Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРОВ В РОМАНЕ ДЖЕЙН ОСТИН «ГОРДОСТЬ И ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ»

Работа №65602

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
580
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ
СВОЕОБРАЗИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА 6
1.1. Образная система художественного произведения 6
1.1.1. Вербальный образный портрет 11
1.1.2. Речевой образный портрет 14
1.1.3. Психологический портрет персонажа 19
1.1.4. Художественная деталь 21
1.2. Классификация выразительных средств 22
Выводы по Главе 1 25
Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ ГЕРОЕВ
РОМАНА ДЖЕЙН ОСТИН «ГОРДОСТЬ И ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ» 26
2.1. Особенности стиля романов Джейн Остин 26
2.2. Своеобразие идейного содержания и образной системы в романе Джейн
Остин «Гордость и предубеждение» 32
2.3. Интерпретация образов главных героев в романе Джейн Остин
«Гордость и предубеждение» 37
2.3.1. Образ Элизабет Беннет 37
2.3.2. Образ мистера Дарси 52
Выводы по Главе 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
Список литературы 71


Природа художественного образа, независимо от его назначения и сферы применения, многогранна и уникальная. Образ может быть рациональным и чувственным, может основываться на личных переживаниях человека, на его воображении, а может быть и фактографичным. И главное назначение образа — это отражение жизни. Какой бы она не представлялась человеку, и какой бы она не была, человек всегда воспринимает ее наполнение через систему образов. Интерпретация художественного образа героя занимает одно из центральных мест в создании литературного произведения, так как именно через образы персонажей, их характеристики, отличительные черты чаще всего осуществляется анализ проблематики творчества писателей.
Актуальность данного исследования обусловлена, прежде всего, тем, что, хотя на сегодняшний день проведено достаточно много исследований в области изучения различных средств создания образов главных героев в романе Джейн Oстин «Гордость и предубеждение», однако они не достаточно полно раскрывают их характер и своеобразие. В настоящей работе предпринята попытка наиболее глубокого и всестороннего анализа сложных образов главных героев романа. Собственно их внутренний психологизм, сложность их постижения, их противоречивость позволяют обозначить тему данного исследования как весьма актуальную.
Новизна работы заключается в расширении общего поля знаний по проблематике исследования и выявлении индивидуальных особенностей авторского стиля Джейн Сстин, проявляющихся в образах главных героев романа «Гордость предубеждение».
Главные герои произведения представляются как ключевые элементы между реальностью и отображаемым автором миром. Главные герои являются образами, у которых есть определённая структура, где отражаются следующие уровни: вербальный образный портрет, речевой образный портрет, образный портрет психологической направленности. Взаимодействие указанных уровней и авторского замысла произведения всегда чрезвычайно важно, поскольку вместе они составляют ту информацию, которая должна дойти до читателя. Классификация выразительных средств в художественном произведении помогает раскрыть глубину сюжета.
Предметом исследования в настоящей работе являются образы главных героев и основные средства их создания.
Объектом исследования выступает текст романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение».
Цель исследования заключается в комплексном, системном анализе, научно-теоретическом осмыслении образов главных героев, а также выявлении основных средств их создания.
Для решения поставленной цели формулируются следующие задачи:
1. рассмотреть общетеоретические положения, коррелирующие с понятием художественный образ;
2. исследовать образную систему художественного произведения;
3. изучить основные средства создания художественного образа;
4. определить особенности авторского стиля Джейн Сстин;
5. рассмотреть особенности индивидуального авторского стиля Джейн Остин характерные для романа «Гордость и предубеждение»;
6. проанализировать художественные и лингвостилистические средства создания образов героев в романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение»;
7. продемонстрировать эволюцию образов главных героев романа.
Выбор методов исследования предопределяется характером изучаемого явления. В качестве основных методов исследования применяются: анализ и синтез теоретического материала, рефлексия и систематизация полученных данных, интерпретационный метод, метод наблюдения и описания, метод филологического анализа текста романа.
Работа основывается на теоретической базе, сформированной по результатам систематизации концепций и положений, разрабатываемых в трудах И.В. Арнольд, А.Б. Есина, Ю.Н. Караулова, А.В. Кухаренко, А.Г. Маклакова, А.В. Флери, Н.С. Валгиной, Л.С. Выготского, И.В. Евсеевой и других ученых.
Практическая значимость работы состоит в допустимости использования итогов исследования при обучении иностранному языку, а также на занятиях по стилистике, аналитическому чтению, литературоведению, в спецкурсах и семинарах, посвященных углубленному изучению творчества Джейн Остин.
Структура данной работы формируется исходя из поставленных целей и задач исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщение основных положений научных трудов по теме исследования позволяет раскрыть понятие художественного образа как одного из основных компонентов литературного произведения, отражающего главную задумку и идею автора. Проведенный комплексный и системный анализ образов главных героев позволяет выявить основные средства их создания, особенности авторского стиля Джейн Сстин, а также идейное содержание произведения.
В процессе исследования установлено, что именно образ является объединяющей деталью между читателем и автором, который, с одной стороны, есть носитель интенции автора, а с другой стороны, — основа впечатлений для читателя.
Человеческую природу в своем творчестве Джейн Сстин характеризует как «сочетание хорошего и дурного». Характер предстает у нее в развитии, в единстве частного и общего, «таким ни на кого не похожим и таким похожим на других». Такое глубоко новаторское понимание природы характера позволило Джейн Остин создать психологически убедительные образы в романе «Гордость и предубеждение». Именно различные компоненты образа героев в той или иной степени направлены на создание психологического портрета персонажа, анализ которых демонстрирует следующее:
Вербальный образный портрет не описан автором детально, поскольку все внимание писательницы в романе сосредоточено не на внешних деталях портретов героев, а на внутреннем мире персонажей.
Речевой образный портрет является одним из основных способов характеристики главных героев романа. Каждый персонаж наделён индивидуализированной речью, обусловленной его характером, психологией, уровнем культуры, жизненной обстановкой, образом мышления. Все эти факторы определяют особенности словарного состава, стилистической структуры и интонации речи главных героев посредством которых
осуществляется всестороннее раскрытие образов героев. Ярко выделяется индивидуализация речи главных героев, обусловленная их
противоборствующими жизненными принципами, что находит свое отражение в стилистической окраске их речи. По мере изменения взглядов главных героев изменяется и стиль их речи. В начале романа «Гордость и предубеждение» формальный чопорный стиль речи Дарси противопоставлен живой, непринужденной манере Элизабет. Разница в стиле речи героев постепенно исчезает в соответствии с изменением их воззрений. Речь обоих становится гораздо пластичней, гармоничней.
Образный портрет с психологической направленностью также чрезвычайно важен. Анализ особенностей главных героев интерпретируется по средствам их эволюции, путем переосмысления своих поступков, процесса морального прозрения, духовного и нравственного роста. В лице Элизабет это процесс избавления от всех предрассудков и предубеждений, а в Дарси — процесс ломки гордости и сословных стереотипов. Таким образом, именно в изображении главных героев прослеживается наиболее тонкая психологическая характеристика, которая проявляется в монологической и диалогической речи персонажей.
Художественная деталь также является одним из средств создания образа главного героя. Именно через пейзажную деталь происходит восприятие образа Дарси, которая заключается в своеобразной символической проекции его характера.
Результаты анализа образов главных героев романа «Гордость и предубеждение» дают возможность придти к выводу о том, что каждый компонент образной структуры весьма важен, так как он выполняет свою характерологическую функцию при создании образа героя.
Основными выразительными средствами создания образов главных героев романа являются эпитеты, подхват, повторы, риторические вопросы, антитеза, метафора и другие. Использование выразительных средств в сопоставлении и противопоставлении определенных образных характеристик позволяет читателю расшифровать различные уровни идейного содержания романа.
В романе «Гордость и предубеждении» применены такие композиционные принципы реалистического романа, как сложная система образов, значительная роль портретных и пейзажных зарисовок в их характерологической и эстетической функциях, сложная субъектная организация текста, в которой доминирующая роль принадлежит безличному повествованию, но где главные герои, благодаря драматизации и включению несобственно-прямой речи, получают возможность выразить себя как бы самостоятельно.
Результаты исследования могут способствовать совершенствованию умений и навыков в области интерпретации произведений других авторов и их персонажей.



1. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: учебник для вузов / И.В. Арнольд; науч. ред. П.Е. Бухаркин. - 9-е изд., исправ. и доп. - М.: «Флинта»: Наука, 2009. - 384 с.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М.: Едиториал УРСС, 2007. - 567 с.
3. Бабайцева В.В. Современный русский язык: учебник для студ. пед. ин- тов: в 3 ч. / В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. - М.: Просвещение, 1987.
- 256 с.
4. Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук / М.М. Бахтин, сост. С.Г. Бочаров. - СПБ.: Азбука, 2001. - 336 с.
5. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. IV / В.Г. Белинский. - Москва: Изд-во АН СССР, 1953-1959. - 669 с.
6. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. - СПБ.: Паритет, 2007. - 320 с.
7. Белоусова А.Е. Речевой портрет как структурный компонент макроуровня нарратива: автореф. дис. ... на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: 10.02.04 / А.Е. Белоусова. - М., 2012. - 24 с.
8. Боднарук Е.В. Способы передачи внутренней речи персонажей в художественном произведении / Е.В. Боднарук // Вестник. - Архангельск, 2010. - №8. - С. 71-76.
9. Борисова Л. В. Интерпретация текста / Л. В. Борисова. - Минск: Вышэйшая школа, 1999. - 174 с.
10. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: учебник / Н.С. Валгина. - М.: Агар, 2000. - 416 с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь: авторский сборник / Л.С. Выготский. - М.: Национальное образование, 2016. - 368с.
12. Гальперин А.И. Очерки по стилистике английского языка / А.И. Гальперин. - М.: Либроком, 2016. - 380 с.
13. Гегель Г.В. Ф. Эстетика. В 4 т. Т. 1. / Г.В. Ф. Гегель. - М.: Искусство, 1968. - 312 с.
14. Гениева Е.Ю. Чудо Джейн Сстин [Электронный ресурс] / Е.Ю. Гениева // Остин Д. Леди Сьюзен. - М., 2004. - С. 7-18.
Режим доступа: http://philology.ru/literature3/genieva-02.htm
15. Демурова Н.М. Джейн Остин и ее роман "Гордость и предубеждение". В кн.: Остин, Джейн. Гордость и предубеждение. - М.: Наука, 1967. - С. 538-589.
16. Евсеева И.В. Современный русский язык: курс лекций / И.В. Евсеева, Т.А. Лузгина, И.А. Славкина, Ф.В. Степанова; Под ред. И.А. Славкиной; Сибирский федеральный ун-т. - Красноярск, 2007. - 642 с.
17. Егорова Э.В. Способы речевой характеристики персонажа в политическом анекдоте / Э.В. Егорова // Поволжский педагогический поиск. - 2013.- №2 (4), С. 184-186.
18. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие / А.Б. Есин. - Москва: Флинта: Наука, 2010. - 248 с.
19. Жданович М.А. Лингвистические средства создания образа персонажа в художественном диалоге: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / М.А. Жданович. - Самара, 2009. - 27 с.
20. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - 7-е изд. - М.: ЛКИ, 2010. - 264 с.
21. Клименко Е.И. Традиции и новаторство в английской литературе / Е.И. Клименко. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1961. - 192 с.
22. Кухаренко В.А. Интерпретация текста: учеб. пособие для студентов
пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.» / В.А. Кухаренко. - 2¬
е изд. перераб. - М.: Просвещение, 2000. - 192 с.
23. Леорда С.В. Речевой портрет современного студента: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01 / С.В. Леорда. - Саратов, 2006. - 19 с.
24. Лопухова Е. Б. Особенности авторского стиля Джен Остен в романе «Гордость и предубеждение» [Электронный ресурс] / Е. Б. Лoпухова // Электронный научный журнал APRIORI. - 2017. - № 4. - С. 1-8.
Режим доступа: http://www.apriori-journal.ru/journal-gumanitarnie-
nauki/id/1593
25. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПБ.: Питер, 2016. - 592 с.
26. Мнацаканян К.А. Психологизм пейзажной детали в прозе Джейн Oстин / К.А. Мнацаканян // XV Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - 2005. - т. 2. - C. 276-281.
27. Моэм У.С. Время и книги: сборник / У.С. Моэм; пер.с англ. В. Бернацкой, Е. Корягиной. - М.: АСТ, 2018. - 512 с.
28. Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе / В.В. Набоков. - М.: Независимая газета, 1998. - 510 с.
29. Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий / А.Н. Николюкин. - М.: Интелвак, 2003. - 1596 с.
30. Позняк Л.П. Особенности речевой характеристики главного персонажа в романе С. Шелдона «Ничто не вечно» / Л.П. Позняк // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - Иркутск, 2008. - №1. - С. 71-83.
31. Пристли Д.Б. Заметки на полях: авторский сборник / Д. Б. Пристли. - М.: Прогресс, 1988. - 105-116 с.
32. Солганик Г.Я. Стилистика текста: учеб. пособие / Г. Я. Солганик. - 13¬е изд., стер. - М.: «Флинта»: Наука, 2017. - 253 с.
33. Тарасенко Т.П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Т.П. Тарасенко. - Краснодар, 2007. - 48 с.
34. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы: учеб. пособие для пед. ин- тов / Л.И. Тимофеев. - М: Просвещение, 1976. - 448 с.
35. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие / Б. В. Томашевский; вступ. ста-тья Н. Д. Тамарченко; комм. С. Н. Бройтмана при участии Н. Д. Тамарченко. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 334 с.
36. Флоря А.В. Интерпретация художественного текста / А.В. Флоря. - 2-е изд., стер. - М.: «Флинта»: Наука, 2014. - 153 с.
37. Чернец Л.В. Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек [и др.] / под ред. Л.В. Чернец. - М: Высш. шк., 2004. - 680 с.
38. Черноземова Е. Н. Джонсон Бенджамин / Е. Н. Черноземова // Зарубежные писатели: биобиблиогр. слов. для школьников и поступающих в вузы: В 2-х ч. / под ред. Н. П. Михальской. - М., 2003. - Ч. I. - С. 393-396.
39. Шабанова Н.А. Словарь литературоведческих терминов / Н.А. Шабанова. - Республика Коми: Инта, 2008. - 37 с.
40. А11еп W. The English Novel: A Short Critical History / W. А11еп. - London, 1954. - 285 p.
41. Austen J. Pride and prejudice: an authoritative text, backgrounds and sources, criticism / J. Austen // edited by Donald Gray. - 3rd ed. - N.Y.: Norton, 2000. - 413 p.
42. Chipman R. W. «Jane Austen. Critical Bibliography» / R. W. Chаpman - Oxford: Clarendon Press, 1953. - 62 p.
43. Gdi'er G. The World of Psychoanalyses / G. Gorer. - New York, 1965. - 201 p.
44. Green D. Jane Austen’s monsters: Bicetenary Essays / P. Green. - New York, 1975. - 262 p.
45. I kn'lley L.P. The Novelist's Responsibility / L.P. Hartley. - London, 1967. - 203 p.
46. Lascelles M. Jane Austen and Her Art / M. Lascelles. - Oxford, 1939. - 212 p.
47. MacDonagh O. Jane Austen: Real and Imagined Worlds / O. MacDonagh. - Yale University Press, 1993. - 200 p.
48. Masafield M. Women Novelists from F. Burney to G. Eliot / M. Masafield.
- New York: Books for Libraries Press, 1967. - 335 p.
49. Mudrick M. Jane Austen: Irony as Defense and Discovery / M. Mudrick. - Princetion University Press, 1952. - 235p.
50. Toolan M. Language in Literature: An Introduction to Stylistics / M. Toolan
- London: Hodder Arnold, 2001. - 374 p.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ