Введение 3
Глава 1. Современные исследования проблемы прокрастинации в контексте личностных особенностей подростков 7
1.1. Прокрастинация как проблема научных исследований 7
1.2 Психологические особенности детей подросткового возраста 14
1.3 Личностные особенности подростков, склонных к прокрастинации 20
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных особенностей подростков, склонных к прокрастинации 27
2.1 Процедура и ход исследования 27
2.2. Результаты исследования и анализ результатов исследования 34
Выводы по второй главе 45
Заключение 47
Библиографический список 51
Приложение 56
В современном мире человек часто ощущает дефицит времени на воплощение всего желаемого в реальности. К таким условиям он может адаптироваться, если будет правильно планировать и адекватно использовать собственные возможности, силы, ресурсы. Но иногда происходит так, что люди откладывают выполнение некоторых запланированных дел «на потом». Этот феномен постоянного откладывания дел «на потом», «завтра», «чуть позже» называется термином «прокрастинация». Поддаться этому недугу - все равно, что подставить самого себя. Не случайно это явление называют «болезнью XXI века».
В психологической науке термин «прокрастинация» указывает на склонность личности к частому откладыванию «на завтра» важных и второстепенных дел, отходу от решения поставленных задач и проблем, избеганию исполнения взятых ранее на себя обязательств.
Психологи отмечают, что подобное состояние выступает механизмом борьбы с чувством тревоги, беспокойства, когда индивид переживает о том, что не справится с заданием или не сможет его довести до конца. [1]
Это состояние в более или менее степени знакомо каждому второму человеку и до определенного момента считается вполне нормальным. Но прокрастинация превращается в проблему, когда становится повседневным рабочим состоянием, в котором человек проводит немалую часть своей жизни. Такой человек откладывает все важные дела «на потом», а когда оказывается, что все сроки уже подходят к концу или давно закончились, либо просто отказывается от запланированного, либо пытается сделать все возможное за короткий промежуток времени. В результате дела не выполняются или выполняются некачественно, не в полном объеме, что приводит к соответствующим негативным последствиям в виде неприятностей по работе, по учебе, упущенных возможностей и, как результат: снижения уровня самооценки. Особенно ярко этот психологический феномен начинает проявляться в неустойчивом подростковом возрасте, и оказывает негативное влияние, как на учебную, так и в будущем на профессиональную деятельность человека.
В подростковом периоде происходит качественное преобразование системы отношений ребенка к миру, окружающим людям и к самому себе. Подростковый возраст - это время, когда заканчивают свое формирование устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в будущем во многом определяют жизнь взрослого человека, его психологическое и физиологическое здоровье, социальную и личностную зрелость. Поэтому важно, чтобы ребенок в этом возрасте контролировал свои действия и поступки, и стремился к тому, чтобы все назначенное и запланированное выполнять в срок.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что в настоящее время наблюдается тенденция к распространению явления прокрастинации. Негативные последствия выражаются не только в снижении успешности и продуктивности личности и препятствии ее развития как в учебной, так и в профессиональной среде, но и в острых эмоциональных переживаниях собственного неуспеха, чувства вины, неудовлетворенности результатами своей деятельности. Прокрастинация обычно проявляется в деятельности, результат которой очень значим для человека.
Феномен прокрастинации исследуется совсем недавно в отечественной науке, поэтому нет однозначных ответов на вопрос, чем обусловлено возникновение этого явления. В связи с этим возникают вопросы о том, связаны ли с прокрастинацией уровень самооценки и тревожности в подростковом возрасте, а также есть ли значимые различия у подростков, склонных к прокрастинации, и у подростков, не склонных к прокрастинации.
Цель исследования: Изучить личностные особенности подростков, склонных к прокрастинации.
Предмет исследования: Личностные особенности подростков,
склонных к прокрастинации.
Объект исследования: Дети подросткового возраста.
Гипотеза исследования: У подростков, склонных к прокрастинации и не склонных к прокрастинации, личностные особенности имеют специфические различия.
Задачи исследования:
Теоретические:
1. Рассмотреть прокрастинацию как проблему научных исследований.
2. Изучить психологические особенности детей подросткового возраста.
3. Определить личностные особенности подростков, склонных к прокрастинации.
Эмпирические задачи:
1. Подобрать методики, адекватные целям исследования.
2. Провести психодиагностическое исследование личностных особенностей подростков, склонных к прокрастинации.
3. Провести сравнительный анализ личностных особенностей подростков, склонных к прокрастинации, и подростков, не склонных к прокрастинации.
Методы исследования: анализ научной литературы по вопросам прокрастинации и психологическим особенностям личности детей подросткового возраста, психодиагностические методы.
Методический инструментарий: Шкала общей прокрастинации Б.Тукмана, Методика исследования самооценки личности С.А.Будасси, Шкала личностной тревожности А.М.Прихожан.
Эмпирическая база исследования: МАОУ Лицей № 11, МБОУ
Гимназия 46 города Ростова-на-Дону.
Методологические основы исследования: научные работы как зарубежных (Н. Милграм, С. Пирс, К. Лэй, Дж. Н. Чой, А.Х.К. Чу, Дж. Батори, Д. Моурер, Р. Тенне, Дж.Р. Феррари, Дж.Б. Бурка, Л. Ротблум, Р. Соломон, Б. Тукман), так и отечественных исследователей (Л.И. Дементий, К.К.Платонов, Р.А. Баранова, Н.Н. Карловская, Е.П. Ильин, Я.И. Варваричева, В.М.Латушкина, С.Н.Костромина), занимавшихся изучением феномена прокрастинации.
Теоретическая значимость: проанализировать личностные
особенности подростков, склонных к прокрастинации, и подростков, не склонных к прокрастинации.
Практическая значимость: данные эмпирического исследования могут быть использованы субъектами помогающих профессий, к которым относится психология, а также возможное использование методологического инструментария и результатов данного исследования для контроля, позволяющего выявить прокрастинацию, уровень школьной тревожности, и уровень самооценки личности подростка.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка, состоящего из 49 источников, 6 приложений.
Сегодня, в стремительно меняющемся и развивающемся мире, для человека огромное значение приобретают вопросы личной эффективности, достижения успеха и благополучия. Но зачастую, несмотря на расширяющийся диапазон возможностей и индивидуальной свободы, человек сталкивается с непростыми задачами на пути к своему успеху. Одним из психологических феноменов, препятствующих личной и профессиональной эффективности, является прокрастинация.
Современное общество предъявляет высокие требования к ответственности, самостоятельности и продуктивности личности. И изучение прокрастинации является весьма значимым и актуальным, особенно, когда возникающие проблемы и трудности нельзя просто связать с ленью человека и безразличием к выполнению необходимой деятельности.
Прокрастинация (лат. pro - вместо и crastinus - завтрашний) - тенденция откладывать выполнение важных запланированных дел «на потом»; определенный образец поведения, при котором выполнение ведущей для человека в настоящий момент времени деятельности осознанно откладывается. Человек остается деятельным, но его активность направлена на малозначимые, иногда просто бессмысленные занятия, которые никак не связаны с откладываемым занятием, делом.
В отечественной психологии нет единого мнения о природе прокрастинации. Согласно, Я.И. Варваричевой, прокрастинация - сознательное откладывание субъектом намеченных действий, несмотря на то, что это повлечет за собой определенные негативные последствия. Е.П. Ильин определяет прокрастинацию как предрасположенность к постоянному откладыванию, хотя относит ее больше к лени. О.С. Виндекер и М.В. Останина отмечают, что прокрастинация является отрицательной характеристикой, которая влияет на успешность деятельности человека Н.Н. Карловская и Р.А. Баранова определяют прокрастинацию как комплексный, неоднородный в психологическом плане феномен, содержащий в себе поведенческие, эмоциональные и когнитивные элементы, тесно связанный с мотивационной сферой личности.
Из всего вышесказанного можно выделить такие общие особенности прокрастинации, как:
• иррациональность (индивид заранее знает о негативных последствиях откладывания, но все равно ничего не делает, не стремиться начать запланированное дело, чтобы успеть все сделать к сроку);
• осознанность (человек не пытается изменить свои планы, а лишь умышленно переносит выполнение задуманного на более поздний срок);
• негативные эмоциональные переживания, субъективное ощущение внутреннего дискомфорта (эта особенность позволяет отличить два таких феномена, как прокрастинация и лень).
Подростковый возраст охватывает период с 10-11 до 14-15 лет. Основной особенностью данного возрастного периода являются стремительные, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки организма подростка является фоном, на котором протекает психологический кризис.
Социальная ситуация развития детей подросткового возраста остается прежней: подросток живет в семье, посещает школу, окружен своими сверстниками. Но меняется внутренняя позиция, совершается переворот от направленности на мир к направленности на себя.
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Центральным новообразованием подростков выступает «чувство взрослости» - отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - как и взрослые, так и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому человеку.
Когнитивная сфера подростков отличается интеллектуализацией всех процессов психических функций. Эмоциональная сфера подростка характеризуется «подростковым эмоциональным комплексом», который выражается в наличии перепадов настроения подростков в диапазоне амбивалентных чувств.
Ключевым моментом в становлении личности подростка является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает яркий интерес к себе, к качествам своей личности, необходимость сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.
В подростковом возрасте происходит качественное изменение системы отношений ребенка к миру, к окружающим людям, а также к самому себе. Подростковый возраст - это тот самый этап жизненного пути, на котором складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, в дальнейшем во многом определяющие жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость.
В учебном процессе у подростков чаще всего
наблюдается академическая прокрастинация, то есть откладывание выполнения учебных заданий на «потом». Именно в учебной деятельности учащийся сталкивается с нарушением интеграции временных отношений при выполнении учебных задач, что проявляется в их откладывании.
Прокрастинаторы имеют такие особенности личности,
как неуверенность в позитивном решении ситуации, неудовлетворенность личностными достижениями; отсутствие четкости при формулировании цели, высокий уровень тревожности, консервативность по отношению к новому опыту, безответственность, несобранность, чувство вины, нерешительность и самоограничение.
В рамках взаимосвязи личностных факторов с феноменом откладывания особый интерес представляет работа Н.Н. Карловской и Р.А. Барановой, которые среди личностных подструктур и компонентов, непосредственно связанных с прокрастинацией, выделяли:
1. особенности когнитивной сферы (локус контроля, восприятие времени);
2. особенности эмоциональной сферы (тревожность, страх неудачи, чувство вины);
3. особенности поведения (несформированность навыков саморегуляции,
учебных навыков, ригидность поведенческих паттернов,
неорганизованность);
4. биологические факторы (низкая концентрация внимания, нейротизм).
1. Бабаева Ю.Д., Новова А.В., Варваричева Я.И. Взаимосвязь самоэффективности и прокрастинации у подростков. «От истоков к современности»: 130 лет организации психологического общества при Московском университете. Материалы юбилейной конференции - М., 2015.
2. Баранова Р.А., Карловская Н.Н. Взаимосвязь прокрастинации и параметров ответственности у студентов с разной академической успеваемостью // Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 9-10 окт. 2008 г. - Омск, 2008.
3. Берендеева М. Лень это полезно. Курс выживания для «ленивцев». М.:Книжкин Дом. Эксмо, 2004, с.160
4. Богданова Д.А. Подростковая лень как индикатор психологической безопасности школьников/Ананьевские чтения, 2004. Спб.: Изд-во СПбГУ, 2004, с.457-459.
5. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. - 2010. - № 3. - С. 121-131.
6. Выготский Л.С. Педология подростка//Собр. Соч. в 6-ти т. т. Детская психология./Под ред. Д.Б.Эльконина. М.: Педагогика, 1984 - 132 с.
7. Дементий Л.И., Карловская Н.Н. Особенности ответственности и временной перспективы у студентов с разным уровнем прокрастинации // Психология обучения. - 2013. - № 7. - С. 4-19.
8. Джемс, У. Психология. Москва: Белый гриф, 2010.
9. Ермолаева М.В. Психология развития. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2006.
10. Ефименко О. Особенности личности прокрастинатора. URL: http:// psiwings.ru/2012/07/osobennosti-lichnosti-prokrastinatora.php (дата обращения: 15.03.2019)
11.Зверева. М.В. Прокрастинация и психическое здоровье. Психиатрия. 2014 № 4 С 43-50.
12. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. - СПб.: Питер, 2011.
13. Ипполитова Е.А.Особенности временной перспективы студентов с высоким уровнем учебной прокрастинации//Молодой ученый, 2013, №
11.
14. Карловская Н. Н., Шистакова И. Л. Взаимосвязь прокрастинации и перфекционизма у учителей / Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное научное направление коппинг исследования в России: материалы Всерос. науч. практ.конф. - Омск 12-13 нояб. 2009 г. - С. 127-130.
15. Киселева М. А., Карина О. В, Шустова Н. Е. Проявление перфекционизма у молодых спортсменов // Казанская наука.- 2011.-№ 10.-С. 336-338.
16. Ковылин В.С.Теоретические основы изучения феномена прокрастинации.//Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация и развитие, 2013, № 2.
17. Константинов В.В., Дьяков В.В. Характеристики идентичности личности и процесс социально-психологической адаптации//Теория и практика общественного развития, 2015, № 12. с.482-486
18. Константинов В.В., Красильникова И.А. Психологическая адаптация: опыт исследования и диагностика. Учебное пособие, Пенза: Пензенский гос.педагогический ун-т им. В.Г.Белинского, 2008, с.159
19. Кукла А. Ментальные ловушки: Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь / Андре Кукла; Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 146 с.
20. Латушкина В. М., Костромина С. Н. Прокрастинация и результативность в учебной и научной деятельности аспиранта. // Ананьевские чтения 2010. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2010. - С. 110.
21. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., Директ-Медиа, 2008.
22. Михайлова Е.Л. Роль ситуационных и личностных факторов в формировании лени/Вестн. С.-Петерб.университета. Сер.6, Философия, политология, социология, психология и право, 2007 - Выпуск 2, ч. 1, с.219-226
23. Молодченко М. Причины проявления прокрастинации у подростков//Наука и образование: открытия, перспективы, имена. Электронный научный журнал. Таганрог, Таганрогский институт имени А.П.Чехова - 2016 № 3, с 63-64.
24. Молодченко М. Теоретический анализ проблемы соотношения прокрастинации и перфекционизма у подростков//Таганрогский институт им. А.П.Чехова, Современная педагогика, 2016 № 11.
25. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов
психолого - педагогических факультетов вузов. - М.: Институт
практической психологии, 1998.
26. Нуллер,Ю.Л. Тревога и ее терапия / Ю.Л. Нуллер // Психиатрия и психофармакология. - 2011. - Т. 4. - № 2. - С. 7-10.
27. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.
28.Остапенко Г.С., Остапенко Р.И. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением // Перспективы науки и образования. 2013. № 1. С. 54-60.
29. Петровский, А.Ф. Введение в психологию / А.В. Петровский - М.: Академия, 2007 - 496 с.
30. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий/М.: Высшая школа, 1984 - с. 174
31. Позняк С.В. Феномен академической прокрастинации: проблемы и перспективы исследования, Выпуск 17. Часть 3: Психологические науки. - 2017
32. Понарядова Т. В. Лень: причины, признаки, преодоление. - СПб. : Образование.-1996. - 96 с.
33. Рожина И.Р. Прокрастинация в студенческой среде и методы ее преодоления// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXXV-LXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 4-7(72). - Новосибирск: СибАК, 2017. - С. 23-28.
34. Семенюк Л.М.Хрестоматия по возрастной психологии: учебн.пособие для студентов/Под ред. Д.И.Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996 - 219 с.
35. Солынин Н.Э., Лебедева Е.П., Психологические причины тревожности в подростковом возрасте. Ярославский педагогический вестник - 2016 - № 6
36. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей/М.: Академия, 1996, с.160
37. Шамионов Р.М. Формирование адаптационной готовности старшеклассников и студентов вузов// Психология обучения, 2013 № 9, с.20-30.
38. Шамионов Р.М. Соотношение адаптационной готовности и социальной активности личности//Теоретическая и экспериментальная психология, 2012, Т. 5 № 2.
39. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 575 с.
40. Шемякина О.О. Влияние прокрастинации на уровень стресса у студентов [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. Том 3. № 4. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n4/66242.shtml (дата обращения: 07.03.2020)
41. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно -
содержательные характеристики процесса развития личности:
Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. - 2-е изд. - М.: Московский
психолого - социальный институт: Флинта, 2004.
42. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2т. / Д.И. Фельдштейн. - М.: Издательство
Московского психолого - социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005.
43.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопросы психологии, 1971, № 4, 6 с.
44. Burka, J. B. Procrastination: Why You Do It, What to Do About It Now/ J.
B. Burka. - Da Capo Press, 2008. - 322с.
45. Chu A.H.C., Choi J.N. Rethinking procrastination: Positive effects of «active» procrastination behavior on attitudes and performance // Journal of Social Psychology. - 2005. - № 14. - P. 245-264.
46. Ferrari J.R. Self-handicapping by procrastinators: Effects of task importance and performance privacy: Doctoral dissertation, Adelphi University, Garden City. - NY, 1990.
47. Lay C. H. (1986). At last, my research article on procrastination. Journal of Research in Personality, 20, 474-495.
48. Milgram N. Procrastination in daily living // Psychological Reports. 1988. No63(3). P. 752-754.
49.Steel, P. The Nature of Procrastination: A Meta-Analytic and Theoretical Rewiew of Quintessential Self-Regulatory Failure. // Psychological Bulletin, 2007, V. 133, №1.