Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Работа №65483

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы89
Год сдачи2017
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
324
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ. . . . 7
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес» 7
1.2. Особенности развития познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3. Сюжетно-ролевые игры как средство развития
познавательного интереса у детей старшего дошкольного 20
возраста
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ 32
2.1. Диагностика уровня развития познавательного интереса
старших дошкольников на констатирующем этапе 32
эксперимента
2.2. Методические рекомендации по развитию познавательного
интереса старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 60


Уникальным периодом развития личности ребенка является дошкольный возраст, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Формирование у дошкольника познавательного интереса является одной из граней его развития
Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением ребенком знаний об окружающем мире существует взаимосвязь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания - важнейший «строительный материал», который является фундаментом развития познавательного интереса. Основа активности ребенка - прочные знания, они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Знания ребенка становятся более глубокими, яркими, образными под влиянием познавательного интереса. Процесс их приобретения также претерпевает существенные изменения, так как познавательный интерес активизирует многие проявления психики: восприятие, внимание, память, воображение. При наличии интереса восприятие ребенком предметов, явлений окружающего мира становится более полным, точным. Он легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит. Чем обширнее кругозор ребенка, тем больше развит у него и познавательный интерес, так как условием его возникновения является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете, новых сторон, свойств, отношений.
Проблеме развития познавательного интереса дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. Кроме того, в концепции содержания непрерывного образования помимо развития общих способностей, творческого воображения, коммуникативности дошкольников выделяют развитие любознательности дошкольника как основы познавательной активности.
Возраст от 3 до 5 лет является сензитивным периодом для развития познавательного интереса. Это важный период в жизни человека, так как в нем закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей, то он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.
Сюжетно-ролевая игра является одним из видов детской самостоятельной деятельности, интегрирующим многие достижения психического развития ребенка. В ней дети могут самостоятельно применять и творчески преобразовывать знания, представления, умения, приобретенные ими на занятиях и в повседневной жизни. В сюжетно-ролевой игре детьми осуществляется своеобразное моделирование социальных отношений между людьми, ориентировка в них и в общественных смыслах деятельности взрослых. Она точно соответствует их возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к формированию нужных навыков и умений. Все это делает разнообразные детские игры важнейшим средством всестороннего воспитания дошкольников.
Изучением проблемы развития познавательного интереса занимались многие отечественные и зарубежные ученные педагоги-психологи: Г.С. Абрамова, М.Б. Беляев, Л.И. Божович, М.М Бахтин, Д.Н. Большаков, В.С.
Библер, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, В.А. Костюкова, Ю.В. Сенько, и др. В их исследованиях были раскрыты условия и факторы, влияющие на развитие познавательных интересов, уровни проявления и становления. Они подчеркивали важность разностороннего и развивающего вклада, который вносит сюжетно-ролевая игра в развитие познавательного интереса. Однако, выявлено противоречие между необходимостью развития познавательного интереса в сюжетно-ролевой игре и недостаточностью научно-методического сопровождения данного процесса. Поиск путей преодоления данного противоречия определил выбор темы нашего исследования «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования сюжетно-ролевых игр».
Выявленное противоречие, позволило следующим образом сформулировать проблему исследования: поиск педагогических средств эффективного развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования сюжетно-ролевых игр. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические средства развития
познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
Гипотеза: приступая к исследованию, мы исходили из
предположения о том, что развитие познавательного интереса старших дошкольников в процессе использования сюжетно-ролевых игр будет проходить эффективнее, если соблюдать следующие условия:
- стимулировать активность ребенка по отношению к информации, необходимой для развития сюжетно-ролевой игры;
- обеспечивать оперирование приобретенными знаниями с помощью игровых проблемных ситуаций;
- формировать положительную направленность на достижение целей игры, в условиях обогащенной развивающей предметно-пространственной
среды.
В соответствии с проблемой, объектом и целью были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес».
2. Охарактеризовать особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
3. Показать влияние сюжетно-ролевой игры на развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного интереса.
4. Выявить исходный уровень развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: наблюдение, беседа,
педагогический эксперимент, работы качественного и количественного анализа реализации исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 47» города Белгорода
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы, приложения. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка. В этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одним из аспектов его развития является формирование у него познавательных интересов.
Познавательный интерес - это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.
В дошкольном возрасте развитие познавательного интереса имеет свои особенности. Познавательный интерес как мотив учения побуждает ребенка к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Развитие познавательного интереса дошкольников должно происходить в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование игровых технологий.
Обладая огромной побудительной силой, познавательный интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения «жажды знаний». Познавательный интерес является обширным и многогранным понятием. Его формирование и развитие часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Необходимость его формирования и развития не вызывает сомнений и имеет имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.
Адекватной дошкольному возрасту творческой познавательной деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Она и является эффективным средством развития познавательного интереса ребенка старшего дошкольного возраста.
Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательного интереса дошкольников. Во время игры ребенок - полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра - это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума,
выдержки, самостоятельности. Но самое важное - не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих детей во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.
Исследование показало, что использование сюжетно-ролевых игр способствовало повышению уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, что подтвердило нашу гипотезу; сюжетно-ролевые игры дают детям большой заряд положительных эмоций, помогают расширить кругозор, знания и умения детей; сюжетно-ролевые игры имеют большой потенциал в области успешного развития ребенка.
Итак, мы можем сказать о положительном влиянии сюжетно-ролевых игр на развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Дети стали более инициативными, активными, заинтересованными.
В результате можно предположить, что выдвинутая гипотеза - развитие познавательного интереса старших дошкольников в процессе использования сюжетно-ролевых игр будет эффективнее, при соблюдении следующих педагогических условий: обогащении жизненного и игрового опыта дошкольников; активизации взаимоотношений педагогов ДОУ и родителей воспитанников в процессе развития познавательного интереса му детей старшего дошкольного возраста; организации игрового пространства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.



1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст] / Под
ред. Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение, 2014.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой [Текст]/ Н.П. Аникеева. -М.:
Просвещение, 2016.
3. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я [Текст] / М.А. Бесова. -
Ярославль: Академия развития, 2015.
4. Бойченко H. A. Общие основы руководства сюжетно-ролевыми играми
детей дошкольного возраста [Текст] /Н.А. Бойченко. - Киев, 2012.
5. Бойченко H. A. Сюжетно-ролевые игры детей пятого года жизни
[Текст] /Н.А. Бойченко. - Киев, 2015.
6. Бойченко H. A. и др. Сюжетно-ролевые игры дошкольников [Текст]
/Н.А. Бойченко, Радянська школа. - Киев, 2014.
7. Большой толковый психологический словарь [Текст] /Н.А. Бойченко /
Ребер Артур. - Т.1 (А - О). - М.: Вече; АСТ. - 2013.
8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология [Текст]/Л.А. Венгер, В.С.
Мухина. - М.: Просвещение. - 2013.
9. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка //
Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов [Текст]/Л.А. Венгер. - М. - 2015.
10. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина и др. - М.: АСАДЕМА, 2016.
11. Воспитание детей в игре [Текст]/ А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М. - 2013.
12. Воронкова Л. В. Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу детей [Текст]/ Л.В. Воронкова. - Педагогическое общество России. - 2014.
13. Воспитываем дошкольников самостоятельными [Текст]/ Сб. статей, С-П. - 2013.
14. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. [Текст]/ Выготский Л.С. //Вопросы психологии. 6-2016.
15. Выготский Л.С. Психология познания[Текст]/Л.С. Выготский. - М.: Просвещение.- 2014.
16. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст]/А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение.- 2015.
17. Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) [Текст]/ Е.В. Доценко. - Волгоград,
2014.
18. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре [Текст]/ Р.И. Жуковская. - М., 2013.
19. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст]/ Р.И. Жуковская. - М., 2015.
20. Занько С.Ф. Игра и ученье [Текст] /С.Ф. Занько. — М.:Просвещение, 2012.
21. Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях [Текст]// Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. - М., 2012.
22. Игра дошкольника [Текст]под ред. Т.И. Бабаевой, С-Пб., 2015.
23. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов [Текст]/ Под ред. Н.Я. Михайленко. - М., 2016.
24. Истратова О.Н. «Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет» [Текст], Ростов-на-Дону, «Феникс» - 2015.
25. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика[Текст]. - М., 2014.
26. Кордуэлл М. Психология. А - Я: Словарь - справочник[Текст]. - М.:ФАИР-ПРЕСС, 2015.
27. Коробкина О.Г. и др. Развитие познавательной и исследовательской активности у дошкольников 5 года жизни в процессе сюжетно-ролевых игр [Текст] /О.Г. Коробкина. -2006.
28. Краснощекова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» [Текст] /Н.В. Краснощекова: Феникс, 2016.
29. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир[Текст]. С-П., 2012.
30. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] /Леонтьев А.Н. // Психологическая наука и образование. - 2016.
31. Люблинская А. А. «Детская психология» Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов [Текст]М., «Просвещение», 2014.
32. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст]/
Менджерицкая Д.В. - М., 2012.
33. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры [Текст]/ Михайленко Н.Я. //Дошкольное воспитание. - № 4-2013.
34. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду[Текст]/ Н.Я. Михайленко Н.Я. - М., 2013.
35. Морозова, Н.Г. Педагогу о познавательном интересе[Текст]/ Н.Г. Морозова // Психология и педагогика.-2015.
36. Охорзина Т. Ролевая игра как один из способов развития общих и специальных способностей. [Текст]/Т. Охорзина // Дошкольное воспитание, №10-2015.
37. Педагогические технологии: учебное пособие. [Текст]/ Автор- составитель Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
38. Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в
дошкольном учреждении [Текст]/ В.А. Петровский В.А //
Дошкольное образование в России. - М.. - 2013.
39. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии [Текст]/ П.И. Пидкасистый. - М.: РПА. - 2016.
40. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов
высших учебных заведений: В 2 кн. - Кн.2: Процесс
воспитания[Текст] /И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС. - 2013.
41. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника [Текст] /Е.В. Проскура. - М. 2015.
42. Романова, Е.С. Психодиагностика: учебное пособие. [Текст] / Е.С. Романова. - С-Пб: Питер, 2016.
43. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст]/ Е.И. Тверитина, Л.С. Барсукова. - М.. - 2016.
44. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания [Текст]/А.И. Савенков. - Ярославль. - 2012.
45. Стародубцева И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников [Текст]/ И.В. Стародубцева: Генезис. - 2014.
46. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных интересов детей: популярное пособие для родителей и педагогов[Текст] /Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития. - 2014.
47. Конькова Н.О. Организация сюжетно-ролевых игр [Текст]/ Н.О. - М. - 2012.
48. Флегонтова Н.П. Проблема педагогического руководства игрой
детей // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений: Материалы научно-практической конференции
преподавателей и студентов учебных педагогических заведений [Текст]/ Т.А. Куликовой. - М.,2014.
49. Фомина Н.А. Интеграции двигательной и познавательной деятельности дошкольников [Текст] / Н.А. Фомина, Волгоград. - 2013.
50. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся [Текст] /Г.И. Щукина. — М.: Педагогика. -
2015.
51. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов дошкольников [Текст] /Г.И. Щукина.- М.: Просвещение. - 2016.
52. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 2014.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ