ВВЕДЕНИЕ 8
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО. ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
1.1 Социально-экономическая сущность доходов местного бюджета 11
1.2 Бюджетный процесс в муниципальном образовании 25
2. АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ЩУЧАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ исполнения доходной части бюджета Щучанского
муниципального района за 2012 - 2014 года 33
2.2 Проблемы формирования и укрепления доходной базы Щучанского
муниципального района 52
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ДОХОДНОЙ БАЗЫ БЮДЖЕТА ЩУЧАНСКОГО РАЙОНА
3.1 Ограничения доходной базы бюджета Щучанского района и
возможные направления ее повышения 62
3.2 Реализация мероприятий направленных на увеличение доходного
потенциала Щучанского района 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Экономической основой местного самоуправления, наряду с государственным имуществом, переданным в управление муниципалитетам, являются местные финансы. В совокупности с объектами муниципальной собственности они способствуют функционированию и развитию инфраструктуры муниципального образования. С точки зрения существующего законодательства, местные финансы не являются составной частью государственного бюджета и относительно самостоятельны в рамках взаимоотношений между региональными и местными органами.
В соответствии с законодательством, регулирующим деятельность органов местного самоуправления в Российской Федерации, финансовую основу органов муниципальной власти представляют их бюджеты.
Предоставленные органам муниципальной власти имущественные и финансовые права, предоставляют им возможность формировать, утверждать и исполнять свои бюджеты, а также распоряжаться предприятиями, переданными в их ведение и получать доходы от их деятельности.
Проблема финансового обеспечения местного самоуправления сохраняет свою актуальность. Необходимо отметить, что местное самоуправление должно базироваться на прочном финансово-экономическом фундаменте и этот фундамент в основной своей части состоит из доходов местных бюджетов, поэтому одной из острейших проблем, встающих перед органами местного самоуправления, является низкая обеспеченность местных бюджетов собственными доходами, а также сам порядок межбюджетных отношений.
По моему мнению, рост экономической базы муниципальных образований должен опережать экономический рост государства, доходы муниципальных образований должны расти быстрее, чем доходы государства. Такой дисбаланс роста доходов между муниципалитетами и государством не представляется реальным, но то, что от наполняемости доходной части местных бюджетов зависит самостоятельность муниципальных образований, сомнению не подлежит.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается авторитетными экономистами, посвящающими ей немалую часть своих исследований. Подтверждается она и самой жизнью: ведь большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета. Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетного устройства следует уделить достойное место.
Эта тема актуальна еще тем, что одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает реальной политической власти возможность воздействовать на экономику, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенных слоев населения. В связи с этим изучение бюджетной системы, теоретических и законодательных основ, реальной практики функционирования бюджетного механизма, прогнозирования объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий и прогнозирования финансовых последствий реформ, программ - обретает в настоящее время особую актуальность.
Цель данной работы разработать рекомендации по совершенствованию доходной базы бюджета Щучанского района Курганской области. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы бюджета муниципального образования, их сущность и структуру.
2. Определить социально-экономическую сущность доходов местного бюджета.
3. Изучить классификацию доходов.
4. Проанализировать доходную часть бюджета Щучанского района.
5. Вывить проблемы формирования и укрепления доходной базы бюджета Щучанского муниципального района.
В соответствии с поставленными целями объектом исследования является Щучанский муниципальный район, а соответственно предметом - анализ доходов бюджета Щучанского района, его составные части.
В качестве методологии в работе были использованы концептуальные положения, содержащиеся в Бюджетном кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ, Законе Курганской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Курганской области», Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Местный бюджет является основой денежного имущества казны муниципального образования и представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения функции местного самоуправления. Поскольку местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти, местные бюджеты не относятся к государственным финансам. Местные бюджеты, являются частью финансов, входящих в экономический базис. Они обусловлены существованием и развитием материального производства и соответствующими экономическими, в частности товарно-денежными отношениями, что дает основание отнести эти бюджеты к числу экономических категорий. Местные бюджеты — это главный канал доведения до населения конечных результатов производства, направляемых на общественное потребление. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения.
В ходе исследования были выполнены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы бюджета муниципального образования, их сущность и структуру;
- определена социально-экономическая сущность доходов местного бюджета;
- изучена классификация доходов;
- сделан анализ доходной части бюджета Щучанского района.
- выявлены проблемы формирования и укрепления доходной базы бюджета Щучанского муниципального района.
В главе 2 дается анализ по отчетам об исполнении бюджета Щучанского муниципального района за 2012- 2014 гг. Анализируются доходы местного бюджета в целом, а также по их видам. Из данного анализа, можно сделать следующие выводы:
- местный бюджет Щучанского муниципального района находится практически в полной зависимости от бюджета вышестоящего уровня (областного бюджета Курганской области), то есть район является на более чем на 70% дотационным;
- собственных доходов Щучанского муниципального района не достаточно для осуществления ряда полномочий на проведение таких расходов как оплата коммунальных услуг, выплата заработной платы, т.к. в течении финансового года возможны повышения тарифов и как следствие этого лимитов предусмотренных по бюджету может быть не достаточно;
- анализ неналоговых доходов показал, что их доля в общем объеме доходов местного бюджета очень не велика. Существует проблема учета неналоговых доходов;
Бюджет муниципального образования, являясь частью бюджетной системы РФ, прочно связан с бюджетом вышестоящего уровня - бюджетом субъекта РФ. Поэтому, хотя законодательство закрепляет самостоятельность органов местного самоуправления в вопросах формирования местного бюджета, эта самостоятельность имеет пределы.
Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований. Через местные бюджеты осуществляется важное практически для всех регионов выравнивание экономического и социального развития территорий. Таким образом, местные органы власти должны обеспечить комплексное развитие своих местностей. Результатом проводимой государством политики стал переход функций регулирования этого процесса от центральных органов власти к местным.
В главе 3 рассматриваются мероприятия по увеличению доходной базы бюджета Щучанского муниципального района, делаются расчете по аренде муниципального имущества и аренде земле сельскохозяйственного назначения.
Рассматриваются проблемы ограничения доходной базы и даются рекомендации по улучшению формирования и исполнения бюджета Щучанского муниципального район. Для укрепления доходной базы консолидированного бюджета Щучанского района нужно;
- совершенствование правовых актов органов местного самоуправления Щучанского района о налогах, осуществление деятельности межведомственных коллегиальных органов по мобилизации налоговых доходов бюджетов, мониторинг поступающих доходов в бюджеты района и поселений в разрезе основных налогов и основных налогоплательщиков, мониторинг иногородних хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Щучанского района;
- в целях усиления платежной дисциплины требуется принятие мер, способствующих повышению ответственности за результаты работы по администрированию платежей в бюджет;
- необходимо установить персональную ответственность руководителей - администраторов поступлений в бюджет, за рост недоимки по администрируемым платежам;
- необходимо продолжить совершенствование программно-целевого принципа в бюджетном процессе. В рамках этого направления в районе планируются к реализации целевые программы развития отдельных отраслей экономики, которые нацелены на решение острых социальных и экономических проблем.
Очевидно, что роль местных бюджетов, усиливается, а сфера их использования расширяется. Поэтому было очень важно разобраться в их законодательной основе, подробно рассмотреть структуру доходов и расходов для организации более эффективной системы формирования и использования местных бюджетов.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (в ред. от 7 мая 2013) // Собрание законодательства Российской Федерации -1998. - № 31. - Ст. 3823; Собрание законодательства Российской Федерации - 2013. - № 19. - Ст. 2331.
2. Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (в ред. 7 мая 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации - 2003. - № 40. - Ст. 3822; Собрание законодательства Российской Федерации - 2013. - № 19. - Ст. 2331
3. Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ. «О применении кодов бюджетной классификации Российской Федерации» // Российская газета - 1996. - № 159.
4. Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (в ред. 7 мая 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации - 2003. - № 40. - Ст. 3822; Собрание законодательства Российской Федерации - 2013. - № 19. - Ст. 2331
5. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ.
6. Алексеев, О.Б. Местное самоуправление в России: эффективное управление муниципальными финансами : практ. рекомендации / О. Б. Алексеев, П. И. Лапшев. М. : Изд-во ИГПИ, 2006. 234 с.
7. Велихов, Л.А. Основы городского хозяйства / Л. А. Велихов. М. : ГИЗ, 1928. 75 с.
8. Зарубин, А.В. К вопросу повышения эффективности межбюджетных отношений / А.В. Зарубин // Финансы. 2006. № 8. С.15.
9. Игнатов, В. Г. Местное самоуправление : учеб. пособие / В. Г. Игнатов, В. В. Рудой. Ростов н/Д : Рост. кн. изд-во, 2003. 349 с.
10. Карчевская, С.А. Финансовые аспекты реформы местного самоуправления / С.А. Карчевская // Бюджет. 2006. № 8. С. 32.
11. Крохина, Ю.А. Финансовое право России : учебник / Ю. А. Крохина. М. : Норма, 2004. 256 с.
12. Пронина, Л.И. Увеличение налогооблагаемой базы субъектов Федерации и муниципальных образований / Л. И. Пронина // Финансы. 2006. № 3. С. 12-19.
13. Тишкина, Л.Е. Укрепление доходной базы местных бюджетов / Л.Е. Тишкина // Финансы. 2006. № 9. С. 7.
14. Реформа федеративных отношений и бюджетной системы в Российской Федерации: проблемы и предложения. М., 2005. С. 13.