ВВЕДЕНИЕ 9
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ 11
1.1 Классификация и особенности деятельности муниципальных учреждений
культуры 11
1.2 Методы управления развитием муниципального учреждения культуры 17
1.3 Методика анализа и оценки состояния муниципального учреждения
культуры 23
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ МКУК ШУМИХИНСКАЯ
ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БИБЛИОТЕКА 28
2.1 Характеристика МКУК Шумихинская центральная районная библиотека 28
2.2 Анализ показателей деятельности МКУК Шумихинская центральная районная
библиотека 31
2.3 Проблемы функционирования и управления развитием МКУК Шумихинская
центральная районная библиотека 46
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ МКУК
ШУМИХИНСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БИБЛИОТЕКА 49
3.1 Направления управления развитием МКУК Шумихинская центральная
районная библиотека 49
3.2 Прогноз эффективности предлагаемых мер 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Приложение А - Мероприятия в библиотеке 74
Приложение Б - Перечень выставок, проведенных в библиотеке 77
Приложение В - Мероприятия к юбилею Победы 79
Приложение Г - Мероприятие «Чай - клуб»
В последние годы библиотеки России оказались в центре внимания библиотечной общественности, властных структур, средств массовой информации. Причины этого явления известны - кризисное, даже катастрофическое состояние библиотек, подтверждаемое неутешительной статистикой в основных аспектах деятельности: фонды, условия работы, персонал. Уникальность ситуации, в которой находятся библиотеки, состоит в том, что она непосредственно обусловлена комплексом проблем современного российского состояния: экономических, демографических, социально психологических. При этом к библиотекам применяются современные требования. Роль библиотек поменялась. Требуется изменение технического оснащения, библиотечной структуры, методов взаимодействия с населением.
В приоритетных направлениях развития культуры в Российской Федерации выделены направления развития библиотек. Важность деятельности библиотек заключается в социальной значимости, как для подрастающего поколения, так и для взрослого населения.
Этим объясняется актуальность выбранной темы.
Цель исследования - провести анализ управление развитием муниципального учреждения культуры.
Задачи исследования:
- выявить особенности деятельности муниципального учреждения культуры;
- проанализировать методы управления развитием муниципального учреждения культуры;
- выявить методы оценки эффективности управления развитием муниципального учреждения культуры;
- дать характеристику МКУК Шумихинская центральная районная библиотека;
- провести анализ деятельности МКУК Шумихинская центральная районная библиотека;
- выявить проблемы и определить направления управления развитием МКУК Шумихинская центральная районная библиотека.
Объект исследования - МКУК Шумихинская центральная районная библиотека.
Предмет исследования - методы и технологии управления развитием муниципального учреждения культуры.
Работа выполнена на основе научной и учебной литературы по вопросу исследования, интернет-источников, нормативных документов, статистических данных.
Благодаря своей доступности, библиотека способствует устранению информационного неравенства, созданию условий для реализации интеллектуальной свободы, сохранения демократических ценностей и всеобщих гражданских прав, улучшения качества жизни. Библиотека обслуживает все категории граждан, предоставляет им комплекс библиотечно-информационных и сервисных услуг в наиболее удобном для них режиме: в самой библиотеке или вне библиотеки, а также по телефону или по электронной почте. В настоящее время остро стоит вопрос повышения роли библиотек в развитии информационного общества с целью снижения информационного неравенства граждан и различных регионов страны. И сегодня крайне важно совершенствовать коммуникационную инфраструктуру, активнее преодолевать «цифровое неравенство» регионов, переходить на самые современные стандарты и технологи.
Основной целью государственной культурной политики является формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества. В связи с этим регулирование развития учреждений культуры производится: на федеральном уровне, на региональном, на муниципальном. Федеральный уровень характеризуется принятием нормативно - правовых документов, разработкой и реализацией программ развития культуры.
Разработаны различные методики оценки эффективности деятельности учреждений культуры. Они включают в себя как оценку социальных достижений, так и экономических. В целом можно сказать, что производится социально-экономическая оценка эффективности деятельности учреждения. Оценка эффективности библиотеки отличается. Здесь оценивается библиотечный фонд и его динамика, количество пользователей, количество посещений, количество и качество проведенных мероприятий. Также немаловажна экономическая оценка деятельности учреждения культуры.
Сводная оценка эффективности деятельности учреждений культуры и искусства осуществляется по целевым показателям эффективности в соответствии с Порядком проведения мониторинга и оценки эффективности деятельности подведомственных Министерству культуры учреждений культуры и искусства. Каждый показатель оценивается критериями, которым в зависимости от фактического значения присваивается балльная оценка. Баллы суммируются по каждому показателю отдельно. Общая сумма балльных оценок (итоговая балльная оценка) всех показателей является Сводной оценкой эффективности. Максимально возможная балльная оценка равняется 100 баллам.
МКУК Шумихинская центральная районная библиотека является подведомственной организацией для Отдела культуры Администрации Шумихинского района.
Выявлен достаточно низкий показатель охвата библиотечным обслуживанием населения района. Отмечается стабильное состояние такого показателя, как книгообеспеченность, что нельзя считать положительным фактом. На протяжении последних пяти лет наблюдается отрицательная динамика темпов роста библиотечного фонда. Это связано с тем, что поступает документов меньше, чем их выбывает.
Все запланированные мероприятия на 2014 год были проведены.
Одной из основных проблемы является финансовое обеспечение библиотеки. Выделяемых из бюджета средств недостаточно для полноценного развития библиотеки.
Библиотека пытается самостоятельно решить нужды материально-технического оснащения учреждения, реализуя проекты и программы, участвуя в профессиональных конкурсах самых разных уровней. Благодаря этому база учреждения пополняется новым современным компьютерным оборудованием.
Анализ кадров показал, что кадровая ситуация достаточно стабильна. Однако повышение квалификации проходит только 3 - 4 человека. При этом скорость технологических изменений значительна. В том числе и в библиотечной отрасли. Следует обратить внимание на развитие кадров библиотеки.
Следует отметить, что несмотря на значительное количество проведенных мероприятий и рост количество участников, уровень посещаемости и популярности библиотеки не увеличивается. В связи с этим можно сделать вывод о необходимости совершенствования маркетинговой деятельности библиотеки и расширения спектра используемых мер по продвижению учреждения и привлечения населения.
Основными направления управления развитием МКУК Шумихинская центральная районная библиотека выбраны следующие: оказание платных услуг населению; разработка плана обучения кадров; разработка плана маркетинговой деятельности по привлечению населения.
При разработке плана мероприятий определены ответственные, составлен план развития библиотеки на период 2016 года, рассчитаны результаты.
Ежемесячная прибыль библиотеки составит 7465 руб., годовая - 89580 руб. При этом затраты за год будут следующие: обучение персонала - 38 тыс. руб., приобретение копира - 14 тыс. руб. Общие затраты будут 52 тыс. руб. Оставшаяся прибыль - 37580 руб. Эти деньги можно будет использовать на пополнение библиотечного фонда.
Согласно прогнозу ожидается: увеличение численности сотрудников с высшим образованием до 11;снижение численности с неоконченным высшим до 1 сотрудника; увеличение численности сотрудников, прошедших курсы повышения квалификации с 4 до 12 человек. Также изменятся показатели маркетинговой деятельности. Предложенные мероприятий пойдут дополнительными к имеющимся. соответственно, общее количество мероприятий будет складываться из план библиотеки и предлагаемого нами варианта и составят 43 мероприятия. Ожидается увеличение населения, охваченного библиотечным обслуживанием с 26% до 31%.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001г. № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 02.11.2013);
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ, часть вторая от 5 августа 2000г. № 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
4. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013, с изменениями от 02.11.2013) «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.09.2013)
5. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» 08 мая 2010г. N 83-ФЗ. 1. Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2014 года и перечня проектов по их реализации: распоряжение Правительства РФ от 10.03.2008 г. № 1663-р (ред. от 08.08.2009 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
6. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки: принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации, XIII Ежегодной сессией, 22 мая 2008 г., г. Ульяновск // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2012. - № 48. - С. 50-59.
7. Денисова, О. Г. Новые возможности библиотек / О.Г. Денисова // Библиотека. - 2010. - № 2. - C. 34-36.
8. Зоткина, Т. Открытая людям / Т. Зоткина // Библиополе. - 2011. - № 10. - с. 47-48.
9. Карнаухова, В. Другие по форме и содержанию / В. Карнаухова //
Библиополе. - 2014. - № 9. - C. 7-11.
10. Кононова, Е. Малыми силами - большие дела / Е.Кононова // Библиополе. - 2013. - № 5. - C. 64-65.
11. Короткевич, М. Н. Моделирование - стратегический путь развития публичных библиотек / М.Н. Короткевич // Библиотека. - 2012. - № 6. - C. 20-24.
12. Кудрявцева, Л. В. Библиотека - информационный центр местного сообщества: модель развития / Л.В. Кудрявцева // Библиотеки и социальное партнерство. - Йошкар-Ола, 2011. - C. 18-20.
13. Матлина, С. Модельная» - значит образцовая...: проект «Модельные сельские библиотеки» / С. Матлина // Библиотечное дело. - 2012. - № 18 (83). - C. 19-20.
14. Матлина, С. От модельных к модальным: итоги «первой пятилетки» работы библиотек в новых условиях / С. Матлина // Библиополе. - 2012. - № 9. - C. 2-6.
15. Павлова, В. И. Модельные библиотеки - сердце информационного общества / В.И. Павлова // Новая библиотека. - 2014. - № 8. - C. 13-17.
16. Потехина, Н. Теперь нам доступна любая точка на земном шаре / Н. Потехина // Библиополе. - 2010. - № 1. - C. 65-68.
17. Родин, А. М. Первый съезд библиотек / А. М. Родин, С. Ю. Морозова // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2010. - №
55. - С. 132-135.
18. Сельские библиотеки: сложности и достижения // Справочник
руководителя учреждения культуры. - 2011. - N 5. - C. 6-7.
19. Смелова, Т. Несмотря на удаленность от центра страны.../ Т. Смелова // Библиополе. - 2013. - № 3. - C. 6-7.
20. Челпанова, С. Рады за наших сельских ребят / С. Челпанова // Библиополе. - 2012. - № 3. - C. 2-4.
21. Шакина, О. Достойный шанс войти в будущее / О. Шакина // Библиополе. - 2011. - № 2. - C. 12-15.
22. Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mkrf.ru/documents/legislation/detail.php?ID=61208
23. Оценка эффективности деятельности учреждений культуры [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://mincultrk.ru/deyatelnost/realizaciya_ukaza_prezidenta_rf_ot_07_maya_2012_g_o _dolgosrochnoj_gosudarstvennoj_ekonomicheskoj_politike/ocenka_effektivnosti_deyat elnosti_uchrezhdenij_kultury/