андреева Н.О. Показатели развития сенсомоторной координации занимающихся художественной гимнастикой на этапах предварительной базовой и специализированной базовой подготовки [Текст]/ Н.О. Андреева, А.В. Жирнов, В.Н. Болобан // Физическое воспитание студентов. - 2011. - № 4. - С. 6-15.
2. Ажищенко А.А. Развитие координации движений у юных гимнастов на этапе отбора и начальной подготовки [Текст]: Автореф. дисс...канд. пед. наук.- Л., 1987. - 23 с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физической культуры [Текст]. - М.: Просвещение, 1990. - С. 193-204.
4. Белокопытова Ж.А. Теоретико-методические основы спортивного отбора в спортивных видах гимнастики [Текст]: Лекция / Ж.А. Белокопытова. — К. : НУФВСУ, «Науковий свгг», 2004. — 90 с.
5. Белокопытова Ж.А. Развитие координационных способностей у девочек 10-13 лет, занимающихся художественной гимнастикой [Текст]: Учебное пособие / Ж.А. Белокопытова, В.А. Лаврентьева. - К., 2007. - 126 с.
6. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н. А. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.
7. Бондаревский Е.Я. Структура, методы оценки, уровни развития и пути совершенствования равновесия у спортсменов [Текст] : Учеб. пособие для ИФК.- М.: ГЦОЛИФК, 1981. - 55с.
8. Боброва Г.А.Художественная гимнастика в школе [Текст]. - М.: Физкульт ура и спорт, 1978. - 208 с.
9. Винер И.А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой [Текст]: учеб. пособ./ И.А. Винер, Л.А. Карпенко, В.А. Сивицкий; Всероссийская федерация художественной гимнастики; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - М., 2007. - 75 с.
10. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов[Текст] . - М.: Физкультура и спорт, 1988. - С. 111-124.
11. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1986.- 72 с.
12. Жуманова А.С. Динамика развития координации, функции равновесия и силы юных гимнасток [Текст] // Теория и методика физической культуры. - 2010. - №1. - С.150-154.
13. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена [Текст]. - М.:
Физкультура и спорт, 2009 . - 200 с.
14. Зациорский В. М. Биомеханические аспекты сохранения равновесия человеком при внешних возмущающих воздействиях [Текст]: метод. реком. / В. М. Зациорский, Б. И. Прилуцкий. - Москва : [б. и.], 1984. - 49 с..
15. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания [Текст]. - М.:
Просвещение, 1983. - С. 53-58.
16. Кульчицкая Ю.К. Система комплексного контроля в художественной гимнастике (медико-биологические, педагогические и психологические аспекты) [Текст]: монограф. / Ю.К. Кульчицкая, Д.В. Чередниченко. - СПб.: 24-я линия, 2012. - 237 с.
17. Карпенко Л.А. Ключевые аспекты успешной учебно-тренировочной работы по художественной гимнастике [Текст] / Л.А.Карпенко // Культура физическая и здоровье. - 2007. - №4. - С.45-49.
18. Карпенко Л.А. Отбор и начальная подготовка занимающихся художественной гимнастикой: методические рекомендации [Текст]. - Ленинград, 1999 -25 с.
19. Кобяков Ю.П. Тренировка вестибулярного анализатора гимнаста [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 63 с.
20. Коренберг В.Б. Об устойчивости тела в статических позных равновесиях [Текст]// Теория и практика физической культуры: - 1970. - №3. - С. 25¬
28.
21. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физическойкультуры [Текст]: Уч. пособ. для ИФК. - С-Пб. -1999. - С. 67-72.
22. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика [Текст].- М.: Физкультура и спорт, 1982. - 231с.
23. Лях В.И. Координационные способности школьников [Текст]. - Мн.:
Полымя, 1989. - 159 с.
24. Макарова В.И. Изучение функций вестибулярного анализатора у девочек в связи с подготовкой к занятиям гимнастикой [Текст]// Гимнастика.- 1982. - вып.1. - С. 52-53.
25. Матвеев Л.П. Теорияи методика физическойкультуры [Текст]: Учебник для ИФК. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - С.158.
26. Минаева Н.А. Изучение координационных способностей юных гимнастов [Текст]// Материалы шестой республиканской научно¬теоретической конференции. - Ташкент, 1976. - С. 67-70.
27. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике [Текст]. - М.:
Физкультура и спорт, 1989. - С. 156- 160.
28. Попугаев А.И. Панфилов О.П. Роль вестибулярного анализатора в пространственном анализе гимнастических упражнений [Текст] // Теория и практика физической культуры. - 1981. - № 10 . - С. 24-25.
29. Розен И.И. Экспериментальное обследование методов
совершенствования устойчивости гимнасток при выполнении упражнений на бревне [Текст]: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 1971. - 20 с.
30. Сальченко А.Н. Спонтанная и вызванная воздействиями на анализаторы вариативность координации движениями [Текст]// Теория и практика физической культуры. - 1970. - №3 . - С. 34-37.
31. Коц Я.М. Спортивная физиология [Текст]: Учебник для ИФК. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - С. 193- 207.
32. Тараканова В.К. Исследование навыков сохранения равновесия в связи с обоснованием методики обучения гимнастическим упражнениям на бревне [Текст]: Автореф. дис.. канд. пед. наук. - М., - 1966. - 18 с.
33. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика [Текст] (утв. приказом Министерства спорта РФ от 5 февраля 2013 г. № 40).
34. Фарфель В.С. Физиология спорт [Текст]. - Л.: Физкультура и спорт, 1960. - С. 43-49.
35. Фомин Н. А. Основы возрастной физиологии спорта [Текст]. -
Челябинск, 1975. - С. 35-47.
36. Чхаидзе Л.В. Об управлении движениями человека [Текст]. - М.:
Физкультура и спорт, 1975. - С. 36-46.
37. Шансков М.А. Физиологические особенности организма детей
дошкольного и младшего школьного возраста //Физиологические
особенности организма людей разного возраста и их адаптации к физическим нагрузкам (избранные разделы возрастной физиологии) [Текст]: Уч. пособ. для студентов физкультурных, медицинских и педагогических вузов. - С-Пб.- С-ПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1998. - С.18-23.
38. Шлемин А.М. Юный гимнаст [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - С. 112-113.
39. Шорин Г.А. Исследование вестибулярной функции у спортсменов [Текст]// Теория и практика физической культуры. - 1995. - №10. - С. 23-24.