Управление экономической безопасностью региона (на примере Курганской области)
|
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕКИЕ ОНОВЫ УПРАВЛЕНИЯЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНА
1.1 Сущность и факторы обеспечения экономической безопасности региона
1.2 Меры и механизмы экономической безопасности региона
1.2 Методика анализа экономической безопасности региона
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
(НА ПРИМЕРЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ)
2.1 Анализ уровня экономической безопасности Курганской области
2.2 Оценка уровня экономической безопасности Курганской области...
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Теоретические аспекты повышения уровня экономической безопасности.
3.2 Меры по повышению экономической безопасности Курганской области..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
1. ТЕОРЕТИЧЕКИЕ ОНОВЫ УПРАВЛЕНИЯЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНА
1.1 Сущность и факторы обеспечения экономической безопасности региона
1.2 Меры и механизмы экономической безопасности региона
1.2 Методика анализа экономической безопасности региона
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
(НА ПРИМЕРЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ)
2.1 Анализ уровня экономической безопасности Курганской области
2.2 Оценка уровня экономической безопасности Курганской области...
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Теоретические аспекты повышения уровня экономической безопасности.
3.2 Меры по повышению экономической безопасности Курганской области..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность темы. Управление экономической безопасностью - это непрерывный процесс обеспечения и защиты интересов региона от внутренних и внешних экономических угроз, обеспечиваемый путем осуществления комплекса мер, направленного на поддержание устойчивости и потенциала развития экономики региона.
Региональная экономическая безопасность имеет огромное значение при решении задач на государственном уровне. Аспект управления экономической безопасности региона недостаточно изучено. Нормы, которые регулируют отношения в области экономической безопасности региона, не является целостной, и не полностью решена проблема создания социально-экономических правовых и политических условий для реализации и исполнения, нормативно-правовых актов по управлению экономической безопасности.
Проблемы экономической безопасности в последние годы стали предметом изучения отечественных ученых: Л. Абалкина, В.Аньтттина., А. Архипова, Н. Косолапова, И. Бланка, А. Мартынова, Ройзмана И., Серова В.М., Ковалева В.В., В. Сенчагова, В. Введенского, А. Городецкого, М.Г. Делятина, Р.Илюхиной, Н.Купрещенко, Р.Максутова, И. Петренко. Оценке экономической безопасности РФ посвящены работы А. Татаркина, А. Илларионова, В. Сенчагова.
Региональные органы власти не имеют эффективных практических механизмов управления экономической безопасности и социальными процессами, не располагают достаточной методической базой.
Актуальность управления экономической безопасностью на региональном уровне, практическая значимость данной проблемы определили выбор темы исследования, его цель и задачи.
Объект дипломного проекта: - экономическая безопасность региона (на примере Курганской области).
Предмет дипломного проекта - управление экономической безопасности региона (на примере Курганской области)
Цель дипломной работы - разработка рекомендаций по повышению управления экономической безопасности региона (на примере Курганской области).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить и проанализировать теоретические основы управления экономической безопасности;
- Рассмотреть сущность экономической безопасности на уровне региона, систематизировать факторы, оказывающие влияние на региональный уровень экономической безопасности;
- Оценить состояния экономической безопасности региона (на примере Курганской области);
- Проанализировать особенности управления процессами экономической безопасности региона (на примере Курганской);
- Разработать рекомендации по повышению уровня управления экономической безопасностью региона (на примере Курганской области).
Теоретической и методологической основой исследования дипломного проекта являются труды российских ученых - экономистов, посвященные проблемам управления экономической безопасности региона; материалы научно-практических конференций по региональной политике; постановления Государственной и областной Думы и Федерального собрания Российской Федерации; отдельные указы Президента России, а также региональные законодательные акты, нормативные и инструктивно-методические материалы разработанные на региональном уровне. Ряд выводов и рекомендаций по осуществлению процесса управления экономической безопасностью региона сделаны на основании анализа и оценки социально-экономического положения Курганской области за три года.
Методы исследования: сравнительный анализ и рейтинговая оценка, метод экспертных оценок, различные экономико-статистические методы, метод программно-целевого решения экономических задач.
Практическая значимость: результаты дипломного проекта, разработанные рекомендации по повышению уровня экономической безопасности региона, могут быть использованы органами регионального управления при разработке долгосрочной социально-экономической стратегии развития, формировании региональных программ, реформировании межбюджетных отношений, а также для оценки эффективности работы местных органов власти.
Методологические подходы могут быть использованы в преподавании курсов лекций по государственному управлению и региональной экономике в российских учебных заведениях.
Региональная экономическая безопасность имеет огромное значение при решении задач на государственном уровне. Аспект управления экономической безопасности региона недостаточно изучено. Нормы, которые регулируют отношения в области экономической безопасности региона, не является целостной, и не полностью решена проблема создания социально-экономических правовых и политических условий для реализации и исполнения, нормативно-правовых актов по управлению экономической безопасности.
Проблемы экономической безопасности в последние годы стали предметом изучения отечественных ученых: Л. Абалкина, В.Аньтттина., А. Архипова, Н. Косолапова, И. Бланка, А. Мартынова, Ройзмана И., Серова В.М., Ковалева В.В., В. Сенчагова, В. Введенского, А. Городецкого, М.Г. Делятина, Р.Илюхиной, Н.Купрещенко, Р.Максутова, И. Петренко. Оценке экономической безопасности РФ посвящены работы А. Татаркина, А. Илларионова, В. Сенчагова.
Региональные органы власти не имеют эффективных практических механизмов управления экономической безопасности и социальными процессами, не располагают достаточной методической базой.
Актуальность управления экономической безопасностью на региональном уровне, практическая значимость данной проблемы определили выбор темы исследования, его цель и задачи.
Объект дипломного проекта: - экономическая безопасность региона (на примере Курганской области).
Предмет дипломного проекта - управление экономической безопасности региона (на примере Курганской области)
Цель дипломной работы - разработка рекомендаций по повышению управления экономической безопасности региона (на примере Курганской области).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить и проанализировать теоретические основы управления экономической безопасности;
- Рассмотреть сущность экономической безопасности на уровне региона, систематизировать факторы, оказывающие влияние на региональный уровень экономической безопасности;
- Оценить состояния экономической безопасности региона (на примере Курганской области);
- Проанализировать особенности управления процессами экономической безопасности региона (на примере Курганской);
- Разработать рекомендации по повышению уровня управления экономической безопасностью региона (на примере Курганской области).
Теоретической и методологической основой исследования дипломного проекта являются труды российских ученых - экономистов, посвященные проблемам управления экономической безопасности региона; материалы научно-практических конференций по региональной политике; постановления Государственной и областной Думы и Федерального собрания Российской Федерации; отдельные указы Президента России, а также региональные законодательные акты, нормативные и инструктивно-методические материалы разработанные на региональном уровне. Ряд выводов и рекомендаций по осуществлению процесса управления экономической безопасностью региона сделаны на основании анализа и оценки социально-экономического положения Курганской области за три года.
Методы исследования: сравнительный анализ и рейтинговая оценка, метод экспертных оценок, различные экономико-статистические методы, метод программно-целевого решения экономических задач.
Практическая значимость: результаты дипломного проекта, разработанные рекомендации по повышению уровня экономической безопасности региона, могут быть использованы органами регионального управления при разработке долгосрочной социально-экономической стратегии развития, формировании региональных программ, реформировании межбюджетных отношений, а также для оценки эффективности работы местных органов власти.
Методологические подходы могут быть использованы в преподавании курсов лекций по государственному управлению и региональной экономике в российских учебных заведениях.
Анализ управления экономической безопасности Курганской области, а также прогноз динамики их развития показали, что состояние региона характеризуется как предкризисное, а также требуется проведение ряда профилактических мероприятий.
Проведенный в главе 2 комплексный анализ, показавший соответствие состояния безопасности Курганской области, подтверждается результатами оценки экономической безопасности субъектов Российской Федерации, согласно которому Курганская область по темпу роста населения занимает - 76 место, по продолжительности жизни - 58 место, естественный прирост - 52 , уровень жизни - 64, денежные доходы - 70, правонарушение - 9 место, ВРП -65 место, занятость населения -63.
В настоящей выпускной квалификационной работе проведено исследование и разработаны мероприятия по совершенствованию обеспечения экономической безопасности региона (на примере Курганской области).
Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.
Анализ факторов, определяющих уровень экономической безопасности страны, предполагает комплексный учет всех аспектов социально - экономической жизни населения, выявляет угрозы интересам граждан, помогает в разработке программ по устранению этих опасных эффектов. Можно исходить из определения сущности и содержания экономической безопасности как степени защищенности государственных, национальных и местных интересов в сфере экономики от внешних и внутренних угроз, обеспеченной всеми средствами и институтами субъектов хозяйствования, включая структуры и систему показателей ее уровня. Повышение экономической безопасности региона является необходимым условием обеспечения защиты его социально-экономических отношений от внутренних и внешних угроз.
Использование системы управления экономической безопасности региона, построенной на взаимодействии органов власти и общества, в основу которой положено распределение функций и ответственности между министерствами и ведомствами региона позволит не только предотвратить угрозы экономической безопасности региона, но и существенно улучшит социально-экономическую ситуацию в регионе.
Существующие комплексные системы показателей оценки и мониторинга экономической безопасности в регионе используемые при анализе ситуации в производственной сфере и энергетике нуждаются в усовершенствовании. Анализ кризисных ситуаций в производственной сфере целесообразно проводить, используя показатели по которым ведется статистический учет.
Укреплению экономической безопасности регионов должно способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками, включая: проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики; стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавочной стоимостью, развитие перспективных технологий общего, двойного и специального назначения. Необходимо разрабатывать комплексные целевые программы по обеспечению экономической безопасности регионов. Важно отметить, что в настоящее время большинство региональных целевых программ имеют отношение к экономической безопасности, однако ни в названиях, ни в целях и задачах этих программ термин безопасность не употребляется.
В результате исследования управления экономической безопасностью региона (на примере Курганской области за 2012-2014гг) выявлены факторы, сдерживающие экономическое развитие региона и влияющие непосредственно на уровень его экономической безопасности:
1) неспособность экономики региона к устойчивому росту (низкий объем ВРП на душу населения;
2) низкие темпы роста объема ВРП, промышленности, продукции сельского хозяйства; высокая степень износа основных фондов промышленных предприятий);
3) неполная обеспеченность продовольственной независимости региона (недостаточная продовольственная независимость региона; не покрывается ввоз продовольствия вывозом; не обеспечивается структура питания населения по калорийности; наблюдается низкое качество продуктов питания);
4) неустойчивость финансовой системы региона (наличие дефицита в консолидированном бюджете региона; высокий уровень инфляции);
5) высокая зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции;
6) низкий уровень и качество жизни населения (низкие расходы на здравоохранение и культуру;
7) низкий уровень продолжительности жизни населения, низкие показатели покупательной способности населения;
8) высокая дифференциация доходов; высокий уровень концентрации доходов и безработицы);
9) продолжающееся ухудшение демографической ситуации в регионе (высокая смертность населения).
Проведенный в главе 2 комплексный анализ, показавший соответствие состояния безопасности Курганской области, подтверждается результатами оценки экономической безопасности субъектов Российской Федерации, согласно которому Курганская область по темпу роста населения занимает - 76 место, по продолжительности жизни - 58 место, естественный прирост - 52 , уровень жизни - 64, денежные доходы - 70, правонарушение - 9 место, ВРП -65 место, занятость населения -63.
В настоящей выпускной квалификационной работе проведено исследование и разработаны мероприятия по совершенствованию обеспечения экономической безопасности региона (на примере Курганской области).
Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.
Анализ факторов, определяющих уровень экономической безопасности страны, предполагает комплексный учет всех аспектов социально - экономической жизни населения, выявляет угрозы интересам граждан, помогает в разработке программ по устранению этих опасных эффектов. Можно исходить из определения сущности и содержания экономической безопасности как степени защищенности государственных, национальных и местных интересов в сфере экономики от внешних и внутренних угроз, обеспеченной всеми средствами и институтами субъектов хозяйствования, включая структуры и систему показателей ее уровня. Повышение экономической безопасности региона является необходимым условием обеспечения защиты его социально-экономических отношений от внутренних и внешних угроз.
Использование системы управления экономической безопасности региона, построенной на взаимодействии органов власти и общества, в основу которой положено распределение функций и ответственности между министерствами и ведомствами региона позволит не только предотвратить угрозы экономической безопасности региона, но и существенно улучшит социально-экономическую ситуацию в регионе.
Существующие комплексные системы показателей оценки и мониторинга экономической безопасности в регионе используемые при анализе ситуации в производственной сфере и энергетике нуждаются в усовершенствовании. Анализ кризисных ситуаций в производственной сфере целесообразно проводить, используя показатели по которым ведется статистический учет.
Укреплению экономической безопасности регионов должно способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками, включая: проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики; стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавочной стоимостью, развитие перспективных технологий общего, двойного и специального назначения. Необходимо разрабатывать комплексные целевые программы по обеспечению экономической безопасности регионов. Важно отметить, что в настоящее время большинство региональных целевых программ имеют отношение к экономической безопасности, однако ни в названиях, ни в целях и задачах этих программ термин безопасность не употребляется.
В результате исследования управления экономической безопасностью региона (на примере Курганской области за 2012-2014гг) выявлены факторы, сдерживающие экономическое развитие региона и влияющие непосредственно на уровень его экономической безопасности:
1) неспособность экономики региона к устойчивому росту (низкий объем ВРП на душу населения;
2) низкие темпы роста объема ВРП, промышленности, продукции сельского хозяйства; высокая степень износа основных фондов промышленных предприятий);
3) неполная обеспеченность продовольственной независимости региона (недостаточная продовольственная независимость региона; не покрывается ввоз продовольствия вывозом; не обеспечивается структура питания населения по калорийности; наблюдается низкое качество продуктов питания);
4) неустойчивость финансовой системы региона (наличие дефицита в консолидированном бюджете региона; высокий уровень инфляции);
5) высокая зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции;
6) низкий уровень и качество жизни населения (низкие расходы на здравоохранение и культуру;
7) низкий уровень продолжительности жизни населения, низкие показатели покупательной способности населения;
8) высокая дифференциация доходов; высокий уровень концентрации доходов и безработицы);
9) продолжающееся ухудшение демографической ситуации в регионе (высокая смертность населения).
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Оценка уровня экономической безопасности организации и разработка мероприятий по минимизации рисков
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Повышение финансовой устойчивости предприятия как фактора его
экономической безопасности (на примере ПАО «ЧТПЗ»)
Дипломные работы, ВКР, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Оценка угроз экономической безопасности в сфере уровня жизни населения территории
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2018 - Управление экономическим развитием территории (на примере Мало- Дюрягинского сельского поселения Курганской области
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - Деятельность Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК) по обеспечению экономической безопасности в регионе (Экономическая безопасность предприятий, Курганский государственный университет)
Курсовые работы, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНСТИТУТОВ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Территориальная дифференциация уровней социально-экономического развития в Уральском федеральном округе
Бакалаврская работа, география. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2023



