Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕМА ДЕГРАДАЦИИ ЛИЧНОСТИ В БУРЖУАЗНОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНОВ «ФОМА ГОРДЕЕВ» М. ГОРЬКОГО И «ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ» Ф.С. ФИЦДЖЕРАЛЬДА)

Работа №65619

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
346
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Тема духовно-нравственного кризиса в американской литературе ХХ в 7
1.1. Разрушение «Американской мечты» в «Век Джаза» в литературе
США 7
1.2. Проблематика романа «Великий Гэтсби» Ф.С. Фицджеральда 19
1.3. Художественное своеобразие романа «Великий Гэтсби» 31
ГЛАВА II. Проблема нравственной деградации буржуазии в русской
литературе ХХ в 44
2.1. Конфликт личности и буржуазного общества в романе «Фома
Гордеев» М. Горького 44
2.2. Духовно нравственный кризис героя романа Фомы Гордеева 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74


В начале ХХ века в России радикально преображаются все стороны жизни: экономика, политика, технология, наука, культура и искусство. В воздухе повисло ощущение наступления новой эпохи, которая несёт смену политической ситуации и переоценку прежних нравственных, духовных и эстетических идеалов. Отклик на коренные изменения в жизни страны прослеживается и в литературе. Происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. В то время особенно динамично развивается русская поэзия. Позже этот период получил название «поэтического ренессанса» или «серебряного века русской литературы». В культуре США в начале ХХ века тоже происходят коренные переломы, ознаменованные «гарлемским ренессансом». «Век Джаза» или «Ревущие двадцатые» - именно так называется десятилетие между началом Великой депрессии в США и завершением первой мировой войны. Десять лет, которые в корни изменили культуру Америки и на которые не могла не отреагировать американская литература.
Об обществе своего времени рассказывал один из самых значительных и известных в мире, русских писателей и мыслителей - Максим Горький. Г орькому не чужды были страдания и надежды его народа, а боль за будущее страны скованной буржуазным строем вылилась в повести «Фома Гордеев». Прежде всего, в знаменитом произведении «Фома Гордеев» Горький представляет перед читателем пороки общества. Писатель всегда очень остро реагировал на эту тему. Он боялся нарастающего правления «хозяев». Осознавал, что это раскалывает целостность общества изнутри. Эту проблему в произведении «Фома Гордеев» писатель показывает на примере семьи Гордеевых.
Актуальность нашего исследования состоит в огромном значении изучения творчества этих писателей для понимания развития истории литературы и историко - культурных процессов в ХХ в. Оба эти произведения - на все времена. М.Горькому и Ф. Фицджеральду удалось наиболее широко и полно показать образы общества своего времени, отразить страсти человеческие в контексте исторического процесса обоих стран. Одна из главных тем всего творчества Фицджеральда - «американская мечта». Важно оценивать этот термин, не только исходя из смысла его в произведении «Великий Гэтсби», но и во всех его смыслах. Также необходимо отметить, что вся жизнь Фрэнсиса Скотта Фицджеральда напоминает его произведения, и поэтому сам он не отсоединим от «американской мечты». Фому Гордеева тоже преследовала похожая мечта, только о жизни в России, о храме человека - одиночки, который может жить по совести, быть честным и справедливым, который может позволить себе всё что угодно не поступаясь моральными принципами.
Методологической базой для данной работы послужили разработки ведущих отечественных американистов, зарубежных исследователей творчества Ф.С. Фицджеральда, а также работы литературоведов, посвященные творчеству М. Горького и образу русского купечества в художественной литературе. Взаимосвязь понятий «американская мечта» и «американская трагедия» обозначил в отечественной американистике А.М. Зверев. В разделе «Американская трагедия» и «американская мечта» (К проблеме национального идейно - художественного своеобразия литературы США)» в книге «Литература США ХХ века. Опыт типологического исследования» он исследовал художественное осмысление этих явлений американскими писателями. Зверев писал «...«американская трагедия», сколь бы типичной по своей сути ни была она для всякого буржуазного общества, должна быть исследована как феномен, обладающий характерным именно для Америки своеобразием, как явление, неразрывно связанное с
«американской мечтой», а в немалой степени и порождающееся теми идеалами, коллизиями и противоречиями, которые открываются за данным понятием» [Зверев 1978: 135]. В своей работе «Второе зрение Ф.С.
Фицджеральда» М.О. Мендельсон точно характеризует и даёт оценку творчеству Фицджеральда. Показывая читателю, в какой конкретности и художественной жизненности показывает облик американского буржуазного общества в своих произведениях Фицджеральд. «Взыскательный художник, сумевший раскрыть сложные нюансы человеческой психологии, мастер изощрённой и вместе с тем весьма содержательной, богатой драматическими возможностями композиции, создатель произведений, насквозь пронизанных то напряженным и даже трагическим лиризмом, то едкой иронией, порождённой ощущением морального банкротства господствующих в США людей, то тем и другим вместе» [Мендельсон 1965: 101]. Одной из основных работ использованных в этом тексте стала книга «Горький» И. Груздева, в которой показывается творческий путь писателя и его видение жизни в той эпохе, которую он и описывает в своих произведениях. В статье «Тёмное царство»: купец - предприниматель и его литературные образы А. А. Левандовская обращается к одной из сторон сложного процесса, а именно к стереотипу, создававшемуся русскими писателями начала ХХ века при их обращении к образу отечественного купца - предпринимателя. В своей статье «Образ предпринимателя в русской словесности» Милехина Т.А. тоже обращает внимание на русское купечество начала ХХ века.
Объектом дипломной работы являются произведения русской и американской литературы и особенности их поэтики. Предметом тематика и художественные особенности романов «Фома Гордеев» М. Горького и «Великий Гэтсби» Ф.С. Фицджеральда.
Цель работы исследование темы деградации личности в буржуазном мире, на примере произведений Горького и Фицджеральда.
Для достижения цели дипломной работы поставлены следующие задачи:
1) Изучить тему духовно - нравственного кризиса в американской литературе ХХ в.;
2) Проанализировать крах «американской мечты» в «Век Джаза» отраженный в литературе;
3) Описать проблематику и художественное своеобразие романа Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби»;
4) Проследить ход нравственной деградации буржуазии в русской литературе ХХ в.;
5) Охарактеризовать конфликт личности и буржуазного общества в романе М. Горького «Фома Гордеев»;
6) Изучить причины духовно - нравственного кризиса Фомы Г ордеева.
Цель работы обусловила и методы использованные в этом исследовании. В первую очередь, это культурно - исторический метод, возникающий на основе исторического подхода к литературе и культуре. Нас интересуют связи художественных произведений с цивилизацией, ее духовной и материальной культурой, с исторической традицией и социальной средой. Биография и личность автора рассматриваются как определяющие моменты его творчества. Поэтому также в этой работе мы пользуемся биографическим методом исследования. Компаративистика (Сопоставительный метод) - позволяет нам сравнить произведения М. Горького и Ф.С. Фицджеральда.
Сформулированные цели и задачи определили структуру данной работы: введение, две главы, разделённые на параграфы, заключение и библиографический список.
Работа прошла апробацию на секционных заседаниях студенческой научно - практической конференции «Белгородский диалог 2017 - 2018».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Тема денег, обогащения и его влияния на человека берет свое начало еще из древности. Актуальной она являлась во все времена в литературе каждой страны. В своей работе мы предлагаем рассмотреть, как преломляется эта тема в произведениях Ф.С. Фицджеральда и Максима Горького.
Прежде чем обратиться непосредственно к теме губительного влияния денег на личность в романе «Великий Гэтсби», необходимо сказать о такой важной составляющей культуры, как «американская мечта», без которой невозможно рассмотрение образа главного героя и темы влияния денег на личность в данном романе. А.М. Зверев связывает понятие «американской мечты» с мечтой «о полном равенстве возможностей и безграничном просторе для личности» [Зверев 1982: 39]. Соответственно образ Джея
Гэтсби - это образ человека, который положил все силы, чтобы воплотить «американскую мечту» . Он создал для себя своеобразный свод правил и принципов, сменив даже имя, чтобы стать тем, кто сможет осуществить эту самую «мечту» .
Именно на этот внутренний конфликт указывает А.М. Зверев, когда говорит о том, что в Гэтсби соединяются простота сердца и романтический отблеск «зеленого огонька», звезды «неимоверного будущего счастья», в которое он верит, и в то же время - расчетливость бизнесмена, который занимается незаконным делом и может сохранять невозмутимость, отдавая указания по работе филиалов своей «фирмы», отвлекаясь на это от самого волнительного момента в своей жизни, когда Дэйзи впервые приходит к нему в дом. Эти качества абсолютно противоречат друг другу, при этом являясь наиболее сильными в нем, и не могут не привести к той трагедии, которая по сути является закономерной. Это становится понятным, если проанализировать, какими способами он хотел добиться любви Дэйзи.
Полюбив ее, Гэтсби осознает, что их разделяет разница в материальном положении, что его бедность не позволяет ему войти в мир, в котором обитает Дэйзи. Тогда он решает, что он обязан сделать все, чтобы уничтожить эту разницу - и таким образом добиться расположения девушки, для которой материальное состояние имеет огромное значение. Об этом автор заявляет даже через такую мелочь, как описание ее голоса: «Деньги звенели в этом голосе - вот что так пленяло в его бесконечных переливах, звон металла, победная песнь кимвал...» [Фицджеральд 1990: 114].
Все, что делает Гэтсби, направлено на то, чтобы добиться внимания Дэйзи, и в погоне за этим он теряет представление о морали. Типичным представителем мира богатых людей является Том Бьюкенен. Его и Дэйзи автор описывает так: «Они были беспечными существами, Том и Дэйзи, они ломали вещи и людей, а потом убегали и прятались за свои деньги, свою всепоглощающую беспечность или еще что - то, на чем держался их союз, предоставляя другим убирать за ними» [Фицджеральд 1990: 168]. Входя в этот мир, Гэтсби не может не играть по его правилам.
Несмотря на то, что чувства Гэтсби искренни и чисты, его борьбу за Дэйзи невозможно назвать борьбой за любовь. Уместнее было бы назвать это «выкупом» . Особенно ярко это иллюстрирует сцена, в которой Гэтсби показывает ей свой дом, чтобы впечатлить ее: «Такие красивые сорочки, - плакала она, и мягкие складки ткани глушили ее голос. - Мне так грустно, ведь я никогда, никогда не видела таких красивых сорочек» [Фицджеральд 1990: 89].
Гэтсби становится жертвой, заложником собственной мечты. Желая построить свое счастье на материальном благополучии, отдавая все силы, чтобы разбогатеть и обзавестись необходимыми связями, Гэтсби оказался в ловушке, потому что изначально избрал неправильную цель - Дэйзи изначально не подходила на роль идеала, к которому бы стоило стремиться такому человеку, как Гэтсби. Его романтические порывы и чистота чувств разбились о стремление к накоплению, которое требовало, чтобы он пожертвовал своими моральными принципами и установками.
В центре романа «Фома Гордеев» Максима Горького находится купеческая среда. Через восприятие главного героя автор стремится проследить, как она влияет на его жизнь и образ мышления. Персонажами, которые пропагандируют торгашескую мораль являются Игнат Гордеев и Яков Маякин. Обоих богатство сделало черствыми и лишило их человечности.
Игната Гордеева уважали за его положение, но называли «шалым» за то, что в периоды, когда он не был полностью вовлечен в работу, его могла охватить похоть и стремление к разврату, кутежам и пьянству, а когда оно ослабевало, он раскаивался и по несколько часов мог выстаивать перед иконами, замаливая свои грехи. С появлением сына он стал прививать ему принципы, которыми руководствовался в своей жизни и сам: «Ежели видишь - сильный, способный к делу человек, - пожалей, помоги ему. А ежели который слабый, к делу не склонен - плюнь на него, пройди мимо» [Горький 1950: 24], «Учиться надо от самой жизни. Книга - вещь мертвая. А жизнь, чуть ты по ней неверно шагнул, тысячью голосов заорет на тебя, да еще и ударит, с ног собьет» [Горький 1950: 31]. За ним Фома и повторял: «Я и без науки на своем месте буду. Пусть голодные учатся, мне не надо» [Горький 1950: 39].
Все это не могло не оказать влияние на Фому, но в то же время в нем все еще было сильно сомнение. Да и сам Игнат замечал не раз в сыне нечто детское, наивное, «какую - то пелену на глазах у него», которая напоминала ему о его матери.
Яков Маякин также воспитывал в Фоме качества, которые, как он считал, были бы полезны в купеческом деле. Он убежден в том, что значимость купцов определяется тем, что они - самые богатые люди в государстве и, следовательно, на них оно и держится. С Игнатом его роднит стремление к наживе, которое невозможно остановить ничем, даже преступлением.
Сомнения в этой морали и невозможность найти себя замечает в Фоме не только отец. Ананий Щуров так говорит ему: «В твои годы Игнат ясен был, как стекло. А на тебя гляжу - не вижу - что ты? И сам ты, парень, этого не знаешь, оттого и пропадешь» [Горький 1950: 95]. Его раздвоенность замечает и Александра: «Тяжелый у тебя характер. Скучный. Ровно ты от двух отцов родился» [Горький 1950: 127].
Но у Фомы не хватает силы духа на то, чтобы побороть купеческую алчную мораль и подняться выше личного протеста. В определенный момент он даже готов отдать дело Маякину, только бы оно перестало давить на него и требовать подчинения заповедям, которые навязывали ему он и Игнат.
Рассорившись с Маякиным, Фома решает пойти по пути своего отца и искать свободы и покоя в разврате и пьянстве, но не находит его и там. Его пугал и злил образ мира, в котором людьми управляют деньги и в котором из
- за денег люди готовы пойти на что угодно. Вот как он говорит об этом: «Деньги? Много их у меня!.. Задушить могу ими до смерти, засыпать тебя с головой. Обман один - дела эти все. Вижу я дельцов - ну что же? Нарочно это они кружатся в делах, для того, чтобы самих себя не видать было. Прячутся, дьяволы. Ну - ка освободи их, от суеты этой, - что будет? Как слепые, начнут соваться туда и сюда. с ума посходят! Ты думаешь, есть дело - так будет от него человеку счастье? Нет, врешь! Тут
- не все еще!.. Река течет, чтобы по ней ездили, дерево растет для пользы, собака - дом стережет. всему на свете можно найти оправдание! А люди
- как тараканы - совсем лишние на земле. Все для них, а они для чего? В чем их оправдание?» [Горький 1950: 134].
В конце концов на торжественном обеде у купца Кононова в ответ на речь Маякина о величии купеческого сословия он высказал то, что все это время в нем боролось, чтобы окончательно порвать с ним: «Не жизнь вы сделали - тюрьму. Не порядок вы устроили - цепи на человека выковали. Душно, тесно, повернуться негде живой душе. Понимаете ли, что только терпением человеческим вы живы?» [Горький 1950: 199].
В последний раз автор изображает Фому так: «Недавно Фома явился на улицах города. Он какой - то истертый, измятый и полоумный. Почти всегда выпивши, он появляется - то мрачный, с нахмуренными бровями и с опущенной на грудь головой, то улыбающийся жалкой и грустной улыбкой блаженненького. Иногда он буянит, но это редко случается. Живет он у сестры на дворе, во флигильке...» [Горький 1950: 208]. Как писал сам Горький о Фоме Гордееве, «он не понимает, чего они хотят, не верит в их слова и чувствует, что они и сами не верят себе и ничего не понимают» [Боцяновский]. При этом, по словам Вл. Боцяновского, хотя Фома часто выступает в роли обличителя, это не главная его цель. Он обличает лишь потому, что не может не обличать, когда сталкивается с проявлением пошлости или фальши.
Этот герой как «представитель беспокойного человека из класса купцов - миллионеров» [Боцяновский], понимает, что именно его положение и состояние, которое было накоплено его отцом, требует от него ответственности и принятия тех «заповедей», по которым жили Игнат Гордеев и Яков Маякин. Он не принимает этого, но в нем нет жизненной силы, которая бы позволила ему найти свое место в жизни, отрекшись от такой философии.
Таким образом, даже обладая настоящей надеждой на возможность счастья, какая была у Гэтсби, или пониманием ложности и истинности моральных ценностей, которое было у Фомы Гордеева, героям не удается противостоять губительному влиянию денег, которое приводит к деградации личности в буржуазном обществе и в конце концов уничтожает их.


1. Аллен У. Традиция и мечта: - М.: Прогресс, 1970 - 434 с.
2. Боборыкин П.Д. Василий Тёркин: - М.: Художественная литература, 1895 - 278 с.
3. Боборыкин П.Д. Воспоминания. В 2 - х т.: - М.: Художественная литература, 1965.
4. Боцяновский Вл. В погоне за смыслом жизни. [Электронный ресурс] // URL: http://gorkiy - lit.ru/gorkiy/about/bocyanovskij - v - pogone.htm
5. Бухарев В.М., Аккуратов В.С. От неприятия скопидомства до борьбы с «контрреволюцией быта» // Отечественная история. - 2002. - №1. - С. 163.
6. Габлина Т. О талантливейшем переводчике Норе Галь. [Электронный ресурс] // URL: http://world.lib.rU/g/gablina_t/gabtravel - 93.shtml
7. Гачев Г. Национальные образы мира: - М.: Советский писатель, 1988 - 395 с.
8. Гёссе Г. Степной волк: - М.: АСТ, 2014 - 326 с.
9. Гиленсон Б. А. История зарубежной литературы конца XIX - первой половины XX века: - М.: Юрайт, 2014. - 629 с.
10. Голенпольский Т.Г., Шестаков В.П. «Американская трагедия»
[Электронный ресурс] // URL: http://fitzgerald.narod.ru/critics -
rus/golenpolski - sh..
11. Гончаров И. Обрыв: - М.: Астрель, 2017 - 699 с.
12. Горбунов А.Н. Романы Скотта Фицджеральда: - М.: Художественная литература, 1974 - 322 с.
13. Горький М. Собрание сочинений. в 30 - ти томах. Т. 4. Фома Гордеев. Рассказы, очерки, наброски, стихи 1897 - 1899.: - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1950.
14. Груздев И. Горький: - М.: Молодая гвардия, 1960 - 417 с.
15. Джойс Дж Улисс: - М.: Эксмо, 2013 - 928 с.
16. Драйзер Т. Американская трагедия. Часть I: - М.: Правда, 1987 - 512
с.
17. Елизарова М. Е. История зарубежной литературы XIX века: - М.: Просвещение, 1972 - 425с.
18.Засурский Я.Н. Теодор Драйзер: - М.: Издательство московского университета, 1977. - 320с.
19.Зверев А. Ненаступившее утро // Зверев А. Американский роман 20 - 30 - х годов. - М.: Худож. Лит., 1982. - С.35 - 54.
20.Зверев А.М. Американский роман 20 - 30 - х годов. - М.: Наука, 1982.
- 219 с.
21.Зверев А.М. "Американская трагедия" и "американская мечта" (К проблеме национального идейно - художественного своеобразия литературы США) // Литература США XX века. Опыт типологического исследования. - М.: Наука, 1978. - С.134 - 208.
22.Зверев А.М. Литература США ХХ века. Опыт типологического исследования: - М.: Наука, 1978 - 554 с.
23. Кашин В.М. Портреты российских предпринимателей второй
половины XIX в. // Традиции и опыт российского предпринимательства: история и современность. - 1997. - № 5 - С. 17.
24. Левандовская А.А. Русский предприниматель в зеркале
художественной литературы // Книжное обозрение «Ex libris НГ». - 2000. - №45 - С. 30.
25. Левандовская А.А., Левандовский А.А. «Тёмное царство»: Купец - предприниматель и его литературные образы // Отечественная история.
- 2002. - №1. - С. 146 - 159.
26. Лоуренс Д. Любовник леди Чаттерлей: - М.: Эксмо, 2017 - 384 с.
27. Луков Л.Д. Русская литература: А.М. Горький: - М.: АСТ, 2008 - 212 с.
28. Льюис Л. Бэббит: - М.: Антология, 2005 - 352 с.
29. М. Горький в воспоминаниях современников: - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955 - 478 с.
30. Мамин - Сибиряк Д.Н. Собрание сочинений. В 8 - ми томах. Т. 7.
Хлеб.: - М.: Государственное издательство художественной
литературы, 1956.
31. Мендельсон М. «Второе зрение» Скотта Фицджеральда: - М.: Вопросы литературы, 1965 - 102 с.
32. Милехина Т.А. Образ предпринимателя в русской словесности //Вестник ОГУ. - 2005. - №11. - С. 108 - 114.
33. Михальская Н.П. Зарубежная литература. ХХ век: - М.: Дрофа, 2003 - 252 с.
34. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли. В 3 - х томах: - М.: Изд - во иностранной литературы, 1962.
35. Перхавко В.Б. История русского купечества: - М.: Вече, 2008 - 512 с.
36. Плавильщиков П.А. Собрание драматических сочинений: - СПб.: Гиперион, 2002 - 640 с.
37. Салтыков - Щедрин М.Е. Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 1. Губернские очерки: - М.: Правда, 1988.
38. Толмачёв В.М. Типология модернизма в Западной Европе и США: культурологический аспект: - М.: Юрайт, 1990 - 112 с.
39. Толстой Л.Н. Анна Каренина: - М.: Вече, 2018 - 800 с.
40. Фицджеральд Скотт Ф. Великий Гэтсби / Пер. с англ. Е. Калашниковой: - М.: Зарубежная литература, 1965 - 310 с.
41. Фицджеральд Ф.С. Последний магнат. Рассказы. Эссе. пер. - А. Зверев:
- М.: Правда, 1990 - 570 с.
42. Форд Г. Моя жизнь и работа: - М.: АСТ, 2014 - 352 с.
43. Хемингуэй Э. Избранное / сост. Б. Грибанова: - М.: Просвещение, 1984
- 304 с.
44.Чехов А.П. Собрание сочинений. В 12 - ти томах. Т. 8. Повести и рассказы 1895 - 1903 г.: - М.: Государственное издательство
художественной литературы, 1956.
45. Шабловская И.В. История зарубежной литературы (ХХ век, первая половина): - Минск: изд. центр Экономпресс, 1998 - 323 с.
46. Шер Н.И. Алексей Максимович Горький. Рассказы о русских писателях: - М.: Министерство просвещения РСФСР, 1960 - 317 с.
47. Alain LeRoy Locke The Negro in America: - Chicago: American Library Association, 1933 - 213 p.
48. Alain LeRoy Locke The New Negro: - New York: Albert and Charles Boni,
1925 - 117 p.
49. Fitzgerald F. Scott. A Critical Reception: - N.Y.: New Haven, 1978 - 158 р.
50. Fitzgerald Scott F. The Great Gatsby: - Kiev, 1973 - 307 р.
51. Fitzgerald Scott F. This Side of Paradise: - N.Y.: New Haven, 1920 - 120 р.
52. Griswold A.W. The American Cult of Succes: - N.Y.: American Library Association, 1933 - 252 p.
53. H. L. Mencken The American language: - N.Y.: Alfred a Knoff, 1919 - 375 р.
54. Jean Toomer Cane: - New York: Boni and Liveright, 1923 - 317 p.
55. Kazin A. On native grounds: - N.Y.: New Haven, 1942 - 301 р.
56. Konovalova Zh. The «American Dream» and Its Interpretation in American Nonfiction // Interliteraria 13, Vol.2 Contemporary Fate of Great Cultural and Literary Myths. - 2008. - P. 97 - 108.
57. Miziner A. The Far Side of Paradise. - N.Y.: Alfred a Knoff 1951 - 217 р.
58. S. W. Finkelstein Jazz, a People’s Music: - N. Y.: The Citadel Press, 1948 - 298 p.
59.Stanley T. Williams The American Spirit in Letters: - N.Y.: New Haven,
1926 - 329 p.
78




Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ