Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация государственной демографической политики в регионе (Челябинская область)

Работа №65508

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы95
Год сдачи2016
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
392
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Сущность, цели и задачи государственной демографической политики.... 6
1.2 Методы и инструменты реализации государственной демографической
политики 11
1.3 Методы анализа эффективности государственной демографической
политики 18
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ демографических процессов в Челябинской области 29
2.2 Оценка эффективности реализации государственной демографической 41
политики в Челябинской области
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
3.1 Рекомендации по совершенствованию демографической политики в
регионе 60
3.2 Прогноз эффективности разработанных рекомендаций 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Приложение А Положение о порядке предоставления льгот по оплате
коммунальных услуг многодетным семьям 88
Приложение Б Деятельность педагогического работника в работе с
проблемными семьями 90
Приложение В План мероприятий по работе с педагогически запущенными
детьми и неблагополучными семьями 92


Актуальность темы исследования определяется значимостью современной демографической политики, которая является необходимым и важным элементом общей политики, проводимой государством. От уровня развития ее показателей зависит весь внешний облик страны. Поэтому так важно проводить продуманную и направленную на развитие государства демографическую политику.
Демографическая политика является частью социально-экономической политики. Она осуществляется в том случае, когда ее прямой целью выступает воздействие на демографическое развитие. Демографическая политика оказывает влияние на две стороны репродуктивного поведения населения - на реализацию потребностей в детях и на формирование потребности у личности и семьи в таком количестве детей, которое соответствовало бы интересам общества. Это достигается экономическими, административно-юридическими и социально-психологическими мерами. Характерной чертой этих мер является их долговременность в силу того, что демографическим процессам свойственна значительная инерционность, определяемая устойчивостью стандартов демографического поведения. Особенность предпринимаемых мер заключается в их воздействии на динамику демографических процессов преимущественно не прямо, а опосредованно, через поведение человека.
Так, демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и других социальных институтов. Объектами демографической политики являются население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.
Государственная демографическая политика в России направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, стимулирование рождаемости путем государственной поддержки семей, уже имеющих детей, стимулирование опасной для самого существования русского народа миграции, сохранение и укрепление здоровья населения. Эти положения были определены в «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2025 года».
Гипотеза: проводимая в последнее время демографическая политика государства не является достаточно эффективной для решения демографических проблем, снижения численности населения в современной России.
Объектом исследования является демографическая политика Челябинской области.
Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе реализации демографической политики.
Целью дипломной работы является изучение демографической политики Челябинской области, ее методов и примеров проведения.
Для достижения оставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы государственной демографической политики;
2) провести анализ демографических процессов в Челябинской области;
3) дать оценку эффективности реализации государственной демографической политики в Челябинской области;
4) разработать рекомендации по совершенствованию демографической политики в регионе;
5) дать прогноз эффективности разработанных рекомендаций.
Методы: сбор и анализ информации, анкетирование и обработка собранных материалов, теоретические - анализ литературы о проблеме исследования.
Теоретической и методологической основой исследования служат результаты исследований отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики построения методик оценки демографической политики регионов, систем мониторинга, управления сбором и обработкой информации.
Теоретическая база исследования включает публикации в периодических изданиях, монографии ведущих специалистов в указанных предметных областях.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Цели и задачи исследования определили структуру выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, заключение, библиографический список из 48 наименований.
Исследование изложено на 91 страницах, иллюстрировано 19 таблицами и 25 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Демографическая политика представляет собой целенаправленную деятельность государственных органов и различных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Организационно она включает систему мероприятий, призванных оказывать воздействие на ход демографического развития в желательном для общества направлении. Основной целью демографической политики является формирование желательного типа воспроизводства населения.
Главной целью демографической политики является преодоление суженного типа воспроизводства и обеспечение предпосылок демографического роста. Локальными целями являются стимулирование рождаемости, увеличение продолжительности жизни и поддержание высокой степени трудоспособности населения, оптимизация внешних и внутренних миграционных потоков населения, улучшение качественных характеристик человеческих ресурсов.
Демографическая политика является частью социально-экономической политики. Она осуществляется в том случае, когда ее прямой целью выступает воздействие на демографическое развитие. Демографическая политика оказывает влияние на 2 стороны репродуктивного поведения населения - на реализацию потребностей в детях и на формирование потребности у личности и семьи в таком количестве детей, которое соответствовало бы интересам общества. Это достигается экономическими, административно-юридическими и социально-психологическими мерами.
В национальной демографии практически отсутствует теоретический анализ эффективности применяемых методов демографической политики, несмотря на принятие Концепции демографического развития Российской Федерации до 2025 г. [1].
Реализация этой и любых других целей невозможна без разработки системы методов управления демографическими процессами.
Весь комплекс методов осуществления демографической политики можно условно разбить на три основные группы:
1) Законодательные или административно-правовые;
2) Экономические;
3) Социально-психологические или меры идеологического воздействия.
Челябинская область является одним из наиболее экономически развитых
индустриальных субъектов Российской Федерации. Область занимает шестое место по уровню социально-экономического развития, при этом большинство населения (82 процента) проживает в городах.
С 2012 по 2014 годы в демографической ситуации Челябинской области наблюдались положительные тенденции. Практически стабилизировалась численность населения области.
Третий год подряд фиксируется естественный прирост населения.
Вместе с тем, наметилась стабильная положительная динамика - число детей, рожденных вне брака.
Ежегодно увеличивается доля вторых и последующих детей в общей численности родившихся. Связано это, прежде всего, с принятием на федеральном и региональном уровнях мер, направленных на поддержку семей с детьми, стимулирование рождения вторых и последующих детей: предоставление материнского капитала (включая региональный материнский капитал), земельных участков в собственность, социальных выплат для приобретения жилья и иные меры в рамках действующего законодательства.
Продолжительность жизни населения Челябинской области в динамике за 5 лет выросла с 64,8 до 67,4 лет. Однако по-прежнему остается ниже среднероссийского показателя в 69,4 года.
За 2014 год в регионе отмечена миграционная убыль - 2761 человек, что на 117 человек больше, чем в 2013 году. В 2012 году отмечался миграционный прирост - 52 человека. При этом с учетом срочных мигрантов (зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более) по результатам за 2014 год отмечена миграционная прибыль 1,8 тыс. человек.
Тенденции в развитии демографической ситуации и положение семьи Челябинской области в настоящее время можно оценивать как недостаточно благополучные. Темпы роста рождаемости и сокращение смертности пока недостаточны для обеспечения стабильного прироста населения в Челябинской области.
Основными демографическими проблемами демографической ситуации в Челябинской области являются:
1) отсутствие закона «О многодетных семьях»;
2) низкий уровень социальной помощи со стороны государственных и муниципальных органов социальной защиты Челябинской области в поддержку многодетной семьи;
3) высокий показатель неблагополучных семей.
Для решения первой проблемы «Отсутствие закона «О многодетных семьях» предлагается:
1. В России нет федерального закона «О многодетных семьях», есть отдельные Указы Президента РФ, о мерах поддержки многодетных, не дающих многодетным юридических прав.
Так необходимо разработать Федеральный закон «О многодетных семьях».
Главным итогом принятия ФЗ «О многодетных семьях» станет значительное улучшение демографической обстановки и даст в результате:
- уменьшение бедности многодетных семей;
- улучшение качества жизни и охраны здоровья многодетных семей.
2. В связи c низким уровнем социальной помощи со стороны государственных и муниципальных органов социальной защиты Челябинской области необходимо создать социальный центр в поддержку многодетной семьи.
Основными направлениями деятельности Центра должна стать социально-экономическая поддержка семей, детей (вещевая, продуктовая и иные виды помощи).
При успешной реализации проекта создания социального центра повысится эффективность работы Управления по социальному обслуживанию граждан, будут развиваться новые формы и виды социального обслуживания.
3. Мерой, направленной на позитивные изменения в репродуктивном поведении населения региона является сохранение системы семейных ценностей. Предлагается это осуществить путем создания в образовательных учреждениях отдела социальной поддержки.
Ожидаемыми результатами после создания в образовательных учреждениях отдела социальной поддержки могут быть положительные изменения по вопросам основ семейной жизни, семейной морали. Также появятся общие интересы у ребенка, родителей и учителей, а их более тесное общение укрепит взаимопонимание между ними и сделает их партнерами в образовательном и воспитательном процессе.


1. Концепция демографической политики Российской Федерации на
период до 2025 года. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 [Электронный ресурс]. URL:
http://demoscope.ru/weekly/knigi/koncepciya/koncepciya25.html
2. О плане реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической
политики Российской Федерации до 2025 года: проект доклада министра Татьяны Голиковой на заседании Президиума Правительства РФ от 17 февраля 2011 г.[Электронный ресурс]. URL:
http: //www.minzdravsoc.ru/social/demography/25
3. Областная целевая Программа развития приоритетного национального проекта «Здоровье» в Челябинской области на 2012-2014 годы// Постановление Правительства Челябинской области от 16 ноября 2011 года
4. О принятии Концепции государственной семейной и демографической политики в Челябинской области на период до 2015 года// Постановление от 24 ноября 2011 г. № 701
5. О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 [Электронный ресурс]. URL: http: //www.fms .gov.ru/pro grams/ fmsuds/files/ukaz637.pdf
6. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы // Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/laws/acts/43/555449. html
Источники
7. Алиев. К.А. Демография: учеб. пособие / К.А. Алиев. Бишкек, 2012.
8. Архангельский, В.Н. Влияние субъективной оценки уровня жизни на репродуктивное поведение / В.Н. Архангельский // Уровень жизни населения регионов России. - 2011. - №8. С.11
9. Баскова Н.А. Особенности подходов к решению демографических
задач в современной России//Вестник Челябинского государственного университета. 2014. 4вып .-Челябинск: Челябинский Государственный
Университет., 2014.-С.22-30
10. Белобородов И.И. Демографическая политика в Российской
Федерации [Электронный ресурс] URL:
http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=5&idArt=1825
11. Брынцева Г. 1,3 ребенка [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2006/11/07/ vishnevskij-dz.htm
12. Валентей Д.И., Кваша А.Я., Медков В.М. Теоретические основы политики народонаселения // Основы теории народонаселения. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1986. (Глава 25).
13. Вишневский, А. Величие государства - «не в обширности тщетной без обитателей» / А. Вишневский // Миграция 21 век. - 2013. - №1. С.19
14. Вишневский А.Г. Демографическая реальность: теория и идеология // Экология и жизнь. - 2012. - № 7.С.15
15. Глинский В.В. К вопросу об оценке перспектив развития демографической ситуации в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 12. C. 17-21.
16. Глинский В.В., Овечкина Н.И. Тенденции демографической политики: сдержанный оптимизм третьего цикла // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 16. C. 14-18.
17. Дармодехин С. В. Государственная семейная политика: проблемы социальной практики [Текст] // Семья в России. - 2014. - № 1.С.18
18. Демографическая политика России: от размышлений к действию : аналитический доклад / рук. авт. кол. В.В. Елизаров. - М. : ООН, 2014, с. 7576.
19. Елисеева И.И. Социальная статистика. — М.: Финансы и статистика,
2013. - 384 с.
20. Елизаров В.В. Демографическая политика // Система знаний о народонаселении. Учеб. пособие. М., 2013.
21. Информационные материалы об окончательных итогах
Всероссийской переписи населения 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/perepis_
itogi1612.htm.
22. Капелюшников, Р.И. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения») / Р.И. Капелюшников, А.Л. Лукьянова. - М.: Фонд «Либеральная миссия», 2014.
23. Каунова С.Н. К вопросу о региональных этносоциальных процессах в
России: политико-демографический аспект // Вестник Армавирского
института социального образования (филиала) РГСУ. - 2013. - №6. - С. 158161
24. Конкуренцию с работниками из азиатских республик ощущает 18% экономически активных россиян [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.superj ob.ru/community/life/67554/
25. Копылов В.А. География населения: Учебное пособие для вузов. М.,
2014.
26. Михайлова С.Н. Стратегическая роль человеческих ресурсов в инновационной экономике / С.Н. Михайлова // Вестник Чувашского университета. 2013. № 1. С. 462-467.
27. Орешин В.П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой. - М.: ТЕИС, 2012.
28. Орлова И.Б. Демографическое благополучие России. — М., 2013. - 279 с.
29. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2013 года. М.: Госкомстат России, 2014.
30. Основные показатели инвалидности детского населения в Российской Федерации в 2013году: стат. сб. - М.: ФБМСЭ, 2014.
31. Основные показатели инвалидности детского населения в Российской Федерации в 2013 году: стат. сб. - М.: ФБМСЭ, 2014.
32. Приток мигрантов нужно ограничить [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://svpressa.ru/society/ article/58250/
33. Проблемы оптимизации взаимодействия федерального, регионального и местного уровней власти в современной России / Материалы II региональной научно-практической конференции. - Чебоксары: «Новое время», 2012.
34. Ржаницына, Л.С. Стандарт экономической устойчивости семьи с детьми в Москве / Л.С. Ржаницына, О.А. Бессолова. - М.: ООО «Вариант», 2012.
35. Рыбаковский, Л.Л. Новая миграционная политика России / Л.Л. Рыбаковский, С.В. Рязанцев // Россия: новые цели и приоритеты. - М., 2013.
36. Рыбаковский Л. Демографическая политика: теория и опыт
разработки // Соц. и демограф. политика. 2014. № 4. С. 53
37. Сазонова Е.С. Демографический кризис: феноменология и
государственное управление // Стратегии России в историческом и мировом пространствах: Материалы Всерос. науч. конф. (5 июня 2014 г.). М., 2013. С. 795-802.
38. Семья и рождаемость. Аналитический отчет по итогам выборочного наблюдения репродуктивных планов населения в 2014г. / Росстат
39. Слука А.Е., Слука Н.А. География населения с основами демографии: Учебное пособие для вузов. М.: МГУ, 2013.
40. Современные социально-демографические процессы в общественном мнении. - Ростов н/Д.: ЮРИУ РАНХ и ГС, 2014.
41. Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В.В. Вольского.- М., 2013.
42. Черепанова, А. В. Социально-демографическая безопасность регионов России: текущее состояние и проблемы диагностики// Экономика региона. 2012. №3 (15). С. 153-161.
43. Чернышев В.В., Кочетов А.Н., Жданович Т.Г. Меры демографической политики //Состояние и тенденции демографического развития. - Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2014. - С. 92-124
44. Шабунова, А.А. Здоровье детей: итоги пятнадцатилетнего
мониторинга / А.А. Шабунова, М.В. Морев, Н.А. Кондакова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012
45. Шатило Я. С. Информационная война и трансгенные продукты [Текст] / Я. С.Шатило, И.Ю.Шорин // Информационная безопасность регионов : научно-практический журнал. - 2013. - № 2(3).С.8
46. Харченко Л.П. Демография: учебное пособие. - 2-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2014, с. 344
47. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Демография. - Электронные данные. - М., 2015. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/b 13_00/lssWWW.exe/Stg/dk09/8-0.htm
48. Сайт Росстата РФ // http://www.gks.ru/free_
doc/new_site/perepis2010/ferst2015.htm. Даже с учетом поправок численность населения, видимо, лишь приблизится к оценке Росстата РФ на сентябрь 2015 г. - 141,8 млн чел.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ