ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ «ПОЛИТИКА - ИГРА» В СОВРЕМЕННЫХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СМИ
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование изучения концептуальной метафоры
1.1. Понятие концептульной метафоры 6
1.2. Теория концептуальной метафоры 11
1.3. Классификации метафор 15
1.4. Метафора в политическом дискурсе 21
Выводы по ГЛАВЕ I 27
ГЛАВА II. Анализ метафорической модели «Политика - это игра» в современных англоязычных СМИ 29
2.1. Игра как сфера-источник метафоры в политическом дискурсе 29
2.2. Метафорическая модель «Политика - это игра» в англо¬
американском политическом дискурсе 33
2.3. Фрейм «Игра и ее виды» в англо-американском политическом дискурсе 36
2.3.1. Слот «Game generally» - «Игра вообще (без конкретизации)»
2.3.2. Слот «Games of chance» - «Азартные игры»
2.3.3. Слот «Table games» - «Настольные игры»
2.3.4. Слот «Active games» - «Подвижные игры»
2.3.5. Слот «Team sports» - «Командные спортивные игры»
Выводы по ГЛАВЕ II 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 61
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование изучения концептуальной метафоры
1.1. Понятие концептульной метафоры 6
1.2. Теория концептуальной метафоры 11
1.3. Классификации метафор 15
1.4. Метафора в политическом дискурсе 21
Выводы по ГЛАВЕ I 27
ГЛАВА II. Анализ метафорической модели «Политика - это игра» в современных англоязычных СМИ 29
2.1. Игра как сфера-источник метафоры в политическом дискурсе 29
2.2. Метафорическая модель «Политика - это игра» в англо¬
американском политическом дискурсе 33
2.3. Фрейм «Игра и ее виды» в англо-американском политическом дискурсе 36
2.3.1. Слот «Game generally» - «Игра вообще (без конкретизации)»
2.3.2. Слот «Games of chance» - «Азартные игры»
2.3.3. Слот «Table games» - «Настольные игры»
2.3.4. Слот «Active games» - «Подвижные игры»
2.3.5. Слот «Team sports» - «Командные спортивные игры»
Выводы по ГЛАВЕ II 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 61
ВВЕДЕНИЕ
Концептуальная метафора способствует пониманию чрезвычайно сложных ситуаций, феноменов и абстрактных понятий (эмоции, идеи). Большая часть концептуальной системы направлена на осмысление международных отношений, политических дебатов, социально-экономических вопросов, войны, где невозможно избежать метафорического мышления.
В газетных текстах метафоричность - это одна из возможностей создания экспрессии, связанная, как правило, с семантическими сдвигами, которые приводят к дополнительной экспрессивной насыщенности текста в целом. В англоязычных СМИ авторами статей используется концептуальная метафора как инструмент, помогающий более ярко осветить события, происходящие как в стране, так и в мире.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в необходимости практического системного исследования особенностей функционирования и реализации концептуальной метафоры «Политика - Игра» в современной англоязычной прессе.
Объектом исследования являются общие и специфические особенности строения и функционирования концептуальной метафоры «Политика - Игра» в современной англоязычной прессе.
Предметом исследования является употребление концептуальной метафоры «Политика - Игра» в современных английских газетно-публицистических статьях.
Цель работы состоит в комплексном исследовании и описании специфики репрезентации и функционирования концептуальной метафоры «Политика - Игра» в газетно-публицистическом стиле.
В соответствии с целью, поставленной в исследовании, предполагается выполнение следующих задач:
1. рассмотреть особенности концептуальной метафоры и ее классификации;
2. изучить предложенные отечественными и зарубежными учеными теории метафоры; характер функционирования метафоры в политическом дискурсе;
3. детально описать фреймо-слотовую структуру метафор со сферой источником «Игра» в английском политическом дискурсе;
4. выявить и проанализировать случаи употребления концептуальной метафоры «Политика - Игра» в англоязычных публицистических текстах. Теоретической базой для исследования послужили работы таких
отечественных и зарубежных лингвистов, как И.В. Арнольд, Н.Д. Арутюновой, А.Н. Баранова, В.Г. Гака, И.Р. Гальперина, М. Джонсона, Ю.Н. Караулова, В.Г. Костомарова, Н.А. Кузьминой, Д. Лакоффа, М.В. Никитина, А. Ричардса, Г.Н. Скляревской, Ю.Б. Феденевой, А.П. Чудинова, И. Хейзинга и др., в которых указывается на важную роль метафоры в развитии языка, процессах восприятия и мышления.
Материалом исследования послужили примеры, полученные методом сплошной и целенаправленной выборки из современных англоязычных изданий, таких как «The Washington Post», «The New York Times», «The Guardian» за 2016 год.
В процессе исследования были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной научной литературы, индуктивный метод обобщения информации, дедуктивный метод формулирования выводов; эмпирические: метод частичной и сплошной выборки - при сборе и накоплении материала, а также лингвистический и текстовый анализ материала исследования.
Структура и содержание работы определены составом решаемых проблем и задач. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической глав, выводов по главам, заключения, списка
5
использованной литературы, списка источников фактического материала и
списка использованных словарей.
Концептуальная метафора способствует пониманию чрезвычайно сложных ситуаций, феноменов и абстрактных понятий (эмоции, идеи). Большая часть концептуальной системы направлена на осмысление международных отношений, политических дебатов, социально-экономических вопросов, войны, где невозможно избежать метафорического мышления.
В газетных текстах метафоричность - это одна из возможностей создания экспрессии, связанная, как правило, с семантическими сдвигами, которые приводят к дополнительной экспрессивной насыщенности текста в целом. В англоязычных СМИ авторами статей используется концептуальная метафора как инструмент, помогающий более ярко осветить события, происходящие как в стране, так и в мире.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в необходимости практического системного исследования особенностей функционирования и реализации концептуальной метафоры «Политика - Игра» в современной англоязычной прессе.
Объектом исследования являются общие и специфические особенности строения и функционирования концептуальной метафоры «Политика - Игра» в современной англоязычной прессе.
Предметом исследования является употребление концептуальной метафоры «Политика - Игра» в современных английских газетно-публицистических статьях.
Цель работы состоит в комплексном исследовании и описании специфики репрезентации и функционирования концептуальной метафоры «Политика - Игра» в газетно-публицистическом стиле.
В соответствии с целью, поставленной в исследовании, предполагается выполнение следующих задач:
1. рассмотреть особенности концептуальной метафоры и ее классификации;
2. изучить предложенные отечественными и зарубежными учеными теории метафоры; характер функционирования метафоры в политическом дискурсе;
3. детально описать фреймо-слотовую структуру метафор со сферой источником «Игра» в английском политическом дискурсе;
4. выявить и проанализировать случаи употребления концептуальной метафоры «Политика - Игра» в англоязычных публицистических текстах. Теоретической базой для исследования послужили работы таких
отечественных и зарубежных лингвистов, как И.В. Арнольд, Н.Д. Арутюновой, А.Н. Баранова, В.Г. Гака, И.Р. Гальперина, М. Джонсона, Ю.Н. Караулова, В.Г. Костомарова, Н.А. Кузьминой, Д. Лакоффа, М.В. Никитина, А. Ричардса, Г.Н. Скляревской, Ю.Б. Феденевой, А.П. Чудинова, И. Хейзинга и др., в которых указывается на важную роль метафоры в развитии языка, процессах восприятия и мышления.
Материалом исследования послужили примеры, полученные методом сплошной и целенаправленной выборки из современных англоязычных изданий, таких как «The Washington Post», «The New York Times», «The Guardian» за 2016 год.
В процессе исследования были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной научной литературы, индуктивный метод обобщения информации, дедуктивный метод формулирования выводов; эмпирические: метод частичной и сплошной выборки - при сборе и накоплении материала, а также лингвистический и текстовый анализ материала исследования.
Структура и содержание работы определены составом решаемых проблем и задач. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической глав, выводов по главам, заключения, списка
5
использованной литературы, списка источников фактического материала и
списка использованных словарей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, метафора - один из основных приемов познания объектов действительности, их наименования, создания художественных образов и порождения новых значений. Она выполняет когнитивную, номинативную, художественную и смыслообразующую функции. Метафора нужна не только для того, чтобы, благодаря полученному наименованию, сделать нашу мысль доступной для других людей; она необходима нам самим для того, чтобы объект стал доступен нашей мысли. Метафоры занимают немалую долю слов и выражений в нашей речи. Мы пользуемся ими, создаем их не заметно для себя.
Изменение значения слов происходит в языке по категориям метафоры, метонимии и т.д. В процессе называния новое понятие обозначается старым словом, но с измененным значением. Постепенно, при этом, новое значение слова обособляется от первоначального, приобретает самостоятельный смысл, в дальнейшем процессе семантической жизни слова новое значение может окончательно вытеснить старое, становится возможным противоречие между первоначальным значением слова и новым его употреблением, свидетельствующее о забвении первоначального значения.
В современной науке политическая лингвистика воспринимается как самостоятельная активно развивающаяся область исследования, включающая несколько относительно автономных направлений, противопоставленных друг другу по методологии и методикам исследования, используемому материалу, аспектам анализа политического текста и дискурса, нормативному или дескриптивному подходу к изучению материала и др. При анализе политической коммуникации целесообразно использовать широкий подход к выделению метафор, основанный на общих принципах когнитивной лингвистики.
Метафора может исследоваться и как механизм, и как процесс, и как его результат, и как ментальная операция. При характерном для когнитивистики широком понимании метафоры к ее сфере относятся многие явления, которые при традиционном подходе рассматриваются по-иному: как сравнение, метаморфоза, синекдоха, гипербола и литота.
В газетной публицистике активно используются метафоры с целью увеличения информативности ценности сообщения с помощью ассоциаций, вызываемых переносным употреблением слова, участвуя в важнейших функциях публицистики - убеждения и эмоционального воздействия.
Игровая метафора является важным средством моделирования политического пространства в англоязычных СМИ, наделенная способностью отражать национально-специфические особенности английской
лингвокультуры.
В рамках политического дискурса основными объектами метафорического притяжения игровой метафорики служат ситуации «Политический деятель как субъект политики», «Выборы», «Политические партии и коалиции».
Среди аксиологических характеристик в политическом дискурсе превалирует отрицательная оценка у метафор со сферой-источником «Игра», что отражает соответствующее отношение к субъектам и феноменам политической деятельности в современном мире.
Метафорическая модель «Политика - это игра» относится к моделям с высокой степенью продуктивности, часть базы эмпирического материала составляют индивидуально-авторские игровые метафоры.
В публицистических текстах роль метафоры рассматривается в триединстве культурного, прагматического и когнитивного подходов. Таким образом, метафора определяется не только как инструмент категоризации, номинации, но также как культурная парадигма, объединяющая фоновые знания всего человечества в целом и отдельной культурно-этнической общности, в частности, интересы и знания которой должны учитываться авторами публикаций при осуществлении коммуникации.
Итак, метафора - один из основных приемов познания объектов действительности, их наименования, создания художественных образов и порождения новых значений. Она выполняет когнитивную, номинативную, художественную и смыслообразующую функции. Метафора нужна не только для того, чтобы, благодаря полученному наименованию, сделать нашу мысль доступной для других людей; она необходима нам самим для того, чтобы объект стал доступен нашей мысли. Метафоры занимают немалую долю слов и выражений в нашей речи. Мы пользуемся ими, создаем их не заметно для себя.
Изменение значения слов происходит в языке по категориям метафоры, метонимии и т.д. В процессе называния новое понятие обозначается старым словом, но с измененным значением. Постепенно, при этом, новое значение слова обособляется от первоначального, приобретает самостоятельный смысл, в дальнейшем процессе семантической жизни слова новое значение может окончательно вытеснить старое, становится возможным противоречие между первоначальным значением слова и новым его употреблением, свидетельствующее о забвении первоначального значения.
В современной науке политическая лингвистика воспринимается как самостоятельная активно развивающаяся область исследования, включающая несколько относительно автономных направлений, противопоставленных друг другу по методологии и методикам исследования, используемому материалу, аспектам анализа политического текста и дискурса, нормативному или дескриптивному подходу к изучению материала и др. При анализе политической коммуникации целесообразно использовать широкий подход к выделению метафор, основанный на общих принципах когнитивной лингвистики.
Метафора может исследоваться и как механизм, и как процесс, и как его результат, и как ментальная операция. При характерном для когнитивистики широком понимании метафоры к ее сфере относятся многие явления, которые при традиционном подходе рассматриваются по-иному: как сравнение, метаморфоза, синекдоха, гипербола и литота.
В газетной публицистике активно используются метафоры с целью увеличения информативности ценности сообщения с помощью ассоциаций, вызываемых переносным употреблением слова, участвуя в важнейших функциях публицистики - убеждения и эмоционального воздействия.
Игровая метафора является важным средством моделирования политического пространства в англоязычных СМИ, наделенная способностью отражать национально-специфические особенности английской
лингвокультуры.
В рамках политического дискурса основными объектами метафорического притяжения игровой метафорики служат ситуации «Политический деятель как субъект политики», «Выборы», «Политические партии и коалиции».
Среди аксиологических характеристик в политическом дискурсе превалирует отрицательная оценка у метафор со сферой-источником «Игра», что отражает соответствующее отношение к субъектам и феноменам политической деятельности в современном мире.
Метафорическая модель «Политика - это игра» относится к моделям с высокой степенью продуктивности, часть базы эмпирического материала составляют индивидуально-авторские игровые метафоры.
В публицистических текстах роль метафоры рассматривается в триединстве культурного, прагматического и когнитивного подходов. Таким образом, метафора определяется не только как инструмент категоризации, номинации, но также как культурная парадигма, объединяющая фоновые знания всего человечества в целом и отдельной культурно-этнической общности, в частности, интересы и знания которой должны учитываться авторами публикаций при осуществлении коммуникации.




