Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА НА ОСНОВЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №65582

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы62
Год сдачи2016
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
351
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие связной речи. Формирование связной речи в онтогенезе 8
1.2 Особенности формирования навыков описательного рассказа у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 12
1.3 Метод наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного
возраста 17
1.4 Методические основы использования наглядного моделирования при
составлении описательных рассказов старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи 22
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Организация исследования сформированности навыков
описательного рассказа с использованием наглядного моделирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 31
2.2 Анализ результатов исследования навыков описательного рассказа с использованием наглядного моделирования старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 36
2.3 Методические рекомендации по обучению старших дошкольников с ОНР использованию метода наглядного моделирования при составлении
описательныхрассказов 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60


Успешное обучение детей в школе во многом зависит от уровня освоения ими связной речью. Адекватное понимание и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение развернуто отвечать на вопросы, свободно объяснять собственные суждения - вся эта и другая учебная работа требует полного уровня развития связной как диалогической, так и монологической речи у дошкольников.
В настоящее время в методике формирования речи детей дошкольного возраста активно изучаются вопросы обучения описанию - значимому виду связной речи. Анализируя работы над описанием, обнаружены некоторые специфические особенности построения описания дошкольниками, выбраны пути развития у дошкольников навыков, необходимых для составления описательного рассказа.
Центральным звеном, помогающим педагогу решать самые разные познавательные и творческие задачи, являются образные средства, а точнее, модельные представления. Доказательством этому могут служить многолетние исследования, проведенные под руководством Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова. Эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка является прием моделирования. Благодаря моделированию дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Общество пытается осмыслить и переосмыслить действительность, для чего нужны определенные умения и определенные средства, в том числе умения смоделировать действительность.
Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, постепенно возрастает его речевая активность. Усвоение отвлеченного значения языковых единиц, обусловленное овладением логическими операциями обобщения, сравнения, сопоставления, абстрагирования, позволяет использовать моделирование не только для решения задач развития логического мышления дошкольника, но и для решения задач развития, прежде всего связной речи.
Описательная речь служит одним из базовых элементов в образовании связных высказываний и текстов, и именно, она оказывается наиболее несформированной у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева и др.). Конечно, нельзя не упомянуть влияние коррекционно - развивающих занятий по развитию речи, обучению описательному рассказыванию на развитие высших психических процессов и когнитивных способностей. Занятия по развитию описания оказывают различное влияние на познавательное развитие дошкольников и развитие их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе составления описательного рассказа дошкольники с общим недоразвитием речи учатся распределять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.
Обучение описанию разными методами способствует благоприятному формированию связной речи, развитию составления сюжетных рассказов. Вопросы исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи изучали многие авторы, такие как: В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.Е Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко и др.
С.А. Миронова раскрывает методы и способы работы по формированию прямой речи. Н.А. Никашина раскрывает цели работы по формированию детальной свободной описательно-повествовательной речи у детей. В.К. Воробьевой разработана методика поэтапного развития навыков и умений связной речи с использованием картинно-графического плана. Т.А. Ткаченко предлагает систему формирования навыков описательного рассказа с использованием моделей и схем. Изучение описательного повествования нашло отражение в работах В.П. Глухова, Т.А. Сидорчук.
Не смотря на исследованность данной проблемы, она остается актуальной и требует разработки новых, более эффективных приемом, методов и форм организации работы по развитию связной описательной речи.
Проблема, в рамках которой осуществляется данное исследование, - совершенствование логопедической работы по обучению составлению описательных рассказов старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе наглядного моделирования.
Цель исследования: выявить уровень сформированности навыка составления описательного рассказа с использованием метода наглядного моделирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объектом исследованияявляются особенности составления
описательных рассказов старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс формирования навыка описательного рассказа на основе метода наглядного моделирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: логопедическая работа по формированию навыка составления описательного рассказа на основе метода наглядного моделирования будет эффективной, если:
1. при подборе наглядности будет организована специальная работа по анализу схем-моделей (используемые схемы-модели должны быть детям понятны, иметь поверхностное значение);
2. коррекционно-логопедическая работа будет реализовываться
последовательно в несколько этапов:
- подготовительный этап,
- обучение действиям замещения,
- составление рассказов-описаний.
3. задания составлены в соответствии с индивидуальными возможностями старших дошкольников с ОНР и коррекционно-тематическим планированием.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования навыка описательного рассказа с использованием метода наглядного моделирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявитьуровень сформированности навыка составления описательного рассказа на основе метода наглядного моделирования у старших дошкольников в ОНР.
3. Разработать методические рекомендации по использованию метода наглядного моделирования при составлении описательных рассказов детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В работе были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент (формирующий); метод количественного и
качественного анализа результатов исследования.
Теоретико - методологическая основа исследования представлена: исследованиями связной монологической речи детей (А.М. Бородич, Л.С. Выготский, В.П. Глухов, Т.А. Ладыженская, Д.Б.Эльконин и др.); классификацией уровней общего недоразвития речи Р. Е. Левиной; исследованиями в области изучения связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.); современными разработками в области развития навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи: методика поэтапного развития навыков и умений связной речи с использованием картинно - графического планаВ.К. Воробьевой, методика исследования описательной речи В.П. Глухова, система формирования навыков описательного рассказа с
использованием моделей и схем Т.А. Ткаченко и др..
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 10 «Земский» г. Белгорода.
Структура работы: введение, две главы, заключение,
библиографический список и приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
В формировании связной речи отчетливо выступает связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать предмет, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Именно это является необходимым умением для составления описательных рассказов.
Поэтому, для эффективности обучающего процесса, необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению связному описательному рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, интересных, занимательных для детей методов, приёмов и средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности. Одним из таких средств является наглядное моделирование, которое представляет собой форму выделения и обозначения свойств и связей предметов.
Целесообразность использования метода наглядного моделирования при формировании связной, в частности описательной речи, у детей с общим недоразвитием речи очевидна, так как мыслительная деятельность в
дошкольном возрасте находится ещё в стадии становления, и преобладающим видом мышления является наглядно-образное.
Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование наглядного моделирования у детей с общим недоразвитием речи облегчает овладение составлением рассказов-описаний. Кроме того, наличие зрительного плана делает рассказы чёткими, связными, последовательными.
Таким образом, использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющими нарушения речи, значительно влияет на развитие у детей памяти, воображения, логического мышления и речи


1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе [Текст] /А.К. Аксенова/ - М.: Просвещение, 2002. - 320с.
2. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика. - М. : Сфера, 2007. - 208 с.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. Учебн. Пособие для студентовпед. инст-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». -2-е изд. [Текст] /А.М. Бородич/ - М.: Просвещение, 2001. - 225с.
4. Венгер, Л. А., Мухина, В. С. Психология. - М.: Просвещение,1988
5. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева/ - М.: Астрель, 2006. - 158с.
6. Воробьева, В.К. Особенности смыслового восприятия и воспроизведения речевого сообщения учащимися, страдающими моторной алалией. Недоразвитие и утрата речи (Вопросы теории и практики) [Текст]/ Под ред. Л.И. Беляковой. - М.: МГПИ, 2009. -114 с.
7. Воробьева, В.К. Особенности связной речи дошкольников с моторной алалией. Нарушение речи и голоса у детей. [Текст] /В.К. Воробьева/ - М.: Просвещение, 2005. - 155 с.
8. Воробьева, В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи [Текст] /В.К. Воробьева/ Дефектология. - 2000. - № 24. - С. 17-21.
9. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] /Л.С. Выготский/- М.: Эксмо, 2005. - 1136с.
10. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов/ - М.: АРКТИ, 2002. - 144 с.
11. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб.пособие для студентов педвузов [Текст] /В.П. Глухов/ — М.: АСТ: Астрель, 2005. - 351 с.
12. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] /В.П. Глухов/ Дефектология. - 1994. - № 2. - С. 56-73.
13. Дошкольная педагогика. Под ред. В. И. Логиновой, П. Г.
Саморуковой Учебное пособие для студентов пед. ин-тов Изд-во
«Просвещение», М., 1983 г. - 159 с.
14. Корицкая, Е.Г. Формирование развернутой описательно
повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего речевого развития. Нарушения речи у дошкольников [Текст] / Е.Г. Корицкая, Т.А. Шимкович / - М.: Просвещение, 2000. -175 с.
15. Ладыженская, Т.А. Устная речь как средство и предмет изучения: Учебное пособие для студентов [Текст] /Т.А. Ладыженская/ - М.: Флинта: Наука, 1998-840 с.
16. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Текст] /Т.А. Ладыженская/ - М.: Педагогика, 1998. -265с.
17. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 1998.- 387с.
18. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи. Основы теории речевой деятельности [Текст] /А.А. Леонтьев/-М.: Просвещение, 1994. - 167с.
19. Логопедия: Учеб.для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб, заведений [Текст] /Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
20. Львов, М. Р. Основы теории речи. [Текст] / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2002. - 203с.
21. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.посо'бие для студ. сред. пед. учеб, заведений [Текст] / Т.В. Волосовец, Н.В.
Горина, Н.И. Зверева и др./ Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2000. - 200 с.
22. Основы психолингвистики. [Текст] / А.А.Леонтьев. - 3-е изд. - М.: Смысл, 2003. - 287 с.
23. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. [Текст] / С.А. Миронова - М.: Просвещение, 2001. - 208 с.
24. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). [Текст] / О.А. Нечаева. - М.: Академия, 2006. - 178с.
25. Понятийно - терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред. Селиверстова В. И. - М.: Владос, 2007. - 297с.
26. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно - методическое пособие [Текст] / под общей ред. Т.В. Волосовец/ - М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачева, 2002. - 256с.
27. Психология развития. / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой.
- М: ЧеРо, 2005. - 524 с.
28. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для
воспитателей детского сада [Текст] / Под ред. Ф.А. Сохина/ - 3-е изд. - М.: 1984.
- 223 с.
29. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе [Текст] /А.В.Текучев/ - М.: Просвещение, 2006. - 207с.
30. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно - методическое пособие для логопедов и воспитателей/Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова. - М.: «Гном-Пресс», 2001.-80с.
31. Характеристика связной речи детей 6-7 лет [Текст] /Под ред. Т.А. Ладыженской/ - М.: Педагогика, 2000. - 210с.
32. Эльконин Д. Б. Развитие речи. - М.,1958.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ