ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ И ДИСЛАЛИЕЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 6
1.1. Звукопроизношение как составляющая внешнего
оформления высказывания 6
1.2. Нарушение звукопроизношения у детей старшего
дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией 12
1.3. Вопросы дифференциальной диагностики дислалии и
минимальных дизартрических проявлений у детей старшего дошкольного возраста 18
ГЛАВА II. ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ И ДИСЛАЛИЕЙ 29
2.1. Методика диагностики звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией 29
2.2 Особенности звукопроизношения у детей старшего
дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией 34
2.3 Специфика логопедической работы над
звукопроизношением при стертой дизартрии и дислалии 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 6
1.1. Звукопроизношение как составляющая внешнего
оформления высказывания 6
1.2. Нарушение звукопроизношения у детей старшего
дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией 12
1.3. Вопросы дифференциальной диагностики дислалии и
минимальных дизартрических проявлений у детей старшего дошкольного возраста 18
ГЛАВА II. ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ И ДИСЛАЛИЕЙ 29
2.1. Методика диагностики звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией 29
2.2 Особенности звукопроизношения у детей старшего
дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией 34
2.3 Специфика логопедической работы над
звукопроизношением при стертой дизартрии и дислалии 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
В настоящее время распространенными речевыми нарушениями среди детей дошкольного возраста являются дислалия и стертая дизартрия. Анализ практики показал, что стертые формы дизартрии довольно часто смешивают с дислалией. Поэтому проблема изучения особенностей звукопроизношения у детей со стертой дизартрией и дислалией является очень актуальной.
Изучением дислалии занимались М.Е. Хватцев (53), О.В. Правдина (39), Ф.Ф. Рау (40), С.С. Ляпидевский (35), Р.Е. Левина (34), О.А. Токарева (45), А.Н. Гвоздев (13) и др.
По дислалией понимают различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи.
Изучению стертой дизартрии посвящены исследования Е.Ф. Соботович (44), Р.И. Мартыновой (31), Г.В. Гуровца (15), Э.Я. Сизовой (43), Э.К. Макаровой (43), Н.В. Серебряковой (29), Л.В. Лопатиной (29).
Стертая дизартрия является одним из наиболее часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции.
Среди разнообразных речевых нарушений в детском возрасте большую трудность для дифференциальной диагностики представляют именно дислалия и стертая дизартрия. Знание современных представлений о симптоматике и механизмах стертой дизартрии и дислалии является чрезвычайно важным для подготовки логопедов к работе с детьми, страдающими такими нарушением.
Стойкие нарушения звукопроизношения вызывают вторичные отклонения в развитии фонематической, лексической и грамматической стороны речи, снижают эффективность школьного обучения детей (Т.Б.
Филичева (49), И.А. Чевелева (49), Г.В. Чиркина (49), Г.В. Гуровец (15), С.И. Маевская (15), P.E. Левина (34), Л.В. Лопатина (29), Н.В. Серебрякова (29), Р.И. Мартынова (31), Л.В. Мелехова (32), Е.Ф. Соботович (44), Т.В. Туманова (51) и др.).
Актуальность нашего исследования заключается в том, что в настоящее время количество детей с нарушениями звукопроизношениями увеличивается и педагоги, и родители должны знать, какие дефекты речи свидетельствуют о ее серьезных нарушениях, а какие являются возрастными.
Ввиду вышеизложенного, мы считаем тему исследования актуальной: «Особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией».
Проблема исследования: каковы особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией.
Цель исследования: определить особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией.
Объект исследования: процесс развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией.
Предмет исследования: особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией.
В качестве гипотезы исследования мы предположили, что у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией наблюдаются особенности звукопроизношения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему изучения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией.
Теоретико-методологическая основа исследования. Проблеме изучение стертой дизартрии и дислалии посвящены работы Е.Ф. Архиповой, Е.Н. Винарской, И.Б. Карелиной, Е.Ф. Соботович, О.А. Токаревой, и др.
В работе используются следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования;
2) эмпирические: педагогический эксперимент (тестирование);
3) метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 57 г. Белгорода.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Изучением дислалии занимались М.Е. Хватцев (53), О.В. Правдина (39), Ф.Ф. Рау (40), С.С. Ляпидевский (35), Р.Е. Левина (34), О.А. Токарева (45), А.Н. Гвоздев (13) и др.
По дислалией понимают различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи.
Изучению стертой дизартрии посвящены исследования Е.Ф. Соботович (44), Р.И. Мартыновой (31), Г.В. Гуровца (15), Э.Я. Сизовой (43), Э.К. Макаровой (43), Н.В. Серебряковой (29), Л.В. Лопатиной (29).
Стертая дизартрия является одним из наиболее часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции.
Среди разнообразных речевых нарушений в детском возрасте большую трудность для дифференциальной диагностики представляют именно дислалия и стертая дизартрия. Знание современных представлений о симптоматике и механизмах стертой дизартрии и дислалии является чрезвычайно важным для подготовки логопедов к работе с детьми, страдающими такими нарушением.
Стойкие нарушения звукопроизношения вызывают вторичные отклонения в развитии фонематической, лексической и грамматической стороны речи, снижают эффективность школьного обучения детей (Т.Б.
Филичева (49), И.А. Чевелева (49), Г.В. Чиркина (49), Г.В. Гуровец (15), С.И. Маевская (15), P.E. Левина (34), Л.В. Лопатина (29), Н.В. Серебрякова (29), Р.И. Мартынова (31), Л.В. Мелехова (32), Е.Ф. Соботович (44), Т.В. Туманова (51) и др.).
Актуальность нашего исследования заключается в том, что в настоящее время количество детей с нарушениями звукопроизношениями увеличивается и педагоги, и родители должны знать, какие дефекты речи свидетельствуют о ее серьезных нарушениях, а какие являются возрастными.
Ввиду вышеизложенного, мы считаем тему исследования актуальной: «Особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией».
Проблема исследования: каковы особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией.
Цель исследования: определить особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией.
Объект исследования: процесс развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией.
Предмет исследования: особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией.
В качестве гипотезы исследования мы предположили, что у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией наблюдаются особенности звукопроизношения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему изучения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией.
Теоретико-методологическая основа исследования. Проблеме изучение стертой дизартрии и дислалии посвящены работы Е.Ф. Архиповой, Е.Н. Винарской, И.Б. Карелиной, Е.Ф. Соботович, О.А. Токаревой, и др.
В работе используются следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования;
2) эмпирические: педагогический эксперимент (тестирование);
3) метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 57 г. Белгорода.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Звукопроизношение, которое представляет собой важную сторону речи, составляет основу речевого процесса. Процесс правильного формирования произношения у детей является особо сложным процессом. Трудности возникают при обучении управления собственными органами речи, восприятия обращенной к ним речи, осуществлении наблюдений за собственной речью, а также речью окружающих. Большинство детей подвержено задержке этого процесса. Нарушения в произношении звуков не устраняются сами по себе, но преодолеваются при правильно построенной коррекционной работе по их исправлению.
Дефекты звукопроизношения могут наблюдаться как при дислалии, так и при стертой дизартрии. В том и другом случае они имеют разную причинную обусловленность, но внешне могут выглядеть одинаково, поэтому необходимо разграничение двух этих речевых расстройств.
У ребенка с дислалией может быть нарушение произношения одного или нескольких звуков, трудных по артикуляции, также нарушения звукопроизношения могут проявляться в отсутствии тех или иных звуков, искажениях звуков или их заменах. Большинство авторов, изучающих проблему звукопроизношения при стертой дизартрии, указывают, что для всех детей характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Распространенность нарушения произношения различных групп звуков у детей характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов и акустической близостью звуков.
В первой главе нами был проведен анализ научной и методической литературы, в ходе которого мы рассмотрели следующие вопросы: звукопроизношения как составляющая внешнего оформления высказывания, нарушение звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией, вопросы дифференциальной диагностики дислалии и минимальных дизартрических проявлений у детей старшего дошкольного возраста.
При исследовании особенностей звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией использовалась методика диагностики звукопроизношения детей Е.Ф. Предлагалась следующая схема обследования: изолированное произнесение; в слогах разной структуры; в словах, где звук занимает разные позиции (отраженно и самостоятельно по картинке); в предложении (отраженно, по картинке, по вопросам). В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста логопедической группы с диагнозом «стертая дизартрия» - 6 человек и «функциональная дислалия» - 6 человек.
При обследовании звукопроизношения у старших дошкольников со стертой дизартрией отмечалось нарушение одного звука ( [р], [л], [с]) или 2-3 звуков сразу ([с] [ш] [р]). При повторении слов отмечались пропуски, замены звуков, чаще всего шипящих и свистящих. При произнесении звука в словах разной слоговой структуры дети справились с называнием слов 1-5 класса, остальные слова вызывали затруднения. Обследование возможности произнесения звука в предложении показало, что при повторении предложений и назывании картинок дети испытывали большие трудности, по сравнению с произнесением изолированных звуков, в слогах и словах.
При исследовании особенностей звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией отмечено то, что дети намного лучше произносят звуки изолированные или в слогах, возникали трудности при стечении согласных, особенно трудным оказалось произношение звуков в предложении и словах, где дети отмечалось наиболее количество нарушений, в виде замен, чаще всего, а также искажений или пропусков звуков.
У старших дошкольников с дислалией и стертой дизартрией отмечены замены, пропуски, искажения звуков. Для детей с дислалией легче называть звуки изолированные и в слогах, для детей с дизартрией может быть характерно, как грубое нарушение при произнесении изолированных звуков, так, наоборот, при употреблении в самостоятельной речи.
Логопедическая работа над звукопроизношением при стертой дизартрии и дислалии имеет специфику. Логопедическая работа при дислалии включает три этапа: подготовительный, этап формирования первичных произносительных умений и навыков, этап формирования коммуникативных умений и навыков; работа при стертой дизартрии включает: первый этап - подготовительный, второй этап - формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Преодоление нарушений звукопроизношения при стертой дизартрии и дислалии опирается на общепедагогические и специфические
логопедические принципы, осуществляется дифференцированно в зависимости от уровня сформированности произносительных навыков, с учетом фонетических условий реализации звуков в речи.
Дефекты звукопроизношения могут наблюдаться как при дислалии, так и при стертой дизартрии. В том и другом случае они имеют разную причинную обусловленность, но внешне могут выглядеть одинаково, поэтому необходимо разграничение двух этих речевых расстройств.
У ребенка с дислалией может быть нарушение произношения одного или нескольких звуков, трудных по артикуляции, также нарушения звукопроизношения могут проявляться в отсутствии тех или иных звуков, искажениях звуков или их заменах. Большинство авторов, изучающих проблему звукопроизношения при стертой дизартрии, указывают, что для всех детей характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Распространенность нарушения произношения различных групп звуков у детей характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов и акустической близостью звуков.
В первой главе нами был проведен анализ научной и методической литературы, в ходе которого мы рассмотрели следующие вопросы: звукопроизношения как составляющая внешнего оформления высказывания, нарушение звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией, вопросы дифференциальной диагностики дислалии и минимальных дизартрических проявлений у детей старшего дошкольного возраста.
При исследовании особенностей звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией использовалась методика диагностики звукопроизношения детей Е.Ф. Предлагалась следующая схема обследования: изолированное произнесение; в слогах разной структуры; в словах, где звук занимает разные позиции (отраженно и самостоятельно по картинке); в предложении (отраженно, по картинке, по вопросам). В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста логопедической группы с диагнозом «стертая дизартрия» - 6 человек и «функциональная дислалия» - 6 человек.
При обследовании звукопроизношения у старших дошкольников со стертой дизартрией отмечалось нарушение одного звука ( [р], [л], [с]) или 2-3 звуков сразу ([с] [ш] [р]). При повторении слов отмечались пропуски, замены звуков, чаще всего шипящих и свистящих. При произнесении звука в словах разной слоговой структуры дети справились с называнием слов 1-5 класса, остальные слова вызывали затруднения. Обследование возможности произнесения звука в предложении показало, что при повторении предложений и назывании картинок дети испытывали большие трудности, по сравнению с произнесением изолированных звуков, в слогах и словах.
При исследовании особенностей звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией отмечено то, что дети намного лучше произносят звуки изолированные или в слогах, возникали трудности при стечении согласных, особенно трудным оказалось произношение звуков в предложении и словах, где дети отмечалось наиболее количество нарушений, в виде замен, чаще всего, а также искажений или пропусков звуков.
У старших дошкольников с дислалией и стертой дизартрией отмечены замены, пропуски, искажения звуков. Для детей с дислалией легче называть звуки изолированные и в слогах, для детей с дизартрией может быть характерно, как грубое нарушение при произнесении изолированных звуков, так, наоборот, при употреблении в самостоятельной речи.
Логопедическая работа над звукопроизношением при стертой дизартрии и дислалии имеет специфику. Логопедическая работа при дислалии включает три этапа: подготовительный, этап формирования первичных произносительных умений и навыков, этап формирования коммуникативных умений и навыков; работа при стертой дизартрии включает: первый этап - подготовительный, второй этап - формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Преодоление нарушений звукопроизношения при стертой дизартрии и дислалии опирается на общепедагогические и специфические
логопедические принципы, осуществляется дифференцированно в зависимости от уровня сформированности произносительных навыков, с учетом фонетических условий реализации звуков в речи.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Развитие просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии на занятиях логоритмикойВладимирский государственный университет
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Формирование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на занятиях по логоритмике
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией с использованием сюжетно-ролевых игр
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - Сравнительное изучение нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и дислалией
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией с использованием
сюжетно-ролевых игр
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе конструирования из природного материала (Елецкий государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019



