ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 6
1.1. Звукопроизношение как составляющая внешнего
оформления высказывания 6
1.2. Нарушение звукопроизношения у детей старшего
дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией 12
1.3. Вопросы дифференциальной диагностики дислалии и
минимальных дизартрических проявлений у детей старшего дошкольного возраста 18
ГЛАВА II. ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ И ДИСЛАЛИЕЙ 29
2.1. Методика диагностики звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией 29
2.2 Особенности звукопроизношения у детей старшего
дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией 34
2.3 Специфика логопедической работы над
звукопроизношением при стертой дизартрии и дислалии 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
В настоящее время распространенными речевыми нарушениями среди детей дошкольного возраста являются дислалия и стертая дизартрия. Анализ практики показал, что стертые формы дизартрии довольно часто смешивают с дислалией. Поэтому проблема изучения особенностей звукопроизношения у детей со стертой дизартрией и дислалией является очень актуальной.
Изучением дислалии занимались М.Е. Хватцев (53), О.В. Правдина (39), Ф.Ф. Рау (40), С.С. Ляпидевский (35), Р.Е. Левина (34), О.А. Токарева (45), А.Н. Гвоздев (13) и др.
По дислалией понимают различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи.
Изучению стертой дизартрии посвящены исследования Е.Ф. Соботович (44), Р.И. Мартыновой (31), Г.В. Гуровца (15), Э.Я. Сизовой (43), Э.К. Макаровой (43), Н.В. Серебряковой (29), Л.В. Лопатиной (29).
Стертая дизартрия является одним из наиболее часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции.
Среди разнообразных речевых нарушений в детском возрасте большую трудность для дифференциальной диагностики представляют именно дислалия и стертая дизартрия. Знание современных представлений о симптоматике и механизмах стертой дизартрии и дислалии является чрезвычайно важным для подготовки логопедов к работе с детьми, страдающими такими нарушением.
Стойкие нарушения звукопроизношения вызывают вторичные отклонения в развитии фонематической, лексической и грамматической стороны речи, снижают эффективность школьного обучения детей (Т.Б.
Филичева (49), И.А. Чевелева (49), Г.В. Чиркина (49), Г.В. Гуровец (15), С.И. Маевская (15), P.E. Левина (34), Л.В. Лопатина (29), Н.В. Серебрякова (29), Р.И. Мартынова (31), Л.В. Мелехова (32), Е.Ф. Соботович (44), Т.В. Туманова (51) и др.).
Актуальность нашего исследования заключается в том, что в настоящее время количество детей с нарушениями звукопроизношениями увеличивается и педагоги, и родители должны знать, какие дефекты речи свидетельствуют о ее серьезных нарушениях, а какие являются возрастными.
Ввиду вышеизложенного, мы считаем тему исследования актуальной: «Особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией».
Проблема исследования: каковы особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией.
Цель исследования: определить особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией.
Объект исследования: процесс развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией.
Предмет исследования: особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией.
В качестве гипотезы исследования мы предположили, что у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией наблюдаются особенности звукопроизношения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему изучения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией.
Теоретико-методологическая основа исследования. Проблеме изучение стертой дизартрии и дислалии посвящены работы Е.Ф. Архиповой, Е.Н. Винарской, И.Б. Карелиной, Е.Ф. Соботович, О.А. Токаревой, и др.
В работе используются следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования;
2) эмпирические: педагогический эксперимент (тестирование);
3) метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 57 г. Белгорода.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Звукопроизношение, которое представляет собой важную сторону речи, составляет основу речевого процесса. Процесс правильного формирования произношения у детей является особо сложным процессом. Трудности возникают при обучении управления собственными органами речи, восприятия обращенной к ним речи, осуществлении наблюдений за собственной речью, а также речью окружающих. Большинство детей подвержено задержке этого процесса. Нарушения в произношении звуков не устраняются сами по себе, но преодолеваются при правильно построенной коррекционной работе по их исправлению.
Дефекты звукопроизношения могут наблюдаться как при дислалии, так и при стертой дизартрии. В том и другом случае они имеют разную причинную обусловленность, но внешне могут выглядеть одинаково, поэтому необходимо разграничение двух этих речевых расстройств.
У ребенка с дислалией может быть нарушение произношения одного или нескольких звуков, трудных по артикуляции, также нарушения звукопроизношения могут проявляться в отсутствии тех или иных звуков, искажениях звуков или их заменах. Большинство авторов, изучающих проблему звукопроизношения при стертой дизартрии, указывают, что для всех детей характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Распространенность нарушения произношения различных групп звуков у детей характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов и акустической близостью звуков.
В первой главе нами был проведен анализ научной и методической литературы, в ходе которого мы рассмотрели следующие вопросы: звукопроизношения как составляющая внешнего оформления высказывания, нарушение звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией, вопросы дифференциальной диагностики дислалии и минимальных дизартрических проявлений у детей старшего дошкольного возраста.
При исследовании особенностей звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией использовалась методика диагностики звукопроизношения детей Е.Ф. Предлагалась следующая схема обследования: изолированное произнесение; в слогах разной структуры; в словах, где звук занимает разные позиции (отраженно и самостоятельно по картинке); в предложении (отраженно, по картинке, по вопросам). В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста логопедической группы с диагнозом «стертая дизартрия» - 6 человек и «функциональная дислалия» - 6 человек.
При обследовании звукопроизношения у старших дошкольников со стертой дизартрией отмечалось нарушение одного звука ( [р], [л], [с]) или 2-3 звуков сразу ([с] [ш] [р]). При повторении слов отмечались пропуски, замены звуков, чаще всего шипящих и свистящих. При произнесении звука в словах разной слоговой структуры дети справились с называнием слов 1-5 класса, остальные слова вызывали затруднения. Обследование возможности произнесения звука в предложении показало, что при повторении предложений и назывании картинок дети испытывали большие трудности, по сравнению с произнесением изолированных звуков, в слогах и словах.
При исследовании особенностей звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией отмечено то, что дети намного лучше произносят звуки изолированные или в слогах, возникали трудности при стечении согласных, особенно трудным оказалось произношение звуков в предложении и словах, где дети отмечалось наиболее количество нарушений, в виде замен, чаще всего, а также искажений или пропусков звуков.
У старших дошкольников с дислалией и стертой дизартрией отмечены замены, пропуски, искажения звуков. Для детей с дислалией легче называть звуки изолированные и в слогах, для детей с дизартрией может быть характерно, как грубое нарушение при произнесении изолированных звуков, так, наоборот, при употреблении в самостоятельной речи.
Логопедическая работа над звукопроизношением при стертой дизартрии и дислалии имеет специфику. Логопедическая работа при дислалии включает три этапа: подготовительный, этап формирования первичных произносительных умений и навыков, этап формирования коммуникативных умений и навыков; работа при стертой дизартрии включает: первый этап - подготовительный, второй этап - формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Преодоление нарушений звукопроизношения при стертой дизартрии и дислалии опирается на общепедагогические и специфические
логопедические принципы, осуществляется дифференцированно в зависимости от уровня сформированности произносительных навыков, с учетом фонетических условий реализации звуков в речи.
1. Аванесов, Р.И. Фонетика современного русского литературного языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/342114/
2. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений [Текст]. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие [Текст]. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 143 с.
4. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст]. - М.: Астрель, 2008. - 254 с.
5. Ахутина, Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст]. - М., 2012. - 218 с.
6. Беккер, К.П., Совак, М. Логопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/175009/
7. Бельтюков, В.И., Салахова, А.Д. Об усвоении ребенком звуковой
(фонемной) системы языка [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.twirpx.com/file/257035/
8. Богородицкий В.А. Фонетика русского языка в свете экспериментальных
данных [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //elibrary.ru/item.asp?id=25625786
9. Бодуэн де Куртенэ, И.А. Избранные труды по общему языкознанию [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/280513/
10. Винокур, Г.О. Избранные работы по русскому языку [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://danefae.org/lib/vinokur/1959/forma.htm
11. Винарская, Е.Н., Богомазов, Г.М. Возрастная фонетика [Текст]. - М.: АСТ, Астрель, 2005. - 208 с.
12. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http: //elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=vygotsky_ss -v-
6tt_t2_1982&bookhl=
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]. - М.: Детсво-Пресс, 2007. - 321 с.
14. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.libros.am/book/read/id/325096/slug/izbrannye-
trudy-po-yazykoznaniyu
15. Гуровец, Г.В., Маевская, С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newreferat.com/ref-47244-7.html
16. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детейс церебральным параличом - Хрестоматия по логопедии. Раздел 3 - Дизартрии [Текст]. - М.: ВЛАДОС,1997. - 136 с.
17. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков [Текст]. - М.: Просвещение, 1996. - 214 с
18. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст]/ И.А. Зимняя. - М., 2001. - 432 с.
19. Зиндер Л.Р. Общая фонетика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.studmed.ru/docs/document22226/content
20. Карелина, И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии [Текст]// Дефектология. - 1996. - №5. - С.10-13.
21. Касевич, В.Б. Введение в языкознание Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования [Текст]. - М.: Академия, 2011. - 240 с.
22. Кацнельсон, С.Д. Типология языка и речевое мышление [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/562981/
23. Киселева, В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов [Текст]. - М.: Школьная пресса, 2007. - 264 с.
24. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. [Текст]/ Леонтьев А.А. - М.: Смысл, 2008. - 365 с.
25. Лепская, Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/374281/
26. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст]/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
27. Лопатина, Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения [Текст] // Материалы конференции "Реабилитация пациентов с расстройствами речи. - Спб., 2000.
- С 177-182.
28. Лопатина, Л.В. Система дифференцированной коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией [Текст].
- СПб., 2005. - 98 с.
29. Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие [Текст]/ Л.В. Лопатина, Серебрякова Н.В. - Спб.: СОЮЗ, 2000. - 192 с.
30. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики [Текст]. - М., 2009. - 256 с.
31. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/104035/
32. Мелехова, Л.В. Дифференциация дислалии. Очерки по патологии речи и
голоса [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //studopedia.su/15_53139_l-v-melehova.html
33. Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь [Текст].
- М., 2002. - 637 с.
34. Основы теории и практики логопедии [Текст]/ Под ред. Р.Е. Левиной [Текст]. - М., 2008. - 287 с
35. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.studfiles.ru/preview/2419645/
36. Пискунов, А.М. Анатомо-физиологическиеосновы и терапия косноязычия
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://library.gpntb.ru/cgi-
bin/irbis64r_simplesite/cgiirbis_64 .exe
37. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 448 с.
38. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст]/ Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
39. Правдина, О.В. Логопедия: учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0001/2_0001 -70.shtml
40. Рау, Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studopedia.nstu.xyz/8-
22879.html
41. Российская, Е.Н., Гаранина, Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс [Текст]. - М.: АРКТИ, 2003. - 104 с.
42. Семенова, К.А., Мастюкова, Е.М., Смуглин, М. Я. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии / Логопедия. Методическое наследие [Текст]/ Под ред. Л. С. Волковой. Кн.1, часть2. -М., 2003. - С. 103¬118.
43. Сизова, Э.Я., Макарова, Э.К. О механизме бокового сигматизма //
Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www. webkursovik.ru/kartgotrab .asp?id=29166
44. Соботович, Е.Ф., Чернопольская, А. Ф.. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0021/2-0021-1.shtml
45. Токарева, О.А. Функциональные дислалии. В кн.: Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studfiles.rU/preview/1633439/page:15/
46. Томсон, А.И. Общее языковедение [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://books.e -heritage.ru/bo ok/10085575
47. Федосова, О.Ю. Дифференциальный подход к диагностике легкой степени
дизартрии [Текст]// Логопед в детском саду. - М.: Коррекционная
педагогика. -2004. - № 3. - С. 48-54
48. Федосова, О.Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью
дизартрии [Текст]// Логопед в детском саду. - М.: Коррекционная
педагогика. - 2004. - № 1. - С. 4-13.
49. Фердинанд де Соссюр. Курс общей лингвистики. 3-е изд 2004. - М., 2006. - 234 с.
50. Филичева, Т.Б. и др. Основы логопедии: / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева,
Г.В. Чиркина [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://pedlib.rU/Books/2/0032/2_0032-1.shtml
51. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей [Текст]. - М.: ГНОМ и Д, 2000. - 80 с
52. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1275481/
53. Хватцев, М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. М., 2009.- 299 с.
54. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download
/html/?book=scherba_yazykovaya-sistema--deyatelnost_1974&bookhl
55. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1620230/page:54/