ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку
1.1. Сущность понятия «коммуникативные универсальные
учебные действия» в педагогической литературе 9
1.2. Внеурочная деятельность и ее возможности в формировании
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 16
1.3. Особенности формирования коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности 22
Глава 2. Методические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку
2.1. Анализ опыта учителей по проблеме исследования 29
2.2. Описание экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности по
русскому языку 33
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение 60
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку
1.1. Сущность понятия «коммуникативные универсальные
учебные действия» в педагогической литературе 9
1.2. Внеурочная деятельность и ее возможности в формировании
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 16
1.3. Особенности формирования коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности 22
Глава 2. Методические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку
2.1. Анализ опыта учителей по проблеме исследования 29
2.2. Описание экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности по
русскому языку 33
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение 60
В настоящее время перед школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в высокоразвитой информационной среде, к постоянному саморазвитию и возможности получения дальнейшего образования, в том числе и с использованием современных информационных технологий обучения. Потребность общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) учащихся, являющихся одной из основных составляющих универсальных учебных действий, или умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, обусловила научные исследования в этой области.
Важность развития коммуникативных универсальных учебных действий для учащегося очень важна, так как коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Основные тенденции развития данного направления в отечественной и зарубежной науке, а также различные подходы к решению данной проблемы, рассмотрены в многочисленных работах В. А. Канн-Калика, Л.А. Петровской, Г.М. Андреевой, П.Я. Гальперина, А.А. Леонтьева, К.В. Анисимовой и др. Они стали основой для разработки педагогических аспектов проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Актуальность данной темы нашла отражение в основных нормативных документах Российской Федерации в области образования, таких как Закон «Об образовании», Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, Модель «Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики», а также в требованиях Федерального образовательного стандарта. В соответствии с ФГОС основной результат образования рассматривается на основе системно¬деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития за счет освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов.
С точки зрения А.Г. Асмолова, коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (Асмолов, 2011, 42).
Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках по русскому языку предполагает освоение первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, а также формирование понятий о языке как основе национального самосознания, понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и других УУД. Средствами только урочной деятельности трудно решать данные задачи, для чего используются ресурсы внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной. Она направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Вопросы формирования коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности освещены в работах Асмолова А.Г., Балашовой А.И., Воровщикова С.Г., Гришкевич И.Е., Ефросининой Л.А., Жирковой В.С., Клубович О.В., Кухтинской И.В., Леоновой Е.В., Локтионовой И.Ю., Осмаловой И.В., Окуневой Н.Ф., Осмоловской И.М., Поливановой К.Н., Савенко А.И., Шакиной Г.В. и др.
В настоящее время возникает противоречие между необходимостью формировать коммуникативные универсальные учебные действия в процессе внеурочной деятельности по русскому языку и недостаточной методической оснащенностью этого вопроса.
Сформулированное противоречие определило тему исследования: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку».
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности по русскому языку.
Решение указанной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка будет успешным, если:
1. Используется работа в парах и группах как основных формах организации внеурочной деятельности, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
2. Используемые приемы работы по организации внеурочной деятельности носят коммуникативную направленность.
Сформулированные проблема, объект, предмет и цель исследования предполагали решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Изучить лингвистическую, методическую и педагогическую литературу по теме исследования и выявить степень её теоретической разработанности.
2. Рассмотреть и проанализировать опыт учителей и методистов по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку.
3. Организовать экспериментальную работу по предмету исследования в начальных классах.
Методологической основой исследования стали работы исследователей в рамках личностного подхода (Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Д. Шадрикова, Т.И. Шамовой и других), диалогического подхода (Ф.Е. Василюк, А.Ф. Копьева, Е.Т. Соколовой, Т.А. Флоренской, А.У. Хараш и других), а также работы авторов, рассматривающих особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий (С.Г. Воровщикова, И.Е. Гришкевича, Л.А. Ефросининой, В.С. Жирковой, О.В. Клубович и др.).
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение
педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий этапы); методы количественной и качественной обработки результатов.
Практическая значимость определяется тем, что предложенные задания и упражнения могут быть рекомендованы учителям начальных классов в целях совершенствования работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, библиографического списка, заключения, приложений.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, ее разработанность в современной педагогической науке, определяются объект и предмет исследования, формулируется рабочая гипотеза, ставятся задачи, определяются методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку» раскрывается сущность понятия «коммуникативные универсальные учебные действия» в педагогической литературе, рассматривается внеурочная деятельность и ее возможности в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, определяются особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности.
Во второй главе «Методические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку» проведен анализ опыта учителей по проблеме исследования, а также дано описание экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, изложены выводы и результаты исследования.
Список использованной литературы содержит 43 наименования источников. Содержание работы изложено на 60 страницах.
Представленные в исследовании материалы имеют определенную практическую значимость для учителей начальных классов и студентов соответствующих специальностей и направлений подготовки.
Важность развития коммуникативных универсальных учебных действий для учащегося очень важна, так как коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Основные тенденции развития данного направления в отечественной и зарубежной науке, а также различные подходы к решению данной проблемы, рассмотрены в многочисленных работах В. А. Канн-Калика, Л.А. Петровской, Г.М. Андреевой, П.Я. Гальперина, А.А. Леонтьева, К.В. Анисимовой и др. Они стали основой для разработки педагогических аспектов проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Актуальность данной темы нашла отражение в основных нормативных документах Российской Федерации в области образования, таких как Закон «Об образовании», Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, Модель «Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики», а также в требованиях Федерального образовательного стандарта. В соответствии с ФГОС основной результат образования рассматривается на основе системно¬деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития за счет освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов.
С точки зрения А.Г. Асмолова, коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (Асмолов, 2011, 42).
Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках по русскому языку предполагает освоение первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, а также формирование понятий о языке как основе национального самосознания, понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и других УУД. Средствами только урочной деятельности трудно решать данные задачи, для чего используются ресурсы внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной. Она направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Вопросы формирования коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности освещены в работах Асмолова А.Г., Балашовой А.И., Воровщикова С.Г., Гришкевич И.Е., Ефросининой Л.А., Жирковой В.С., Клубович О.В., Кухтинской И.В., Леоновой Е.В., Локтионовой И.Ю., Осмаловой И.В., Окуневой Н.Ф., Осмоловской И.М., Поливановой К.Н., Савенко А.И., Шакиной Г.В. и др.
В настоящее время возникает противоречие между необходимостью формировать коммуникативные универсальные учебные действия в процессе внеурочной деятельности по русскому языку и недостаточной методической оснащенностью этого вопроса.
Сформулированное противоречие определило тему исследования: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку».
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности по русскому языку.
Решение указанной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка будет успешным, если:
1. Используется работа в парах и группах как основных формах организации внеурочной деятельности, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
2. Используемые приемы работы по организации внеурочной деятельности носят коммуникативную направленность.
Сформулированные проблема, объект, предмет и цель исследования предполагали решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Изучить лингвистическую, методическую и педагогическую литературу по теме исследования и выявить степень её теоретической разработанности.
2. Рассмотреть и проанализировать опыт учителей и методистов по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку.
3. Организовать экспериментальную работу по предмету исследования в начальных классах.
Методологической основой исследования стали работы исследователей в рамках личностного подхода (Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Д. Шадрикова, Т.И. Шамовой и других), диалогического подхода (Ф.Е. Василюк, А.Ф. Копьева, Е.Т. Соколовой, Т.А. Флоренской, А.У. Хараш и других), а также работы авторов, рассматривающих особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий (С.Г. Воровщикова, И.Е. Гришкевича, Л.А. Ефросининой, В.С. Жирковой, О.В. Клубович и др.).
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение
педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий этапы); методы количественной и качественной обработки результатов.
Практическая значимость определяется тем, что предложенные задания и упражнения могут быть рекомендованы учителям начальных классов в целях совершенствования работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, библиографического списка, заключения, приложений.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, ее разработанность в современной педагогической науке, определяются объект и предмет исследования, формулируется рабочая гипотеза, ставятся задачи, определяются методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку» раскрывается сущность понятия «коммуникативные универсальные учебные действия» в педагогической литературе, рассматривается внеурочная деятельность и ее возможности в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, определяются особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности.
Во второй главе «Методические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку» проведен анализ опыта учителей по проблеме исследования, а также дано описание экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, изложены выводы и результаты исследования.
Список использованной литературы содержит 43 наименования источников. Содержание работы изложено на 60 страницах.
Представленные в исследовании материалы имеют определенную практическую значимость для учителей начальных классов и студентов соответствующих специальностей и направлений подготовки.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В ходе проведения внеурочных занятий у детей повысился уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.
Овладение учащимися коммуникативными универсальными учебными действиями имеет важное значение как в учебно-воспитательном процессе, так и вне школы, так как от уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий зависит успеваемость учащихся.
Творческая и коммуникативная деятельность во внеурочное время на занятиях по русскому языку сформировала у младших школьников способность к целеполаганию и планированию, поиск и отбор актуальной информации и усвоение необходимого языкового знания.
На занятиях кружка развитие коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по русскому языку может быть организовано путем создания речевых ситуаций, выбора их из потока учебных заданий, ролевых игр и других способов накопления материала, любых видов деятельности, которые могут вызвать способность высказываний, создания сюжетов по воображению, в том числе сказочных, выбора разнообразных жанров: докладов, выступлений по радио, телепередач, рекламы, «пробы пера», т. е. литературно-творческих опытов в прозе, стихах, в драматических жанрах.
Соответственно, развитие коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной работе по русскому языку возможно посредством реализации различных методов и форм работы. При этом ученики не только повышают уровень коммуникативных универсальных учебных действий, но и увеличивают свой объем знаний по русскому языку, повышают грамотность, учатся работать в команде, активно включаются в поисковую деятельность, что также позитивно влияет на успешность их обучения в будущем
В ходе проведения внеурочных занятий у детей повысился уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.
Овладение учащимися коммуникативными универсальными учебными действиями имеет важное значение как в учебно-воспитательном процессе, так и вне школы, так как от уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий зависит успеваемость учащихся.
Творческая и коммуникативная деятельность во внеурочное время на занятиях по русскому языку сформировала у младших школьников способность к целеполаганию и планированию, поиск и отбор актуальной информации и усвоение необходимого языкового знания.
На занятиях кружка развитие коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по русскому языку может быть организовано путем создания речевых ситуаций, выбора их из потока учебных заданий, ролевых игр и других способов накопления материала, любых видов деятельности, которые могут вызвать способность высказываний, создания сюжетов по воображению, в том числе сказочных, выбора разнообразных жанров: докладов, выступлений по радио, телепередач, рекламы, «пробы пера», т. е. литературно-творческих опытов в прозе, стихах, в драматических жанрах.
Соответственно, развитие коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной работе по русскому языку возможно посредством реализации различных методов и форм работы. При этом ученики не только повышают уровень коммуникативных универсальных учебных действий, но и увеличивают свой объем знаний по русскому языку, повышают грамотность, учатся работать в команде, активно включаются в поисковую деятельность, что также позитивно влияет на успешность их обучения в будущем
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при решении текстовых задач
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДИСКУССИЙ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА
В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА «ПЕТРУШКА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при выполнении аппликаций
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством co-бытийных форм внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016



