Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования концептов в художественной
картине мира 6
1.1 Языковая картина мира как объект лингвистических исследований 6
1.2 Художественная картина мира как особый способ отражения
действительности 1 Ошибка! Закладка не определена.
1.3 Понятие концепта в лингвистике 18
1.4 Концепт в художественной картине мира 23
1.5 Методы концептуального анализа произведения 25
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Концепт «выбор» в произведении Уильяма Стайрона «Выбор
Софи» 33
2.1 Вербальная объективация и функционирование концепта «выбор» в
художественной картине мира 33
2.2 Понятийная составляющая концепта «выбор» 41
2.3 Ценностная составляющая концепта «выбор» 48
2.4 Образная составляющая концепта «выбор» 5Ошибка! Закладка не
определена.
Выводы по главе 2 56
Заключение 58
Литературный список 61
Лингвистические исследования последних лет, посвященные глубинному пониманию языковых особенностей, ставят на первое место взаимоотношения человека и окружающего мира, связь человека, мышления и социокультурных факторов, что приводит к активному обсуждению феноменологических особенностей языковой картины мира, ее статуса, признаков, структуры, способов проявления, соотношения индивидуального и коллективного. Язык является способом репрезентации знаний о мире, что и заставляет антропоцентрическую лингвистику обратится к вопросам взаимодействия языка и мышления, а также мировосприятия той или иной нации.
Языковая картина мира представляет собой определенным способом концептуализированную картину мира в определенной лингвокультуре, которая является совокупностью организованных концептов. Концепт, будучи единицей ментального лексикона, несет в себе сведения о мире, отраженные в сознании человека и вербализуемые всеми элементами той или иной национальной языковой системы (Воркачев, 2014).
Любой концепт в первую очередь реализуется посредством слова, которое его эксплицирует. В рамках художественного произведения такое слово часто является ключевым. Смысловая структура художественного целого может быть обнаружена в концептуальной информации, которую можно семантически вывести из всего текста, именно поэтому для определения смысловой структуры необходимо интерпретировать базовый концепт литературного произведения. Очевидным является и тот факт, что использование автором определенных языковых средств не случайно. Знания, которые имплицитно содержатся в языковых знаках, могут способствовать постижению высшего смысла, заложенного в самом произведении. Слово представляет собой знак, символ, семиотическую формулу, которая может быть выведена на основании мировоззрения того или иного народа, т.к. в слове в закодированном виде содержится его родословная. Все это и обуславливает актуальность настоящей дипломной работы.
Цель работы заключается в изучении лингвистических особенностей репрезентации концепта «выбор» в романе Уильяма Стайрона «Выбор Софи».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть языковую картину мира как объект лингвистических исследований;
2) выявить особенности художественной картины мира как особого способа отражения действительности;
3) рассмотреть понятие концепта в лингвистике;
4) выявить особенности функционирования концепта в художественной картине мира;
5) описать способы вербальной объективации и функционирования концепта «выбор» в художественной картине мира;
6) проанализировать понятийную составляющую концепта «выбор» в произведении Уильяма Стайрона «Выбор Софи»;
7) проанализировать ценностную составляющую концепта «выбор» в произведении Уильяма Стайрона «Выбор Софи»»;
8) проанализировать образную составляющую концепта «выбор» в произведении Уильяма Стайрона «Выбор Софи».
Объект исследования - лексико-семантические средства, репрезентирующие концепт «выбор» в произведении Уильяма Стайрона «Выбор Софи».
Предмет исследования - концептосфера романа Уильяма Стайрона «Выбор Софи».
Материалом для исследования послужило произведение Уильяма Стайрона «Выбор Софи».
В качестве методов исследования мы выбрали следующие: описательный, метод концептуального анализа, метод анализа словарных дефиниций, аналитический метод.
Для теоретической базы в своем исследовании мы опирались на труды таких лингвистов, как Ю.Д. Апресян, С.А. Аскольдов, Н.Н. Болдырев, Г.А. Брутян, А. Вежбицкая, С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов, Н.Г. Комлев, О.А. Корнилов, Е.С. Кубрякова, Д.С. Лихачев, В.А. Маслова, Л.В. Миллер, З.Д. Попова, И.А. Стернин, Г. Хойер и др.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные данные могут применяться в процессе разработки таких основополагающих вопросов современной лингвистической и когнитивной науки, как национально-культурная специфика концептов, уточнение терминологического аппарата и методик исследования языковых единиц в рамках когнитивной лингвистики и лингвокультурологии, а также исследований художественной картины мира.
Практическая значимость сводится к тому, что основные положения настоящей дипломной работы могут быть использованы в процессе разработки и проведения спецкурсов по лингвистике, психолингвистике, в практике преподавания английского языка, при написании дипломных и курсовых работ. Материалы практической части дипломной работы могут быть использованы при составлении учебных пособий для студентов лингвистически специальностей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы.
Изучение теоретических источников по теме исследования, а также проведение практического анализа концепта «выбор» в художественной картине мира романа У. Стайрона «Выбор Софи» позволяет нам сделать следующие выводы:
1) Языковая картина мира представляет собой исторически сложившуюся в обыденном сознании определенного языкового сообщества и отраженную в языке совокупность представлений о мире, определенный способ концептуализации действительности. Проявление языковой картины мира можно наблюдать на всех уровнях языковой системы: в словах, формативах, средствах связи между предложениями, синтаксических конструкциях. Каждый язык членит мир определенным образом, что обуславливает различное понимание одних и тех же явлений действительности.
2) Художественная картина мира представляет собой картину мира произведения, которая может отличаться от картины мира того или иного общества, что обусловлено ее образно-эмоциональным, эстетическим и этическим способов освоения действительности, а также мировосприятием автора и необходимостью оказывать нравственное воздействие на адресата. Художественная картина мира пересекается с языковой в том плане, что их ядерными элементами являются концепты, в которых проявляется мировосприятие народа.
3) Концепт - это ключевой элемент культуры, вобравший в себя опыт народа-носителя языка. Также под концептом можно понимать значения слов, которые переосмыслены в зависимости от контекста, в результате чего концепты получают добавочный смысл и показывают не только общее отношение народа в тем или иным предметам и явлениям действительности, но и индивидуальное восприятие, которое и является добавочным смыслом.
4) В художественных произведениях концепты передают авторское восприятие языковой картины мира, которую в данном случае можно считать картиной мира произведения либо авторской картиной мира.
5) На современном этапе существуют различные подходы к анализу концептов. В рамках настоящей дипломной работы мы остановились на следующем анализе:
- определение базового концепта и его приядерных элементов;
- рассмотрение способов вербализации концепта в рамках выбранного произведения;
- дефиниционный анализ концепта и сравнение словарных значений со значениями в романе;
- выявление ценностной составляющей концепта;
- выявление образной составляющей концепта.
5) Концепт выбор вербализуется в романе «Выбор Софи» при помощи лексической единицы choice, которая является базовой. Приядерную зону концепта составляют следующие единицы: selection, decision, variety. К периферии концепта относятся такие единицы, как alternative, desire, wish,
favourite, will, possibility, pleasure, like. Кроме этого периферию концепта составляют целые синтаксические конструкции, в которых сам концепт «выбор» не выражен вербально, однако просматривается смысл выбора.
6) Понятийная составляющая концепта «выбор» в художественной картине мира произведения отличается от данных, имеющихся в лексикографических источниках, что обусловлено содержанием произведения. Итак, выбор в романе представлен как нечто страшное, что человек должен сделать по принуждению, просто потому что у него нет другого выхода, т.е. можно говорить о том, что выбор по сути - это отсутствие выбора.
7) Ценностная составляющая концепта «выбор» в рассматриваемом романе является негативной, т.к. сюжет романа сводится к тому периоду в
истории, когда была война и нацисты уничтожали людей. Нацисты ставили людей в ситуацию выбора, однако решение, которое необходимо было принять, иногда казалось безумным и немыслимым. Также мы выявили немногочисленные случаи, когда выбор представлен с положительной стороны, однако здесь речь не идет о свободе выбора, а скорее об удаче.
8) Образная составляющая концепта «выбор» в романе представлена шестью образ-схемами, к которым относятся следующие: something horrible, unpleasant or wrong decision, despair, limited variety, the right to choose, fortune’s gift. Данные образ-схемы отражают определенную модель для когнитивной интерпретации концепта «выбор». Данная модель в произведении является негативной, сводится к чему-то ужасному, ситуации безысходности, принятию единственно правильных решений в данной ситуации, но в целом неправильных решений, о которых потом сожалеется.
1. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики / Н.Ф. Алефиренко. - М.: «Гнозис», 2015. - 357 с.
2. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного анализа // Вопросы языкознания. - М., 2014. - №1. - 98 с.
3. Аскольдов С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. - М.,
2012. - 279 с.
4. Аюпова С.Б. Дискурс художественной литературы и языковая
художественная картина мира // Дискурс: проблемы функционирования, анализа, интерпретации: Мат-лы Междунар. заочной науч. конф. (г. Караганда, 20 апреля 2009 г.). - Караганда: Центр гуманитарных
исследований, 2009. - С. 83 - 87.
5. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. - Екатеринбург, 2012. - 317 с.
6. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2012. - 103 с.
7. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии / Н.Н. Болдырев. - Тамбов: Издательство Тамбовского университета, 2011. - 123 с.
8. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. - М., 2016. - 466 с.
9. Брутян Г.А. Язык и картина мира // НДВШ. Филос. науки. - М.,
2013. - №1. - С.107 - 114.
10. Бутакова Л.О. Авторское сознание в поэзии и прозе: когнитивное моделирование: Монография. - Барнаул, 2011. - 218 с.
11. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. - М.: Языки славянской культуры, 2011. - 387 с.
12. Володина Н.В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения. - М.: Наука, 2014. - 213 с.
13. Волоцкая З.М., Головачева А.В. Языковая картина мира и картина мира в текстах загадок // Малые формы фольклора: сб. ст. - М., 2015. - С. 218 - 244.
14. Воркачев С.Г. Методологические основания лингвоконцептологии
// Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. 3: Аспекты
метакоммуникативной деятельности. - Воронеж, 2012. - 278 с.
15. Гиздатов Г.Г. Когнитивные модели в речевой деятельности. - Алматы: Гылым, 2011. - 218 с.
16. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. - М.: Прогресс, 2015. - 450 с.
17. Иванова Е.В. О гнездах, коровах и крае земли (О реконструкции языковой картины мира) / Статья Вестник СПбГУ. Сер. 9. - СПб, 2014. - Вып. 1. - С. 136 - 143.
18. Залевская А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта. Слово. Текст / А.А. Залевская. - М: Гнозис, 2014. - 543 с.
19. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. - М.: Гнозис, 2014. - 386 с.
20. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. - М.: Наука, 2012. - 356 с.
21. Колесов В.В. Язык и ментальность. - СПб: Наука, 2014. - 315 с.
22. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. - М.: Наука, 2012. - 140 с.
23. Комлев Н.Г. Концепты содержательной структуры слова. - М.: МГУ, 2013. - 411 с.
24. Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. - М., 2013. - 115 с.
25. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общей редакцией
Е.С. Кубряковой. - М.: Издательство Московского государственного
университета Москва, 2011. - 245 с.
26. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца ХХ века: сб. ст. - М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2015. - 228 с.
27. Ли В.С. Когнитивно-дискурсивный аспект категории пропозитивности в современном русском языке. - Алмааты: Казак. университет, 2014. - 341 с.
28. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев // Известия РАН. - СЛЯ, 2012. - 139 с.
29. Ляпин С.Х. Концептология: к становлению подхода // Концепты. Вып. 1. - Архангельск, 2013. - 214 с.
30. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. - Мн.: Тетрасистемс, 2012. - 259 с.
31. Мейлах Б.С. Философия искусства и художественная картина мира // Вопросы философии. - М., 2013. - №7. - С. 116 - 125.
32. Миллер Л.В. Художественная картина мира и мир художественных текстов. - СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2013. - 156 с.
33. Ожгихина Е.С. Концептуальный анализ рекламного текста с
позиции гендера: на материале современного английского языка:
диссертация кандидата филологических наук: 10.02.04 / Е.С. Ожгихина. - Уфа, 2006. - 192 с.
34. Попова З.Д. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - М.: АСТ: Восток - Запад. - 2015. - 315 с.
35. Попова З.Д., Стернин И.А. Общее языкознание: Учеб. пособие для вузов. - М., 2016. - 235 с.
36. Серебрянников Б.А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и мышление. - М., 2011. - 198 с.
37. Скурту Н.П. Искусство и картина мира. - Кишенев: Штиинца. - 2010. - 86 с.
38. Степанов Ю.С. Концепт // Константы: Словарь русской культуры: Опыт исследования. - М., 2014. - 211 с.
39. Хойер, Г. Антропологическая лингвистика // Зарубежная лингвистика. - М.: Прогресс, 2013. - 219 с.
40. Чернышева Т.Л. Художественная картина мира, экологическая ниша и научная фантастика // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. - СПб.: Наука, 2014. - С. 55 - 74.
41. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира. - М.: Гнозис, 2014. - 343 с.
42. Gibbs R.W. The Cognitive psychological reality of image schemas and their transformations / R.W. Gibbs // Cognitive linguistics: basic readings. - Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 2016. - 241 p.
43. Johnson M. The Body in the Mind: The Bodily Basis of Cognition. - Chicago: University of Chicago Press, 2010. - 272 р.
44. Styron W. Sophie’s choice. - New York, 2010. - 361 p.
45. Whorf B.L. Language, thought and reality: Selected writings of Benjamin Lee Whorf. Ed. John B. Carroll. - New York: Wiley, 2016. - 359 p.
46. Wordsmith Dictionary online [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.wordsmyth.net. - Date of access: 01.04.2018.