Актуальность проблемы исследования. Проблема человеческой агрессивности и характерные черты ее проявления представляет большой научный интерес. Специалисты называют это проблему одной из самых острых социальных проблем нашего времени.
Агрессивное поведение - это способ реагирования на внешнюю угрозу. Агрессия носит цель самозащиты, обеспечения выживания вида. Проблема появляется в том
случае, если враждебные проявления совсем никак не объединены с защитой, а являются непрерывным и неизменным способом реагирования, поведенческой чертой личности, которая, как правило, формируется в раннем возрасте.
Детская агрессивность, как правило, считается
результатом проявления взрослой жестокости. На
сегодняшний день прослеживается увеличение числа нарушений социального режима, общественного порядка, разгул хулиганства и вандализма. Проявление асоциальных действий молодого поколения, серьезные поведенческие девиации, рост количества несовершеннолетних правонарушителей - все это без исключения тревожные симптомы нашего времени, свидетельствующие о высокой степени агрессивности людей.
Актуальность проблемы агрессивности сопряжена с увеличением количества детей, предрасположенных к агрессии и, как следствие, появлением различных проблем, связанных с их учебной деятельностью и воспитанием. У отдельных детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в качество личности. В результате уменьшается продуктивный потенциал ребенка, сужается возможности его полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие.
Безнравственность, цинизм, жестокость, враждебность среди молодежи усугубляются на основе активных действий расслоения населения по материальному показателю, также из-за социальных противоречий, межэтнических и межгрупповых конфликтов. Разнообразные отличия в индивидуальном формировании и поведении молодых людей отчасти объясняется напряженной, непрочной экономической, социальной, идеологической и экологической обстановкой сформировавшейся в нашем обществе на нынешнем этапе.
Помимо этого, факторами агрессивного поведения могут являться нарушение эмоциональной сферы личности, пережитая обида или душевная травма, неправильное воспитание в семье и ряд других.
Вопрос агрессивности подрастающего поколения касается социума в целом, но в большей степени он вызывает глубокое беспокойство педагогов, родителей, психологов и социальных работников.
Как психологический феномен, агрессия нашла многоплановое отражение в ряде работ отечественных авторов (Г.М. Андреева, В.В. Знаков, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, Е.В. Романин, С.Е. Рощин, Т.Г. Румянцева и др.)
Цель исследования: определить оптимальные пути решения проблемы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников средствами игротерапии.
Объект исследования: агрессивное поведение младших школьников.
Предмет исследования: коррекция агрессивного поведения младших школьников средствами игротерапии.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения младших школьников средствами игротерапии будет эффективной, если:
1. будут использованы различные методики и технологии игротерапии;
2. будет организована поэтапная коррекционная работа с младшими школьниками;
3. будет организовано взаимодействие с родителями и классным руководителем;
4. личностно-ориентированный подход со стороны всех участников взаимодействия (школы, родителей, детей).
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого¬педагогическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть сущность игротерапии как средства коррекции агрессивного поведения.
3. Определить уровень агрессивного поведения младших школьников,
проанализировать полученные результаты.
4. Разработать программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников средствами игротерапии;
5. Составить рекомендации для учителей и родителей по профилактике агрессивности средствами игротерапии.
Методы исследования: теоретические методы: теоретический анализ учебной, методической психологической и педагогической литературы; эмпирические: проективные методики, беседа,
анкетирование, статистические методы обработки данных.
Теоретико-методологическую основу данной работы составляют принципы анализа детского развития (Л.Ф. Обухова), деятельностный подход в обучении и развитии (Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн и др.), результаты исследований в области возрастной периодизации (А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, С.Мухина и др.)
Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации и систематизации понятий и определений в теории изучения коррекции агрессивного поведения младших школьников средствами игротерапии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в практической деятельности педагога-психолога в практике работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста.
База исследования. г. Ставрополь МБОУ гимназия №3
Структура работы. Работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Значимость и актуальность нашего исследования определяются проблемами образовательного сектора и общества в целом. Отсутствие социальной и экономической стабильности, растущая напряженность и дистанция в отношениях и многое другое приводит к увеличению нескольких отклонений в индивидуальном образовании, личностном развитии и поведении подрастающего поколения.
Агрессивные тенденции в поведении ребенка более выражены в переходные периоды, например, в подростковом возрасте или при переходе семьи в организованную школьную среду.
Враждебное поведение характерно каждому ребенку, однако не у каждого подобные формы поведения закрепляются и переходят в устойчивую характеристику личности из-за чего, в дальнейшем, появляются проблемы в личностном развитии, общении и самореализации.
Изучив психолого-педагогические характеристики детей младшего школьного возраста и особенности в поведении, данного возраста, мы выявили возможные причины агрессивного поведения. Из этого можно сделать вывод о том, что с проблемой агрессивного поведения детей, так или иначе, сталкиваются родители, педагоги, психологи. Необходимость оказания психологической помощи и поддержки агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные особенностям агрессивного поведения и его коррекции.
В проведённом исследовании последовательно решены все поставленные задачи.
В первой главе рассмотрены понятия агрессивности и классификации агрессии, психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста и проявления агрессии, игра как средство коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Вторая глава работы посвящена эмпирическому исследование проблемы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников средствами игротерапии.
В качестве диагностического инструментария для выявления наличия признаков агрессивного поведения нами был выбран известный психологический тест «Несуществующее животное», проведена анкета для педагога «Ребенок глазами взрослого» А.А. Романова и опросник агрессивности Басса-Дарки.
По результатам констатирующего этапа эксперимента, было выяснено, что из 28 детей в особом внимании нуждаются три ребенка, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности.
Так же во второй главе была предложена коррекционно-развивающая программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников средствами игротерапии и составлены методологические рекомендации для педагогов и родителей.
Результат и успех коррекции поведенческих расстройств возможны благодаря слаженной работе ряда специалистов, пониманию и участию родителей ребенка. Корректирующее поведение должно учитывать уникальность и индивидуальность каждого ребенка, оно должно основываться на индивидуальном подходе. Индивидуальный подход предполагает обнаружение предпосылок для деструктивных проявлений в данном конкретном случае и выбор определенных методов и приемов коррекции.
На основе полученных данных и сформулированных выводов можно отметить, что поставленная нами цель исследования достигнута, задачи реализованы в полном объеме.
1. Банщикова Т.Н. Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - №8. - С. 71-75.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001;
3. Бисалиев Р.В. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы // Современные проблемы науки и образования / Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, Т.Т. Сарафрази .- 2014. - №2. - С. 591-594.
4. Большой психологический словарь/ Сост.
Б. Мещеряков, В. Зинченко. - М.: Прайм - Еврознак, 2012. - 672 с.
5. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности [Электронный ресурс]: учебное пособие для специалистов и дилетантов/ Г.Э. Бреслав. - СПб.: Питер, 2014. - 214 с.
6. Бюттер К. Жизнь с агрессивными детьми / К. Бюттер. - М.: Просвещение, 2012.- 122с.
7. Демина В.В. Проблемы детской и подростковой агрессии и пути ее снижения // Обучение и воспитание: методики и практика / В.В. Демина, Е.М. Тимофеева.- 2014. - №11. - С. 18-22.
8. Ениколопов С.Н. Психологические проблемы
агрессивного поведения детей // Воспитание и обучение детей младшего возраста / С.Н. Ениколопов. - 2013. - №1. - С. 5-7.
9.Зимина Е.С. Проявление агрессии у детей младшего школьного возраста / Е.С. Зимина. - В сборнике: Дружининские чтения. - 2013. - С. 112-113.
10. Кириленко И.Н. Теории агрессии в психологии // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. / И.Н. Кириленко. - 2013. - №2. - С. 067-072.
11. Ковалева И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. Коррекционная программа / И.В. Ковалева. - 2-е изд.М.: Айрис-пресс, 2013.48с.
12. Колосова С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова. - СПб.: Питер. 2013.224 с.
13. Левитов Н.Д. Психические состояния
агрессии//Вопросы психологии. / Н.Д. Левитов. - №6.2014. 18с.
14. Мавлянова О.В. Коррекционная работа с
агрессивными проявлениями в поведении детей младшего школьного возраста посредством развития эмоциональной компетентности и целенаправленности поведения / О. В. Мавлянова// Дефектология. - 2011.-№6. - С.25-32.
15. Маркова С.В. Исследование гендерных различий агрессивного и аутоагрессивного поведения подростка / С.В. Маркова// Социальная педагогика. - 2010.-№6. - С.111-114.
16. Меленкова Н.Л. Педагог учит младших школьников справляться с агрессивностью и тревожностью [Текст] / Н. Л. Меленкова// Народное образование. - 2011.-№8. - С.253-260.
17. Михайлина М.Ю. Профилактика детской
агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа. / М.Ю. Михайлина. - Волгоград: Учитель, 2012.116с.
18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2013. - 456 с.
19. Невенчанный С.В. Понятие агрессивного поведения в современной психологии / С.В. Невенчанный // Наука и современность. - 2011. - №10-1. - С. 300-309.
20.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Р.В. Овчарова - М.: Сфера, 2008. - 240 с.
21. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Дрофа, 2010. - 528 с.
22. Платоновой Н.М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Н.М. Платоновой /под ред. - СПб.: Речь,
2012. 336с.
23. Панфилова А.П. Взаимодействие участников
образовательного процесса [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. П. Панфилова, А. В. Долматов ; под ред. А.П.Панфиловой. - М. : Юрайт, 2017. - 487с.
24. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей/ М.А.Панфилова. -М.: «ИздательствоГНОМиД», 2001. — 160 с.
25. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
26. Приказ от 24 июля 2015 г. № 514н. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (Психолог в сфере образования)»
27. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. Пособия для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. / А.А. Романов.- М.: Школьная Пресса.2013.48с.
28. Романов А.А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. / А.А. Романов - М.: «ПлэЙТ», 2004. - 48 с.
29. Сокинина А.А. Особенности эмоционального развития младших школьников / А.А. Сокинина / Начальная школа. -
2013. - №6. - С. 50-52.
30. Селиванова Е.А. Содействие учителю в коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста при помощи игротерапии / Е. А. Селиванова, Е. Ю. Кувайцева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. - 2015.- №3. - С.96-104.
31. Собкин В.С. Агрессивность школьников глазами учителей [Текст] / В. С. Собкин, А. С. Фомиченко // Директор школы. - 2012.-№5. - С.84-90.
32. Соколова М.А. Программа социально¬
психологического игрового тренинга по профилактике агрессивности / М. А. Соколова// Заместитель директора школы по воспитательной работе. - 2010.-№7. - С.33-40.
33. Тарасова С.Ю. Психофизиологические и
поведенческие показатели школьной тревожности / С.Ю.
Тарасова, А. К. Осницкий// Психологическая наука и образование. - 2015.-№2. - С.59-68.
34. Токарь И.Е. Детская агрессия как педагогическая проблема / И. Е. Токарь// Социальная педагогика. - 2012.-№2. - С.97-102.
35. Токарь И.Е. Детская агрессия: истоки и способы предупреждения [Текст] / И. Е. Токарь// Народное образование. - 2012.-№4. - С.239-242.
36. Тупичкина Е. А.Роль игры в коррекции агрессивного п оведения детей/ Е.А.Типичкина, С.И.Семеняка.- М.:2008. - 95с.
37. Усова С. Воспитание позиции ненасилия у младших школьников в образовательном пространстве школы / С. Усова// Коррекционно-развивающее образование. - 2010.-№4. - С.13-18.
38. Хлюпин В.О. Формирование креативных компетенций как способ снижения психологического напряжения школьников / В. О. Хлюпин// Социальная педагогика. - 2012.- №1. - С.36-40.
39. Хорсанд Д. Агрессивные дети / Д. Хорсанд// Директор школы. - 2013.-№9. - С.88-87.
40. Шевченко О.А. Как действовать, если цель поведения учащегося-власть или месть. Занятия с элементами тренинга / О. А. Шевченко// Психолог в школе. - 2015.-№8. - С.13-22.